Методическая разработка интегрированного открытого внеаудиторного занятия
методическая разработка

Олеся Михайловна Вислых

Методическая разработка открытого интегрированного внеаудиторного занятия по дисциплинам ОП. 02 Анатомия и физиология человека и ОП. 03 Основы латинского языка с медицинской терминологией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_iovz_2-2.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

интегрированного открытого внеаудиторного занятия

по дисциплинам

ОП.02 Анатомия и физиология человека

ОП.03 Основы латинского языка с медицинской терминологией

Москва, 2023

Методическая разработка внеаудиторного интегрированного открытого занятия разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности Сестринское дело и в полной мере отражают содержание рабочих учебных программ по дисциплине ОП.02 «Анатомия и физиология человека», ОП.03 Основы латинского языка с медицинской терминологией

Организация – разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 1» (ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»).

Разработчики:

Вислых О.М., преподаватель высшей квалификационной категории дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека.

Комагоркина Н.В., преподаватель дисциплин ОП. 04 Фармакология и ОП.03 Основы латинского языка с медицинской терминологией.

Методическая разработка рассмотрена цикловой методической комиссией общепрофессиональных дисциплин

Протокол № _____ от «____»_____________2023 г.

Председатель ЦМК ___________________ /О.А.Смыслова/


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеаудиторное интегрированное занятие проводится в конце 3 семестра для обучающихся 2 курса по специальности «Сестринское дело» по окончании изучения разделов 3. Анатомия и физиологии опорно-двигательного аппарата, 4. Внутренняя среда организма, 5. Анатомия и физиология сердечно - сосудистой системы человека, 6. Анатомия и физиология дыхательной системы, 7. Анатомия и физиология пищеварительной системы, и направлено на повторение, систематизацию, обобщение знаний, закрепление умений по дисциплинам ОП.02 «Анатомия и физиология человека» и ОП.03«Основы латинского языка с медицинской терминологией».

Интеграция дисциплин ОП.02 «Анатомия и физиология человека» и ОП.03 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» способствует реализации образовательных целей, повышает интерес обучающихся к изучаемым дисциплинам.

Восприятие рассматриваемых по данной теме вопросов, осуществляется на основе меж- и внутридисциплинарных связей.

Интегрированный урок является нетрадиционной формой проведения учебных занятий, носит элемент новизны. Обучающиеся не так утомляются, за счет переключения видов деятельности их внимание поддерживается более продолжительное время.

Основные цели внеаудиторного занятия:

  1. Обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе изучения дисциплины ОП.02 «Анатомия и физиология человека», ОП.03 «Основы латинского языка с медицинской терминологией».
  2. Выявить прочность полученных знаний и степень усвоения знаний обучающимися по дисциплинам ОП.02 «Анатомия и физиология человека», ОП.03 «Основы латинского языка с медицинской терминологией».
  3. Способствовать развитию профессионального интереса будущих медицинских работников к более глубокому овладению специальными знаниями.

Задачи:

  1. Дидактические:

а) отработать ключевые понятия по дисциплинам ОП.02 «Анатомия и физиология человека» и ОП.03 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

в) применить полученные знания в конкретных практических ситуациях.

  1. Развивающие:

а) развить клиническое мышление, память.

б) содействовать развитию у обучающихся умений выделять главное

в) развить самостоятельность, умения принимать решения в нестандартных ситуациях.

  1. Воспитательные:

а) формировать интерес к дисциплинам ОП.02 «Анатомия и физиология человека», ОП.03 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

б) воспитать чувство ответственности.

Вид занятия: внеаудиторное интегрированное занятие в виде урока-игры.

Продолжительность занятия: 90 мин.

Методическая разработка открытого интегрированного внеаудиторного занятия разработана по дисциплинам ОП.02 «Анатомия и физиология человека» и ОП.03 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» по специальности «Сестринское дело» в части освоения соответствующих общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 03, ОК 04, ПК , ПК :

ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 4 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ПК Проводить оценку состояния пациента.

ПК Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни.

ПК Оформлять медицинскую документацию.

ПК. Вести утверждённую медицинскую документацию.

С целью овладения соответствующими общими и профессиональными компетенциями обучающийся должен:

иметь практический опыт:

  • оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях;

уметь:

  • применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;
  • правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;
  • объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;

знать:

  • строение человеческого тела и функциональные системы человека;
  • элементы латинской грамматики и способы словообразования;
  • глоссарий по специальности;
  • применять латинскую терминологию в практической деятельности

Методическое обеспечение занятия:

  • Рабочие программы по дисциплинам ОП.02 «Анатомия и физиология человека» и ОП.03 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»;
  • Методическая разработка внеаудиторного интегрированного занятия;
  • Дидактический раздаточный материал по изучаемой теме;
  • Средства контроля знаний обучающихся;

Материально-техническое обеспечение:

  • Мультимедийный проектор
  • Экран
  • Муляжи и плакаты, набор костей
  • Доска
  • Маркеры
  • Рецептурные бланки
  • Распечатки заданий
  • Ручки шариковые, листы командам для решения ситуационных задач


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

В мероприятии принимают участие обучающиеся второго курса по специальности «Сестринское дело».

В состав членов жюри выбирают преподавателей высшей и первой квалификационной категории специальных дисциплин.

Домашним заданием для обучающихся было избрание капитана, названия команды и девиз.

Задание 1. «Блиц – опрос»: за каждый правильный ответ команды получают 1 балл. (Приложение 1).

Задание 2. «Анаграммы»: командам необходимо расшифровать анаграммы и перевести на русский язык. За каждую верную анаграмму – 1 балл. (Приложение 2).

Задание 3. «Кто быстрее?»: командам необходимо собрать из предложенного набора костей верхнюю конечность. Команда, выполнившая быстро и правильно задание получает 3 балла.

Задание 4. «Выписка рецептов»: командам необходимо на скорость и точность выписать рецепты на русском и латинском языке. (Приложение 3).

Критерии оценки: один правильный ответ – 5 баллов; неточный ответ – 2,5 балла; неправильный ответ – 0 баллов.

Задание 5. «Работа над ошибками»: в предложенном тексте необходимо найти ошибки. За каждую исправленную ошибку 1 балл. (Приложение 4).

Задание 6. «Найди, если сможешь!»: командам необходимо перевести на русский язык название органа и указать его расположение на макете. (Приложение 5). Таблички с латинскими названиями органов необходимо быстро и правильно закрепить (с помощью пластилина) на торсе человека.

Каждый верно названный орган оценивается в 1 балл.

Задание 7. Конкурс капитанов «Угадай, если сможешь!»: узнавание костей на ощупь. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Задание 8. «Чёрный ящик» (Приложение 6).

По описанию предмета, необходимо как можно быстрее и правильнее назвать его. Каждый правильный ответ - 5 баллов.

Приложение 1

Задание 1. «Блиц – опрос»

  1. Назовите общее число позвонков в позвоночном столбе (32-34)
  2. Как называется процесс разрушения эритроцитов? (гемолиз)
  3. Сколько букв в латинском алфавите? (25)
  4. Как называется серозная оболочка, покрывающая сердце? (перикард)
  5. Какой клапан расположен между правым желудочком и правым предсердием? (трехстворчатый)
  6. Назовите структурно – функциональную единицу легких (легочной ацинус)
  7. Как называется процесс склеивания эритроцитов при переливании несовместимой крови? (агглютинация)
  8. Сколько склонений в латинском языке? (5)
  9. Какой клапан расположен в устье аорты? (полулунный)
  10. Как называется постоянство внутренней среды организма? (гомеостаз)
  11. Какой звук образуется при сочетание букв ph?(ф)
  12. Назовите самую крупную слюнную железу (околоушная)
  13. Назовите место образования эритроцитов (красный костный мозг)
  14. Как называется изгиб позвоночного столба кпереди? (лордоз)
  15. Сколько долей находится в правом легком? (три)
  16. Сколько зубов в молочном прикусе? (20)

Приложение 2

Задание 2. «Анаграммы»

GUILAN – LINGUA (язык)

CERPEI – RECIPE (возьми)

ESCIM – MISCE (смешай)

OMERUN – NUMERO (число)

ATNURICT – TINCTURA (настойка)

Приложение 3

Задание 4. «Выписка рецептов»

1. Переведите рецепт на латинский язык:

Возьми: Настойки Валерианы 25мл

Выдай.

Обозначь: По 20 капель 3 раза в день, предварительно растворив

в небольшом количестве воды.

Возьми: Таблетки Анальгина

Выдай такие дозы числом 10

Обозначь: По 1 таблетке 3 раза в день

2. Переведите рецепт на русский язык:

Recipe: Suppositorium cum Novocaino

Da tales doses numero 10

Signa: По 1 свече перед сном

Recipe: Promedoli 0,02

But. Cacao quantum satis. ut fiat suppositorium rectale

Da tales doses numero 6

Signa: По 1 свече при болях.

Эталон ответа:

1. Перевод рецепта на латинский язык:

Recipe: Tincturae Valerianae 25ml

Da.

Signa: По 20 капель 3 раза в день, предварительно растворив в

небольшом количестве воды.

Recipe: Tabulettas Analgini 0,5

Da tales doses numero 10

Signa: По 1 таблетке 3 раза в день.

2. Перевод рецепта на русский язык:

Возьми: Суппозитории с новокаином

Выдай такие дозы числом 10

Обозначь: По 1 свече перед сном.

Возьми: Промедола 0,02

Масло какао сколько нужно, чтобы получился ректальный

суппозиторий

Выдай такие дозы числом 6

Обозначь: По 1 свече при болях


Приложение 4

Задание 5. «Работа над ошибками»

Малый круг кровообращения начинается легочным стволом, несущим венозную кровь из правого предсердия в легкие, где кровь насыщается кислородом и отдает углекислый газ, становится артериальной и по легочным артериям возвращается в левый желудочек.

Большой круг кровообращения начинается аортой, несущей артериальную кровь из левого предсердия. От аорты отходят артерии ко всем органам и тканям организма, где кровь отдает кислород и питательные вещества, а получает углекислый газ, становится венозной и по верхней полой вене оттекает в правый желудочек.

Ошибки:

Малый круг кровообращения начинается легочным стволом, несущим венозную кровь из правого желудочка в легкие, где кровь насыщается кислородом и отдает углекислый газ, становится артериальной и по легочным венам возвращается в левое предсердие.

Большой круг кровообращения начинается аортой, несущей артериальную кровь из левого желудочка. От аорты отходят артерии ко всем органам и тканям организма, где кровь отдает кислород и питательные вещества, а получает углекислый газ, становится венозной и по верхней и нижней полой вене оттекает в правое предсердие.

Приложение 5

Задание 6. «Найди, если сможешь!»

  1. Сor

сердце

  1. Ventriculus

желудок

  1. Trachea

трахея

  1. Pericardium

перикард

  1. Costis

ребро

  1. Peritoneum

брюшина

Приложение 6

Задание 8. «Чёрный ящик»

По описанию предмета, необходимо как можно быстрее и правильнее назвать его. Каждый правильный ответ - 5 баллов.

1. Египтяне считали, что этот орган связан с четвёртым пальцем руки специальным каналом. Учёные Великобритании считали, что чем ниже социальный статус человека, тем активнее работает этот орган. Китайцы думали, что именно в этом органе находится счастье. Около 300-х сот лет назад английский врач изобрел секундную стрелку для того, чтобы приступить к исследованию этого органа. Что же это за орган? (сердце).

2. Этот орган Аристотель считал «охладителем крови», Гиппократ – «органом, выделяющим излишки влаги», а позднее учёные посчитали, что там живёт душа. Что это? (головной мозг)

3. Аристотель считал, что у мужчин этих органов больше. Древние греки считали, что для их лечения нужно съесть мышь. А в настоящее время – это самый прочный орган. Что же это? (зубы).


ПРОТОКОЛ ВНЕАУДИТОРНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

Задание

Максим. кол-во баллов

1

команда

2

команда

3

команда

4

команда

Название команды

  1. «Блиц – опрос»

1 б. за каждый правильный ответ

  1. «Анаграммы»

1 б. за каждый правильный ответ

  1. «Кто быстрее?»

3 балла

  1. «Выписка рецептов»

5 баллов

  1. «Работа над ошибками»

1 б. за каждую ошибку

  1. «Найди, если сможешь!»

1 б. за каждый правильный ответ

  1. Конкурс капитанов «Угадай, если сможешь!»

1 б. за каждый правильный ответ

  1. «Черный ящик»

5 баллов

ИТОГО:

Список использованной литературы:

Основные печатные издания:

1. Гайворонский И.В., Анатомия и физиология человека / И.В. Гайворонский, Г.И. Нечипорук, А.И. Гайворонский. – М.: Академия, 2020. - 542 с.

2. Никитюк Д.Б. Анатомия и физиология человека: атлас. / Д.Б. Никитюк, Н.Т. Алексеева, С.В. Клочкова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 362 с.

3. Самусев Р.П. Атлас анатомии и физиологии человека: учебное пособие / Р.П. Самусев, Н.Н. Сентябрев – 3-е изд. Москва: ГЭОТАР-Медиа: Мир и Образование, 2020, 768 с.

4. Сапин М.Р., Анатомия человека. Атлас / М.Р. Сапин, С.В. Клочкова, З.Г. Брыскина – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 376 с.

5. Городкова, Ю. И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник / Ю. И. Городкова. – Москва: КНОРУС, 2020. – 264 с.

Электронные издания:

1. Сапин, М. Р. Анатомия человека: атлас: учеб. пособие для медицинских училищ и колледжей / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина, С. В. Чава. - Москва: ГЭОТАР;Медиа, 2018. - 376 с.: ил. - 376 с. - ISBN 978-5-9704-4760-4. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : - Режим доступа: по подписке.

2. Смольянникова, Н. В. Анатомия и физиология / Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 544 с. - ISBN 978-5-9704-4095-7. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента»: [сайт]. - URL : - Режим доступа: по подписке.

3. Городкова, Ю.И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник / Городкова Ю.И. — Москва: КноРус, 2021. — 260 с. — ISBN 978-5-406-07981-2. – Текст: электронный // : электронно-библиотечная система. — URL: (дата обращения ). – Режим доступа: для авториз. пользователей.

Перечень ресурсов и информационных справочных систем информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного открытого урока повторения и обобщения по истории и обществознанию

В нижеследующей методической разработке представлена методика проведения открытого урока, реализованного в форме интеллектуальной игры с применением технических ср...

Методическая разработка проведения открытого практического занятия

Аннотация Методическая разработка основывает методику проведения практического занятия по ПМ. 04 «Основы ведения личного подсобного хозяйства» с применением элементов мультимедийной технологии и ...

Методическая разработка интегрированного открытого урока по ИТ и экономике

Тема урока: «Использование MS Excel при расчете себестоимости продукции».Вид методической работы: методическая разработка по организации и проведению открытого урока.При подготовке к проведению открыт...

Методическая разработка по организации внеаудиторного занятия КВЕСТ – игра «VENI. VIDI. VICI.» для специальности 34.02.01. Сестринское дело (очная, очно - заочная форма обучения),

Представленная методическая разработка предназначена для проведения КВЕСТ – игры со студентами 2 курса специальности Сестринское дело.  Внеаудиторное занятие предполагает переход от одной с...

Методическая разработка по организации внеаудиторного занятия «Путь к профессионализму» по специальности 34.02.01. Сестринское дело (очная, очно - заочная форма обучения)

Методическая разработка по организации внеаудиторного занятия «Путь к профессионализму» по специальности 34.02.01. Сестринское дело (очная, очно - заочная форма обучения)...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (ВНЕАУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ) МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЧАС «ДЕНЬ ЧИСЛА Пи»

Методическая разработке представляет собой материалы (сценарий) для проведения математического часа «День числа Пи».Проведение данного воспитательного мероприятия способствует популяризаци...

«ВНУШАЙ ПАЦИЕНТУ НАДЕЖДУ НА ХОРОШЕЕ!» «Comple aegrotum bona spe!»Методическая разработка по организации внеаудиторного занятия квест-игры (WEB-Квест)

laquo;ВНУШАЙ ПАЦИЕНТУ НАДЕЖДУ НА ХОРОШЕЕ!» «Comple aegrotum bona spe!» Методическая разработка по организации внеаудиторного занятия квест-игры (WEB-Квест) ...