Комплексная программа социального патронажа "СемьЯ"
материал на тему
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на развитие системы сопровождения (социального патронажа) неблагополучных семей, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дрегун В.Н. Стручалина Е.Л. Комплексная программа социального патронажа "СемьЯ" | 279.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Комплексный центр социального обслуживания населения
Пуровского района» филиал пгт. Уренгой
Рассмотрено: Методическим советом Протокол №___________ «___» __________ 20___г. | Утверждаю Директор МБУ «КЦСОН» ____________ В.Н. Богдан «___» __________ 20___г. |
Комплексная программа
социального патронажа
Срок реализации:
2014 - 2019 гг.
пгт. Уренгой, Пуровский р-н,
ЯНАО, 2014 г.
Содержание
- Паспорт Программы.
- Пояснительная записка.
- Содержание программы.
- План мероприятий.
- Финансирование и материально-техническое обеспечение.
- Литература.
I. Паспорт программы
Наименование программы | Программа «СемьЯ» |
Основания для разработки | Программа разработана на основании документов:
|
Координатор программы | Муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Пуровского района» |
Разработчики программы | Дрегун Виктория Николаевна - специалист по социальной работе Стручалина Евгения Леонидовна - специалист по социальной работе |
Цель программы | развитие системы сопровождения (социального патронажа) неблагополучных семей, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая, правовая помощь, социальная защита и поддержка. |
Задачи программы |
|
Этапы и сроки реализации программы | 2014- 2019 гг. |
Ожидаемые результаты |
|
- Пояснительная записка
Социальная работа - это особый вид деятельности, направленный на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.
Цель социальной работы: (по Холостовой Е. И.):
- создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
- адаптация и реадаптация людей в обществе;
- увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и чувствуя уважительное отношение к себе со стороны окружающих;
- достижение результата, при котором необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.
В Федеральном законе от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" определен перечень основных понятий, в том числе и понятие профилактики.
Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
К видам профилактической деятельности относятся:
- общая профилактика, имеющая целью выявление, изучение, устранение причин и условий;
- индивидуальная профилактика, осуществляемая на основании выявленных фактов с целью позитивной коррекции.
В соответствии с 442 ФЗ социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
Основными принципами социальной работы с семьей являются:
- приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;
- уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;
- соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;
- обоснованное использование власти и контроля;
- учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.
Неблагополучные семьи как объект социальной работы.
Принимая неблагополучную семью в качестве объекта социальной работы (ОСР) и видя ее сложной социальной системой, при контакте с ней необходимо учитывать следующее: ее структуру, окружение, функционирование и историю развития.
Семья - это основа общества и от ее благополучия зависит благополучие общества в целом, поэтому институт социальной работы сегодня просто обязан изучать социальные проблемы неблагополучных семей и активно их решать. В то же время, социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи.
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной близостью. Здесь под браком понимается санкционируемая и регулируемая обществом исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, которая порождает взаимные обязательства и ответственность по отношению к детям.
Неблагополучная семья - такая семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней и появляются "трудные дети".
Неблагополучные семьи условно можно разделить на группы, в соответствии с доминирующим фактором, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка на, так называемые, конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).
Семейное неблагополучие - явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.
Социально неблагополучные семьи обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Эти семьи самостоятельно способны выйти из сложившейся ситуации при использовании той педагогической, психологической, юридической и т.п. информации, которую предоставляют социальные службы. Патронаж таких семей целесообразен в течение одного года. К другой группе относятся семьи с огромным количеством проблем и семьи, которые не обладают достаточным ресурсом, необходимым для выхода из критической ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-педагогическое, социальное, правовое сопровождение, постоянный контроль ситуации в семье всеми специалистами системы профилактики. Патронаж рассчитан на более длительный период работы с семьей (от двух до пяти лет). Работа с такими семьями чрезвычайно затратна по времени, так как родители не хотят и не могут воспитывать своих детей иначе, чем это было в течение не одного поколения семьи. Изменение воспитательного стиля родителей может происходить только постепенно, при их желании и заинтересованном участии специалистов различного профиля.
Длительное наблюдение необходимо семьям условно осужденных несовершеннолетних, семьям, в которых родители прошли курс лечения от разного рода зависимостей, и в дальнейшем им необходима помощь в реадаптационном периоде. Это также семьи с выявленными фактами жестокого обращения, семьи, в которых необходим контроль над дальнейшим жизнеустройством несовершеннолетних (в образовательное учреждение, трудоустройство, оформление необходимых документов). Подобное сопровождение необходимо для семей, в которых воспитанием детей занимается один отец либо несовершеннолетняя мать, семей, в которых дети склонны к разным видам зависимостей, а также семей, в которые дети возвращены после изъятия. Особое значение для таких семей имеет организация патронажа и оказание превентивной консультативной психологической и психолого-педагогической, правовой помощи в целях профилактики и коррекции социальной и психологической дезадаптации.
Своевременное выявление индивидуальных ресурсов семьи позволяет в значительной мере предвидеть успех проведения реабилитационной работы и тем самым своевременно корригировать ожидаемые результаты. Более сложной является проблема работы с семьями, в которых родители не желают принимать помощь и отказываются от услуг, предлагаемых специалистами отделения. В данном случае большое значение имеет такт, настойчивость, умение специалиста убедить их в необходимости совместной работы по решению возникших проблем. Это тоже требует большого периода времени.
В целях оптимизации процесса социализации и адаптации таких семей необходима организация комплексной системы социальной и психологической реабилитации, в которой задействовано большое число специалистов отделения дневного пребывания и других организаций различных ведомств, занимающихся аналогичными проблемами.
Реализация программы
Реализация комплексной программы социального патронажа неблагополучных семей осуществляется по ряду направлений: социально-педагогической, социально-психологической, социально-правовой и социокультурной реабилитации.
Содержание программы позволяет комбинировать методы, формы и технологии в процессе социальной реабилитации с учетом запросов и потребностей семьи.
Цели и задачи программы
Цель программы: развитие системы сопровождения (социального патронажа) неблагополучных семей, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая, правовой помощи, социальной защиты и поддержки; осуществление координации и реализация государственной социальной политики в отношении семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении на территории района.
Основные задачи программы:
- выявление социального неблагополучия в семьях на раннем этапе дезадаптации, дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке
- социальный контроль и патронаж семей;
- обеспечение оперативной помощи дезадаптированной семье с целью сохранения её для ребенка, предотвращения социального сиротства;
- разработка мероприятий, апробация методик и технологий по профилактической деятельности, направленной на преодоление неблагополучия в детско-родительских отношениях, физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;
- комплексное обследование семьи и ее ближайшего окружения с целью выявления ресурсов, на которые в процессе реабилитационной работы могут опираться специалисты; помощь семье в поиске внутренних ресурсов и мобилизации внутреннего потенциала всех членов семьи, обучение постановке ближних и дальних целей;
- комплексная поддержка, оказание индивидуально-ориентированной психолого-педагогической, социально-медицинской помощи детям и их семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или в социально опасные условия;
- создание условий, способствующих преодолению неблагополучия в детско-родительских отношениях, снижения угрозы физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей
- организация межведомственного взаимодействия по существующей проблеме;
- поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций, совместный поиск возможных вариантов создания условий для облегчения материального положения семьи;
- содействие повышению социального статуса семьи по месту жительства, восстановлению статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников, выполнение профилактической работы, направленной на возвращение несовершеннолетних в семью;
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних и их семей.
Принципы программы:
- Актуальность и своевременность оказания помощи семье.
- Активная поддержка родителей. Наиболее эффективный способ помощи ребенку – это помощь его семье.
- Опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.
- Опора на позитив в работе с семьей. Отношения к семье клиента, как к равноценному, равноправному партнеру.
- Психологическая поддержка специалистов, работающих с семьей.
- Сотрудничество с организациями и учреждениями, занимающимися профилактикой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Актуальность программы
Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.
Актуальность программы «СемьЯ» обусловлена:
- практической потребностью в комплексном анализе, помогающем предвидеть последствия процессов исключения значительной части семей с детьми из общественной жизни;
- практической потребностью совершенствования «просемейной» идеологии в деятельности института социального патроната, конечным результатом которой станет расширение сферы деятельности института социальной работы;
- потребностью в выработке специальных подходов к исследованию института социального патроната семей, направленными на решение таких трудных проблем общественной жизни, как защита прав социальных меньшинств и маргинальных групп, преодоление их дискредитации и изоляции от общества; ликвидации дискриминации по материальному и социальному принципу, изменение общественных аттитюдов;
- потребностью в повышении информированности российского общества о наличии в нем явления «социальная изоляция семей с детьми», его объективных причин, пока не привлекающего к себе внимания и не вызывающего общественного резонанса, но постоянно самовыражающегося в самых разных формах конфликтного поведения отдельных лиц и групп граждан, считающих себя несправедливо ущемленными.
Отличительной чертой программы является:
- ориентация на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых, прогнозируемых социально-реабилитационных результатов;
- построение программы на партнерских отношениях с семьями клиентов, как с равноправными и равноценными партнерами.
Перспектива работы программы – совершенствование форм и методов работы с семьями клиентов, внедрение новых технологий работы с семьей.
Основная идея программы – создание условий для вывода семей из ТЖС, профилактика и предупреждение семей, находящихся на грани социально опасной ситуации. семей из трудной жизненной ситуации.
Технологии работы с семьями:
- социальный патронаж;
- социальная реабилитация;
- профилактическая работа;
- социальная помощь.
Социальный патронаж семьи – это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и необходимых услуг, которые предоставляются на длительной основе семьям и детям, попавшим в особо трудную и даже опасную, кризисную ситуацию, но не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно её преодолеть.
Патронаж носит постоянный (или эпизодический) регулярный (не разовый, но и не пожизненный) характер. Интенсивность патронажных услуг, разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, её социальной запущенности и некомпетентности. Патронаж семьи направлен на создание таких условий, в которых постепенно приобретаются способности к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем и полноценному функционированию в социальной среде.
Основная цель социального патронажа – комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации.
Комплексная цель: изучение и прояснение ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.
Задачи социального патронажа:
- систематический анализ ситуации;
- контроль хода патронажа на всех фазах;
- принятие необходимых мер для стабилизации сложившейся ситуации;
- использование при работе с семьёй разнообразных функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника.
- приобщение к решению проблем членов семьи и их ближайшего окружения, закрепление успехов,
- использование системы многометодных действия;
- внесение необходимых корректив в стратегию дальнейших действий.
Объекты патронажа:
- В соответствии с возрастной принадлежностью - дети, подростки, пожилые люди;
- В соответствии с половой принадлежностью - девочки, мальчики, женщины, мужчины,
- В соответствии с медицинскими показаниями - инвалиды, беременные женщины и т. д.,
- В соответствии с социальным статусом - безнадзорные дети, малолетние правонарушители, жертвы насилия;
- В соответствии с семейными проблемами - неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков и т.д.
Принципы социального патронажа:
- комплексность (оказание спектра социальных услуг)
- системность (не менее 1 раза в квартал)
- оптимальное использование потенциально-положительных резервов социального, производственного и семейного окружения (использование поддержки родственников, друзей, коллег, знакомых клиентов, способных внести вклад в решение жизненно важных проблем последних, а также поддержки органов и учреждений)
- Укрепление собственного потенциала клиентов (содействие в овладении клиентами новыми знаниями, умениями, навыками)
- Приоритет профилактической направленности в процессе соц. патронажа (раннее выявление опасных тенденций в социальном здоровье клиентов)
- Объективная оценка потребностей семьи и личности (Выявление конкретных потребностей семьи, клиента и оказание помощи в реально возможном объеме)
- Дифференцированный подход к клиентам (Персональный подход к проблемам и трудностям клиентам, оценка насколько запущены проблемы)
- Адресный подход (Оказание услуг конкретным семьям и клиентам)
- Взаимодействие и содействие (Создание условий для осознания клиентами своей позиции по отношению к специалистам учреждения)
- Разделение ответственности (Между клиентами и специалистами учреждения должно быть разделение ответственности по решению выхода из кризисной ситуации, постепенная передача ответственности от специалистов клиентам)
- Создание условий для самостоятельного творческого освоения (Клиенты самостоятельно должны освоить взаимоотношения с окружающим миром и средой)
Сущность патронажа как формы работы с семьёй заключается в том, что он осуществляется систематезированно, комплексно и в определённые сроки группой специалистов разного профиля. При этом к каждому члену семьи применяется индивидуальный подход. Для помощи конкретной семье привлекаются различные ведомства и учреждения (социальной защиты, здравоохранения, образования и др.).
Главной задачей работника, осуществляющего патронаж остаётся утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности.
Виды социального патронажа:
Социально-педагогический патронаж - всесторонняя и действенная помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-психолого-педагогического пространства.
Психолого-педагогический патронаж
Цель: создание новых или восстановление разрушенных позитивных внутрисемейных контактов и контактов семьи с обществом.
Задачи:
- Решение конкретных психолого-педагогических проблем семьи;
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей;
- Стабилизация позитивных изменений в семье;
- Стимулирование развития внутреннего потенциала несовершеннолетних и членов их семьи к успешной адаптации в обществе;
- Формирование норм социально-приемлемого поведения у несовершеннолетних и членов их семьи;
- Внедрение альтернативных форм проведения досуга.
Направления психолого-педагогического патронажа:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Социально-психологический патронаж
Цель: систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, оказание, при необходимости, социально-психологической помощи.
Задачи:
- оказание длительной психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.
Направления психологического патронажа:
- консультирование,
- поиск, совместно с клиентом альтернативных путей выхода из конфликтных ситуаций,
- выполнение посреднических функций между клиентом и его окружением,
- оказание помощи, направленной на снижение чувства тревожности клиента, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений.
- использование комплексного подхода, включение в решение проблем клиентов специалистов узкой направленности (например, экономического и культурно-просветительного - с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой).
Социально-медицинский патронаж - систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления отклонений в состоянии их здоровья и оказания им, при необходимости, социально-медицинской помощи.
Цель: организация медицинского обследования несовершеннолетних и их родителей, содействие в получении ими различных медицинских услуг, координирование действий медицинских учреждений и специалистов.
Задачи:
- Содействие в предоставлении необходимой медицинской помощи и охраны здоровья несовершеннолетних и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
Направления социально-медицинского патронажа:
|
|
|
|
|
Социально-правовой патронаж - систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления угрозы насилия или применения насилия, др. незаконных действий в отношении детей, инвалидов, пожилых людей и оказания им, при необходимости, социально-правовой помощи.
Цель: защита прав и законных интересов несовершеннолетних, информационно-правовая поддержка и повышение правовой компетенции несовершеннолетних и их родителей.
Задачи:
- Профилактика безнадзорности, правонарушений и девиантных форм поведения несовершеннолетних, а также асоциального поведения родителей;
- Правовое просвещение несовершеннолетних и их родителей.
Направления правового патронажа:
- Правовое просвещение несовершеннолетних и их родителей, знакомство со статьями Семейного Кодекса, при необходимости со статьями Уголовного Кодекса, Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ.
| |
| |
| |
| |
|
Социокультурный патронаж
Цель: Социокультурная адаптация несовершеннолетних в социуме.
Задачи:
- Профилактика безнадзорности, правонарушений и девиантных форм поведения несовершеннолетних
- Организация социокультурной работы, привлечение несовершеннолетних к досуговым мероприятиям;
- Создание среды для трудовой деятельности и позитивного досуга.
Направления социокультурного патронажа:
1. Вовлечение несовершеннолетних в досуговую деятельность Отделения дневного пребывания. |
2. Развитие гуманистической культуры несовершеннолетних |
3. Организация и развитие различных форм внешкольной досуговой деятельности; |
4. Воспитание толерантности несовершеннолетних через совместную организацию социально-значимой деятельности; |
5. Привлечение учреждений системы профилактики к организации досуга несовершеннолетних. |
Социальный контроль – изучение социального состояния и поведения клиентов путем осуществления приема, обследования жилища, проведение бесед, организация наблюдения за ними.
Научно-организационная работа:
Данный вид деятельности предусматривает следующие направления:
- научно-методическая работа;
- информационно-исследовательская работа;
- научно-организационная работа.
Научно-методическая работа.
«Доводы до которых человек додумался сам, убеждают больше чем те, которые пришли в голову другим» Луи Паскаль
Цель: проведение исследования, с целью получение собственных, то есть авторских выводов и результатов (теоретического и практического характера)
- Раннее выявление и учет семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через опрос, наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование и т.п.
- Анализ среды, исследование ситуации, причин.
- Определение социального маршрута сопровождения семьи и определение степени участия всех специалистов;
- Фиксация и обработка результатов.
- Рефлексия.
- Разработка и апробация методик и технологий по профилактической деятельности.
Информационно-исследовательская работа.
«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьердьи
- Изучение законодательной базы, регламентирующей деятельность учреждений социального обслуживания населения в области социального патронажа семей.
- Изучение опыта работы отечественных учреждений социального обслуживания населения в области социального патронажа семей.
- Изучение зарубежного опыта работы в области социального патронажа семей.
- Координация всех заинтересованных ведомств по оказанию помощи и поддержки детям целевой группы, а также их семьям, своевременный обмен информацией;
- Участие в обследовании жилищно-бытовых условий семей, их социального окружения, создание на этой основе социального паспорта семьи;
- Сбор информации о неблагополучных семьях и семьях группы риска, используя информацию из различных источников (соседи, родственники, участковые инспектора, педиатры, школы, дошкольные учреждения и т.д.).
Научно-организационная работа.
Смысл нельзя дать, его нужно найти.
В. Франкл
- Составление картотеки учета семей группы риска;
- Сбор данных о социальной ситуации в семье (цель: определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для её разрешения; определение времени, истоков и причин зарождения социальной проблемы с использованием методов семейных биографий, бесед, наблюдения);
- Определение проблемы семьи;
- Постановка социального диагноза (ранжируя проблемы, выделение главной, от которой зависит решение всех других или которая может быть решена на данном уровне возможностей или при данном уровне знаний);
- Организация проведения психолого-медико-педагогического обследования.
Ожидаемые результаты программы
- оптимизация системы межведомственной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, проживающих в неблагополучных семьях;
- стабилизация семейной ситуации, улучшение социального климата в семьях, состоящих на учете и контроле;
- готовность родителей к воспитанию своего ребенка, обеспечение защиты прав и законных интересов детей;
- снижение роста безнадзорности в целевой группе;
- снижение риска рецидива преступлений среди несовершеннолетних в целевой группе;
- предотвращение жестокого обращения с детьми целевой группы;
- развитие внутрисемейного сотрудничества между родителями и детьми, повышение авторитета родителей;
- оздоровление психологического климата в семье, восстановление детско-родительских и межличностных отношений, активизация скрытого положительного потенциала семьи. Повышение психолого-педагогической компетенции взрослых членов семьи;
- удовлетворительное санитарное состояние жилья;
- трудоустройство родителей;
- изменение социального статуса семьи;
- достижение результата, при котором необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.
III. Содержание программы
Этапы | Характеристика этапа | Содержание работы |
1 этап | Организационно-аналитический | Взаимодействие со специалистами с целью получения информации о семьях находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение раннего выявления и учета семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Выявление и оценка ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, через наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование, анализ информации |
2 этап | Изучение ситуации, анализ среды, причин, постановка общего социально-педагогического диагноза | Составление социального паспорта семьи (ребенка), который будет содержать не только сведения о материально-бытовом положении и признаках трудной жизненной ситуации, но и станет основой для разработки межведомственного плана индивидуальной профилактической работы. |
3 этап | Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения | Использование психосоциальных методов: подбадривание, мягкая поддержка, откровенные беседы о возможных последствиях сложившейся ситуации, осторожное принуждение |
4 этап | Проблемно-диагности-ческий анализ | совместная работа с клиентом (его семьей) по определению причин неблагополучия, характера проблем, выявление ресурсов и систем связей, способных участвовать в поддержке, разработка индивидуальных программ реабилитации (ИПР) |
5 этап | Стадия организационно-деятельной работы | Реализация ИПР: вовлечение в клубы по интересам, различные виды досуга и занятости, проведение специализированных акций, лектории, др. формы, индивидуальные и групповые занятия с психологом, специалистом по социальной работе. Особое место в работе по данному направлению занимает индивидуальное консультирование. |
6 этап | Договорный этап социального патронажа | Составление договора неформального характера, определяющего ответственность и обязанности сторон, сроки посещения, время встреч и т.п. |
7 этап | Рефлексивный этап | Обследование, консультирование со стороны специалистов |
IV. План мероприятий
№ п/п | Направление деятельности | Сроки проведения | Исполнители |
1. | Организационно-аналитический этап | ||
1.1. | Анкетирование, опрос | январь | Специалисты по социальной работе |
1.2. | Патронатное посещение с целью знакомства с семьёй | январь | Специалисты по социальной работе |
1.3. | Первичное обследования жилищно-бытовых условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей | февраль | Специалисты по социальной работе |
1.4. | Психологический патронаж | февраль | Специалисты по социальной работе |
1.5. | Психолого-педагогический патронаж | январь-март | Психолог, специалисты по социальной работе |
2. | Изучение ситуации, анализ среды, причин, постановка общего социально-педагогического диагноза | ||
2.1. | Анкетирование, опрос | март | Специалисты по социальной работе |
2.2. | Составление социального паспорта семьи | июнь | Специалисты по социальной работе |
2.3. | Индивидуальные беседы с детьми, родителями и членами семьи, социальными педагогами образовательных учреждений, классными руководителями, воспитателями, соседями и близкими членами окружения семьи | март-май | Специалисты по социальной работе |
2.4. | Социально-педагогический патронаж | согласно графика | Специалисты по социальной работе |
2.5. | Социально-правовой патронаж | согласно графика | Специалисты по социальной работе |
2.6. | Социальный контроль (системное наблюдение за жизнедеятельностью семьи состоящей на учете) | март-май | Специалисты по социальной работе |
3. | Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения | ||
3.1. | Индивидуальные беседы, консультации детей, родителей и членов семьи | по мере необходимости | Специалисты по социальной работе |
3.2. | Групповые консультации родителей и детей | по мере необходимости | Специалисты по социальной работе |
3.3. | Групповые консультации родителей и членов семьи | по мере необходимости | Психолог, специалисты по социальной работе |
3.4. | Психолого-педагогический патронаж | согласно графика | Специалисты по социальной работе |
3.5. | Социально-правовой патронаж | согласно графика | Специалисты по социальной работе |
3.6. | Социально-медицинский патронаж | согласно графика | Специалисты по социальной работе |
4. | Проблемно-диагностический анализ | ||
4.1. | Психологический патронаж | июнь | Психолог, специалисты по социальной работе |
4.3. | Совместное планирование, постановка ближайших целей | постоянно | Члены семьи, психолог, специалист по социальной работе |
4.5. | Определение трудностей, возникшие при реализации раннее поставленных целей, путей устранения возникших трудностей, коррекция цели | постоянно | Психолог, специалисты по социальной работе |
4.6. | Социально-психологический патронаж | согласно графика | Психолог |
4.7. | Социально-педагогическое консультирование | по мере необходимости | Специалисты по социальной работе |
4.8. | Педагогическая коррекция | в соответствии с ИПР | Специалисты по социальной работе |
4.9. | Социально-педагогический патронаж | согласно графика | Специалисты по социальной работе |
5. | Стадия организационно-деятельной работы | ||
5.1. | Реализация ИПР | постоянно | Специалисты по социальной работе |
5.2. | Социально-реабилитационная работа | постоянно | Специалисты по социальной работе |
5.3. | Разработка рекомендаций родителям по решению проблемы | по мере необходимости | Специалисты по социальной работе |
5.4. | Выпуск и распространение тематических листовок и тематических буклетов | в соответствии с ИПР | Специалисты по социальной работе |
5.5. | Сопровождение семей в виде консультаций специалистов и наблюдение | в соответствии с ИПР | Специалисты по социальной работе |
5.6. | Патронатные посещения | согласно графика | Специалисты по социальной работе |
5.7. | Организация педагогической, психологической, медицинской, социальной помощи родителям и детям | по мере необходимости | Специалисты |
5.8. | Подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины | по мере необходимости | Специалисты |
5.9. | Социальная поддержка семьи, актуализация потенциала самопомощи | по мере необходимости | Специалисты по социальной работе |
5.10. | Социокультурный патронаж | согласно графика | Специалисты по социальной работе |
5.11. | Социальный контроль | в соответствии с ИПР | Специалисты по социальной работе |
5.12. | Социально-педагогический патронаж | согласно графика | Специалисты по социальной работе |
5.13. | Организация профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства подростков | согласно графика | Специалисты по социальной работе |
6. | Договорный этап социального патронажа | ||
6.1. | Составление договора неформального характера | в соответствии с ИПР | Члены семьи, специалист по социальной работе |
6.2. | Правовое, психолого-педагогическое просвещение несовершеннолетних, родителей и членов семьи. | в соответствии с ИПР | Специалисты по социальной работе |
6.3. | Информационное консультирование родителей (по вопросам трудоустройства, предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении и т.д.) | в соответствии с ИПР | Психолог, специалист по социальной работе |
6.4. | Психолого-педагогическое сопровождение семей, направленное на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектив развития семьи (материальное, духовное) | в соответствии с ИПР | Специалисты по социальной работе |
6.5. | Социально-педагогический патронаж | согласно графика | Специалисты по социальной работе |
7. | Рефлексивный этап | ||
7.1. | Оценка эффективности социальной работы | ежеквартально и в конце года | Специалисты по социальной работе |
7.2. | Анализ работы по программе фиксирование результатов | ежеквартально и в конце года | Специалисты по социальной работе |
7.3. | Анализ диагностических данных | по мере необходимости | Специалисты по социальной работе |
7.4. | Подведение итогов, мониторинг эффективности программы | декабрь | Специалисты по социальной работе |
V. Финансовое и материально-техническое обеспечение программы.
№ п/п | Направление деятельности, мероприятие | Сроки/ Размер необходимого финансирования (руб.) | Ожидаемый результат | ||||
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |||
1. | Выпуск тематических листовок и буклетов в соответствии с индивидуальной картой работы с семьёй | ||||||
1.1. | Приобретение цветного МФУ Epson WorkForce WF-7520 с СНПЧ | 19 500 | Укрепление и развитие материально-технической базы учреждения | ||||
1.2. | Чернила INKSYSTEM для фотопечати 1000 мл 4 цвета | 5500 | 5500 | 5500 | 5500 | 5500 | |
1.3. | Приобретение Брошюровщика Gladwork iBind U15 | 5 600 | |||||
1.4. | Пружина пластиковая 12 мм, белая, 100шт. | 450 | 450 | ||||
1.5. | Обложки для переплёта А4, (100 шт.) - картонные | 660 | 660 | ||||
1.6. | Обложки для переплёта A4 (прозрачный) (100 шт.) - пластиковые | 800 | 800 | ||||
1.7. | Бумага MAESTRO color А4, 80 г/м2, 500 л., пастель желтая | 350 | 350 | 350 | Обеспечение клиента необходимой информационной базой | ||
1.8. | Бумага MAESTRO color А4, 80 г/м2, 250 л. (5 цв. x 50 л.), цветная пастель | 350 | 350 | 350 | |||
1.9. | Бумага цветная IQ Color А3, 80г/м.кв., CR20 кремовый, 500 л | 720 | 720 | 720 | |||
1.10 | Бумага BALLET PREMIER А3, 80 г/м2, 500 л. или аналог - 1 шт. | 450 | 450 | 450 | |||
1.11 | Бумага BALLET PREMIER А4, 80 г/м2, 500 л | 220 | 220 | 220 | 220 | 220 | |
1.12 | Бумага MAESTRO color А3, 80 г/м2, 500 л., интенсивная солнечно-желтая | 850 | 850 | 850 | |||
1.13 | Бумага MAESTRO color А4, 80 г/м2, 250 л. (5 цв.х 50 л.), цветная, умеренно-интенсивная (тренд) | 350 | 350 | 350 | |||
Итого по разделу | 34200 | 7320 | 9100 | 7320 | 8790 | ||
2. | Методическое обеспечение социального обслуживания, в части профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании | ||||||
2.1. | Формирование фонда методической литературы профилактической направленности | 1600 | 1600 | 1600 | 1600 | 1600 | Укрепление и развитие методической базы учреждения |
2.2. | Оформление подписки на периодические издания профессиональной направленности | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | |
2.3. | Формирование видеотеки профилактической направленности | 1000 | 1000 | 1000 | |||
2.4. | Формирование энциклопедического «Искусство» | 3000 | Расширение спектра оказания социальных услуг, создание информационно наполненной среды, ориентированной на широкий круг интересов клиентов | ||||
2.5. | Формирование энциклопедического фонда «Занимательная история» | 3000 | |||||
2.6. | Формирование фонда «Виртуальный музей» | 3000 | |||||
2.7. | Формирование энциклопедического «Занимательная география» | 3000 | |||||
2.8. | Формирование энциклопедического «Занимательная биология» | 3000 | |||||
Итого по разделу | 7600 | 6600 | 7600 | 6600 | 7600 | ||
ИТОГО | 41800 | 13920 | 16700 | 13920 | 16390 |
VI. Литература.
- Алексеева Л. С. Адресный социальный патронаж семьи и детей. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 160 с.
- Алексеева Л.С. Социальный патронат семьи и детей / Гос-НИИ семьи и воспитания. М., 2007.
- Алексеева Л. С., Меновщиков В. Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей. 2004. № 3. С. 50-85
- Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. - 432 с. ISBN 5-7139-0126-2
- Исмагилова Ф. С. Основы профессионального консультирования. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
- Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. Учебное пособие. Новосибирск. - 1999
- Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике. М.: «Академия», 2002. 368 с.
- Осипова И. И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии. 2005. № 3. С. 56-65
- Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 236 с.
- Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра - М, 2003. - 395 с.
- Панов А. М. Деятельность служб социального патронажа семей и детей в России. 2005. № 1. С. 59-75
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа реабилитации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Целью данной программы является создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путём развития личностных социально значимых...
Методическая разработка по физической культуре МБОУ Казаковской СОШ Фитбол- аэробика для девушек 10-11 классов. (Вариативная часть комплексной программы В.И.Лях-2012г)
Фитбол- традиционное направление в фитнес-тренировке, мало подверженное моде и прошедшее многолетнюю апробацию в лечебной физической культуре. Программы с мячом представляют собой эстетически р...
Комплексная программа "Школа безопасности"
Большая часть экстремальных ситуаций возникает по неострожности, рассеяности, легкомыслию.Лучший способ повысить личную безопасность и безопасность окружающих - это не создавать экстримальных сиьуаций...
Комплексная программа "Виртуальный туризм"
Многолетние пребывание получателей социальных услуг психоневрологического интерната в условиях относительной социальной изоляции от внешнего мира, ограниченность общения со здоровыми людьми, одгообраз...
Статья "Возможности ресурсного центра колледжа в реализации комплексной программы поддержки одаренных детей и молодежи"
Статья "Возможности ресурсного центра колледжа в реализации комплексной программы поддержки одаренных детей и молодежи" методиста, преподавателя Тетачко С.И....
Комплексная программа «Адаптация обучающихся I курса»
Цель:- создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся 1 курса в новой образовательной среде.Задачи:создание актива обучающихся в учебных группах, оказа...
Дополнительная общеразвивающая комплексная программа по реабилитации инвалидов старше 18 лет «Шпаргалка для жизни»
Сегодня особенно актуальной становится потребность людей с инвалидностью в решении задач, способствующих достижению ими максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в...