Комплексная программа социального патронажа "СемьЯ"
материал на тему

Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на развитие системы сопровождения (социального патронажа) неблагополучных семей, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Комплексный центр социального обслуживания населения

Пуровского района» филиал пгт. Уренгой

Рассмотрено:

Методическим советом

Протокол №___________

«___» __________ 20___г.

Утверждаю

Директор МБУ «КЦСОН» ____________ В.Н. Богдан

«___» __________ 20___г.

                                                        

Комплексная программа

социального патронажа

Срок реализации:

2014 - 2019 гг.

пгт. Уренгой, Пуровский р-н,

ЯНАО, 2014 г.

Содержание

  1. Паспорт Программы.
  2. Пояснительная записка.
  3. Содержание программы.
  4. План мероприятий.
  5. Финансирование и материально-техническое обеспечение.
  6. Литература.

 

I. Паспорт программы

Наименование программы

Программа «СемьЯ»

Основания для разработки

Программа разработана на основании документов:

  1. Устав МБУ «КЦСОН Пуровского района»;
  2. Положение о филиале МБУ «КЦСОН »  пос. Уренгой.
  3. Конституция РФ,
  4. Гражданский кодекс РФ,
  5. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН) / ООН. Нью-Йорк, 1948.
  6. Семейный кодекс РФ
  7. Конвенция о правах ребенка, одобрена генеральной ассоциацией ООН 20.11.1989 г.
  8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка РФ №124-ФЗ от 24.07.1998 г.
  9. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
  10. Указ Президента РФ от 14.05.1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной и семейной политики»;
  11. Закон ЯНАО «О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в ЯНАО» от 29.11.2006 г. №79-ЗАО:
  12. ГОСТ Р 52885-2007 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье". Введен в действие 01.01.09 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 № 563-ст
  13. ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг". Введен в действие 01.01.04 Постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 №326-ст
  14. ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения". Введен в действие 01.01.07 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 №532-ст
  15. ГОСТ Р 52882-2007 "Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания". Введен в действие 01.01.09 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 № 560-ст
  16. ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания". Введен в действие 01.01.09 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 № 561-ст

Координатор программы

Муниципальное бюджетное учреждение

«Комплексный центр социального обслуживания населения

Пуровского района»

Разработчики

программы

Дрегун Виктория Николаевна - специалист по социальной работе

Стручалина Евгения Леонидовна - специалист по социальной работе

Цель

программы

развитие системы сопровождения (социального патронажа) неблагополучных семей, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая, правовая помощь, социальная защита и поддержка.

Задачи

программы

  • выявление социального неблагополучия в семьях на раннем этапе дезадаптации, дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке
  • социальный контроль и патронаж семей;
  • обеспечение оперативной помощи дезадаптированной семье с целью сохранения её для ребенка, предотвращения социального сиротства;
  • разработка мероприятий, апробация методик и технологий по профилактической деятельности, направленной на преодоление неблагополучия в детско-родительских отношениях, физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;
  • комплексное обследование семьи и ее ближайшего окружения с целью выявления ресурсов, на которые в процессе реабилитационной работы могут опираться специалисты; помощь семье в поиске внутренних ресурсов и мобилизации внутреннего потенциала всех членов семьи, обучение постановке ближних и дальних целей;
  • комплексная поддержка, оказание индивидуально-ориентированной психолого-педагогической, социально-медицинской помощи детям и их семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или в социально опасные условия;
  • создание условий, способствующих преодолению неблагополучия в детско-родительских отношениях, снижения угрозы физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей
  • организация межведомственного взаимодействия по существующей проблеме;
  • поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций, совместный поиск возможных вариантов создания условий для облегчения материального положения семьи; 
  • содействие повышению социального статуса семьи по месту жительства, восстановлению статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников, выполнение профилактической работы, направленной на возвращение несовершеннолетних в семью;
  • защита прав и законных интересов несовершеннолетних и их семей.

Этапы и сроки реализации программы

2014- 2019 гг.

Ожидаемые

 результаты

  1. Разработка и внедрение эффективной системы профилактической работы с неблагополучными семьями.
  2. оптимизация системы межведомственной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, проживающих в неблагополучных семьях;
  3. стабилизация семейной ситуации, улучшение социального климата в семьях, состоящих на учете и контроле;
  4. готовность родителей к воспитанию своего ребенка, обеспечение защиты прав и законных интересов детей;
  5. снижение роста безнадзорности в целевой группе;
  6. снижение риска рецидива преступлений среди несовершеннолетних в целевой группе;
  7. предотвращение жестокого обращения с детьми целевой группы;
  8. развитие внутрисемейного сотрудничества между родителями и детьми, повышение авторитета родителей;
  9. оздоровление психологического климата в семье, восстановление детско-родительских и межличностных отношений, активизация скрытого положительного потенциала семьи, повышение психолого-педагогической компетенции взрослых членов семьи;
  10. удовлетворительное санитарное состояние жилья;
  11. трудоустройство родителей;
  12. изменение социального статуса семьи;
  13. достижение результата, при котором необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

  1. Пояснительная записка

Социальная работа - это особый вид деятельности, направленный на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.

Цель социальной работы: (по Холостовой Е. И.):

  • создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
  • адаптация и реадаптация людей в обществе;
  • увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  • создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и чувствуя уважительное отношение к себе со стороны окружающих;
  • достижение результата, при котором необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

В Федеральном законе от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" определен перечень основных понятий, в том числе и понятие профилактики.

Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

К видам профилактической деятельности относятся:

  • общая профилактика, имеющая целью выявление, изучение, устранение причин и условий;
  • индивидуальная профилактика, осуществляемая на основании выявленных фактов с целью позитивной коррекции.

В соответствии с 442 ФЗ социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

Основными принципами социальной работы с семьей являются:

  • приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;
  • уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;
  • соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;
  • обоснованное использование власти и контроля;
  • учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.

Неблагополучные семьи как объект социальной работы.

Принимая неблагополучную семью в качестве объекта социальной работы (ОСР) и видя ее сложной социальной системой, при контакте с ней необходимо учитывать следующее: ее структуру, окружение, функционирование и историю развития.

 Семья - это основа общества и от ее благополучия зависит благополучие общества в целом, поэтому институт социальной работы сегодня просто обязан изучать социальные проблемы неблагополучных семей и активно их решать. В то же время, социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной близостью. Здесь под браком понимается санкционируемая и регулируемая обществом исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, которая порождает взаимные обязательства и ответственность по отношению к детям.

Неблагополучная семья - такая семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней и появляются "трудные дети".

Неблагополучные семьи условно можно разделить на группы, в соответствии с доминирующим фактором, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка на, так называемые, конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).

Семейное неблагополучие - явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.

Социально неблагополучные семьи обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Эти семьи самостоятельно способны выйти из сложившейся ситуации при использовании той педагогической, психологической, юридической и т.п. информации, которую предоставляют социальные службы. Патронаж таких семей целесообразен в течение одного года. К другой группе относятся семьи с огромным количеством проблем и семьи, которые не обладают достаточным ресурсом, необходимым для выхода из критической ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-педагогическое, социальное, правовое сопровождение, постоянный контроль ситуации в семье всеми специалистами системы профилактики.  Патронаж рассчитан на более длительный период работы с семьей (от двух до пяти лет). Работа с такими семьями чрезвычайно затратна по времени, так как родители не хотят и не могут воспитывать своих детей иначе, чем это было в течение не одного поколения семьи. Изменение воспитательного стиля родителей может происходить только постепенно, при их желании и заинтересованном участии специалистов различного профиля.

Длительное наблюдение необходимо семьям условно осужденных несовершеннолетних, семьям, в которых родители прошли курс лечения от разного рода зависимостей, и в дальнейшем им необходима помощь в реадаптационном периоде. Это также семьи с выявленными фактами жестокого обращения, семьи, в которых необходим контроль над дальнейшим жизнеустройством несовершеннолетних (в образовательное учреждение, трудоустройство, оформление необходимых документов). Подобное сопровождение необходимо для семей, в которых воспитанием детей занимается один отец либо несовершеннолетняя мать, семей, в которых дети склонны к разным видам зависимостей, а также семей, в которые дети возвращены после изъятия. Особое значение для таких семей имеет организация патронажа и оказание превентивной консультативной психологической и психолого-педагогической, правовой помощи в целях профилактики и коррекции социальной и психологической дезадаптации.

Своевременное выявление индивидуальных ресурсов семьи позволяет в значительной мере предвидеть успех проведения реабилитационной работы и тем самым своевременно корригировать ожидаемые результаты. Более сложной является проблема работы с семьями, в которых родители не желают принимать помощь и отказываются от услуг, предлагаемых специалистами отделения. В данном случае большое значение имеет такт, настойчивость, умение специалиста убедить их в необходимости совместной работы по решению возникших проблем. Это тоже требует большого периода времени.

В целях оптимизации процесса социализации и адаптации таких семей необходима организация комплексной системы социальной и психологической реабилитации, в которой задействовано большое число специалистов отделения дневного пребывания и других организаций различных ведомств, занимающихся аналогичными проблемами.

         

                                                 

Реализация программы

Реализация комплексной программы социального патронажа неблагополучных семей осуществляется по ряду направлений: социально-педагогической, социально-психологической, социально-правовой и социокультурной реабилитации.

Содержание программы позволяет комбинировать методы, формы и технологии в процессе социальной реабилитации с учетом запросов и потребностей семьи.

Цели и задачи программы

Цель программы: развитие системы сопровождения (социального патронажа) неблагополучных семей, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая, правовой помощи, социальной защиты и поддержки; осуществление координации и реализация государственной социальной политики в отношении семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении на территории района.

Основные задачи программы:

  • выявление социального неблагополучия в семьях на раннем этапе дезадаптации, дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке
  • социальный контроль и патронаж семей;
  • обеспечение оперативной помощи дезадаптированной семье с целью сохранения её для ребенка, предотвращения социального сиротства;
  • разработка мероприятий, апробация методик и технологий по профилактической деятельности, направленной на преодоление неблагополучия в детско-родительских отношениях, физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;
  • комплексное обследование семьи и ее ближайшего окружения с целью выявления ресурсов, на которые в процессе реабилитационной работы могут опираться специалисты; помощь семье в поиске внутренних ресурсов и мобилизации внутреннего потенциала всех членов семьи, обучение постановке ближних и дальних целей;
  • комплексная поддержка, оказание индивидуально-ориентированной психолого-педагогической, социально-медицинской помощи детям и их семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или в социально опасные условия;
  • создание условий, способствующих преодолению неблагополучия в детско-родительских отношениях, снижения угрозы физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей
  • организация межведомственного взаимодействия по существующей проблеме;
  • поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций, совместный поиск возможных вариантов создания условий для облегчения материального положения семьи; 
  • содействие повышению социального статуса семьи по месту жительства, восстановлению статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников, выполнение профилактической работы, направленной на возвращение несовершеннолетних в семью;
  • защита прав и законных интересов несовершеннолетних и их семей.

Принципы программы:

  • Актуальность и своевременность оказания помощи семье.  
  • Активная поддержка родителей. Наиболее эффективный способ помощи ребенку – это помощь его семье.
  • Опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.
  • Опора на позитив в работе с семьей. Отношения к семье клиента, как к равноценному, равноправному партнеру.  
  • Психологическая поддержка специалистов, работающих с семьей.
  • Сотрудничество с организациями и учреждениями, занимающимися профилактикой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

Актуальность программы

Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.

Актуальность программы «СемьЯ» обусловлена:

  • практической потребностью в комплексном анализе, помогающем предвидеть последствия процессов исключения значительной части семей с детьми из общественной жизни;
  • практической потребностью совершенствования «просемейной» идеологии в деятельности института социального патроната, конечным результатом которой станет расширение сферы деятельности института социальной работы;
  • потребностью в выработке специальных подходов к исследованию института социального патроната семей, направленными на решение таких трудных проблем общественной жизни, как защита прав социальных меньшинств и маргинальных групп, преодоление их дискредитации и изоляции от общества; ликвидации дискриминации по материальному и социальному принципу, изменение общественных аттитюдов;
  • потребностью в повышении информированности российского общества о наличии в нем явления «социальная изоляция семей с детьми», его объективных причин, пока не привлекающего к себе внимания и не вызывающего общественного резонанса, но постоянно самовыражающегося в самых разных формах конфликтного поведения отдельных лиц и групп граждан, считающих себя несправедливо ущемленными.

Отличительной чертой программы является:

  • ориентация на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых, прогнозируемых социально-реабилитационных результатов;
  • построение программы на партнерских отношениях с семьями клиентов, как с равноправными и равноценными партнерами.  

Перспектива работы программы – совершенствование форм и методов работы с семьями клиентов, внедрение новых технологий работы с семьей.

Основная идея программы – создание условий для вывода семей из ТЖС, профилактика и предупреждение семей, находящихся на грани социально опасной ситуации.  семей из трудной жизненной ситуации.  

Технологии работы с семьями:

  • социальный патронаж;
  • социальная реабилитация;
  • профилактическая работа;
  • социальная помощь.

Социальный патронаж семьи – это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и необходимых услуг, которые предоставляются на длительной основе семьям и детям, попавшим в особо трудную и даже опасную, кризисную ситуацию, но не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно её преодолеть.

Патронаж носит постоянный (или эпизодический) регулярный (не разовый, но и не пожизненный) характер. Интенсивность патронажных услуг, разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, её социальной запущенности и некомпетентности. Патронаж семьи направлен на создание таких условий, в которых постепенно приобретаются способности к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем и полноценному функционированию в социальной среде.

Основная цель социального патронажа – комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации.

Комплексная цель: изучение и прояснение ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.

Задачи социального патронажа:

  • систематический анализ ситуации;
  • контроль хода патронажа на всех фазах;
  • принятие необходимых мер для стабилизации сложившейся ситуации;
  • использование при работе с семьёй разнообразных функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника.
  • приобщение к решению проблем членов семьи и их ближайшего окружения, закрепление успехов,
  • использование системы многометодных действия;
  • внесение необходимых корректив в стратегию дальнейших действий.

Объекты патронажа:

  • В соответствии с возрастной принадлежностью - дети, подростки, пожилые люди;
  • В соответствии с половой принадлежностью - девочки, мальчики, женщины, мужчины,
  • В соответствии с медицинскими показаниями - инвалиды, беременные женщины и т. д.,
  • В соответствии с социальным статусом - безнадзорные дети, малолетние правонарушители, жертвы насилия;
  • В соответствии с семейными проблемами - неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков и т.д.

Принципы социального патронажа:

  • комплексность (оказание спектра социальных услуг)
  • системность (не менее 1 раза в квартал)
  • оптимальное использование потенциально-положительных резервов социального, производственного и семейного окружения (использование поддержки родственников, друзей, коллег, знакомых клиентов, способных внести вклад в решение жизненно важных проблем последних, а также поддержки органов и учреждений) 
  • Укрепление собственного потенциала клиентов (содействие в овладении клиентами новыми знаниями, умениями, навыками)
  • Приоритет профилактической направленности в процессе соц. патронажа (раннее выявление опасных тенденций в социальном здоровье клиентов)
  • Объективная оценка потребностей семьи и личности (Выявление конкретных потребностей семьи, клиента и оказание помощи в реально возможном объеме) 
  • Дифференцированный подход к клиентам (Персональный подход к проблемам и трудностям клиентам, оценка насколько запущены проблемы)
  • Адресный подход (Оказание услуг конкретным семьям и клиентам) 
  • Взаимодействие и содействие (Создание условий для осознания клиентами своей позиции по отношению к специалистам учреждения) 
  • Разделение ответственности (Между клиентами и специалистами учреждения должно быть разделение ответственности по решению выхода из кризисной ситуации, постепенная передача ответственности от специалистов клиентам) 
  • Создание условий для самостоятельного творческого освоения (Клиенты самостоятельно должны освоить взаимоотношения с окружающим миром и средой)

Сущность патронажа как формы работы с семьёй заключается в том, что он осуществляется систематезированно, комплексно и в определённые сроки группой специалистов разного профиля. При этом к каждому члену семьи применяется индивидуальный подход. Для помощи конкретной семье привлекаются различные ведомства и учреждения (социальной защиты, здравоохранения, образования и др.).

Главной задачей работника, осуществляющего патронаж остаётся утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности.

Виды социального патронажа:

Социально-педагогический патронаж - всесторонняя и действенная помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-психолого-педагогического пространства.

Психолого-педагогический патронаж

Цель: создание новых или восстановление разрушенных позитивных внутрисемейных контактов и контактов семьи с обществом.

Задачи:

  • Решение конкретных психолого-педагогических проблем семьи;
  • Повышение уровня педагогической компетентности родителей;
  • Стабилизация позитивных изменений в семье;
  • Стимулирование развития внутреннего потенциала несовершеннолетних и членов их семьи к успешной адаптации в обществе;
  • Формирование норм социально-приемлемого поведения у несовершеннолетних и членов их семьи;
  • Внедрение альтернативных форм проведения досуга.

                            Направления психолого-педагогического патронажа:

  • Повышение психологической и педагогической состоятельности родителей восстановление педагогического потенциала семьи.
  • Преодоление психолого-педагогической запущенности несовершеннолетних.
  • Консультации психолога, социального педагога (по запросам клиентов).
  • Педагогическая диагностика.
  • Симптоматическая психодиагностика.
  • Психокоррекционная работа.
  • Проведение бесед с целью профилактики асоциального поведения несовершеннолетних и их родителей.
  • Проведение профориентационной работы с клиентами, содействие в трудоустройстве.
  • Взаимодействие с образовательными учреждениями.
  • Организация и проведение мероприятий профилактической направленности (различного вида досуговой деятельности).
  • Организация оздоровления и занятости несовершеннолетних в каникулярное время.

Социально-психологический патронаж 

Цель: систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, оказание, при необходимости, социально-психологической помощи.

Задачи: 

  • оказание длительной психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.

Направления психологического патронажа:

  • консультирование,
  • поиск, совместно с клиентом альтернативных путей выхода из конфликтных ситуаций,
  • выполнение посреднических функций между клиентом и его окружением,
  • оказание помощи, направленной на снижение чувства тревожности клиента, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений.
  • использование комплексного подхода, включение в решение проблем клиентов специалистов узкой направленности (например, экономического и культурно-просветительного - с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой).

Социально-медицинский патронаж - систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления отклонений в состоянии их здоровья и оказания им, при необходимости, социально-медицинской помощи.

Цель: организация медицинского обследования несовершеннолетних и их родителей, содействие в получении ими различных медицинских услуг, координирование действий медицинских учреждений и специалистов.

Задачи:

  • Содействие в предоставлении необходимой медицинской помощи и охраны здоровья несовершеннолетних и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.

                               Направления социально-медицинского патронажа:

  • Организация совместных выходов со специалистами детских поликлиник в семьи СОП;
  • Оказание содействия в лечении от алкогольной зависимости на базе наркологического кабинета УРБ.
  • Обмен информацией со специалистами медицинских учреждений по социально неблагополучным семьям;
  • Совместное решение вопросов оздоровления несовершеннолетних с мед. учреждениями;
  • Проведение бесед, лекций специалистами мед. учреждений с несовершеннолетними и родителями.

Социально-правовой патронаж - систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления угрозы насилия или применения насилия, др. незаконных действий в отношении детей, инвалидов, пожилых людей и оказания им, при необходимости, социально-правовой помощи.

Цель: защита прав и законных интересов несовершеннолетних, информационно-правовая поддержка и повышение правовой компетенции несовершеннолетних и их родителей.

Задачи:

  • Профилактика безнадзорности, правонарушений и девиантных форм поведения несовершеннолетних, а также асоциального поведения родителей;
  • Правовое просвещение несовершеннолетних и их родителей.

Направления правового патронажа:

  • Правовое просвещение несовершеннолетних и их родителей, знакомство со статьями Семейного Кодекса, при необходимости со статьями Уголовного Кодекса, Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ.
  • Проведение бесед, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми.

  • Оказание содействия семьям в сборе, оформлении и восстановлении документов.

  • Представление и защита прав и интересов несовершеннолетних в различных инстанциях.

  • Консультации юриста по запросам клиентов (юрист Администрации п. Уренгой)

  • Взаимодействие с КДН и ЗП, ПДН ОП.

Социокультурный патронаж

Цель: Социокультурная адаптация несовершеннолетних в социуме.

Задачи:

  • Профилактика безнадзорности, правонарушений и девиантных форм поведения несовершеннолетних
  • Организация социокультурной работы, привлечение несовершеннолетних к досуговым мероприятиям;
  • Создание среды для трудовой деятельности и позитивного досуга.

                                Направления социокультурного патронажа:

 

1. Вовлечение несовершеннолетних в досуговую деятельность Отделения дневного пребывания.

2. Развитие гуманистической культуры несовершеннолетних

3. Организация и развитие различных форм внешкольной досуговой деятельности;

4. Воспитание толерантности несовершеннолетних через совместную организацию социально-значимой деятельности;

5. Привлечение учреждений системы профилактики к организации досуга несовершеннолетних.

Социальный контроль – изучение социального состояния и поведения клиентов путем осуществления приема, обследования жилища, проведение бесед, организация наблюдения за ними.

Научно-организационная работа:

Данный вид деятельности предусматривает следующие направления:

  • научно-методическая работа;
  • информационно-исследовательская работа;
  • научно-организационная работа.

Научно-методическая работа.

«Доводы до которых человек додумался сам, убеждают больше чем те, которые пришли в голову другим» Луи Паскаль

Цель: проведение исследования, с целью получение собственных, то есть авторских выводов и результатов (теоретического и практического характера)

  1. Раннее выявление и учет семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через опрос, наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование и т.п.  
  2. Анализ среды, исследование ситуации, причин.
  3. Определение социального маршрута сопровождения семьи и определение степени участия всех специалистов;
  4. Фиксация и обработка результатов.
  5. Рефлексия.
  6. Разработка и апробация методик и технологий по профилактической деятельности.

Информационно-исследовательская работа.

«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто»  А. Сент-Дьердьи

  1. Изучение законодательной базы, регламентирующей деятельность учреждений социального обслуживания населения в области социального патронажа семей.
  2. Изучение опыта работы отечественных учреждений социального обслуживания населения в области социального патронажа семей.
  3. Изучение зарубежного опыта работы в области социального патронажа семей.
  4. Координация всех заинтересованных ведомств по оказанию помощи и поддержки детям целевой группы, а также их семьям, своевременный обмен информацией;
  5. Участие в обследовании жилищно-бытовых условий семей, их социального окружения, создание на этой основе социального паспорта семьи;
  6. Сбор информации о неблагополучных семьях и семьях группы риска, используя информацию из различных источников (соседи, родственники, участковые инспектора, педиатры, школы, дошкольные учреждения и т.д.).

Научно-организационная работа.

Смысл нельзя дать, его нужно найти.

В. Франкл

  1. Составление картотеки учета семей группы риска;
  2. Сбор данных о социальной ситуации в семье (цель: определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для её разрешения; определение времени, истоков и причин зарождения социальной проблемы с использованием методов семейных биографий, бесед, наблюдения);
  3. Определение проблемы семьи;
  4. Постановка социального диагноза (ранжируя проблемы, выделение главной, от которой зависит решение всех других или которая может быть решена на данном уровне возможностей или при данном уровне знаний);
  5. Организация проведения психолого-медико-педагогического обследования.

Ожидаемые результаты программы

  • оптимизация системы межведомственной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, проживающих в неблагополучных семьях;
  • стабилизация семейной ситуации, улучшение социального климата в семьях, состоящих на учете и контроле;
  • готовность родителей к воспитанию своего ребенка, обеспечение защиты прав и законных интересов детей;
  • снижение роста безнадзорности в целевой группе;
  • снижение риска рецидива преступлений среди несовершеннолетних в целевой группе;
  • предотвращение жестокого обращения с детьми целевой группы;
  • развитие внутрисемейного сотрудничества между родителями и детьми, повышение авторитета родителей;
  • оздоровление психологического климата в семье, восстановление детско-родительских и межличностных отношений, активизация скрытого положительного потенциала семьи. Повышение психолого-педагогической компетенции взрослых членов семьи;
  • удовлетворительное санитарное состояние жилья;
  • трудоустройство родителей;
  • изменение социального статуса семьи;
  • достижение результата, при котором необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

III. Содержание программы

 Этапы

Характеристика этапа

Содержание работы

1 этап

Организационно-аналитический

Взаимодействие со специалистами с целью получения информации о семьях находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение раннего выявления и учета семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Выявление и оценка ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, через наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование, анализ информации

2 этап

Изучение ситуации, анализ среды, причин, постановка общего социально-педагогического диагноза

Составление социального паспорта семьи (ребенка), который будет содержать не только сведения о материально-бытовом положении и признаках трудной жизненной ситуации, но и станет основой для разработки межведомственного плана индивидуальной профилактической работы.

3 этап

Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения

Использование психосоциальных методов: подбадривание, мягкая поддержка, откровенные беседы о возможных последствиях сложившейся ситуации, осторожное принуждение

4 этап

Проблемно-диагности-ческий анализ

совместная работа с клиентом (его семьей) по определению причин неблагополучия, характера проблем, выявление ресурсов и систем связей, способных участвовать в поддержке, разработка индивидуальных программ реабилитации (ИПР)

5 этап

Стадия организационно-деятельной работы

Реализация ИПР: вовлечение в клубы по интересам, различные виды досуга и занятости, проведение специализированных акций, лектории, др. формы, индивидуальные и групповые занятия с психологом, специалистом по социальной работе. Особое место в работе по данному направлению занимает индивидуальное консультирование.

6 этап

Договорный этап социального патронажа

Составление договора неформального характера, определяющего ответственность и обязанности сторон, сроки посещения, время встреч и т.п.

7 этап

Рефлексивный этап

Обследование, консультирование со стороны специалистов

 

IV. План мероприятий

№ п/п

Направление деятельности

Сроки

проведения

Исполнители

1.

Организационно-аналитический этап

1.1.

Анкетирование, опрос

январь

Специалисты по

социальной работе

1.2.

Патронатное посещение с целью

знакомства с семьёй

январь

Специалисты по

социальной работе

1.3.

Первичное обследования жилищно-бытовых условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей

февраль

Специалисты по

социальной работе

1.4.

Психологический патронаж

февраль

Специалисты по

социальной работе

1.5.

Психолого-педагогический патронаж

январь-март

Психолог, специалисты по социальной работе

2.

Изучение ситуации, анализ среды, причин, постановка общего социально-педагогического диагноза

2.1.

Анкетирование, опрос

март

Специалисты по социальной работе

2.2.

Составление социального паспорта семьи

июнь

Специалисты по социальной работе

2.3.

Индивидуальные беседы с детьми, родителями и членами семьи, социальными педагогами образовательных учреждений, классными руководителями, воспитателями, соседями и близкими членами окружения семьи

март-май

Специалисты по социальной работе

2.4.

Социально-педагогический патронаж

согласно

графика

Специалисты по социальной работе

2.5.

Социально-правовой патронаж

согласно

графика

Специалисты по социальной работе

2.6.

Социальный контроль (системное наблюдение за жизнедеятельностью семьи состоящей на учете)

март-май

Специалисты по социальной работе

3.

Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения

3.1.

Индивидуальные беседы, консультации детей, родителей и членов семьи

по мере необходимости

Специалисты по социальной работе

3.2.

Групповые консультации родителей и детей

по мере необходимости

Специалисты по социальной работе

3.3.

Групповые консультации родителей и членов семьи

по мере необходимости

Психолог, специалисты по социальной работе

3.4.

Психолого-педагогический патронаж

согласно

графика

Специалисты по социальной работе

3.5.

Социально-правовой патронаж

согласно

графика

Специалисты по социальной работе

3.6.

Социально-медицинский патронаж

согласно

графика

Специалисты по социальной работе

4.

Проблемно-диагностический анализ

4.1.

Психологический патронаж

июнь

Психолог, специалисты по социальной работе

4.3.

Совместное планирование, постановка ближайших целей

постоянно

Члены семьи, психолог, специалист по социальной работе

4.5.

Определение трудностей, возникшие при реализации раннее поставленных целей, путей устранения возникших трудностей, коррекция цели

постоянно

Психолог, специалисты по социальной работе

4.6.

Социально-психологический патронаж

согласно графика

Психолог

4.7.

Социально-педагогическое консультирование

по мере необходимости

Специалисты по социальной работе

4.8.

Педагогическая коррекция

в соответствии с ИПР

Специалисты по социальной работе

4.9.

Социально-педагогический патронаж

согласно

графика

Специалисты по социальной работе

5.

Стадия организационно-деятельной работы

5.1.

Реализация ИПР

постоянно

Специалисты по социальной работе

5.2.

Социально-реабилитационная работа

постоянно

Специалисты по социальной работе

5.3.

Разработка рекомендаций родителям по решению проблемы

по мере необходимости

Специалисты по социальной работе

5.4.

Выпуск и распространение тематических листовок и тематических буклетов

в соответствии с ИПР

Специалисты по социальной работе

5.5.

Сопровождение семей в виде консультаций специалистов и наблюдение

в соответствии с ИПР

Специалисты по социальной работе

5.6.

Патронатные посещения

согласно

графика

Специалисты по социальной работе

5.7.

Организация педагогической, психологической, медицинской, социальной помощи родителям и детям

по мере необходимости

Специалисты

5.8.

Подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины

по мере необходимости

Специалисты

5.9.

Социальная поддержка семьи, актуализация потенциала самопомощи

по мере необходимости

Специалисты по

социальной работе

5.10.

Социокультурный патронаж

согласно графика

Специалисты по

социальной работе

5.11.

Социальный контроль

в соответствии с ИПР

Специалисты по

социальной работе

5.12.

Социально-педагогический патронаж

согласно

графика

Специалисты по

социальной работе

5.13.

Организация профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства подростков

согласно

графика

Специалисты по

социальной работе

6.

Договорный этап социального патронажа

6.1.

Составление договора неформального характера

в соответствии с ИПР

Члены семьи, специалист по социальной работе

6.2.

Правовое, психолого-педагогическое просвещение несовершеннолетних, родителей и членов семьи.

в соответствии с ИПР

Специалисты по

социальной работе

6.3.

Информационное консультирование родителей (по вопросам трудоустройства, предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении и т.д.)

в соответствии с ИПР

Психолог, специалист по социальной работе

6.4.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, направленное на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектив развития семьи (материальное, духовное)

в соответствии с ИПР

Специалисты по

социальной работе

6.5.

Социально-педагогический патронаж

согласно

графика

Специалисты по

социальной работе

7.

Рефлексивный этап

7.1.

Оценка эффективности социальной работы

ежеквартально и в конце года

Специалисты по

социальной работе

7.2.

Анализ работы по программе фиксирование результатов

ежеквартально и в конце года

Специалисты по

социальной работе

7.3.

Анализ диагностических данных

по мере необходимости

Специалисты по

социальной работе

7.4.

Подведение итогов, мониторинг эффективности программы

декабрь

Специалисты по

социальной работе

V. Финансовое и материально-техническое обеспечение программы.

№ п/п

Направление деятельности, мероприятие

Сроки/

Размер необходимого финансирования (руб.)

Ожидаемый результат

2015

2016

2017

2018

2019

1.

Выпуск тематических листовок и буклетов в соответствии с индивидуальной картой работы с семьёй

1.1.

Приобретение цветного

МФУ Epson WorkForce WF-7520 с СНПЧ

19 500

Укрепление и развитие материально-технической базы учреждения

1.2.

Чернила INKSYSTEM для фотопечати 1000 мл 4 цвета

5500

5500

5500

5500

5500

1.3.

Приобретение Брошюровщика Gladwork iBind U15

5 600

1.4.

Пружина пластиковая 12 мм, белая, 100шт.

450

450

1.5.

Обложки для переплёта А4, (100 шт.) - картонные

660

660

1.6.

Обложки для переплёта A4 (прозрачный) (100 шт.) - пластиковые

800

800

1.7.

Бумага MAESTRO color А4, 80 г/м2, 500 л., пастель желтая

350

350

350

Обеспечение клиента необходимой информационной базой

1.8.

Бумага MAESTRO color А4, 80 г/м2, 250 л. (5 цв. x 50 л.), цветная пастель

350

350

350

1.9.

Бумага цветная IQ Color А3, 80г/м.кв., CR20 кремовый, 500 л

720

720

720

1.10

Бумага BALLET PREMIER А3, 80 г/м2, 500 л. или аналог - 1 шт.

450

450

450

1.11

Бумага BALLET PREMIER А4, 80 г/м2, 500 л

220

220

220

220

220

1.12

Бумага MAESTRO color А3, 80 г/м2, 500 л., интенсивная солнечно-желтая

850

850

850

1.13

Бумага MAESTRO color А4, 80 г/м2, 250 л. (5 цв.х 50 л.), цветная, умеренно-интенсивная (тренд)

350

350

350

Итого по разделу

34200

7320

9100

7320

8790

2.

Методическое обеспечение социального обслуживания, в части профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании

2.1.

Формирование фонда методической литературы профилактической направленности

1600

1600

1600

1600

1600

Укрепление и развитие методической базы учреждения

2.2.

Оформление подписки на периодические издания профессиональной направленности

2000

2000

2000

2000

2000

2.3.

Формирование видеотеки профилактической направленности

1000

1000

1000

2.4.

Формирование энциклопедического «Искусство»

3000

Расширение спектра оказания социальных услуг, создание информационно наполненной среды, ориентированной на широкий круг интересов клиентов

2.5.

Формирование энциклопедического фонда «Занимательная история»

3000

2.6.

Формирование фонда «Виртуальный музей»

3000

2.7.

Формирование энциклопедического «Занимательная география»

3000

2.8.

Формирование энциклопедического «Занимательная биология»

3000

Итого по разделу

7600

6600

7600

6600

7600

ИТОГО

41800

13920

16700

13920

16390

VI. Литература.

  1. Алексеева Л. С. Адресный социальный патронаж семьи и детей. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 160 с.
  2. Алексеева Л.С. Социальный патронат семьи и детей / Гос-НИИ семьи и воспитания. М., 2007.
  3. Алексеева Л. С., Меновщиков В. Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей. 2004. № 3. С. 50-85
  4. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. - 432 с. ISBN 5-7139-0126-2
  5. Исмагилова Ф. С. Основы профессионального консультирования. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
  6. Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. Учебное пособие. Новосибирск. - 1999
  7. Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике. М.: «Академия», 2002. 368 с.
  8. Осипова И. И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии. 2005. № 3. С. 56-65
  9. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 236 с.
  10. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра - М, 2003. - 395 с.
  11. Панов А. М. Деятельность служб социального патронажа семей и детей в России. 2005. № 1. С. 59-75


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа реабилитации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Целью данной программы является создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путём развития личностных социально значимых...

Методическая разработка по физической культуре МБОУ Казаковской СОШ Фитбол- аэробика для девушек 10-11 классов. (Вариативная часть комплексной программы В.И.Лях-2012г)

Фитбол- традиционное направление в фитнес-тренировке, мало подверженное моде и прошедшее многолетнюю апробацию в лечебной физической культуре. Программы с мячом представляют собой эстетически р...

Комплексная программа "Школа безопасности"

Большая часть экстремальных ситуаций возникает по неострожности, рассеяности, легкомыслию.Лучший способ повысить личную безопасность и безопасность окружающих - это не создавать экстримальных сиьуаций...

Комплексная программа "Виртуальный туризм"

Многолетние пребывание получателей социальных услуг психоневрологического интерната в условиях относительной социальной изоляции от внешнего мира, ограниченность общения со здоровыми людьми, одгообраз...

Статья "Возможности ресурсного центра колледжа в реализации комплексной программы поддержки одаренных детей и молодежи"

Статья "Возможности ресурсного центра колледжа в реализации комплексной программы поддержки одаренных детей и молодежи" методиста, преподавателя Тетачко С.И....

Комплексная программа «Адаптация обучающихся I курса»

Цель:- создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся 1 курса в новой  образовательной  среде.Задачи:создание актива обучающихся в учебных группах, оказа...

Дополнительная общеразвивающая комплексная программа по реабилитации инвалидов старше 18 лет «Шпаргалка для жизни»

Сегодня особенно актуальной становится потребность людей с инвалидностью в решении задач, способствующих достижению ими максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в...