Статья "Возможности ресурсного центра колледжа в реализации комплексной программы поддержки одаренных детей и молодежи"
статья
Статья "Возможности ресурсного центра колледжа в реализации комплексной программы поддержки одаренных детей и молодежи" методиста, преподавателя Тетачко С.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rts_tetachko_s.i.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЗМОЖНОСТИ РЕСУРНОГО ЦЕНТРА КОЛЛЕДЖА В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Тетачко Светлана Ивановна, методист, зав. ресурсным центром
Сегодня образование является ведущим фактором, определяющим ту или иную жизненную позицию и профессиональную траекторию, стратегию развития человека, формирующую у обучающихся уверенность в собственных силах, опыт решения разнообразных жизненно важных проблем.
В современных социально-экономических условиях развития российского общества на передний план выдвигается социальный заказ на подготовку грамотной, интеллектуальной, профессионально компетентной и культурно развитой личности. И решение задач социокультурного и профессионального становления личности обучающегося в современном мире наиболее эффективно осуществляется с точки зрения культурологического подхода к процессу обучения, одной из составляющей которого является формирование общей и профессиональной культуры студентов.
Одной из проблем приведения личностных качеств специалистов в соответствие с новыми требованиями выступает проблема соотношения саморазвития и профессиональной деятельности, стержнем которой, в свою очередь, является дидактическое единство профессионального мастерства и общекультурного развития. Формирование профессиональной культуры молодых специалистов глубинно связано с современной модернизацией экономических, социальных и образовательно-информационных институтов российского общества.
В настоящее время культурологический подход все более утверждается как направление в образовательной практике, которое обеспечивает его подлинную гуманизацию, и которое представляет собой несколько иную концепцию процесса образования. В ее основе лежит принцип культуросообразности образования, который никоим образом не противоречит, а дополняет и обогащает научное содержание образования. В целом же, соответствие образования культуре означает, что наука предстает перед обучающимися не только в ее актуальных, практических результатах, но и в истории научного знания, в процессе его возникновения, его исторического личностного созидания.
Вообще же культурологический подход в образовании сегодня не менее актуален и популярен, чем, например подход компетентностный, который более известен по реализуемым сегодня в профобразовании стандартам 3 поколения.
Российский колледж традиционной культуры как учреждение среднего профессионального образования имеет богатый опыт работы в этом направлении, и осуществляя свою деятельность в режиме ресурсного центра, реализует инновационную образовательную программу «Культурологический подход в реализации образовательных задач профессиональных образовательных организаций». Тема эта является актуальной и своевременной не только для профессиональных образовательных учреждений, но и для других образовательных организаций. Кроме того, выбор такой темы обусловлен спецификой учебного заведения; социально-экономическими особенностями нашего города, его историей, культурой, его традициями.
В колледже сегодня созданы все условия для реализации инновационной образовательной программы, а образовательный процесс полностью обеспечен учебно-методическими комплексами. Сам колледж представляет собой уникальное учебно-производственное объединение, в котором осуществляется научная, экспериментальная, методическая работа по различным направлениям современной профессиональной педагогики.
Российский колледж традиционной культуры в рамках этой темы работает долгие годы, коллективом разработана культурологическая модель деятельности колледжа, основой которой является культурологический аспект. Системообразующей особенностью образовательной модели колледжа является ее построение на основе культурологического подхода на многих уровнях:
-образовательных целей – формирование профессиональной культуры обучающихся;
- содержания образования – усиление культурологической составляющей образовательных программ;
- педагогических технологий – направленность на деятельностное усвоение культурных норм, ценностей, традиций;
- образовательной среды – создание культуронасыщенной среды обучения, охватывающей также жизнедеятельность в сфере быта, досуга, общения; - организационно-управленческом – формирование организационной и корпоративной культуры колледжа;
- результативном уровне – восприятие личности обучающегося как субъекта культуры.
Российский колледж традиционной культуры основан в 1967 г. Он является единственным учебным заведением среднего профессионального образования страны, специализирующимся на подготовке рабочих и специалистов в области традиционных российских художественных ремесел, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Российский колледж традиционной культуры единственный на Северо-западе осуществляет широкую подготовку по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по таким специализациям, как:
- художественная роспись фарфора,
- гобелен и Петербургская шпалера,
- Петербургская лаковая миниатюра,
- художественная обработка дерева,
- роспись по ткани (холодный и горячий батик),
- роспись по дереву,
- художественная обработка металла.
Формированию культурологической среды в колледже способствует наличие более 50 студий дополнительного образования, которые для студентов и педагогов колледжа являются бесплатными – это творческие студии, танцевальные и фольклорные коллективы, театр моды, спортивные секции. Также в колледже функционирует на постоянной основе большой музейно-выставочный комплекс, - таким образом, реализуется один из культурных проектов – «колледж-музей».
Сегодня даже работодателям стало ясно, что выпускники профессиональных колледжей различных отраслей производства являются главными звеньями развития экономики страны в будущем, и именно поэтому одним из требований к обучающемуся профессионального колледжа мы стало формирование общей и профессиональной культуры.
Целью реализации инновационной образовательной программы педагогическим коллективом было определено объединение образовательных организаций России и зарубежья для решения задач повышения общей и профессиональной культуры выпускников. А одной из задач стало создание культурнонасыщенной среды внутрисетевого взаимодействия, охватывающей образовательный процесс, досуг и общение путем взаимного предоставления и использования современного оборудования, мастерских и другого материально-технического оборудования, а так же путем организации совместных мероприятий, фестивалей, выставок, конференций, семинаров.
Одним из важнейших направлений деятельности ресурсного центра является профессиональная ориентация школьников. Ведь стать студентом отделения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов не столь сложно, а вот учиться на нем, стать успешным специалистом в столь специфической области искусства может только человек творчески мыслящий и находящийся в постоянном творческом поиске. Именно поэтому Российский колледж традиционной культуры реализует комплексную программу выявления и поддержки творчески одаренных детей.
Творчески одаренные дети тоже имеют особые образовательные потребности, которые с одной стороны, необходимо учитывать, а с другой стороны, в рамках образовательных стандартов зачастую просто невозможно учесть. Ведь понятия – стандарт и талантливый ребенок, который не может быть «как все» - понятия малосовместимые.
Одарённые дети — это дети, которые признаны современной образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Одарённые дети обладают многими возможностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии реализовать. Поэтому в большинстве школ США и Европы сегодня созданы программы для работы с одарёнными детьми. Но и у нас сегодня существует всероссийский центр по работе с одаренными детьми, филиалы которого размещаются во всех регионах страны; - а в нашем городе региональным центром является Аничков дворец.
Сегодня используют следующую классификацию для определения различных уровней одарённости детей:
- «Яркий», «просветлённый», или 1 из шести (17 %)
- «Умеренно одарённый», 1 из 50 (2 %)
- «Высоко одарённый», 1 из 1000 (0,1 %)
- «Исключительно одарённый», 1 из 30 тысяч (0,003 %)
- «Необычайно одарённый», 1 из 3 миллионов (0,00003 %)
В психологии до сих пор не сложилось общего представления о природе одарённости, существуют лишь два основных варианта объяснения природы одарённости. Первый вариант предполагает, что каждый человек по-своему одарён. Этот подход отражает гуманистические тенденции в педагогической науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребёнка на развитие своих способностей. Второй вариант предполагает одарённость детей как дар «свыше», которым наделены только избранные. Данный вариант предполагает актуальной проблему выявления одарённых детей, но ставит под сомнение возможность дальнейшего развития одарённости.
Далее приведён перечень качеств и основных признаков, которые обычно приписывают одаренным детям:
- Иногда ассоциальность, низкая коммуникабельность, склонность замыкаться в себе;
- самоуважение, индивидуализм, нежелание подчиняться другим, неприятие авторитетов;
- большой творческий потенциал в сочетании с довольно высоким уровнем интеллекта;
- склонность приобретать знания эмпирическим путём; интерес к далёким друг от друга предметам;
- неусидчивость, энергичность, дефицит внимания;
- импульсивность, резкие перепады настроения и поведения, при неблагоприятном стечении обстоятельств склонность к депрессиям;
- чувство социальной несправедливости, повышенное чувство ответственности;
- часто невосприимчивость к традиционным приёмам воспитания;
- развитая интуиция и чувство опасности;
- способность быстро осваивать использование цифровых технологий.
Некоторые специалисты отмечают, что в современной культуре место одарённых детей и открывающиеся перед ними возможности значительно изменились, поскольку изменился ответ на вопрос о том, «в какой мере природные данные способны составить „тело“ творчества».
Сегодня необходимо широкое обсуждение вопросов, связанных с выявлением и развитием одарённых детей, с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных методов взаимодействия с данными детьми. Замечено, что одарённые дети, взрослея, не всегда сохраняют свои способности. Это связано в первую очередь с «нестандартностью» талантливых детей, так как даже специалисты зачастую не в состоянии правильно их понять.
Из всего этого можно сделать следующие выводы:
- одаренные дети нуждаются в понимании;
- одаренные дети нуждаются в поддержке.
Ресурсный центр колледжа организует сетевое взаимодействие образовательных учреждений, среди которых не только профессиональные колледжи и вузы, но и образовательные школы, детские художественные школы, школы искусств, детские досуговые учреждения. В рамках такого сетевого взаимодействия ресурсный центр работает по нескольким направлениям:
- заключает договора о сотрудничестве,
- сотрудничает со многими организациями культуры,
- организует и проводит творческие фестивали, выставки, конкурсы, целю которых является выявление одаренных детей и молодежи,
- организует и проводит студенческие и педагогические конференции,
- проводит обучающие и интерактивные мастер-классы,
- организует курсы повышения квалификации, стажировки специалистов, профессиональную подготовку и переподготовку по ряду специальностей.
В рамках комплексной программы поддержки одаренных детей, совместно с Общероссийской федерацией искусств, Российский колледж традиционной культуры организовал бесплатные курсы повышения квалификации для преподавателей художественных дисциплин общеобразовательных школ, преподавателей учреждений дополнительного и дошкольного образования по направлениям – декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Особенностью этой дополнительной образовательной программы является профильное обучение в форме практических занятий и обучающих мастер-классов. Тематически программа составлена таким образом, что слушателем курсов мог стать любой преподаватель ИЗО, а также преподаватели специальных дисциплин, таких, как «Рисунок», «Композиция», «Живопись», «Керамика», «Декоративно-прикладное искусство» и т.п.
Постоянно проводятся интерактивные обучающие мастер классы для детей. Особенностью таких мастер-классов является:
- обучающий и интерактивный характер мастер-классов для детей;
- обеспечение детей всеми необходимыми материалами на мастер-классах;
- возрастная категория детей – от 10 до 16 лет;
- мастер-классы для детей проводятся бесплатно;
- разнообразная тематика мастер-классов.
Мастер-классы для детей проводятся по следующим направлениям:
1 - роспись по дереву
2 - лаковая миниатюрная живопись
3 – роспись по ткани (батик)
4 – роспись по фарфору
5 – точечная роспись
6 – дизайн изделий различных фактур (изготовление аксессуаров из тканей и других материалов)
7 – акварельная живопись в изображении костюмов.
С 2008 года благодаря активному участию в проектах и международных образовательных программах АШЮ Российский колледж традиционной культуры стал Ассоциированной школой ЮНЕСКО. По нашему городу таких школ немало, но среди них всего два профессиональных образовательных учреждения.
Несколько раз колледж становился не только участником проектов АШЮ, но и их непосредственным организатором, - конференции «Великий Волжский путь – объединение морей» и «Сохраним культурное наследие» объединили десятки АШБЮ по городу, в рамках которой детип редставляли свои работы в краеведческих, литературных, исторических секциях.
Таким образом РКТК, осуществляющий свою деятельность в режиме ресурсного центра, и также реализующий ряд проектов, таких как:
- выявление и поддержка одаренных детей и молодежи,
- колледж – музей,
предоставляет широкие возможности для сетевого взаимодействия образовательных и досуговых учереждений разного уровня. Причем конечной целью такого сетевого взаимодействия является выявление и поддержка на разных уровнях одаренных детей и молодежи.
Практическая значимость реализации данной инновационной образовательной программы заключается в следующем:
- дополнить и раскрыть содержание общих компетенций, представленных в профессиональных стандартах СПО и НПО;
- сформулировать понятие профессиональной культуры и ее содержание для различных специальностей и профессий;
- усилить в содержании образования культурологическую составляющую, дополнив содержание дисциплин федерального компонента ОПОП культурологическими модулями;
- разработать программы дисциплин культурологической направленности из вариативной части;
- разработать методические рекомендации, методические разработки занятий, тем, разделов по реализации культурологического содержания, направленного на деятельностное усвоение культурных норм, ценностей, традиций;
- создать культурнонасыщенную среду внутрисетевого взаимодействия, которая охватывает образовательный процесс, досуг и общение путем взаимного предоставления и использования современного оборудования, мастерских и другого материально-технического оборудования, а так же путем организации совместных мероприятий, фестивалей, выставок, конференций, семинаров;
- разработать организационно-управленческие рекомендации, содержащие набор качеств, характеристик и требований, которые должны быть реализованы в образовательном процессе и синтез которых превращает образовательное учреждение в единый живой организм, что соответствует понятию корпоративной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Одаренные дети"
программа по работе с одаренными детьми в БОУ НПО ПУ №65...
Реализация модели тьюторского сопровождения при организации летней школы для одаренных детей
В статье описан опыт работы с одеренными детьми в летней школе с тьюторской позиции....
Комплексная программа реабилитации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Целью данной программы является создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путём развития личностных социально значимых...
«Опыт деятельности ресурсного центра в режиме центра профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационной образовательной среды для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли»
На основании распоряжения Комитета по образованию №1493-р от 24.06.2013г. ГБОУ НПО Судостроительный лицей №25 Санкт-Петербурга (сейчас это колледж судостроения и прикладных технологий) переведен в ре-...
Педагогическая поддержка одаренных детей в учреждении дополнительного образования.
В статье речь идет о психолого-педагогической составляющей одарённости ребёнка. Работая с незаурядными детьми, можно заметить, что дети в высоким умственным уровнем нередко вдвойне нуждаются в о...
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей "Литературное мастерство"
Актуальность программы заключается в комплексном изучении литературного мастерства детьми среднего школьного возраста, обеспечивающем развитие способности создавать художественный текст, моделировать ...
Модель регионального ресурсного центра дополнительного образования технической направленности Смоленской области
Презентация к представлению проекта "Модель регионального ресурсного центра дополнительного образования технической направленности Смоленской области" на "Всероссийском совещ...