Тема: «Психология межгрупповых отношений».
методическая разработка по теме
Тема: «Психология межгрупповых отношений».
Цель: изучить групповые роли в коллективе, социометрический статус личности и умения общения, взаимодействия в группе, виды лидеров (делового, эмоционального и психологического лидеров), стадии развития группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_ukazanie_po_socialnoy_psihologii_no2.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое указание
по проведению практического занятия № 2.
по дисциплине «Социальная психология»
Подготовил преподаватель: О.Н.Вендина
Тема: «Психология межгрупповых отношений.»
Цель: изучить групповые роли в коллективе, социометрический статус личности и умения общения, взаимодействия в группе, виды лидеров (делового, эмоционального и психологического лидеров), стадии развития группы.
Оборудование:
1.Учебник А.Ф. Шикун Управленческая психология: учебное пособие / А.Ф.Шикун, И.Ф. Филимонова –М., 2005.-336.
2.Шпарь В.Б. Рабочая книга практического психолога.- М.2005.-672с.
Раздаточный материал: карточки с заданиями. Методики изучения группы и коллектива.
В результате выполнения задания студент должен:
Иметь представление:
- О методах определения роли личности в группе, особенностях взаимодействия в группе.
- О видах лидерства.
- О этапах формирования и развития групп.
Знать:
- Способы определения групповых ролей,
- Методы изучения социально- психологического климата коллектива,
- Навыки поведения в коллективе, которые необходимы для будущего специалиста – менеджера.
- Виды лидерства.
- Основные стадии развития групп.
Уметь:
- Определять роли личности в группе, особенностях взаимодействия в группе.
- Выделять навыки поведения в коллективе, которые необходимы для будущего специалиста – менеджера.
- Использовать методы изучения социально- психологического климата коллектива
- По характеру управления и типу принятия решения определять вид лидерства.
- Определять на какой стадии развития находится группа и что характерно для этого этапа.
Задания
Задача № 1
1.Заполните таблицу (по раздаточному материалу- Задание 1)
Внешние факторы | Внутренние факторы |
Задача № 2
1.Заполните таблицу (по раздаточному материалу- Задание 2)
Тип взаимоотношений | Внимание к человеку | Внимание к производству |
Невмешательство | ||
Теплая компания | ||
Задача | ||
Золотая середина | ||
команда |
Задача № 3.
1.Выполните задание 3 по раздаточному материалу тест по определению групповых ролей.
Задача № 4
1.Выполните задание 4 по раздаточному материалу социально-психологический климат вашего коллектива.
2.Определите правильность полученной оценки по вашему мнению
Задача № 5
1.Выделите навыки поведения в коллективе, которые необходимы для будущего специалиста – менеджера.
Задача № 6
1.Заполните таблицу, указав методы управления, характерные для известных вам стилей руководства.
Стиль руководства | Методы управления | |
Задача № 7
1.Укажите преимущества и недостатки различных стилей руководства. Заполните таблицу:
Стиль руководства | Преимущества | Недостатки |
Автолитарный | ||
Демократический | ||
Попустительсктй |
Задача № 8
- Решите ситуацию.
1) Вы являетесь руководителем крупной фирмы, занимающейся сбором и сбытом продовольственных товаров. Вам предстоит:
- Рассмотреть и утвердить план развития производственных мощностей на следующий год;
- Проконтролировать результаты деятельности подразделений;
- Подготовить ответные письма в адрес предприятий – партнеров;
- Изучить опыт работы наиболее прогрессивных предприятий вашей отрасли.
2)Какие из перечисленных полномочий вы можете делигировать подчиненным.
Задача № 9
1.Решите ситуацию.
Работники отдела рекламы и информации фирмы «Аист» выполняли задание по разработке и проведению рекламной компании по продажи продуктов из сои. Экономический эффект от проведения рекламной компании составил 500 тысяч рублей.
В роли руководителя кадровой службы фирмы «Аист» предложите меры поощрения и вознаграждения с учетом рекомендаций Т. Пронта и Р. Лоттера.
Оформите докладную записку и приказ о поощрении.
Указания по выполнению задания
1.Студенты, должны пользуясь раздаточным материалом распределить факторы развития групп на внешние и внутренние.
2. Студенты, должны пользуясь раздаточным материалом заполнить таблицу и выделить типы взаимоотношения в коллективе и уровень внимания к человеку.
3. Студенты, должны пользуясь раздаточным материалом определить свою групповую роль и изучить социально- психологический климат своего коллектива.
4. Студенты должны выделить навыки поведения в коллективе, которые необходимы для будущего специалиста – менеджера.
5.Студенты должны указать недостатка и преимущества каждого стиля руководства
6. Студенты должны указать, какие из перечисленных полномочий вы можете делигировать подчиненным.
7. Студенты должны предложить меры поощрения и вознаграждения,
оформить докладную записку и приказ о поощрении.
Контрольные вопросы
- Что такое группа, какие факторы развития групп вы знаете?
- Каким образом, возможно, определить роль в группе, коллективе, какие групповые роли вы знаете?
- Свойства социально- психологического климата можно выделить в вашей группе?
- Какими навыками поведения в коллективе, должны владеть будущие специалисты – менеджеры ?
- Какие недостатки вы можете вы делить в каждом стиле руководства?
- Какие преимущества вы можете вы делить в каждом стиле руководства?
- Какие формы поощрения и вознаграждения на ваш взгляд наиболее мотивируют работников?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психология межгрупповых отношений.
Тема: «Психология межгрупповых отношений» Цель: изучить групповые роли в коллективе, социометрический статус личности и умения общения, взаимодействия в группе, виды лидеров (делового...
Презентации к урокам по предмету "Этика и психология деловых отношений"
Серия презентаций к урокам по предмету "Этика и психология деловых отношений" по профессии "Секретарь- машинистка"...
Презентации к урокам по предмету "Этика и психология деловых отношений"
Серия презентаций к урокам по предмету "Этика и психология деловых отношений" по профессии "Секретарь- машинистка"...
Методическая разработка обобщающего урока - викторины по учебной дисциплине "Психология " на тему "Психология подростка"
Обобщающий урок-викторина на тему: «Психология подростка» составлен на основе рабочей программы по учебной дисциплине ОП.02 «Психология» для специальности 050715 «Коррекционная педагогика в нача...
Рабочая программа факультатива "Психология семейных отношений"
Подготовка молодых людей к будущей семейной жизни - одно из важнейших слагаемых его развития, личностного становления, социализации.Формирующийся в сложных условиях...
технологическая карта конструирования урока психологии "Межличностные отношения"
технологическая карта...
Программа "Психология межличностных отношений" 60 часов (максимальная 90 часов).
Рабочая программа "Психология межличностных отношений" разработана для студентов технического профиля и является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Ф...