Тема: «Психология межгрупповых отношений».
методическая разработка по теме

Вендина Ольга Николаевна

 

 

 

Тема: «Психология межгрупповых отношений».

 

Цель:  изучить групповые роли в коллективе, социометрический статус личности и умения общения, взаимодействия в группе, виды лидеров (делового, эмоционального и психологического лидеров), стадии развития группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_ukazanie_po_socialnoy_psihologii_no2.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое указание

по проведению практического занятия № 2.

по дисциплине «Социальная психология»

Подготовил преподаватель: О.Н.Вендина

Тема: «Психология межгрупповых отношений.»

Цель:  изучить групповые роли в коллективе, социометрический статус личности и умения общения, взаимодействия в группе, виды лидеров (делового, эмоционального и психологического лидеров), стадии развития группы.

Оборудование:

1.Учебник А.Ф. Шикун Управленческая психология: учебное пособие / А.Ф.Шикун, И.Ф. Филимонова –М., 2005.-336.

2.Шпарь В.Б. Рабочая книга практического психолога.- М.2005.-672с.

Раздаточный материал: карточки с заданиями. Методики изучения группы и коллектива.

В результате выполнения задания студент должен:

Иметь представление:        

  1. О методах определения  роли  личности в группе, особенностях взаимодействия в группе.
  2. О видах лидерства.
  3. О этапах формирования и развития групп.

Знать:

  1. Способы определения групповых ролей,
  2. Методы изучения социально- психологического климата коллектива,
  3. Навыки  поведения в коллективе, которые необходимы для будущего специалиста – менеджера.
  4. Виды лидерства.
  5. Основные стадии развития групп.

 

Уметь: 

  1.  Определять  роли личности в группе, особенностях взаимодействия в группе.
  2. Выделять навыки  поведения в коллективе, которые необходимы для будущего специалиста – менеджера.
  3. Использовать методы изучения социально- психологического климата коллектива
  4. По характеру управления  и типу принятия решения определять вид лидерства.
  5. Определять на какой стадии развития находится группа и что характерно для этого этапа.

Задания

Задача № 1

1.Заполните таблицу (по раздаточному материалу- Задание 1)

Внешние факторы

Внутренние факторы

Задача № 2

1.Заполните таблицу (по раздаточному материалу- Задание 2)

Тип взаимоотношений

Внимание к человеку

Внимание к производству

Невмешательство

Теплая компания

Задача

Золотая середина

команда

Задача № 3.

1.Выполните задание 3 по раздаточному материалу тест по определению групповых ролей.

Задача № 4 

1.Выполните задание 4 по раздаточному материалу социально-психологический  климат вашего коллектива.

2.Определите правильность полученной оценки по вашему мнению

Задача № 5

1.Выделите навыки  поведения в коллективе, которые необходимы для будущего специалиста – менеджера.

Задача № 6

1.Заполните таблицу, указав методы управления, характерные для известных вам стилей руководства.

Стиль руководства

Методы управления

Задача № 7

1.Укажите преимущества и недостатки различных стилей руководства. Заполните таблицу:

Стиль руководства

Преимущества

Недостатки

Автолитарный

Демократический

Попустительсктй

Задача № 8

  1. Решите ситуацию.

1) Вы являетесь руководителем крупной фирмы, занимающейся сбором и сбытом продовольственных товаров. Вам предстоит:

  1. Рассмотреть и утвердить план развития производственных мощностей на следующий год;
  2. Проконтролировать результаты деятельности подразделений;
  3. Подготовить ответные письма в адрес предприятий – партнеров;
  4. Изучить опыт работы наиболее прогрессивных предприятий вашей отрасли.

2)Какие из перечисленных полномочий вы можете делигировать подчиненным.

Задача № 9

1.Решите ситуацию.

Работники отдела рекламы и информации фирмы «Аист» выполняли задание по разработке и проведению рекламной компании по продажи продуктов из сои. Экономический эффект от проведения рекламной компании составил 500 тысяч рублей.

В роли руководителя кадровой службы фирмы «Аист» предложите меры поощрения и вознаграждения с учетом рекомендаций Т. Пронта и Р. Лоттера.

Оформите докладную записку и приказ о поощрении.  

Указания по выполнению задания

1.Студенты, должны пользуясь раздаточным материалом  распределить факторы развития групп на внешние и внутренние.

2. Студенты, должны пользуясь раздаточным материалом  заполнить таблицу и выделить типы взаимоотношения в коллективе и уровень внимания к человеку.

3. Студенты, должны пользуясь раздаточным материалом определить  свою групповую роль и изучить социально- психологический климат своего коллектива.

4. Студенты должны выделить навыки  поведения в коллективе, которые необходимы для будущего специалиста – менеджера.

5.Студенты должны  указать недостатка и преимущества каждого стиля руководства

6.  Студенты должны  указать, какие из перечисленных полномочий вы можете делигировать подчиненным.

7. Студенты должны  предложить меры поощрения и вознаграждения,

оформить докладную записку и приказ о поощрении.  

Контрольные вопросы

  1. Что такое группа, какие факторы развития групп вы знаете?
  2. Каким образом, возможно, определить роль в группе, коллективе, какие групповые роли вы знаете?
  3. Свойства социально- психологического климата можно выделить в вашей группе?
  4. Какими навыками  поведения в коллективе, должны владеть будущие специалисты – менеджеры ?
  5. Какие недостатки вы можете вы делить в каждом стиле руководства?
  6. Какие преимущества вы можете вы делить в каждом стиле руководства?
  7. Какие формы поощрения и вознаграждения на ваш взгляд наиболее мотивируют работников?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология межгрупповых отношений.

Тема: «Психология межгрупповых отношений» Цель:  изучить групповые роли в коллективе, социометрический статус личности и умения общения, взаимодействия в группе, виды лидеров (делового...

Презентации к урокам по предмету "Этика и психология деловых отношений"

Серия презентаций к урокам по предмету "Этика и психология деловых отношений" по профессии "Секретарь- машинистка"...

Презентации к урокам по предмету "Этика и психология деловых отношений"

Серия презентаций к урокам по предмету "Этика и психология деловых отношений" по профессии "Секретарь- машинистка"...

Методическая разработка обобщающего урока - викторины по учебной дисциплине "Психология " на тему "Психология подростка"

Обобщающий урок-викторина на тему: «Психология подростка» составлен на основе рабочей программы по учебной дисциплине ОП.02  «Психология» для специальности 050715 «Коррекционная педагогика в нача...

Рабочая программа факультатива "Психология семейных отношений"

Подготовка  молодых людей к будущей семейной жизни  -  одно из важнейших слагаемых  его развития, личностного становления, социализации.Формирующийся  в сложных условиях...

Программа "Психология межличностных отношений" 60 часов (максимальная 90 часов).

Рабочая программа "Психология межличностных отношений" разработана для студентов технического профиля и является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Ф...