Психология межгрупповых отношений.
методическая разработка по теме
Тема: «Психология межгрупповых отношений»
Цель: изучить групповые роли в коллективе, социометрический статус личности и умения общения, взаимодействия в группе, виды лидеров (делового, эмоционального и психологического лидеров), стадии развития группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_ukazanie_po_socialnoy_psihologii_no2.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое указание
по проведению практического занятия № 2.
по дисциплине «Социальная психология»
Подготовил преподаватель: О.Н.Вендина
Тема: «Психология межгрупповых отношений.»
Цель: изучить групповые роли в коллективе, социометрический статус личности и умения общения, взаимодействия в группе, виды лидеров (делового, эмоционального и психологического лидеров), стадии развития группы.
Оборудование:
1.Учебник А.Ф. Шикун Управленческая психология: учебное пособие / А.Ф.Шикун, И.Ф. Филимонова –М., 2005.-336.
2.Шпарь В.Б. Рабочая книга практического психолога.- М.2005.-672с.
Раздаточный материал: карточки с заданиями. Методики изучения группы и коллектива.
В результате выполнения задания студент должен:
Иметь представление:
- О методах определения роли личности в группе, особенностях взаимодействия в группе.
- О видах лидерства.
- О этапах формирования и развития групп.
Знать:
- Способы определения групповых ролей,
- Методы изучения социально- психологического климата коллектива,
- Навыки поведения в коллективе, которые необходимы для будущего специалиста – менеджера.
- Виды лидерства.
- Основные стадии развития групп.
Уметь:
- Определять роли личности в группе, особенностях взаимодействия в группе.
- Выделять навыки поведения в коллективе, которые необходимы для будущего специалиста – менеджера.
- Использовать методы изучения социально- психологического климата коллектива
- По характеру управления и типу принятия решения определять вид лидерства.
- Определять на какой стадии развития находится группа и что характерно для этого этапа.
Задания
Задача № 1
1.Заполните таблицу (по раздаточному материалу- Задание 1)
Внешние факторы | Внутренние факторы |
Задача № 2
1.Заполните таблицу (по раздаточному материалу- Задание 2)
Тип взаимоотношений | Внимание к человеку | Внимание к производству |
Невмешательство | ||
Теплая компания | ||
Задача | ||
Золотая середина | ||
команда |
Задача № 3.
1.Выполните задание 3 по раздаточному материалу тест по определению групповых ролей.
Задача № 4
1.Выполните задание 4 по раздаточному материалу социально-психологический климат вашего коллектива.
2.Определите правильность полученной оценки по вашему мнению
Задача № 5
1.Выделите навыки поведения в коллективе, которые необходимы для будущего специалиста – менеджера.
Задача № 6
1.Заполните таблицу, указав методы управления, характерные для известных вам стилей руководства.
Стиль руководства | Методы управления | |
Задача № 7
1.Укажите преимущества и недостатки различных стилей руководства. Заполните таблицу:
Стиль руководства | Преимущества | Недостатки |
Автолитарный | ||
Демократический | ||
Попустительсктй |
Задача № 8
- Решите ситуацию.
1) Вы являетесь руководителем крупной фирмы, занимающейся сбором и сбытом продовольственных товаров. Вам предстоит:
- Рассмотреть и утвердить план развития производственных мощностей на следующий год;
- Проконтролировать результаты деятельности подразделений;
- Подготовить ответные письма в адрес предприятий – партнеров;
- Изучить опыт работы наиболее прогрессивных предприятий вашей отрасли.
2)Какие из перечисленных полномочий вы можете делигировать подчиненным.
Задача № 9
1.Решите ситуацию.
Работники отдела рекламы и информации фирмы «Аист» выполняли задание по разработке и проведению рекламной компании по продажи продуктов из сои. Экономический эффект от проведения рекламной компании составил 500 тысяч рублей.
В роли руководителя кадровой службы фирмы «Аист» предложите меры поощрения и вознаграждения с учетом рекомендаций Т. Пронта и Р. Лоттера.
Оформите докладную записку и приказ о поощрении.
Указания по выполнению задания
1.Студенты, должны пользуясь раздаточным материалом распределить факторы развития групп на внешние и внутренние.
2. Студенты, должны пользуясь раздаточным материалом заполнить таблицу и выделить типы взаимоотношения в коллективе и уровень внимания к человеку.
3. Студенты, должны пользуясь раздаточным материалом определить свою групповую роль и изучить социально- психологический климат своего коллектива.
4. Студенты должны выделить навыки поведения в коллективе, которые необходимы для будущего специалиста – менеджера.
5.Студенты должны указать недостатка и преимущества каждого стиля руководства
6. Студенты должны указать, какие из перечисленных полномочий вы можете делигировать подчиненным.
7. Студенты должны предложить меры поощрения и вознаграждения,
оформить докладную записку и приказ о поощрении.
Контрольные вопросы
- Что такое группа, какие факторы развития групп вы знаете?
- Каким образом, возможно, определить роль в группе, коллективе, какие групповые роли вы знаете?
- Свойства социально- психологического климата можно выделить в вашей группе?
- Какими навыками поведения в коллективе, должны владеть будущие специалисты – менеджеры ?
- Какие недостатки вы можете вы делить в каждом стиле руководства?
- Какие преимущества вы можете вы делить в каждом стиле руководства?
- Какие формы поощрения и вознаграждения на ваш взгляд наиболее мотивируют работников?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Психология межгрупповых отношений».
Тема: «Психология межгрупповых отношений». Цель: изучить групповые роли в коллективе, социометрический статус личности и умения общения, взаимодействия в группе, виды лиде...
Презентации к урокам по предмету "Этика и психология деловых отношений"
Серия презентаций к урокам по предмету "Этика и психология деловых отношений" по профессии "Секретарь- машинистка"...
Презентации к урокам по предмету "Этика и психология деловых отношений"
Серия презентаций к урокам по предмету "Этика и психология деловых отношений" по профессии "Секретарь- машинистка"...
Рабочая программа факультатива "Психология семейных отношений"
Подготовка молодых людей к будущей семейной жизни - одно из важнейших слагаемых его развития, личностного становления, социализации.Формирующийся в сложных условиях...
ОП 10 Психология и этика деловых отношений 1.Тема: «Общие правила этикета»
Задание: Составить 5 ситуаций по теме: «Общие правила этикета» и разрешить их.При выполнении задания используйте информацию по теме: «Общие правила этикета»...
технологическая карта конструирования урока психологии "Межличностные отношения"
технологическая карта...
Программа "Психология межличностных отношений" 60 часов (максимальная 90 часов).
Рабочая программа "Психология межличностных отношений" разработана для студентов технического профиля и является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Ф...