Кейсы по для студентов специальности 040401 Социальная работа
методическая разработка по теме

Лоншакова Оксана Николаевна

В помощь преподавателям специальности 040401 " Социальная работа" СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keysy_socrabota.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

Раздаточный материал

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ «ИСТОРИЯ КЛИЕНТА»

Инструкции для социальных работников:

Вы являетесь социальным работником. Вам необходимо провести интервью с членами одной семьи, выявить проблемы и составить план действий. Вы можете интервьюировать членов семьи индивидуально или вдвоем.

Инга – 50 лет

Борис – супруг Инги

Алина – 28 лет, дочь Бориса и Инги

Марина – сестра Бориса

Светлана – 3 года, дочь Алины

Инструкции для членов семьи

Инга:

Вас зовут Инга, Вам 50 лет. Вы живете с Вашим мужем Борисом, Вашей

дочерью Алиной (28 лет), Вашей внучкой Светланой (3 года) и Вашей золовкой,Мариной. Ваша дочь работает полный рабочий день продавцом в палатке, на рынке, а Ваша золовка - медсестрой в местной поликлинике. Вы страдаете от депрессии. Дома часто ссорятся. Ссоры возникают из-за того, что Вы пьете (4 бутылки пива в день), и семья живет без матери. Вы думаете, что у Вашего мужа роман. Иногда, когда Вы чувствуете, что жизнь настолько ужасна, что Вы не встаете из постели в течение двух или трех дней подряд.

Борис:

Вас зовут Борис, 52 года. Вы живете с Вашей женой Ингой, Вашей дочерью

Алиной (28 лет), Вашей внучкой Светланой (3 года) и Вашей сестрой Мариной. Вы очень близки с Вашей сестрой и хотели бы, чтобы Инга была похожа на нее. Вы женаты на Инге более 20 лет. Вы работаете на местной фабрике, деньги приходится зарабатывать с большим трудом. Часто, возвращаясь с работы домой, вы чувствуете, что от Вашей жены пахнет алкоголем. Это Вас сердит, потому что, в то время, пока Вы зарабатываете в поте лица деньги, Ваша жена тратит их на алкоголь. Иногда Ваша жена даже не встает из постели, а всю домашнюю работу делает Ваша сестра. Вы хранили верность жене, но с Вами работает женщина, которая Вам стала очень близка.

Алина:

Вас зовут Алина, Вам 28 лет. У Вас есть трехлетняя дочь Светлана, Вы живете с матерью (Инга), отцом (Борис) и тетей (Марина). Ваш муж ушел от Вас к другой женщине в прошлом году. Ваши родители и тетя часто ссорятся. Ваша мать пьет весь день и бывает, что не встает с постели в течение нескольких дней. Вам жаль вашу мать потому, что она выглядит несчастной почти все время. Вы помогаете по дому по мере своих  возможностей. Вам не нравится поведение вашего отца, Вы видели его на улице с привлекательной женщиной, коллегой по работе и у вас есть подозрение, что у них роман.

Марина:

Вас зовут Марина. Вам 42 года, Вы работаете медсестрой в местной

поликлинике. Вы никогда не были замужем, живете с братом Борисом, его женой Ингой, племянницей Алиной и ее дочкой Светланой. Ваш брат всегда вас поддерживал, а Вы считаете, что ему не надо было жениться на Инге. Вы считаете ее ленивой, а ее дочь похожа на нее. Кроме того, Вы категорически не согласны с тем, как Алина воспитывает Светлану. Вы считаете, что девочка недостаточно дисциплинирована. Во время встречи с социальным работником, Вы постоянно критикуете Ингу. Вы можете наговаривать на

нее столько, сколько хотите.

Светлана:

Вас зовут Светлана. Вам 3 года. Вы любите играть с куклами. Вы несчастны из-за того,

что в доме постоянно ссорятся. Вы любите мамулю и бабулю очень сильно.

«Социальные работники» должны разбиться на пары и начать выполнение следующего задания:

Вы являетесь социальным работником. Вам необходимо провести интервью с членами одной семьи, выявить проблемы и составить план действий. Вы можете интервьюировать членов семьи индивидуально или вдвоем.

Члены семьи:

Инга – 50 лет

Борис – супруг Инги

Алина – 28 лет, дочь Бориса и Инги

Марина – сестра Бориса

Светлана – 3 года, дочь Алины

Вы должны интервьировать одного члена семьи в течение 10 минут. Вы не можете брать интервью у члена семьи, если он(а) занят (а) с другой парой социальных работников. Вам нужно начать интервьюирование другого члена семьи или подождать.

Через 10 минут, вернитесь в класс и запишите полученную информацию вместе в вашим партнером. На это выделяется 10 минут.

Таким образом, 10 минут выделяется на интервьюирование одного члена семьи и 10 минут на обсуждение информации в вашим партнером.

Подобная процедура повторяется 4 раза ( всего на упражнение выделяется 80 минут.

Если у вас нет 80 минут времени, то вы можете сократить время интервьюирования и дискуссии с вашим партнером).

Участники должны систематизировать и задокументировать информацию,

следуя следующей схеме:

История клиента

(Презентация случая из практики)

1. Личная информация

Узнать у клиента: пол, возраст, положение в семье

2. Проблема

Что клиент рассматривает в качестве проблемы

3. Сведения о клиенте

• История

• Здоровье

• Занятость

• Прошлый кризис

• Социальная поддержка

4. Оценка социального работника

Что думает социальный работник о происходящем.

Защитные факторы: Какие положительные качества есть у клиента/семьи?

Факторы риска: Кто находится в группе риска, что есть риск?

Участники могут по желанию использовать «геносхему» (семейную диаграмму).

5. План оказания помощи:

Как социальный работник планирует оказание помощи?

Пары «социальных работников» представляют историю клиента (случай из практики.

Остальные участники должны предоставить «сэндвичевую» обратную связь

выступающей паре «социальных работников».

Сделайте обзор с помощью метода обратной связи

(1) Что полезного сделал социальный работник и какие позитивные навыки были использованы

(2) Что мог бы сделать социальный работник, чтобы оказаться еще более полезным для клиента

(3) Подведение итогов всего полезного и позитивного, что сделал социальный работник

После выполнения этой работы, участники, которые играли роли членов семьи, могут предоставить обратную связь группе о своих ощущениях во время интервьюирования социальными работниками.

Способ документирования участниками информации может быть использован, как в клинике, так и социальными работниками.

Основные моменты обучения:

1. Очень важно сделать акцент на умении социального работника

систематизировать информацию о клиенте (клиентах) так, чтобы это могло

помочь оценить ситуацию клиента и составить план оказания помощи.

2. Способ систематизации информации может также быть использован, как способ документирования информации о клиенте и плана оказания помощи клиенту социальным работником.

Упражнение . Как научить клиента разрабатывать детальный план достижения поставленной цели.

Данное упражнение научит вас разрабатывать на основе принятой стратегии детальный, поэтапный план достижения поставленной цели. Такой план поможет четко распределить силы и организовать свою жизнь.

Задание 1.

Пример.

Наталье 52 года. Возраст предпенсионный. Три года назад она стала вдовой. На ее иждивении две дочери-студентки и престарелая мать. Издательство, в котором она работа, закрылось. Работу в ее возрасте найти трудно, специальность у нее только одна, да и та не очень ходовая — редактор. Но Наталья — женщина решительная. Она поставила перед собой цель: найти работу. Однако она понимает, чтобы достичь этой цели, нужно разработать конкретный план действий, разделенных на определенные этапы.

Она предлагает нам следующий детальный план:

1. Критерии выбора работы.

Наталья не хочет получить любую работу. Ей нужна такая работа, которая соответствовала бы определенным критериям.

2. Резюме.

Для того чтобы предложить себя на рынке труда, она должна подготовить резюме, которое соответствовало бы всем стандартам и содержало бы и подчеркивало те особенности подготовки Натальи, ее опыта и личных качеств, которые помогли бы ей заинтересовать работодателя.

3. Информация.

Наталья должна иметь информацию о том, где можно узнать о различных вакансиях, изучить рынок спроса на рабочую силу и выбрать наиболее подходящие для себя направления для рассылки своего резюме.

4. Выбор наилучших и наиболее подходящих фирм и организаций.

Рассмотрев различные направления, Наталья предполагает просеять предлагаемые вакансии и отобрать наиболее привлекательные для себя.

5. Встречи с работодателями.

Далее она предполагает начать обзвон возможных работодателей и рассылку им своего резюме, а также проведение встреч с ними.

6. Выбор наиболее подходящего предложения. Если будет предложено более одной работы, то ей придется делать выбор. Для выбора также необходимо разработать определенные критерии, такие как: престижность,

 возможность роста, заработная плата, рабочий день, удаленность от дома, коллектив, начальство и пр.

7. Разработка нового плана в случае, если она не сможет найти работу таким образом.

Задание 2.

— Дайте оценку логике представленного плана.

— Скажите, насколько полно он отражает стремление к достижению поставленной цели

Примечание. Если вы ставите перед собой далеко идущую и сложную цель, то разделите ее на несколько подцелей и определите очередность их достижения.

Задание 3.

Наталье нужно было узнать, откуда она может получить информацию о наличии вакансий. Что бы вы ей предложили сделать? Разработайте план поиска информации о наличии свободных рабочих мест.

Задание 4.

— Разработайте детальный план по осуществлению какой-либо своей жизненной цели на основе разработанной вами стратегии.

— Обсудите его в группе.

Задание.

1. Прочитайте историю Марины.

2. Определите поставленную ею жизненную цель.

3. Проанализируйте логику в определении ею конкретных действий, которые направлены на достижение поставленной цели.

Марина 25 лет. Росла единственным ребенком в обеспеченной семье. Она вышла замуж на третьем курсе института. Закончив институт, нигде не работала. Надеялась на то, что родит ребенка и будет его воспитывать. С детьми ничего не получалось. После медицинского обследования врачи признали ее бесплодной. Переживала не столько она, сколько ее муж и свекор, человек волевой и достаточно грубый.

Вскоре она узнала, что муж ей стал изменять. Ее с ним ничего не удерживало, и вскоре они развелись. Раньше она казалась легкомысленной, ничего не принимавшей близко к сердцу, но после развода ее охватила глубокая депрессия. Ей стало казаться, что уже ничего хорошего в жизни у нее не будет. Пыталась найти работу по специальности — нигде не берут из-за отсутствия опыта работы. Знакомиться ни с кем не хотелось — чувствовала себя ненужной из-за того, что не могла иметь детей.

На первой же встрече социальный работник спросила ее:

«Чего вы хотите теперь, после того как закончились все формальности с разводом, который, без сомнения, сильно ранил вас? Как вы себе представляете свою будущую жизнь? Чего вы бы хотели?»

Марина составила список тех дел, которые ей хотелось бы осуществить:

— получить работу, связанную со специальностью, пусть даже вначале не соответствующую уровню ее профессиональной подготовки;

— отдельную, пусть крошечную квартирку, чтобы она могла начать самостоятельную жизнь;

— перестать себя жалеть и не позволять окружающим смотреть на нее с сочувствием;

— не общаться с бывшим мужем и его отцом, как источниками зла и ненависти;

— поехать куда-нибудь отдыхать и обновить круг знакомств;

— ходить в театр, на выставки, в кино и на дискотеки;

— научиться водить машину;

— заняться своей фигурой, ходить на шейпинг, в бассейн;

— перестать думать о разводе как о жизненной трагедии и рассматривать его как освобождение от человека, который тебя не любил, а любил лишь только деньги твоих родителей;

— сблизиться с матерью, которая была против ее брака;

— преодолеть страх одиночества.

Упражнение 38. Как помочь клиенту разработать конкретные действия по достижению поставленных целей и распределить их в логической последовательности.

Самое трудное для клиентов социального работника — не анализ своих проблем, и даже не разработка конкретных шагов, направленных на изменение ситуации, а конкретные действия. Поэтому задача социального работника состоит в том, чтобы убедить клиента сразу же приступить к осуществлению своих планов после того, как он четко определит, чего хочет в этой жизни. Очень важно передвигаться последовательно от низшего к высшему и на каждом конкретном этапе достигать пусть маленьких, но успехов. Эти успехи будут вдохновлять ваших клиентов и побуждать их продвигаться дальше по пути к достижению главной цели — изменению своей жизни.

Возвратимся к случаю с Мариной. Она считает, что ей нужно:

— изменить свое отношение к самой себе как внешне, так и внутренне,

— в мужчинах видеть не потенциальных мужей, а друзей;

— иметь подруг;

— работать;

  1. вести светский образ жизни.

Задание. 

1. Подумайте, согласны ли вы с таким распределением приоритетов?

2. Какие бы вы шаги предприняли на месте Марины?

3. Обсудите свои решения в группе.

Какова точка зрения клиента?

Клиент по имени Александр. Солидный мужчина за 50. Он впервые встречается с социальным работником. Внешне он не производит впечатление человека, имеющего какие-либо психологические проблемы в жизни. «Вы представляете, моя жена постоянно меня унижает. Она ни в чем не хочет со мной советоваться. Например, ей вдруг пришло в голову сесть за руль! И это женщине, которой уже 50! У нее и со зрением неважно, да и вообще, зачем все ей это — когда ей нужно, я ее вожу. Я сам не очень люблю ездить в городе на автомобиле. У нас ведь сплошные пробки. Больше времени можно потратить, чем при поездке общественным транспортом. Так она дождалась, когда я уехал в командировку, и тут же пошла на курсы вождения. В ее-то возрасте! И получила ведь права. Не знаю, как, но получила. Потом начала требовать, чтобы я ей давал руль во время наших поездок за город. Но какой интерес с ней ездить — скорость черепашья, от пешеходов шарахается, чуть что — тормозит. Я так устаю рядом с ней. А она опять ничего слушать не хочет. В очередной раз меня унизила — взяла и купила себе автомобиль. Я прихожу с работы — а у нас дома праздник. Стол накрыт. Жена нарядная, и сын улыбающийся. Спрашиваю, в честь чего праздник. Думаю, может, чей-то юбилей пропустил. А жена отвечает — нет, дорогой, это я себе машину купила. Я не поверил. А она говорит — выгляни-ка в окно. Выглянул. А там, и правда, новая машина стоит. Вот вы и представьте себе, какое это было для меня унижение. Во-первых, она истратила семейные деньги. Во-вторых, сделала покупку, не посоветовавшись со мной. И ведь никогда, как и ее мать, не признает, что была не права. К тому же стала зарабатывать больше, чем я. И этим тоже постоянно меня унижает. Получается, что я вовсе и не мужчина — и машину она водит, и денег больше приносит, и сама еще и возит себя. И, главное, ей наплевать на мои переживания. Она ни разу не спросила меня, а что я чувствую или думаю по поводу ее недостойного поведения. Некоторые из моих друзей говорят, что не вытерпели бы и половины того, что приходится терпеть мне. И давно бы уже развелись. А я разводиться не хочу — это ведь ее только обрадует. Что же мне делать?»

Какова позиция клиента?

Михаил 27 лет. Вернулся из одной из северных стран, где учился в аспирантуре. Защитил в зарубежном университете интересную диссертацию. Перед ним раскрывались широчайшие возможности в России. Он уже получил заманчивые предложения от ряда крупных компаний. Дома его ждали родители и младший брат. Вскоре после приезда он почувствовал недомогание. Ему предложили пройти обследование в одной из престижных клиник Москвы и обнаружили у него ВИЧ-инфекцию. Известие было ударом для него и для всей его семьи. Прошел месяц, Михаил встретился с социальным работником, и вот что он ему рассказал: «Мне кажется, я уже немного пришел в себя, хотя не уверен, что вообще можно прийти в себя после того, как узнаешь, что вся твоя жизнь, все твои планы и мечты разрушены. Сейчас я просто пытаюсь вернуться в русло нормальной человеческой жизни. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что болезнь, поразившая меня, — это результат моей сексуальной невоздержанности, но понимание этого и знание о том, что я серьезно болен, не в состоянии убить моего полового влечения. Да, у меня были беспорядочные связи — знаете, как это просто сейчас — пойдешь в какой-нибудь клуб, потанцуешь немного с девушкой — и она уже твоя. Мне очень нравилась возможность находиться в постоянном поиске все лучшей, более красивой, более сексуальной и т.д. И я настолько привык не связывать себя никакими обязательствами и брать то, что само шло в руки, что сейчас мне невыносимо трудно отказаться от прежнего образа жизни. Да и дома на меня смотрят не только с жалостью и болью, но и с каким-то омерзением. Я чувствую, что меня даже боятся — боятся заразиться. Это очень больно. Я как бы изгой в своей собственной семье, среди близких, а что же говорить о посторонних? А мне так хочется, как прежде, оказаться в окружении друзей, коллег по работе. Да и мысли мои сейчас далеки от науки. Я чувствую, что все больше замыкаюсь на своих проблемах и думаю только о двух вещах — сексе и здоровье. И я ничего не могу поделать с собой. Если раньше я без оглядки менял женщин, то сейчас, это совершенно ясно, я не смогу найти себе одну-единственную, потому что никто просто не захочет, если будет знать о моей болезни, связать свою жизнь со мной. Как же мне жить дальше? Отчаяние охватывает меня. Все поломано — моя карьера, любовь близких, моя личная жизнь.

Ситуация 1.

Молодой человек собирается бросить работу. Но ему будет трудно найти новую, так как конкуренция на рынке труда большая, а у парня нет высшего образования. Да и опыта не так много. Он рассказывает: «Конечно, прежняя работа была непыльной и давала мне приличные деньги. А сегодня, как вы знаете, без денег никуда. По правде говоря, деньги я люблю, и даже очень. И подруга моя любит хорошую жизнь — чтобы ее на тачке хорошей возили и в кабаки дорогие. Но ей стыдно сказать, где я работаю, хотя она и говорит, что деньги мои не пахнут, но своим подружкам меня всегда представляет как менеджера из инофирмы. Да и я сам считаю, что мозгов моих хватит и на другую работу, попрестижнее.

— Определите суть дилеммы.

— Используйте формулу для выражения эмпатии. По формуле: «Вы чувствуете... потому что...» выразить свою эмпатию.

— Дайте оценку данной ситуации собственными словами.

Ситуация 2.

Женщина 50 лет. Ей предложили повышение по службе. Она долго сомневалась, так как предыдущее место работы было ближе к дому. Но, наконец, согласилась. Когда же она пришла на новое место, то оказалось, что ее взяли условно, потому что это место до сих пор занято другой женщиной, которая постоянно болеет уже в течение многих лет и не может выполнять свои функции. Она рассказывает: «Когда я начала работать, я поняла, что это именно то, что мне нужно. Передо мной открылись возможности для творчества, что я больше всего ценила в жизни. Но когда я попыталась претворить какие-либо свои задумки в жизнь, то оказалось, что я этого сделать не могу, так как мое заведование — это фикция. На самом деле место, на которое меня пригласили, занято, и любые новшества я могу применять и осуществлять лишь только с согласия человека, который уже долгие годы практически не работает и который не имеет никакого желания освобождать это место и уходить на заслуженный отдых. И как только я там появилась и начала активно действовать, она тоже выздоровела моментально и стала мною командовать. Конфликт охватил не только производственную, но и личностную сферы. Эта женщина постоянно при всех меня унижает и распространяет обо мне нелепости — то я у нее книгу какую-то, украла, то еще что-то. Мне так тяжело ходить на работу, хотя она мне по сути очень нравится».

— Проанализируйте суть конфликта.

— Для выражения эмпатии используйте формулу. По формуле: «Вы чувствуете... потому что...» выразить свою эмпатию.

— Выразите свое мнение собственными словами.

Ситуация 3.

Молодой учитель, первый год работающий в школе-лицее, рассказывает своему коллеге: «Ты знаешь, как я хотел работать в школе. Я ведь пошел в педагогический по призванию. Но боюсь, скоро буду ненавидеть и свою работу, и наших чудесных деток. Входишь в класс — девицы сидят размазанные, глаза как плошки оловянные, совершенно бессмысленные. И, конечно, ничего не знают и не хотят знать. Только глазки мне строят и свои мини-юбки еще куда-то задирают. Каждая из них надеется соблазнить меня. И какая самоуверенность. Хоть бы мыться научились и правильно пользоваться дезодорантами. Мальчишки, как петухи, перед этими девицами с куриными мозгами. Задираются, свое «человеческое достоинство» защищают. Так хочется сказать им все, что я о них думаю. Но нельзя. Уволят. Школа элитная и платная».

— Определите суть конфликта.

— Выразите эмпатию по формуле. По формуле: «Вы чувствуете... потому что...» выразить свою эмпатию.

— Сформулируйте свое мнение собственными словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы (код 040401, специальность Социальная работа)

Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей разработанные на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального...

Оценочные средства ПМ 04 специальности Социальная работа

Представленные материалы составлены в соответствии с ФГОС 3 поколения....

Методические материалы "Основы работы в сети Интернет" (специальность "Социальная работа")

Практические работы по освоению сервисов Интернет для студентов специальности "Социальная работа"...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Право" по специальности "Социальная работа"

Методические указания содержат задания для обучающихся, методические рекомендаии для выполнения заданий различных видов, а также рекомендуемые источники информации....

Методическая разработка для студентов педагогических специальностей "Этапы работы над текстом на уроках французского языка"

В методической разработке представлены этапы работы над текстом и приведены конкретные примеры упражнений для предтекстового, текстового и послетекстового этапов....

тестовый материал для специальности Социальная работа по теме "Social security in modern Russia"

Тестовый материал для специальности Социальная работа по теме "Social security in modern Russia"...