Петербурговедение, как средство реабилитации детей, ставших жертвой насилия
методическая разработка по теме
Работа в условиях новой социальной технологии –
специализированных социальных квартирах
Специализированная социальная квартира – это квартира в обычном жилом доме. Квартира отремонтирована и переоборудована для проживания детей. Обстановка и интерьер квартиры максимально приближены к домашним. Квартира рассчитана на одновременное проживание не более 8-ми детей. В квартире предусмотрены комнаты для проживания детей (на 2-3 человека), кухня, столовая, холл, прихожая, санузел. В квартире дети максимально вовлечены во все хозяйственные дела: уборка квартиры, стирка и уход за личными вещами, приготовление пищи, покупка продуктов и других необходимых предметов. С детьми постоянно проживает воспитатель, который выполняет для них роль «социальной мамы». Также с детьми проводят занятия педагог-психолог, дефектолог, специалист по социальной работе, социальный педагог. Врач и медицинский персонал помогает восстановить здоровье детей. Воспитанники посещают школы Адмиралтейского района, территориально приближенные к квартире. Досуговая деятельность детей организована с учетом инфраструктуры. Дети посещают кружки и секции по интересам.
Данная социальная технология позволяет:
- проводить реабилитацию детей в малой группе и максимально приближенных к домашним условиях;
- сохранить опыт семейного проживания и семейных отношений;
- проводить реабилитацию в условиях открытого социума, не создавать определенную «социальную капсулу»;
- не транслировать отрицательный опыт другим детям, в том числе младшим по возрасту;
- формировать навыки самообслуживания, избежать формирования потребительской позиции: «Вы мне все должны!»;
- формировать эффективную методику работы с несовершеннолетними с одинаковой проблематикой;
- изменять представление граждан о детях – сиротах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota.docx | 67.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Работа в условиях новой социальной технологии – специализированных социальных квартирах………………………………………………………………………………3 стр.
Специфика работы в специализированной социальной квартире для проживания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе для детей, подвергшихся различным формам насилия………………………………………….4 стр.
Петербурговедение, как средство реабилитации детей, ставших жертвой насилия
……………………………………………………………………………………….….6 стр.
Цели и задачи занятий по Петербурговедению в условиях специфики специализированных социальных квартир…………………………………………7 стр.
Конспекты занятий по наиболее значимым тема программы:
«Возникновение Петербурга»………………………………………………………..9 стр.
«Петербург, Дворцовая площадь. Зимний дворец»…………………………………12 стр.
«Петербург, Дворцовая площадь. Александровская колонна»………………..…..15 стр.
«Петербург, Дворцовая площадь. Здание Главного Штаба»……………………….19 стр.
«Адмиралтейство»………………………………………………………………….…23 стр.
«Адмиралтейство». Второе занятие…………………………………………………26 стр.
«Памятник Петру I»………………………………………………………………… 26 стр.
Православие, как сословная часть Петербурговедения…………………………….29 стр.
Заключение……………………………………………………………………………32 стр.
Работа в условиях новой социальной технологии –
специализированных социальных квартирах
Специализированная социальная квартира – это квартира в обычном жилом доме. Квартира отремонтирована и переоборудована для проживания детей. Обстановка и интерьер квартиры максимально приближены к домашним. Квартира рассчитана на одновременное проживание не более 8-ми детей. В квартире предусмотрены комнаты для проживания детей (на 2-3 человека), кухня, столовая, холл, прихожая, санузел. В квартире дети максимально вовлечены во все хозяйственные дела: уборка квартиры, стирка и уход за личными вещами, приготовление пищи, покупка продуктов и других необходимых предметов. С детьми постоянно проживает воспитатель, который выполняет для них роль «социальной мамы». Также с детьми проводят занятия педагог-психолог, дефектолог, специалист по социальной работе, социальный педагог. Врач и медицинский персонал помогает восстановить здоровье детей. Воспитанники посещают школы Адмиралтейского района, территориально приближенные к квартире. Досуговая деятельность детей организована с учетом инфраструктуры. Дети посещают кружки и секции по интересам.
Данная социальная технология позволяет:
- проводить реабилитацию детей в малой группе и максимально приближенных к домашним условиях;
- сохранить опыт семейного проживания и семейных отношений;
- проводить реабилитацию в условиях открытого социума, не создавать определенную «социальную капсулу»;
- не транслировать отрицательный опыт другим детям, в том числе младшим по возрасту;
- формировать навыки самообслуживания, избежать формирования потребительской позиции: «Вы мне все должны!»;
- формировать эффективную методику работы с несовершеннолетними с одинаковой проблематикой;
- изменять представление граждан о детях – сиротах.
Специфика работы в специализированной социальной квартире
для проживания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации,
в том числе для детей, подвергшихся различным формам насилия
Квартира открыта для несовершеннолетних, подвергшихся любой форме насилия – эмоционального, психологического, физического, сексуального. Более 65% воспитанников поступивших в Центр подвергались той или иной форме насилия.
Практически все дети, пострадавшие от жестокого или пренебрежительного отношения, пережили психологическую травму, в результате чего их дальнейшее развитие сопровождается определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Ежегодно в квартире проходят реабилитацию около 30 детей в возрасте от 9-ти до 16 лет. Только 7 % от общего количества поступивших детей являются жертвой физического насилия, в отношении 93 % было совершено (подозревалось) совершение психологического насилие.
Психологическое насилие, допущенное родителями по отношению к детям, чаще всего проявляется в таких формах как: отвержение (действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство), терроризирование (угроза причинить ребенку физический вред, постановка перед ребенком сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение), игнорирование (отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка, формальное взаимодействие с ребенком).
У воспитанников квартиры, ставших жертвой систематического психологического насилия, развивается модель образа жизни жертвы и формируется состояние «готовности» повторять эту модель в своей взрослой жизни. Характерными чертами образа жизни жертвы являются следующие аспекты:
- искажение образа Я, обвинение самого себя за происходящее; снижение чувства собственной ценности и значимости;
-чувство страха и беспомощности как доминирующие чувство. Мир воспринимается как двусмысленный, неопределенный и всегда опасный;
-открытость, хрупкость и неопределенность границ собственного Я, неспособность вовремя идентифицировать различные формы насилия; неспособность установить пределы и ограничения.
-депривация базовых потребностей (неудовлетворение потребности в любви, принятии, понимании, принадлежности);
-обязательное стремление к близости, синдром эмоциональной зависимости (созависимости): сверхпотребность в любви, страх потерять объект привязанности, зависимость, неуверенность в себе и в других, отрицание собственных потребностей.
-подавление или обесценивание собственных чувств и переживаний, нарушение способности наслаждаться жизнью, нарушение способности к установлению эмоциональной близости, синдром «аффективной тупости» (отсутствие чувства общности с другими людьми, ощущение себя неспособным строить отношения эмоциональной привязанности, отвержение себя и других).
В специализированной социальной квартиры успешно справляются с реабилитацией жертв насилия путем:
- погружения ребенка в атмосферу уважения, доверия, принятия;
- проработки травмирующих ситуаций, изменения смысла переживаний;
- возможности новой интерпретации пережитого;
- развития позитивной перспективы будущего;
- развития базовых социально-психологических навыков;
- возвращения ребенка к нормальной жизни.
Основная проблема воспитанников квартиры, переживших насилие – это трудности в социализации. У детей нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети – жертвы насилия – часто находят в криминальной, асоциальной среде, что нередко сопряжено с формированием пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.
Среднее время пребывания ребенка в квартире 6 месяцев. В этот период возможно получение ребенком нового положительного нравственного опыта. Но, как показывает практика, он слабо проявляется, поскольку ребёнок осторожен, и не очень пока доверяет всему тому, что с ним происходит. Роль специалистов квартиры – раскрыть начало адекватных проявлений в поведении ребёнка, поверить в его силы и грамотно выразить своё понимание к новому, позитивному чувству, поступку своего воспитанника.
Создать оптимистическую установку на ребенка, «забыть» о его недостатках, видеть только перспективные линии развития - именно в этом заключается основной смысл реабилитационной деятельности детей, ставших жертвой насилия.
Петербурговедение,
как средство реабилитации детей, ставших жертвой насилия
Для начала хотелось бы отметить, что Петербурговедение не используется как основные средство реабилитации детей, ставших жертвой насилия. Основные направления работы с детьми данной категории указаны в вышеизложенной главе.
Петербурговедение является вспомогательным средствам реабилитации, так как полученные в ходе занятий знаний помогают ребенку:
- разрешить его трудности в социализации;
- сформировать определенный багаж знаний, который поможет завоевать авторитет среди взрослых и сверстников;
- развивать познавательные процессы: память, мышление, речь;
- развивают личность ребенка, его инициативные и творческие способности.
Кроме того в реабилитации детей, ставших жертвой насилия, играем эмоциональный компонент. Произведения искусства оказывают на детей огромное воздействие: они создают настроение и вызывают определенные чувства. Картины, скульптуры, архитектурные памятники помогают детям расслабиться, абстрагироваться от рутинных мыслей и увидеть в повседневной действительности удивительно красивый и сказочный мир.
Разработанная программа знакомит детей с основами истории и культуры Петербурга, с его удивительной гармонией, созданной величайшими зодчими, цветовой гаммой и настроением, особенностями, присущими именно нашему городу. Широта невских просторов, ритм шпилей и площадей, красота садов и парков в разные сезоны года становятся объектами творческого осмысления. Дети узнают имена знаменитых петербуржцев, названия улиц и рек, знакомятся с новыми понятиями из истории мировой культуры.
Конечной целью становиться развитие самостоятельного интереса к истории нашего города, гуманистического подхода к окружающему миру, наблюдательности, инициативности и творческих способностей.
Цели и задачи программы по Петербурговедению
в условиях специфики специализированных социальных квартир
Цель программы – это передать ребенку новые знания о родном городе через игру. Соединение познавательного, культурного материала и игры, развлечения.
Основные задачи:
- Формирование начальных знаний о Санкт-Петербурге.
- Пробуждение интереса к истории города и архитектуре.
- Воспитание маленьких петербуржцев. (Приобретение навыков культурного поведения петербуржцев – быть добрыми, коммуникабельными, внимательными и доброжелательными).
- Развитие мыслительных процессов (сравнение, обобщение, систематизация, воображение и т. д.)
Основные принципы программы:
- Активная позиция ребенка.
- Наглядность обучения (использование большого количества наглядных материалов).
- Доступность (соответствие материала возрасту).
- Практические задания (развитие мелкой моторики руки).
Виды деятельности ребенка на занятиях:
- Познавательная деятельность (активное слушание слайд-экскурсий).
- Игровая деятельность (сюжетные, ролевые, пальчиковые, активные, командные игры).
- Практические работы (Обведение по контуру, вырезание, изготовление поделок, рисунки, лепка).
- Работа с картой.
- Публичные выступления.
- Участие в пятиминутках Вежливости.
- Участие в сценках.
- Собирание пазлов.
Основные темы изучения:
- Ансамбли: Петропавловская крепость, Дворцовая площадь, Летний сад, Адмиралтейство, Сенатская площадь, стрелка Васильевского острова, Михайловский замок, площадь Искусств и т. д.
- Храмы: Исаакиевский собор, Казанский собор, храм Воскресения Христова (Спас-на-крови), Александро-Невская лавра и т. д.
- Памятники: Петру Первому, Екатерине Великой, Николаю Первому, Александру Третьему, М. Кутузову, М. Барклаю де Толли, А. Суворову и т. д.
Конспект на тему
«Возникновение Петербурга»
Цели занятия:
- Дать знания о возникновении города.
- Дать знания о великих людях, живших и живущих в Петербурге.
- Дать знания о архитектурных памятниках.
- Учить слышать характер музыки, пробовать передать его движениями.
- Расширять словарный запас детей за счет архитектурных терминов. Учить обосновывать свои ответы.
- Развивать любовь к родному городу, чувство гордости за слова «Я – петербуржец».
Демонстрационный материал:
- Иллюстрации Петропавловской крепости.
- Иллюстрации Петропавловского собора.
- Физическая карта России.
- Музыка Глиэра и Чайковского.
Раздаточный материал:
- Схематическое изображение дельты Невы.
Речь воспитателя | Возможные ответы детей |
Звучит «Гимн великому городу» Глиэра. |
|
Конспект на тему
«Петербург, Дворцовая площадь. Зимний дворец».
Цели занятия:
- Расширение знаний детей о родном городе.
- Дать знания о великих людях, живших и живущих в Петербурге.
- Дать знания о архитектурных памятниках, находящихся на Дворцовой площади.
- Учить слышать характер музыки, пробовать передать его движениями.
- Расширять словарный запас детей за счет архитектурных терминов. Учить обосновывать свои ответы.
- Развивать любовь к родному городу, чувство гордости за слова «Я – петербуржец».
Демонстрационный материал:
- Иллюстрации Дворцовой площади.
- Иллюстрации Зимнего дворца.
- Иллюстрации Зимнего дворца с высоты птичьего полета.
- Иллюстрации бальных вечеров 18 – 19 веков.
- Музыка Чайковского «Детский альбом».
Раздаточный материал:
1.Схематическое изображение Зимнего дворца.
Воспитатель | Действия и возможные ответы детей |
Звучит «Гимн Великому городу» Глиэр. | Это «Гимн Великому городу» |
Конспект на тему
«Петербург, Дворцовая площадь. Здание Главного Штаба».
Цели занятия:
- Расширение знаний детей о родном городе.
- Дать знания о великих людях, живших и живущих в Петербурге.
- Закрепить знания о архитектурных памятниках, находящихся на Дворцовой площади.
- Дать знания о здании Главного Штаба.
- Учить слышать характер музыки, пробовать передать его движениями.
- Расширять словарный запас детей за счет архитектурных терминов. Учить обосновывать свои ответы.
- Развивать любовь к родному городу, чувство гордости за слова «Я – петербуржец».
Демонстрационный материал:
- Иллюстрации Петропавловской крепости.
- Иллюстрации памятника Петру I.
- Иллюстрации Дворцовой площади.
- Иллюстрации Здания Главного Штаба.
- Иллюстрации здания Главного Штаба с высоты птичьего полета.
- Музыка Чайковского «Детский альбом».
- Музыка Глиэра «Гимн великому городу».
Раздаточный материал:
- Схематическое изображение здания Арки Главного Штаба.
- Цветные карандаши.
- Деревянные кубики.
Предварительная работа:
- Совместная образовательная деятельность на темы «Петропавловская крепость», «Адмиралтейство», «Дворцовая площадь», «Александровская колонна».
- Слушание музыки Глиэра.
- Беседа о выдающихся жителях Петербурга.
Воспитатель | Действия и возможные ответы детей |
«Выплываем» на корабле по извилистой ленте «реки». Воспитатель в роли гида. |
|
«Плывем» дальше.А теперь справа от вас мы видим памятник какому-то мужчине на лошади. | Это Петр I на коне. |
А теперь мы выйдем на берег и пойдем по большой главной площади в нашем городе. Как же ее название? Молодцы. | Это Дворцовая площадь. |
А что это за колонна посередине площади? | Это Александровская колонна. |
Замечательно вы все за меня рассказали. Теперь садитесь (дети садятся на свои места. Звучит музыка Глиэра «Гимн великому городу») | |
Какая красивая музыка. А что это такое? | Это «Гимн великому городу» ,это гимн Петербурга. |
Молодцы. А зачем Петру I нужно было построить наш город? | Чтобы защитить русские земли от врагов. |
А кто руководит армией ,и где это обычно делают? | Армией командуют командиры. А руководят они в штабе. |
Правильно. Мы с вами уже знаем, что на Дворцовой площади есть Зимний дворец и Александровская колонна | |
Показать иллюстрации здания Главного Штаба в разных видах. | |
А теперь давайте превратимся в строителей и построим свой Главный штаб. (Разделить детей на подгруппы по 3-4 человека и предложить каждой группе набор деревянного конструктора для строительства подобия Главного Штаба). | Дети в подгруппах по 3-4 человека по схеме строят свой главный штаб. |
Теперь у нас есть Главный штаб. | Около арки есть еще старинные военные доспехи и оружие. |
Правильно. Смотрите: у нас есть здание Главного Штаба, есть доспехи на здании. А воинов, которые могут пройти парадом около, него нет. | Дети выходят на середину группы и маршируют под «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» Чайковского . |
А теперь превращаемся в художников. У вас на столах лежат изображения Арки Главного Штаба. Нужно раскрасить их так, как они есть на самом деле. Смотрите внимательно и раскрасьте в соответствии с иллюстрацией. А чтобы работа получалась лучше, послушаем еще раз «Марш деревянных солдатиков» который написал композитор Чайковский. | Дети самостоятельно выполняют задание и слушают музыку. |
Вы настоящие художники (оцениваю работы детей по мере их выполнения). Художники хранят свои работы в альбомах. И у нас с вами получился настоящий альбом с рисунками Арки Главного Штаба. | Дети рассматривают рисунки друг друга. |
Ребята, сегодня мы с вами путешествовали по нашему городу. Какие памятники мы с вами сегодня видели? | Петропавловскую крепость, Медный всадник, Александровскую колонну, Зимний дворец, здание Главного Штаба. |
Вы сегодня хорошо потрудились. Я горжусь вами как настоящими петербуржцами. |
Конспект на тему
«Адмиралтейство»
Цели занятия:
- Расширение знаний детей о родном городе.
- Дать знания о великих людях, живших и живущих в Петербурге.
- Дать знания о архитектурных памятниках.
- Учить слышать характер музыки, пробовать передать его движениями.
- Расширять словарный запас детей за счет архитектурных терминов. Учить обосновывать свои ответы.
- Развивать любовь к родному городу, чувство гордости за слова «Я – петербуржец».
Демонстрационный материал:
- Иллюстрации Петропавловской крепости.
- Иллюстрации Петропавловского собора.
- Иллюстрации Адмиралтейства.
- Музыка Глиэра и Чайковского.
Раздаточный материал:
- Схематическое изображение Адмиралтейства.
Речь воспитателя | Предполагаемые ответы детей |
Звучит «Гимн великому городу» Глиэр. | Это «Гимн великому городу». Мы слушали его раньше. |
Конспект на тему
«Адмиралтейство». Второе занятие.
Цели занятия:
- Расширение знаний детей о родном городе.
- Дать знания о великих людях, живших и живущих в Петербурге.
- Дать знания о архитектурных памятниках.
- Учить слышать характер музыки, пробовать передать его движениями.
- Расширять словарный запас детей за счет архитектурных терминов. Учить обосновывать свои ответы.
- Развивать любовь к родному городу, чувство гордости за слова «Я – петербуржец».
Демонстрационный материал:
- Открытки с видами Петербурга .
- Иллюстрации на морскую тематику (большого размера).
- Иллюстрации Адмиралтейства (крупного размера).
- Музыка Глиэра и Чайковского.
- Макет Адмиралтейства.
- Презентация Адмиралтейства на ноутбуке.
- Сундучок загадок.
Раздаточный материал:
- Контуры человечков на картоне.
- Цветные карандаши.
- Цветной пластилин.
- Соленое тесто.
- Заготовки из бутылок (пластиковые от « Актимель»).
Предварительная работа:
- Изготовление макета Адмиралтейства.
- Разучивание стихов об Адмиралтействе.
Воспитатель | Возможные ответы и действия детей |
Ребята, у меня есть волшебный сундучок. В нем лежат открытки с видами Петербурга. Ой, а их нет. Где же они могут быть? Давайте поищем. | Дети ищут по группе открытки с видами Петербурга и называют вид, изображенный на открытке. |
Молодцы, много открыток собрали, но здесь нет открытки с большим красивым желтым зданием со шпилем, на верху которого находится кораблик. Что же мне делать, я ведь еще и забыла, как оно называется. Где я о нем могу что-то узнать? | Это адмиралтейство. Вот его изображения висят на стене. И здесь тоже. |
Расскажите мне об Адмиралтействе. | Адмиралтейство велел построить царь Петр I. Адмиралтейство – это завод, на котором строят корабли. России нужны были военные и торговые корабли, их много нужно было, поэтому на берегу Невы и стали строить завод. Это чтобы было удобно спускать корабли на воду. Сначала это был простой завод, а потом его перестроили и он стал красивый. Такое Адмиралтейство построил Захаров. Его украшает шпиль, а на шпиле кораблик. Это один из символов нашего города. А потом в нем стали учить морскому делу. |
Замечательно. А где я кроме книг могу узнать что – то новое об Адмиралтействе? | Можно посмотреть в компьютере. |
Давайте его откроем и посмотрим. Рассматриваем презентацию. | Дети сидят на ковре вокруг столика с компьютером. |
Здорово. Жаль, что наше Адмиралтейство как спящая красавица. В нем пусто, голо и ничего нет. Оно как будто спит. А давайте его разбудим. Как вы думаете, кто или что может его разбудить? | Можно сделать рабочих, как будто они строят корабли. Можно сделать солдат, которые их охраняют, можно сделать корабли, которые строят. |
Вот тут лежат заготовки для кораблей, соленое тесто, пластилин, контуры человечков на картоне. Придумайте, что вы хотите сделать и приступайте к работе. | Дети самостоятельно выбирают понравившийся им вид деятельности и выполняют работу. По мере выполнения работы воспитатель оценивает деятельность детей. |
Молодцы. Кто хорошо работает, тот хорошо и отдыхает. Выходите и веселый танец спляшите. | Звучит «Камаринская» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Дети танцуют. |
Вы правильно заметили, что сейчас в здании Адмиралтейства учатся моряки. Они смелые , сильные и ловкие. Сейчас мы превратимся в моряков. | Проводится игра «Кто быстрее завяжет 5 узлов». |
Вы сегодня молодцы. Много знаете, умеете, да еще и узлы завязывать научились. | |
Ой, что-то мой сундучок издает какие то странные звуки. (Достаю из сундучка конфеты). Что же произошло, я ведь в него открытки с видами Петербурга складывала? | Это волшебный сундучок, он наверно открытки в конфеты превратил. |
Мне кажется, что сундучок хочет вас угостить за то, что вы хорошо сегодня потрудились. Угощайтесь. |
Конспект на тему
«Памятник Петру I»
Цели занятия:
- Расширение знаний детей о родном городе.
- Дать знания о великих людях, живших и живущих в Петербурге.
- Дать знания о архитектурных памятниках.
- Учить слышать характер музыки, пробовать передать его движениями.
- Расширять словарный запас детей за счет архитектурных терминов. Учить обосновывать свои ответы.
- Развивать любовь к родному городу, чувство гордости за слова «Я – петербуржец».
Демонстрационный материал:
- Иллюстрации памятника Петру I.
- Иллюстрации перевозки Гром камня к месту установки памятника.
- Музыка Глиэра и Чайковского.
Раздаточный материал:
- Схематическое изображение Медного всадника.
Речь воспитателя | Предполагаемые ответы детей |
Звучит «Гимн великому городу» Глиэр. | Это «Гимн великому городу». Мы слушали его раньше. |
Православие, как сословная часть Петербурговедения
Православное воспитание детей
"Воспитание - самое святое из всех святых дел".
Святитель Феофан Затворник
История Санкт-Петербурга тесно переплетена с православной культурой. В городе множество соборов, храмов, часовен. Проводя работу по изучению Санкт-Петербурга не возможно не затронуть тему православия.
Для детей, ставших жертвой насилия, православное воспитание приносит большую пользу, помогает пережить полученные травмы, укрепляет их веру в будущее, закладывает фундамент нравственности.
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В детстве идет активное накопление нравственного опыта, обращение к духовной жизни начинается также с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Воспитатель должен помочь ребенку обрести веру, ощутить дух и понять смысл христианства.
Особое значение придается церковным праздникам. Рождество Христово, Пасха и другие христианские праздники. Ожидание, подготовка праздника, совместные дела расширяют сферу детских переживаний, эмоций. Слушание духовной музыки, чтение стихов, красота христианских обрядов воздействует на чувства и сознание детей.
Церковное пение является неотъемлемой частью русской музыкальной и духовной культуры, национальной культуры России в целом. Приобщение детей к культуре церковного пения способствует их эстетическому развитию, духовно-нравственному воспитанию, оказывает благоприятное воздействие на изучение ими русского языка и литературы, истории Отечества.
Программа реализуется по принципу постепенности от простых понятий к сложным с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Цель:
Способствовать духовному развитию ребенка через получение знаний об истиной Православной вере.
Задачи:
- Способствовать творческому развитию ребенка на основе знаний об отечественной культуре.
- Формировать ценностные установки на нравственное, доброе и красивое в мире.
- Объяснять важность молитвы как необходимого состояния души для спасения.
- Заинтересовать глубоким духовным смыслом православных праздников.
- Научить детей применять полученные знания с пользой для себя и для общества.
- Научить детей слушать духовную музыку.
- Показать укоренённость православия в культуре и жизни русского народа.
- Воспитывать любовь к Родине и уважение к отечественным традициям.
- Воспитывать любовь к ближнему, послушание, трудолюбие.
В рамках моей программы рассматриваются следующие темы:
– Ребенок и его окружение. С детьми уточняются понятия о близких (отец, мать, братья, сестры, другие родственники), даются представления о непосредственном окружении (дом, двор, улица, город, страна), прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками.
– Бог – Творец мира. Воспитатель помогает ребенку почувствовать ощущение постоянного присутствия Бога, что создается всей обстановкой в детском саду и дома. Детям преподносятся короткие рассказы на духовные темы
– Молитва – общение с Богом. Дети заучивают доступные и понятные молитвы: “Господи, помилуй!”, “Господи, благослови!”, “Слава Тебе, Господи!”, учатся совершать крестное знамение.
– Церковь – дом Божий. Дети посещают Церковь вместе с родителями, а также во время специальных служб для православного детского сада. Посещения храма должны быть непродолжительными и неутомительными.
– Священная история Ветхого Завета. Детей знакомят с простыми и доступными их пониманию библейскими рассказами
– Божьи Заповеди. Изучение Божьих Заповедей для детей мало доступно. Основные их положения преподносятся детям в процессе повседневного воспитания (любовь к ближнему, жалость к слабому, неприятие зла).
– Новый Завет – жизнь Иисуса Христа. Детям преподносятся краткие сведения из Нового Завета, показываются изображения Иисуса Христа, Божией Матери и др.
– Церковные праздники. Для детей отмечаются такие праздники как Рождество Христово и Пасха, в проведении которых желательно участие священнослужителей. Продолжительность праздника должна быть не более 25 – 30 минут.
– Жития святых. С житиями святых детей знакомят в форме кратких рассказов и показа соответствующих рисунков, слайдов и пр.
– Дни Ангела детей. День Ангела – праздник индивидуальный для каждого ребенка. Его поздравляют не только члены семьи, но и воспитатели и дети группы, дарят подарки, проводят совместную трапезу.
Заключение
Петербурговедение, как вспомогательное средство реабилитации детей, ставших жертвой насилия, на практике доказывает свою актуальность и необходимость. Многолетние итоги работы в рамках апробации моей темы на практике показали, что воспитанники квартиры, используя багаж полученных в ходе занятий знаний, пользуются уважение в школе среди учителей сверстников. Дети получают не только положительные оценки в школе по предмету Петербурговедение, но и являются участниками школьных и районных олимпиад в рамках изучаемого предмета.
Это важный показатель с учетом специфика воспитанников Центра. Успешность ребенка, его признание одноклассниками и взрослыми, способствуют повышению школьной мотивации, формирует желанием быть успешным и в других школьных дисциплинах. Развивается личность ребенка, его инициативные и творческие способности.
Зная город, дети легче в нем адаптируются, бережно относятся не только к памятникам архитектуры, но и в городу в целом. Формируется любовь к родному городу, чувство гордости за слова «Я - Петербуржец».
Постоянное взаимодействие с предметами искусства и памятниками архитектуры помогает психологической реабилитации детей-жертв насилия. У детей проявляется больше положительных эмоций, улучшается настроение. Соприкосновение с прекрасным дает большой арт-терапевтический эффект в процессе реабилитации.
Тесное переплетение истории Санкт-Петербурга и православия дает возможность духовно обогащать детей, помогает им пережить полученные травмы, укрепляет их веру в будущее, закладывает фундамент нравственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация и реабилитация детей-инвалидов средствами спортивно-оздоровительной деятельности в общеобразовательном учреждении
Актуальность и постановка проблемы исследования.За последние двадцать лет численность детей-инвалидов в России увеличилась в 12 раз. В стране около 0,6 млн. семей с детьми-инвалидами и, согласно прогн...
Петербурговедение, как средство реабилитации детей, ставших жертвой насилия
Работа в условиях новой социальной технологии – специализированных социальных квартирах Специализированная социальная квартира – это квартира в обычном жилом доме. Квартира отремонтирована ...
Логопедическая реабилитация детей с интеллектуальной недостаточностью
В статье отражена система коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность в условиях дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей. Вся работа разбита на н...
«Мульттерапия-как средство реабилитации и социализации слепых и слабовидящих детей через развитие их творческой активности».
Программа по анимационной деятельности детей, используется во внеурочной деятельности педагога....
Комплексная программа реабилитации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Целью данной программы является создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путём развития личностных социально значимых...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА И ЖЕСТОВОЙ РЕЧИ, КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Марчук С.Ф., воспитатель; Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 13»...
Программа логопеда по реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
В последнее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Нарушения речи являются отклонениями речи говорящего от норм языка, которые приняты в данной языковой среде...