«Мульттерапия-как средство реабилитации и социализации слепых и слабовидящих детей через развитие их творческой активности».
проект на тему
Программа по анимационной деятельности детей, используется во внеурочной деятельности педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_multterapii_gkou_skoshi_no62_ulan-ude.doc | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное казенное образовательное учреждение
"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №62 III-IV вида "
ПРОГРАММА
«Мульттерапия-как средство реабилитации и социализации слепых и слабовидящих детей через развитие их творческой активности».
Возраст обучающихся 6-12 лет
Количество часов в неделю_____3 ч .
Всего-102 ч.(34 недели).
Улан-Удэ, 2014 г.
Пояснительная записка
- «...Наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце».
К.Г. Паустовский
По данным Министерства здравоохранения РФ, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего, они не видят вообще, или плохо- высотные здания, мир животных, насекомых и растений, плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких детей также ограничена, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Помимо этого, такие дети имеют затруднения при вхождении в общество: им трудно общаться с другими людьми, ориентироваться в пространстве, они сильно ограничены в выборе деятельности.
Нарушение социальных контактов приводит к появлению негативных особенностей личности ребенка, что может быть связано с недостатками в области чувственного познания, неудачным опытом познавательной, исследовательской и ориентировочной деятельности, с выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отрицательными результатами попыток налаживания контактов со сверстниками и взрослыми людьми.
Для успешного вхождения слепых и слабовидящих детей в общество, необходима социально-психологическая адаптация, помогающая преодолевать страхи и трудности, возникающие у детей в процессе становления их личности. Таким адаптирующим моментом может стать творческая деятельность слабовидящих и незрячих школьников с помощью арт-тарапии, в частности- мульттерапии.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию и реабилитацию, и подготовку к интеграции в общество.
В соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) учреждении Государственное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 62 III-IV вида» для слепых и слабовидящих детей реализует программу дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Программа «МУЛЬТТЕРАПИЯ» в ГКОУ СКОШИ №62 III-IV вида г. Улан-Удэ имеет развивающую направленность, предназначена для детей старшего дошкольного, младшего и среднего (5-6 класс) школьного возрастов; составлена с использованием Программы «Мульттерапия-как средство развития творческой активности» педагогов- Саутенко К.А. и Филимоновой Е.В.
Программа включает в себя использование различных техник прикладного творчества, такие как лепка, рисование и другие, что позволяет обучать детей данным техникам, раскрывать их творческий потенциал, способствовать социализации и реабилитации воспитанников.
Актуальность
Когда в семье рождается ребенок с глубокой патологией зрения- все усилия родителей стремятся к устранению физического недостатка ребенка, чтобы в дальнейшем ребенок мог быть полноценным членом общества. Важно, чтобы наряду с усилиями по реабилитации ребенка, родители понимали важность всестороннего развития личности ребенка, в том числе-его творческого потенциала.
Сегодня, даже к здоровому ребенку, предъявляются все более и более высокие требования. Детям-инвалидам, а также слабовидящим школьникам, приходится «держать экзамен в жизни» наряду со зрячими детьми, а также превосходить их по многим параметрам для того, чтобы быть на одной ступени со здоровыми детьми и конкурировать с ними. Понимая это, в нашей школе педагоги стремятся к творческой реализации своих воспитанников.
Творческий подход ребенка в жизни- залог его успешности в личной жизни, конкурентноспособности на рынке труда, таким детям легче подобрать варианты выхода из тяжелой жизненной ситуации.
Конечно, у каждого нашего ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Наш профессиональный педагогический коллектив развивает творческие задатки воспитанников в полной мере, находя у каждого ребенка свои творческие задатки.
Ученый-изобретатель К.Э. Циолковский приоткрывал завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны личности, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:
- стремление к познанию;
- умение познавать новое;
- живость ума;
- умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
- стремление к открытиям;
- умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
- свободное воображение;
фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.
Леонардо да Винчи считал, что в основе искусства лежит стремление постичь сущность бытия. А. Шопенгауэр рассматривает искусство как придумывание, а, следовательно, творение нового мира, преодолевающего дисгармонию и отчужденность реального мира. Продолжая эту мысль, Ф.Ницше говорит о том, что мир абсурден, искусство необходимо, чтобы не умереть от истины. Смысл искусства видится им в преодолении границ – внешних и внутренних, в преображении личности человека: от творчества культуры – к творчеству жизни. Ф. Калгрен в книге «Воспитание к свободе» говорит, что творческая фантазия – одна из важнейших внутренних способностей. Фантазия играет важную роль в жизни, как ребенка, так и взрослого человека. Именно в фантазии человек черпает силы для преодоления всего того, что есть, и - через свою собственную деятельность – для достижения того, что будет.
Все эти и другие целебные свойства искусства легли в основу арт-терапии. Условия для развития арт-терапии начали закладываться вместе с появлением интереса к детскому творчеству и примитивному искусству, когда оно приобрело спонтанное выражение эмоций, не сдерживаемое рамками условности, когда стал важен сам процесс творчества, а не его оценка.
Термин «арт-терапия» был введен А.Хиллом (1938) при описании его работы с туберкулезными больными в санаториях. С точки зрения А.Хилла, «Побуждая больного человека выразить свои переживания в визуальной форме, можно «вылечить» его душевные, связанные с патологической интроспекцией раны. В других случаях это приводит к снижению тревоги и напряжения и формированию более оптимистического взгляда на мир. Благодаря созданию новых образов и целой серии художественных работ, человек… отвлекается от своих физических недостатков и концентрирует внимание на том, что помогает ему освободиться от страданий».
Мульттерапия как часть арт-терапии основывается на том, что реализация творческого потенциала личности дает мощный ресурс, который помогает справиться с проблемами, преодолеть болезнь, скомпенсировать недостатки. И по сравнению с другими арт-терапевтическими методами работы с детьми, мульттерапия имеет явные преимущества:
1. Решает проблему мотивации детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов. Участие в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий контекст повышает самооценку ребенка, его значимость, вызывает ощущение сопричастности к чему-то важному и интересному.
2. Мульттерапия включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литература, музыка. Что позволяет познакомиться с разными видами искусства и обучиться различным техникам, при этом, не посещая художественные, музыкальные и другие узкоспециализированные школы, и, в тоже время, имея возможность не ограничивать себя в выборе чего-то одного.
3. Главный козырь мульттерапии – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо, и вызывает неподдельный восторг, как у детей, так и у взрослых, делающие первые шаги в анимации.
4. Особую важность имеет достаточно быстрое получение готового продукта – мультфильма. Собственный рисунок, который кажется ребенку некрасивым, при появлении его на экране, включенным в общий контекст, начинает восприниматься ребенком совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность ребенку осознать себя автором.
Благодаря всему этому, складываются такие условия, при которых каждый ребенок переживает успех, самостоятельно справляясь с встречающимися трудностями на пути создания мультфильма. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к саморегуляции чувств и поведения, и что не мало важно - развивается творческая активность.
Актуальность развития творческой активности личности возрастает по мере увеличения изменчивости и неопределенности современного мира. Если в средние века жизнь человека определялась в основном традициями - творчество было доступно только отдельным личностям и в основном в рамках профессиональной деятельности, в тоталитарном обществе проявление творческой активности могло быть даже опасным, то сегодня, когда жизненные условия меняются с каждым днем, творческая активность является залогом успешности личности, а в будущем – условием ее выживания. Если раньше «правильный путь» был определен, и задачей образования было только передать ценности и способы деятельности старших поколений, то сейчас основная задача образовательной практики – выращивание личности, способной к самоопределению и саморазвитию в постоянно меняющихся условиях и имеющей с одной стороны приспосабливаться к ним, а с другой – оставаться независимым.
Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. И, на наш взгляд, мульттерапия как нельзя лучше формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дает возможность импровизировать, даря ему положительный заряд, энергию и желание достигать всё новых и новых высот!
В связи с этим возникает необходимость развития творческой активности детей, как основного качества зрелой личности. Об этом писали в своих трудах такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс и др. Проблемы развития креативности личности изучались Г.В. Ковалевой, Н.Ф. Вишняковой, Л. Дорфманом, Н.А. Терентьевой, А. Мелик-Пашаевым, Л.Футликом., С.В. Максимовой.
С.В. Максимова рассматривает творчество как гармоничное сочетание спонтанной и целенаправленной активности ребенка. При этом основным механизмом творческого потенциала является не обучение какому-либо ремеслу, а осознание ребенка с помощью взрослого себя творцом, поддержка его инициатив и идей. Поэтому так важно строить обучение и развитие на основе собственной активности ребенка, исходя из его собственных инициатив и предпочтений, подчеркивая его индивидуальность и особенности внутреннего мира. Возможность реализации такого подхода дают занятия по мульттерапии, в которых мы стремимся к балансу неструктурированной деятельности, позволяющей ребенку порождать собственные идеи, выражать свои чувства и мысли, в которой нет четких правил, принимаются любые, даже самые абсурдные идеи и целенаправленной деятельности, направленной на реализацию замысла ребенка, обучение его конкретным художественным техникам и приемам. Именно при таких условиях реализуются программа «мульттерапия», что благоприятным образом сказывается на творческой активности каждого ребенка и способствует его творческой самореализации.
Творческая активность детей может проявляться как:
- стремление задавать вопросы;
- подвергать сомнению высказывания взрослых;
- стремление к поиску и разрешению противоречий;
- способность видеть проблемы, выдвигать гипотезы;
- наблюдательность, умение подмечать мелкие детали;
- эмоциональная отзывчивость, чувствительность к конфликтам;
- интерес к новому, необычному, стремление выходить за рамки стереотипов;
- стремление к обобщению, выявлению закономерностей;
- инициативность в общении, исследование границ в общении (могу – не могу);
- выход за рамки требований;
- склонность к риску;
- желание сделать самому, не так, как все;
- определенность и устойчивость желаний и интересов
- Условиями для развития способности к порождению идей дошкольников являются:
- – создание благоприятного психологического климата, атмосферы раскрепощенности, творческого взаимодействия, игры, радости, волшебства (необычности), приятия, грамотная реакция на ошибки и неадакватные с точки зрения взрослого высказывания и действия;
- - создание эмоционально и предметно насыщенной среды;
- - включение ребенка в разнообразные виды деятельности и роли;
- - создание ситуаций неопределенности;
- - высказывание взрослым собственных идей, в том числе и нереалистичных;
- - наблюдение за спонтанной активностью детей;
- - организация времени и места для спонтанной активности детей
Если идеи ребенка отвергаются или игнорируются, то в какой-то момент он перестает их высказывать, а позже и вообще генерировать. Поэтому основным условием развития творческой активности ребенка является поддержка его инициатив и интересов, умелое вплетение их в образовательный процесс, например, организация проектной деятельности, отражение в детских портфолио, проведение досуговых мероприятий и т.д. Необходимо учитывать баланс двух разнонаправленных процессов – извне: наполнение впечатлениями, эмоциями, информацией, - изнутри: проявление активности, инициативы, самореализация, созидание.
Условием развития способности к реализации собственных идей является поддержка детских инициатив. Основная задача развития способности к реализации собственных идей ложится на младший школьный возраст, однако ее основа закладывается в дошкольный период. Здесь значительную роль играет обучение определенным видам деятельности, однако для развития творческой активности ребенка важно проводить это обучение, отталкиваясь от идей и интересов самого ребенка. Например, воспитатель заметил интерес ребенка к динозаврам и предложил сделать ему и представить проект на эту тему. В процессе работы над проектом, ребенок осознает недостаточность своих знаний и умений, воспитатель предлагает ему различные виды деятельности, в которых он может восполнить эти пробелы, например, на рисовании – нарисовать динозавра, на лепке – вылепить, на физкультуре –изобразить, найти художественные произведения про динозавров и т.д. Это не только во много раз повысит эффективность образовательного процесса, но приведет к осознанию ребенком себя как субъекта этого процесса, повышению его активной, ответственной позиции, его развитию как творческой личности. Кроме того любое обучение чему-либо ребенка-дошкольника необходимо начинать с мотивации – выяснения его предпочтений в этой области, его отношения к деятельности, обозначения поля его выбора, эмоционального «зажигания» (восприятие ребенком музыки, рассказа, картины, выражение своих ассоциаций, эмоций, мнений, отношения), создание атмосферы игры, раскрепощенности, проблемных ситуаций. Только тогда оно будет служить его познавательному и личностному развитию, а не «ненужной информации», которой дети часто интуитивно сопротивляются. Очень важно для решения этой задачи – наблюдение, умение заметить проявление творческой активности ребенка и поддержать. В любой деятельности, даже той, которую ребенок не любит, можно найти что-то привлекательное для ребенка, не навязывая ее ребенку, а увлекая.
- Таким образом, алгоритм развития творческой активности ребенка может быть таким: 1 – побудить ребенка к порождению идей; 2 – заметить и дать обратную связь (например, «Ты сам это придумал?»); 3 – помочь их реализовать; 4 – помочь осознать себя субъектом творческой деятельности, автором. Задача взрослого – помочь реализовать свои идеи, создать ситуацию успеха. Сначала взрослый сам реализовывает идею ребенка, обязательно подчеркнув при этом авторство ребенка, потом вместе с ребенком воплощает идею, потом учит ребенка самого реализовать свою идею.
Новизна программы заключается в том, что в отличие от обучения детской анимации, в программе используются принципы арт-терапии, предполагающие проявление спонтанности и активности ребенка, свободное самовыражение чувств и мыслей ребенка, а также использование различных техник прикладного творчества. В программе реализуются принципы активно-неадаптивной концепции развития творческой активности личности, используется диагностический инструментарий, позволяющий выявлять как творческий потенциал, так и способность к самореализации ребенка в начале в конце прохождения курса, а также программа предусматривает создание портфолио ребенка, позволяющее ему осознать и утвердить себя как творческую личность.
Контингент детей
Эта программа разработана для детей 6-12 лет. Охвачена программой подготовительная группа ГКОУ СКОШИ №62, 1-4 класс (начальная школа), а также 5-6 класс. Именно такой возраст особенно благоприятен для начала серьезной и постоянной работы по введению ребенка в мир самостоятельного творчества: к этому времени за плечами ребенка уже немалый путь психического развития, он уже «накопил» многое, что может стать предпосылками художественно-эстетических творческих способностей.
Среди психологических черт, благоприятных для эстетического развития, следует назвать неотделимость эмоций и познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления. Не менее важна и потребность ребенка оживить, наделить душой, поведением всё, что его окружает. А также, имеет большое значение и особая зоркость и впечатлительность детского взгляда, ведь ребенок со многим встречается в жизни впервые, а потому восприятие его ярко и индивидуально, обычные явления и предметы еще не стали будничными и скучными.
Особенно важно, что подобные черты ребенка складываются на фоне его обостренной эмоциональной чувствительности ко всему тому, чем мир воздействует на его органы чувств - к цвету, свету, форме, звуку, ритму и т. д. Такая повышенная чувствительность к непосредственным воздействиям окружающего мира – благоприятное условие для развития воображения. Ведь она открывает для ребенка потенциальную возможность пользоваться средствами того или другого декоративно - прикладного искусства, (в том числе работая с песком и др. сыпучими материалами), мелкой пластикой, музыкой, звуком, светом – для выражения собственного эмоционального отношения.
Цель:
За счет активизации внутренних ресурсов ребенка в процессе художественно-творческого развития, гармонизировать личность ребенка, социализировать и реабилитировать воспитанника в общество и воспитать творческое, созидательное отношение к миру.
Задачи
Образовательные:
- способствовать формированию общих представлений о мультипликации и анимационном творчестве;
- обучать организовывать своё рабочее место, планировать последовательность работы над созданием мультфильма;
- обучать всем этапам создания мультфильма – (придумывание истории, сюжета, сценария; составление раскадровки – разделение анимации на эпизоды; изготовление фонов и персонажей, бутафории, необходимой по сценарию; съёмочная часть и озвучивание.);
- знакомить с разными видами искусства – изобразительной деятельностью в различных её формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литературным творчеством, музыкой, азбукой актерского мастерства и звука;
- обучать правилам составления рассказа, используя все этапы развития сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог)
- обучать различным техникам декоративно-прикладного творчества - (бумагопластика, квиллинг, оригами, папье-маше, торцевание, живопись, витраж, аппликации из бумаги и пластилина, силуэтное вырезание, коллаж, лепка и др.);
- способствовать формированию способности создания композиции кадра;
- обучать способам конструктивного взаимодействия;
- способствовать освоению новых информационных технологий, программ, необходимых для создания мультипликационного фильма;
- способствовать формированию устойчивого интереса к самостоятельному анимационному творчеству.
Развивающие:
- способствовать формированию пространственного восприятия;
- способствовать развитию мелкой моторики, координации движений, стереогнозиса, соматогнозиса;
- способствовать развитию познавательных функций - восприятия (зрительное, тактильное, слуховое), мышления, речи, памяти, внимания;
- способствовать развитию эмоциональной сферы, умению осознавать и адекватно выражать эмоции;
- способствовать развитию творческого потенциала личности, креативных способностей, воображения, творческой активности;
- способствовать развитию коммуникативных качеств.
Воспитательные задачи:
- способствовать созданию в группе отношения сотрудничества, взаимного уважения, позитивного настроя, атмосферы раскрепощенности;
- воспитывать морально-волевые качества личности: самостоятельность, инициативность, дисциплинированность;
- воспитывать в детях уверенность в себе, своих силах и возможностях;
- помогать преодолевать нерешительность и страх проявлять себя;
- воспитывать интерес как к мультипликации в целом, так и ко всем видам искусства в отдельности;
- повышать чувство значимости, дать почувствовать себя автором творческого продукта, полноценной личностью;
- побуждать ребенка к проявлению собственной творческой активности, реализации своих идей;
Коррекционные задачи:
- формирование умений пользоваться нарушенным зрением;
- расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности с помощью всех сохранных анализаторов;
- обучение использованию получаемой полисенсорной информации во всех видах деятельности;
- Как следствие- развитие творческой активности воспитанников;
- утверждение воспитанников как всесторонне развитых личностей;
- социализация и реабилитация воспитанников через творческую деятельность мультипликации.
Эти задачи выступают в качестве основных ориентиров при подготовке материала к занятиям по МУЛЬТТЕРАПИИ. Коррекционно-развивающая направленность на занятиях по МУЛЬТТЕРАПИИ предусматривает учет следующих факторов: использование методов и приемов обучения мультипликации с целью творческого развития воспитанников, формирования у них умения самостоятельно оперировать полученной информацией, применять ее в повседневной жизни, коррекции познавательной деятельности. На занятиях используются различные методические приемы: осязательного восприятия объектов, обучения предметно-практической деятельности с помощью сохранных анализаторов, формирования представлений о форме, объеме, размере и качестве предметов, развитию творческих способностей детей.
Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умениями выполнять практические действия дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представить предметы и размещение их в пространстве, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе обучения мультипликации.
Выполнение творческих работ незрячими обучающимися способствует формированию пространственного образа и мышления, эстетического вкуса, развитию творческих способностей, адаптации и реабилитации слепых и слабовидящих детей в общество. У незрячих детей недостаток зрительных функций компенсируется хорошо развитым слухом и тактильной чувствительностью.
Режим проведения работы:
Программа состоит из 102 занятий, которые проходят 3 раза в неделю. Академический час установлен нормативными документами, его продолжительность зависит от возраста ребенка, согласно СанПиН №242 от 2010 г.:
- дети дошкольного возраста до 30 минут;
- дети младшего и среднего школьного возраста до 40 минут.
При отборе содержания используются структурно-системный принцип, при котором изучаемый материал выстраивается с постепенным усложнением. Однако в процессе усвоения материала детьми, педагог может варьировать порядок планирования тем в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями восприятия детьми содержания программы.
Формы работы:
- индивидуальные занятия;
- подгрупповые занятия;
- групповые занятия;
- занятия «в паре»
Вся работа строится с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья каждого ребенка. Работа с детьми в системе раннего развития определяется разделением состава детей на возрастные группы (6 -7-8 лет, 9-10 лет, 11-12 лет.)
Виды занятий :
- Азбука мультипликации. На таких занятиях знакомятся с основными понятиями и терминами мультипликации, просматриваются и обсуждаются мультипликационные фильмы различных жанров, видов, выполненные в различных техниках; знакомятся с основными выразительными приёмами мультфильма, планами (дальний, общий, средний, крупный, сверхкрупный, деталь); узнают о том, кто изобрел мультипликацию, приобщаются к опыту известных мультипликаторов.
- Литературно-творческие занятия. Здесь приобретается способность выразить желаемое языком кино – это прослушивание сказок, просмотр мультфильмов, сочинение историй, стихов, сценариев, знакомство с основными законами стихосложения, и правилами составления рассказа, составление раскадровки;
- Занятия по изобразительной деятельности – это создание набросков, поиски образов героев, изготовление фонов и бутафории, необходимой по сценарию, в различных техниках декоративно-прикладного творчества - (бумагопластика, квиллинг, оригами, папье-маше, торцевание, живопись, витраж, аппликации из бумаги и пластилина, силуэтное вырезание, коллаж, лепка и др.;
- Анимация. На анимационных занятиях дети знакомятся с основными приёмами анимации, осуществляют оживление персонажей, снимают этюды в различных техниках (рисованная техника, перекладка, пластилиновая анимация, песочная анимация, stopmotion и пр.), а так же просматривают и обсуждают проделанное.
- Азбука актёрского мастерства и звука. Такие занятия предполагают не только непосредственно, само озвучивание созданного мультфильма, но и знакомство с природой и разновидностью звуков (музыка, речь, голоса животных, шумовые и звуковые эффекты, паузы), а также упражнения по сценической речи, правильной артикуляции, выразительному чтению, этюды на одушевление и перевоплощение, изучение эмоций, чувств, мимики, жестов, особенностей движения.
- Диагностические занятия. Диагностические занятия необходимы для того, что бы отследить динамику развития и состояния детей в процессе прохождения данной программы. В качестве диагностики используется метод наблюдения, а также такие методики, как «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренса и «Альбом с замаскированными картинками» С.В. Максимовой.
- Работа по созданию портфолио
Основные принципы реализации программы:
Все занятия строятся на принципе здоровьесбережения, непрерывная зрительная нагрузка не превышает 10-15 минут, чередуясь с физкультминутками и расслаблением органов зрения
- Принцип сотрудничества или свобода участия. Создание мультфильмов – увлекательный и интересный процесс, однако дети с какими-либо проблемами не всегда идут на сотрудничество и со взрослыми и со сверстниками, поэтому, если ребенок не хочет участвовать, не стоит настаивать. Ему можно предложить просто присутствовать и присоединиться, когда он этого захочет.
- Принципы доверия, поддержки и принятия позволяет ребенку повысить свою самооценку, активность, даёт возможность действовать ему в соответствии с собственными интересами и возможностями и развить способность к самопознанию.
- Принцип безоценочного приятия всего того, что сотворил ребенок в процессе.
- Соблюдение дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его детьми в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности.
В программе используются принципы развития творческой активности:
1. Принцип открывающейся перспективы выражается в том, что создается такая ситуация, в которой не дается четкая инструкция, что надо делать, но открываются возможности для самостоятельного открытия новых знаний, способов деятельности, собственных возможностей.
2. Принцип баланса спонтанной и целенаправленной активности – ориентации на процесс и результат. Важно, чтобы ребенку было предоставлено время и место для спонтанной активности, где нет определенных требований, оценок, принимается все, что он делает. Для этого занятие должно состоять из двух частей – неструктурированная (взрослый следует за активностью ребенка), структурированная (взрослый дает задания, направляет активность ребенка). Этот принцип также следует учитывать при организации проектной и исследовательской деятельности. При этом вседозволенность и неограниченная свобода во всем – это другая крайность. Чтобы активизировать спонтанную активность детей, необходимо создать творческую обстановку, исключить оценочные суждения, сравнения с другими, принимать все, что придумывает ребенок, а впоследствии помочь выбрать из потока идей те, которые можно реализовать в продуктивном творчестве.
2. Принцип построения обучения на основе детских инициатив и интересов. Умению выполнять задачу можно научить традиционными средствами – запоминаем, тренировкой. Способности порождать собственные идеи, целеполаганию научить нельзя, можно только создать для этого условия – принятия, поддержки, вдохновения, раскрепощенности. Основной механизм развития творческой активности – заметить, поддержать, помочь довести до творческого продукта, создать ситуацию успеха, адекватно отразить, помочь осознать себя в качестве субъекта творчества. От спонтанной активности ребенка – через обучение – к творческому продукту. Обучение не навязывается ребенку сверху, а строится, исходя из интересов ребенка.
3. Принцип проблемности состоит в том, что ребенку даются не готовые знания, а организуют такие условия, в которых он сам добывает эти знания, создается ситуация неопределенности, конфликта, противоречия. Этот принцип реализуется в исследовательской и проектной деятельности, а также при оценивании – не просто «не правильно», а «проверь, исследуй, обоснуй свою позицию».
4. Предоставление выбора, самостоятельности. Когда ребенок сам выбирает игры, трудность, вид задачи, способ решения, материалы, которые он будет использовать и т.д. в нем включается субъектная позиция, ответственность, что также стимулирует собственную активность.
5. Индивидуальный подход – то, что может быть хорошо одному ребенку, для другого – плохо, самому ребенку трудно понять, чем он отличается от других. Задача взрослого – помочь осознать свою индивидуальность, особенности, потребности и интересы.
6. Вариативность позиций взаимодействия с ребенком. Наряду с традиционными формами общения на уровне контролирующего или опекающего Родителя, необходимо построение взаимодействия «на равных»: «Взрослый-Взрослый», «Ребенок-Ребенок».
7. Позитивная обратная связь – это создание ситуации успеха, принцип отраженной субъектности (В.А. Петровский). Механизм развития творческой активности ребенка состоит в осознании себя субъектом творческой деятельности. Это осознание возможно в процессе диалога со взрослым, который помогает ребенку увидеть, чем он отличается от других, какова его индивидуальность. То, в какое русло в последствии будет направляться творческая активность ребенка – созидательное или деструктивное, зависит от того, как взрослый реагирует на его спонтанную активность (буквально - каким словом называет ее – «оригинальной идеей» или «отклонением»).
Методы работы:
- наглядный (с использованием показа мультипликационных фильмов, наглядных пособий, зрительных ориентиров)- наглядный материал должен быть контрастным, крупным;
- словесный (объяснение, беседа, описание, рассказ, вопросы, ответы);
- практический (практическое выполнение заданий);
- игровые методы;
- проектный метод;
- работа с портфолио.
Диагностический инструментарий:
1. Методика «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренса, направленная на выявление уровня творческого мышления детей.
2. Методика «Альбом с замаскированными картинками» С.В. Максимова, состоящая из двух частей:
- I часть направлена на выявление неадаптивной творческой активности (т.е. степени развития творческого потенциала)
- II часть направлена на выявление адаптивной творческой активности (т.е. на умение реализовывать творческий потенциал)
Ожидаемые результаты
После завершения курса по программе ребенок будет иметь представление:
- о правилах поведения и технике безопасности на занятиях;
- об организации своего рабочего места;
- о мультипликации и анимационном творчестве;
- об этапах создания мультфильма;
- о разных видах искусства;
- о правилах составления рассказа и этапах развития сюжета;
- о различных техниках декоративно-прикладного творчества;
- о создания композиции кадра;
- о способах конструктивного взаимодействия;
- о новых технологиях, необходимых для создания
мультипликационного фильма;
По окончании курса ребенок сможет:
- планировать последовательность своей работы;
- сотрудничать как со взрослыми, так и со сверстниками;
- проявлять самостоятельность, инициативность, дисциплинированность;
- верить в свои силы и возможности;
- преодолевать нерешительность и страх проявлять себя;
- испытывать интерес как к мультипликации в целом, так и ко всем видам искусства в отдельности;
- испытывать чувство значимости, чувствовать себя автором творческого продукта, полноценной личностью;
- освоить все этапы создания мультипликационного фильма;
- проявлять собственную творческую активность, реализовывать свои идеи.
Критерии оценки эффективности данной программы
№ | Показатель | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
1 | Наличие общего представления о мультипликации и анимационном творчестве. | |||
2 | Способность ребенка к планированию последовательной работы в создании мультфильма. | Не может построить последовательность работы | Логично выстраивает последовательность сюжета | |
3 | Усвоение I этапа создания мультфильма - придумывание истории, сценария, сюжета по всем правилам составления рассказа, включая основные этапы развития сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог. | |||
4 | Усвоение II этапа создания мультфильма - составление раскадровки (способность разделения будущей анимации на эпизоды). | |||
5 | Усвоение III этапа создания мультфильма - изготовление фонов и персонажей, необходимых по сценарию и согласно раскадровке, в различных техниках прикладного творчества: (бумагопластика, живопись, аппликации из бумаги и пластилина, коллаж, лепка и др.). | |||
6 | Усвоение IV этапа создания мультфильма – съёмка в различных анимационных техниках: - Песочная анимация - Stopmotion - Рисованная анимация - Пластилиновая анимация (перекладка, объёмная анимация и комбинированная) | |||
7 | Усвоение V этапа создания мультфильма – озвучивание (способность к выразительному чтению, перевоплощению, выражению характера, эмоций и чувств озвучиваемого персонажа. | |||
8 | Усвоение VI этапа создания мультфильма – просмотр и обсуждение созданного мультфильма (способность почувствовать себя автором творческого продукта, испытать значимость своей личности). | |||
9 | Способность создания композиции кадра. | |||
10 | Способность к освоению новых технологий, необходимых для создания мультипликационного фильма. | |||
11 | Развитие творческого потенциала, креативных способностей, воображения, творческой активности. | |||
12 | Развитие познавательных функций - восприятия (зрительное, тактильное, слуховое), мышления, речи, памяти, внимания. | |||
13 | Развитие эмоциональной сферы, способность осознавать и адекватно выражать эмоции. | |||
14 | Развитие уверенности в себе, своих силах и возможностях. | |||
15 | Освоение способов конструктивного взаимодействия, развитие коммуникативных качеств. | |||
16 | Проявление морально-волевых качеств личности: самостоятельность, инициативность, дисциплинированность. | |||
17 | Проявление собственной творческой активности, реализации своих идей. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название разделов программы, тем | Количество часов | Дата |
1 | Вводное занятие. | 1 | |
2 | Инструктаж по правилам поведения и техники безопасности на занятиях. | 1 | |
3 | Диагностика - начальный этап. | 1 | |
4 | Основа представлений о мультипликации и анимационном творчестве. | 1 | |
5 | Просмотр и обсуждение мультфильмов | 1 | |
6 | Общее знакомство с основными техниками анимации | 1 | |
7,8 | - Песочная анимация и особенности съемки | 2 | |
9,10,11 | - Рисованная анимация и особенности съемки | 3 | |
12,13, 14 | - Stopmotion и особенности съемки | 3 | |
15,16, 17 | - Пластилиновая анимация (объёмная анимация, перекладка, комбинированная анимация) и особенности съемки | 3 | |
18,19,20 | Мой первый персонаж (практические занятия) - Продумывание образа героя, зарисовка | 3 | |
21,22,23 | - Знакомство с мимикой или как меняется выражение лица?! | 3 | |
24,25,26 | - Создание героя в пластилиновой технике | 3 | |
27,28,29 | - Изучение движений рук и ног. Учим персонажа ходить | 3 | |
30,31,32,33,34,35 | - Оживление персонажа - фотосъёмка | 6 | |
36,37,38 | - Озвучивание персонажа | 3 | |
39,4 | - Просмотр созданного мультфильма, обсуждение | 2 | |
41,42,43,44,45 | Урок юных писателей – учимся сочинять. Знакомство с этапами развития сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог) | 5 | |
46,47,48,49,50 | Знакомство с различными эффектами в пластилиновой анимации (перелепка, эффект подмены и др.) | 5 | |
50,51,52 | Создание мультфильма по мотивам сказки ( придуманной воспитанниками, либо любой понравившейся) - Знакомство со сказкой , обсуждение сказки | 3 | |
53,54,55,56,57 | - Работа над созданием сценария | 5 | |
58,59,60,61,62 | - Составление раскадровки | 5 | |
63,64,65,66,67,68 | - Работа над созданием героев сказки | 6 | |
69,70,71,72,73,74 | - Создание фонов и декораций | 6 | |
75,76,77,78,79,80,81,82 | - Съемка | 8 | |
83,84,85,86 | - Озвучивание | 4 | |
87,88,89,90,91,92 | - Монтаж мультфильма в программе Муви Мэйкер | 6 | |
93,94,95 | Просмотр созданного мультфильма, обсуждение проделанной работы. | 3 | |
96,97 | Заключительная диагностика. | 2 | |
98,99,100 | Оформление портфолио | 3 | |
101,1 | Заключительное занятие: просмотр мультфильмов, созданных детьми и мультипликаторами, обмен впечатлениями, демонстрация портфолио, обсуждение творческих планов на следующий год | 2 | |
ВСЕГО: 102 занятия |
Приложение 1
Технологические этапы создания мультфильма
- Выбор темы:
Темы будущих фильмов продумываются преподавателем в зависимости от интересов детей, от количества детей в группе от возможностей кабинета. Тема может родиться от общения педагога с детьми, от сиюминутной потребности разобраться в ситуации, в эмоциях или быть приурочена к празднику, памятной дате. Примером может послужить, созданный мультик на тему «Правила дорожного движения». Эту тему нам предложили на конкурсе ГБДД, что для детей получилось не только интересной, но и познавательной работой. Важно сначала обговорить с детьми, как они понимают выбранную тему, есть ли у них ассоциации с их жизненным опытом. Можно посмотреть иллюстрации, обсудить какие ассоциации вызывает эта тема.
В начале занятия четко обозначить тему, а потом можно забыть про нее, следуя за идеями детей.
- Создание сценария:
На данном этапе сочиняется сказка, разрабатывается общая концепция и идея мультфильма, а также образ и характер каждого из героев. Это способствует развитию мышления, творческого воображения и инициативы детей, активизирует речь, что позитивным образом сказывается на их личностном развитии и социализации. Но как же научить ребенка сочинить сказку?
Сказка – это тот же рассказ, только все события в нем сказочные, волшебные. Поэтому, чтобы сочинить любую сказку, нужно использовать определенные правила и специальный план.
Первое, что нужно сделать – это определить тему, то есть то, о чем будет наш рассказ (сказка).
Второе – обязательно сформулировать основную мысль будущего рассказа, то есть для чего, с какой целью вы его пишете, чему он должен научить.
И третье – непосредственно построить рассказ по следующей схеме:
- Экспозиция (кто, где, когда, что сделал)
- Завязка действия (с чего все началось)
- Развитие действия
- Кульминация (самые важные моменты)
- Спад действия
- Развязка (чем все закончилось)
- Концовка
Не пугайтесь называть ребенку-дошкольнику такие сложные понятия, как «экспозиция», «кульминация». Пусть сейчас он их и не запомнит, но сам принцип построения он обязательно усвоит и в дальнейшем сможет его применить.
По точно таким же правилам составляются рассказы и пишутся сочинения в школе, поэтому этот материал можно смело использовать как с дошкольниками, так и с детьми младшего школьного возраста.
Для составления сказки можно немного расширить алгоритм, чтобы ребенку было проще ориентироваться.
1. Начало (например, жил-был дождик, цветочек, солнышко и т.д.)
2. Завязка (как-то раз, однажды пошел он или решил сделать и т.д.)
3. Развитие действия (повстречало кого-то, например)
- первое испытание выдержало
- второе испытание выдержало
4. Кульминация (третье испытание, после которого он или он превращается в кого-то или что-то)
5. Спад действия (кто-то что-то делает, чтобы наш герой обрел свой первоначальный вид)
6. Развязка (с той поры или с тех пор)
7. Концовка (и стали они жить по-прежнему или не стал он больше никуда уходить и т.д.)
3. Раскадровка:
После того, как сюжет обрисован, необходимо сделать раскадровку. Раскадровка – это отображение сюжета в картинках – комикс. В раскадровке действие разбирается на отдельные сцены, из которых складывается мультфильм.
Делая раскладку, важно постоянно ставить себя на место будущего зрителя. Оценивать то, насколько понятен сюжет. Некоторые моменты, которые кажутся очевидными авторам, для зрителя часто совсем не являются таковыми, в раскадровке должна присутствовать логика.
Иногда во время занятий лучше делать раскадровку вместе с придумыванием сценария. Процесс становится более динамичным. Также возможно, когда дети вместе придумывают сюжет, а преподаватель зарисовывает кадры на доске или бумаге. Это особенно хорошо при работе с младшими группами, так как при таком совместном процессе детям легче сосредотачивать внимание, помнить с чего началась история.
Второй вариант заключается в том, что каждый рисует свою собственную раскадровку, потом все вмести обсуждают полученные результаты, и выберается наиболее удачная или создается одна целая из всех работ. Этот вариант больше подходит для старших групп.
Любая сцена, которую нужно снимать, обычно включает в себя фон (изображение места происходящего действия), героев и объекты, с которыми они взаимодействуют. Анимация не получается, если нарисовать на одном изображении и героев, и место действия, и предметы. Герои двигаются, а фон статичен, так что, необходимо объяснить детям, что героев и фоны нужно рисовать отдельно.
- Изготовление:
На этом этапе дети создают всё необходимое для дальнейшей работы по созданию мультфильма, используя различные техники прикладного творчества, что позволяет развивать креативность, пространственное и образное мышление, восприятие, мелкую моторику рук, помогает ребенку выразить себя.
Основные техники прикладного творчества, используемые в анимации:
- Орига́ми (с яп. букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Примеры:
http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/560
Также существуют:
Оригами из кругов - складывание оригами из бумажного круга. Обычно затем из сложенных деталей склеивается аппликация. Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1636
Оригами модульное - создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами — придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/15
- Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.
В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры. Можно декорировать заготовку из папье-маше не только красками, расписывая как известные художники, а используя декупаж или ассамбляж. Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/561
- Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее. Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/462
- Квиллинг (от англ. quilling — от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры. Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587
http://stranamasterov.ru/node/1364
- Торцевание - вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной мозайки, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/521
Существует торцевание на пластилине. Подробней: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/666
- Выдувание – техника, основанная на выдувании краски через трубочку (на лист бумаги). Эта древняя техника являлась традиционной как для творцов древних изображений (использовались костяные трубочки).
Современные трубочки для сока ничем не хуже в применении. Они помогают выдувать узнаваемые, необычные, а порой фантастические рисунки из небольшого количества жидкой краски по листу бумаги.
- Мозаика — одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки и т.д.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/438
- Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1222
- Печатание при помощи губки. Для этого подойдет и морская губка, и обычная, предназначенная для мытья посуды.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1094
В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон — узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов...
- Рисование ладошками. Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1315
- Рисование отпечатками листьев. Собрав различные опавшие листья, намажьте каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой Вы собираетесь оставить оттиск, может быть цветной или белой. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги аккуратно снимите его, взяв за "хвостик" (черешок). Этот процесс можно повторять раз за разом. И вот, дорисовав детали, у Вас уже летает над цветком бабочка.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/667
- Роспись. Один из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства.
Вот некоторые из них:
Жостовская роспись — старинный русский народный промысел, возник в начале XIX века, в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Жостовские подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают букеты цветов.
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Хохломская роспись — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/301
- Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж. Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/364
Аппликация из пластилина - пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1243
Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки. Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1346
- Ассамбляж (фр. assemblage) — техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, аппликативно скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажа до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась. Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1412
- Вырезание — термин очень широкого понимания. Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/701
Вырезают из бумаги, из пенопласта, из поролона, из бересты, из пластиковых бутылок, из мыла, из фанеры (правда, это уже называется выпиливание), из фруктов и овощей, а также из других разных материалов. Применяют различные инструменты: ножницы, макетные ножи, скальпель. Вырезают маски, шапочки, игрушки, открытки, панно, цветы, фигурки и многое другое.
Виды:
Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении. Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1416
Вырезание симметричное. При симметричном вырезании мы повторяем контуры изображения, которые должны точно вписываться в сложенную пополам плоскость листа бумаги, последовательно усложняя очертание фигуры, чтобы правильно передавать в аппликациях внешние особенности объектов в стилизованном виде.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/466
- Коллаж — творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте. Происходит от фр. papier collée — наклеенная бумага. Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении - смесь различных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов, фрагменты, собранные на одной плоскости. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/324
- Конструктор (из лат. constructor «строитель») - многозначный термин. Для нашего профиля это набор сопрягательных деталей. т.е деталей или элементов некоего будущего макета, информация о котором собрана автором, проанализирована и воплощена в красивое, художественно выполненное изделие.
Конструкторы различаются по типу материала - металл, дерево, пластмасса и даже бумага (например, бумажные оригами модули). При сочетании разносортных элементов возникают интересные конструкции. Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/984
- Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/670
- Макет — это копия объекта с изменением размеров (как правило, уменьшенная), которая выполнена с сохранением пропорций. Макет так же должен передавать основные признаки объекта. Для создания этого уникального произведения можно использовать различные материалы, всё зависит от его функционального назначения. Это может быть бумага, картон, фанера, деревянные брусочки, гипсовые и глиняные детали, проволока.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1397
- Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов (металл, камень, глина, дерево, гипс, лёд, снег, песок, поролон, мыло). Методы обработки — лепка, высекание, литьё, ковка, чеканка, вырезание и др.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1399
Приступая к созданию персонажей или декораций в различных техниках, взрослому важно создать творческую атмосферу, подбодрить ребят, начать самому что-то изготавливать. На этом этапе можно разбить на группы или пары. Главная задача преподавателя – воодушевить ребенка, помочь ему найти ключ к самому себе, к своим талантам и к уверенности в своих силах. Лучше больше общаться, подробно обсуждать содержание каждого рисунка или пластилинового персонажа. Педагог может помочь советом, и даже помочь с выполнением, но с тем условием, что идея и основная работа будет сделана самим ребенком. На первом этапе педагог ни в коем случае не должен критиковать или давать какую-либо оценку детским работам!
- Озвучивание:
Обычно в анимационном производстве, озвучивание мультфильма производится перед анимацией. Но так как в наших детских мультфильмах не нужна точная синхронизация звука и изображения, то голоса записываются после анимации или вместе. Озвучивание очень важный процесс, который способствует развитию не только речи, но и памяти, мышления и артистических способностей ребенка.
- Монтаж:
Иногда мультик монтируется сразу, и дети видят результат проделанной работы сразу. Чаще бывает, когда преподаватель монтирует и озвучивает мультфильм после сессии – показывает его на следующем занятии. Если готовый мультик выкладывается на сайт, куда может зайти ребенок, то мотивация возрастает, так как ребенок может показать результат своего труда друзьям, братьям, сестрам, родителям. Или можно подарить готовый мультфильм всем участникам на диске – это поможет закрепить в памяти ситуацию успеха, самореализации, ребенок может возвращаться к просмотру не раз.
Для развития субъективной позиции детей, ощущения себя автором, важно указать имя ребенка в титрах к мультику. Еще лучше, если к титрам прилагается фотография ребенка.
- Просмотр и обсуждение мультфильмов (лучше вместе с родителями и приглашенными гостями)
Основные техники анимации:
Рисованная техника - перекладка:
Перекладка является самой простой технологией для работы с детьми. Герои изображаются на плотной бумаге и вырезаются. Все подвижные части тела вырезаются отдельно и потом скрепляются (пластилином, ниткой или тонкой проволокой). Перемещая персонажей по фону, изменяя их позы, все покадрово снимается на закрепленный на штативе фотоаппарат.
Пластилиновая анимация:
Материалом для мультфильма может послужить не только пластилин, но и глина. Материал обычно лепится на каркас. Как и в любой объемной анимации объекты устанавливают на фоне декораций и передвигают, модифицируют между кадрами.
Чтобы достичь лучших результатов, нужно поддерживать иллюзию целостности, неразрывности. Для этого необходимо поддерживать постоянное освещение и следить за местоположением объектов.
В жанре пластилиновой анимации работали Александр Татарский, Гарри Бардин, Ник Парк. Большую роль в истории пластилиновой анимации сыграла студия Aardman Animations.
В пластилиновой анимации существует несколько техник:
- перекладка: композиция состоит из нескольких слоёв персонажей и декораций, которые располагаются на нескольких стёклах, расположенных друг над другом, камера находится вертикально над стёклами. Персонажи и декорации для этого вида анимации делаются специальной, плоской формы. В настоящее время слои снимаются по отдельности и совмещаются при компьютерном монтаже. Этот вид анимации используется для удобства анимирования персонажей. В этой технике был снят знаменитый фильм «Падал прошлогодний снег».
- объёмная анимация: классическая пластилиновая анимация, схожая по принципу с кукольной анимацией — объёмные, «настоящие» персонажи располагаются в объёмной декорации. Работать в этой технике гораздо сложнее, поскольку анимировать персонажей приходится в пространстве; их необходимо специально укреплять в декорации, иногда используя дополнительные опоры и подвески.
- комбинированная анимация: персонажи анимируются по отдельности и снимаются на фоне синего экрана, после чего «вживляются» в снятые отдельно пластилиновые декорации. В данном виде пластилиновой анимации основной объём работы приходится не на работу с пластилином, а на работу с компьютером.
Stopmotion (стоп мошен):
В этой технике для создания мультфильма используются предметы, игрушки или сами дети. Stopmotion можно попробовать в самом начале, чтобы объяснить детям суть анимации. Потом просмотрев то, что получилось (это можно сделать без монтажа, быстро листая фотографии), такие мультфильмы можно снимать без сценария, а придумывая на ходу.
Песочная анимация:
Хотя и более распространенное название данной техники — песочная анимация, оно не совсем верно, так как в качестве материала может выступать любой легкий порошок – песок, соль, крупа и т.д. Порошок тонкими слоями (обычно руками, но возможно кисточками или любыми другими подходящими инструментами) наносится на подсвеченное стекло. Эту технику хорошо использовать с детьми, которые боятся ошибиться нарисовать некрасиво, так как здесь можно все быстро исправить или переделать. Изобретателем данного метода является канадский мультипликатор Кэролайн Лиф.
Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение
- наличие ноутбука и программного обеспечения для монтажа мультфильмов
- фотоаппарат и кронштейн
- стол
- рабочие места для изготовления поделок
- ящик с песком для песочной терапии (или стол с подсветкой)
Материалы, использующиеся при реализации данной программы:
- Краски – гуашь, акварель. Краски больше, чем другие материалы позволяют выражать эмоции, настроения, образы.
- Пастель. Рекомендуется использовать масляную пастель, так как сухой пастелью непрофессионалу рисовать довольно сложно (она крошится).
- Бумага. Для рисования героев применяется бумага формата - А3, А4; для рисования фонов бумага А3, А1(ватман) или склеенная в длинную полоску – для движущегося фона. Можно применять цветную, бархатную, гофрированную, папирусную бумагу и т.д.
- Кисточки. Желательно, чтобы кисточки были разных размеров. Ребенок по возможности должен выбирать инструмент выражения своих эмоций или задуманного изображения.
- Карандаши, фломастеры, масляные мелки и т.д.
- Пластилин. Замечательный материал с большим разнообразием цветов и оттенков. Особенностью пластилина также является его податливость, пластичность, и практически неограниченные возможности при работе с ним. Способы работы с пластилином могут быть самые разные: ребята могут лепить объемные предметы, а так же размазывать его на плоскости бумаги, картона или дощечки, создавая живописные вещи.
- Другие материалы. Сыпучка (песок, крупа, кофе), платки, кусочки ткани различных цветов и разные по фактуре, украшения, камни, мишура, готовые глазки, звездочки, буковки и все, что подскажет вам ваша фантазия.
Работа с родителями
Неотъемлемой частью успешного учебного процесса, является сотрудничество педагога-ребенка-родителя. В начале курса педагог предлагает родителям сделать портфолио ребенка, которое будет пополняться в процессе занятий. Потрфолио позволяет педагогу лучше узнать интересы и особенности ребенка, скорректировать тематику мульфильмов, посоветовать персонажей в зависимости от психологических особенностей ребенка, а родителям – лучше изучить ребенка, развить способность наблюдать за ребенком, ребенку – осознать свою индивидуальность, повысить осознанность и самооценку. Работы или фотографии работ, выполненных ребенком в процессе мульттерапии помещаются в портфолио. Родителям предлагаются методические материалы по созданию портфолио и рекомендации по развитию творческой активности детей.
Приложение 2
Список литературы
Научно – методическая литература:
1. Анофриков П., Тихонова Е. Представляем детскую анимационную студию // Искусство в школе. – 2002. - № 1
2. Асенин С. В. Волшебники экрана: Эстетические проблемы современной мультипликации. – М.: Искусство, 1974
3. Асенин С. В. Мир мультфильма: Идеи и образы мультипликации. – М.: Искусство, 1986
4. Асенин С. В. Мультипликационное кино // Кино: Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987
5. Бабиченко Д. Н. Искусство мультипликации. – М.: Искусство, 1964
6. Баженова Л. М. Творчество детей на занятиях по основам экранной культуры // Начальная школа. – 1996. – № 1
7. Баженова Л. М. «Фильм рождается из мыслей…» // Искусство в школе. – 2002. – № 6
8. Баженова Л. М. Принципы обучения школьников основам экранной грамотности // Специалист. – 1993. – № 5
9. Красный Ю., Курдюкова Л. Анимационная педагогика // Искусство в школе. – 1996. – № 1.
10. Максимова С.В. Монография «Творчество: созидание или деструкция» М. 2006 219 стр.
11. Максимова С.В. Приглядитесь повнимательнее к хулиганам и двоечникам. Газета «1-е сентября» № 3 2008
12. Максимова С.В. Развитие творческой активности младших школьников журнал «Начальная школа» №7 2009 с. 21 – 26
13. Максимова С.В. Портфолио как средство развития творческой активности учащихся. Методическое пособие. Программа. Тематическое планирование. – М: «Русское слово», 2013, 116 с.
14. Максимова С.В. Диагностика развития творческой активности младших школьников (Альбом с замаскированными изображениями) в двух частях Часть 1 – М: «Русское слово», 2013, 47 с.
15. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону 1993
16. Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании ВП №1 1985
17. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности М. 1992
18. Петровский В.А., А.С. Огневь Креативный потенциал субъектогенеза. \ Творчество и личность. Тезисы Курск 1995
19. Попова К.С. -"Факультет анимации. Основы предметной анимации". Образовательная программа, г. Красноярск, МОУ ДОД ЦДОД «Радиотехник», 2010г.
20. Ривина Е., Матвеева О. Праздник мультипликации // Обруч. – 2001. - № 2
21. Сазонов А.П.- "Изобразительная композиция и режиссерская раскадровка рисованного фильма", Москва, 1960 г..
22. Смолянов Г.Г - "Кукольный персонаж на съемочной площадке". Учебное пособие.-М., ВГИК. 1984.г
23. Сергеева Т. Третий международный фестиваль экранного творчества детей // Искусство в школе. – 2002. - № 4
24. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Науч. рук. Ю. А. Лебедев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
25. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского . – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2002
26. Халатов Н. Мы снимаем мультфильмы / Н. Халатов. – М.: Молодая гвардия, 1989г.
27. http://plast.me/
Литература для родителей:
1. Баженова Л. М. Обсуждение фильмов с детьми //Начальная школа. – 1995.– № 3
2. Баженова Л. М. Основы экранного искусства в школе //Искусство в школе. – 2002. - № 4, № 5
3. Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество. // Искусство в
школе. 1993. № 1.
4. Гуревич К. Лабиринты развития таланта. // Искусство в школе. 1993. № 1.
5. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 1991.
6. Калвейт. Резерв успеха – творчество. М.: Педагогика, 1989. – 152с.
7. Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании. Обзорная информация. – Вып.2. – М.: Педагогика. 1984. – 98с.
8. Кудрявцев С. Творческая природа психологии человека. // Вопросы
психологии. 1990. № 3
9. Роджерс К. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. 1990. № 1.
10. http://plast.me/
Литература для детей:
1. В. Запаренко «Как рисовать мультики»//Спб.:Издательство «Фордевинд» 2011//128 стр.
2. Ривина Е., Матвеева О. Праздник мультипликации // Обруч. – 2001. - № 2
Приложение 3
Глоссарий
Аниматик – анимированная раскадровка, включающая основные монтажные приемы будущего фильма: расположение объектов в кадре, движение камеры и т.п., и отснятая в хронометраже будущих сцен, с репликами.
Анимация (от фр. animation) – оживление, одушевление. Слова «Мультипликация» и «Анимация» в современном русском языке нередко используются в качестве синонимов, несмотря на различное происхождение этих слов и их значений (денотатов). При этом в профессиональных кругах второе преобладает, будучи частью международного профессионального жаргона, таких понятий как аниматик и т.п.
Компоновка – ключевая фаза мультипликата, определяющая характер и направление движения.
Лимитированная анимация – анимация, в которой используется как можно больше повторов уже сделанных фаз и в большем объеме используется статика. Как правило, в такого рода фильмах на секунду экранного времени затрачивается не более 6 рисунков. Лимитированная анимация требует такого же мастерства от одушевителя, как и классическая (т.е. максимально детализированная), поскольку здесь приходится создавать иллюзию действия самыми экономными средствами.
Мультипликат – ключевые компановки, которые создает художник-мультипликатор (аниматор).
Мультипликация (от лат. multiplicatio – умножение, увеличение, возрастание, размножение) – технические приёмы получения движущихся изображений, иллюзий движения и/или изменения формы объектов (морфинг) с помощью нескольких или множества неподвижных изображений и сцен.
Мультстанок – специальным образом оборудованная кинокамера и съемочной стол, где последовательно монтируются и снимаются в ярусах и слоях кадры анимации.
Перекладка – технология анимации, в основе которой лежит плоская марионетка. Персонажи вырезаны из плотной бумаги, целлулоида, двигаются (анимируются) непосредственно под камерой.
Пиксилляция – собранное заново по кадрам с новым таймингом и от этого ставшее условным движение живого актера.
Раскадровка – последовательность рисунков, определяющих монтажные планы.
Статика – наиболее устойчивое положение персонажа, которое можно держать в кадре длительное время. Несет функцию точки в предложении. Рисунок, предназначенный для статики, делается обычно с большей тщательностью, чем остальные фазы.
Тайминг – английское слово «timing» не имеет аналога в русском языке. Оно может означать темпоритм, синхронизацию, хронометраж. В анимации его следует понимать как расчет движения во времени и пространстве. Это та часть одушевления, которая придает движению смысл. Основные принципы тайминга в анимации: 1. Точная мизансценировка и композиция кадра. 2. Расчет времени на подготовку зрителя к предстоящему событию, на само действие и затем на реакцию зрителя на это событие.
Тотальная анимация – анимация, в которой в каждом кадре перерисовываются не только персонажи, но и фон. Каждая картинка рисуется полностью.
Фаза – промежуточное положение между компоновками.
Фазовка – создание промежуточных фаз движения.
Черновой мультипликат – мультипликат до прорисовки.
Экспозиционный лист (Exposhure List) – табличная форма, передающая последовательность фазованных рисунков, слоистое построение сцены, синхрон со звуковыми фразами, работу камеры, служебные пометки и т.д. Один из основных подписываемых и утверждаемых документов. Определяет, какие элементы сцены подлежат сканированию и закраске, в каких кадрах они расположены и какие слои собой представляют, как должна вести себя камера и т. д. На многих американских мультстудиях пользуются листами, вмещающими 96 кадров (4 секунды). При работе для ТВ, где скорость проекции 25 кадра в секунду, применяют листы в 100 кадров. В советских и российских студиях экспозиционный лист рассчитан на 52 кадра, что равно 1 метру кинопленки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческой активности детей через дизайн».
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создав...
«Развитие творческой активности детей через дизайн». - презентация и речевое выступление
Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование резул...
Социализация педагогически запущенных детей через развитие творческих способностей
Выступление на МО организации , распространение опыта....
Адаптивная физическая культура и спорт как одно из средств реабилитации и социализации студентов с ограниченными возможностями
Многолетняя отечественная и зарубежная практика работы с инвалидами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, показывает, что физическая культура и спорт для них- наиболее действенные методы ...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКУЮ И ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья на конференцию.Защита темы по самообразованию...
Подвижные игры для слепых и слабовидящих детей
Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребенок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую ...
Деятельностный метод обучения слепых и слабовидящих детей при организации коррекционных занятий
Задача системы образования, в т.ч. и коррекционного, сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Для их решения требуется новые педагогические технологии, ...