Адаптация и реабилитация детей-инвалидов средствами спортивно-оздоровительной деятельности в общеобразовательном учреждении
методическая разработка на тему
Актуальность и постановка проблемы исследования.
За последние двадцать лет численность детей-инвалидов в России увеличилась в 12 раз. В стране около 0,6 млн. семей с детьми-инвалидами и, согласно прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 – 1,5 млн. Исследование возрастного состава детей-инвалидов показывает, что самой многочисленной является возрастная группа 10 – 14 лет (47%); на втором месте – дети 5 – 9 лет (29%); на третьем – дети в возрасте 0 – 4 года (14%). Дети от 15 до 18 лет составляют 10% [Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». Министерство труда и социального развития РФ. Москва 2006 г.]. Увеличение численности детей-инвалидов до 14 лет происходит по мере выявления у них заболеваний, приводящих к ограниченным возможностям. Уменьшение их численности в возрасте 15 лет и старше можно объяснить тем, что при оформлении инвалидности используются уже более жесткие критерии.
Основные причины роста численности детей-инвалидов в России вызваны неблагоприятными социально-экономическими условиями, с которыми связано: снижение уровня жизни населения и его качественного состояния; ухудшение экологической обстановки; ухудшение условий труда; резкое сокращение потенциала здоровья новорожденных; ухудшение репродуктивного здоровья родителей; утрата культуры здорового образа жизни.
Как считают специалисты, реабилитация детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. В индивидуальных комплексных программах реабилитации детей-инвалидов должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой), но и реабилитационные меры, их объем, сроки проведения и контроля. Для их реабилитации должна широко применяться спортивно-оздоровительная работа.
Адаптивная физическая культура и спорт инвалидов способствуют полному раскрытию физических возможностей, позволяют испытать чувство радости, полноты жизни. Человек, имеющий отклонения в физическом развитии, с помощью спорта получает возможность самореализоваться, совершенствоваться как личность, расширить социальные контакты. Занятия по физической культуренаправлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Все это позволит повысить уровень адаптивной работы и обеспечит успешную социализацию и полноценное участие в жизни общества детей с ограниченными возможностями.
Спорт открывает перед ребенком новые горизонты, учит стойкости и выносливости, заставляет их радоваться жизни, преодолевать страхи и болезни.
В школе проводится работа по привлечению детей-инвалидов в общешкольные мероприятия воспитательной, культурно-развлекательной направленности. Возникла мысль к привлечению таких детей к спортивным мероприятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_deti_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный проект
Адаптация и реабилитация детей-инвалидов средствами спортивно-оздоровительной деятельности в общеобразовательном учреждении
Данные о разработчиках проекта
Наименование проекта: | Адаптация и реабилитация детей-инвалидов средствами спортивно-оздоровительной деятельности в общеобразовательном учреждении. |
Организация: | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Курганинска. |
Регион: | Краснодарский край, г. Курганинск. |
Разработчики проекта: | Порфирьева Екатерина Александровна – учитель физической культуры. Силантьев Алексей Николаевич – учитель биологии, кандидат биологических наук. Кадырова Кристина Анзоровна – ученица 10 «А» класса. |
Руководители проекта: | Порфирьева Екатерина Александровна – учитель физической культуры. Силантьев Алексей Николаевич – учитель биологии, кандидат биологических наук. |
Паспорт проекта
Наименование проекта:
| Адаптация и реабилитация детей-инвалидов средствами спортивно-оздоровительной деятельности в общеобразовательном учреждении. |
Цели проекта: | 1. Развитие технологии реабилитации детей-инвалидов и их родителей. 2. Создание безбарьерной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья среди здоровых сверстников. 3. Привлечение детей-инвалидов к занятиям физической культурой и спортом. |
Задачи проекта: | 1. Улучшение психического и физического состояния здоровья детей-инвалидов. 2. Создание условий для приобщения детей – инвалидов и к спорту, возможности их общения, и как следствие реабилитации и социальной адаптации в обществе. 3. Развитие навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. |
Сроки и продолжительность проекта: | Проект рассчитан на 2009 – 2012 годы и осуществляется в 3 этапа: 1-й этап подготовительный – 2009-2010 уч. год; 2-й этап формирующий – 2010-2011 учебный год; 3-й этап итоговый – 2011- 2012 учебный год. |
Ожидаемые конечные результаты проекта: | 1. Повышение физического и психического здоровья детей-инвалидов, возможностей приобщения их к физкультурной и спортивной жизни, реабилитация и социализация не только детей-инвалидов, но и их семей, облегчение их социальной адаптации. 2. Пропаганда спорта среди детей-инвалидов. 3. Приобретение детьми-инвалидами навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. |
Система организации контроля за ходом исполнения проекта: | Мониторинг уровня физической подготовленности; функциональных возможностей; корректировка проекта. |
Актуальность и постановка проблемы исследования.
За последние двадцать лет численность детей-инвалидов в России увеличилась в 12 раз. В стране около 0,6 млн. семей с детьми-инвалидами и, согласно прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 – 1,5 млн. Исследование возрастного состава детей-инвалидов показывает, что самой многочисленной является возрастная группа 10 – 14 лет (47%); на втором месте – дети 5 – 9 лет (29%); на третьем – дети в возрасте 0 – 4 года (14%). Дети от 15 до 18 лет составляют 10% [Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». Министерство труда и социального развития РФ. Москва 2006 г.]. Увеличение численности детей-инвалидов до 14 лет происходит по мере выявления у них заболеваний, приводящих к ограниченным возможностям. Уменьшение их численности в возрасте 15 лет и старше можно объяснить тем, что при оформлении инвалидности используются уже более жесткие критерии.
Основные причины роста численности детей-инвалидов в России вызваны неблагоприятными социально-экономическими условиями, с которыми связано: снижение уровня жизни населения и его качественного состояния; ухудшение экологической обстановки; ухудшение условий труда; резкое сокращение потенциала здоровья новорожденных; ухудшение репродуктивного здоровья родителей; утрата культуры здорового образа жизни.
Как считают специалисты, реабилитация детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. В индивидуальных комплексных программах реабилитации детей-инвалидов должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой), но и реабилитационные меры, их объем, сроки проведения и контроля. Для их реабилитации должна широко применяться спортивно-оздоровительная работа.
Адаптивная физическая культура и спорт инвалидов способствуют полному раскрытию физических возможностей, позволяют испытать чувство радости, полноты жизни. Человек, имеющий отклонения в физическом развитии, с помощью спорта получает возможность самореализоваться, совершенствоваться как личность, расширить социальные контакты. Занятия по физической культуре направлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Все это позволит повысить уровень адаптивной работы и обеспечит успешную социализацию и полноценное участие в жизни общества детей с ограниченными возможностями.
Спорт открывает перед ребенком новые горизонты, учит стойкости и выносливости, заставляет их радоваться жизни, преодолевать страхи и болезни.
В школе проводится работа по привлечению детей-инвалидов в общешкольные мероприятия воспитательной, культурно-развлекательной направленности. Возникла мысль к привлечению таких детей к спортивным мероприятиям.
Итак, актуальность исследования обусловлена необходимостью убеждения и привлечения наибольшего количества детей-инвалидов к занятиям спортом.
Цель исследования:
1. Развитие психолого-педагогических технологий реабилитации детей-инвалидов и их родителей средствами физической культуры.
2.Создание безбарьерной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья среди здоровых сверстников.
3.Привлечение детей-инвалидов к занятиям физической культурой и спортом.
Объект исследования:
Спортивно-оздоровительные мероприятия с детьми – инвалидами: летние и зимние параолимпийские игры.
Предмет исследования:
Методика спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на повышение физической работоспособности и нормализацию психического состояния детей – инвалидов, имеющих различные дефекты в состоянии здоровья.
Гипотеза исследования:
Каждое спортивно - оздоровительное мероприятие с детьми - инвалидами, должно иметь две составляющие: базовую, учитывающую одинаковые возможности занимающихся и вариативную, ориентированную на их индивидуальные возможности. Это позволит эффективно решать задачи повышения общей физической работоспособности детей - инвалидов, улучшения их самочувствия, активности и настроения, адаптацию к современным условиям жизнедеятельности, внутри группового общения занимающихся.
Информационную базу исследования составили результаты исследования потребностей детей-инвалидов и социально-экономических характеристик их семей. Данные, включающие медико-экспертные данные (диагноз заболевания, характер и степень нарушения функций организма, виды и степень жизнедеятельности, уровень реабилитационного потенциала ребенка), заполнялись из личных медицинских карт детей.
На основе поставленной цели и сформированной гипотезы были определены задачи исследования:
1. Улучшение психического и физического состояния здоровья детей-инвалидов.
2. Создание условий для общения социально отделенных детей, приобщения детей – инвалидов к спорту, и как следствие реабилитации и социальной адаптации в обществе.
3. Развитие навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1.Изучение и анализ научно-методической литературы.
2.Анкетирование, опросы, беседы.
3.Педагогические наблюдения.
4.Тестирование по определению уровня физической подготовленности, функциональных возможностей организма.
5.Педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость заключается в развитии представлений о влиянии физических упражнений на организм детей - инвалидов с различными отклонениями в состоянии здоровья, в оздоровительной направленности спортивных мероприятий.
Практическая значимость предполагает разработку методических рекомендаций лечебно-оздоровительной направленности, что позволит расширить и углубить знания об особенностях физического состояния, двигательной сферы и функциональных возможностей детей – инвалидов.
Организация исследования. Организация исследования осуществляется в три этапа с учетом особенностей каждой из решаемых в работе задач.
На первом подготовительном этапе (2009-2010гг.) изучалась научно-методическая литература по данной проблеме, осуществлялось накопление материала путем обобщения опыта работы с детьми-инвалидами; разрабатывались коррекционно-развивающие, спортивно-оздоровительные программы.
На втором формирующем этапе (2010—2011 гг.) проводится основной эксперимент, теоретическое обоснование и практическое внедрение с целью определения эффективности разработанных спортивно-оздоровительных мероприятий в системе физкультурного образования детей – инвалидов.
Третий итоговый этап (2011–2012 гг.) - анализ и обобщение результатов, корректировка и оформление опытно-экспериментальной работы.
Содержание работы.
Физическая реабилитация — составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки [В. Г. Дмитриев]. Ведущее место среди средств физической реабилитации отводится физическим упражнениям, так как двигательная активность - важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации, а применение их (физических упражнений) — всегда педагогический, образовательный процесс. В результате спортивно-оздоровительной работы механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды. С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, с другой — развиваются и совершенствуются различные физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др.), которые определяют физическую работоспособность организма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения. Только в результате их воздействия мы в состоянии восстановить и совершенствовать физическую работоспособность ребенка-инвалида, которая, как правило, заметно снижается при патологических процессах.
Средства физической реабилитации можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы лечебной физической культуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, трудотерапия и др.; к пассивным - массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и переформированные природные факторы; к психорегулирующим - аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др.
Компоненты методики физической реабилитации:
1. Используемые средства физического воспитания: ОРУ, направленные на развитие крупных мышечных групп; ОРУ, направленные на развитие мелких мышечных групп; циклические упражнения (бег, ходьба); ациклические упражнения; звуко-речевые упражнения (методика Стрельцовой); дыхательные упражнения (методика Стрельниковой); подвижные игры (игры средней и малой подвижности); упражнения с предметами и на предметах (фитбол, гимнастические палки, мячи, и т.д.); элементы йоги (асаны в упрощенных исходных положениях, асаны с использованием фитбола); элементы хореографии (хореографические этюды народных танцев, хореография рук).
2. Используемые методы: равномерный (занимающиеся выполняют физические упражнения непрерывно с относительно постоянной интенсивностью); повторный (многократное выполнение упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности); игровой (упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации).
3. Формы проведения занятий: групповая (5-7 учащихся); малогрупповая (2-3 человека); индивидуальная.
Одной из форм групповых занятий являются спортивные праздники: Летние и Зимние Параолимпийские игры (проводятся 2 раза в год) и спортивный праздник Семьи (1 раз в год), отличительными особенностями которых являются положительное психоэмоциональное состояние, желание общаться и работать в команде, удовольствие, получаемое в процессе соревнований.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
В результате реализации данного проекта ожидается: повышение физического здоровья детей-инвалидов; возможность приобщения их к физкультурной и спортивной жизни; реабилитация и социализация не только детей-инвалидов, но и их семей; социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников; приобретение детьми-инвалидами навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.
В результате опытно-экспериментального исследования можно заметить, что общество испытывает постоянную потребность формировать необходимые в жизни человека двигательные навыки, развивать до оптимальных уровней его физические способности в интересах труда, обороны, активного отдыха и других видов деятельности. Все эти потребности общества удовлетворяет такой вид активной деятельности, как физическая культура и спорт, особенно людей, имеющих отклонения в физическом здоровье. Предполагаем, что проведение работы по воспитанию у детей - инвалидов стойкого интереса к физическим упражнениям посредством спортивных праздников с эстетическими и эмоционально насыщенными видами двигательной деятельности, с использованием упражнений игрового и неигрового характера с разнообразным инвентарем мобилизует важнейшие адаптационные ресурсы.
Надеемся, что результаты опытно-экспериментальной работы покажут улучшение психоэмоционального и физического состояния ребенка-инвалида и его семьи, которое является самым значимым мотивом для достижения социальной гармонии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении Зимних (Летних) Параолимпийских игр среди детей с ограниченными возможностями здоровья.
1. Цели и задачи:
Пропаганда занятий физической культурой и спортом среди детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов.
Повышение двигательной активности средствами физической культуры и спорта.
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социально- экономическую, духовно-нравственную и культурную жизнь общества.
2. Руководство соревнований:
Общее руководство подготовкой и проведением зимних параолимпийских игр осуществляет центр диагностики и реабилитации детей, непосредственное проведение возлагается на главную судейскую коллегию в составе: педагог-психолог МОУ СОШ № 5 Герасименко Л.С., социальный педагог МОУ СОШ № 5 Антонец Ю.Н., учитель физической культуры МОУ СОШ № 5 Порфирьева Е.А., руководитель ОБЖ МОУ СОШ № 5 Черников О.А.
3. Программа соревнований:
Зимние Параолимпийские игры:
- «Хоккеист» (забрасывание мяча клюшкой в малые ворота).
2. «Меткий снайпер» (стрельба из пневматической винтовки по воздушным шарам).
3. «Биатлон» (броски теннисных мячей в вертикальную цель).
4. «Полоса препятствий».
Летние Параолимпийские игры:
1. «Меткий снайпер» (стрельба из пневматической винтовки по воздушным шарам).
2. «Юный циркач» (ведение воздушного шарика теннисной ракеткой).
3. «Туристическая тропа».
4. «Полоса препятствий».
4. Участники соревнований:
К участию в соревнованиях допускаются дети с ограниченными возможностями здоровья разного возраста и пола.
5. Награждение:
Все участники соревнований награждаются грамотами и подарками.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Спортивный праздник Семьи
«Семейные старты – старты надежд»
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья, подлинные любители физической культуры, ценители красоты и здоровья! Сегодня у нас праздник Семьи, праздник семейных команд. (Знакомлю с участниками семейных стартов, рассказываю о родителях и их детях.)
Судить состязания будут самые достойные, справедливые и умелые (жюри, судьи-помощники приветствуют участников, гостей праздника).
Ведущий 2:
Мальчишки и девчонки, а также их родители,
Во дворец спортивный наш, скорее поспешите Вы.
Здесь будут состязания детишек, пап и мам,
Кто будет победителем, потом расскажем Вам!
Клоун 1:
Добро пожаловать, гости дорогие!
Веселья вам да радости желаем!
Давно мы вас ждем-поджидаем,
Праздник без вас не начинаем.
Клоун 2:
Песнею звонкой,
Дружным парадом
Мы начинаем Спартакиаду!
Дружно крикнем, детвора,
Празднику смелых,
Празднику ловких,
Празднику сильных…
Все. Ура! Ура! Ура!
Клоун 1:
Кто ловок, крепок, строен,
В Спортландию спешат.
Всегда в ней ждут и взрослых,
И маленьких ребят.
Привет, страна Спортландия,
Мир спорта, игр, детей!
К тебе, страна Спортландия,
Ведем своих друзей.
(В зал вбегает клоун Спортик).
Клоун Спортик:
А про меня вы забыли? Как можно без меня начинать соревнования?
Солнце, воздух и вода
Наши лучшие друзья!
Ребята, я затейник,
Я Спортиком зовусь.
И если будет скучно,
Вмиг разгоню я грусть.
Мой папа – Спорт,
А мама – Физкультура,
Все виды спорта – близкая родня.
Объездил все я страны мира,
Ребята всюду ждут меня.
Как песня, нужен друг в пути,
Его я должен здесь найти!
Клоун 2:
Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит.
Кто окажется дружнее,
Тот в бою и победит.
Клоун 1:
И так, друзья в путь!!!
Программа спортивных мероприятий
Конкурс - разминка 1. «Светофор»
Инвентарь: три цветных картонных кружочка (зеленый, желтый, красный).
Ведущий: Наш первый конкурс-экзамен на внимание. Зеленый свет – идем. Желтый – приготовиться. Красный – ждем. А теперь будьте внимательны. Видите? У меня в руках три картонных кружочка. Это светофоры. Как только покажу кружок зеленого цвета – поднять руки вверх. Желтый – дружно похлопать в ладоши. На красный свет замолкаете и не двигаетесь.
Конкурс 2. «Закати мяч»
Перед каждой командой на расстоянии 5 м ставят «ворота» (барьеры). У каждого играющего по два мяча. По сигналу ребенок катит (по одному) свои мячи в «ворота», затем мама или папа выполняют то же упражнение.
Побеждает та команда, которая забросила больше мячей.
Выступление участника соревнований с номером художественной самодеятельности.
Конкурс для родителей 3. «Снайперы»
Набрасывание колец на стойку. Каждому дается по 5 колец. Побеждает тот родитель, который забросил больше колец.
Клоун 1:
В спорте нет путей коротких,
И удач случайных нет,
Познаем на играх,
Все мы формулы побед.
Это стойкость и отвага,
Сила рук и зоркость глаз,
Это честь родной семьи,
Окрыляющая нас.
Конкурс для детей 4. «Меткий стрелок»
Стрельба из пневматической винтовки по воздушным шарам. Выполняют дети. Каждому дается по 3 выстрела. Побеждает ребенок, сбивший больше шаров.
Выступление участника соревнований с номером художественной самодеятельности.
Конкурс 5. «Туристическая тропа» (комбинированная эстафета)
Дети собирают рюкзак туриста с необходимыми принадлежностями, родитель, надев рюкзак, преодолевает болото (перепрыгивает из обруча в обруч), добегает до скамьи, проползает по ней, назад возвращается на самокате.
Клоун 2:
Отдохнули мы на славу,
Победили вы по праву.
Похвал достойны и награды,
И мы призы вручить вам рады!
Награждение участников соревнований.
Ведущие:
Мы желаем вам, ребята,
Быть здоровыми всегда!
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться.
Руки вымойте водой,
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам,
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
До свидания, ребята,
Приходите в гости к нам,
Будем очень рады вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК ПМ 06.02 «Преподавание музыки и организация внеурочной музыкальной деятельности в общеобразовательных учреждениях»
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ «Преподавание музыки и организация внеурочной музыкальной деятельности в общеобразовательных учреждениях» МДК «Теория и методика музыкального воспитан...
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Спортивно-оздоровительный туризм
Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности «Спортивно-оздоровительный туризм» и составляющих его п...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 8А и 8Б классов на 2018-2019 учебный год.
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...
Программа логопеда по реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
В последнее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Нарушения речи являются отклонениями речи говорящего от норм языка, которые приняты в данной языковой среде...
Дополнительная общеобразовательная программа спортивно-оздоровительной направленности «Пионербол»
Дополнительная общеобразовательная программа спортивно-оздоровительной направленности «Пионербол» ориентирована на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституци...
Социально-психологическая адаптация и реабилитация средствами арттерапии.
Материал представляет собой описание системы психокоррекционной работы посредством арттерапии....
Проблемы адаптации детей-инвалидов
кто такие дети-инвалиды? Как помочь таким детям адаптироваться в современном обществе?...