Главные вкладки
Вводная лекция "Основы пожарного дела"
план-конспект урока
Современное представление о профессии "Пожарный". Содержание учебных дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Старший мастер ФКП
образовательное учреждения № 305
И.И. Иванов
"___"____________202 г.
ТЕМА № 1.
«Введение.
Современное представление о профессии «пожарный»,
содержание учебных дисциплин.
(профессия 16681 «Пожарный». Группа 19-5, 02 декабря 2024 г.)
г. Иркутск – 2024 г.
Лекция подготовлена мастером производственного обучения ФКП ОУ № 305 Толстихиным А.Н.
Тема: «Современное представление о профессии «пожарный»,
содержание уучебных дисциплин.
Цели лекции: Дидактическая: Ознакомить обучающихся с дисциплинами, их задачами и содержанием, методами изучения дисциплин. Изучить порядок подготовки к занятию и обязанности обучающихся на занятиях. Ознакомить с руководящими документами и учебной литературой по изучаемой профессии.
Воспитательные: Воспитание любви и гордости к избранной профессии, патриотическое воспитание, воспитание интереса к профессии, мотивация социальной адаптации – примеры подвигов пожарных. Воспитание товарищеской взаимопомощи.
ПЛАН ЛЕКЦИИ :
Введение.
Вопрос 1. Назначение и задачи изучаемых дисциплин.
Вопрос 2. Понятие об упражнениях и приемах работы с пожарной техникой и пожарно-техническим оборудованием. Основные методы обучения на занятиях.
Вопрос 3. Взаимосвязи между учебными дисциплинами.
Вопрос 4. Порядок подготовки обучающихся к занятиям.
ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ ЛЕКЦИИ ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:
Знать:
- задачи учебных дисциплин;
- роль учебных дисциплин в системе подготовки специалистов пожарной охраны;
- основные методы обучения на занятиях;
- порядок подготовки к занятиям;
- порядок оценки знаний и навыков, учета успеваемости.
Иметь представление:
- о программе курса учебных дисциплин, перечне учебной литературы и руководящих документов.
Время: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория.
Литература по учебным дисциплинам профессии «Пожарный»:
1.Бектобеков Г. В., Пожарная безопасность: Учебное пособие для СПО Издательство «Лань» 2023- 88 стр.
#1054;всяник А. И., Калайдов А. Н., Годлевский П. П., Пожарная безопасность: учебное пособие, стр.
3. Пожарная тактика. Курсовое проектирование: стр
4.Чалаташвили М. Н., Просин М. В., Турова Н. Н. Пожарная тактика подразделений в вопросах и ответах: Учебное пособие 308 стр.
5.Минкин А. Н., Едимичев Д. А., Пожаркова И. Н., Трояк Е. Ю., Осавелюк П. А. Пожарная безопасность электроустановок: учебное пособие стр.
6.Канаев А. А. Пожарная безопасность: учебное пособие стр.
#1050;азанский национальный исследовательский технологический университет
Первоначальная подготовка пожарных: учебно-методическое пособие 104 стр.
8.Канонин Ю. Н., Быстров Е. Н. Производственная безопасность. Пожарная техника: учебное пособие, стр.
9.ЛамковИ. М., Аварийно-спасательная и пожарная техника: учебное пособие 108 стр.
10.Ширинкин П. В., Трояк А. Ю., Куртов С. О., Малютин О. С., Сержинмаа А. А.
Организация и управление в области обеспечения пожарной безопасности: учебное пособие стр.
11.Поляков Р. Ю., Полякова К. А. Охрана труда. Пожарная безопасность. Промышленная безопасность: учебное пособие 87 стр.
12.Антонов А. В., Голякова Е. И., Сацук И. В., Филкова А. П.
Краткий курс лекций по дисциплине «Производственная и пожарная автоматика»: учебное пособие стр.
13.Степаненко А. В., Щипанов А. В. Специальная пожарная и аварийно-спасательная техника, стр.
15.Симоненко А.С., Стельмах А.А., Савенко В.В., Мартинович Н.В., Малютин О.С., Практические приемы работы на специальных агрегатах пожарных насосных станций: стр.
16.Широков Ю.А., Пожарная безопасность на предприятии - Издательство «Лань» 364 стр.
17.Пожарная безопасность общественных и жилых зданий: Справочник Издательство «ПожКнига» 336 стр.
18.Собурь С. В.Краткий курс пожарно-технического минимума: Учеб.-справ. пособие Издательство «ПожКнига» 300 стр.
19.СмирновА. П., Смирнов А. А.Охрана и защита лесов. Лесные пожары: Учебное пособие для СПО Издательство «Лань» (СПО) 124 стр.
20.Зубарев А. Н., Вахлеев А. В., Симоненко А. С., Воробьев Р. С.Пожарно-спасательный спорт: учебное пособие. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ПОЖАРНЫМИ ЛЕСТНИЦАМИ2021. - 122 стр.
21.Каврига С.Г., Макаров В.М. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения: учебное пособие Сибирская пожарно-спасательная академия ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ МЧС России. Направления совершенствования дыхательных аппаратов для пожарных, 532 стр.
#1064;ойгу Ю. С., Белинская О. В., Ащаулов В. К., Позднякова О. В., Жарикова М. Ф., Ащаулов В. К., Шойгу Ю. С., Ермолин А. А., Грушка Л. В., Ащаулов В. К., Гофштейн А. Основы безопасности жизнедеятельности: базовый уровень: учебник Издательство «Просвещение»Тема 2. Безопасность в быту. Предупреждение травм и первая помощь при них. Пожарная безопасность в быту,
224 с
#1055;овзик Я.С. Справочник руководителя тушения пожара. - М.: ЗАО «Спецтехника», 2020. – 361 с.
#1058;еребнев В.В. Пожарная тактика. – Екатеринбург.: Калан, 2019. – 538 с.
#1041;огоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций. – С-Пб.: ОАО «Медиус», 2020. – 312 с.
26. Тактические приемы аварийной разведки и спасения при тушении пожаров. Учебно-методическое пособие. Денисов А.Н., Данилов М.М., Степанов О.И., Зайцева Е.Е. –М.: Академия ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ МЧС России, 2020.
Введение.
Товарищи обучающиеся. Вы выбрали профессию пожарного. Профессию благородную и сложную, с точки зрения оказания помощи людям, в критических ситуациях при тушении пожаров, ликвидации аварий и стихийных бедствий.
За 2023 год по Российской Федерации зарегистрировано 124568 пожаров. На которых погибло 18620 человек , травмировано 15665 человек. За этот период ежедневно регистрировалось 926 пожаров, погибало 77 человек , уничтожалось 264 строения.
Для того, чтобы все эти статистические данные были уменьшены, требуется хорошая подготовка подразделений пожарной охраны. И в первую очередь касается Вас как будущих специалистов пожарной охраны. Ведь выпускник нашей образовательной организации должен иметь разносторонние и глубокие знания, умения и навыки в этой области. Он должен обладать высокой технической культурой, решительностью, смелостью и инициативой в принятии обоснованных решений, умения оперативно и полностью выполнять задачи руководителя тушения пожара в условиях ведения боевых действий. Все эти качества, знания и навыки приобретаются в процессе обучения.
Вопрос 1. НАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН.
Пожарная охрана призвана охранять от огня государственную, общественную и личную собственность. Охрана осуществляется профилактическими мероприятиями и тушением пожаров. Успешное тушение пожаров требует от личного состава пожарной охраны глубокого знания тактики тушения пожаров и умелого, быстрого применения пожарной техники и огнетушащих средств.
В системе боевой подготовки личного состава пожарной охраны для пожарно-строевой подготовки ставится задача – обеспечить каждому пожарному высокую степень развития профессиональных качеств ,системное формирование и доведение до необходимой степени совершенства профессионально важных умений и навыков , а также приобретение специальных знаний.
А также пожарное дело обеспечивает сознательное и умелое выполнение наиболее рациональных и эффективных приемов, действий с пожарной техникой и оборудованием.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ пожарного дела :
- Обучение приемам и способам работы с пожарной техникой и пожарно-техническим оборудованием .
- Выработка и совершенствование навыков слаженной работы в составе отделения , караула и умелого применения пожарной техники и пожарно-технического оборудования при поведении боевых действий и спасательных работ.
- Воспитание у личного состава высоких морально-волевых качеств дисциплинированности, товарищеской взаимопомощи и психологической устойчивости.
Тушение пожаров - основной вид боевых действий подразделений пожарной охраны. Эти действия приходится вести в различной обстановке: днем, ночью, в отравленной среде, в условиях взрывов и обрушении строительных конструкций, при возникновении стихийных бедствий.
ст. 4. БУПО гласит, что : «Успешное выполнение боевых задач при тушении пожаров основано на:
- эффективной организации боевых действий;
- мужестве, высоком уровне профессиональной, физической и психологической подготовки, боевом опыте личного состава пожарной охраны.
- дисциплинированности участников тушения пожара.»
На сколько важны эти качества работнику пожарной охраны говорит пример мужества и героизма 28 героев пожарных, которые в первые минуты аварии на Чернобыльской АЭС путем неимоверных усилий, предельным напряжением моральных и физических сил предотвратили распространение аварии ценой собственной жизни. В тягчайшей обстановке молодые парни показали себя зрелыми командирами. Позже, оценивая действия первых караулов, Телятников скажет: «Личный состав работал самоотверженно, не нужно было уговаривать, ни дважды повторять, команду понимали с полуслова, выполняли бегом.»
Родина высоко оценила подвиг героев. Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество, героизм и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Телятникову Леониду Петровичу присвоить звание Героя Советского Союза.
Лейтенанту внутренней службы Кибенку Виктору Николаевичу (посмертно).
Лейтенанту внутренней службы Правику Владимиру Павловичу (посмертно).
"Цветы вплетает Родина в венок, Вам, мальчики, герои-лейтенанты-Владимир Провик, Виктор Кибенок." Л. Ошанин.
Пример: тушение пожара в поселке Тунгор на севере Сахалина.
Возле очага выделялись ядовитые испарения, плавилось забрало из оргстекла. Вода, падающая на раскаленный металл, превращалась в пар. Старались действовать с максимальной осторожностью, но предусмотреть все здесь было невозможно. Не выдерживал нагрузок организм. Упал, потеряв сознание, пожарный Гирва. Пошла носом кровь у пожарного Сорокина. Из 100 теплоотражательных костумов за несколько дней 80 пришли в негодность.
Ежегодно при исполнении служебных обязанностей погибает 35-45 сотрудников ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ. Производственный травматизм в пожарной охране стоит на 2 месте после работников угольной промышленности.
Товарищи обучающиеся! Можно было привести десятки примеров героизма, мужества при тушении пожаров и ликвидации аварий - это и землятресение в Армении, взрыв в Свердловске и в Арзамасе, воспламенение газа на железнодорожном перегоне в Башкирии. Все они говорят о том, что воспитание морально-волевых качеств-одна из основных задач, решаемых боевой подготовкой на занятиях по пожарному делу.
Обучаясь приемам и способам работы с пожарной техникой и оборудованием вырабатывать навыки в слаженной работе с тем, чтобы в любой момент быть готовым к схватке с огнем. Вот те задачи, которые обучение по нашей профессии.
КАКИМИ ПУТЯМИ РЕШАЮТСЯ ЭТИ ЗАДАЧИ? ИХ ЧЕТЫРЕ:
1. Индивидуальное обучение обучающихся приемам и способам работы с пожарной техникой и оборудованием:
- индивидуальное обучение будет проводиться на занятиях под руководством преподавателя, дополнительно под руководством командира отделения.
2. Обучение и тренировка в составе отделения, караула.
- обучение и тренировка в составе отделения и караула проводится
и требует четких знаний своих обязанностей в составе боевого расчета;
- это обучение будет проводиться по темам "Боевое развертывание",
"Работа с рукавами, стволпами, рукавной арматурой и принадлежностями".
3. Выполнение контрольных упражнений по нормативу.
Это заключительный этап в изучении и отработки упражнений по предметам. Сдача нормативов будет проводиться после изучения, отработки упражнений по отдельным составным частям и в целом всего упражнения.
Некоторые из вас работали в караулах и знают цену времени при тушении пожаров. Как показывает анализ боевых действий есть еще подразделения, в которых слабо отработаны нормативные требования: "Сбор и выезд по тревоге", "Боевое развертывание", "Подготовка и проведение разведки", другие упражнения.
В процессе изучения курса по отдельным упражнениям будут приниматься нормативы, а в конце каждой дисциплины - зачет.
Таким образом практические занятия по пожарному делу являются основной формой практической подготовки личного состава по вооружению профессионально важными двигательными умениями и навыками.
Вопрос 2. Понятие об упражнениях и приемах работы с пожарной техникой и пожарно-техническим оборудованием. Основные методы обучения на занятиях.
Под упражнением, понимается сознательное, многократное выполнение определенных движений в целом, с целью овладения умениями и навыками при работе с пожарной техникой и оборудованием.
Цель упражнения - научить пожарного применять теоретические знания, умения и навыки на практике.
Существуют дидактические принципы, которые регламентируют порядок организации занятий и отработки упражнений на занятиях.
Коротко рассмотрим их.
Сознательность обучающихся: прежде всего необходимо понять, какое теоретическое положение лежит в основе данного упражнения, с какой целью выполняется то или иное действие.
Целеустремленность обучающихся, направленное к твердому овладению навыком, стремление добиться хороших результатов.
Устойчивое внимание обучающихся в процессе выполнения упражнений. Умение выделять главные, трудные элементы, понять динамику их взаимосвязей за счет хорошего зрительного восприятия.
Систематичность знаний упражнениями, их строгая последовательность, при которой степень самостоятельности обучаемого постоянно возрастала бы, а его действия становились более сложными.
Постоянная повторяемость упражнений. Важно периодически повторять упражнения с целью предупреждения забывания приобретенного навыка. Необходимо, чтобы каждый из Вас одновременно с усвоением новых навыков продолжал упражняться в старых, ранее усвоенных; каждый новый должен включаться в систему уже накопленных навыков.
Правильное распределение упражнений по времени: не следует каждое упражнение делать слишком длительным, лучше его повторять несколько раз, сочетая с другими видами упражнений.
Таким образом, выполнение упражнений не сводится к механическому выполнению работы, а предусматривает учет индивидуальных особенностей обучаемых. Их физическое, психологическое состояние, степень овладения ранее изученными приемами.
Основные методы обучения на занятиях. На занятиях мы будем использовать разнообразные методы обучения в зависимости от цели занятий, состава занимающихся, характера занятий и условий их проведения.
Так, например, для сообщения новых знаний используем методы: рассказа, объяснения, работа с литературой, метод демонстрации или показа который будет сопровождаться пояснениями, при этом широко будут использоваться методы обучения по частям или в целом.
Метод обучения по частям эффективен при изучении сложных упражнений. Он состоит в том, что сначала изучается определенные части упражнения, а затем по мере освоения изучается в целом все упражнения. (Например, подъем по штурмовой лестнице в этаж учебной башни).
Сложность этого упражнения не позволяет сразу обучать упражнению в целом, поэтому требуется его по возможности упростить, выделить в нем главную часть (подъем по рабочей части учебной башни которой следует овладевать в первую очередь).
Метод целостного обучения упражнению будут использоваться при обучении несложных упражнений, в которых техника исполнения отдельных движений легко запоминается.
Таким образом, основным методом обучения на занятиях по пожарно-строевой подготовке является практический показ, сопровождающийся рассказом выполнения упражнений на правильность. При обучении упражнения делятся на этапы и элементы, что позволяет быстро изучить технику исполнения сложных упражнений.
Вопрос 4. ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ.
Темы, изучаемые параллельно в рамках пожарных исциплин:
- боевое развертывание отделений основных и специальных пожарных автомобилей;
- работа с ручными пожарными лестницами, рукавами, стволами, со спасательной веревкой;
- тренировки на полосах психологической подготовки.
Поэтому в процессе учебы занятия предметов будут увязаны между собой в определенной последовательности и способствовать более глубокому изучению материала.
Вопрос 5. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗАНЯТИЯМ.
На занятия обучающиеся учебной группы должны являться своевременно. К моменту начала занятий обучающиеся прибывают в установленной форме. После проверки внешнего вида преподавателем, обучающиеся должны внимательно прослушать, уяснить тему занятия, его цели, условия и порядок отработки упражнений, оценочные критерии. В ходе занятия необходимо быть максимально внимательным к командам, подаваемым преподавателем. При возникновении моментов, неясных для понимания в выполнении упражнения, обращаться к преподавателю с целью обязательного усвоения материала. По окончанию выполнения упражнения, обучающиеся быстро убирают ПТО, наводят порядок. Все должны бережно относиться к ПТО, строго соблюдать меры безопасности при отработке упражнений, особенно при работе на высотах.
ТРЕБОВАНИЯ К БОЕВОЙ ОДЕЖДЕ И СНАРЯЖЕНИЮ.
Обучающийся на практическом занятии должен быть одет в боевую одежду и снаряжение. Боевая одежда должна быть чистой, целой с наличием всех пуговиц (карабинов). Каска должна иметь тулью и подбородочный ремень. Пожарный пояс должен быть исправный и аккуратно подогнанный. В зимних условиях необходимо надеть под куртку телогрейку, иметь рукавицы и подкасник.
ПОРЯДОК УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ.
Выставление оценки обучающемуся на занятии преподаватель учитывает:
- правильность выполнения упражнения;
- знание учебного материала;
- знание и соблюдение правил охраны труда;
- соблюдение правил поведения на занятии;
При выставлении итоговой оценки за курс обучения учитывается: текущая успеваемость, результаты сдачи контрольных упражнений.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОПОДГОТОВКЕ.
Усвоив технику и правила выполнения упражнений на занятии, обучающийся вечером этого же дня закрепляет полученные знания по рекомендованной литературе и практически отрабатывает упражнения. Отработка упражнения должна вестись с соблюдением всех правил техники безопасности, при обязательной страховке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ. "ОБЩАЯ ГЕНЕТИКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МОДУЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ" МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ . ПЛАН ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/10/picture-95850.jpg)
Конспект урока на тему "Вводные слова"
В разработке урока используются приёмы технологии критического мышления,которые помогут ученикам: выяснить, что такое вводные слова и какова их функция в предложении;познакомиться с группами вводных с...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/20/picture-189682-1521530016.jpg)
Вводный урок по вождению автомобиля категории "В"
Этот урок сделан с целью того, чтобы кандидат в водители знал что его ждёт при обучении вождению и при сдаче экзаменов в МРЭО ГИБДД....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-424339-1395598728.jpg)
Вводная лекция по дисциплине: "Электротехника"
Вводная лекция по дисциплине: "Электротехника" состоящая из 4-х частей:1 часть - Введение;2 часть - Этапы развития электротехники;3 часть - Возможности электрической энергии;4 часть - Токи....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/11/picture-524119-1415730254.jpg)
Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.
КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО. Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....
вводная лекция по основам ритрики
В лекции рассмтаривается хронологическое возникновение риторики как науки и искусства, представлены роды и виды риторики с точки зрения отечественного красноречия...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/15/picture-340551-1581778395.jpg)
Методическое пособие по проведению вводных занятий по профессии на примере вводного занятия по профессии «Повар» в СПб ГБПОУ ЛСИТ
ВведениеПособие может быть полезно мастерам производственного обучения в средних профессиональных образовательных учреждениях. Цель: показать на примере вводного урока по профессии способы повыше...