Конспект урока на тему "Вводные слова"
план-конспект урока на тему
В разработке урока используются приёмы технологии критического мышления,которые помогут ученикам:
- выяснить, что такое вводные слова и какова их функция в предложении;
- познакомиться с группами вводных слов по значению;
- усвоить постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvodnye_slova.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока 1. «Понятие о вводных словах, их группы по значению».
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Тип урока: работа с информационным текстом.
Должны знать | Должны уметь |
1. Научные термины, изученные по теме. 2. Определение научного понятия "вводные слова и предложения". 3. Формулировку правила постановки знаков препинания при вводных словах и предложениях. 4. Понимать стилистическую функцию вводных слов и предложений, чувствовать выразительность стилистических средств.
| 1. Опознавать вводные слова в живом речевом потоке (в речи дикторов радио, телевидения, в речи окружающих) и в письменной речи. 2. Интонационно правильно произносить предложения с вводными конструкциями. 3. Определять синтаксическую функцию вводных слов и предложений, производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями. 3. Пользоваться синонимическими вводными словами и синтаксическими синонимами при передаче разной по содержанию и стилю информации. 5. Объяснять постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами. 6. Правильно писать вводные слова, обосновывать их написание. 7. Употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста, пользоваться этим выразителъным стилистическим средством в своей речи. |
Цели урока:
Познавательные:
- выяснить, что такое вводные слова и какова их функция в предложении;
- познакомиться с группами вводных слов по значению;
- усвоить постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами;
Воспитательные:
- поддерживать дух толерантности, при анализе других точек зрения;
- воспитывать умение слушать и слышать, уважать другое мнение;
Развивающие:
- развивать критическое мышление через чтение информационного текста;
- развивать логическое мышление;
- развивать языковое чутье, умение чувствовать красоту языка;
- развивать умение работать в команде (компетентности: интеллектуальная, социальная, коммуникативная).
Ход урока:
Стадия 1. Вызов. Мозговой штурм. Составление кластера.
Ребята, чем может быть осложнено простое предложение?
(Однородными членами, обращением, обобщающим словом при однородных членах)
Проанализируйте данные предложения, выясните, чем они осложнены, расставьте недостающие знаки препинания.
- Люди будьте внимательнее к своим близким.
- Люди может быть месяц в пути и назад не вернёт их ни страх ни железная сила.
- Размена чувств и мыслей между нами не может быть.
После проверки совместно с учениками формулируем цели урока:
- Узнать, что такое вводное слово.
- Зачем вводные слова используют в речи.
- Как отличить вводные слова от слов-омонимов.
- Что нужно о знаках препинания в предложениях с вводными словами.
- Что такое вводные слова? самостоятельная работа учащихся со словарями в группах.
Прочитав словарные статьи, посвященные словам ВВОДИТЬ, ВВОД, ВВОДНЫЙ, выясняем:
Вводить (ввод) – это значит приводить внутрь, в пределы чего-нибудь: вводить мяч в игру, ввести данные в память машины, ввести в мир музыки.
Вводный – служащий ввода, включенный во что-нибудь.
Исходя из значений родственных слов, делаем вывод, что вводные слова – это конструкции, введенные в структуру предложения.
(приложение слайд №1)
Составление кластера.
Вводные слова.
не являются членами предложения в письменной речи выделяются
запятыми
в устной речи выделяются интонацией
вводности
-А вот с какой целью они вводятся в предложение, нам и предстоит узнать.
Стадия 2. Осмысление. Работа с учебником. Составление таблицы.
знаю | новое | сомневаюсь | ? |
|
|
|
|
Стадия 3. Рефлексия. Возвращение к кластеру (дополнение)
Вводные слова
– Не являются членами предложения. – Выделяются паузой в устной речи, а на письме запятой.
– Выражают отношение к сообщаемому. – Делятся на группы.
Выполнение практических заданий.
(приложение слайд №2)
Используя вводные слова, выразите различное отношение к тому сообщению, которое содержится в предложении:
- 1 вариант: Завтра будет хорошая погода.
- 2 вариант: Эта повесть нам понравилась.
- 3 вариант: Экскурсия будет интересной.
- 4 вариант: Дорога была ровная.
- 5 вариант: Корабль причалил к пристани.
- 6 вариант: Сегодня возвращается мой брат.
Работа над интонацией вводности.
На уроке включаю видеозапись программ «НОВОСТИ», «ВРЕМЯ», «ВЕСТИ», а учащиеся выписывают вводные конструкции.
– Как вы узнали, что это вводные конструкции?
( По особой интонации.) Работаем над выразительным чтением упр. 210, делаем вывод:
В устной речи вводные конструкции выделяются особой интонацией вводности (паузы, более быстрое произношение).
Выполнение творческого задания.
(приложение слайд №4)
Составьте небольшой текст, используя следующие предложения и слова.
Вчера, вернувшись из школы домой, я, во – первых,… .Во – вторых,… .В – третьих,… .В – четвёртых,… .Наконец,… .И только после этого… .
Заключение.
Подведем итоги.
- Мы достигли поставленных целей?
- Чему мы научились?
- Зачем вводные слова используются в речи? (Ответ запишите одним предложением).
Например: Без сомнения, вводные слова делают речь более эмоциональной, выразительной и точной.
Домашнее задание. (раздаточный материал)
Вставьте вместо точек вводные слова, данные в скобках в конце каждого предложения, спишите получившийся текст.
В горах.
Перевал … был близко, подъем постепенно выравнивался, тропинка уже не петляла по заснеженному скалистому склону, справа возвышалось что-то серое … громада другой горы … они добрались уже до вершины (пожалуй, наверно, значит). Ветер по- прежнему безумствовал в своей неуёмной ярости, будто в невидимой гигантской трубе выло, стонало, даже звенело … звенело … в ушах (впрочем, возможно). Мороз … крепчал, от стужи больше всего доставалось рукам и коленям (очевидно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок «Это вечное слово мама»
Студенческая жизнь должна быть не только весёлой, но и наполнена глубоким смыслом. Наша задача содействовать воспитанию творческой, всесторонне развитой личности. Данная работа привлекает своим назван...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова»
Урок по русскому языку "Корень слова.Однокоренные слова."На уроке формируем понятия кореня слова,умения подбирать однокоренные слова,выделять в них корень....
УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"
УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...
Конспект урока "Понятие морфемы как значимой части слова"
Конспект урока по теме "Понятие морфемы как значимой части слова"....
Конспект урока по русскому языку по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс
На уроке "Суффикс как часть слова" испльзуется технология проблемного обучения. Ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователе...
Конспект урока русского языка однокоренные слова 3 класс
Задачи этапа урока (вида работ)Деятельностьучителя Задания для учащихся ДеятельностьучениковПланируемые результаты Время ПредметныеУУД I. Организация начала урока Созда...
Конспект урока "Правописание согласных в корне слова. Типы орфограмм"
Конспект урока по русскому языку...