вводная лекция по основам ритрики
план-конспект занятия на тему
В лекции рассмтаривается хронологическое возникновение риторики как науки и искусства, представлены роды и виды риторики с точки зрения отечественного красноречия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_ritoriki._rody_i_vidy.45-46.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЯ РИТОРИКИ. РОДЫ И ВИДЫ РИТОРИКИ. ФОРМЫ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ (45-46).
Цели и задачи: познакомить с историей зарождения и становления риторики, с основными родами и видами красноречия.
Оборудование: план-конспект, А.В.Филиппова, Н.Н.Романова. Публичная речь в понятиях и упражнениях. – М.: ACADEMIA, 2002.; О.Я.Гойхман, Т.М.Надеина. Речевая коммуникация. – М.: ИНФРА – М, 2008.
Ход занятия:
1.Орг. момент.
2.Объявление темы занятия.
Термин «ораторское искусство» греческого происхождения. Его синонимами являются риторика (греч.) и красноречие (рус.). Риторика – это:
- Ораторское искусство, теория красноречия;
- Учебный предмет, изучающий теорию красноречия;
- Учебная книга, излагающая основы этой теории;
- (перен.) эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность;
- В старину – название младших классов духовной семинарии.
Красноречие – способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант и искусная речь, построенная на ораторских приемах; собственно ораторское искусство. Устар. – наука, изучающая ораторское искусство; риторика.
Под ораторским искусством понимают:
- высокую степень мастерства публичного выступления;
- искусное владение живым словом;
-искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желательного воздействия на слушателей.
Эта трактовка возникла еще во времена Аристотеля и сохранилась до наших дней. Хотя ОИ часто сравнивают с искусством, все же в первую очередь следует говорить о связи ОИ с наукой.
Почему?
- ОИ широко использует современные открытия и достижения науки и техники, в то же время популяризируя их;
- Многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме: в публичных речах, лекциях, докладах, сообщениях, беседах;
- ОИ опирается а то же, что и научные дисциплины: аргументация, факты, анализ, суждения и т.д.
Основой зарождения ОИ стала необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную т.з., доказать правильность выдвигаемых суждений и т.п., нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор. ОИ активно начало развиваться в первую очередь в демократических городах-государствах Древней Греции.
Афины | Спарта |
Самый крупный экономический, политический и культурный центр Др. Греции. | Самый крупный военизированный город-колония. |
-народное собрание; -совет пятисот; -суд. | Два царя и совет старейшин. Верховным органом власти являлось народное собрание, но фактически никакого значения оно не имело. |
Через каждые 10 дней афиняне собирались на площади и обсуждали важные государственные дела. Экклесия могла принять решение об объявлении войны или заключении мира, об издании различных постановлений и т.п. Ему подчинялись все другие государственные организации. | Место, где проводились собрания, ничем не было укрыто или украшено (чтобы не отвлекать народ). Когда народ начинал изменять утвержденные решения, цари говорил, чтобы все расходились, т.о. оставляя выбор и право окончательного решения за собой. |
Между заседаниями дела разбирались советом пятисот (булэ). В него избирались по жребию. | Со своим казарменным строем не оставили ничего потомкам. |
В суде (гелиэя) было 6000 судей (чтобы исключить возможность подкупа). Государственных обвинителей не было, как и адвокатов, поэтому каждый должен был уметь и защищаться и обвинять, т.е. отстаивать свое мнение убедительно и обстоятельно говорить. Т.о. овладение ораторским искусством и умение спорить было первой необходимостью для афинян. | |
Афины с их демократическими спорами на площадях, в суде и собраниях в короткий срок выдвинули величайших писателей, ученых, поэтов, бессмертные произведения культуры. |
Наиболее активно ОИ развивается в переломные эпохи жизни общества. Оно помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их доказательством является расцвет красноречия в:
- эпоху Возрождения;
- периоды социальных революций;
- в настоящее время в связи с демократическими процессами в стране.
ОИ на протяжении своего развития использовалось духовной, идеологической, социально-политическим сферами. Еще в Др. Греции ОИ и политика были неразрывны. В Древнем Риме – аналогичная ситуация. Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства. Поэтому, когда в середине II в. до н.э. в Риме появились греческие риторы, молодежь устремилась в их школы. Но это было доступно не всем (дорого; надо было знать древнегреческий язык). Поэтому правительство не волновалось до I в., когда открылась школа с преподаванием риторики на латыни. Естественно, их запретили. Ораторская карьера в Др. Риме была и почетной и доходной (Марк Катон Старший, Марк Антоний, Цицерон и др.).
Следует отметить, что ОИ практически во все времена обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных групп и одинаково может выступить как на стороне добра, так и зла. Отсюда нравственная позиция оратора – это, пожалуй, самое главное в ОИ.
Есть еще одна особенность у ОИ, это его синтетический характер, эклектичность. ОИ помогают такие науки как психология, философия, педагогика, логика, языкознание, этика, эстетика и др.
В зависимости от сферы применения ОИ никогда не было однородным, подразделяясь на различные роды и виды. В отечественной риторике выделяют:
- Социально-политическое красноречие – выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры (парламент, митинги, общественные собрания, заседания и т.д.).
- Академическое красноречие – учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение.
- Судебное красноречие – речь, произносимая участниками судебного процесса.
- Социально-бытовое красноречие – приветственные, юбилейные, застольные, поминальные и пр. речи.
- Богословско-церковное – проповеди, речи на Соборе.
Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности – контакт со слушателями.
В результате чего возникает контакт?
1.На основе совместной мыслительной деятельности (интеллектуальное сопереживание).
2.Испытываемые чувства у слушателей и оратора должны быть общими (эмоциональное сопереживание). Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются аудитории и вызывают ответную реакцию.
Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта является непременное уважение к слушателям, признание в них равноправных партнеров по общению.
В зависимости от того, произносит ли речь один человек, или же беседующих людей больше, мы говорим о монологе, диалоге, полилоге.
Все публичные выступления по существу монологичны (одобрительное молчание, реплики и пр., идущее от слушателей в данном случае – не в счет). Подлинно диалогичными всегда были и остаются споры, дискуссии, различные беседы. Различают:
-непринужденную беседу между хорошо знакомыми людьми;
-первую беседу при знакомстве;
-деловую беседу, которая, в свою очередь, может происходить между:
- Равноправными партнерами
- Начальником и подчиненным
- Разговор о сотрудничестве двух (нескольких) представителей с разных сторон.
-застольная беседа.
3.Подведение итогов.
4.Д/з.: конспект, написать несколько социально-бытовых речей-скетчей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ. "ОБЩАЯ ГЕНЕТИКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МОДУЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ" МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ . ПЛАН ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ...
Лекция "Теоретические основы тепловлажностной обработки бетона" по профессиональному модулю «Эксплуатация теплотехнического оборудования производства неметаллических строительных изделий и конструкций»
ПМ.02 «Эксплуатация теплотехнического оборудования производства неметаллических строительных изделий и конструкций» по специальности 270809 «Производство неметаллических строительных изделий и констру...
Вводная лекция по дисциплине: "Электротехника"
Вводная лекция по дисциплине: "Электротехника" состоящая из 4-х частей:1 часть - Введение;2 часть - Этапы развития электротехники;3 часть - Возможности электрической энергии;4 часть - Токи....
Презентация к Вводной лекции по судебному делопроизводству
Презентация содержит основные тезисы Вводной лекции по дисциплине "Судебное делопроизводство"...
Конспект лекций по основам геодезии
в конспектах рассмотрены основные понятия курса геодезии для студентов специальностей "Строительство" и "Архитектура"...
Вводная лекция МДК 02.01 СВЧ печи. Устройство, принцип работы.
Тема урока: СВЧ – печи. Классификация, типы, принцип действия.Цель урока:- образовательная: обеспечить усвоение обучающимися устройства и принципа действия СВЧ – печи;- воспита...
вводное занятие по Основам латинского языка с элементами медицинской терминологии
Презентация к вводному занятию по Основам Латинского языка с элементами медицинской терминологии для специальности34.02.01 Сестринское дело...