Методическое пособие по проведению вводных занятий по профессии на примере вводного занятия по профессии «Повар» в СПб ГБПОУ ЛСИТ
методическая разработка на тему
Введение
Пособие может быть полезно мастерам производственного обучения в средних профессиональных образовательных учреждениях.
Цель: показать на примере вводного урока по профессии способы повышения у студентов интереса к выбранной профессии.
Задачи:
- изучить возможности использования наглядной агитации по профессии;
- ознакомить с возможностью использования экспозиций музея образовательного учреждения для проведения занятий по профессии;
- изучить интересные исторические факты, связанные с историей развития профессии;
- показать преимущества профессии повар
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_povar.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Лицей сервиса и индустриальных технологий»
Методическое пособие
по проведению вводных занятий по профессии
на примере вводного занятия по профессии «Повар»
в СПб ГБПОУ ЛСИТ
Автор: мастер производственного обучения
Семенютина Вера Михайловна
Санкт-Петербург
2016г.
Содержание
Введение Наглядная агитация по профессии История профессии «повар» Преимущества профессии повар Заключение Список литературы | 3 4 6 8 9 10 |
Введение
Пособие может быть полезно мастерам производственного обучения в средних профессиональных образовательных учреждениях.
Цель: показать на примере вводного урока по профессии способы повышения у студентов интереса к выбранной профессии.
Задачи:
- изучить возможности использования наглядной агитации по профессии;
- ознакомить с возможностью использования экспозиций музея образовательного учреждения для проведения занятий по профессии;
- изучить интересные исторические факты, связанные с историей развития профессии;
- показать преимущества профессии повар
Проблема выбора профессии стоит перед выпускниками школ всегда, а сейчас она становится особо актуальной с изменениями, происходящими в нашем обществе. В связи с этим коренным образом изменились цели и задачи всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения. Это очень ответственный выбор, который может существенно повлиять на дальнейший профессиональный рост и карьеру.
В связи со сложной экономической обстановкой в стране, на предприятиях общественного питания возникли большие сложности, связанные с трудоустройством. Кроме того, рациональное ведение семейного бюджета, необходимость экономии внутри отдельной семьи, возможность быть конкурентоспособными при приеме на работу на частное предприятие, иметь определенную профессиональную базу для открытия частного дела, побуждают человека обладать определенными профессиональными компетентностями. Поэтому общеобразовательные учреждения призваны обеспечить учащейся молодежи жизненное и социально-трудовое становление, адекватное современной и производственно-экономической ситуации в стране.
Но особенную тревогу вызывают случаи разочарования молодых людей в выбранной профессии по истечении нескольких месяцев обучения по той или иной специальности. И здесь нельзя не принимать во внимание способы повышения интереса к профессии, которые используют преподаватели и мастера производственного обучения конкретного образовательного учреждения, начиная с первого дня, первого урока.
Наглядная агитация по профессии
Первые минуты знакомства с новой группой в нашем лицее начинаются в производственных мастерских. Чистота и порядок, современное оборудование, наличие учебной литературы дают настрой на то, что все здесь направлено на то, чтобы можно было в совершенстве овладеть мастерством.
Затем занятие перемещается в зал лицейского музея, посвященного истории профессий, по которым ведется подготовка.
Экспозиция, посвященная профессии «Повар» одна из наиболее ярких в нашем музее.
На стенде размещена информация о становлении поварского дела у нас в лицее.
1сентября 2005 года в профессиональном училище №70 (так именовался наш лицей до 2013 года) было открыто отделение подготовки специалистов по специальности «Повар» и «Повар, кондитер».
За 10 лет работы поварского отделения было подготовлено более 350 специалистов по профессии «повар, кондитер» 3-4 разряда. Профессия повар по-своему уникальна. Хотя, некоторые люди не воспринимают её такой, считая, что в поварском искусстве нет ничего сложного: надо просто соединить ингредиенты, а печь сама доведёт блюдо до кондиции. Да и кто в наше время готовить не умеет? Любой человек смог бы работать поваром! Однако это не так. В этом деле главное — талант, чувство вкуса, фантазия.
С одной стороны, эта профессия требует скрупулёзной точности, с другой — наличия творческой жилки, чтобы придумать оригинальный рецепт или изысканное украшение блюда. Обоняние и тонкие вкусовые ощущения помогут повару достичь высот в своей карьере, поэтому, хороший повар должен быть внимателен, аккуратен, организован и должен иметь хорошую память. К плюсам данной профессии относится то, что работа повара очень востребована и всегда есть возможность стабильного дохода. А так же, возможен карьерный рост, который предусматривает развитие от помощника повара до шеф-повара в престижном заведении. К минусам можно отнести то, что труд повара, по сути своей, довольно тяжёл. Трудиться, порой, приходится в вечерние и ночные часы в состоянии постоянной собранности и внимательности. К тому же, для того, чтобы работать в условиях жаркой кухни, нужно обладать хорошим здоровьем. Мудрецы утверждают, что счастье начинается тогда, когда человек, позабыв о себе, начинает жить для других.
За 10 лет таких людей было немало. Сегодня мы называем имена тех, кто отдал долгие годы своей жизни обучению и воспитанию обучающихся по профессии «повар, кондитер»: Сторожева Л.Е., Качарова В.В., Зайцева Н.В., Танцюра Р.А., Блясова Г.Н., Прохоцкая О.Э., Кильдюшевская Е.В., Корнеева Л.В., Смирнова Л.Н.
Обучающиеся принимают активное участие в городских, районных конкурсах профессионального мастерства: «Шаг в профессию», «Золотая Кулина», где ни раз становились призёрами. Располагая хорошей материально-технической базой, высокими информационными возможностями, современными лабораториями, отделение имеет все возможности для подготовки специалистов и рабочих профессий, востребованных на рынке труда.
Витрины с изделиями, созданные мастерами производственного обучения и студентами дают возможность увидеть, каким интересным и творческим может быть труд повара.
История профессии «повар»
Профессия повар развивалась вместе с цивилизацией, так что можно сказать это древнейшая профессия. Первые блюда выглядели просто как обожжённые на открытом костре полусырые куски мяса или рыбы. Огнём люди пользовались как минимум со среднего палеолита, но это не были повара. О первых профессионалах, зарабатывающих таким ремеслом на жизнь, гласят отметки греческой цивилизации на острове Крит 2600-го года до н. э. Для солдат царя пищу готовил из отборных продуктов специально нанятый мастер кулинарного дела. Можно смело предположить, что в более древних культурах Египта, Финикии и Шумер также были профессиональные кулинары, работающие для семей знатных людей и правителей. Позже появились такие понятия, как санитарные нормы, регулирующие работу таких специалистов.…
История развития человечества от древнейших времен до наших дней знавала невиданные взлеты поварского искусства и такие же резкие падения. То еду возносили до небес, считая ее одним из самых лучших удовольствий, то относились к ней чуть ли не с презрением, считая, что даже разговоры о продуктах и блюдах «недостойны истинного джентльмена». Взять древних эллинов. В Спарте относились к питанию сдержанно: в походе и на войне надо было обходится простой в приготовлении пищей. А совсем рядом, в Афинах, изощрялись в приготовлении неслыханного праздничного блюда: крошечная маслинка запекалась внутри голубя, голубь - в козленке, козленок – в овце, овца - в быке, все это жарилось на вертеле, и самому почетному гостю доставалась та самая маслинка.
Десятки тысяч блюд создала за свою историю мировая кулинария. С кулинарами считались, от них зависел престиж того или иного знатного дома. В Древнем Риме происходили даже восстания поваров, подчинивших себе некоторые города. При императорах Августе и Тиберии (около 400 года н.э.) были организованы первые школы поварского искусства, во главе которых стоял волшебник котла и поварешки - великий повар Апиций. Повара Древнего Рима достигли неслыханной изощренности приготовлении блюд, некоторые из которых стоили целые состояния. От поколения к поколению передавали люди опыт приготовления пищи. Они бережно хранили все традиции, связанные с едой, понимая, что пища основа жизни, здоровья и благополучия. Еще в Древней Греции возник культ Акслепия, мифического врача-целителя, получившего в Риме имя Эскулап. Его дочь Гигея считалась покровительницей науки о здоровье, а верной помощницей их была кухарка Кулина. Молва присвоила Кулине имя десятой музы, которых до неё было девять. У римлян десятая муза так и называлась Кулинария. Она стала покровительницей поварского дела, получившего название «кулинария» (от лат. culina кухня). В древнейших письменных памятниках Вавилона, Египта, Китая и арабского Востока уже содержатся записи отдельных кулинарных рецептов.
Затем после длительного застоя, в конце средних веков, благодаря бурному проникновению пряностей из восточных колоний, изысканная кухня получила дальнейшее развитие. Колыбелью изысканной кухни стала Италия, особенно юг и Сицилия. При короле Людовике XIV испытала подъем поварского искусства Франция, и с тех пор эти европейские страны ведут непрестанное соперничество по кулинарной части. В развитии поварского искусства участвовали не только профессиональные кулинары, но и многие ученые, философы, государственные деятели. Известно, что изобретателями новых блюд были Ришелье, Мазарини, Мишель Монтень написал книгу «Наука еды». До сих пор в итальянских ресторанах в ходу блюда, изобретенные композитором Россини. Франция гордится, что вклад в национальную кулинарию внесли Александр Дюма- отец, великий Бальзак.
Могущественная средневековая Европа высоко ценила своих поваров. В Германии с 1291 года шеф- повар был одним из четырех самых важных фигур при дворе. Во Франции поварами высших рангов становились лишь знатные люди. Должность главного винодела Франции была третьей по значимости после должностей камергера и главного конюшего. Затем следовал управляющий выпечкой хлеба, главный виночерпий, шеф-повар, наиболее приближенные ко двору управляющие ресторанов и лишь потом маршалы и адмиралы.
Что касается кухонной иерархии а там было занято громадное число (вплоть до 800 человек) взаимозависимых работников то первое место была отдано главному по мясу. Должность, характеризующаяся почетом и доверием короля, ибо от яда не был застрахован никто. В его распоряжении находилось шесть человек, которые каждый день выбирали и готовили мясо для королевской семьи. У Тейлеванта, известного повара короля Карла Шестого, в подчинении находилось 150 человек.
А в Англии, к примеру, при дворе Ричарда Второго работало 1000 поваров, 300 лакеев, которые ежедневно обслуживали 10 000 человек, находящихся при дворе. Головокружительная цифра, демонстрирующая, что важно было не столько накормить, сколько продемонстрировать богатство.
Притча о профессии повара "Почему ученик вернулся"
Собрались однажды философы и заспорили, какая профессия важнее. Один сказал: – Учитель – нужнее всего. Без образования прогресс остановится. – Без строителей человеку негде будет укрыться, и человечество лишится прекрасных зданий, – заявил второй философ. – Музыканты, художники и поэты делают нашу жизнь особенной. Искусство отличает человека от животных, – воскликнул третий философ. Тут в разговор вмешался ученик и одновременно слуга хозяина дома. – Многоуважаемые ученые, вы забыли о профессии повара. – Тебе не положено вмешиваться в нашу беседу. Поварское дело – не искусство. Иди готовь обед, – рассердился хозяин. Ученик молча вышел из комнаты. В этот день обеда философы не дождались, ученик исчез. Пришлось хозяину самому готовить обед. К сожалению, после еды философы почувствовали себя плохо и разошлись по домам. Хозяин нашел другого слугу. Прошло время, и философ – хозяин дома, заметил, что друзья перестали его посещать, а сам он после еды не способен был размышлять. Подумал философ, а потом уволил нового повара и послал бывшему ученику записку с одной фразой: « Поварское дело – не ремесло, а искусство ». Вскоре ученые мужи снова стали собираться в доме философа. Обсуждение прерывалось только вкусным обедом, который готовил ученик. – Поварское дело – не ремесло, а искусство, – говорил хозяин после обеда.
Преимущества профессии повар
Еда – это биологическая потребность человеческого организма, которую нужно регулярно удовлетворять. Поэтому главным преимуществом профессии повара, без всякого сомнения, является востребованность. Подтверждением этому можно считать тот факт, что даже всемирный кризис не снизил количество заведений общественного питания, существующих у нас. Мало того, ресторанов, кафе, баров и столовых в России становится все больше и больше. А значит и поваров требуется все больше и больше.
Особого разговора заслуживает зарплата поваров. Несмотря на то, что начинающие повара получают сравнительно небольшую зарплату (согласно статистически данным среднемесячная зарплата поваров в России составляет около 30 тысяч рублей), представители этой профессии имеют огромные возможности для достижения финансового благополучия. Усиленная работа над собой и собственным уровнем мастерства позволяет талантливым поварам быстро добиться карьерного роста, и устроиться на работу в престижный ресторан шеф-поваром. А шеф-повара в подобных заведения порой получают зарплату, размер которой может сравниться с гонораром кинозвезд или именитых спортсменов.
Не стоит забывать и о том, что умение готовить вкусную и здоровую пищу помогает специалистам и в личной жизни: в доме повара никто голодным не останется. При этом члены семьи и гости повара могут наслаждаться не только безумно вкусными и аппетитными, но и разнообразными и сбалансированными блюдами.
Заключение
Как понимают «карьеру» студенты нашего лицея «Рост в должности» «Повышение квалификации» «Высокая заработная плата» «Любовь к своей профессии» «Большой опыт работы» «Часть жизни»
При правильно спланированном и интересно проведенном первом занятии можно быть уверенным, что на второй день обучения ваша группа не станнит меньше численностью. Но залогом успешного освоения профессии у студентов несомненно является профессионализм, творческий подход и любовь к делу, которому служишь их мастеров наставников.
Литература
1.Акопов Г.В. Социальная психология образования. М, 2010.
2.Андреев М. Образование и общество: Пед. социология. СПб., 2008..
З.Анфимова Н.А.Кулинария. Повар-кондитер / Н.А. Анфимова, Л.Л. Татарская - М. : 2000.
4.http://fulledu.ru/articles/professii/article/585_povar.html – дата обращения 01.06.2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: «Сборник текстов для чтения и перевода для обучающихся профессии «Повар, кондитер».
Данная методическая разработка представляет собой сборник небольших профессионально-ориентированных текстов по профессии "Повар, кондитер) с заданиями....
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учащихся обучающихся по профессии «Повар, кондитер»
Задания составлены на основе рабочей программы Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 260807.01 «Пов...
методическая разработка "Производственная практика - в рамках реализации образовательных программ по профессии “Повар, кондитер”"
Общение и работа в трудовом коллективе...
Методическое пособие по выполнению самостоятельной работы обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» по МДК 05.01«Технология обработки сырья и приготовления блюд из мяса и домашней птицы»
В данном методическом сборнике предоставлены задания для самостоятельных работ для обучающихся 2 курса по профессии "Повар,кондитер". Целью учебного пособия является оказание помощи уч...
Методическая разработка занятия по дисциплине Английский язык профессия Повар, кондитер
Педагогическая технология : технология критического мышление.Метод обучение: кластер....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ по профессии «Повар, кондитер» ПМ 02. Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИпо профессии «Повар, кондитер»ПМ 02. Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообра...
Рабочая программа воспитательной работы воспитателя СП "детский дом" СПб ГБПОУ ЛСИТ на 2023-2024 учебный год
планирование воспитательной работы в группе учащихся СПб ГБПОУ Лицей сервиса и индустриальных технологий прлживающих в СП "Детский дом" (подростки 15-18 лет -сироты и оставшиеся без попечени...