Материал для выполнения самостоятельных работ по МДК 02.03 Методика и практика архивоведения
учебно-методический материал
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ для студентов специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnye_po_02.03.docx | 68.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования РО
Гуковский промышленно-экономический техникум – филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский региональный коледж топлива и энергетики
им. ак.Степанова П.И.»
РАССМОТРЕНО
на заседании ЦМК
экономических дисциплин
Протокол № ___
От «___» ____________ 2023 г.
Председатель ЦМК
___________Т.Ю.Кравцова
Методические рекомендации
по выполнению самостоятельных работ
по дисциплине
МДК 02.04 «Обеспечение сохранности документов»
специальность 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».
Разработала
преподаватель Яковская Н.Л.
г. Гуково- 2023
Содержание
Введение.......................................................................................................... | 3 |
Пояснительная записка.................................................................................. | 4 |
Режим и характер СРС …………………………………………………………………………… | 6 |
Рекомендуемая литература………………………………………………. | 10 |
Приложение……………………………………………………………….. | 12 |
ВВЕДЕНИЕ
Сборник заданий предназначен для выполнения самостоятельной работы студентами дневной формы обучения, изучающими дисциплину «МДК 02.03. Методика и практика архивоведения».
Предлагаемые задания можно разделить на следующие группы:
Воспроизводящие. Они направлены на формирование базовых знаний и умений и выражаются в выполнении заданий «по образцу».
Реконструктивно-вариативные. Эти задания способствуют формированию умений анализировать события, явления, факты с применением приемов обобщения, сопоставления и сравнения.
Эвристические. Данная группа заданий направлена на формирование умений систематизации имеющихся знаний, поиска решений, развития потребности в самообразовании.
Творческие. Способствуют выработки аналогового мышления и формируют способность переноса полученных знаний для решения сложных задач с учетом нестандартных ситуаций.
Данная методическая разработка является неотъемлемой частью учебного процесса по организации самостоятельной работы обучающихся, составной единицей учебно-методического комплекса по дисциплине и направлена на реализацию самостоятельной работы обучающихся предусмотренной рабочей программой учебной дисциплины.
Сборник позволяет Вам самостоятельно выполнять работы дома, используя нормативную и справочную литературу. В результате его использования Вы более глубоко изучите теоретический материал, разовьете критическое мышление.
Пояснительная записка
Методические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «МДК 02.03. Методика и практика архивоведения» предназначены для студентов 3 курса специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.
Настоящие методические рекомендации содержат работы, которые позволят обучающимся самостоятельно систематизировать и углубить теоретические знания, закрепить умения и навыки его при разрешении практических ситуаций, способствуют развитию умения пользоваться научной и учебной литературой. Познавательная деятельность в процессе самостоятельной работы требует от обучающегося высокого уровня активности и самоорганизованности.
Методические рекомендации направлены на формирование следующих компетенций:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий |
ОК 10 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей |
ПК 2.1. | Осуществлять экспертизу ценности документов в соответствии с действующими законодательными актами и нормативами |
ПК 2.2. | Вести работу в системах электронного документооборота |
ПК 2.3. | Разрабатывать и вести классификаторы, табели и др. справочники по документам организации |
ПК 2.4. | Обеспечивать прием и рациональное размещение документов в архиве (в том числе по личному составу) |
ПК 2.5. | Обеспечивать учет и сохранность документов в архиве |
ПК 2.6. | Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и практических целях |
ПК 2.7. | Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве |
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, студент в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации;
уметь:
- организовывать деятельность архива с учетом статуса и профиля организации;
- работать в системах электронного документооборота;
- использовать в деятельности архива современные компьютерные технологии;
- применять современные методики консервации и реставрации архивных документов;
знать:
- систему архивного управления в Российской Федерации и организацию Архивного фонда Российской Федерации;
- систему хранения и обработки документов.
Цели и задачи СРС по курсу
Цель - формирование учебно-познавательной самостоятельности у студентов в соответствии с концепцией организации самостоятельной работы студентов.
Задачи:
- углубленное изучение отдельных тем и проблем курса;
- закрепление и развитие навыков работы с различными источниками информации (сбор, обработка, анализ);
- развитие навыков научно - исследовательской работы;
- реализация творческого потенциала.
Режим и характер самостоятельной работы студентов
предполагает реализацию нескольких форм учебной работы:
- лекционное изучение основной проблематики курса, предполагающее активную работу студентов с лекционным материалом (конспектирование, обсуждение проблемных вопросов с преподавателем);
- лекционные часы чередуются с практическими занятиями где студенты усваивают основную архивоведческую терминологию, защищают рефераты по выбранной или предложенной автором тематике. Изучают основные законодательные акты по архивному делу, изучают административно - территориальное деление, систему управления и функции органов управления Восточной Сибири, формирование сети, состав и содержание их архивных фондов в разные периоды.
Защищают рефераты по выбранной ими или предложенной преподавателем теме, выступают с рецензиями на прочитанную литературу ( статьи и монографии). Основное внимание уделяется работе с источниками. В ходе практических занятий студенты учатся составлять запросы, изучают особенности работать с графическими и изобразительными материалами, основы археографической деятельности архивов.
- в ходе практических занятий запланировано выполнение студентами нескольких контрольных работ по темам лекций и практических занятий, среди них контрольная на определение архивных понятий, тесты по истории, теории, методике и практике архивного дела в разные периоды, и 3 контрольных по материалам практических занятий ( в основном по законодательным источникам, а так же функциям различных органов управления. Предполагается так же выполнение ряда творческих заданий.
Студенты в рамках самостоятельной работы изучают некоторые темы, которые не включаются в содержание курса или рассматриваются в небольшом объёме.
Общее количество часов самостоятельной работы студентов - 54 часа. В том числе:
- проработка лекционного материала и подготовка к практическим занятиям - 27 часов
- выполнение творческих заданий - 27 часов.
В соответствии с концепцией организации СРС выделяются следующие виды СРС: Текущая проработка материала
Учебно- исследовательская работа
Учитывая то, что, дисциплина преподается на 3-м курсе и, студенты имеют уже определённый уровень развития навыков проработки материала на уровне воспроизведения, упор при организации СРС делается на проработку материала и Учебно- исследовательскую работу в равной степени.
- Формы контроля и виды СРС
Текущий контроль - вопросы для проверки усвоения материала, доклады и сообщения на практических занятиях, письменные контрольные работы, подготовка рецензий на публикации по архивному делу, тесты.
Итоговый контроль - экзамен.
Методические рекомендации
Доклады на практических занятиях
Доклад - публичное выступление, представляющее собой развёрнутое изложение на определённую тему или анализ законодательного источника.
Составные элементы доклада:
- Введение. Обоснование темы, объект исследования. Краткий обзор литературы по теме доклада.
- Изложение содержания темы, её анализ.
- Подведение итогов (краткие выводы).
Продолжительность выступления - 15-20 минут.
Доклад оценивается максимально в 5 баллов.
Доклад должен продемонстрировать умение студента обобщать (реферировать) различные источники информации.
Теоретические сообщения
Сообщение - изложение информации по определённому вопросу.
Схема подготовки сообщения:
- Выбрав тему сообщения, прочитайте соответствующую книгу, главу, раздел, параграф, фрагмент книги и составьте план сообщения на основе этого источника. Точно сформулируйте, что именно Вы хотите сказать.
- Помните, что основное правило сообщения - доказательность фактов и выводов. Ссылайтесь на источник знаний ( автор, название книги, год и место издания).
- Привлеките дополнительную литературу.
- Изучая литературу, делайте выписки на отдельных листочках, указывая тему выписки.
- Составьте развёрнутый план с указанием в скобках фактического материала, на который будете ссылаться.
- Оформите сообщения ( систематизируйте выписки в необходимой последовательности).
- Завершите сообщение краткими выводами.
- Принесите на практические занятия выписки, план сообщения и список изученной литературы.
План выступления:
- Тема сообщения.
- Перечень источников.
- Раскрытие темы сообщения.
Продолжительность выступления - 5-6 минут.
Рецензия на публикацию по архивному делу.
Структура рецензии:
- Вид рецензируемой статьи.
- Какой проблеме она посвящена?
- Каковы источники информации?
- Изучаемые вопросы.
- Выводы и обобщения автора, их убедительность и обоснованность. Продолжительность устного выступления - 5-6 минут. Объём письменной рецензии - 2- 2,5 страницы. Необходимо составить не менее трёх рецензий.
Тестирование
Тестирование осуществляется в середине и конце изучения курса. Задания теста соответствуют содержанию лекций. Тест состоит из 20 заданий. За каждый правильный ответ начисляется 1 бал.
Подготовка материалов к практическим занятиям
Подготовка материалов осуществляется в группах по 4-5 человек ( каждая группа готовит материалы по двум темам). Студенты самостоятельно подбирают фактический и аналитический материал по выбранной проблеме, систематизируют и анализируют его. Результаты исследования докладываются и выносятся на обсуждение. Выполнение данного задания носит исследовательский, творческий характер. Помимо сбора и обработки информации, каждая группа студентов должна самостоятельно организовать и провести дискуссию по изученной проблеме или выбрать иную форму подачи и обсуждения материала. Подготовка каждой темы оценивается максимально оценивается в 5 баллов.
Контрольная работа - является отчётом студента о том, насколько он овладел учебным материалом по данной теме. При заочной форме обучения контрольные являются основной формой промежуточного контроля знаний студентов. Контрольная работа выполняется на занятиях по теме предложенной автором заранее, но конкретное задание студенты получают в аудитории, при этом они либо должны заполнять таблицу, либо выстроить схему, либо дать определение понятия и т.д.
Реферат - индивидуальная письменная работа, в которой акцент делается на исследовании избранной проблемы или ее отдельных сторон. Это изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Работа предполагает целью самостоятельность в подходе к проблеме, в оценке источников, в подборе и использовании литературы. Тема работы выбирается из предложенных в программе либо самостоятельно и согласовывается с преподавателем. Главным критерием оценки реферата является соответствие содержания реферата заявленной теме.
Структура и содержание:
- Введение (обоснование актуальности темы исследования, формулировка научной проблемы, цели и задач, основные подходы к изучению проблемы).
- Основная часть с подразделением на главы и параграфы (последовательное раскрытие поставленной во введении проблемы, пути её решения на материалах источников, описание различных точек зрения на изучаемую проблему, мнение автора реферата в отношении указанных мнений).
- Заключение (выводы, итоги и перспективы исследования проблемы).
- Список использованных источников и литературы.
Объем реферата - 15 - 20 печатных страниц через 1.5 интервала в компьютерном варианте. Обязательно наличие титульного листа, оглавления с номерами страниц каждого раздела и параграфов, в тексте - ссылок на используемые в работе источники. Если это необходимо, текст реферата может быть дополнен иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками и т. д. Оценивая реферат, преподаватель обращает внимание на следующие критерии: умение студента работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста; на навыки логического мышления, культуру письменной речи, умение оформлять научный текст. Ссылки, составлять библиографию.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
- Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П., Бурова Е.М. Архивоведение. Учебник. М., 2002.
- Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001. - 128с.
- Государственный архив Иркутской области. Путеводитель. Иркутск, 1975.
- Государственный архив Иркутской области. Путеводитель. Доп. к изд. 1975 г. Иркутск, 1987.
- Горфейн Г.М., Шепелев Л.Е. Архивоведение. Учебн. пособие. ЛГУ. 1971.
- Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. ХХ, № 14392, стр. 229 - 304. СП(б), 1830.
- Российское законодательство Х - ХХ веков. Т.5, стр. 167 - 321. М., 1987.
- Основные декреты и постановления правительства по архивному делу. М., 1985.
- Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах. М., 1993.
- Положение о Государственной архивной службе России // Отечественные архивы, 1993, №2.
- Закон о государственной тайне.// Российская газета, 1993, 21 сент.
- Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации».// Отечественные архивы. 2005, №1.
- Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. Учебник. М., 1996.
- Самошенко В.Н. История архивного дела в дореволюционной России. М., Высшая школа, 1989.
Дополнительные источники и литература:
- Архивы России. Справочник - обозрение и библиографический указатель. М., 1997.
- Архивы России. Москва и Санкт-Петербург. Справочник - обозрение. М., 1997.
- Государственные архивы СССР: справочник в 2-х томах. М., 1989.
- Автократов В. Н.
- Актуальные проблемы управления архивным делом и экономической деятельностью архивных учреждений России. М., 1994.
- Архивоведение и источниковедение отечественной истории: проблемы взаимодействия на современном этапе. М., 1994.
- Бржсостовская Н.В. Архивы и архивное дело в зарубежных странах. (История и современная организация). Учебн. пособие. М., 1971.
- Историография и источниковедение архивного дела в СССР. М., 1984.
- Каменский А.В. Архивное дело в России в ХУШ веке. Учебн. пособие. М., 1991.
- История государственного управления в России. Учебник для вузов. Под ред. Р.Г.Пихоя. Изд.3. РАГС, 2004.
- Козлов В.П. Колумбы российских древностей. М., 1985.
- Козлов В. П. Российское архивное дело. М., 1999.
- Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М., 1986.
- Краткий словарь архивной терминологии. М., 1968.
- Минюк А.И. Современная архивная политика. М., 1996.
- Самошенко В.Н. Исторические архивы Москвы и Петербурга. ( ХУШ - нач.ХХ в.). М., 1990.
- Старостин Е.В. История России в зарубежных странах. М., 1994.
- Суслова Е.Н. Поиск архивных документов. Л., 1987.
- Теория и практика архивного дела в СССР. М., Высшая школа. 1980.
- Управление в архивном деле: федеральные, региональные и муниципальные архивы. М., 1985.
- Создание современных архивных справочников на основе дифференцированного подхода. М., 2003.
- Федеральные архивы России и их научно-справочный аппарат. М., 1994.
- Хан-Тира Э.И. Архивоведческое терминоведение. Учебн. пособие. М., 1990.
- Хорхордина Т.И. История и архивы. М., 1994.
- Шепелев Л.Е. Архивные розыскания и исследования. М., Высшая школа, 1971.
- Шепелев Л.Е. Работа исследователя с архивными документами. М.-Л., Наука, 1966.
Архивные журналы:
- Отечественные архивы. М., 1992 -2005.
- Советские архивы. М., 1966 - 1991.
- Исторический архив. М., 1955 - 1962, 1992 - 2005.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерный перечень контрольных вопросов и заданий по СРС
Контрольная работа по определению архивных понятий.
- Архив
- Государственный архив
- Ведомственный архив
- Архивный фонд Российской Федерации
- Государственная часть АФРФ
- Негосударственная часть АФРФ
- Архивный фонд
- Фондообразователь
- Личный архивный фонд
- Архивная коллекция
- Архивная опись
- Путеводитель
- Обзор архивных документов
- Архивный каталог
- Архивный документ
- Архивохранилище
- Архивная справка
- Недробимость архивного фонда
- Единица хранения
- Архивное дело
- Архивоведение
- Генеалогия
- Археография
- Комплектование архива
- Архивная выписка
- Карточка архивного фонда
- Экспертиза ценности документов
Тематика рефератов:
- Царский архив.
- Архивы XVIII века.
- Исторические архивы XVIII - XIX веков.
- Частные архивы России.
- Проекты архивной реформы в России в конце XIX - начале XX веков.
- Московский архив минестрерства юстиции.
- История Московского историко - архивного института.
- Д.Я.Самоквасов - историк, археолог, архивист.
- Вклад Н.В.Калачёва в отечественное архивоведение.
- А.С.Лаппо-Данилевский - историк, философ, общественный деятель.
- В. Н. Автократов - классик отечественного архивоведения.
- С.О.Шмидт - историк, источниковед, археограф.
- П.М. Строев - историк и археограф.
- Союз Российских архивных деятелей (1917 -1918 г.г.).
- Архивный документ как исторический источник.
- «Декрет о реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР» 1 июня 1918 г.
- Судьба журнала «Исторический архив».
- А.С.Пушкин и архивы.
- М.Булгаков и архивы.
- Вклад В. В. Цаплина в отечественное архивоведение.
- М.Н. Покровский - историк и архивный деятель.
- Экспертиза ценности документов: прошлое и настоящее.
- Центральный архив Министерства обороны.
- Государственный архив Российской Федерации.
- Российский государственный архив древних актов.
- Российский государственный военно - исторический архив.
- Российский государственный военный архив.
- Архив Президента Российской Федерации.
- Центральный архив Федеральной службы безопасности.
- Центральный архив МВД.
- Центр документации «Народный архив».
- Государственный архив Иркутской области.
- Архивы Сибири.
- Русский заграничный исторический архив.
- Судьба Смоленского архива.
- Архив внешней политики Российской Федерации.
- Архив муз (РГАЛИ).
- Система управления архивами в 1918 - начале XXI века.
- Макулатурные кампании в архивах в 1920 - 1930 -е годы.
- Архивы на службе тоталитарного государства.
- Архивы в годы Великой Отечественной войны.
- Российский государственный архив военно-морского флота.
- Проблема собирания документов личного происхождения в современных условиях.
- Современное архивное законодательство.
- Проблемы «советики» и «россики».
- Современные архивные технологии.
- Проблема управления архивами за рубежом.
- Архивы США.
- Архивы Германии.
- Архивный фонд Российской Федерации как объект познания.
- Проблемы формирования Архивного фонда Российской Федерации.
- Обеспечение сохранности документального наследия в современных условиях.
- Ведомственное сохранение документов в современных условиях.
- Использование архивных документов в современных условиях.
Тестовые задания для промежуточного контроля
- Архивный справочник предназначенный для раскрытия содержания единиц хранения архивного фонда:
а) путеводитель;
б) обзор архивного фонда;
в) архивный каталог;
г) архивная опись.
- Научная дисциплина, разрабатывающая основы теории и методики публикационной деятельности:
а) генеалогия;
б) архивоведение;
в) археография.
- Единица учёта документов в архиве:
а) единица хранения;
б) архивная опись;
в) архивное дело;
г) архивный фонд.
- Совокупность отдельных документов, образовавшихся в процессе деятельности различных фондообразователей и объединенных по одному или нескольким признакам:
а) архивный фонд;
б) архивная коллекция;
в) единица хранения;
г) архивное дело.
- Тематическое справочное пособие, наиболее широко отражающее содержание документальных материалов архива:
а) обзор архивного фонда;
б) путеводитель;
в) архивный каталог;
г) указатель.
- Какова ширина главных проходов (между рядами стеллажей) в архивохранилище?
а) 80см;
б) 100см;
в) 120см;
г) 150см;
- Вид информационного документа архива, содержащий сообщение о наличии в документах архива сведений, относящихся к предмету запроса:
а) информационное письмо;
б) архивная справка;
в) справка -ориентировка;
г) тематический перечень.
- К какому времени относиться первая опись, дошедшая до нас?
а) 1288 г.;
б) 1325 г.;
в) 1497г.;
г) 1526г.;
- Где хранились документы Московского княжества и присоединённых к нему земель?
а) на казённом дворе;
б) в церкви;
в) в монастыре;
г) у частных лиц.
- Первый историк отечественного архивного дела:
а) Г.Ф. Миллер;
б) Н.М. Карамзин;
в) Н.В. Калачёв;
г) Д.Я. Самоквасов.
- К какому времени относится формулировка «Отдать в архив к вечному забвению»?
а) вторая половина XVI века;
б) первая половина XVII века;
в) вторая половина XVIII века;
г) первая половина ХХ века.
- Кто первым из отечественных исследователей привлекал дипломатические материалы, хранящиеся в архивах?
а) М.В. Ломоносов;
б) В.Н. Татищев;
в) Н.М.Карамзин;
г) С.М. Соловьёв.
- Когда возник в России первый исторический архив?
а) 1689 г.;
б) 1724 г.;
в) 1797 г.;
г) 1856 г.
- Каким документом предусматривалась обязательная передача документов из канцелярий в архивы?
а) Судебник Ивана IV;
б) Генеральный регламент 1720 г.;
в) Соборное уложение «Алексея Михайловича».
- Кому принадлежит фраза: «В данный момент нам нужно на некоторые архивы навесить замок.»?
а) В.И .Ленин;
б) Д.Б. Рязанов
в) М.И. Покровский;
г) Н.И. Бухарин.
- Какой архив занимает ведущее место среди других архивных учреждений во второй половине XIX века?
а) Московский архив министерства юстиций;
б) Г осударственный архив МИД;
в) Межевой архив;
г) Московский дворцовый архив.
- Что не удалось сделать Губернским учёным архивным комиссиям?
а) создать местные исторические архивы;
б) создать архивные коллекции;
в) издать документы;
г) организовать библиотеки и музеи.
- Проект архивной реформы Н.В. Калачёва не предусматривал:
а) деления архивов на текущие при учреждениях и центральные исторические;
б) создание губернских учёных архивных комиссий;
в) создание главной архивной комиссии;
г) строительство новых зданий архивохранилищ.
- Что не является характерным для революционного дела?
а) общее законодательство об охране и организации архивов;
б) ведомственность архивов;
в) широкая сеть частных архивов;
г) массовое уничтожения архивных дел.
- Какая идея не содержится в Декрете 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела РСФСР»?
а) централизация архивного дела;
б) создание ЕГАФ;
в) ликвидация отдельных ведомственных архивов;
г) публичность архивных документов.
- Почему в России во второй пол. XIX - начале ХХ веков не была осуществлена архивная реформа?
а) противодействие царя;
б) отсутствие материальной базы;
в) нежелание ведомственного бюрократического аппарата;
г) теоретическая не разработанность реформирования.
- Когда был создан Пушкинский дом?
а) 1898 г.
б) 1905 г.
в) 1918 г.
г) 1928 г.
- Кто из отечественных учёных является автором «теории фондирования»?
а) А.С.Лаппо-Данилевский;
б) В.Н. Автократов;
в) С. О. Шмидт;
г) В. В. Цаплин.
- Издание какого журнала было запрещено с начала 60-х до начала 90-х г. г.?
а) «Советские архивы»;
б) «Архивное дело»;
в) «Исторический архив»;
г) «Вопросы архивоведения».
- Каких документов не может быть в ГАИО?
а) военных учреждений и организаций;
б) по личному составу;
в) учреждений религиозного культа;
г) об управлении Якутией.
- Когда в нашей стране появилось первое учебное заведение, готовящее архивистов?
а) 70-е г. г. XIX века;
б) 30-е г.г. ХХ века;
в) 60-е г.г. ХХ века.
- Какие архивы не входят в систему Государственной архивной службы?
а) ведомственные архивы гос. учреждений и предприятий;
б) районные и городские архивы с переменным составом документов;
в) архивы Академии наук;
г) отраслевые государственные фонды.
- Каков срок ограниченного доступа к документам, содержащим государственную тайну?
а) 5 лет;
б) 10 лет;
в) 30 лет;
г) 75 лет.
- В каком из актов федерального архивного законодательства регламентируется вывоз архивных документов за пределы страны?
а) «Основы законодательства РФ и АФ РФ и архивов»;
б) «Положение о АФ РФ»;
в) «О государственной тайне»;
г) «Положение о государственной архивной службе».
- Первым руководителем Государственной архивной службы был:
а) Р.Г. Пихоя;
б) В.П. Козлов;
в) В. А. Тюнеев;
г) В. В. Цаплин.
- В каком из федеральных архивов России хранятся сейчас фонды РЗИА?
а) РГИА;
б) ГАРФ;
в) РГВА;
г) РГВИА.
- К факторам воздействия на формирования АФ РФ не относиться:
а) изменение системы управления экономикой;
б) возникновение негосударственных структур;
в) новое правовое пространство в архивном деле;
г) создание федеральных округов.
- Наиболее приемлемая форма взаимоотношений госархивов с негосударственными структурами:
а) договоры о сотрудничестве;
б) проверка состояния архивов совместно с министерством;
в) создание совместных с министерством ведомственных приказов по вопросам ведомственного хранения.
- Когда был образован Государственный историко-архивный институт?
а) 1930;
б) 1933;
в) 1964;
г) 1980.
- Какие из этих федеральных архивов и центров не имеют опубликованных путеводителей?
а) РГАДА;
б) ЦХСД;;
в) РГАЛИ;
г) ГАРФ.
- В каком из архивов страны храниться военная документация с 1941 г. до наших дней?
а) РГВИА;
б) РГВА;
в) РГАВМФ;
г) ЦАМО.
- Какие из этих архивов не относятся к государственной части АФ РФ?
а) архив ИГУ;
б) центр документации «Народный архив»;
в) геологический фонд.
- К какому времени относиться деятельность Союза РАД?
а) 1917 -1918 г.г.;
б) начало 20-х годов ХХ века;
в) конец XIX - начало ХХ века;
г) 90-е г.г. ХХ века.
- Кто явился создателем архива А.Д. Сахарова?
а) Е.Г. Боннэр;
б) А.И. Солженицин;
в) фонд А.Д. Сахарова;
г) общество «Мемориал».
- Кто из отечественных учёных первым высказал идею о создании «справочного депо», в котором можно получить информацию обо всех отечественных архивных фондах?
а) Н.В. Калачёв;
б) Д.Я. Самоквасов;
в) Лаппо-Данилевский;
г) В.Н. Автократов.
- Когда была образована Иркутская губерния?
а) 1709 г.;
б) 1730 г.;
в) 1764 г.
- Когда было образовано Восточно-Сибирское генерал - губернаторство?
а) 1785 г.;
б) 1822 г.;
в) 1887 г.;
- В состав Восточно-Сибирского генерал - губернаторства к 1850 году входили:
а) Иркутская и Енисейская губернии, Амурская, Забайкальская и Якутская
область;
б) Иркутская и Енисейская губернии, Якутская область;
в) Иркутская и Забайкальская губернии, Якутская и Камчатская области.
- Восточно - Сибирское генерал - губернаторство достигло максимальных размеров территории в:
а) 1850 г.;
б) 1860 г.;
в) 1880 г.;
- Когда было образовано Иркутское генерал - губернаторство?
а) 1884 г.;
б) 1887 г.;
в) 1891 г.;
- В состав Иркутского генерал - губернаторства на 1917 год входили:
а) Иркутская и Енисейская губернии, Забайкальская и Якутская области;
б) Иркутская губерния, Забайкальская, Енисейская и Якутская области;
в) Иркутская, Енисейская и Забайкальская губернии, Якутская и Читинская
области.
- Систему административного управления в Российской империи регламентировал:
а) Устав благочиния;
б) Учреждение для управления губерний Всероссийской империи;
в) Учреждение для управления Сибирских губерний.
- Высшие должностные лица губернии(наместничества):
а) генерал - губернатор - губернатор - губернский прокурор.
б) губернатор - вице-губернатор - губернский землемер
в) генерал - губернатор - губернатор - председатели казённой палаты.
- Высшие судебные органы в губернии (наместничестве):
а) Верхний земский суд, Верхняя расправа, губернский магистрат
б) Палата уголовного суда, палата гражданского суда.
в) Правительственный сенат и обер-прокурор священного синода.
- «Попечение и надзор об установлении и прочном основании»... народных школ в губернии возлагалось на:
а) Епархиальное правление.
б) Приказ общественного призрения.
в) губернское управление народного образования.
51 «Первый заседатель земского суда:»
а) Губернский предводитель дворянства;
б) Земский исправник или капитан;
в) уездный стряпчий.
- Административно - полицейское управление в городах осуществляли:
а) Бургомистры и ратманы;
б) Коменданты, полицмейстеры или городничие;
в) Гласные городской думы.
- «Учреждение для управления Сибирских губерний» вступили в действие в:
а) 1800 г.
б) 1822 г.
в) 1846 г.
- Документы по истории г. Иркутска XVII века находятся:
а) в государственном архиве Иркутской области;
б) в Российском государственном архиве Древних актов;
в) в Российском государственном историческом архиве.
- Документы по истории Киренского уезда до 1917 г. находятся:
а) в Киренском районном архиве;
б) в государственном архиве иркутской области;
в) в государственном архиве Новейшей истории Иркутской области.
- В какой последовательности реорганизовались административнотерриториальные единицы с центром в г. Иркутске в 1920-1937 гг.
а) Иркутская губерния - Иркутский округ - Восточно-Сибирский край - Восточно-Сибирская область - Иркутская область;
б) Иркутское генерал-губернаторство - Иркутский округ - ВосточноСибирский край - Иркутская область;
в) Иркутская губерния - Иркутский округ - Восточно-Сибирский округ - Восточно-Сибирский край - Иркутская область.
- Архив иркутского обкома КПСС реорганизован в настоящее время:
а) государственный архив по личному составу Иркутской области;
б) государственный архив новейшей истории Иркутской области;
в) в главный филиал государственного архива Иркутской области.
- Документы местных органов по управлению Забайкальской областью находятся в городе:
а) Улан - Удэ; б Иркутск; в) Чите.
- Документы местных органов по управлению Енисейской губернии находятся в городе:
а) Енисейске;
б) Красноярске;
в) Минусинске.
- Пользователи допускаются к работе с архивными документами:
а) с 14 лет;
б) с 18 лет;
в) с 21 года.
Вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине
- Архивный документ как исторический источник.
- Архивное дело в русском централизованном государстве.
- Архивное дело в Российской империи XVIII века.
- Архивы в первой половине XIX века. П.М. Строев.
- Изменения в области архивного дела во второй половине XIX века.
- Положение архивов в конце XIX - начале ХХ веков.
- Деятельность “Союза российских архивных деятелей». А.С. Лаппа-Данилевский.
- Архивы и власть ( октябрь 1917 - 1920 гг.)
- Централизация управления архивным делом (сентябрь 1920 - 1928 гг.).
- Укрепление командно-административной системы управления архивами (1929 - начало 1938 гг.)
- Архивы накануне и в период Великой Отечественной войны ( апрель 1938 - 1945 гг).
- Архивы в послевоенный период ( 1945 - 1961 гг.).
- Архивное строительство в 1962 - 1980-е годы: тупики и альтернативы.
- Архивная реформа РФ.
- А.В. Калачёв: теоретическая и практическая архивная деятельность.
- Д.Я Самоквасов: теоретическая и практическая архивная деятельность.
- Архивоведение как комплексная научная дисциплина.
- Историография архивного дела.
- Основные этапы развития отечественного архивного дела.
- Организация документальных материалов Архивного Фонда РФ.
- Ведомственное хранение архивных документов.
- Государственное хранение архивных документов.
- Архивы в древнерусском государстве.
- Теоретическая и практическая деятельность В.Н. Автократова.
- Система научно-справочного аппарата к архивным документам.
- Использование архивных документов.
- Работа исследователя с архивными документами.
- Архивное дело за рубежом.
- Архивное дело в Иркутской области: истогрия и современное состояние.
- Экспертиза ценности документов.
- Учёт и обеспечение сохранности документов архивного фонда РФ.
- Состав архивного фонда РФ,
- Менеджмент в архиве.
- Информатизация архивного дела.
- Доступ к документам Архивного фонда РФ.
- Публикация архивных документов. Особенности научной публикации исторических источников.
- Аналитико-синтетическая обработка ретроспективной документной информации.
- Архивные периодические издания.
- Формирование Архивного фонда РФ.
- Комплектование Архивного фонда РФ.
- Современное архивное законодательство.
- Частные архивы в дореволюционной России.
- Справочная работа архивов.
- Проблема архивнойроссики и советики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации лекций по дисциплине "Методика и практика архивоведения".
Презентации - опорные конспекты лекций по дисциплине МДК 02.03 "Методика и практика архивоведения" модуля ПМ 02 "Организация архивной и справочно-информационной работы по документам орг...
МДК 02.03 Методика и практика архивоведения
Применяемая программа МДК. 02.03. является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГСО по специальности 46.02.01 Документационное обе...
Методические указания для обучающихся заочной формы обучения по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Методика и практика архивоведения"
Методические указания по проведению самостоятельной работы междисциплинарного курса «Методика и практика архивоведения»для обучающихся заочной формы обучения специальности 46.02.01 Докумен...
Методические указания для обучающихся по выполнению курсового проекта по МДК 02.03 "Методика и практика архивоведения"
Курсовой проект представляет собой завершающий этап изучения МДК 02.03 "Методика и практика архивоведения" по профессиональному модулю "ПМ 02. Организация архивной и справочно-информаци...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК 02.03 Методика и практика архивоведения
Методические рекомендации по выполнению практических работ для специальности 46.02.01 Докумекнтационное обеспечение управления и архитвоведение...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы МДК. 01.02 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности: методика работы с детским хоровым коллективом. Тема 01.02.01 Основы организации
Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой МДК.01.02 Методика преподавания по программе дополнительного образования в области музыкальной деятельности мето...