Методические указания для обучающихся по выполнению курсового проекта по МДК 02.03 "Методика и практика архивоведения"
методическая разработка

Козлова Елена Анатольевна

Курсовой проект представляет собой завершающий этап изучения МДК 02.03 "Методика и практика архивоведения" по профессиональному модулю "ПМ 02. Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu_kursovoy_proekt_dlya_pm_o2.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Смоленская областная технологическая академия»

Методические указания для обучающихся

 по выполнению курсового проекта

МДК 02.03 «Методика и практика архивоведения»

        

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

2020

РАССМОТРЕНО

на заседании цикловой методической комиссии

экономических дисциплин

Протокол № 1 от «28» августа 2020г.

Председатель ЦМК ________Л.А.Реутова

Разработчик: Козлова Е.А., преподаватель ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»

Рецензент:  Реутова Л.А.,  преподаватель ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»

 

Методические указания предназначены для обучающихся очной формы обучения, допущенных к выполнению   курсового проекта по дисциплине МДК 02.03 «Методика и практика архивоведения»  по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.

Методические указания содержат требования, предъявляемые к тематике, форме и содержанию курсового проекта по специальности, соблюдение которых является обязательным при ее подготовке и последующей защите.  

        


СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                           

1 Общие положения………………………………………………………………………………..4

2 Выбор темы курсового проекта…………………………………………………………………4

3 Составление плана курсового проекта. ………………………..................................................5

4 Назначение руководителя курсового проекта и выдача задания…………………………….6

5 Методические указания по выполнению и оформлению курсового проекта……………….7

6 Порядок подготовки курсового проекта к защите …………………………………………..20

7 Защита курсовой  работы………………………………………………………………………21

Приложение 1. Примерная тематика курсовых   работ….…………………………………….23

Приложение 2. Задание  на курсовую   работу…………………………………………………24

Приложение 3. Титульный лист ………………………………………………………….……..25

Приложение 4. Примерное содержание курсового проекта…………………………….……..26

Приложение 5. Отзыв на курсовую работу студента………………………………….……….27

Приложение 6. Пример оформления рисунков………………………………………….……..28

Приложение 7. Примерное оформление доклада………………………………….……….......29

Приложение 8. Список рекомендованных источников для написания курсового проекта…30


1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выполнение курсового  проекта является самостоятельной работой студента и должен способствовать систематизации и закреплению полученных студентом знаний, умений, и освоенных компетенций по специальности.

Курсовой проект представляет собой завершающий этап изучения МДК 02.03 «Методика и практика архивоведения» по профессиональному модулю «ПМ 02. Организация архивной и справочно-информационной работы  по документам организации»»  в соответствии с ФГОС СПО по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.

Курсовой проект должен обладать элементами новизны, научного поиска и другими индивидуальными достоинствами. Содержание работы должно показать уровень общетеоретической и специальной подготовки студента, его способность применять на практике приобретенные в процессе обучения теоретические знания и практические навыки, умение логически выстраивать и излагать изучаемую проблему, умение использовать справочную, нормативную и правовую документацию, проводить анализ документооборота и делать правильные выводы.

Научная значимость и практическая ценность курсового проекта определяется тем, в какой мере содержащиеся в ней выводы и предложения способствуют улучшению социально-экономической ситуации в стране.

2 ВЫБОР СТУДЕНТОМ ТЕМЫ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Тематика курсовых проектов разрабатывается комиссией экономических дисциплин, рассматривается и утверждается на заседании цикловой методической комиссии. Перечень тем курсовых работ ежегодно объявляется студентам.

Студент выбирает тему курсового проекта, как правило, из объявленного перечня тем, но также имеет право предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки. При этом следует иметь в виду, что студентам не разрешается выполнение курсового проекта на одну и ту же тему. Срок выбора темы определяется председателем цикловой методической комиссии экономических дисциплин  либо научным руководителем. Если студент самостоятельно не выбрал тему до установленного срока, то научный руководитель вправе сам ее определить.

        Официальное утверждение темы курсового проекта и закрепление руководителей осуществляется приказом директора ОГБПОУ СОТА, по представлению цикловой методической комиссии экономических дисциплин.

3 СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА КУРСОВОГО ПРОЕКТА

План курсового проекта представляет собой составленный в определённом порядке перечень разделов и развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в работе. Правильно построенный план работы служит организующим началом в работе студентов, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.

        План курсового проекта студент составляет самостоятельно, с учётом замысла и индивидуального подхода. Разработанный проект плана студент представляет руководителю на рассмотрение и согласование отдельных вопросов. Руководитель, если это необходимо, корректируют и уточняют план. Традиционным является следующий план курсового проекта:

Введение

Полное наименование раздела 1

Полное наименование раздела 2

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Согласно традиционной структуре курсового проекта, в каждом разделе должно быть, как правило, по 2-3 подраздела (вопроса).

В процессе работы план курсового проекта может уточняться. Могут расширяться отдельные разделы и подразделы, вводиться новые подразделы за счёт собранного материала, представляющего интерес. Другие подразделы, наоборот, могут сокращаться либо опускаться.

На основе плана руководитель совместно со студентом формулирует задание на курсовую работу, где указываются: фамилия, имя, отчество студента; название темы курсового проекта; разделы работы и основные вопросы по ним, подлежащие разработке (содержание); перечень таблиц и практического материала по теме курсового проекта.

Календарный план выполнения отдельных разделов работы должен отражать следующие примерные этапы:

- подбор и первоначальное ознакомление со списком использованных источников по избранной теме;

- составление предварительного варианта плана курсового проекта;

- изучение отобранных источников, сбор и обработка фактического материала;

- составление окончательного плана курсового проекта;

- написание текста курсового проекта и передача отдельных разделов на проверку руководителям;

- оформление курсового проекта и представление ее руководителям.

Задание подписывается руководителем студента (Приложение 2).  Это задание подшивается после титульного листа и вместе с курсовым проектом представляется руководителю.

4 НАЗНАЧЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КУРСОВОГО ПРОЕКТА И

ВЫДАЧА ЗАДАНИЯ

        Руководителем курсового проекта назначаются преподаватели ОГБПОУ СОТА, имеющие высшее специальное  образование. Тема курсового проекта утверждается приказом директора ОГБПОУ СОТА. Студент должен помнить, что после утверждения темы вносить в неё изменения допускается в исключительных случаях.

        Руководитель курсового проекта оформляет задание на курсовую работу. Руководитель определяют весь процесс дальнейшей самостоятельной работы студента по теме курсового проекта. Содержание курсового проекта разрабатывается руководителями совместно со студентом. После получения задания начинается самостоятельная работа студента по выполнению курсового проекта.

Руководитель курсового проекта:

- оказывает студенту помощь в разработке плана работы на период выполнения курсового проекта;

- рекомендует студенту основные источники, справочные и нормативные материалы и другие источники по теме;

- проводит систематические (по расписанию) консультации;

- проверяет выполнение работы (по частям и в целом).

Студент совместно с руководителем составляет план курсового проекта.

Руководитель обязан помогать студенту в выполнении всех этапов курсового проекта.

        На замечания и указания руководителя студент должен отвечать дополнительными разработками и исправлением недостатков.

 После доработки, с учётом полученных от руководителя замечаний, оформленная надлежащим образом законченная работа подписывается студентом (на титульном листе), и передаётся руководителю. Руководитель просматривают  окончательный (чистовой) вариант и составляет отзыв на курсовой проект.

        В отзыве руководитель отмечает актуальность темы, дает характеристику достоинств, недостатков курсового проекта по всем ее разделам. Указывает практическое значение сделанных студентом выводов. Руководитель характеризует отношение студента к разработке темы курсового проекта, его трудолюбие, активность, способности, степень самостоятельности. Отмечает степень владения студентом методами исследования, его теоретическую и профессиональную подготовленность. В конце дает заключение о соответствии курсового проекта предъявляемым требованиям и о возможности ее допуска к защите.

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

        Поэтапное выполнение курсового проекта и подготовка его к защите проводится студентом в следующем порядке:

  1. подбор и изучение источников информации;
  2. написание и оформление отдельных частей курсового проекта и передача их руководителю для проверки в согласованные сроки;
  3. доработка курсового проекта с учетом замечаний руководителя;
  4. завершение и окончательное оформление курсового проекта, предоставление его руководителю для просмотра и составления отзыва;
  5. получение допуска к защите от руководителя;
  6. подготовка выступления (доклада), оформление презентации.

5.1 Подбор и изучение источников информации

        Подбор литературы по теме курсового проекта студент осуществляет самостоятельно. Это многоэтапный процесс, включающий поиск источников, предварительное ознакомление с ними, изучение их содержания.

В круг поиска следует включать не только учебную литературу, но и монографии, научные труды, справочники, издания отечественных и зарубежных авторов в переводе и оригинале, обобщающие опыт исследования в области делопроизводства и архивного дела.

        Нормативно-методические  документы, а также отдельные вопросы по теме исследования могут быть напечатаны и освещены в журналах «Документационное обеспечение управления», «Делопроизводство», «Секретарское дело» и др.

Целесообразно за последние два года просмотреть заключительные (последние) номера периодических изданий, в которых приводятся указатели статей, опубликованных за год.

        Источники информации могут быть также получены в информационных компьютерных системах и справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант». При поиске студент использует электронно-библиотечную систему «Znanium» [Режим доступа http://www.znanium.com].

        Важно выбрать рациональную систему поиска источников, чтобы снизить трудоемкость этой работы. Следует учитывать, что специальная литература по делопроизводству должна быть издана не ранее, чем за 1 - 3 года до года защиты курсового проекта. На каждый найденный источник студент составляет библиографическую карточку, в которую заносит библиографические сведения о нем: автор, заглавие, издательство, год издания. Удобно использовать для карточек листы плотной бумаги размером в 1/2 или 1/4 листа формата А 4.

        Далее следует предварительное ознакомление с источниками, которые позволяют оценить их полезность, целесообразность использования и способы обработки текста. На этом этапе студент читает аннотацию, оглавление, предисловие и просматривает текст, после чего записывает в соответствующую библиографическую карточку страницы фрагмента текста, подлежащие проработке, указывает пункт курсового проекта, при написании которого эти материалы могут быть полезны.

        Набор карточек с такого рода пометками составит библиографический перечень источников, который необходимо показать научному руководителю при первой контрольной встрече. Он же послужит базой для составления списка использованных источников.

        При изучении источников студент может использовать разнообразные приемы обработки текста: в книгах личной библиотеки и на ксерокопиях возможно внесение разного рода пометок и выделений, использование закладок с надписями, которые помогают быстро находить те листы в книге, которые могут понадобиться в дальнейшем. Закладки удобны и при пользовании библиотечными книгами.

        Изучение источников предполагает усвоение их содержания в такой степени, чтобы мысли автора, объединяясь с собственными мыслями, превратились в единую систему знаний по изучаемому вопросу. Эта цель достигается с помощью внимательного чтения и ведения своими словами полных или кратких записей по вопросам, представляющим интерес для курсового проекта. Лишь цитаты выписываются дословно и берутся в кавычки. Записи рекомендуется вести на одной стороне листа, удобнее - на карточках, помечая номер раздела или подраздела курсового проекта, к которому относятся записи. На отдельных карточках следует фиксировать собственные мысли, соображения по тем или иным вопросам. Затем записи группируются по разделам и подразделам курсового проекта. Карточная форма ведения записей дает возможность ускорить поиск и систематизацию материала, производить любые вставки в текст.

        Все рекомендации по подбору источников информации и приемам их обработки относятся также и к компьютерному варианту выполнения курсового проекта. При этом рекомендуется для лучшей организации работы создать иерархическую систему файлов по разделам и подразделам, в которых накапливаются результаты обработки источников.

5.2 Требования к содержанию курсового проекта

Общими требованиями к курсовому проекту являются: целевая направленность, четкость построения, логическая последовательность изложения материала, глубина исследования и глубина освещения вопросов, убедительность аргументации, краткость и точность формулировок, конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций, грамотность написания и оформление в соответствии с установленными требованиями.

5.2.1 Содержание введения

Введение - ответственная часть курсового проекта, так как формирует первое впечатление об общем уровне подготовки студента и показывает степень осведомленности студента в вопросах исследуемой темы.

Во введении должны найти отражение следующие положения:

1) обоснование выбора темы курсового проекта, ее актуальность;

2) формулировка целей и задач, решаемых в курсовом проекте.

Излагая первое положение, необходимо оценить тему с точки зрения её своевременности и социальной значимости, т.е. выявить актуальность.

Следует учесть, что изложение первого положения не должно быть многословным. Начинать его описание издалека нет необходимости. Достаточно одной страницы для выражения самой сути.

Далее следует формулировка цели курсового проекта и задач, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью.

Необходимо иметь в виду, что в курсовой работе есть только одна цель.

Называя цель, следует учитывать, что она кратко, в обобщенном виде выражает конечный результат курсового проекта, который найдёт отражение в ней в виде развернутых рекомендаций методического, организационного характера, управленческих решений и т.п. в зависимости от направленности темы и глубины её раскрытия.

Во введении эта цель должна быть сформулирована точно и четко одним предложением. Например, для темы курсового проекта «Документооборот. Организация  и технология обработки исходящих документов» цель может быть выражена следующей формулировкой:

"целью курсового проекта является исследование документооборота  и изучение технологии обработки исходящих документов».

Конкретные задачи курсового проекта, вытекающие из её цели, указываются во введении в форме перечисления (изучить..., описать..., выявить..., провести анализ... и т.д.), каждая задача записывается с новой строки. Для составления формулировок задач рекомендуется использовать тексты задания на курсовой проект (Приложение 2) и план курсового проекта, в которых содержатся названия её глав и пунктов. Формулировки задач должны быть очень тщательными, т.к. описание их решения составит содержание глав курсового проекта.

В число задач курсового проекта не следует включать такую, которая повторяет цель курсового проекта. Рекомендуется перечислить 4-5 задач, полностью охватывающих основную часть работы.

Необходимо дать краткий обзор литературы по вопросам выбранной темы с указанием фамилий и инициалов авторов источников. Здесь же необходимо назвать официальные документы по исследуемой теме.

5.2.2 Общие указания к основной части

Основную часть излагают в виде сочетания текста, таблиц, иллюстраций. Она включает в себя два раздела, разделы делят на подразделы.

Первый вариант курсового проекта пишется как черновой, но, несмотря на это он должен быть оформлен в соответствии с требованиями методических указаний. Это исключает последующие переделки, связанные с оформлением.

Студент выполняет работу самостоятельно, т.е. прямым заимствованием текста из нормативных документов, инструкций, литературных источников и иных источников.

Необходимо учитывать, что материал, излагаемый в конкретном разделе и подразделе по содержанию должен соответствовать смыслу названия того же раздела, подраздела.

Студент вправе самостоятельно установить последовательность выполнения разделов в зависимости от наличия и подготовленности источников. Но при любой очередности написания разделов основной части следует помнить, что все разделы её находятся между собой во взаимосвязи, которая должна четко прослеживаться с помощью конкретных ссылок в последующих разделах на предыдущий тип: "на основании материала...", "используя данные", "учитывая структуру... " и т.д.

К написанию раздела следует подготовить, просмотреть и проанализировать все свои предварительные записи, продумать структуру подраздела, который предстоит написать.

Студент должен иметь в виду, что выполнение курсового проекта - это самостоятельный творческий процесс, результаты которого должны быть отражены в работе. Поэтому, по ходу текста необходимо указывать, что именно является самостоятельной составляющей работы (группировка, классификация, умозаключение, схема связей, методика, метод, анализ и т.д.) Такие указания должны быть в каждом разделе, грамотно и уместно размещены, и высказаны от третьего лица ("автор предлагает").

Работа должна содержать достаточное количество таблиц, схем, диаграмм и т.п., иллюстрирующих и наглядно подтверждающих положения текста.

Исследование должно проводиться на основе общенаучных диалектических принципов, таких как: объективность, непрерывность, единство логического и исторического подхода, системность, восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному и др.

Об этом следует написать в тексте работы по одному из следующих вариантов:

1) перечислить принятые к использованию принципы в начале первой главы;  

2) по мере изложения называть принцип, используемый в данном конкретном случае.

5.2.3 Содержание первого раздела

Первый раздел основной части курсового проекта по своему содержанию является общетеоретическим, в то же время в нем должна быть выражена профессиональная направленность курсового проекта (т.е. принадлежность ее к специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управление и архивоведение). Это обстоятельство студент должен учесть при раскрытии всех аспектов первого раздела. В нем дается описание сущности и содержания объекта исследования, которые в последующем разделе станут областью анализа и разработки предложений и рекомендаций.

На основе анализа литературных, нормативных и других источников студент должен рассмотреть обобщающие  характеристики объекта изучения, возможные способы его рационального разделения (состав, структура, классификация). Уместно провести сравнение описания этих характеристик в специальной литературе и в нормативных документах по делопроизводству. В случае несовпадения сделать соответствующие выводы, предложить свои рекомендации и т.д. Рекомендуется подкрепить изложение примерами, диаграммами, графиками, обязательно указывая источники их заимствования. При рассмотрении данного аспекта необходимо подчеркнуть роль организационно-распорядительной документации и организации работы с документами   в системе  управления организации. В этом же разделе могут найти отражение и другие вопросы, диктуемые особенностью темы и поставленными задачами.

5.2.4 Содержание второго раздела

Второй раздел курсового проекта является специальным (практическим). В этом разделе проводится анализ  объекта исследования, который базируется на изучении действующих законодательных и нормативно-методических  материалов.

Результаты анализа должны включать в себя образцы архивных документов, характеристику архивных документов,   технологию создания и оформления  документа, условия хранения архивных документов, историческую ценность документов.

5.2.5 Содержание заключения

Заключение представляет собою краткие выводы по проведенному исследованию, которые делает студент, решая поставленные в курсовой работе задачи.

Выводы должны дать полное представление о содержании курсового проекта, о значимости, обоснованности и эффективности рекомендаций, а также отразить собственный вклад автора в разработку исследуемой темы. В связи с этим они охватывают все части курсового проекта - от введения до второй главы включительно.

Порядок размещения выводов соответствует последовательности и логике изложения текста курсового проекта.

 При этом, излагая выводы по материалам очередной главы, студент может либо назвать главу, либо опустить ее название.

Смысл выводов вытекает из содержания курсового проекта. Выводы пишут тезисно: кратко формулируют суть решаемой проблемы, задачи или круг вопросов, рассмотренных для её решения и конкретный результат рассмотрения, делая ссылки на страницы, таблицы, рисунки, приложения, в которых эти результаты отражены.

 Для облегчения формулировки тезисов-выводов по первому, второму разделу студент должен воспользоваться перечнем вопросов к рассмотрению.

При этом рекомендуется применять обороты следующих видов: "При рассмотрении... в работе изложены...", "В результате обобщения... сделан вывод... (составлена таблица...)", "В курсовой работе проведен анализ... использованы методы...", "На основании исследования... получены результаты...".

В конце заключения помещаются выводы о сущности разработок и рекомендаций автора, их практической значимости и области использования курсового проекта. Выводы не должны затрагивать вопросы, не освещаемые в курсовой работе.

5.2.6 Содержание приложений

В приложениях помещаются вспомогательные материалы, имеющие отношение к курсовой работе, присутствие, которых в тексте не уместно: копии подлинных документов, образцы документов, образцы бланков,   унифицированные формы документов, полные тексты официальных документов и другие многостраничные материалы. Таблицы, рисунки  и другие аналогичные иллюстрационные материалы желательно размещать в тексте курсового проекта по мере их упоминания. Но если существует вероятность превышения регламентируемого объема курсового проекта, такие иллюстрации частично могут быть вынесены в приложения.

По всему тексту курсового проекта необходимо делать ссылки на приложения.

Все приложения размещаются в конце курсового проекта после списка использованных источников.

Если в работе есть приложения, то на них обязательно даются ссылки в основном тексте документа. Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте документа.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием наверху посередине страницы слова "Приложение" и его обозначения. После слова "Приложение" должна следовать буква, обозначающая его последовательность. Приложения обозначаются цифрами.

Приложение должно иметь заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения должны иметь общую с остальной частью текстового документа сквозную нумерацию страниц.

 Все приложения (с указанием их обозначений и заголовков) должны быть перечислены в содержании.

5.2.7 Содержание доклада

Студент пишет доклад после выполнения всех частей курсового проекта. Пример составления доклада приводится в приложении 9.

Доклад (выступление) — это работа презентативного характера, отражающая суть курсового проекта.

Доклад должен содержать: актуальность выбранной темы (кратко обосновать), теоретические и методические основы работы, суммированное и обобщенное изложение полученных в ходе исследования результатов. В конце выступления необходимо будет коснуться практической значимости результатов, возможности их внедрения в практику, выводы. В докладе необходимо также ответить на замечания руководителя, привести аргументированные доводы.                  

        Доклад рассчитан на 5—7 минут выступления и неразрывно связан с презентацией (раздаточным материалом), то есть докладчик во время выступления по курсовой должен ссылаться непосредственно на материалы презентации.

Презентация — это подготовленный с помощью программы Microsoft PowerPoint, наглядный цифровой, табличный и иллюстративный материал, который непосредственно связан с докладом курсового проекта.

Для презентации необходимо выбрать иллюстрирующий материал, который можно взять как из текста работы, так и из приложений — это могут быть образцы документов, таблицы, рисунки, схемы, диаграммы  и др. При этом не следует брать все подряд, так как нужно будет на каждый слайд сослаться из текста доклада.  Объем материала в презентации необходимо согласовать с руководителем.  

По оформлению презентации соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок). Для фона выбирайте более светлые тона. Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.


5.3. Порядок оформления курсового проекта

Курсовой проект должна быть оформлена в полном соответствии с нижеизложенными требованиями.

ТРЕБОВАНИЯ

к оформлению курсового проекта

Таблица 1

№ п\п

Объект унификации

Предмет унификации

1

2

3

1

Формат листа бумаги

А 4, страницы в книжной ориентации (допускается вставлять с альбомной ориентацией некоторые страницы)

2

Размер шрифта

14 пунктов

3

Название шрифта

Times New  Roman

4

Междустрочный интервал

Одинарный

5

Абзац

1.5 см (5 знаков)

6

Поля (мм)

Левое – 30, верхнее – 20, нижнее – 20,

правое –10

7

Объем курсового проекта без приложений

30 – 40 стр. машинописного текста без приложений

8

Объем введения

2-3 стр. машинописного текста

9

Объем заключения

2 – 3 стр. машинописного текста (примерно равен объему введения)

10

Нумерация страниц

Сквозная, в нижней части листа, справа. На титульном листе номер страницы не проставляется

11

Последовательность приведения структурных частей работы

Титульный лист.  Задание на выполнение курсового проекта. Содержание. Введение. Основная часть (раздел 1, раздел 2). Заключение. Список использованных источников. Приложения.

12

Оформление структурных частей работы

Каждая структурная часть начинается с новой страницы. Наименования структурных частей приводятся прописными буквами, жирным 14 шрифтом, по центру. Точка в конце наименования не ставится. Наименования подразделов выделяются жирным шрифтом строчными буквами (первая прописная).

13

Оформление: Титульный лист, Задание, Отзыв

См. образец -

Титульный лист – приложение 3

Задание – приложение 2

Отзыв – приложение 5

14

Структура основной части

1 раздел: 20-40%, 2 раздел  60-80%

15.

Список использованных источников

20-25 информационных источников

16.

Наличие  приложений

Обязательно

17

Оформление содержания

См. образец – приложение 4

18

Иллюстрации, рисунки, схемы

Иллюстрации, рисунки, схемы обозначаются словом «Рис.», которое размещается под ними и далее пишется название. Номера  - сквозные

19

Таблицы

Таблицы располагают непосредственно после текста, в котором она упоминается. В правом верхнем углу пишется «Таблица 5», а ниже по центру – название таблицы. Номера – сквозные (см. приложение 6)

20

Примечания

Примечания следует размещать в тексте для пояснений. Их помещают непосредственно после пункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся. Если примечание одно, оно не нумеруется и слово «примечание» пишется с прописной буквы с абзацного отступа. Если примечаний несколько, то их нумеруют арабскими цифрами, размещая пункты столбиком, после двоеточия.

21

Ссылки

Ссылки на рисунки, таблицы, графики, диаграммы в тексте работы обязательны.

22

Оформление списка использованных источников

См. образец – приложение 10

23

Оформление работы

Оформленная курсовой проект должна быть подшита в специализированную папку.

Структура курсового проекта включает обязательные элементы, последовательность размещения которых и их рекомендуемые примерные объемы (в страницах) приводятся в таблице 1.

Количество страниц при компьютерном наборе текста около 40 страниц. Приложения в курсовой работе не нумеруются и не включаются в общий объем курсового проекта. Минимальный объем без приложений должен быть не менее 30 страниц компьютерного текста.

Задание - помещается заполненный экземпляр.

Содержание включает: введение, номера и наименование всех разделов и подразделов (заключение, список литературы, приложения с указанием номеров страниц, с которых они начинаются).

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрация должна иметь название, которое помещают под иллюстрацией по центру страницы. Если в работе одна иллюстрация, её не нумеруют.

               

                        

 

Рисунок 1 – Этапы движения  документа

Таблицу располагают непосредственно после текста, в котором она впервые упоминается, или на следующей странице. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.

Справа над таблицей помещается слово "Таблица", ее номер. Название таблицы оформляется строчными буквами, начиная с прописной. Нумерация таблиц производится арабскими цифрами сквозной нумерацией без точки в пределах всей курсового проекта. (Приложение 6). На все таблицы в тексте должны быть ссылки. Таблицы не должны содержать графу " п/п". При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире). Заполненные образцы первичных документов, учетных регистров, других бухгалтерских форм, размещаемые в основной части, также оформляются как таблицы. Если эти документы имеют формат меньше стандартного листа, их следует наклеить или скопировать на чистый полноформатный лист.

Таблица 1

Анализ документооборота

Документопотоки

Кол-во подлинников

Кол-во копий

1

2

3

Исходящие

30

40

Входящие

50

30

Внутренние

20

40

Итого

100

110

При переносе части таблицы на другие страницы название помещается только над первой частью таблицы, а над следующими частями таблицы пишется «Продолжением таблицы» и указывается ее номер.

Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, то нижняя горизонтальная линия рамки таблицы (ограничивающая таблицу снизу), не проводится.

При ссылках в тексте на разделы, подразделы, иллюстрации, таблицы, формулы, приложения, следует указывать их порядковым номером:

"в разделе 1", "в подразделе 2.1", "по формуле (3)", "на рис. 8", "в приложении Б", "в таблице 2".    

Ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером по списку источников, обрамленным в квадратные скобки, например, [7, с. 25-26]

В курсовой работе допускаются только общепринятые сокращения русских слов. Используемые аббревиатуры должны быть предварительно расшифрованы.

Список использованных источников должен содержать от 20 до 25 наименований использованных источников.

Источники объединяются в следующие группы:

- законодательные и нормативные документы и акты (они группируются в порядке от более значимых к менее значимым, а документы равной значимости – в хронологическом порядке по датам опубликования);

- монографии, учебники, другие книжные издания, данные источники группируются в алфавитном порядке;

- статьи из журналов и газет;

- информация из информационно справочной системы ГАРАНТ или КОНСУЛЬТАНТ;

- интернет-ресурсы.

        В начале списка размещают Конституцию РФ, Кодексы, Законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации. Затем следуют нормативные и инструктивные материалы Правительства РФ, министерств и ведомств, далее книги, журнальные и газетные статьи, другие источники. Сведения об источниках приводятся в соответствии со стандартами их библиографического описания. В описании законодательных и нормативно-правовых документов на первом месте указывается название документа в кавычках, орган, принявший документ, номер и дата утверждения, далее называется издание, в котором документ опубликован, год, номер (для периодических изданий). Сведения о книгах указываются в том виде, в котором они имеются как библиографическое описание в каждом экземпляре конкретного наименования.

При составлении списка следует иметь в виду, что описание авторских изданий начинается с фамилии и инициалов автора; а если же фамилия автора не указана, то описание начинают с названия книги без кавычек.

В описании статей из журналов и газет на первом месте располагают фамилию и инициалы автора, затем после точки и без кавычек название статьи, далее после двух рядом стоящих наклонных линий без кавычек пишут название журнала, ставят точку, год издания, точку, номер журнала, точку, страницу (с заглавной буквы).

Приводим пример описания статьи из журнала "Делопроизводство":

Кузнецова А.Н. Анализ документооборота организации // Делопроизводство. 2019.

№ 4. С.47-52.

Внутри каждой группы издания размещают в алфавитном порядке, который устанавливают по первой букве названия источника в его описании.

Список имеет непрерывную последовательную нумерацию арабскими цифрами с точкой.

Приложения следует оформлять как продолжение курсового проекта. Между курсовой работой и приложениями не должно быть чистых листов.

Каждое приложение с присвоенным ему номером записывается отдельной строкой в тексте элемента СОДЕРЖАНИЕ.

6 ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВЫХ РАБОТ К ЗАЩИТЕ

Студент должен укомплектовать работу всеми составными элементами, вставить её в специальную папку и скрепить. Оформленный курсовой проект подписывается студентом и представляется руководителям, которые её просматривают, подписывают и пишут отзыв (Приложение Е). В отзыве руководители отмечают проявленную студентом инициативу, степень самостоятельности разработки, практическую значимость рекомендаций. В конце отзыва руководители делают заключение о степени соответствия курсового проекта предъявляемым требованиям и дают оценку работе, руководствуясь следующими критериями:

ОТЛИЧНО   - курсовой  проект содержит новизну, практическую значимость, отвечает всем требованиям по оформлению, написана на актуальную тему, студент работал добросовестно, регулярно и творчески.

ХОРОШО   - курсовой   проект написана на актуальную тему, имеет практическую значимость, отвечает требованиям по оформлению, полностью раскрывает выбранную тему, но не содержит новизны, студент работал добросовестно, выполнял график.

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - курсовой   проект выполнен небрежно, не содержит - новизны, не полностью раскрывает тему, нет иллюстрационного материала, студент не выполнял график и игнорировал рекомендации преподавателя.

К защите не допускаются студенты:

- не представившие курсовой   проект в срок, указанный в задании;

- представившие курсовой проект, который по своему содержанию не отвечает требованиям и оформлен небрежно.

Студент подготавливает к защите текст доклада о курсовой   работе и демонстрационные материалы (презентацию), которые необходимы для наглядной иллюстрации основных положений курсовой   работы вовремя зашиты. Основой для текста доклада может служить заключение курсовой   работы, если оно написано в соответствии с ранее указанными рекомендациями.

Текст выступления необходимо тщательно отредактировать и многократно проговорить. Демонстрационные материалы состоят из презентаций, точно воспроизводящих информацию, включенную в курсовую работу. Презентация должна быть выполнена с использованием программы «PowerPoint».

К защите рекомендуется подготовить ответы на замечания руководителей. Необходимо иметь в виду, что вносить изменения в курсовую работу по замечаниям, указанным в отзыве запрещается.

Текст доклада, состав презентаций и ответы на замечания рекомендуется согласовать с руководителями.

7 ЗАЩИТА КУРСОВОГО ПРОЕКТА

К защите студент готовится заранее. Пишет доклад, готовит презентацию, согласовывая их с руководителем.

Процедура защиты, как правило, включает доклад студента (не более 5-7 минут), чтение отзыва, вопросы руководителя, ответы студента.

Защита курсового проекта начинается с устного доклада студента. Доклад должен содержать краткое, но чёткое изложение основных положений курсового проекта (актуальность, особенности объекта и метода исследования, полученные результаты). Главное внимание при этом следует сосредоточить на теме углубленной проработки, на показе эффективности предложенных мероприятий. Докладчик должен использовать графический материал и тезисы доклада.

        Защита курсового проекта проходит в следующем порядке:

- Студент в докладе (на 5-7 мин.) излагает цель и задачи курсовой   работы, дает характеристику исследуемого объекта, освещает результаты самостоятельно выполненного объема работ, приводит главные выводы теоретического и практического характера. В форме оформления доклада по тексту не должно быть местоимений “Я” и “Мы”.

        Доклад начинается обращением: "Уважаемые руководители, Вашему вниманию представляются основные положения курсовой   работы...".

        Сообщение во время защиты надо стремиться делать свободно, четко, ссылаясь на презентацию. Очень важно не выйти за пределы установленного регламента - нарушение его верный признак несобранности и недостаточной подготовленности докладчика. О завершении доклада студент извещает комиссию словами: "Доклад окончен, благодарю за внимание".

После доклада руководитель задает студенту вопросы по теме курсовой   работы, на которые он обязан давать краткие и четкие ответы.

Вопросы могут быть заданы и другими лицами, присутствующими на защите. Если студент не понял вопрос, он должен попросить повторить или разъяснить суть вопроса. Отвечая на вопрос, студент может пользоваться курсовой   работы, приводить содержащиеся в ней данные, расчёты, цитировать отдельные положения. Ответы на поставленные вопросы также учитываются при оценке.

При определении окончательной оценки при защите курсовой   работы учитываются:

- доклад студента;

- ответы на вопросы;

- отзыв руководителей.

При оценке необходимо учитывать теоретическую и практическую ценность курсовой   работы, ее качество и оформление, практическую и теоретическую подготовленность студента.

Студенты, выполнившие курсовую работу, но получившие оценку «неудовлетворительно», имеют право на повторную защиту.


Приложение 1

Примерный перечень тем курсовых работ

по МДК 02.03 Методика и практика архивоведения специальности

1. Обеспечение сохранности документов.

2. Организация документов и дел в пределах архивного фонда.

3. Организация доступа к архивным документам.

4. Организация приема и размещения документов в архиве.

5. Создание страхового фонда и фонда пользования.

6. Организация работы архива.

7. Использование информационных технологий в архивной деятельности.

8. История развития архивного дела в Смоленской области.

9. Комплектование архива. Источники комплектования.

10. Учет архива документов.

11. Менеджмент в архивах.

12. Фонд. Фондообразование.

13. Организация проведения экспертизы ценности документов.

14. Научно-справочный аппарат к архивным документам. Оформление исторической справки.

15. Организация использования архивных документов.

16. Организация документов в пределах архивов.

17. Организация документов, дел. Создание научно-справочного аппарата.

18. Составление каталогов.

19. Составление путеводителей.

20. Обзоры архивных документов. Система построения обзора.


Приложение 2

Областное государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение

 «Смоленская областная технологическая академия»

(ОГБПОУ СОТА)

ЗАДАНИЕ

на выполнение курсового проекта

 МДК 02.03 Методика и практика архивоведения

Студент:______________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Курс:_________________________________________________________________________

Группа:_______________________________________________________________________

Тема курсового проекта:_________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Срок сдачи студентом законченного курсового проекта

«____» _____________ 20____ г.

Перечень подлежащих разработке задач/вопросов __________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

                                                                                                                                                                                                                        Дата выдачи _______________________

                                              Председатель ЦМК экономических

                                                                                         дисциплин _______________________

                                                                                                                          (подпись)

                                                    Руководитель курсового проекта _______________________

                                                                                                                          (подпись)

                                                                                           Студент _______________________

                                                                                                 (подпись)

  Приложение 3

Областное государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение

 «Смоленская областная технологическая академия»

(ОГБПОУ СОТА)

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

МДК 02.03 Методика и практика архивоведения

На тему: ____________________________________________________________

____________________________________________________________________

Студент ______________________________________              __________________

                                                                        (Ф.И.О)        (подпись)

                                                               

Руководитель _________________________________              __________________

                                                                                         (Ф.И.О)        (подпись)

    Допустить к защите:

                  Заместитель директора по УР

         Колесник Юлия Сергеевна

 (Ф.И.О.)

                        

(подпись)

                    «____» ____________20_____ г.

г.Смоленск, 2019

Приложение 4

Примерное содержание курсового проекта

СОДЕРЖАНИЕ 

                                                                                                                   

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………......

1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ…………………………………………………

1.1. Нормативно-методическая база делопроизводства…………………… …………………

          1.2. Структура и объем документооборота …………………………………………………..

          1.3. Назначение и  цели регистрации……………………………………………………………

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ  РЕГИСТРАЦИИ ДОКУМЕНТОВ……………………….

2.1. Порядок регистрации документов………………………………………………………….

2.2. Формы регистрации и правила их заполнения………………….…………………………

         2.3. Справочная картотека………………………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (выводы и предложения) …………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………………………….

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 5

Департамент Смоленской области по образованию и науке

ОГБПОУ «Смоленский политехнический техникум»

Отзыв на курсовой проект

Студента________________________________________________________________

Специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

МДК 02.03 Методика и практика архивоведения

группа ДОУ1-16, 3 курс, 6 семестр

Тема: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Руководитель курсового проекта: Козлова Елена Анатольевна

№ п/п

Критерии оценки

Оценка руководителя

1.

Соответствие содержания курсового проекта утвержденной теме

2.

Выполнение поставленных целей и задач

3.

Оригинальность и новизна курсового проекта

4.

Обоснованность и аргументированность выводов

5.

Приобретение необходимых компетенций

 

6.

Соответствие оформления работы установленным требованиям

Итоговая оценка [1]* 

Комментарии к оценкам:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель: _____________________       ____________________________
                                   
(подпись)                                  (расшифровка подписи)
Дата ________________

Приложение 6

Пример оформления иллюстраций

Рис.5 Операции делопроизводства


Приложение        7

Пример доклада к защите (на 5-7 минут)

Доклад

   

 "Уважаемые руководители, Вашему вниманию представляются основные положения курсового проекта (Ф.И.О. студента) на тему «Организация документооборота».

   В курсовой работе исследованы вопросы, касающиеся организации и технологии документооборота в организациях.

  Актуальность выбранной темы заключается в том, что с одной стороны проявляется большой интерес к теме «Документооборота» и ее составляющих, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

В курсовой работе во второй части проведен анализ организации документооборота в организации.  В приложениях представлены образцы (бланки, шаблоны, оперограммы) документов.

Схема (оперограмма) 1 показывает, что ….  (и т.д. коротко сделать обозрение по схеме или оперограмме документа, приведенным в раздаточном материале по курсовой работе на вашу тему).

 Далее коротко   об особенностях, касающихся   Вашей курсового проекта. Ваши выводы по курсовой работе, где может быть использована ваша курсовой проект, рекомендации по результатам исследования.

На этом разрешите свое выступление закончить. Доклад окончен, благодарю за внимание».


Приложение 8

Список рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы для написания курсового проекта

Нормативно-правовые акты:

        1.Трудовой кодекс Российской Федерации.

        2.Федеральный   закон от 06.04.2011  № 63-ФЗ   «Об электронной  подписи».

        3.  Федеральный    закон  от 27.07.2006 № 149-ФЗ  «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

        4. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».  

        5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №   152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями).

        6. Постановление Правительства РФ         «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации»  от 27.12.95 г. № 1268.

         7. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти».

        8. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009г. № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти».

         9. Распоряжение Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 358-р «Об улучшении организации хранения документов по личному составу».

        10.Основные правила работы архивов организаций (одобрено решением коллегии Росархива от 06 февраля 2002 г.).

        11.Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 299.

        12. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других  архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук/ М-во культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федер. Арх. Агенство, ВНИИДАД.-М., 2007.

13. Перечень типовых управленческих  документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения. Федеральное архивное агентство, ВНИИДАД.-М., 2010.

14. ГОСТ Р 7.0-97-2016 «Система  стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

15. ГОСТ  Р 7.0.8 -2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».

16. ГОСТ Р 7.0.5.-2008 «СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

17.ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. «СИБИД. Управление документами. Общие требования».

18. Примерное положение о постоянно действующей экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия (утв.  приказом  Росархива от 19 января 1995 г. № 2).

19. Примерное положение о Центральной экспертной комиссии (ЦЭК) министерства, ведомства Российской Федерации. Утверждено приказом Росархива от 17 марта 1998 г. № 19.

20. Методические рекомендации по разработке примерных номенклатур дел. М., ВНИИДАД, 2005, 30 с.

Основные источники (электронные издания):

        1. Басаков М. И. Документационное обеспечение управления (с основами архивоведения). – 3-е изд., перераб. и доп., М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К ", 2016. – 336 с.

       2.   Крюкова Н.П. Документирование управленческой деятельности. Учебное пособие –М.: Инфра-М Издательский Дом, 2014 -268 с.

       3. Ленкевич Л.А. «Делопроизводство», издательский центр «Академия», М., 2015 г.

     4. Кирсанова М.В. Деловая переписка: учебно-практ.пособие – 3-е изд-е, М.: ИНФРА-М, 2017-136 с.

     5.Кузнецов И.Н. Делопроизводство. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К ", 2016. – 504 с.

     6.Татарников М.А. «Делопроизводство в учреждениях, организациях и на предприятиях». – М.: ИНФРАМ. 2015. – 208 с.

      7.Кирсанов М.В., Аксенов Ю.М. «Курс делопроизводства: Документационное обеспечение управления». – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРАМ; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2015. – 182 с.

      8.Тельчаров А.Д. Архивоведение: учебное пособие – М.: дашков и К, 2017 – 184 с.

Дополнительные источники (печатные издания):

     1. Березина Н.М., Воронцова Е.Н., Лысенко Л.М. «Современное делопроизводство» – СПб.: Питер, 2004. -256 с. ил.

     2. Басаков М. И. «Делопроизводство (документационное обеспечение управления)». – 3-е изд., перераб. и доп., М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К ", 2016. – 336 с.

      3.Кузнецова Т.В. «Делопроизводство (документационное обеспечение управления)» –М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2011. - 320 с.

       4.Стенюков М.В.. «Образцы документов по делопроизводству (руководство к составлению) –М.: «Приорт-издат»», 2006. -176с.22

        5.Кравченя Э.М., Цезарская Т.А. «Делопроизводство в учреждениях образования (с использованием информационных технологий)» –М.: ТетраСистемс. 2006. - 112с..

        6.Павлюк Л.В., Киселева Т.И. и др. «Справочник по делопроизводству, архивному делу и основам работы на компьютере» Изд-е 9-е, перераб. и доп. – СПб.6 "Изд. Дом Герда". 2015. -325 с.

        7.Сапков В.В.  «Информационные технологии и компьютеризация делопроизводства», Издательский центр «Академия», М.,2014 г.

        8.Андропова Е.А. «Кадровое делопроизводство. Документация», издательский центр «Академия», 2013 г.

Интернет-источники:

1. http://www.sekretariat.ru

 2. www.DOU.ru/ Документационное обеспечение управления

3. http://www.consultant.ru Портал «Консультант Плюс»

 4. http://www.rusarchives.ru

5. www.vniidad.ru Портал ВНИИДАД

6. Нормативные акты по ДОУ и организации архивного хранения документов. Форма доступа: http//vinirina-prof.ucoz.ru/


[1]* Итоговая оценка выставляется как средняя из оценок по шести критериям оценки курсового проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ Для преподавателей и обучающихся очной (заочной) формы обучения

Методические указания распространяются на курсовые проекты, выполняемые обучающимися Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Губернский колледж ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА по дисциплине ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА  по дисциплине  ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ...

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению курсового проекта

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению курсового проекта...

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению курсового проекта

Методическое пособие разработано в соответствии с программой подготовки обучающихся технических специальностей средних профессиональных образовательныхучреждений с учетом требований государственных ст...

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению курсового проекта

Методическое пособие разработано в соответствии с программой подготовки обучающихся технических специальностей средних профессиональных образовательныхучреждений с учетом требований государственных ст...