Практико - ориентированный проект -2019
проект
Реализация профессиональных модулей по программе повар, кондитер, в условиях конкурентоспособных рабочих кадров, специалистов для сферы обслуживания с учетом запросов работодателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shevtsova_yu.v.docx | 392.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
Нижневартовский строительный колледж
Практико - ориентированный проект
Реализация профессиональных модулей по программе повар, кондитер, в условиях конкурентоспособных рабочих кадров, специалистов для сферы обслуживания с учетом запросов работодателей.
Автор - разработчик:
Шевцова Юлия Валентиновна
Преподаватель специальных дисциплин
Бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Нижневартовского строительного колледжа».
г. Нижневартовск
2019год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт проекта
Аннотация
Обоснование необходимости проекта
Цели и задачи проекта
Основное содержание проекта
Ресурсы
Партнеры
План реализации проекта
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Перспективы дальнейшего развития проекта
Литература
- Паспорт проекта
- Тема педагогического опыта.
Реализация профессиональных модулей по программе повар, кондитер, в условиях конкурентоспособных рабочих кадров, специалистов для сферы обслуживания с учетом запросов работодателей.
- Автор:
Шевцова Юлия Валентиновна
Преподаватель специальных дисциплин
1.3. Тип и вид представляемого образовательного учреждения.
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Нижневартовского строительного колледжа».
1.4. Период формирования и функционирования педагогического опыта.
2019- 2023годы
1.5. Адрес педагогического опыта.
Обучающиеся по программе начального профессионального образования, на основе федерального государственного образовательного стандарта профессии «повар, кондитер».
1.6. Цель проекта
Достижение высоких результатов у обучающихся на основе процесса обучения и освоения программа профессиональных модулей с учетом вариативной части, в соответствии с запросами работодателей.
1.7. Задачи проекта
Оптимизация структуры и спектра программ профессиональных модулей по направлению сферы обслуживания с учетом их востребованности, дополняемости и перспективы развития;
Разработка вариативных профессиональных модулей по запросам работодателей;
1.8. Предполагаемые результаты проекта
Возможность формирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося и получения квалификаций в соответствии с его личностными особенностями.
- удовлетворенность работодателей квалификацией выпускников и удовлетворенность обучающихся организацией и качеством обучения;
- востребованность выпускников учреждения на рынке труда не только города, но и округа, как специалистов, имеющих достаточную квалификацию по программам профессиональных модулей;
- иметь достаточную компетентностную базу для продолжения образования, самостоятельного освоения новых профессиональных компетенций, мобильного переобучения по инновационным технологиям производства;
- технологичность образовательных программ и применяемых методов обучения на основе опытно-экспериментальной деятельности педагогов и внедрение в образовательный процесс обучения по модульным программам, информационных технологий и электронных учебно-методических комплексов;
- разработка педагогами всех учебных и методических пособий, рекомендованных к распространению в системе среднего профессионального образования и создание студентами практикоориентированных проектов, отвечающих критериям актуальности и востребованности в профессиональной деятельности
- оптимальность условий при достаточности и эффективности использования ресурсов для повышения качества обучения;
- расширенный спектр средств, предоставляемых социальными партнерами, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся, соответствующих запросам работодателей.
2. Аннотация проекта
В настоящем проекте предпринята попытка обобщить имеющийся опыт педагога среднего профессионального образования,направленный на достижение высокого уровня подготовленности обучающихся по программам профессиональных модулей профессии повар, кондитер.
В проекте представлена модель реализации профессиональных модулей по программе повар, кондитер, в условиях конкурентоспособных рабочих кадров, специалистов для сферы обслуживания.
Актуальность разработки и внедрения данного проекта обусловлена
тем, что профессиональные модули, в том числе вариативные ориентированы на запросах работодателей и их содержание определяется значимыми требованиями рынка труда к качеству труда, профессионализму рабочего, его социально-культурному статусу, уровню подготовки конкурентоспособного рабочего, гибко реагирующего на запросы рынка труда, мелких, средних и крупных предприятий общественного питания.
Так как обучающиеся осознанно формируют свою профессиональную образовательную траекторию за счет положительной мотивации, личной заинтересованности и ответственности в процессе обучения.
Добиваются оптимального результата в освоении наибольшего количества профессиональных и общих компетенций, получают более высокую квалификацию и повышают свою востребованность на рынке труда.
3. Обоснование необходимости проекта
Достижение высоких результатов у обучающихся возможно в процессе обучения и освоения программам профессиональных модулей с учетом вариативной части, в соответствии с запросами работодателей.
Предполагается, что поставленная задача будет решена, если за период обучения в учебном заведении среднего профессионального образования обучающийся овладеет профессиональными и общими компетентностями, заявленной в основной профессиональной образовательной программе (компетентностью).
Особенностью профессиональных компетенций является их уникальность и неповторимость, позволяющая учитывать специфические особенности технологического процесса, тенденции развития производства региона Ханты - Мансийского автономного округа.
Состав и содержание профессиональных компетенций определяется и корректируется на основе выявления требований профессиональной деятельности посредством функционального анализа, осуществляется совместно с работодателями, на основе лучших образцов/примеров производственной деятельности региона Ханты - Мансийского автономного округа.
В основе профессиональной компетенции лежит профессиональное умение, функция/ вид деятельности работника, поэтому коррекция содержания специальных предметов/дисциплин, программ учебной практики и производственной практики, введение дисциплин по выбору, является условием формирования профессиональных компетенций.
При формировании профессиональных компетенций у обучающихся среднего профессионального образования не следует забывать и об общих компетенциях, особенностью которых является универсальность для всех видов профессиональной деятельности.
Основным принципом определения состава и содержания общих и профессиональных компетенций является ориентация на интеграцию региона Ханты - Мансийского автономного округа.
4.Цели и задачи проекта
Объектом исследования является:
- учебный процесс в группах первого и второго года обучения, занимающихся по программе начального профессионального образования в соответствии федеральному государственному образовательному стандарту профессии повар, кондитер.
Предмет исследования:
- средства и методы развития профессиональных качеств на основе профессиональных модулей.
Целью является:
- достижение высоких результатов у обучающихся на основе процесса обучения и освоения программа профессиональных модулей с учетом вариативной части, в соответствии с запросами работодателей.
Задачи:
- оптимизация структуры и спектра программ профессиональных модулей по направлению сферы обслуживания с учетом их востребованности, дополняемости и перспективы развития;
- разработка вариативных профессиональных модулей по запросам работодателей;
Методы исследования:
- анализ и обзор профессиональной и методической литературы, анализ документальных источников, педагогическое наблюдение, анкетирование.
5. Основное содержание проекта
Педагогический опыт, строится на учете общих педагогических и специальных принципах подготовки специалистов по профессии повар, кондитер, а именно: систематичность, постепенность и последовательность, сознательность, принцип всестороннего развития личности, регулярность педагогических воздействий, единство общей и специальной подготовки, и непрерывность всего учебного процесса.
Успешный человек в современном мире – это в значительной степени успешный человек в своей профессии. Именно люди, успешные в профессии, формируют эффективную экономику страны.
Поэтому российская современная образовательная политика нацелена на подготовку высококлассных рабочих и специалистов. Однако до сих пор острой остается проблема того, что система профессионального образования и сегодня не полностью позволяет наладить взаимопонимание между образованием и бизнесом, сделать так, чтобы профессиональное образование точно отвечало на запрос работодателей и при этом учитывало стремление обучающегося стать конкурентно способными на рынке труда.
Сложившиеся ситуация заставила работодателей повысить требования к фактическим результатом обучения на всех уровнях образования и заявить о необходимости формирования у выпускников новых качеств таких, например, как умение работать в команде, способность самостоятельно учиться, готовность к быстрой смене сферы профессиональной деятельности.
Ужесточение требований к квалификации и направлению подготовки выпускников выявило необходимость пересмотра программ к требованиям работодателей и рынка труда.
Стандарты нового поколения разрабатываются на компетентностной основе. Под компетентностью понимается способность и готовность работника к деятельности, основанной на знаниях и опыте, приобретенных благодаря обучению. Профессиональная компетентность характеризует степень готовности работника к профессиональной деятельности.
Компетентностный подход к подготовке специалистов заключается в привитии и развитии у обучающихся набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию и прочие.
Именно компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника – основы его профессиональной мобильности - и есть тот основной механизм, который призван обеспечить социальную защиту молодежи в условиях рыночной экономики, а также снизить недопустимо высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных специалистов по профессии повар, кондитер.
Педагогический опыт, строится на учете общих педагогических и специальных принципах подготовки специалистов по профессии повар, кондитер, а именно: систематичность, постепенность и последовательность, сознательность, принцип всестороннего развития личности, регулярность педагогических воздействий, единство общей и специальной подготовки, и непрерывность всего учебного процесса.
Модернизация производства предъявляет новые требования к профессии повар, кондитер это знание новых технологий которые требуют не только практико-ориентированных знаний нового оборудования, инструментов и условий выполнения технологических процессов.
Предприятия все больше заинтересованы в насыщении всех звеньев производства рабочей силой с творческими возможностями, аналитическими способностями, склонностью к поиску нового в сфере своей деятельности, инициативностью и социальной ответственностью за результаты своей работы. Речь идет, по существу, о стратегической кадровой политике, в которой в качестве основных принципов трудовой деятельности выдвигаются необходимость постоянного обновления знаний и освоение новых профессий и специальностей.
Для системы образования это самые актуальные вопросы, поскольку сегодня одно из наиболее актуальных и «взаимовыгодных» направлений взаимодействия производства и образования - это участие работодателей в разработке содержания образования, причем работодатели готовы к этой работе.
Если для работодателей участие в разработке содержания образования обеспечивает подготовку кадров в соответствии с задачами технической модернизации и развития предприятия, повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции, то для среднего профессионального образования учет запросов конкретного производства позволяет готовить конкурентоспособных специалистов, востребованных на региональных рынках труда.
Предприятия совместно с колледжем при проектировании программ профессиональных модулей имеют возможность определять те знания, умения, которые будут востребованы на производстве.
В процессе обучения используется модульно-компетентностный подход, который предоставляет обучающемуся широкую возможность обучаться на рабочем месте или в ситуации, имитирующей трудовую среду. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, причем основной принцип обучения ориентирован на результаты, необходимые для сферы труда.
Такое обучение позволяет ему адаптироваться к реальности трудовой деятельности во всем ее многообразии и применять на практике не только профессиональные (технические), но и общие ключевые компетенции.
Преимущество модульных программ, основанных на компетенциях, в том, что их гибкость позволяет обновлять или заменять отдельные конкретные модули при изменении требований к специалисту, тем самым обеспечивать качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне, дает возможность индивидуализировать обучение путем комбинирования модулей.
Для разработки программ профессионального модуля были определены следующие этапы этой работы:
- проведено анкетирование предприятий общественного питания (опросные листы).
- определены вариативные профессиональные модули (ПМ) на основе анкетирования и предопределенны результаты освоения основной образовательной профессиональной программы, общие (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) выпускников СПО и НПО по данной профессии;
- определена структура профессиональной образовательной программы;
- разработаны рабочие учебные планы;
- проведено согласование рабочего учебного плана с работодателями.
- разработана и согласована с работодателями программа учебной практики с оценочными средствами обучения (листы наблюдения освоения профессиональных компетенций).
- разработана и согласована с работодателями программа производственной практики с оценочными средствами обучения (оценочные листы освоения профессиональных компетенций).
- разработаны комплекты оценочных средств по профессиональным модулям.
Необходимым условием для инновационной деятельности всего образовательного учреждения, обозначенных в период с 2019 – 2023 годы согласно программе развития колледжа, является переход на интегративно-матричную организационно-образовательную модель.[1]
Для интегративной организации образовательного процесса на основе модульных программ, модульным и информационно – коммуникационных технологиям в профессиональном образовании создаются модульные программы междисциплинарных курсов для усиления профессиональной мотивации, развития как профессиональных, так и общих компетенций обучающихся.
Задачи, реализуемые инновационной образовательной программой, направлены на формирование групп компетенций, сочетание которых позволит обучающемусяориентироваться в основных этапах своей профессиональной деятельности.
Таким образом, используемые интегративная организация и модульные технологии, адаптированные для профессионального образования на основе принципов непрерывности, доступности, гибкости и вариативности, могут обеспечить профессиональную подготовку различного уровня и объема по выбору обучающихся за счет индивидуализации и модульности образования.
К формам реализации предложенной инновационной образовательной программы относятся:
- создание новых учебных модулей, включающих блоки теоретической и практической подготовки.
- организация и проведение серий мастер классов с привлечением работодателей.
- организация и проведение круглых столов с приглашением работодателей.
- подготовка методик разработки междисциплинарных курсов в партнерстве с профессиональным колледжем.
- организация и проведение конференций.
- открытие новых лабораторий и оснащение существующих.
- создание и оснащение площадок практико-ориентированного обучения.
Таким образом, основная идея инновационной образовательной программы заключается в создании инновационной образовательной среды путем перестройки учебного процесса, инновационного изменения содержания, ресурсной базы, технологий обучения, совершенствовании учебно-методической базы по всем дисциплинам, профессиональным образовательным модулям.
Реализация инновационной образовательной программы способствует превращению колледжа в инновационно - ориентированное учебное заведение, главными направлениями которого является ориентация на потребителя, на интеграцию образования и науки, на высокое качество образовательных услуг, ориентация на опережающее образование. Что отвечает всем критериям инноваций.
Внедрение новых технологий в образовательный процесс предполагает упор на передачу способов и методов профессиональной деятельности, проектирование инновационных технологий и на принципах мобильности и практико - ориентированности.
Технология модульного обучения - одна из интенсивных технологий обучения, направлена на оптимизацию, актуализацию, систематизацию и комплексность получения знаний и освоения компетенций.
В результате использования модульной технологии в учебном процессе колледжа обеспечивается развитие общих компетенций обучающихся (самостоятельность, самоконтроль, планирование деятельности, работу с источниками информации) и системное формирование профессиональных компетенций, структурирование учебной деятельности, выстраивание индивидуальной траектории обучения для эффективности использования учебного времени и других ресурсов образовательного процесса за счет активности самого обучающегося.
В процессе обучения созданы фонды оценочных средств для текущего контроля преподавателем освоения обучающимися учебного материала (входной контроль; контроль на практических занятиях, при выполнении лабораторных работ). Также в процессе промежуточной аттестации, проводимой экзаменационной комиссией после изучения прохождения ПМ, МДК, УП, ПП.
По каждому модулю предусмотрена практика и оценивание, а в перспективе и сертификация.
Такой подход к построению содержания образования позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их.
Все это является основным направлением реализации профессиональных модулей по программе повар, кондитер, в условиях конкурентоспособных рабочих кадров, специалистов с учетом запросов работодателей.
Оценка образовательных результатов в рамках модульно-компетентностного подхода также обладает своими особенностями.
Во-первых, оценка производится независимо по каждому модулю.
Во-вторых, базируется на критериях, которые заранее определяются и формулируются в терминах результатов деятельности модуля.
Ведь гибкость модульных образовательных программ профессионального образования, основанных на компетенциях, позволяет образовательному учреждению:
- оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, учитывая социально - экономические тенденции развития Ханты – Мансийского автономного округа, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне;
- чётко формулировать требования к результатам освоения профессиональных модулей, а именно, к компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
- обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
- предусматривать широкое использование интерактивных форм, таких как дискуссии, деловые и ролевые игры, семинары в диалоговом режиме, тренинги, творческие проекты, компьютерные симуляции (причём удельный вес таких занятий также определяется новым стандартом);
- создавать условия для всестороннего развития личности;
- предусматривать встречи с представителями работодателей.
- привлекать специалистов для проведения различных мероприятий профессиональной направленности;
- обеспечить стабильный спрос на выпускников образовательного учреждения.
6.Ресурсы
Временные:
Для реализации проекта требуется 4 года, время, необходимое для сбора информации, обобщения данных, систематизации изученных материалов и документов перспективного и текущего планирования, оформления результатов в виде методических рекомендаций для педагогов.
Информационные:
Для обобщения опыта необходима информация, представленная в учебниках по теории и методике преподавания специальных дисциплин, учебных пособиях по кулинарии и специальной технологии, материалах научно-практических конференциях, видеоматериалы уроков специальных дисциплин.
Кадровые:
Для реализации проекта необходимо участие педагогов междисциплинарных курсов, педагогов учебных дисциплин предшествовавших освоению данных профессиональных модулей, заведующего отделением «сфера обслуживания», заместителей директора по учебно-производственной работе, зам. директора по учебной работе, зам. директора по маркетингу, директора бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Нижневартовского строительного колледжа»
Материально-технические:
Не требуются материальные вложения для приобретения оборудования предприятий общественного питания, посуды и инвентаря, в соответствии с требованиями СанПиН и минимума указанного в федеральном государственном образовательном стандарте.
Имеется 100 % оснащение рабочих мест в лаборатории – кулинарии (площадка практико – ориентированности), для обучающихся «Нижневартовского строительного колледжа».
Учебно-методическое обеспечение:
Представлено учебными пособиями по программам профессиональных модулей, оценочными средствами «листов наблюдения проверки освоения общих и профессиональных компетенций» профессии «повар, кондитер», оценочными средствами «оценочных листов проверки освоения общих и профессиональных компетенций, профессии «повар, кондитер» контрольно-оценочных средств, для оценки результатов освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (ТОП-50). Уровень образовательной программы: Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих Форма обучения
Финансовые:
Для реализации проекта не требуется материальных затрат, ни для обучающихся по программе начального профессионального образования (обучение бесплатное), ни для педагога.
7.Партнеры.
Данный проект реализуется во взаимосвязи обучающихся бюджетного учреждения среднего профессионального образования с педагогами и работодателями.
К реализации проекта привлекаются работодатели, участие которых необходимо в разработке содержания образования, так как для себя они обеспечивают подготовку кадров в соответствии с задачами технической модернизации и развития предприятия общественного питания, повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции.
А для среднего профессионального образования учет запросов конкретного производства позволяет готовить конкурентоспособных специалистов, востребованных на региональных рынках труда.
Предприятия совместно с колледжем при проектировании программ профессиональных модулей имеют возможность определять те знания, умения, которые будут востребованы на производстве.
8.Целевая аудитория
Обучающиеся по программе начального профессионального образованияфедерального государственного образовательного стандартапо профессии «повар, кондитер», педагоги, работодатели.
9.План реализации проекта
План реализации проекта
При работе над проектом первый этап работы, когда необходимо выбрать тему проекта (этап проблематизации) является самым трудным для педагога. Я стараюсь брать большие и интересные темы, а на данный момент переход образования на ФГОС является самым актуальным в настоящее время.
Этапы и сроки реализации проекта:
1. Подготовительный этап: 2019-2023год
Для разработки программ профессионального модуля были определены следующие этапы этой работы:
- проведено анкетирование предприятий общественного питания (опросные листы).
- определены вариативные профессиональные модули (ПМ) на основе анкетирования и предопределенны результаты освоения основной образовательной профессиональной программы, общие (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) выпускников СПО и НПО по данной профессии;
- определена структура профессиональной образовательной программы;
- разработаны рабочие учебные планы;
- проведено согласование рабочего учебного плана с работодателями.
- разработана и согласована с работодателями программа учебной практики с оценочными средствами обучения (листы наблюдения освоения профессиональных компетенций).
- разработана и согласована с работодателями программа производственной практики соценочными средствами обучения (оценочные листы освоения профессиональных компетенций).
- разработаны комплекты оценочных средств по профессиональным модулям.
2. Основной этап: 2019 - 2021 год.
1. Разработка инструментария выявления уровня сформированности общих и профессиональных компетенций.
Сравнительный анализ промежуточной и итоговой аттестации обучающихся занимающихся по программам ГОС и ФГОС.
Выявление уровня развития общих и профессиональных компетенций в ходе проведения занятий.
Стандарт | Группа | Дисциплина: | 2019/2020 | 2020 /2021 | 2021/2022 | 2022/2023 | ||||
абсолют | качество | абсолют | качество | абсолют | качество | абсолют | качество | |||
ГОС | ПК - 335 | Кулинария | 100 | 63 | 100 | 72 | 100 | 80 | ||
ГОС | ПК - 335 | Специальная технология | 100 | 67 | 100 | 77 | 100 | 80 | ||
ГОС | ПК - 305 | Оборудование предприятий общественного питания | 100 | 54 | 100 | 57 | ||||
ГОС | ПК - 305 | Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания | 100 | 95 | ||||||
ГОС | ПК - 335 | Производственное обучение | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||
ФГОС | ПК -305 | ПМ № 1 МДК 1 | 100 | 61 | ||||||
ФГОС | ПК -325 | Физиология питания с основами товароведения. | 100 | 90 | ||||||
ФГОС | ПК -405 | Учебная практика ПМ № 1 | 100 | 100 | ||||||
ФГОС | ПК -405 | Производственная практика ПМ № 1 | 100 | 100 | ||||||
ФГОС | ПК -215 | Экзамен квалификационный ПМ № 1 | Освоены ВПД 100 | Освоены ВПД 100 | ||||||
ФГОС | ПК -215 | МДК 3 | 100 | 100 | ||||||
ФГОС | ПК -325 | МДК 1 | 100 | 100 | ||||||
ФГОС | ПК-325 | Физиология питания с основами товароведения. | 100 | 100 | ||||||
ФГОС | ПК -405 | Учебная практика | 100 | 100 | ||||||
ФГОС | ПК -425 | МДК 3 | 100 | 100 |
3. Заключительный этап –2023 г.
Подведение итогов, анализ результатов и выявление уровня сформированности общих и профессиональных компетенций в ходе проведения итогового аттестации по окончании изучения программ профессиональных модулей.
10.Ожидаемые результаты и социальный эффект
Возможность формирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося и получения квалификаций в соответствии с его личностными особенностями.
- удовлетворенность работодателей квалификацией выпускников и удовлетворенность обучающихся организацией и качеством обучения;
- востребованность выпускников учреждения на рынке труда не только города, но и округа, как специалистов, имеющих достаточную квалификацию по программам профессиональных модулей;
- иметь достаточную компетентностную базу для продолжения образования, самостоятельного освоения новых профессиональных компетенций, мобильного переобучения по инновационным технологиям производства;
- технологичность образовательных программ и применяемых методов обучения на основе опытно-экспериментальной деятельности педагогов и внедрение в образовательный процесс обучения по модульным программам, информационных технологий и электронных учебно-методических комплексов;
- разработка педагогами всех учебных и методических пособий, рекомендованных к распространению в системе среднего профессионального образования и создание студентами практикоориентированных проектов, отвечающих критериям актуальности и востребованности в профессиональной деятельности
- оптимальность условий при достаточности и эффективности использования ресурсов для повышения качества обучения;
- расширенный спектр средств, предоставляемых социальными партнерами, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся, соответствующих запросам работодателей[2].
Для выявления результатов педагогического проекта были сопоставлены общие и профессиональные компетенции Федерального государственного образовательного стандарта и умения, навыки, приобретаемые по изучению профессиональных модулей.
Эффективность разработанной модели реализации профессиональных модулей по программе повар, кондитер, в условиях конкурентоспособных рабочих кадров, специалистов для сферы обслуживания с учетом запросов работодателей, предусматривает в процессе обучения внедрение и проектирование новых технологий в образовательный процесс построенных на принципах мобильности и практико - ориентированности.
Также готовность к отдельным видам деятельности, все это позволяет констатировать о положительной динамики в повышении уровня профессиональной подготовки обучающихся начального профессионального образования «Нижневартовского строительного колледжа».
Эффективность выразилась в повышении компетентности педагогов в вопросах профессиональной подготовки обучающихся.
С целью овладения видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающихся в ходе освоения профессиональных модулей:
Имели практический опыт обработки, нарезки и приготовления блюд, также умеют проверять органолептическим способом годность продуктов питания, выбирать производственный инвентарь и оборудование, обрабатывать различными методами, нарезать и формовать, охлаждать и замораживать.
Знали ассортимент, товароведную характеристику и требования к качеству, характеристику основных видов пряностей, приправ, пищевых добавок, применяемых при приготовлении блюд, способы минимизации отходов при нарезке и обработке, температурный режим и правила приготовления блюд, правила проведения бракеража, способы сервировки и варианты оформления и подачи блюд и гарниров, температуру подачи, правила хранения, виды технологического оборудования и производственного инвентаря, используемых при приготовлении и правила из безопасного использования.
Эффективность реализуемых программ профессиональных модулей с учетом вариативной части, в соответствии с запросами работодателей, доказана благодаря высоким результатам обученности и всесторонней развитости обучающихся.
Так как обучающиеся осознанно формируют свою профессиональную образовательную траекторию за счет положительной мотивации, личной заинтересованности и ответственности в процессе обучения.
Добиваются оптимального результата в освоении наибольшего количества профессиональных и общих компетенций, получают более высокую квалификацию и повышают свою востребованность на рынке труда.
Реализация программ профессиональных модулей способствует превращению колледжа в инновационно - ориентированное учебное заведение, главными направлениями которого является ориентация на потребителя, на интеграцию образования и науки, на высокое качество образовательных услуг, ориентация на опережающее образование.
Таким образом, современная система среднего профессионального образования должна отражать требования сферы труда и специфику социально-экономических условий и обеспечивать обучающегося как профессиональными, так и социальными, коммуникативными и другими компетенциями.
В ответ на вызовы времени принципами эффективности системы профессионального образования должны стать: ориентированность, гибкость и прозрачность.
11. Перспективы дальнейшего развития проекта
Распространение педагогического опыта на уровне города, участие в региональных и всероссийских конкурсах профессионального мастерства. Участие в научно-практических конференциях, методических семинарах, круглых столах с обсуждением проблемы:
- Создание новых учебных модулей, включающих блоки теоретической и практической подготовки.
- Организация и проведение серий мастер классов с привлечением работодателей.
- Организация и проведение круглых столов с приглашением работодателей.
- Разработки и внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.
- Реализация профессиональных модулей по программе повар, кондитер, в условиях конкурентоспособных рабочих кадров, специалистов для сферы обслуживания с учетом запросов работодателей.
12. Литература
- Программа развития Бюджетного учреждения среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовский строительный колледж» на 2019-2023 годы (новая редакция).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (ТОП-50). Уровень образовательной программы: Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих Форма обучения
- Рабочая программа учебной практики по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (ТОП-50). Уровень образовательной программы: Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих Форма обучения
- Рабочая программа производственной практики по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (ТОП-50). Уровень образовательной программы: Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих Форма обучения
- Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в учреждениях начального профессионального образования [Текст]: Методическое пособие / Н.И. Нагимова – Ульяновск: УИПКПРО, 2019. - 65 с.
- Ярочкина Г.В., Ефимова С.А. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования: методическое пособие/ Г.В. Ярочкина, С.А. Ефимова – М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 2018. -177 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [Текст]: // Профессиональное образование.. – 2017. – № 5 – С. 17- 23
- Денисова Л.Н., Медведев В.П. Модульно-компетентностный подход к новым государственным образовательным стандартам. PDF (143К) стр.96-99
- Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, построенных на компетенциях. - М., «Альфа - М», 2017.
- Денисова Л.Н., Медведев В.П. Развитие личностного потенциала студента в системе непрерывного профессионального образования. Журнал «Аккредитация в образовании», №16, 2017.
- Денисова Л.Н., Якубов А.В. Мониторинг качества учебно-производственного обучения в средне профессиональном образовании (из опыта работы). Журнал «Современные научные технологии», №10, 2017.
- Сентюрин Ю.В. Начальное и среднее профессиональное образование в России: законодательное регулирование и перспективы. Журнал «Специалист», №9, 2018.
- Медведев В.П. Опыт создания инновационной образовательной среды путем интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и производства. Журнал «Успехи современного естествознания», №11, 2017.
- Величева Т.А., Медведев В.П. От инновационных образовательных программ к инновационным формам выполнения и защиты выпускной квалификационной работы, Журнал «Успехи современного естествознания», №12, 2017.
- Анисимов П.Ф., Гунявина Н.Л. Роль и место специалиста со средним профессиональным образованием технического профиля в современных условиях модернизации производства. Сборник. Под общей редакцией д.п.н., к.э.н. ДеминаВ.М. - М., 2018.
[1] Заместитель директора по учебно-производственной работе – Шевцова Ю.В Заместитель директора по теоретическому обучению – Житникова О.Н Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – Валеева С.Х,.Заместитель директора по маркетингу – Лукин С.В. Заместитель директора по АХЧ Черненко О.В Методист – Гринцова Я.А.
Программа развития Бюджетного учреждения среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовский строительный колледж»
[2]Заместитель директора по учебно-производственной работе – Шевцова Ю.В Заместитель директора по теоретическому обучению – Житникова О.Н Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – Валеева С.Х,.Заместитель директора по маркетингу – Лукин С.В. Заместитель директора по АХЧ Черненко О.В Методист – Гринцова Я.А.
Программа развития Бюджетного учреждения среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовский строительный колледж»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прикладной практико-ориентированный проект "Использование методики обучения вождению автомобиля категории «В» с учетом формирования профессиональных и общих компетенций"
Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с образовательными пр...
Практико-ориентированный проект "Живые страницы"
Что для нас бумага? Привычный материал, с которым сталкиваемся буквально на каждом шагу: в квартире, на работе или учебе. Редко кто задумывается, что бумага – это необыкновенное изобретение чело...
Информационно-практико-ориентированный проект «С книгой по дорогам детства» для детей старшего дошкольного возраста
В современном мире необходимо сохранить любовь к книге. Ведь книга- это помощник в приобретении знаний для детей любого возраста. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. С развитием ...
Студенческий практико-ориентированный проект "Гемолитическая болезнь новорожденных и как ее предотвратить"
Актуальность темы гемолитической болезни новорожденных обусловлена значительной распространенностью данной патологии - один случай на 200 - 300 родов. Углубленное изучение данной тематики позволило вы...
Студенческий практико-ориентированный проект "Анализ преимуществ естественного вскармливания детей первого года жизни"
Наиболее сбалансированным, самым оптимальным продуктом для питания детей первого года жизни является женское молоко, которое рассматривается как золотой стандарт питани ребенка первого года жизни, выр...
Студенческий практико-ориентированный проект "Практическая деятельность медицинской сестры в ранней диагностике заболеваний у детей на примере работы детского Центра здоровья"
Основной целью создания Центров здоровья является предупреждение развития заболеваний, коррекция образа жизни с учетом индивидуальных особенностей пациента и выявленных у него рисков с помощью д...
Практико-ориентированный проект
На технологический процесс обработки молока влияют его физические свойства, которые характеризуются плотностью, вязкостью, точками кипения и замерзания и тд.Цель переработки молока - изменить первонач...