Прикладной практико-ориентированный проект "Использование методики обучения вождению автомобиля категории «В» с учетом формирования профессиональных и общих компетенций"
проект на тему

Квашенников Александр Алексеевич

Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с образовательными программами среднего профессионального образования, разработанными на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.

Проект «Использование методики обучения вождению автомобиля категории «В» с учетом формирования профессиональных и общих компетенций» направлен на систематизацию знаний по вождению автомобиля категории «В» и отработку алгоритма действий водителя в различных ситуациях, учитывая формирование профессиональных и общих компетенций.

Анализ структуры и содержания деятельности специалиста, работающего в сфере автотранспортного производства, показывает, что он должен отличаться интегрированностью профессиональных компетенций, обладать социокультурным, интеллектуальным и нравственным потенциалом личности. Следовательно, система подготовки будущего водителя должна обеспечивать формирование всех компонентов его профессионализма, в свою очередь это требует доработки механизма методики обучения вождению автомобиля.

В качестве основного способа обучения используется комплекс упражнений, с определенными методами обучения. Данная  методика предполагает использование индивидуальной формы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Починковский сельскохозяйственный техникум»

Прикладной практико-ориентированный проект

Использование методики обучения вождению автомобиля категории «В» с учетом формирования профессиональных и общих компетенций

Разработал:

мастер производственного обучения

Квашенников А.А.

с. Починки 2015 г.

Аннотация проекта

Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с образовательными программами среднего профессионального образования, разработанными на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.

Проект «Использование методики обучения вождению автомобиля категории «В» с учетом формирования профессиональных и общих компетенций» направлен на систематизацию знаний по вождению автомобиля категории «В» и отработку алгоритма действий водителя в различных ситуациях, учитывая формирование профессиональных и общих компетенций.

Анализ структуры и содержания деятельности специалиста, работающего в сфере автотранспортного производства, показывает, что он должен отличаться интегрированностью профессиональных компетенций, обладать социокультурным, интеллектуальным и нравственным потенциалом личности. Следовательно, система подготовки будущего водителя должна обеспечивать формирование всех компонентов его профессионализма, в свою очередь это требует доработки механизма методики обучения вождению автомобиля.

В качестве основного способа обучения используется комплекс упражнений, с определенными методами обучения. Данная  методика предполагает использование индивидуальной формы обучения.

Обоснование необходимости проекта

На дорогах Российской Федерации происходит огромное число дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Анализ данных ДТП показывает, что почти 80% происшествий происходит по вине водителей.

При этом основная оценка действий водителя с точки зрения ГИБДД «Нарушил Правила», или «Не справился с управлением» однако есть еще личная оценка своих действий виновника — «Не рассчитал», «Не заметил», «Не учел», «Не вписался в поворот», «Занесло», «Не предвидел»,

Из этого можно сделать вывод, что если человек попал в аварию, значит, это произошло вследствие пробелов в обучении и отсутствии у него необходимых профессиональных знаний и навыков. Значит, можно предположить, что основная причина аварий на дорогах заключается в плохой подготовке водителей, и для решения этой проблемы необходимо что-то изменить в процессе обучения.

Обучение вождению проводится путем индивидуальной отработке практических упражнений. Каждое упражнение разбивают на несколько задач, которые, в свою очередь представляют собой группу однородных приемов вождения. Объем, содержание и условия выполнения упражнений являются обязательными для всех обучающихся.

В процессе обучения вождению у студентов закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к получаемой профессии. Студенты получают возможность реализовать свои профессиональные знания и умения.

На сегодняшний день главный акцент делается на подготовку выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновать своё решение.

Специфика формирования профессиональных компетенций у студентов заключается  в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а когда студент сам найдёт эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач.

Это ориентирует обучающихся на способность  мыслить и действовать по новому, а мастер производственного обучения со своей стороны старается нацелить их на получение профессиональных компетенций путем привлечения к осознанной работе (выполнению действий).

Цель проекта - систематизировать знания обучающихся по вождению автомобиля категории «В» и отработать алгоритмы действий водителя в различных ситуациях с учетом формирования общих и профессиональных компетенций.

Задачи проекта:

образовательные:

- формирование умений управлять автомобилем категории «В»;

-  формирование умений анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого принимать решения и нести ответственность за результаты своих действий;

развивающие:

- развитие интеллектуальных способностей, умение мыслить в нестандартных ситуациях;

- развитие личности, которая, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, а с другой стороны – формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира;

воспитательные:

- воспитание умений производить самоконтроль и самооценку, рефлексию собственной деятельности;

- воспитание профессиональных качеств будущего водителя, культуру труда;

- воспитание таких качеств личности как: исполнительность, трудолюбие, уверенность в себе, ответственность и дисциплинированность.

Предлагаемая методика обучения вождению автомобиля категории «В», позволяет в процессе подготовки будущего водителя осуществлять формирование профессиональных и общих компетенций (ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий «В», «С»; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы; ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач)  необходимых для безопасного вождения.

В основе методики лежит принцип систематичности и последовательности обучения, который означает, что учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности, с целью лучшего его усвоения.

Отражением систематичности и последовательности обучения являются этапы обучения, в которых предусмотрена определенная последовательность упражнений.

Реализация данного проекта позволяет наметить три этапа подготовки, которые обучающийся  должен пройти последовательно по мере совершенствования своего водительского мастерства. Причем, каждый предыдущий этап необходим для овладения последующим.

Первый этап. Основная задача этапа выработать у обучаемого двигательные навыки.

Двигательные навыки являются важными в деятельности водителя. Именно двигательные навыки, доведенные до уровня автоматизма действий, позволяют водителю тратить меньше времени на выполнение каждого действия.

Таким образом, основное внимание при обучении двигательным навыкам необходимо уделять развитию у обучаемого максимально возможной скорости движений.

Этап включает упражнения, которые позволяют приобрести основные навыки управления автомобилем (посадка водителя, вращение руля, переключение передач, действия педалями и другими органами управления).

Второй этап. Основная задача второго этапа сформировать сенсорные навыки — это навыки восприятия, в которых главную роль играют органы чувств.

Сенсорные навыки играют важную роль при оценке скорости движения автомобиля, и отклонений автомобиля от направления движения.

Этап включает упражнения, которые позволяют сформировать визуальные представления об ориентирах положения и прогнозирования траектории движения автомобиля на дороге, отработать навыки – глазомерной оценки расстояний и габаритов автомобиля, чувство автомобиля (способность по ощущениям оценивать поведение автомобиля на дороге).

В начале этапа необходимо научиться управлять скоростью автомобиля и строить траекторию движения автомобиля. Затем освоить маневрирование в ограниченном пространстве.

В конце этапа необходимо освоить технику и тактику основных маневров на дороге. Разгон и эффективное торможение автомобиля.

Перестроение, Повороты, Объезд, Обгон.

Основные элементы этапа.

Первая часть этапа с обучением на автодроме

Управление скоростью движения. Первоначальные навыки контроля скорости (начало движения, движение по прямой и остановка).

Прежде чем начать движение, необходимо представлять себе, как остановить автомобиль.

Расчет и контроль траектории автомобиля.

Совершенствование навыков вращения руля и распределение внимания для своевременной коррекции траектории автомобиля.

Габаритная подготовка. (Фигурное вождение)

(ворота, змейка, въезд в бокс, парковка, выезд с парковки и т. д.). Чтобы уверенно управлять автомобилем на участках с ограниченными размерами водитель должен научиться чувствовать габариты автомобиля, и представлять себе, как перемещаются крайние точки кузова на повороте.

После освоения этих упражнений и уверенного их выполнения обучение продолжается на дороге с небольшим движением.

Вторая часть этапа на кольцевом маршруте

Расчет безопасной скорости движения и остановочного пути.

Формирование умения быстрого определения безопасной скорости автомобиля и расчета остановочного пути.

Совершенствование техники разгона и эффективного торможения.

Изучение техники плавного и интенсивного разгона, а также различных способов торможения, чтобы развить чувство автомобиля (способность по ощущениям оценивать поведение автомобиля на дороге) и научиться контролировать автомобиль.

Основные маневры. Изучение техники безопасного выполнения поворотов, перестроений, объездов препятствия и обгона.

Преодоление психологического барьера скорости 20-40-60.

С увеличением скорости уменьшается время для оценки ситуации и принятия решения. Необходимо для подготовки обучаемого к сложным условиям движения в потоке.

После двух этапов, обучаемый полностью осваивает технику и тактику вождения и обучение можно продолжить на других учебных трассах в различных условиях движения.

Третий этап. Основная задача третьего этапа отработать мыслительные или умственные навыки. Эти навыки являются основой безопасного управления, и помогают водителю прогнозировать дорожную ситуацию и предотвращать опасные ситуации на дороге.

Этап позволяет освоить эффективные алгоритмы действий в различных ситуациях, прогнозирование поведения участников движения в различных условиях, что помогает избежать критических ситуаций.

Основные элементы этапа

Прогнозирование ситуации. Формирование навыков правильного восприятия, оценки дорожной обстановки, умения предвидеть ее возможные изменения, и принятия безопасного решения и его реализация;

  • рациональный обзор окружающей обстановки и видимость вашего автомобиля другими участниками движения;
  • наличие безопасного пространства вокруг вашего автомобиля (безопасные дистанция и интервал);
  • выбор оптимальной скорости движения для данной дорожной обстановки;
  • прогнозирование изменений дорожной обстановки.

Контраварийная подготовка. Водительское мастерство заключается не только в умении предупредить опасность, но и если их создал кто-то другой, предотвращать их последствия. Важно знать, как действовать в опасной ситуации.

Классификация дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Статистика ДТП. Анализ причин и обстоятельств ДТП. Ошибки водителей в технике и тактике вождения. Опасные зоны. Опасные ситуации. Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. Искусство совершать аварию. За секунду до столкновения. Действия водителя в аварийных ситуациях.

Результатом обучения с последовательным прохождением трех этапов является свободное управление автомобилем в различных дорожных ситуациях.

Чтобы управлять автомобилем, важно научиться выполнять множество действий в определенной последовательности. Методику обучения составляют самые эффективные приемы управления автомобилем, влияющие на безопасность движения. Эти приемы предназначены для использования на обычных дорогах.

Особенность методики, заключается в том, что навыки формируются с помощью упражнений – в виде простых алгоритмов (порядка действий).

Цель упражнений — отработать до автоматизма необходимые навыки за счет рациональной координации движений или четкой последовательности действий.

Упражнения позволяют моделировать ситуации и изучать их в безопасных условиях. Это позволяет быстро отработать эффективные приемы управления автомобилем.

Упражнения расположены в определенной последовательности от простого к сложному. В каждом упражнении сначала изучаются отдельные элементы движения и затем объединяются в одно целостное действие.

Тренировка всех действий, производится последовательно по упражнениям.

Практика свидетельствует о том, что обучающийся лучше усваивает материал, когда он предлагается по порядку в определенной последовательности.

При этом материал усваивается лучше и быстрее, когда отработка упражнения, сопровождается комментариями или визуальным представлением действий. Это позволяет быстро приобрести навыки мыслительных и практических действий.

Добиться высокой степени автоматизма навыков у обучаемого  помогают многократные повторения.

Техническое задание проекта

Упражнение «Повороты»

«Ошибка в выборе скорости движения»

Приобретение опыта путем выполнения действий с ошибками.

Для реализации учебных задач обучаемый выполняет маневр, который может создать опасную ситуацию.

Превышение скорости на повороте. В результате возникает момент с потерей устойчивости и управляемости, что приводит к изменению траектории автомобиля.

 Упражнение «Развороты»

«Ошибка в выборе ориентира»

Приобретение опыта путем выполнения действий с ошибками.

Для реализации учебных задач обучаемый выполняет маневр, который может создать опасную ситуацию.

Заранее выбирается неправильный ориентир при выполнении разворота. Вследствие чего изменяется траектория автомобиля, что приводит к неправильному выполнению данного маневра.

Упражнение «Подъемы»

«Ошибка в выборе передачи»

Приобретение опыта путем выполнения действий с ошибками.

Для реализации учебных задач обучаемый выполняет маневр, который может создать опасную ситуацию. Во время трогания на подъеме, вместо включения первой передачи, включает третью. В результате нагрузка на двигатель автомобиля увеличивается, что приводит к его остановке и откату транспортного средства более установленной величины.  

Упражнение «Обгон»

«Ошибка в выборе скоростного режима»

Приобретение опыта путем выполнения действий с ошибками.

При обгоне транспортного средства выбирается неправильный скоростной режим (обгон с наименьшей скоростью), в результате создается аварийная ситуация так как происходит выезд на полосу встречного движения при наличии встречного транспорта.

Упражнение «Проезд пешеходных переходов»

«Ошибка в выборе скоростного режима, отсутствия внимания и бдительности на дороге»

Приобретение опыта путем выполнения действий с ошибками.

Во время движения по нерегулируемому пешеходному переходу, при неправильно выбранном скоростном режиме, отсутствия внимания и бдительности на дороге, внезапном появлении пешехода, создается аварийная ситуация.

Использование данного комплекса упражнений позволяет увидеть обучающемуся результат неправильных действий.

Метод контрольных вопросов.

Метод позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях обучающегося. Суть метода состоит в использовании при обучении списка специально подготовленных вопросов. Сила метода контрольных вопросов в том, что он формируется на основе опыта специалистов.

Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления.

Ресурсное обеспечение проекта

 Временные рамки проекта- 1 год

Информационные ресурсы:

-       обучающиеся проинформированы о начале реализации проекта;

-       выявлены причины существующей проблемы;

-       собран информационный материал по теме реализуемого проекта.

Программно-методические ресурсы:

-       разработано содержание проекта;

-       разработана стратегия реализации проекта;

-       проведена презентация проекта среди членов педагогического коллектива  и обучающихся.

Материально-технические ресурсы:

- оснащение автодрома;

- закупка ГСМ.

Финансовые ресурсы:

финансирование данного проекта осуществляться за счет собственных средств и доходов техникума. Объем финансовых ресурсов зависит от контроля цен и управления ценообразованием.

Партнерами при реализации проекта «Использование методики обучения вождению автомобиля категории «В» с учетом формирования профессиональных и общих компетенций» являются: ООО «Агрофирма «Маресевская»»; СПК «Заря»; СПК им. «Кирова».

Образовательные результаты проекта:

Анализируя результаты данного проекта необходимо отметить тот факт, что используя данную методику, увеличился показатель качества обучения (таблица № 1).

Таблица № 1 Диагностика качества обучения

№ п/п

Группа студентов, обучающаяся по программе подготовки водителей категории «В» согласно учебного плана

Исследуемая группа

Качество обучения

Контрольный срез

Качество обучения

Контрольный срез

1

52 %

53 %

53 %

56 %

Оценить результат освоения данного проекта можно с помощью выполнения обучающимися комплекса упражнений (внутренний экзамен):

1. Змейка.

Необходимо объехать все вешки, не задев их и не пересекая сплошные боковые линии. Снимаете стояночный тормоз, включаете передачу и начинаете движение по змейке до линии «стоп». Оптимальный вариант – отпустить педаль сцепления, но не нажимать педаль газа во время движения. Это обеспечит плавность хода и упростит прохождение упражнения

Штрафные баллы:   1.   отклонился от заданной траектории движения – 5 баллов;

2.   сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки -5 баллов;

3. заглох двигатель при выполнении упражнения – 1 балл;

4. не включил нейтральную передачу после остановки при работающем

двигателе – 3 балла;

5. не затянул стояночный тормоз после остановки в зоне стоянки – 3 балла;

6. пересек линию «СТОП» - 5 баллов.

2. Остановка и трогание на подъёме.

Въезжать на эстакаду так, чтобы все колеса автомобиля находились на наклонной поверхности, но бампер машины не пересекал линию «стоп». Останавливаетесь. Поднимаете стояночный тормоз и ставите рычаг на нейтральное положение. Затем включаете первую передачу, нажимаете педаль сцепления и газа.
Когда стрелка тахометра достигнет 3000 оборотов, понемногу начинаете отпускать педаль сцепления. Стрелка тахометра постепенно опускается. Когда она достигает 1200 оборотов, нужно остановить ногу, удерживая педаль в полуотпущенном положении. Снимаете авто с ручника. После того, как машина начала двигаться, плавно отпускаете педаль до конца.

Штрафные баллы:  1. сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию

горизонтальной разметки площадки – 5 баллов;

2. не зафиксировал ТС в неподвижном состоянии при остановке на

наклонном участке – 5 баллов;

3. допустил откат при трогании на наклонном участке на

величину более 0,3 м   - 5 баллов;

4. пересек линию «СТОП» - 5 баллов;

5. пересек линию «СТОП» при остановке на наклонном участке – 3 балла;

6. при выполнении упражнения двигатель заглох – 3 балла;

7. не включил нейтральную передачу после остановки при работающем

двигателе – 3 балла;

8. не включил стояночный тормоз после остановки перед линией «СТОП»- 3 балла.

3. Разворот.

Требуется выполнить разворот на 180 градусов на ограниченном квадрате с длиной и шириной равными двум длинам ТС. Начинаете упражнение от стартовой линии. Снимаете машину с ручника, перемещаете авто в правую сторону квадрата как можно ближе к средней вешке и останавливаетесь, не пересекая сплошную линию.
До предела выкручиваете руль влево. Двигаетесь вперед в направлении средней вешки на противоположной стороне. Затем останавливаетесь и начинаете движение задним ходом до тех пор, пока перед вами не окажется достаточно пространства для того, чтобы выехать вперед к линии «стоп».

Штрафные баллы:  1.сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию

горизонтальной разметки площадки – 5 баллов;

2. не смог въехать в зону стоянки за одноразовое включение передачи заднего      

входа – 5 баллов;

3. не смог развернуться при одноразовом включении передачи заднего хода

- 3 балла;

4. не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе – 3 балла;

5. не включил стояночный тормоз после остановки в зоне стоянки – 3 балла;

6. при выполнении упражнения двигатель заглох – 3 балла.

4.Възд в бокс.

Снять автомобиль с ручника и начать движение прямо, пока переднее колесо не окажется вровень с первой угловой вешкой «гаража». Останавливаетесь. Выворачиваете руль до упора в сторону, противоположную гаражу. Двигаетесь вперед, пока в зеркале не появится вторая ближняя угловая вешка гаража. Возвращаете руль в положение «прямо».
Двигаетесь задним ходом, пока вторая ближняя вешка не окажется на уровне задней двери. Останавливаетесь. Выворачиваете руль до упора в сторону второй вешки. Продолжаете двигаться назад, контролируя положение авто по зеркалам заднего вида. Останавливаетесь, когда ТС встанет параллельно боковым «стенкам» гаража.
Устанавливаете руль прямо. Продолжаете движение, пока авто не въедет в гараж. При выполнении упражнения следите, чтобы ни одна часть ТС, включая боковые зеркала, не выступала за пределы бокса.

Штрафные баллы:  1.  сбил элементы разметочного оборудования – 5 баллов;

2.  пересёк линию СТОП (по проекции переднего габарита Т.С.)- 5 баллов;

3.  не смог въехать в бокс при одноразовом включении передачи заднего хода – 3 балла;

4.  заглох двигатель при выполнении упражнения – 1 балл;

5.  не включил стояночный тормоз после остановки в зоне стоянки  – 3 балла.

5. Параллельная парковка задним ходом 

Двигаетесь прямо, пока заднее колесо автомобиля не окажется на уровне угловой вешки, ограничивающей карман. Останавливаетесь. Выкручиваете руль до упора в сторону кармана. Затем двигаетесь задним ходом, пока в зеркале не появится угловая вешка в дальнем углу кармана. Снова останавливаетесь. Поворачиваете руль так, чтобы ТС двигалось прямо.
Снова начинаете движение задним ходом, пока колесо машины не пересечет прерывистую линию. Поворачиваете руль до упора в сторону, противоположную карману. Продолжаете двигаться задним ходом, пока авто не окажется в кармане. Прекращаете движение, когда ТС встанет параллельно воображаемому направлению движения на основной дороге

Штрафные баллы:  1.  сбил элементы разметочного оборудования – 5 баллов;

2.  не пересёк прерывистую линию по проекции бокового габарита ТС– 5 баллов;

3.  не смог въехать в зону стоянки за  одноразовое  включение  передачи заднего хода – 3 балла;

4.  заглох двигатель при выполнении упражнения – 1 балл;

5.  не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе – 3 балла;

6. не включил стояночный тормоз после остановки в зоне стоянки – 3 балла. 

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Обучение по данной методике, позволит ускорить приобретение обучающимися основных навыков и приемов управления автомобилем (сформировать компетенции)  и создать благоприятные условия для развития у обучаемого способности ориентироваться в дорожной обстановке, и для решения практических задач в дорожных условиях, т. е. оценка, анализ и прогнозирование опасных ситуаций, возникающих на дороге.

Легкость и быстрота овладения профессией, соответственно сокращение всех видов затрат на обучение, повышение качества обучения, достижение уверенного выполнения всех основных профессиональных действий при завершении обучения — таковы главные достоинства предлагаемой методики обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение полевой практики в формировании профессиональных и общих компетенций у студентов фармацевтического отделения Казанского медицинского колледжа.

Летняя  учебно-полевая практика по ботанике для студентов фармацевтического отделения  Казанского медицинского колледжа  проводится после завершения лекционно-лабораторных занятий. В те...

Формирование профессиональных и общих компетенций на примере решения ситуационной профессиональной задачи

Формирование профессиональных  и общих компетенций  выпускников в процессе решения ситуационных задач...

статья Формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся посредством интеграции в образовательном процессе ИКТ и технологии интегрированного обучения

Интегрированный урок объединяет в себе обучение по нескольким дисциплинам одновременно, целью  которого является изучение целой темы или какого-то понятия   в  межпредметном  ...

Реализация на учебном занятии условий для формирования профессиональных и общих компетенций у обучающихся среднего профессионального образования.

Создание педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования....

План по формированию профессиональных и общих компетенций, трудовых действий по МДК 02.05 «Теория и методика музыкального развития с практикумом»

План по формированию профессиональных и общих компетенций,  трудовых действий по МДК  02.05 «Теория и методика музыкального развития с практикумом» профессионального модуля ...

План-конспект практического занятия по обучению вождению автомобиля категории «С»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ №17: «Вождение по учебным маршрутам с малой интенсивностью движения.»Практическое вождение по маршруту с малой интенсивностью движения №2, с разбором, используя видеозапи...

План-конспект практического занятия по обучению вождению автомобиля категории «С»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ №17«Вождение по учебным маршрутам с малой интенсивностью движения.»...