Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Наличные и безналичные формы расчетов»
классный час

Яхина Ольга Владимировна

Важное место в процессе продажи товаров занимает организация расчетов с покупателями. Правильная организация расчетных операций позволяет сократить время, затраченное покупателями, обеспечивает точность, быстроту и наглядность расчетов, улучшает санитарно-гигиенические условия при реализации продовольственных товаров, исключает хищения и злоупотребления денежными средствами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия

на тему: «Наличные и безналичные формы расчетов»

                                                                                                                                                                                           

2017

Яхина О.В мастер производственного обучения, ГБПОУ ИО ТПТТ «Тайшетский промышленно-технологический техникум)., Тайшет 2017– 6с.

Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии профессионального цикла ГБПОУ ИО ТПТТ.

(протокол №________ от _____________2017г.)

Цель: способствовать формированию у обучающихся теоретических знаний и практических навыков по наличным и безналичным формам расчета.

Задачи:

образовательные:

  1. Сформировать у обучающихся представление о формах расчета за купленный товар.
  2. Способствовать формированию культуры обращения с деньгами.

коррекционно-развивающие:

  1. Способствовать коррекции и развитию мыслительной деятельности.
  2. Способствовать коррекции речи через использование словесных методов обучения.

воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес.
  2. Воспитывать доброжелательные и дружеские отношения.

Наглядные пособия: презентация.

Средства обучения: ПК, проектор.

Дидактический материал: конверты, ручка, бумага, образцы банкнот банка России, карточки для расчета стоимости товара, кассовый аппарат, микрокалькулятор.

Ход занятия

  1. Организация начала занятия

Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии, психологически подготовить обучающихся к общению и предстоящему занятию.

- Здравствуйте, дорогие ребята, и уважаемые взрослые. Сегодня мы с вами собрались, что провести внеклассное мероприятие.

Будьте, ребята, старательны,

Будьте, ребята, внимательны.

Постарайтесь все запоминать,

На вопросы мои отвечать.

  1. Сообщение темы и цели занятия

Цель: привлечь внимание воспитанников к теме занятия.

Тема нашего занятия: «Наличные и безналичные формы расчетов».

 Я считаю, что сегодняшний наш разговор будет для вас полезен, поскольку вы уже стоите на пороге самостоятельной жизни, и совсем скоро вам самим придется зарабатывать деньги  и тратить их.

Сегодня мы с вами постараемся выяснить, какие существуют формы расчетов за приобретенный товар, в чем особенность различных методов расчета.

3.Основная часть занятия

Цель: изложение нового материала с опорой на имеющиеся у обучающихся знания и умения.

Важное место в процессе продажи товаров занимает организация расчетов с покупателями. Правильная организация расчетных операций позволяет сократить время, затраченное покупателями, обеспечивает точность, быстроту и наглядность расчетов, улучшает санитарно-гигиенические условия при реализации продовольственных товаров, исключает хищения и злоупотребления денежными средствами. Идеальная модель расчетов предполагает, что, получив деньги от своих покупателей, предприятие направляет часть из них на оплату приобретенного сырья и материалов. В современном магазине самообслуживания покупатель, как правило, контактирует с обслуживающим персоналом лишь непосредственно перед уходом, в расчетно-кассовой зоне. Поэтому очень важно, чтобы его встретил достойный уровень сервиса.

Расчетные операции с покупателями играют важную роль в торгово-технологическом процессе магазина. От правильной их организации зависят затраты покупателями времени на приобретение товаров. Эффективность работы кассового узла зависит от таких факторов как профессионализм кассира, эргономика его рабочего места; возможности оборудования, надежность и простота обслуживания программного обеспечения. В процессе обращения товаров возникают денежные отношения с поставщиками и покупателями за покупку и продажу товаров. Расчеты могут осуществляться путем уплаты наличных денег или путем безналичных расчетов.

Расчеты - это денежные взаимоотношения между субъектами, которые можно разделить на две группы: - первая группа - платежи по товарным операциям, связанные с движением товара (расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками); - вторая группа - расчеты по нетоварным операциям, не обусловленные движением товара и связанные лишь с движением денежных средств (расчеты с бюджетом, внебюджетными фондами, учредителями, акционерами, кредитными организациями).

Расчеты с покупателями могут осуществляться путем приема денег непосредственно продавцом, кассиром или контролером-кассиром и одновременного учета поступившей суммы с помощью кассовой машины. Контрольно-кассовые машины обеспечивают наглядность, простоту и правильность расчета, контроль за ведением расчетно-кассовых операций, точность учета денежных поступлений. При этом значительно ускоряется процесс расчетов с покупателями.

В настоящее время в торговле существуют следующие способы расчетов с покупателями. Деньги за проданный товар получает: - кассир – операционист; - продавец - кассир; - контролер – кассир; - автомат.

Способ 1. Работа кассира - операциониста используется при традиционном методе продажи товаров (через прилавок), когда товар отпускается по кассовым чекам. Кассир - операционист регистрирует покупки через кассовый аппарат, выдает покупателям кассовый чек, по этому чеку покупатель получает у продавца товар. При этом способе расчета материальная ответственность ложится на разных лиц: продавец несет ответственность за товар в отделе, кассир - операционист — за деньги в кассе.

Способ 2. При расчете покупателя с продавцом-кассиром кассовый аппарат находится в отделе. Продавец отбирает, взвешивает, упаковывает отобранный покупателем товар, регистрирует его стоимость на кассовом аппарате, выдает чек покупателю вместе с товаром и получает деньги. В этом случае работник несет материальную ответственность за товар, находящийся в отделе, и за денежные средства, находящиеся в кассе.

Способ 3. Труд контролера-кассира используется, если расчет производится на узле расчета, который расположен при выходе из магазина самообслуживания. Покупатель отбирает товары в торговом зале, затем предъявляет их контролеру-кассиру на узле расчета, расплачивается и получает чек, который должен сохранить до выхода из магазина. В этом случае контролер-кассир несет материальную ответственность за товар в торговом зале и за денежные средства в кассе.

Способ 4. При этом способе товар отпускается из автоматов по продаже сигарет, плиток шоколада, напитков и другое. Этот способ продажи ограничен ассортиментом, При способах 1 - 3 информация о состоянии контрольно-кассовой машины, ошибках кассира и другая служебная информация высвечивается на индикаторе кассира в виде надписей, что значительно упрощает его работу.

Кассир осуществляющий прием наличных денежных средств, должен производить расчеты с покупателем в следующем порядке: • четко назвать сумму денег, полученную от покупателя, и положить эти деньги отдельно на видное для покупателя место (не в ящик для денег, т. е. в так называемую кассу - купюра к купюре, а так, чтобы покупатель видели свои деньги): 1) выбить чек; 2) назвать покупателю выдаваемую сумму сдачи и вручить ее вместе с чеком: • потом поместить полученные от покупателя деньги в ящик для денег в кассовом аппарате или иное место аналогичного назначения.

БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ

Кроме расчетов наличными денежными средствами в торговых предприятиях существуют и безналичные расчеты. Безналичные расчеты — это платежи, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.

Банковская пластиковая карточка – универсальный платежный инструмент, являющийся ключом доступа к управлению банковским счетом и позволяющий своему владельцу оплачивать товары и услуги в различных торговых и сервисных предприятиях, принимающих карточки, получать наличные деньги, а также пользоваться иными дополнительными услугами и определёнными преимуществами. Сегодня банковские карточки выступают ключевым элементом электронных банковских систем, более активно вытесняя привычные чековые книжки и наличные деньги.

Все банковские карты могут классифицироваться по тому, кем используется карта: - корпоративные, - индивидуальные, - семейные.

В ходе развития пластиковых карт возникли разные виды пластиковых карточек, различающихся назначением, функциональными и техническими характеристиками.

1. Банковские кредитные карточки предназначены для покупки товаров с использованием банковского кредита, а так же для получения авансов в денежно-кредитной форме. Главная особенность этой карточки - открытие банком кредитной линии, которая используется автоматически каждый раз, когда производится покупка товара или берется кредит в денежной форме. Кредитная линия используется в пределах установленного банком лимита. Ответственность перед банком по корпоративному счету несет организация, а не индивидуальные владельцы карточек.

2. Карточки туризма развлечений и отдыха. Это «платежные» карточки. Они выпускаются компаниями, специализирующимися на обслуживании указанной сферы. Карточки принимаются сотнями тысяч торговых и сервисных предприятий во всем мире для оплаты товаров или услуг, а также предоставляют владельцам карт различные льготы при бронировании авиабилетов, номеров в гостиницах, получению скидках с цены товара, страхованию жизни и т.д. Главные отличия этого вида карточек от банковских кредитных карточек заключается во-первых, в отсутствии разового лимита на покупки и, во-вторых, обязанности владельца карточки погасить задолженность в течение месяца без права пролонгировать кредит.

3. Частные платежные карточки предприятий торговли и услуг. Применение этих карточек ограничено определенной замкнутой сетью торговых учреждений, например цепью универмагов, системой заправочных станций определенной компании. Кредит предоставляет сама компания, Она же получает процент по ссудам.

4. Карточки для банковских автоматов. Это разновидность дебетовых карточек, которые дают возможность владельцу счета в банке получать наличные деньги в пределах остатка средств на счете через автоматические устройства, установленные в банках, торговых залах и т.д. При наличии карточки деньги можно получать в любое время суток и по праздничным, выходным дням. Некоторые типы автоматов выполняют более широкий круг операций помимо простого снятия денег со счета; они позволяют вносить деньги на вклад, делать взнос на погашение ссуды, получить выписку о состоянии банковского счета, переводить деньги с одного счета на другой.

Преимущества и недостатки пластиковых карт

Преимущества пластиковых карт - это быстрота платежей. В любой стране мира можно будет снять наличные деньги или оплатить покупку товаров и услуг. Также благодаря пластиковой карте обеспечивается безопасность средств, в случае её потери. В таком случае можно всегда заблокировать карту в течение нескольких минут. Для этого потребуется позвонить на горячую линию банка и сообщить о её утрате. После этого сразу же произойдет блокировка. Касательно недостатков пластиковой карты следует сказать, что особых минусов у неё и нет. При правильном использовании ей ничего страшного не грозит.

Заключение

В современных условиях рыночной экономики ни одно предприятие не сможет существовать без покупателей, т.к. они являются источником прибыли и благополучия организации. Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, и финансового характера, требующих повседневного решения. Правильная организация учета расчетов с покупателями и заказчиками, несомненно, играет одну из важных ролей в каждой организации. Ведь прибыль предприятия складывается из оплаты клиентами проданных товаров, выполненных работ или оказанных услуг.

Задание 1. Группа делиться на две команды, каждой из которой выдается конверт с частями банкнот различного достоинства. Задача каждой группы определить к какой банкноте относится каждая часть. Главный критерий оценки скорость, точность.

Задание 2. Используя кассовый аппарат, муляжи товаров и денежных банкнот произвести расчет покупателя в магазине. При расчете должен учитываться алгоритм расчета на контрольно-кассовом узле и культура обслуживания. Главный критерий оценки скорость, вежливость, точность.

Задание 3. Используя микрокалькуляторы и карточки с заданиями подсчитайте стоимость набора товаров. Главный критерий оценки скорость и точность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ на тему: «ПИВНОЙ ФРОНТ – ЗА КЕМ ПОБЕДА?»

Основное внимание при проведении классного часа уделяется формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни. В материалах приведены факты, позволяющиие оценить реальную угрозу здоровью обуча...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории на тему: "Помора сын - ты сыном стал России"

«Ломоносов обнял все области просвещения… Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец. Он всё испытал и всё проник….»....

Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: Дегустационный зал «С бодрым утром!»

Мы все покупатели.  Но задумываемся ли мы, когда покупаем продукты в магазине что вредно, что полезно? К сожалению, нет.Как выбрать качественный и безопасный продукт?  Сегодня мы попытаемся ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ТЕМА «НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ»

Открытое внеклассное мероприятие на экологическую тематику с использованием ИКТ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ТЕМА: «МОЯ ПРОФЕССИЯ ТЕХНОЛОГ»

Процесс формирования профессиональных качеств студента начинается с его профессиональной адаптации. На протяжении всего обучения студенты нашего техникума сталкиваются с необходимостью получения новых...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме театрализованного представления "СУД ИДЕТ!"

Цель данного мероприятия: - формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, осознания себя полноправн...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: «Семейное воспитание»

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Воспитание и воспитатели.А.С. МакаренкоЦель: повышение уровня отв...