Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории на тему: "Помора сын - ты сыном стал России"
презентация к уроку на тему
«Ломоносов обнял все области просвещения… Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец. Он всё испытал и всё проник….».
А.С. Пушкин.
Мероприятие, посвященное 300-летию М.В. Ломоносова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_velikomu_lomonosovu_300.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
CПб ГБПОУ колледж метростроя
«Помора сын – ты сыном стал России»
(к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова)
Преподаватель истории Кацан С.В.
Санкт-Петербург
2011 год
Оформление
портрет Ломоносова М.В. |
Михаил Васильевич Ломоносов
(19 ноября 1711 – 4 апреля 1765)
«Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов (Ньютонов) Российская земля рождать» М.В. Ломоносов |
«Ломоносов обнял все области просвещения… Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец. Он всё испытал и всё проник….». А.С. Пушкин. |
«Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». А. С. Пушкин |
Науки, в которых сделаны великие открытия М.В. Ломоносовым: Химия, физика, астрономия, география, металлургия, геология, горное и мореходное дело, история, русский язык, литература. |
«За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство». Михаил Ломоносов |
«Российское могущество прирастать будет Сибирью, Северным океаном» Михаил Ломоносов |
«В университете тот студент почтеннее, кто более научился, а чей он сын – в том нет нужды». М.В. Ломоносов |
Выставка книг М.В. Ломоносова и литературы о нём.
Ход праздника:
I.Вступительная речь ведущего-(преподаватель).
II.Чтец № 1
(Читает на музыкальном фоне + слайды)
В соседстве двух морей, на родине
метели
Вблизи бродящих льдов и стужи он
рождён;
Снегами полюса он встречен у купели
И пышным севера сияньем озарён.
Покинув дом отца, в стране чужой,
далёко,
как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошёл умом глубоко
И первый вырвал нам из лиры стройный
звук.
Чтец № 2
Седые гривы вознося до звёзд,
Дыша солёной горечью морскою,
Ломает мачты ледяной норд-ост,
Пропахший палтусиной и трескою.
И юноша с Двины, из Холмогор,
Приобретает в этой грозной школе
Талант вставать ветрам наперекор
И навыки бесстрашия и воли.
III. Театрализованное начало праздника:
«Ведунья о детстве Ломоносова»
- Выступление «ведуньи»
« Холодный северный Архангельский край. Морозы доходят до 50 градусов. Здесь живут поморы – рыбаки, это бывшие новгородцы, переселившиеся на берег Белого моря (отсюда «поморы»). Сильный, гордый народ, никогда не знавший крепостного права и этим очень гордились поморы.
Это край отважных, трудолюбивых людей, умелых мореходов. Не зря сюда когда-то приезжал молодой Петр – I учится строить корабли, поморы были его первыми учителями: смелые, сильные, все под два метра ростом.
Бедная, затерянная в снегах деревенька Денисовка, недалеко от города Холмогоры, что в Архангельской губернии. Все жители-поморы с малых лет выходят в море на опасный рыбацкий промысел. Среди них красивый высокий Василий Дорофеевич Ломоносов.
Справный, зажиточный мужик Василий Ломоносов: и земля у него в собственности, и лодки, способные выходить в море и перевозить грузы, а так же далеко плавать в океан на ловлю рыбы
Кроме этого повезло Василию Ломоносову: ждёт его дома красавица жена- Елена Ивановна, которая 19 ноября 1711г. подарила мужу первенца и единственного сына Михайло».
Чтец № 3
Первые годы жизни Михаил находился на попечении матери, в то время как отец
отправлялся на дальний морской промысел. Когда мальчику исполнилось десять лет, его, как и многих других поморских ребят, отец стал брать с собой в море в качестве юнги, или, как тогда называли, зуйка. Со временем юный Михайло стал помощником отцу, и они на европейски оснащенном паруснике-галиоте «Чайка» вместе уходили на дальний морской промысел в Белое и Баренцево море, с выходом в Северный Ледовитый океан, возвращаясь только осенью. Бывало, что эти путешествия оказывались небезопасными.
Чтец № 4
Михайло рано обучился грамоте и пристрастился к чтению, отчасти благодаря матери, отчасти соседу Ивану Шубину и местному дьяку Семёну Сабельникову. В возрасте около 10 лет Михайло Васильевич уже был грамотен, а в 12 лет был лучшим чтецом в деревне. С нецерковной литературой Михаил познакомился впервые в доме Христофора Дудина, сына холмогорского священника. Это были «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Псалтырь» Семеона Полоцкого. Позднее Ломоносов назвал их «вратами своей учёности».
- Выступление «ведуньи"
Ведунья: «Недолго покой и счастье было в семье Ломоносовых. Когда Михайло было 9 лет умерла Екатерина Ивановна и мальчик остался без матери – сиротой.
Вскоре в доме Ломоносовых появляется мачеха. Всем бы она хороша была, но невзлюбила пасынка. Не по нраву ей пришлось, что он ученью больше был предан, чем хозяйству, что за книгами сидит, а в доме от этого занятия прибыли не видать. Стала она настраивать отца против сына, попрекая, что Михайло любит книги, а не хозяйство, которое приносит деньги».
IV. Сценка «Отец и сын»
Отец – «Охо-хо, грехи мои тяжкие! Михайло, где ты, подь сюда».
Михаил – «Отец, ты звал меня? Слушаю тебя».
Отец – «Михайло, почему мать жалуется на тебя? Это правда, что ты прячешься от неё в сарае и в подклети, читаешь там книги, не делаешь работу по дому?»
Михаил – «Отец, не мать она мне, не люблю я её, а без книг не могу жить. Отец, я хочу учиться, хочу много знать. Ты же знаешь, я стал хорошим рыбаком, помогаю тебе в море, ты же меня хвалишь, за то, что не боюсь работы. Мне19 лет, я уже взрослый, хочу учиться, позволь мне это».
Отец – «Михайло, ты рыбацкий сын, ты помор. Это твоя судьба, твой жизненный путь. Какое ученье? Какие науки? Этим занимаются сыновья благородного сословия – дворянские дети, а ты – крестьянин, твоё дело – земля и рыба. И думать забудь об этом. Нет моего тебе родительского благословения на учение. А чтобы тебе было не до книг, женю я тебя на соседской дочери – Марфе. Хорошая девка! Достойная пара тебе».
(отец уходит)
Михаил – «Хоть и хорошая девка Марфа, но женится я не буду. Раз отец не отпускает меня учится добром, потайно уйду.
Слыхал я от людей, что учёные книги все по латыни пишутся, а латыни обучаться ближе Москвы негде, поэтому уйду в Москву. Паспорта нет, денег нет, если в Москве поймают, на площади будут палками бить, будто беглого.
Я на всё согласен и всякое мученье приму, такая во мне охота к наукам. Тем более сосед дал мне 3 рубля взаймы, вот с ними я и уйду в Москву».
(конец сценки)
(Слайд из в/ф «Ломоносов на пути к Москве»).
Чтец № 5
С помощью земляков Михайло получил паспорт, занял у соседа Фомы Шубного «полукафтан и три рубля денег», и в декабре 1730 года, тайно покинув родительский дом, отправился с рыбным обозом в столицу. Юноше указали место на мешках с треской, и так- то на санях, то бегом с ними рядом, чтобы не закоченеть, добрался Ломоносов до Москвы.
Ломоносову тогда было 19 лет.
Чтец № 6
Упорно, но довольно медленно двигался будущий учёный к цели. Первый шаг к овладению наукой был сделан уверенно и смело. В первых числах января 1731 года он, наконец, увидел Москву. Там его никто не ждал, но Ломоносов неожиданно встретил односельчанина, который приютил его – «дал угол для жилья». Скрыв своё происхождение, выдав себя за дворянского сына из Холмогор, 26 января 1731 года Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию, где учиться 4 года. Условия жизни были очень тяжёлые: общежития не было - скитался по квартирам, денег тоже не было - работал грузчиком по ночам, а днём учился. Помощи от отца никакой, приходилось жить на 3 копейки в день, учителя часто помогали деньгами своему талантливому ученику.
Невзирая на насмешки учеников (их забавляли высокий рост Михайлы и солидный для ученика возраст), Ломоносов за короткий срок добился больших успехов и стал первым по всем предметам.
Чтец № 7
В ноябре 1734 года ректор академии получил распоряжение отправить 20 самых способных учеников для дальнейшего обучения в Петербургскую академию наук. После тщательной проверки воспитанников было отобрано только 12 человек. С 1 января 1735 года студентом академии стал и Михайло Ломоносов.
Чтец № 8
«-Здорово, Нева! Ты позволишь
Жить на твоих берегах?
Тебя я ещё не знаю,
Но сёстры с Двиной вы»,-
Так Ломоносов шагает
По набережной Невы.
Он счастлив. Вызван недавно
Академией светских наук.
И город Петровой славы
Тешит его как друг.
Грозен Васильев остров
Убого студентов житьё:
Корни наук не просто
Глотать с ледяным питьём.
Чтец № 9
В новом учебном заведении любознательный и талантливый помор проявил огромный интерес к наукам. Но пребывание Ломоносова в Академии было недолгим. В сентябре 1736 года с группой наиболее талантливых студентов его направляют для обучения в Германию.
Чтец № 10
8 сентября 1736 года Ломоносов морем выехал в Марбург. В Марбургском университете русские студенты должны были совершенствоваться в науках. Ломоносов изучал под руководством профессора Христиана Вальфа физику, математику, и философию, познакомился с последними достижениями европейской науки. Учился Ломоносов в Германии 5 лет.
Чтец № 11
Летом 1741 году 30-летний Михаил Васильевич Ломоносов возвратился на родину в Санкт-Петербург. 8 января 1742 года его назначают «адъюнктом физического класса» (помощник профессора, младшая учёная должность) Петербургской Академии наук, с содержанием 360 рублей в год.
Чтец № 12
С приходом Ломоносова в Петербургскую Академию начался новый период в развитии русской науки. Выполнение ряда научных работ принесло Михаилу Васильевичу диплом профессора химии Петербургской Академии наук, т.е. он стал академиком. Указ был подписан 25 июля 1745 года. Академиком и профессором проработал Михаил Васильевич 20 лет, до самой смерти.
V. Ведущий (преподаватель) – о роли Ломоносова в науке.
Преподаватель. (Ломоносов был универсальным гением. Он работал в различных областях науки и искусства (17 обл.), во всём опережая своё время иногда на десятилетия, иногда на столетия. Он был страстным борцом за передовую науку, которая ломает старое и открывает пути к новому).
(слайды №3, 5)
М.В. Ломоносов имел диплом профессора химии, стал академиком.
Учащиеся представляют презентацию:
1. Химия и Ломоносов
2. Физика и Ломоносов
3. Словесность и Ломоносов
4. История и Ломоносов
5. Астрономия и Ломоносов
VI. Ведущий (преподаватель).
Горячий патриот, Ломоносов всю жизнь боролся за честь и достоинство россиян. С большой дальновидностью Михаил Васильевич в 50–х годах XVIII века стал хлопотать об открытии Московского университета. Указ об открытии университета был подписан 23 января 1755 года.
(слайды №2, №4)
Чтец № 13
Крестьянский сын, ставший великим учёным, хотел видеть народ грамотным, образованным. Не жалея времени и сил, Ломоносов добивался открытия университета и гимназии при нем. Университет был открыт в 1755 году в небольшом здании на Красной площади. Ломоносов добился, чтобы туда принимали не только дворянских детей, но и всех желающих учится юношей – сыновей ремесленников, солдат, мелких чиновников. Ломоносов говорил: «В университете тот студент почтеннее, кто более научился, а чей он - сын в том нет нужды», (слайд № 7). Однако после смерти Ломоносова в университет стали принимать в основном детей дворян.
Открытие Московского университета было большим событием в истории культурной жизни нашей страны.
Университет и сегодня носит имя своего основателя – Ломоносова.
Чтец № 14
Видный деятель русской науки и культуры, член Академии художеств, почётный член Шведской и Болонской академии наук Михаил Васильевич Ломоносов оставил после себя богатейшее научное наследие.
Последние годы жизни Михайло Васильевич часто и тяжело болел.
VII. Заключительное слово преподавателя.
Для М.В. Ломоносова примером в жизни был Петр I Великий, ему он посвятил стихи, поэмы, картины (Слайд № 6).
Чтец № 15
Умер М.В. Ломоносов 4 апреля 1765 года. Похоронен в Александро-Невской лавре, в Санкт-Петербурге.
Чтец № 16
Люблю бывать на Родине твоей,
Где памятник у школы деревянной,
Где детвора хлопочет неустанно
И познаёт премудрость букварей.
Ведь ты для них давно легендой стал,
Примером неустанного раденья…
И мне не раз твои стихотворенья
Учитель школьный наизусть читал.
Но всё же глубже память и острей…
Лишь родина- село. Россия – поле.
Ты жил её и радостью и болью.
Ты всей своей душой сливался с ней.
Помора сын – ты сыном стал России,
Предугадав её грядущий час.
И сколько смог за жизнь свою осилить,
Что и доныне поражаешь нас
Смотрю, как тают стаи журавлей
В высоком небе, праздничном от сини…
Люблю бывать на родине твоей
И без неё не мыслю я России.
VII. В-Ф «Ломоносов»
Кацан С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия, Блиц-игра «Я – гражданин России».
Методическая разработка внеклассного мероприятия посвященного 20летию принятия Конституции РФ. Может быть использованна как на уроке истории, так и во внеклассной работе.Основными элементами урока явл...
Методическая разработка внеклассного мероприятия-викторины «Народная мудрость в фольклоре России и Великобритании» По дисциплинам: Иностранный язык, русский язык и литература
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия-викторины «Народная мудрость в фольклоре России и Великобритании» предназначена для внеклассного мероприятия по русской и английской литературе....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия на тему: «ЦАРСКО - СЕЛЬСКАЯ ЧУГУНКА – первая железная дорога России»
Методическая разработка внеклассного мероприятия является актуальной для преподавателей, работающих в железнодорожных образовательных учреждениях.Перед мастерами производственного обучения...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Я-гражданин России"
Целию данной методической разработки является определить отношение обучающихся к позиции «быть гражданином», формирование чувства социальной ответственности, гражданского самосознания чувства любви и ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия. Сценарий исторической викторины "Крым в истории России: возвращение домой"
Методическая разработка внеклассного мероприятия - исторической викторины "Крым в истории России: возвращение домой" содержит разнообразные материалы о прошлом Крыма (истории, культуре) и о совр...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Россия выбирает Президента»
Очень важно, чтобы все приняли участие в голосовании. Ведь нам предстоит 6 лет жить и работать при том руководителе, которого мы выберем. Каждый имеет право голоса и должен отдать его тому кандидату, ...