РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
рабочая программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kd.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Байкальский колледж туризма и сервиса»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора № _______

от «_______»сентября 2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уровень: базовый

Код специальности: 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Профиль: социально – экономический 

Форма обучения: очная

Срок освоения: 3 года 10мес.

Улан-Удэ 2018

При разработке рабочей программы учебной дисциплины  в основу положены:

  1. ФГОС СПО по специальности: 38.02.05  Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.07.2014г.. № 835.

Рабочая программа учебной дисциплины  рассмотрена и одобрена на заседании

ПЦК сервиса и торговли  от «____» сентября 2015г., протокол № 1

Председатель ЦК «________________»                          / А.И. михайлова/

Согласовано:

Заместитель директора по организации УПР:                        /Т.Ю. Гужвина/

Разработчик:

Преподаватель профессионального цикла:                                 /А.И. Дуба/

 

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю: Зам. директора по организации учебной, методической работы

                          / Т.Ю. Гужвина / ____сентября 2018г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2018 – 2019 учебном году на заседании ПЦК «______________________»

Протокол от «05»сентября 2014 г.

Председатель ЦК «_________________»                           /А.И. Михайлова/

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы коммерческой деятельности

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по  специальности СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, входящей в укрупненную группу специальностей  38.00.00  Экономика и управление.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для профессиональной подготовки и переподготовки по должностям служащих   Менеджер по продажам на базе основного общего образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять виды и типы торговых организаций;
  • устанавливать соответствие вида и типа розничной торговой организации  ассортименту реализуемых товаров, торговой площади, формам торгового обслуживания;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • сущность и содержание коммерческой деятельности;
  • терминологию торгового дела; формы и функции торговли;
  • объекты и субъекты современной торговли;
  • характеристики оптовой и розничной торговли; классификацию торговых организаций;
  • идентификационные признаки и характеристика торговых организаций различных типов и видов;  структуру торгово-технологического процесса;
  • принципы размещения розничных торговых организаций;
  • устройство и основы технологических планировок магазинов;
  • технологические процессы в магазинах;
  • виды услуг розничной торговли и требования к ним;
  • составные элементы процесса торгового обслуживания покупателей;
  • номенклатуру показателей качества услуг и методы их определения;
  • материально-техническую базу коммерческой деятельности;
  • структуру и функции складского хозяйства оптовой и розничной торговли;
  • назначение и классификацию товарных складов; технологию складского товародвижения.

 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  189 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 126 часов;

самостоятельной работы обучающегося  63  часа.

1.5 Результаты освоения учебной дисциплины

Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины Основы коммерческой деятельности является овладение студентами профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Выявлять потребность в товарах.

ПК 1.2

Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.

ПК 1.3

Управлять товарными запасами и потоками.

ПК 1.4

Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.

ПК 2.1

Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.

ПК 2.2

Организовывать и проводить оценку качества товаров.

ПК 2.3.

Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы

ПК 3.1.

Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации.

.

ПК 3.2.

Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 3.3.

Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 3.4.

Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 3.5.

Оформлять учетно-отчетную документацию

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

189

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

126

в том числе:

     практические занятия

64

     контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Подготовка сообщений

Подготовка компьютерной презентации

Выполнение домашнего задания

63

20

30

13

Итоговая аттестация в форме контрольной работы

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Основы коммерческой деятельности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы коммерции и технологии

торговли

189

Тема 1. 1.

Сущность

и содержание

коммерческой

 деятельности

в торговле

Содержание учебного материала

18

1

Предмет  и содержание курса.  Сущность и задачи коммерческой деятельности. Необходимые условия для коммерческой деятельности. Информационное обеспечение коммерческой деятельности. Факторы, влияющие на результат коммерческой деятельности.

2

2

Понятие и сущность процесса товародвижения, две формы: транзитная и складская. Принципы и условия рационального построения процесса товародвижения. Организация и технология товароснабжения розничных торговых предприятий. Организация хозяйственных связей в торговле.

2

Практические занятия

10

Составление схемы «Организационно правовые формы предпринимательской деятельности».

Составление схемы «Договоры в торговле».

Самостоятельная работа обучающихся

16

Подготовка сообщений по  выбранным темам: «Риски в коммерческой деятельности», «Информационное обеспечение коммерческой деятельности», «Реклама в коммерческой деятельности», «Особенности рекламы отдельных видов товаров», «Франчайзинг»,  «Лизинговые операции».

Подготовка компьютерной презентации по теме «Коммерческая тайна и её защита».

Выполнение домашнего задания.

Тема 1. 2.

Классификация, функции и принципы размещения

 предприятий

розничной торговли.

Содержание учебного материала

16

1

Классификация  торговых предприятий. Специализация и типизация магазинов. Основные принципы размещения розничной торговой сети.

2

2

Устройство  и основы технологических планировок магазинов: требования к устройству магазинов; состав и взаимосвязь помещений магазина; устройство и планировка торгового зала и помещений для приёмки, хранения, и подготовки к продаже товаров; санитарно –технические условия магазина.

2

3

Формирование ассортимента и управление товарными запасами на предприятиях торговли: ассортимент товаров и его классификация, порядок формирования ассортимента; управление товарными запасами на предприятиях торговли.

3

4

Показатели качества товаров и методы их определения.

3

Практические занятия

13

Заполнение таблицы  «Виды  продаж и их характеристика».

Заполнение таблицы  «Типы покупок».

Самостоятельная работа обучающихся

20

Подготовка сообщений по  выбранным темам: «Виды магазинов розничной торговли»,  «Проектирование предприятий торговли»

Тема 1. 3.

Организация

торгово-технологического процесса в магазине и обслуживание

 покупателей.

Содержание учебного материала

12

1

Торгово- технологический процесс в магазине. Организация и технология операций по поступлению и приёмке товаров в магазине. Организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже. Размещение и выкладка товаров в торговом зале.

3

2

Торгово-технологическое оборудование магазинов: мебель торговых залов; торговый инвентарь, торговое холодильное оборудование, торговое измерительное оборудование; контрольно- кассовое оборудование; выбор торгового оборудования для оснащения залов.

2

3

Организация и технология розничной продажи товаров. Услуги в магазине и внемагазинные формы обслуживания.

3

Практические занятия

30

Выкладка товаров в торговом зале: вертикальный способ, горизонтальный, декоративная выкладка.

Обслуживание покупателей – тренинг.

Решение  торговых ситуаций.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений по  выбранным темам «Организация контроля в торговле», «Рекламно- информационное оформление магазина».

Подготовка компьютерной презентации по темам: «Защита прав потребителей», «Фирменный стиль и интерьер магазина».

20

Тема  1.4.

Организация и

технология

 складских операций.

Содержание учебного материала

16

Склады. Товарные склады, их устройство и планировка. Складской технологический процесс и принципы организации   Назначение и функции  складов. Определение потребности в складской площади и ёмкости складов.

3

Организация и технология операций по поступлению и приёмке товаров. Технология размещения, укладки и хранения товаров.

2

Организация  и технология отпуска товаров со склада.

2

Организация управления торгово-технологическим процессом на складе. Структура аппарата склада и функции его работников.

3

Практические занятия

12

Оформление отчета по экскурсии.

Описание процесса товародвижения на складе.

Самостоятельная работа обучающихся

22

Подготовка сообщений по  выбранным темам:  «Весоизмерительное и фасовочное оборудование», «Классификация  и характеристика основных видов тары», «Роль и упаковки и тары в торгово - технологическом процессе».

Выполнение домашнего задания.

Подготовка презентаций по выбранной теме: «Технологическое оборудование складов», «Оборудование для хранения товаров», «Подъёмно-транспортное оборудование».

Контрольная работа

Заполнение карточки задания  с вопросами по разделу «Основы коммерции и технологии торговли».

Всего:

189

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Коммерческой деятельности».

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места по количеству обучающихся.

- учебно-методический комплекс (методические рекомендации по выполнению практических работ, рекламные проспекты, торговые документы по приемке и отпуску товаров, схемы размещения складских помещений).

Технические средства обучения:

- персональный компьютер с выходом в Интернет, лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения,

- кассовые аппараты различных модификаций,

- мультимедийное оборудование.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Коротких И.Ю. Основы коммерческой деятельности (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Изд.центр «Академия», 2010.
  2. Коммерция и технология торговли: Учебник, 11-е изд., перераб. и доп. \ Л.П.Дашков, В.К.Памбухчиянц, О.В.Памбухч \ Дашков, 2011.

Дополнительные источники:

Литература

1. Дашков, Л.П.,Памбухчиянц, В.К.   Коммерция и технология                        торговли [Текст] :Учеб.для студентов вузов.-5-е изд.,перераб.и   доп.-М.:Издательско-торговая корпорация "Дашков и К",    2017.-697,[1]с.-ISBN 5-94798-438-5(в пер.).              

2. .Панкратов, Ф.Г. Коммерческая  деятельность[Текст]:уч- М.:ИТК "Дашков и К",2017.-503с. -ISBN 5-94798-587-Х(в пер.) .    

3.Половцева, Ф.П.   Коммерческая деятельность [Текст] :учеб.-М.:  Инфра-М,2017.-246с.-(Высшее образование).25 см -Библиогр.:с.  241-243.-25 см.- 25000 экз- ISBN 5-16-002274-0.  

4. Журналы:

«Коммерсант»

«Спрос»

«Современная торговля»

«Российская торговля»

«Маркетинг в России и за рубежом»

«Практический маркетинг»

«Управление магазином»

«Вопросы экономики»

«ЭКО»

«Учет и анализ торговой деятельности»

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

уметь:

определять виды и типы торговых организаций;

Оценка выполнения самостоятельной работы

устанавливать соответствие вида и типа розничной торговой организации  ассортименту реализуемых товаров, торговой площади, формам торгового обслуживания;

Оценка выполнения практической и самостоятельной работы

знать:

сущность и содержание коммерческой деятельности;

Оценка выполнения самостоятельной работы

терминологию торгового дела;

Оценка выполнения самостоятельной и контрольной работы

формы и функции торговли;

Оценка выполнения самостоятельной работы

объекты и субъекты современной торговли;

Оценка выполнения самостоятельной работы

характеристики оптовой и розничной торговли;

Оценка выполнения самостоятельной и контрольной работы

классификацию торговых организаций;

Оценка выполнения самостоятельной работы

идентификационные признаки и характеристика торговых организаций различных типов и видов;

Оценка выполнения самостоятельной и практической работы

структуру торгово-технологического процесса; принципы размещения розничных торговых организаций;

Оценка выполнения самостоятельной и практической работы

устройство и основы технологических планировок магазинов;

Оценка выполнения самостоятельной и практической работы

технологические процессы в магазинах;

Оценка выполнения практической работы

виды услуг розничной торговли и требования к ним;

Оценка выполнения самостоятельной работы

составные элементы процесса торгового обслуживания покупателей;

Оценка выполнения практической работы

номенклатуру показателей качества услуг и методы их определения;

Оценка выполнения самостоятельной работы

материально-техническую базу коммерческой деятельности;

Оценка выполнения самостоятельной работы

структуру и функции складского хозяйства оптовой и розничной торговли;

Оценка выполнения практической работы

назначение и классификацию товарных складов;

Оценка выполнения самостоятельной и контрольной работы

технологию складского товародвижения

Оценка выполнения практической и самостоятельной  работы

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций.

Результаты

(освоенные общие

компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей     профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • своевременность сдачи заданий, выполнения практических работ по дисциплине;
  • обоснованность выбор методов, средств и приемов коммерческой деятельности, делового и управленческого общения;

Наблюдение и оценка результатов выполнения  решения управленческих задач;

Наблюдение и оценка результатов выполнения практических работ.

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать    типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • демонстрация умения грамотно применить имеющуюся в доступе информацию для решения управленческих задач, профессионального и личностного развития.

Анализ материалов сообщений.

Оценка за выполнение ситуационных задач.

ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • демонстрация понимания ответственности за последствия принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях;
  • демонстрация умения исправлять возникающие ошибки.

Оценка выполнения электронных презентации, рефератов, наблюдение и оценка результатов выполнения практических работ.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • демонстрация эффективного поиска необходимой информации для решения управленческих задач, профессионального и личностного развития;
  • демонстрация использования различных источников, включая электронные и Интернет-ресурсы;

Тестовый контроль, оценка за решение задач, оценка выполнения электронных презентаций, выполнение контрольной работы, наблюдение и оценка результатов выполнения практических работ.

ОК 5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

демонстрация использования различных источников, включая электронные и Интернет-ресурсы;

Тестовый контроль, оценка за решение задач, оценка выполнения электронных презентаций, выполнение контрольной работы, наблюдение и оценка результатов выполнения практических работ.

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • демонстрация понимания ответственности за последствия принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях;

Тестовый контроль, оценка за решение задач, оценка выполнения электронных презентаций, выполнение контрольной работы, наблюдение и оценка результатов

ОК7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

демонстрация понимания ответственности за последствия принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях;

Тестовый контроль, оценка за решение задач, оценка выполнения электронных презентаций, выполнение контрольной работы, наблюдение и оценка результатов

ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • демонстрация анализа результатов принятых решений;

Наблюдение и оценка результатов выполнения анализа

ОК9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

демонстрация умения грамотно применить имеющуюся в доступе информацию для решения управленческих задач, профессионального и личностного развития.

Наблюдение и оценка результатов выполнения анализа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности "Операционная деятельность в логистике"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД.1 «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 46.01.03 Делопроизводитель

Рабочая программа учебной дисциплины УД.1 «Введение в профессиональную деятельность» вве-дена за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы специальностям СПО профессио...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис...

Рабочая программа учебной дисциплины "Проектная деятельность"

Данная программа разработана для студентов 1 курса СПО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

рабочая программа учебной дисциплины ОП.01. СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ специальность 43.02.06 Сервис на транспорте ( по видам транспорта) Рабочая программа учебной дисциплины является частью...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности  «Финансовая грамотность». Рабочая программа рассчитана на обучающихся 10-11 классов и составлена с психологических особенност...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности для обучающихся 8-9 классов « Баскетбол »

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием. Разработана для школьного спортивного клуба. На 2 ч. в неделю. 68 часов...