Технологическая карта урока по МДК 02.03 для специальности 43.02.01
план-конспект занятия
технологическая карта открытого урока по МДК 02.03 Менеджмент и управление структурным подразделением организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_funktsiyami_motivatsii.docx | 98.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока (занятие 23)
ФИО преподавателя | Морозова Мария Александровна | |
МДК/дисциплина | МДК 02.03 Менеджмент и управление персоналом в организациях общественного питания | |
Специальность | 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании | |
Группа | 14-ОП-31 | |
Курс | 3 | |
Тема урока | Ознакомление с функциями мотивации | |
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам | ||
Форма урока: комбинированный урок | ||
Цель урока: формирование и углубление знаний в области мотивации персонала, а также актуализация знаний по сущности менеджмента | ||
Образовательные задачи: - дать представление об общих сведениях о мотивации персонала; - познакомить с теорией мотивации А. Маслоу; - активизировать познавательную активность в процессе изучения темы; - оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации Воспитательные задачи: - формировать культуру, в том числе и при изучении данной темы; - воспитывать чувство такта при общении с сокурсниками; - формировать интерес к своей будущей профессии Развивающие задачи: - развивать логическое мышление; - развивать познавательный интерес к МДК, мотивации к изучению; - приводить примеры, формировать умения работы с литературой, таблицами, схемами | ||
Ход урока: | Время | |
Письменно: Заполните схему: Виды Характеристика
В ходе изучения нового материала необходимо изучение следующих вопросов: - рассказать о понятии мотивации - разобрать понятия мотив, вознаграждение - современные теории мотивации - классификация мотиваций в зависимости от потребностей рынка - мотивационный менеджмент и его роль в современной организации
Выберите один правильный ответ 1.Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников? A. Планирование Б. Организация В. Мотивация Г. Контроль Д. Руководство 2. Что такое мотивация? A. Деятельность, направленная на решение проблем Б. Процесс пробуждения себя и других в деятельности для достижения личностных целей и целей организации В. Управление в условиях рынка Г. Процесс сопоставления фактически достигнутых результатов Д. Нет правильного ответа 3. По теории Маслоу, какие из человеческих потребностей находится на самом нижнем уровне пирамиды: A. Социальные Б. Потребности в уважении В. Потребности в безопасности и защищённости Г. Физиологические потребности Д. Потребности в самовыражении
Ответить на вопросы:
| 2 минуты 15 минут 50 минут 15 минут 5 минут 3 минуты |
1.Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода занятия)
2.Актуализация знаний: проверка знаний (побуждение к учебной деятельности) (фронтальный опрос)
ОПРОС
- Что такое менеджмент?
- Что является основной целью менеджмента?
- Перечислите уровни менеджмента.
- Что такое организация (фирма)?
- Перечислите факторы внешней среды предприятия и охарактеризуйте их.
- Перечислите факторы внутренней среды предприятия и охарактеризуйте их.
- Опишите систему управления.
- Перечислите функции, входящие в цикл менеджмента.
- Охарактеризуйте функцию планирования.
- На каких уровнях осуществляется функция планирование?
- Охарактеризуйте функцию организация.
Эпиграф урока –высказывание Л.Якокки Все управление в конечном счете сводится к стимулированию активности других людей.
При планировании и организации работы менеджер определяет, что конкретно должно выполнить предприятие, как и кто, по его мнению, должен сделать. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данного предприятия. Менеджеры воплощают свои решения в дела, применяя на практике принципы мотивации.
Мотивация – побуждение себя и других людей к деятельности для достижения личных целей и целей предприятия.
Мотивация как функция менеджмента
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
В самом общем виде процесс мотивации сводится к следующему: человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивами и возможностями, настраивает себя на определенное поведение и осуществляет (или не осуществляет) действия, приводящие к достижению целей организации. В теории мотивациипотребность обычно рассматривается как нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Мотив – внутренняя побудительная причина поступков и действий человека. Вознаграждение – все то, что человек считает ценным для себя.
Современные теории мотивации можно представить двумя группами:
- содержательные теории мотивации, основывающиеся на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать так, а не иначе (теории иерархии потребностей Маслоу, приобретенных потребностей МакКлелланда, двухфакторная теория Герцберга);
- процессуальные теории мотивации, основывающиеся на анализе того, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения (теория ожиданий, теория справедливости, модель мотивации Портера-Лоулера).
Теория иерархии потребностей А. Маслоу. В соответствии с данной теорией существует пять групп потребностей: физиологические, потребность в безопасности, социальные потребности, потребность в признании и самоутверждении и потребность в самовыражении. Располагая потребности в виде иерархической структуры, Маслоу показал, что потребности низших уровней (физиологические и потребность в безопасности) требуют первоочередного удовлетворения. После того, как потребность удовлетворяется она отходит на второй план и активизирует потребности более высокого уровня (социальные, потребность в признании, самоутверждении и самовыражении).
Теория Маслоу
Абрахам Маслоу(1908-1970) по праву считается «духовным отцом» гуманистической психологии.
Иерархия потребностей А. Маслоу
Основная мысль теории пирамиды Маслоу:
- Каждая ступень это уровень потребности.
- Более повышенная потребность находиться — ниже, а менее выраженная — выше.
- Нельзя удовлетворить вышестоящею потребность не удовлетворив, хотя бы частично, нижестоящею.
- По мере удовлетворения потребностей – смещаются желания — потребности человека на уровень, ступень, выше.
Описание пирамиды Маслоу:
- Физиология – низменные потребности тела, направленные на его жизнедеятельность (голод, сон, половое желание и др.)
- Безопасность – потребность быть уверенным, что жизни ничего не угрожает.
- Социальность – потребность в контакте с окружающими и своя роль в социуме (дружба, любовь, принадлежность к определенной народности, испытывать взаимные чувства…)
- Признание – уважение, признание социумом его успешности, полезности его роли в жизни такого социума.
- Познание – удовлетворения природного любопытства человека (знать, доказывать, уметь и изучать…)
- Эстетика – внутренние потребность и побуждения следовании истине (субъективное понятие, как должно все быть).
- Я – потребность в самореализации, самоактулизации, высшая миссия своего существования, духовная потребность, самая высшая роль человека в человечестве, понимание своего смысла существования… (список очень большой – пирамиду потребностей Маслоу – часто используют очень многие люди и «духовные» организации, с разными системами мировоззрения и верхушку ставят свое высшее понятие смысла существования человека)
Теория потребностей Дэвида МакКлелланда рассматривает потребности человека, которые он приобрел под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения. Выделяется три типа потребностей: во власти, в успехе и в причастности.
Двухфакторная теория Ф. Герцберга анализирует факторы гигиены(условия труда, стиль руководства, социально-психологический климат в коллективе, вознаграждение за труд и т. д.) и факторы мотивации(успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов труда, высокая степень ответственности, возможность карьерного роста и т. д.).
Теория ожиданий подчеркивает важность трех взаимосвязей:
- затраты труда – результаты;
- результаты – вознаграждение;
- вознаграждение – валентность (удовлетворенность вознаграждением).
Так как люди обладают различными потребностями, то одно и то же вознаграждение они оценивают по-разному. Менеджер должен сопоставить предлагаемые вознаграждения с потребностями сотрудников и привести их в соответствие.
Теория справедливости показывает, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей в зависимости от вознаграждений. Человек субъективно соизмеряет вознаграждение за труд с затраченными усилиями и затем соотносит его с вознаграждением других людей, которые выполняют аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. Несправедливость в оплате создает давление на работников. В этом случае необходимо мотивировать данного работника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс, если он существует. Квалифицированный менеджер всегда стремится к тому, чтобы подчиненные воспринимали его решения как справедливые. В противном случае мотивация сотрудников к труду существенно снижается.
Модель Портера – Лоулера – комплексная процессуальная теория мотивации, включающая элементы теории ожидания и теории справедливости. Она состоит из пяти переменных (факторов):затраченные усилия; восприятие; полученные результаты; вознаграждение за труд; степень удовлетворения от выполненной работы. Согласно модели, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, осознания им своей роли в организации. Уровень затраченных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью удовлетворенности тем, что усилия действительно повлекли за собой определенный уровень вознаграждения. В теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами.
Таким образом, содержательные теории мотивации определяют потребности, которые побуждают людей к действию. Процессуальные теории не отрицают существование потребностей, а показывают, что поведение людей определяется не только ими, но и субъективной оценкой ценности затрачиваемых усилий и вознаграждения.
Работа менеджера по выполнению функции мотивации включает: изучение мотивов деятельности работников на основе анализа их поведения; создание стройной системы стимулов для организации в целом, ее структурных подразделений и работников; формирование условий для реализации стимулов.
Результаты выполнения функции мотивации могут быть положительными и отрицательными. Положительный результат – заинтересованность сотрудников в эффективном труде, удовлетворенность результативным, творческим, инициативным трудом. Отрицательные результаты – отсутствие заинтересованности, неудовлетворенность, отсутствие удовлетворенности, безразличие к работе и т.п. Менеджер о наличии мотивации у сотрудников может судить по следующим признакам: высокая производительность и неизменное достижение поставленных целей; энергия, энтузиазм и решимость преуспеть; абсолютное сотрудничество при решении проблем; готовность людей брать на себя ответственность; желание приспособиться к необходимым переменам, склонность к инновациям.
Классификация мотиваций в зависимости от потребностей работника
Каждый человек имеет несколько групп основных потребностей, в зависимости от которых и используется тот или иной тип мотивации труда в менеджменте. Самая простая мотивация – по материальному признаку: каждый сотрудник стремится к более высокому достатку и повышению уровня личного дохода. Следующие виды мотивации в менеджменте относятся к внутренней группе потребностей, это статусная и трудовая заинтересованность работника.
Трудовая мотивация является совокупностью внутренних сил сотрудника, движущих его стремлением к интересной и содержательной работе, зависит от значимости для компании выполняемых им функций. Если работа человека высоко оценивается непосредственным руководством, он чувствует гордость и стремится достичь определенных вершин в карьере. И здесь начинает играть роль мотивация статусная – стремление работника занять более высокую должность или приступить к более ответственному заданию. Использование статусной мотивации в практике менеджмента подразумевает поиск и стимулирование в сотрудниках лидерских качеств.
Мотивационный менеджмент и его роль в современной организации
Мотивация персонала в системе менеджмента любого предприятия включает в себя целый набор различных методик воздействия, сюда входят:
- тщательный отбор и адаптация новых сотрудников;
- обеспечение в организации благоприятной для каждого работника атмосферы, которая будет способствовать его профессиональному и психологическому росту;
- непосредственное управление производительностью труда и организация производственных процессов в подразделениях;
- разработка новых систем мотивации эффективной трудовой деятельности, новых систем оплаты труда;
- профилактика конфликтных ситуаций и участие в их скорейшем разрешении.
Значение мотивации в современном менеджменте огромно, ведь успех организации напрямую зависит от самореализации каждого ее сотрудника в процессе трудовой деятельности.
Актуализация вновь полученных знаний (закрепление пройденного материала)
Самоконтроль
Письменно, в рабочей тетради заполните схему: (учебник стр. 79-81)
Заполните схему:
Выполнение тестовых заданий Ф.И. студента____________________
Выберите один правильный ответ
1.Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников?
A. Планирование
Б. Организация
В. Мотивация
Г. Контроль
Д. Руководство
2. Что такое мотивация?
A. Деятельность, направленная на решение проблем
Б. Процесс пробуждения себя и других в деятельности для достижения личностных целей и целей организации
В. Управление в условиях рынка
Г. Процесс сопоставления фактически достигнутых результатов
Д. Нет правильного ответа
3. По теории Маслоу, какие из человеческих потребностей находится на самом нижнем уровне пирамиды:
A. Социальные
Б. Потребности в уважении
В. Потребности в безопасности и защищённости
Г. Физиологические потребности
Д. Потребности в самовыражении
_________________________________________________________________
Выполнение тестовых заданий Ф.И. студента____________________
Выберите один правильный ответ
1.Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников?
A. Планирование
Б. Организация
В. Мотивация
Г. Контроль
Д. Руководство
2. Что такое мотивация?
A. Деятельность, направленная на решение проблем
Б. Процесс пробуждения себя и других в деятельности для достижения личностных целей и целей организации
В. Управление в условиях рынка
Г. Процесс сопоставления фактически достигнутых результатов
Д. Нет правильного ответа
3. По теории Маслоу, какие из человеческих потребностей находится на самом нижнем уровне пирамиды:
A. Социальные
Б. Потребности в уважении
В. Потребности в безопасности и защищённости
Г. Физиологические потребности
Д. Потребности в самовыражении
Заполните схему: Ф.И. студента ______________________
В и д ы
Х а р а к т е р и с т и к а
_____________________________________________________________
Заполните схему: Ф.И. студента ______________________
В и д ы
Х а р а к т е р и с т и к а
_____________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"
Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...
Технологическая карта урока по МДК 03.01 для специальности 43.02.01
технологичекая карта урока по МДК 03.01 Маркетинг в организациях общественного питания...
Технологическая карта урока по дисциплине Основы маркетинга для специальности 43.02.01
технологическая карта урока по дисциплине Основы маркетинга...
Технологическая карта урока по дисциплине "Маркетинг товаров и услуг" для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Технологическая карта урока по дисциплине "Маркетинг товаров и услуг" для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров...
Технологическая карта урока "Технологический процесс восстановления, регулировки и сборки несущей системы подвески
урок производственного обучения...
Технологическая карта урока «Техническое обслуживание и ремонт рулевых механизмов с системами усиления. Контрольно-диагностические работы. Заполнение диагностической карты технического обслуживания»
урок учебной практики...
Технологическая карта урока английского языка (1 курс) для специальности 38.02.01 экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Тема урока "Путешествие в Великобританию". Тип урока: Урок комплексного применения умений и знаний. Цели урока: Формирование лексики по теме «Географическое положение, ...