Технологическая карта урока по МДК 02.03 для специальности 43.02.01
план-конспект занятия

Морозова Мария Александровна

технологическая карта открытого урока по МДК 02.03 Менеджмент и управление структурным подразделением организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_funktsiyami_motivatsii.docx98.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (занятие 23)

ФИО преподавателя

Морозова Мария Александровна

МДК/дисциплина

МДК 02.03 Менеджмент и управление персоналом в организациях общественного питания

Специальность

43.02.01  Организация обслуживания в общественном питании

Группа

14-ОП-31

Курс

3

Тема урока

Ознакомление с функциями мотивации

Тип урока:  урок обучения умениям и навыкам

Форма урока: комбинированный урок

Цель урока: формирование и углубление знаний в области мотивации персонала, а также актуализация знаний по сущности менеджмента

Образовательные задачи:

- дать представление об общих сведениях о мотивации персонала;

- познакомить с теорией мотивации А. Маслоу;

- активизировать познавательную активность в процессе изучения темы;

- оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации

Воспитательные задачи:

- формировать культуру, в том числе и при изучении данной темы;

- воспитывать чувство такта при общении с сокурсниками;

- формировать интерес к своей будущей профессии

Развивающие задачи:

- развивать логическое мышление;

- развивать познавательный интерес к МДК, мотивации к изучению;

- приводить примеры, формировать умения работы с литературой, таблицами, схемами

Ход урока:

Время

  1. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода занятия)

  1. Актуализация знаний: проверка знаний (побуждение к учебной деятельности)  (фронтальный опрос)
  • Что такое менеджмент?
  • Что является основной целью менеджмента?
  • Перечислите уровни менеджмента.
  • Что такое организация (фирма)?
  • Перечислите факторы внешней среды предприятия и охарактеризуйте их.
  • Перечислите факторы внутренней среды предприятия и охарактеризуйте их.
  • Опишите систему управления.
  • Перечислите функции, входящие в цикл менеджмента.
  • Охарактеризуйте функцию планирования.
  • На каких уровнях осуществляется функция планирование?
  • Охарактеризуйте функцию организация.

Письменно:

Заполните схему:

            Виды

              Характеристика

                         

        

  1. Изучение нового материала

В ходе изучения нового материала необходимо изучение следующих вопросов:

- рассказать о понятии мотивации

- разобрать понятия мотив, вознаграждение

- современные теории мотивации

- классификация мотиваций в зависимости от потребностей рынка

- мотивационный менеджмент и его роль в современной организации

  1. Актуализация вновь полученных знаний (закрепление пройденного материала)

  1. Выполнение тестовых заданий                                      

Выберите один правильный ответ

1.Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников?

A. Планирование

Б. Организация

В. Мотивация

Г. Контроль

Д. Руководство

2. Что такое мотивация?

A. Деятельность, направленная на решение проблем

Б. Процесс пробуждения себя и других в деятельности для достижения личностных целей и целей организации

В. Управление в условиях рынка

Г. Процесс сопоставления фактически достигнутых результатов

Д. Нет правильного ответа

3. По теории Маслоу, какие из человеческих потребностей находится на самом нижнем уровне пирамиды:

A. Социальные

Б. Потребности в уважении

В. Потребности в безопасности и защищённости

Г. Физиологические потребности

Д. Потребности в самовыражении

  1. Письменно, в рабочей тетради заполните схему:

  1. Рефлексия (подведение итогов), выставление оценок
  2. Объяснение домашнего задания - литература: Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов «Менеджмент»,  М.: Издательский центр «Академия», 2012 г. – стр. 116-144

Ответить на вопросы:

  1. В чем разница между индивидуальной и групповой мотивацией?
  2. Как определяются степени личностного воздействия руководителя?
  3. Что объединяет понятия «мотивация» и «иерархия потребностей»?
  4. В чем заключается сущность делегирования?

2 минуты

15 минут

50 минут

15 минут

5 минут

3 минуты


1.Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода занятия)

2.Актуализация знаний: проверка знаний (побуждение к учебной деятельности)  (фронтальный опрос)

ОПРОС

  • Что такое менеджмент?
  • Что является основной целью менеджмента?
  • Перечислите уровни менеджмента.
  • Что такое организация (фирма)?
  • Перечислите факторы внешней среды предприятия и охарактеризуйте их.
  • Перечислите факторы внутренней среды предприятия и охарактеризуйте их.
  • Опишите систему управления.
  • Перечислите функции, входящие в цикл менеджмента.
  • Охарактеризуйте функцию планирования.
  • На каких уровнях осуществляется функция планирование?
  • Охарактеризуйте функцию организация.

Эпиграф урока –высказывание Л.Якокки Все управление в конечном счете сводится к стимулированию активности других людей.

При планировании и организации работы менеджер определяет, что конкретно должно выполнить предприятие, как и кто, по его мнению, должен сделать. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данного предприятия. Менеджеры воплощают свои решения в дела, применяя на практике принципы мотивации.

Мотивация – побуждение себя и других людей к деятельности для достижения личных целей и целей предприятия.

Мотивация как функция менеджмента

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

В самом общем виде процесс мотивации сводится к следующему: человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивами и возможностями, настраивает себя на определенное поведение и осуществляет (или не осуществляет) действия, приводящие к достижению целей организации. В теории мотивациипотребность обычно рассматривается как нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Мотив – внутренняя побудительная причина поступков и действий человека. Вознаграждение – все то, что человек считает ценным для себя.

Современные теории мотивации можно представить двумя группами:

  1. содержательные теории мотивации, основывающиеся на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать так, а не иначе (теории иерархии потребностей Маслоу, приобретенных потребностей МакКлелланда, двухфакторная теория Герцберга);
  2. процессуальные теории мотивации, основывающиеся на анализе того, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения (теория ожиданий, теория справедливости, модель мотивации Портера-Лоулера).

Теория иерархии потребностей А. Маслоу. В соответствии с данной теорией существует пять групп потребностей: физиологические, потребность в безопасности, социальные потребности, потребность в признании и самоутверждении и потребность в самовыражении. Располагая потребности в виде иерархической структуры, Маслоу показал, что потребности низших уровней (физиологические и потребность в безопасности) требуют первоочередного удовлетворения. После того, как потребность удовлетворяется она отходит на второй план и активизирует потребности более высокого уровня (социальные, потребность в признании, самоутверждении и самовыражении).

Теория Маслоу

Абрахам Маслоу(1908-1970) по праву считается «духовным отцом» гуманистической психологии.

Иерархия потребностей А. Маслоу

Основная мысль теории пирамиды Маслоу:

  • Каждая ступень это уровень потребности.
  • Более повышенная потребность находиться — ниже, а менее выраженная — выше.
  • Нельзя удовлетворить вышестоящею потребность не удовлетворив, хотя бы частично, нижестоящею.
  • По мере удовлетворения потребностей – смещаются желания — потребности человека на уровень, ступень, выше.

http://www.iaim.ru/wp-content/uploads/2012/08/%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%83_piramida_Maslou.jpg

Описание пирамиды Маслоу:

  1. Физиология – низменные потребности тела, направленные на его жизнедеятельность (голод, сон, половое желание и др.)
  2. Безопасность – потребность быть уверенным, что жизни ничего не угрожает.
  3. Социальность – потребность в контакте с окружающими и своя роль в социуме (дружба, любовь, принадлежность к определенной народности, испытывать  взаимные чувства…)
  4. Признание – уважение, признание социумом его успешности, полезности его роли в жизни такого социума.
  5. Познание – удовлетворения природного  любопытства человека (знать, доказывать, уметь и изучать…)
  6. Эстетика – внутренние потребность и побуждения следовании истине (субъективное понятие, как должно все быть).
  7. Я – потребность в самореализации, самоактулизации, высшая миссия своего существования, духовная потребность, самая высшая роль человека в человечестве, понимание своего смысла существования… (список очень большой – пирамиду потребностей Маслоу – часто используют очень многие люди и «духовные» организации, с разными системами мировоззрения и верхушку ставят свое высшее понятие смысла существования человека)

Теория потребностей Дэвида МакКлелланда рассматривает потребности человека, которые он приобрел под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения. Выделяется три типа потребностей: во власти, в успехе и в причастности.

Двухфакторная теория Ф. Герцберга анализирует факторы гигиены(условия труда, стиль руководства, социально-психологический климат в коллективе, вознаграждение за труд и т. д.) и факторы мотивации(успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов труда, высокая степень ответственности, возможность карьерного роста и т. д.).

Теория ожиданий подчеркивает важность трех взаимосвязей:

  • затраты труда – результаты;
  • результаты – вознаграждение;
  • вознаграждение – валентность (удовлетворенность вознаграждением).

Так как люди обладают различными потребностями, то одно и то же вознаграждение они оценивают по-разному. Менеджер должен сопоставить предлагаемые вознаграждения с потребностями сотрудников и привести их в соответствие.

Теория справедливости показывает, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей в зависимости от вознаграждений. Человек субъективно соизмеряет вознаграждение за труд с затраченными усилиями и затем соотносит его с вознаграждением других людей, которые выполняют аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. Несправедливость в оплате создает давление на работников. В этом случае необходимо мотивировать данного работника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс, если он существует. Квалифицированный менеджер всегда стремится к тому, чтобы подчиненные воспринимали его решения как справедливые. В противном случае мотивация сотрудников к труду существенно снижается.

Модель Портера – Лоулера – комплексная процессуальная теория мотивации, включающая элементы теории ожидания и теории справедливости. Она состоит из пяти переменных (факторов):затраченные усилия; восприятие; полученные результаты; вознаграждение за труд; степень удовлетворения от выполненной работы. Согласно модели, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, осознания им своей роли в организации. Уровень затраченных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью удовлетворенности тем, что усилия действительно повлекли за собой определенный уровень вознаграждения. В теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами.

Таким образом, содержательные теории мотивации определяют потребности, которые побуждают людей к действию. Процессуальные теории не отрицают существование потребностей, а показывают, что поведение людей определяется не только ими, но и субъективной оценкой ценности затрачиваемых усилий и вознаграждения.

Работа менеджера по выполнению функции мотивации включает: изучение мотивов деятельности работников на основе анализа их поведения; создание стройной системы стимулов для организации в целом, ее структурных подразделений и работников; формирование условий для реализации стимулов.

Результаты выполнения функции мотивации могут быть положительными и отрицательными. Положительный результат – заинтересованность сотрудников в эффективном труде, удовлетворенность результативным, творческим, инициативным трудом. Отрицательные результаты – отсутствие заинтересованности, неудовлетворенность, отсутствие удовлетворенности, безразличие к работе и т.п. Менеджер о наличии мотивации у сотрудников может судить по следующим признакам: высокая производительность и неизменное достижение поставленных целей; энергия, энтузиазм и решимость преуспеть; абсолютное сотрудничество при решении проблем; готовность людей брать на себя ответственность; желание приспособиться к необходимым переменам, склонность к инновациям.

Классификация мотиваций в зависимости от потребностей работника

Каждый человек имеет несколько групп основных потребностей, в зависимости от которых и используется тот или иной тип мотивации труда в менеджменте. Самая простая мотивация – по материальному признаку: каждый сотрудник стремится к более высокому достатку и повышению уровня личного дохода. Следующие виды мотивации в менеджменте относятся к внутренней группе потребностей, это статусная и трудовая заинтересованность работника.

Трудовая мотивация является совокупностью внутренних сил сотрудника, движущих его стремлением к интересной и содержательной работе, зависит от значимости для компании выполняемых им функций. Если работа человека высоко оценивается непосредственным руководством, он чувствует гордость и стремится достичь определенных вершин в карьере. И здесь начинает играть роль мотивация статусная – стремление работника занять более высокую должность или приступить к более ответственному заданию. Использование статусной мотивации в практике менеджмента подразумевает поиск и стимулирование в сотрудниках лидерских качеств.

Мотивационный менеджмент и его роль в современной организации

Мотивация персонала в системе менеджмента любого предприятия включает в себя целый набор различных методик воздействия, сюда входят:

  • тщательный отбор и адаптация новых сотрудников;
  • обеспечение в организации благоприятной для каждого работника атмосферы, которая будет способствовать его профессиональному и психологическому росту;
  • непосредственное управление производительностью труда и организация производственных процессов в подразделениях;
  • разработка новых систем мотивации эффективной трудовой деятельности, новых систем оплаты труда;
  • профилактика конфликтных ситуаций и участие в их скорейшем разрешении.

Значение мотивации в современном менеджменте огромно, ведь успех организации напрямую зависит от самореализации каждого ее сотрудника в процессе трудовой деятельности.

Актуализация вновь полученных знаний (закрепление пройденного материала)

Самоконтроль

Письменно, в рабочей тетради заполните схему: (учебник стр. 79-81)

Заполните схему:

Выполнение тестовых заданий                                          Ф.И. студента____________________

Выберите один правильный ответ

1.Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников?

A. Планирование

Б. Организация

В. Мотивация

Г. Контроль

Д. Руководство

2. Что такое мотивация?

A. Деятельность, направленная на решение проблем

Б. Процесс пробуждения себя и других в деятельности для достижения личностных целей и целей организации

В. Управление в условиях рынка

Г. Процесс сопоставления фактически достигнутых результатов

Д. Нет правильного ответа

3. По теории Маслоу, какие из человеческих потребностей находится на самом нижнем уровне пирамиды:

A. Социальные

Б. Потребности в уважении

В. Потребности в безопасности и защищённости

Г. Физиологические потребности

Д. Потребности в самовыражении

 

_________________________________________________________________

Выполнение тестовых заданий                                          Ф.И. студента____________________

Выберите один правильный ответ

1.Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников?

A. Планирование

Б. Организация

В. Мотивация

Г. Контроль

Д. Руководство

2. Что такое мотивация?

A. Деятельность, направленная на решение проблем

Б. Процесс пробуждения себя и других в деятельности для достижения личностных целей и целей организации

В. Управление в условиях рынка

Г. Процесс сопоставления фактически достигнутых результатов

Д. Нет правильного ответа

3. По теории Маслоу, какие из человеческих потребностей находится на самом нижнем уровне пирамиды:

A. Социальные

Б. Потребности в уважении

В. Потребности в безопасности и защищённости

Г. Физиологические потребности

Д. Потребности в самовыражении


Заполните схему:                                             Ф.И.  студента ______________________

        

            В и д ы

                                             Х а р а к т е р и с т и к а

_____________________________________________________________

Заполните схему:                                             Ф.И.  студента ______________________

        

            В и д ы

                                             Х а р а к т е р и с т и к а

_____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"

Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...

Технологическая карта урока по МДК 03.01 для специальности 43.02.01

технологичекая карта урока по МДК 03.01 Маркетинг в организациях общественного питания...

Технологическая карта урока по дисциплине Основы маркетинга для специальности 43.02.01

технологическая карта урока по дисциплине Основы маркетинга...

Технологическая карта урока по дисциплине "Маркетинг товаров и услуг" для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Технологическая карта урока по дисциплине "Маркетинг товаров и услуг" для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров...

Технологическая карта урока английского языка (1 курс) для специальности 38.02.01 экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Тема урока "Путешествие  в Великобританию". Тип урока: Урок комплексного применения умений и знаний. Цели урока: Формирование лексики по теме «Географическое положение, ...