Актуальные вопросы повышения прибыли гостиничного предприятия путем использования объектов историко-культурного потенциала
статья

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением прибыли гостиничного предприятия при использовании им в своей основной деятельности объектов историко-культурного потенциала. Для этого таким предприятиям следует заключать соответствующие договоры как с туристскими фирмами, так и с организациями, осуществляющими свою основную деятельность в рамках использования соответствующих объектов историко-культурного потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pribyl_gostinits_mozhaevang_mozhaevav.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Можаева Н.Г., к.и.н., доцент ФГБОУ ВО РГГУ,

Можаев А.В., к.и.н., преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ «СКИСиГ»

1. АННОТАЦИЯ.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением прибыли гостиничного предприятия при использовании им в своей основной деятельности объектов историко-культурного потенциала. Для этого таким предприятиям следует заключать соответствующие договоры как с туристскими фирмами, так и с организациями, осуществляющими свою основную деятельность в рамках использования соответствующих объектов историко-культурного потенциала.

2. ВВЕДЕНИЕ.

Любое юридическое лицо создается своим собственником с целью извлечения определенной выгоды из его работы. Гостиничное предприятие создается с целью предоставления услуг размещения и проживания (базовые услуги), и иных услуг, по желанию гостя и одновременно не противоречащих действующему законодательству (дополнительные услуги) [8]. Оба варианта услуг определяются как возмездные, оказываемые за определенную плату. Таким образом, гостиничное предприятие можно определить как коммерческое юридическое лицо, деятельность которого нацелена на получение прибыли его собственником в процессе работы предприятия [1, статья 50].

Дополнительные услуги могут быть любого рода, однако часть из них прямо вытекает из основных; место размещения и проживания гостя определяется местом территориального нахождения (область, край, регион, страна) гостиницы с учетом народа/национальности, постоянно проживающего на этой территории и имеющего свои традиции и обычаи. В данном случае мы можем говорить о питании (с использованием блюд национальной кухни), сувенирах в национальном стиле, организации экскурсий для посещения определенных объектов (природные или рукотворные комплексы) и пр. Оформление номеров или самого здания гостиницы в национальном/народном стиле – это уже оказание основных гостиничных услуг. Таким образом, часть прибыли гостиничного предприятия происходит от использования особенностей места нахождения комплекса, связанных с национальными/народными традициями, обычаями и пр. Объекты историко-культурного потенциала, как видно из самого их названия, также отражают возможность создания их в национальном/народном стиле. Не во всех случаях возможно их использование для оказания гостиницей основных услуг (охранная деятельность со стороны государства, отсутствие условий для проживания и пр.), но для оказания дополнительных услуг гостиницы такие объекты могут быть использованы в объёме той полноты, какая возможна без нанесения ущерба такого рода объектам.

Но здесь, на взгляд авторов работы, выявляется противоречие, поскольку следует отличать наличие прибыли как таковой от ее повышения. Сама по себе прибыль может появляться, например, при грамотной ценовой политике, при следовании базовым тенденциям в гостиничном бизнесе ([16], [11]), при квазимонополистическом положении гостиничного предприятия (например, размещение гостиницы, используемой для ночного пребывания или краткосрочного размещения, на автотрассе, при отсутствии вокруг населенных пунктов). Из данного противоречия прямо вытекает проблема – возможно ли не просто получать прибыль, но повышать ее путем использования в деятельности гостиницы объектов историко-культурного потенциала? По факту постановки этого вопроса определяется проблемная ситуация – необходимость расширения знаний в области сведений об объектах историко-культурного потенциала в целом и о возможностях их использования в деятельности гостиницы, в частности. Основываясь на этом, авторами ставится проблемный вопрос – как организовать деятельность гостиничного предприятия для повышения его прибыли путем использования объектов историко-культурного потенциала?

Актуальность данного исследования не вызывает сомнений, в первую очередь в связи с наличием государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы» [7]. Один из приоритетов программы формулируется как «раскрытие и активизация культурного и туристского потенциала регионов России…». Целью подпрограммы 1 «Наследие» является сохранение культурного и исторического наследия, расширение доступа населения к культурным ценностям и информации. Одним из целевых индикаторов и показателей подпрограммы 3 «Туризм» установлено число ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения; при этом к 2020 году предполагается увеличение числа ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения до 120 млн. единиц. Также имеют место и продолжающиеся кризисные явления в гостиничном бизнесе [18], которые напрямую связаны с такими явлениями в экономике в целом.

Объектом данной работы являются объекты историко-культурного потенциала на территории России, предметом работы – возможность повышения прибыли гостиничного предприятия при использовании таких объектов в деятельности последнего.

Гипотеза работы состоит в том, что использование гостиницей объектов историко-культурного потенциала позволит повысить прибыль гостиницы при условии организации деятельности по оказанию дополнительных услуг на базе таких объектов с учетом интересов гостей.

Таким образом, целью настоящей работы является подготовка предложений по повышению прибыли гостиничного предприятия в рамках организации последним основной деятельности с использованием объектов историко-культурного потенциала. Соответственно авторами были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие услуг, их виды, в т.ч. оказываемые гостиницей.

2. Рассмотреть определение объекта историко-культурного потенциала и виды таких объектов.

3. Рассмотреть основные виды клиентов гостиничного предприятия.

4. Подготовить рекомендации по повышению прибыли гостиничного предприятия с учетом использования им объектов историко-культурного потенциала.

В процессе работы использовались такие методы исследования, как изучение источников и литературы, анализ, синтез, а также индуктивный и дедуктивный методы.

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

3.1. Понятие услуг, их виды, в т.ч. оказываемые гостиницей.

Действующее законодательство Российской Федерации даёт определение услуги. Это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности [2, часть 5 статья 38]. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности  указывает на основные услуги гостиниц как на деятельность по предоставлению мест для временного проживания [9, раздел I, п. 55]. В перечень дополнительных услуг, в соответствии с подпунктом 55.10 того же источника, входят: обеспечение питанием и напитками, предоставление автостоянки, услуги прачечной, библиотеки, плавательных бассейнов и тренажерных залов, комнат отдыха и развлечений, а также предоставление конференц-залов и залов для совещаний. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ устанавливают определение «гостиничные услуги» - это комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем (т.е. самой гостиницей) [8, п. 3]. Таким образом, услуги гостиницы, связанные с использованием объектов историко-культурного потенциала, являются по факту посредническими, направленными на предоставление информации о наличии таких объектов в достаточной доступности по отношению к гостинице, а также о мероприятиях, проводимых как самим персоналом таких объектов, так и с возможностью использования указанных объектов при проведении иных мероприятий. Названный выше классификатор определяет такие услуги как «услуги посреднические на информацию о финансовых, экономических и промышленных и иных данных…» [9, п. 96, подпункт 96.09].

Перечень дополнительных услуг самой гостиницей, как уже было указано выше, определяется гостиницей и в этой связи не имеет четкого нормативного регулирования. Главное требование к таким услугам – соответствие действующему законодательству РФ. Основные перечни таких услуг можно найти на специализированных сайтах, посвященных гостиничному делу [10], [13]. Таким образом, правомерно сделать вывод о том, что среди дополнительных услуг гостиницы возможно как предложение посетить соответствующие объекты историко-культурного потенциала, так и организация различного рода мероприятий в рамках использования указанных объектов. Естественно, при оказании таких услуг гостинице следует заключать договоры на экскурсионную деятельность с соответствующими организациями, осуществляющими деятельность по использованию объектов историко-культурного потенциала, а также с туристскими фирмами.

3.2. Объекты историко-культурного потенциала, их определение и виды.

К указанным объектам существует два подхода – нормативно-правовой и общеметодический, и в определенных аспектах они пересекаются. С точки зрения действующего законодательства РФ [4, статья 3], выделяются объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) и объекты археологического наследия, причем последние могут входить в состав первых. Объекты культурного наследия подразделяются на памятники, ансамбли, достопримечательные места, при этом на территории таких мест могут находиться памятники и ансамбли. В состав памятников могут входить объекты науки и техники, в т.ч. и военные.

Общеметодический подход [12] характеризует иная, более сфокусированная на различиях, классификация объектов историко-культурного потенциала. Согласно такому подходу, историко-культурный потенциал представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, т.е. сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие – это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. В целом среди памятников культурного наследия можно выделить:

 ● памятники археологии,

 ● культовую и гражданскую архитектуру,

 ● памятники ландшафтной архитектуры малые и большие исторические города,

 ● типичные сельские поселения,

 ● музеи, театры, выставочные залы и другие объекты социокультурной инфраструктуры,

 ● объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства,

 ● технические комплексы и сооружения.

Соответственно, даже посещение таких памятников самостоятельно, без сопутствующей анимационной и иной деятельности, даёт ощущение участия в тех или иных исторических периодах и/или событиях, временно включает посетителя (-лей) в соответствующие месту и времени этнографические сообщества, и в целом обеспечивает непосредственное получение и/или закрепление посетителем (-лями) того исторического и/или этнографического опыта, который ранее был ими приобретен опосредованно, путем чтения или использования аудио- или видеопродукции.

Из изложенного выше правомерно сделать вывод, что если в случае нормативных правовых актов классификация объектов историко-культурного потенциала производится исходя из общих принципов государственной охраны таких объектов, что требует дополнительных указаний на возможность сохранения, использования, популяризации, а также владения, пользования и распоряжения такими объектами как особым видом недвижимости [4, статья 1], то в случае общеметодического подхода классификация объектов историко-культурного потенциала осуществляется в целях их использования в системе рекреационного обслуживания. При этом посещение объекта историко-культурного потенциала приводит к тому, что посетитель (-ли) такого объекта непосредственно получают данные о тех или иных эпохах, событиях и/или процессах, формирующие определенный опыт или подтверждающие данные, полученные ранее опосредованно.

3.3. Основные виды клиентов гостиничного предприятия.

Рассмотрев вопросы классификации клиентов гостиничного предприятия с использованием возможностей сети Интернет, авторы сочли необходимым для целей настоящей работы выделить три основные группы классифицирующих признаков:

1. По возможности и/или желанию приобретения гостиничных услуг [17].

2. По предпочтениям в сфере отдыха в соответствии со спецификой основной деятельности (классификация В.А. Квартальнова) [15, гл. 1, раздел 1.3., подразд. 1.3.1.].

3. По причинам, приведшим в гостиницу (виды потребителей гостиничных услуг) [14].

Авторами предлагается использовать третий вид классификации из указанных выше, руководствуясь следующими соображениями.

Классифицирующие признаки по № 1 не дают возможности определить, склонен ли гость к участию в мероприятии с использованием именно объекта историко-культурного потенциала, поскольку определяют только возможность и/или желание приобретения услуг, т.е. это практически классификация клиента как такового, подходящего для любого случая продаж, без возможности учета дополнительных его критериев и без учета специфики самих продаж. Классифицирующие признаки по № 2 ближе к теме работы, однако не во всех случаях состав услуг турфирмы и гостиницы совпадает. А данная классификация – это классификация клиентов, которые для выбора вариантов отдыха обращаются в турфирму и реализуют ее пакет услуг, который может очень условно совпадать с гостиничным. Классифицирующие же признаки по № 3 перечисляют тех, кто останавливается в гостиницах – т.е. в т.ч. и тех, кто выбрал гостиницу самостоятельно, а не приобрел пакет туристических услуг, который неразрывно связан с конкретной гостиницей и тем набором мероприятий, которые предоставляются именно турфирмой.

Согласно избранной авторами классификации [14], основными потребителями гостиничных услуг (клиентами гостиниц) являются:

- туристы;

- деловые люди, совершающие поездки по работе;

- частные лица, имеющие необходимость остановиться в гостинице;

- иные лица, пользующиеся гостиничными услугами без цели размещения.

Такие потребители могут подразделяться по признаку регулярности посещения, а также по половому признаку (в связи с наличием у женщин наиболее существенных требований к безопасности, комфорту и услугам, удобству, дополнительным услугам в сравнении с мужчинами).

Вместе с тем авторы предлагают добавить в эту классификацию ещё один вариант подразделения – по возрасту, выделяя детей (до 18 лет) [3, абзац 2 статьи 1], молодёжь (от 14 до 30 лет) [6, часть 1 статьи 1], взрослые (с 30 лет до: мужчины – 64 года включительно, женщины – 59 лет включительно) [5, пункт 3 ч. 2 статьи 10], условные пенсионеры (мужчины с 65 лет, женщины с 60 лет) [5, пункт 3 ч. 2 статьи 10]. Термин «условные» предлагается использовать в связи с тем, что не все, достигшие указанного возраста, выходят на пенсию.

Включение возрастных параметров в классификацию клиентов гостиниц представляет необходимость в силу наличия/отсутствия у различных возрастных категорий опыта, который было бы желательно приобрести или подтвердить.

3.4. Рекомендации по повышению прибыли гостиничного предприятия с учетом использования им объектов историко-культурного потенциала.

На основании изложенных выше позиций, авторы предлагают рекомендации, которые помогут не только гостиничному предприятию повысить прибыль путем использования в своей деятельности объектов историко-культурного потенциала, но и туристским фирмам, ориентируясь по применению таких рекомендаций в деятельности гостиниц, повысить свою прибыль путём подготовки тематических турпакетов с ориентацией именно на такие гостиницы. Руководству гостиничного предприятия можно порекомендовать следующие действия:

1. Провести обзор региона своего местонахождения на предмет выявления любых объектов историко-культурного потенциала (далее – Объекты).

2. Распределить выявленные Объекты по следующим категориям:

а) на основании общеметодического подхода [12] из раздела 3.2 настоящей статьи;

б) с учетом содержания Объектов (например, исторические, этнографические, технические).

3. Определить возможность тематического посещения Объектов (например,  привязка посещения к какой-либо дате).

4. Рассмотреть имеющиеся фото- и/или видеоматериалы по Объектам либо (при отсутствии таковых) направить на осмотр Объектов профильных работников гостиницы с целью получения таких материалов.

5. На основании рассмотренного определить возможность самостоятельных проявлений интереса к Объектам клиентов гостиницы  исходя из их половых и возрастных предпочтений (например, музей истории женского костюма вряд ли заинтересует представителей мужского пола в целом; под вопросом интерес к такому Объекту со стороны лиц женского пола в возрасте до 30 лет. В то же время музей ретро-автомобилей вызовет интерес скорее у представителей мужского пола).

6. Рассмотреть возможность приглашения организованных групп, в т.ч. из состава обучающихся/воспитанников для посещения Объектов с размещением в гостинице (например, группа курсантов военного училища для посещения музея военной техники или мест боёв времён Великой Отечественной войны).

7. Провести поиск в сети Интернет или заказать профильной организации исследование на тему оптимального сочетания в рекламе цветового фона и начертания букв, а также (при наличии в гостинице кабельной сети) звукового фона и видеоряда исходя из половых и возрастных предпочтений клиентов гостиницы.

8. Своими силами или с привлечением профильной организации подготовить текстовую рекламу и/или видеоролик с приглашением посетить тот или иной Объект, с учетом изложенного в п. 7 данных Рекомендаций, с целью привлечения клиентов гостиницы.

9. Разместить подготовленную рекламу на территории гостиницы.

10. Организовать взаимодействие с юридическими лицами различных отраслей и профилей деятельности по привлечению организованных групп работников и/или клиентов таких юридических лиц путём рассылки предложений гостиницы по использованию Объектов такими группами в соответствии с тематикой посещений и/или половозрастными предпочтениями.

CURRENT ISSUES OF INCREASING THE PROFIT OF A HOTEL ENTERPRISE BY USING THE OBJECTS OF HISTORICAL AND CULTURAL POTENTIAL.

Hotel Enterprise, object of historical and cultural potential, additional profit

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.

Источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

3. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

6. Закон г. Москвы от 30.09.2009 № 39 «О молодежи».

7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 317).

8. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085).

9. ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Электронные ресурсы.

10. Виды услуг в гостинице. Электронный ресурс – URL: http://inn35.ru/vidy-uslug-v-gostinitse/, доступ свободный.

11. Идеи. Как гостинице заработать на меняющихся групповых и корпоративных трендах. Электронный ресурс – URL: https://hotelier.pro/sales/item/226-mice, доступ свободный.

12. Историко-культурный потенциал и методика его оценки. Электронный ресурс – URL: http://biofile.ru/geo/15320.html, доступ свободный.

13. Основные и дополнительные услуги гостиниц. Электронный ресурс – URL: http://www.h-l.ru/hostservice.htm, доступ свободный.

14. Роль персонала. Электронный ресурс – URL: https://studopedia.su/10_53710_potrebiteli-gostinichnih-uslug.html, доступ свободный.

15. Руденко А.М., Довгалёва М.А. Психология социально-культурного сервиса и туризма/учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. Электронный ресурс – URL: http://tourlib.net/books_tourism/rudenko13.htm, доступ свободный.

16. Смирнова М., зам. директора департамента оценки и консалтинга компании Colliers International. Управление доходами гостиницы. Электронный ресурс – URL: http://prohotelia.com/2009/07/%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B8-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B/, доступ свободный.

17. Шпитонков С.В., директор консалтинговой компании «Экспepт Кoнcaлтинг». Типы клиентов и методы работы с ними. Электронный ресурс – URL: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=009870, доступ свободный.

18. Экономический кризис в гостиничном бизнесе. Электронный ресурс – URL: http://www.rusapart.com/articles/ekonomicheskiy_krizis_v_gostinichnom_biznese, доступ свободный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

Материал содержит презентацию на тему "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ"...

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

Проблема выбора профессии является одной из самых актуальных в обществе на протяжении нескольких столетий. Она все чаще становится предметом исследования ученых, к ней проявляют интерес специалисты ра...

Актуальные вопросы возможностей использования генно-модифицированных организмов для достижения целей устойчивого развития

В данном исследовании автор рассматривает проблемы, возникающие при использовании ГМО-продуктов в рамках следования концепции устойчивого развития, и предлагает рекомендации для решения этих проблем....

Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профессионального воспитания молодежи в условиях социального партнерства в системе СПО» Пути совершенствования духовно - нравственных ценностей у современной молодежи

Содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин дает возможность преодолеть узкопрофессиональное мышление, формирует духовно богатую личность, обладающую высокими нравственными и гражданск...

ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОЛЛЕДЖА И ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО»

В настоящее время тесное и взаимовыгодное сотрудничество средних специальных образовательных учреждений с предприятиями способствует повышению качества предоставляемых образовательных услуг...

"Актуальные вопросы вакцинопрофилактики" Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации

Данная программа предполагает совершенствование и повышение профессионального уровня медицинских сестер в вопросах "Вакцинопрофилактики" в рамках имеющейся квалификации, получение систематиз...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА ТЕМА ДОКЛАДА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

    Использование современных педагогических технологий на занятияхСовременный образовательный   процесс   предъявляет   новые   требования...