Рабочая программа профессионального модуля "Спортивно-оздоровительный туризм"
рабочая программа на тему

Гуржапова Виктория Константиновна

Рабочая программа профессионального модуля является частью образовательной программы СПО (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.10 Туризм углубленной подготовки, укрупненной группы специальностей 43.00.00 Сервис и туризм, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Предоставление услуг по видам спортивно-оздоровительного туризма

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Инструктировать туристов о правилах безопасности в различных спортивно-оздоровительных организациях и на маршрутах.

2. Разрабатывать и организовывать различные виды активных туров.

3. Взаимодействовать со сторонними организациями (страховые компании, медицинские учреждения, спортивные организации, экологические организации) по формированию и организации туров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pm_06_sport-ozdor_turizm_2015-1.docx95.61 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Спортивно-оздоровительный туризм

 

для специальности 43.02.10 Туризм

2015 г.

        Рабочая программа профессионального модуля  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 43.02.10 Туризм.

Заместитель директора по УР

_________________________

И.А.Перфильева

Автор: Гуржапова В.К., Абросимова В.В., Курдюков И.М.

Одобрена Научно-методическим советом колледжа

Протокол №______

От «_____»___________2015 г.

Председатель научно-методического совета ______________ Иванова И.К.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

18

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

20


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Спортивно-оздоровительный туризм

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью образовательной программы СПО (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.10 Туризм углубленной подготовки, укрупненной группы специальностей 43.00.00 Сервис и туризм, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Предоставление услуг по видам спортивно-оздоровительного туризма

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Инструктировать туристов о правилах безопасности в различных спортивно-оздоровительных организациях и на маршрутах.

2. Разрабатывать и организовывать различные виды активных туров.

3. Взаимодействовать со сторонними организациями (страховые компании, медицинские учреждения, спортивные организации, экологические организации) по формированию и организации туров.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при профессиональной  подготовке специалистов в рамках специальности 43.02.10  Туризм,  при подготовке специалистов по должностям служащих:

20606 Гид-переводчик;

23104 Инструктор-методист по альпинизму;

23116 Инструктор-методист по туризму;

27765 Экскурсовод.

в рамках дополнительного профессионального образования. Опыт работы не требуется, базовый уровень образования: основное общее или среднее (полное) общее.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- ориентирования на местности в различных условиях;

- движения и преодоление препятствий на туристическом маршруте;

- хождения на лыжах, сплава по водному маршруту, конной и велосипедной езды;

- экологического волонтерства.

уметь:

- составлять маршрутную документацию;

- готовить спортсменов-туристов к соревнованиям по туризму;

- организовывать туристический лагерь;

- работать инструктором в конном походе;

-обучить туриста правильно оседлать лошадь

- составлять конные, велосипедные, лыжные, пешие, водные и экологические туры;

- контролировать выполнение требований безопасности при прохождении тура. 

знать:

- технику передвижения в туристическом походе;

- виды походов, туристско-массовых мероприятий;

- правила содержания лошадей на туристических базах, технику безопасности при работе с лошадьми,

- особенности велотуризма, горнолыжного туризма;

- виды и задачи экотуризма, активного туризма, спортивного и оздоровительного туризма.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 842 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 662 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 442 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 220 часов;

учебной практики – 108 часов;

производственной практики – 72 часа.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Предоставление услуг по видам спортивно-оздоровительного туризма, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1

Инструктировать туристов о правилах безопасности в различных спортивно-оздоровительных организациях и на маршрутах

ПК 2

Разрабатывать и организовывать различные виды активных туров

ПК 3

Взаимодействовать со сторонними организациями (страховые компании, медицинские учреждения, спортивные организации, экологические организации) по формированию и организации туров.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

 ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и гнести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу  членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1-ПК 3

Раздел 1.  Основы спортивно-оздоровительных видов туризма

180

120

44

60

ПК 1- ПК 3

Раздел 2. Технология активных видов туризма

204

136

50

30

68

ПК 1- ПК 3

Раздел 3. Безопасность в туризме

110

74

42

36

ПК 1- ПК 3

Раздел 4.  Топография и ориентирование на местности

54

36

26

18

ПК 1-ПК 3

Раздел 5. Конный туризм

114

76

46

38

Производственная практика (по профилю специальности), часов

72

Всего:

842

442

208

30

220

108

72


3.2. Содержание обучения  по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК 1. Основы спортивно-оздоровительного туризма

180

Тема 1.1. Введение в туризм

Содержание

16

1.

Основные понятия СОТ. Виды туризма. Активные виды туризма

2

2.

Питание и снаряжение в походе

3.

Обеспечение безопасности в походе

4.

Особенности ориентирования в туристическом походе

5.

Страховка и самостраховка

6.

История развития СОТ в России

7.

Туристические ресурсы для развития СОТ. Подготовка маршрутной документации

Лабораторные работы  не предусмотрены

Практические занятия

6

1.

Правила подготовки снаряжения к походу (зимнему и летнему периоду)

Тема 1.2. Технология организации спортивно-оздоровительных походов

Содержание

16

1.

Техника и тактика движения и преодоление препятствий на туристическом маршруте

2

2.

Лыжный туризм

3.

Горный туризм

4.

Водный туризм

Лабораторные работы  не предусмотрены

Практические занятия

10

1.

Разработка нитки маршрутов.

Тема 1.3. Туристская спортивно-тренировочная и соревновательная деятельность

Содержание

14

1.

СОТ как вид спорта

2

2.

Особенности подготовки спортсменов-туристов

3.

Классификация соревнований по туризму

4.

Специальная физическая подготовка туристов-спортсменов к походу

5.

Физическая подготовленность туристов-спортсменов

Лабораторные работы  не предусмотрены

Практические занятия

14

1.

Работа на скалодроме

2.

Работа в болдеринговом зале

3.

Вязание узлов

4.

Создание знаков SOS

5.

Преодоление препятствий

6.

Спортивное ориентирование

Тема 1.4. Научно-исследовательская деятельность в туризме

Содержание

16

1.

Понятие научно-исследовательской деятельности

2

2.

Основные направления научно-исследовательской работы в СОТе

3.

Учебные туристские походы

4.

Техника передвижения в туристских походах

Лабораторные работы  не предусмотрены

Практические занятия

8

1.

Правила прохождения маршрута с использованием навесной переправы.

Тема 1.5. Организация туристского сервиса и платные услуги в сфере СОТ

Содержание

14

1.

Виды походов и требования к туристским услугам. Нормативные документы по формированию туристских услуг.

2

2.

Организация туристско-массовых мероприятий для населения

3.

Организация туристских лагерей

Лабораторные работы  не предусмотрены

Практические занятия

6

1.

Организация палаточного городка.

Самостоятельная работа при изучении раздела МДК 1. 

60

Самостоятельная работа при изучении раздела 

Ознакомление с методическими рекомендациями по написанию рефератов, отчетов, курсовых работ.

Самостоятельная работа с основной, дополнительной работой, Интернет-ресурсами.

Написание рефератов и конспектов.

Разработка методической документации учителя.

Разработка презентаций.

Разработка маршрутов.

Примерная тематика домашних заданий

Конспект на тему: «Топографические знаки в ориентировании»

Правильность определения азимута в кабинете и на местности

Рефераты (индивидуально)

Презентации: «Конный туризм», «Водный туризм», «Спелеотуризм», «Парусный туризм», «Пеший туризм», «Горный туризм», «Лыжный и горнолыжный туризм», «Велотуризм», «Автотуризм»

Темы для выполнения наглядных пособий: выполнить в виде стендов, рисунков, таблиц, диаграмм, схем

Защита группами аналитической работы в турфирмах. Разработать новые предложения на поход выходного дня

Веревочный курс: повторение вязки узлов и их применение

Реферат: «Достопримечательности Бурятии», «Достопримечательности в районах Бурятии»

Составление технологической карты маршрута

Написать определения средств размещения туристов: «гостиница, пансион, туристские общежития, пансионы, виллы, палатка»

Конспект: «Виды транспортных перевозок», «Развлечения в туризме»

Групповое задание: сделать стенд с узлами

Создание рекламы: «Продвижение турпродукта»

Составить вопросы по теме: «Туристские потребности жителей города Улан-Удэ»

Реферат: «Выдающиеся туристские достопримечательности России»

Доклад: «Выдающиеся соло-путешествия россиян»

МДК 2. Технология активных видов туризма

204

Тема 2.1.  Активный туризм

Содержание

14

1.

Определение и сущность активного туризма

2

2.

Классификация маршрутов, используемых для активного туризма

3.

Развитие активного туризма на современном этапе: проблемы и перспективы

Лабораторные работы  не предусмотрены

Практические занятия

1.

Тема 2.2.  Конный туризм

Содержание

16

1.

Общая информация

2

2.

Содержание лошадей на турбазах

3.

Работа инструктора и обязанности туристов в походе

4.

Конный туризм в России. Примеры конных маршрутов

Лабораторные работы  не предусмотрены

Практические занятия

14

1.

Выезд на ипподром. Наблюдение за работой  инструкторов и лошадьми.

Тема 2.3. Велосипедный туризм

Содержание

12

1.

Понятие и сущность велотуризма. История развития велотуризма

2

2.

Особенности велотуризма. Составление велотуров

3.

Материально-техническое оснащение для развития велотуризма

Лабораторные работы  не предусмотрены

Практические занятия

12

1.

Разработка нитки маршрутов (велосипедный тур)

Тема 2.4. Лыжный туризм

Содержание

16

1.

Лыжный туризм. Лыжи

2

2.

Особенности горнолыжного туризма

3.

Возникновение, развитие и первоначальное применение лыж

Лабораторные работы  не предусмотрены

Практические занятия

1.

Отработка навыков лыжной езды (лыжная база «Снежинка»)

12

Тема 2.5. Пеший туризм

Содержание

16

1.

Пеший туризм как вид отдыха

2

2.

Техника и тактика движения

3.

Отдельные технические приемы

Лабораторные работы  не предусмотрены

Практические занятия

12

1.

Разработка тура выходного дня

Тема 2.6. Экстримальные виды туризма

Содержание

12

1.

Водный экстрим

2

2.

Экстрим в воздухе

3.

Горный экстрим

4.

Городской экстрим

Лабораторные работы  не предусмотрены

Практические занятия не предусмотрены

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. 

68

Примерная тематика домашних заданий

Разработать маршрут в любой район Бурятии

Конспект: «Виды велосипедов. Их предназначения»

Реферат: «Хоринск», «Бичура», «Баргузин», «Кабанск», «Курумкан», «Кяхта», «Мухоршибирь», «Селенга»

Письменно: Подумайте, к какому типу туристов отнести себя, своих родственников и знакомых. Почему?

Доклад: «Джиппинг», «Научный туризм», «Дайвинг»

Изучить самостоятельно и законспектировать тему: «Водный туризм»

Презентация: «Почему я выбираю «Туризм»», «Туризм – успешная профессия», «Туризм – моя жизнь»

Таблица: «Знаменитые туристы России»

Конспект: «Виды лыж»

Изучить самостоятельно и законспектировать тему: «Сплав на байдарках, катамаранах и плоту»

Учение: «Снаряжение»

Реферат: «Семь чудес Света»

Написать определения: «турист», «туризм», «экскурсант», «туроператор», «турагент»

Конспект: «Породы лошадей»

Изучить самостоятельно тему, сделать творческую работу: «Горный туризм»

Прочитать и выучить: «Предсказание погоды по народным приметам»

Сделать карточку в виде таблицы: «Аптечка групповая походная»

Прочитать: «Пеше-лыжный переход по маршруту г. Улан-Удэ-Москва»

Сделать таблицу по пеше-лыжному переходу по маршруту Улан-Удэ-Москва

Выписать все средства размещения туристов

Конспект: «Российское общество туристов»

Написать список развлечений и предприятий индустрии развлечений

Самостоятельная работа по выполнению курсовых работ

Примерная тематика курсовых работ (проектов) 

  1. История лыжного туризма
  2. История велосипедного туризма
  3. История конного туризма
  4. История спортивного туризма
  5. Активный отдых в Бурятии
  6. Горячинск – зона активного отдыха
  7. Альпинизм в Бурятии
  8. Особенности развития туризма отдыха и развлечений в «Байкальской гавани»
  9. Развитие спортивного туризма в одном из регионов мира, России, Бурятии
  10. Экстримальный туризм в России, Европе
  11. Дайвинг и серфинг как стремительно развивающиеся формы туризма
  12. Состояние и перспективы развития туризма в Бурятии (на примере региона)
  13. Организация и проведение соревнований по лыжному туризму
  14. Оздоровление через туризм
  15. Полевой туристский лагерь

30

Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту)

МДК 3. Безопасность в туризме.

110

Тема 3.1. Требования безопасности при туристско-экскурсионном обслуживании

Содержание

6

1.

Общие требования безопасности

2

2.

Контроль за выполнением требований безопасности

3.

Обеспечение безопасности туристов

4.

Права и обязанности туристов

5.

Деятельность гида-переводчика и безопасность туристов

6.

Обеспечение безопасности в гостиницах

Лабораторные работы не предусмотрены

Практические занятия

4

1.

Разработка инструкции по безопасному поведению туриста

2.

Разработка инструкции по безопасности для гида-переводчика

3.

Разработка инструкции по безопасному поведению в гостинице

Тема 3.2. Психология безопасного туризма

Содержание

2

1.

Психические процессы и состояния

2

2.

Типология туристов

3.

Особые психические состояния

4.

Методы повышения безопасности

5.

Некоторые психологические аспекты обеспечения безопасности

Лабораторные работы  не предусмотрены

Практические занятия

4

1.

Выявление типа темперамента в группах

Тема 3.3. Питание и безопасность

Содержание

6

1.

Проблемы безопасного питания и контроля качества продуктов

2

2.

Требования к кухонным помещениям

3.

Безопасность питания в турпоходах

Лабораторные работы не предусмотрены

Практические занятия

4

Тема 3.4. Правила безопасной поездки в различных транспортах

Содержание

4

1.

Правила безопасной поездки на автобусах

2

2.

Правила безопасной поездки в поезде

3.

Правила безопасной поездки в самолете

4.

Правила безопасной поездки на автомобиле

Лабораторные работы не предусмотрены

Практические занятия

4

1.

Разработка инструкции-памятки при поездке на автобусах

2.

Разработка инструкции-памятки при поездке в поезде

3.

Разработка инструкции-памятки при поездке в самолете

4.

Разработка инструкции-памятки при поездке на автомобиле

Тема 3.5. Страхование и безопасность туристов

Содержание

6

1.

Общие правила страхования

2

2.

Услуги, предоставляемые туристу, страховыми компаниями

3.

Исключения из всех видов страхования

4.

Особенности страхования пассажиров железнодорожного транспорта

5.

Обязанности и права туристов по отношению к страховой фирме

Лабораторные работы не предусмотрены

Практические занятия

4

1.

Изучение требований страховых компаний в случаях связанных с туризмом.

2.

Изучение требований страховых компаний на различных видах транспорта

Тема 3.6. Вопросы безопасности конного туризма

Содержание

4

1.

Порядок выбора лошади и ее снаряжение

2

2.

Повседневный уход за лошадью

3.

Безопасная одежда всадника

4.

Правила передвижения по дороге

Лабораторные работы  не предусмотрены

Практические занятия

2

1.

Соблюдение техники безопасности при организации снаряжения и выездке

Тема 3.7. Обеспечение безопасности водного туризма и отдыха у водоемов

Содержание

4

1.

Понятие водного туризма и для чего используются водные объекты

2

2.

Специалисты по водному туризму

3.

Воздействие водной среды на организм человека

4.

Применение водно-спортивных снарядов

Лабораторные работы  не предусмотрены

Практические занятия не предусмотрены

2

1.

Тема 3.8. Безопасность горного туризма

Содержание

6

1.

Понятие горного туризма, материал туристкой одежды

2

2.

Правила поведения во внезапных ситуациях

3.

Безопасность горных лыжах. Десять основных правил

Лабораторные работы  не предусмотрены

Практические работы не предусмотрены

6

Тема 3.9. Автотранспортная безопасность

Содержание

6

1.

Роль и место автомобильных перевозок в туристских путешествиях. Требования безопасности автомобильных перевозок. Требования безопасности туристского автобуса.

2

2.

Новые виды экологически чистых транспортных средств

3.

Требования безопасности авиаперевозок

4.

Общие требования безопасности ж/д перевозок

Лабораторные работы  не предусмотрены

Практические занятия не предусмотрены

4

1.

Тема 3.10. Обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах в офисах туристских фирм

Содержание

4

1.

Персональный компьютер-источник повышенной опасности

2

2.

Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным компьютерам

3.

Требования охраны труда к помещениям для эксплуатации ПВЭМ и организация рабочего места пользователя

Лабораторные работы  не предусмотрены

Практические занятия

4

Тема 3.11. Общие требования безопасности жизнедеятельности к средствам размещения туристов и техническому оснащению этих средств

Содержание

4

1.

Общие санитарно-гигиенические требования и требования безопасности к средствам размещения туристов

2

2.

Правила безопасной эксплуатации электрооборудования

3.

Общие требования безопасности к средствам размещения туристов

4.

Защита туристов, персонала, средств размещения туристов и материальных ценностей от пожаров

Лабораторные работы  не предусмотрены

Практические занятия

6

1.

Правила безопасной эксплуатации электрооборудования

2.

Общие требования безопасности к средствам размещения туристов

Тема3.12. Вопросы безопасности в автотуризме

Содержание

4

1.

Техническое состояние автомобиля

2

2.

Возможные неисправности и пути их устранения

3.

Состояние дорожного покрытия

4.

Особенности проезда железнодорожных переездов

5.

Подготовка, психологическое и физиологическое состояние водителя

Лабораторные работы  не предусмотрены

Практические занятия не предусмотрены

6

Тема 3.13. Общие требования к организации безопасного ведения туристской деятельности и экстремальных видов отдыха

Содержание

4

1.

Организационные требования. Требования к технической оснащенности. Требования к состоянию здоровья и уровню подготовленности участников

2

2.

Требования к страхованию жизни и средствам  передвижения

3.

Требования по спасению и реабилитации туристов и туристских групп. Требования к инструктору в походе

4.

 Современные технические средства безопасности, применяемые в туризме

Лабораторные работы  не предусмотрены

Практические занятия не предусмотрены

6

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 3. 

36

тематика домашних заданий

Конспект: «Чрезвычайные ситуации на туристических маршрутах»

Доклад на тему: «Меры первой медицинской помощи пострадавшим в результате несчастного случая, транспортной аварии или действия поражающих факторов чрезвычайной ситуации»

Прочитать и записать основное по теме: «Обеспечение безопасности водного туризма»

Изучить самостоятельно тему: «Безопасность горного туризма»

Конспект: «Общие требования безопасности железнодорожных перевозок»

Презентация на тему: «Общая характеристика ЧС природного характера»

Ответить на вопросы: «Чем отличается ураган от бури? Где следует укрываться от урагана, пурги, цунами? Что такое землятресение?»

Конспект: «Современные технические средства безопасности, применяемые в туризме»

Ответить на вопрос: «Что относиться к обязательным и добровольным видам страхования?»

Написать: «Методы повышения безопасности»

МДК 4. Топография и

ориентирование на местности

54

Тема 4.1. Введение в курс. Значение ориентирования для туризма

Содержание.

2

1.

Введение

2.

Туризм и ориентирование

3.

Ориентирование для туриста

4.

Значение ориентирования в туризме

5.

Что значит компас для ориентировщика

6.

Зарождение ориентирования как вида спорта

7.

Соревнования по спортивному ориентированию

Лабораторные работы  

Практические занятия 

4

Тема4.2. Ориентирование на местности

Содержание.

2

2

1.

Ориентиры на местности

2.

Все возможные ориентиры на местности

3.

Общие требования

4.

Описание условных знаков

5.

Населенные карты

6.

Условные знаки карты масштаба

7.

Указатели направления скатов

8.

Переменная шкала высотных поясов

9.

Разведка местности

10.

Изучение местности по карте

11.

Как определяется расстояние с помощью подсчета шагов

12.

Упражнения для закрепления навыка определения расстояния

Лабораторные работы  

Практические занятия 

6

Тема 4.3. Строение компаса

Содержание.  

2

2

1.

Виды компаса. Работа с компасом

2.

Магнитный компас

3.

Стрелочный компас

4.

Жидкостный компас

5.

Древние китайцы изобрели компас

6.

Необходимость компаса

7.

Определение азимутов на местные предметы

8.

Порядок движения по азимутам

9.

Целеуказания от направления движения

10.

Обход препятствий

11.

Ознакомление с приемом определения азимута на местный предмет

12.

Направление движения от ориентира к ориентиру

13.

Азимутальные проекции

14.

Особый вид азимутальной проекции

Лабораторные работы  

Практические занятия 

4

Тема 4.4 Масштабы отличительные свойства топографии спортивных карт

Содержание.

2

2

1.

Спортивная карта

2.

Карта – изображение местности

3.

Точечные ориентиры

4.

Географическая система координат

5.

Зональная система плоских прямоугольных координат

6.

Определение прямоугольных координат по карте

7.

Способы нанесения на карту объектов

8.

По ближайшим ориентирам

9.

Значение карты

10.

Погрешности

Лабораторные работы  

Практические занятия 

4

Тема 4.5 Классификация соревнований по спортивному ориентированию

Содержание.

2

2

1.

Виды соревнований по спортивному ориентированию

2.

Соревнование по выбору

3.

Ориентирование как вид спорта

4.

Ориентирование бегом

5.

Ориентирование в заданном

6.

Предпочтение этому виду соревнований

7.

Контрольные пункты (КП)

8.

Первая часть отметки КП

9.

Как выиграть

Лабораторные работы  

Практические занятия 

8

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 4.

18

Примерные темы рефератов

1.Техника ориентирования на местности.

2.Классификация техники ориентирования на местности.

3.Понятие об азимуте и магнитном склонении.

4.Карты, использующиеся в спортивном туризме и их особенности.

5.Понятие о числовом и линейном масштабах карты.

6.Условные знаки топографических карт.

7.Составляющие, образующие технику ориентирования с помощью карты и компаса.

8.Составляющие, образующие технику ориентирования без помощи карты и компаса?

9.Составляющие, образующие технику спортивного ориентирования.

10.Ориентирование карты по объектам местности.

11. Понятия прямая и обратная засечки.

12.Осуществление ориентирования карты по компасу.

13.Определение сторон горизонта по солнцу, по звѐздам, по луне.

14.Определение сторон горизонта с помощью местных признаков.

15.Определение сторон горизонта с помощью просек и квартальных столбов.

МДК 06. 05 Конный туризм

114

Тема 5.1 История развития конного туризма.

Содержание.

2

1

1.

История появления конного туризма

Лабораторные работы

Практические занятия

Тема 5.2 Особенности организации конного туризма

Содержание.

2

1.

Особенности организации конного туризма в России

2

2.

Особенности организации конного туризма в Бурятии

Лабораторные работы не предусмотрены

Практические занятия

Тема 5.3 Основы анатомии, физиологии и этологии лошади

Содержание

8

1.

Анатомическое строение лошади

2

2.

Экстерьер лошади

3.

Масти и приметы

4.

Породы лошадей

5.

Аллюры

6.

Поведение и характер лошади

Лабораторные работы не предусмотрены

Практические занятия

Тема 5.4 Содержание и подготовка лошадей для туризма

Содержание

12

1.

Содержание и кормление лошади на турбазах. Нормы кормления и рацион

3

2.

Основы езды верхом и в экипажах

3.

Экипировка туриста-конника

4.

Снаряжение верховой лошади. Амуниция и её предназначение

5.

Как правильно оседлать лошадь.

6.

Посадка на лошадь и спешивание

7.

Основы правильной посадки при езде верхом

8.

Принципы и техника  управления лошадью

9.

Техника и правила верховой езды в полевых условиях

10.

Путешествия в экипажах и санях

11.

Как правильно запрячь лошадь

12.

Принципы и техника управления лошадью в запряжке

13.

Техника безопасности при езде на лошади верхом и в запряжке

Лабораторные работы не предусмотрены

Практические занятия: Выезд на ипподром. Уход за лошадью. Обучение верховой езде

40

Тема 5.5 Организация конных маршрутов. Составление маршрутов и программ движения по ним

Содержание

6

3

1.

Виды конных походов. Классификация спортивных маршрутов

2.

Работа инструктора и обязанности туристов в походе

3.

Движение на верховом  конном маршруте

4.

Движение на маршруте в экипажах и санях. Транспортировка груза вьюками

5.

Уход за лошадью во время поход. Кормление. Ветеринарное обслуживание лошадей.

6.

Техника безопасности во время похода. Охрана окружающей среды.

Лабораторные работы

Практические занятия выезд на ипподром

6

Самостоятельная работа при изучении МДК 06.05.

Конспект «Классификация конных спортивных маршрутов».

Реферат «Экипировка туриста-конника».

Реферат «Масти и отметины лошадей».

Конспект Общие требования при выборе лошади для туризма.

Доклад «История коневодства и коннозаводства России».

Таблица «Породы лошадей»

Разработка конного тура 1-3 часового.

38

Производственная практика  (для СПО – (по профилю специальности) 

Виды работ: техника безопасности водного похода, снаряжения для водного туризма, прохождение дистанции по технике пешеходного туризма, тактика прохождения ТПТ (навесная переправа, ПТС), раскладка продуктов на ПВД, первая медицинская помощь, прохождение тяжелых технических препятствий.  

72

Учебная практика: Ориентироваться на местности в различных условиях, движения и преодоления препятствий на туристическом маршруте, экологическое волонтерство.

108

Всего:

1086

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета, соответсвующего ниже приведенным требованиям; скалодрома и болдеренгового зала, стадиона, спортивного зала.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

Технические средства обучения:

- экран;

- персональный компьютер;

- мультимедийный проектор.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

  1.         Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме: учебно-методическое пособие / М. Б. Биржаков, Н. П. Казаков. – СПб.: Герда, 2008. – 208 с.
  2. Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: учебное пособие для вузов / Л.А.Вяткин, Е.В.Сидорчук. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 208 с.
  3. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник / Под общ. ред.  Ю.Н.Федорова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364 с.
  4. Курилова В.И. Справочник для начинающего туриста / В. И. Курилова, Б. В. Сермеев. – Одесса: Маяк, 1990. – 184 с.
  5. Байковский Ю.В. Классификация и особенности горных неолимпийских видов спорта: учебно-методическое пособие / серия: Научно-методическая литература по горным видам спорта // Ю.В. Байковский. – М.: Вертикаль, Астра-пресс, 2005.–253 с., ил.
  6. Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта: учебно-методическое пособие / Ю.В. Байковский. – М.: Вертикаль, Анита-пресс, 2007. – 200 с., ил.
  7. Правила соревнований и совершения восхождений. Утверждены Госкомспортом России 8.01.2004 г

Дополнительные источники:

  1. Аркин Я Г. Обеспечение безопасности в горах / Я.Г. Аркин,  П.П. Захаров, В.Д. Саратовкин – М.: ЦРИБ «Турист», 1989
  2. Байковский Ю.В. Теория и методика горных видов спорта (альпинизм, скалолазание, ледолазание, ски-альпинизм) 490 часов / Ю.В. Байковский, Д.Н. Гиндия. – М.: РИО РГУФК, 2006. –  38 с.
  3. Мартынов И.А. Решение аварийных ситуаций, возникающих при совершении восхождений в горах / И.А. Мартынов, А.И. Мартынов. – М.: Госкомспорт СССР, 1987.

Интернет источники:

  1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе.  http://www.barrier.org.ru/text/method/alexeev/index.htm
  2. Алешин В.М.  Карта в спортивном ориентировании.  http://skitalets.ru/books/karta/index.htm 
  3. Берсон Г.З. Дикорастущие съедобные растения.  http://skitalets.ru/books/dikorast_rast/index.htm 
  4. Болдырев С.Н., Жмуров В.И., Косарев Е.А.Сложные туристские походы
  5. Бринк И.Ю., Бондарец М.П. Ателье туриста.   http://skitalets.ru/books/atelie_brink/index.htm      http://hibaratxt.narod.ru/doc/atelie/index.html 
  6. Васильев И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма.
  7. Верзилин Н.М. По следам Робинзона.   http://skitalets.ru/books/robinson_verzilin/index.htm
  8. Военная топография.  http://miltop.narod.ru/      http://topograf.h1.ru/ 
  9. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование.   http://skitalets.ru/books/metod/turiorient/index.htm
  10. Гизатулин М.К. Спортивная топография.   http://skitalets.ru/books/sporttopo_gizat/index.htm
  11. Груцинова А.М., Коломенский Ю.И. Одуванчик на завтрак. Деликатесы из трав и плодов.   http://skitalets.ru/books/oduvan_gruts/index.htm
  12. Елаховский С.Б.   Спортивное ориентирование на лыжах.   http://skitalets.ru/books/metod/sky_orient/index.htm 
  13. Казанцев В.В. Поход выходного дня – скорее идол, чем венец творения?! Зачем «походу выходного дня» с детьми его «выходной» статус???     http://madut.narod.ru/ak_bibl/kazanc/kazanc1.html

    Кодыш Э.Н.   Соревнования туристов. Пешеходный туризм.  
    http://skitalets.ru/books/tur_sorevnovania/index.htm 
  14. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста.    http://skitalets.ru/books/med_kostor/index.htm 
  15. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. http://ktmz.boom.ru/library/slovar/linch.htm
  16. Лукоянов П.И. Самодельное туристическое снаряжение.    http://skitalets.ru/books/samodsnar/about.htm 
  17. Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов - ориентировщиков.    http://skitalets.ru/books/ogorod_orient/index.htm      http://www.outdoors.ru/book/sport_orient/orient_index.php 
  18. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов.     http://skitalets.ru/books/organiz_popchik/index.htm    http://hibaratxt.narod.ru/organiz/index.html 
  19. Русский турист (Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России), 2001 г.  http://hibaratxt.narod.ru/doc/rusturist/index.html 
  20. Шаховец В.В. Памятка спасателя.  Руководство к действиям спасателей в оказании первой медицинской помощи.  http://extrotur.narod.ru/text/pamspas.htm 
  21. Шимановский В.Ф. Опасности в горах.      http://skitalets.ru/books/opasnosty_shim/index.htm 
  22. Шимановский В.Ф. Переправы вброд через водные преграды.     http://skitalets.ru/books/brod.exe 
  23. Штюрмер  Ю.А.  Карманный справочник туриста.   http://hibaratxt.narod.ru/karemansprav/index.html     http://skitalets.ru/books/sprav_shtrum/index.htm     http://www.outdoors.ru/book/sptur/index.php 
  24. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные.   http://skitalets.ru/books/shturm_opasnosti/index.htm

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля является освоение дидактических единиц междисциплинарных курсов данного модуля и выполнение всех видов работ для получения первичных профессиональных навыков.

Освоению данного модуля должно предшествовать изучение дисциплин География туризма, Организация туристской индустрии и модуля Предоставление услуг по сопровождению туристов.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: наличие высшего образования, как правило, соответствующего профилю данного профессионального модуля. Преподаватели должны иметь опыт практической деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: наличие высшего образования, как правило, соответствующего профилю данного профессионального модуля. Преподаватели должны иметь опыт практической деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Инструктировать туристов о правилах безопасности в различных спортивно-оздоровительных организациях и на маршрутах

- полнота проведения инструктажа по технике безопасности при проведении туристского мероприятия на русском и иностранном языке

- полнота проведения инструктажа об общепринятых и специфических правилах поведения при посещении различных туристских объектах

- своевременность и компетентность оказания первой  медицинской  помощи

Оценка за выполнение практических работ,

Экспертная оценка прохождения производственной практики

Экспертная оценка прохождения производственной практики

Разрабатывать и организовывать различные виды активных туров

- аргументированность представления турпродукта

-своевременность и точность обработки заявки на бронирование туруслуг, в том числе и иностранных при составлении программ туров по запросам российских и иностранных клиентов;

- правильность и обоснованность составления программ туров на прием

- правильность и обоснованность составления  программ туров на отправку в другие регионы

Наблюдение во время практического занятия

Наблюдение во время практического занятия

Оценка за тестовое задание

Письменные ситуативные практические задания

Письменные ситуативные практические задания

Взаимодействовать со сторонними организациями (страховые компании, медицинские учреждения, спортивные организации, экологические организации) по формированию и организации туров.

- полнота знаний перечня документов, необходимых для выхода группы на маршрут

- качество проведения проверки готовности транспортных средств при выходе на маршрут

- демонстрация использования эффективных приемов  разрешения сложных и экстремальных ситуаций

Тестирование

Ситуативные практические задания

Ситуативные практические задания

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- степень интереса к будущей профессии

Наблюдение во время практического занятия

Выполнение ситуационных задач

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- корректность выбора методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов

- уровень качества выполнения профессиональных задач

Выполнение ситуативных задач

Тестирование

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- демонстрация  способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Наблюдение во время практического занятия

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- результативность нахождения и использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Наблюдение во время практического занятия

Экспертная оценка

Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

- результативность решения задач с  использованием информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Ситуативное практическое задание

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

-степень эффективности  взаимодействия с преподавателями и руководителями всех видов практик в ходе обучения

- демонстрирование эффективного и результативных приёмов работаты в команде в процессе обучения и прохождения всех видов практик

Наблюдение во время практического занятия

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

- проявление ответственности за работу членов команды, общий результат выполнения заданий

Ситуативное практическое задание

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- степень интереса к повышению своего личностного и профессионального уровня

- качество планирования обучающимися повышения личностного и профессионального уровня

Анкетирование

Ситуативные практические задания

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности

- своевременное овладение новыми технологиями в профессиональной деятельности

Наблюдение

Анкетирование

Практические задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"

В национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа» одним из  основных направлений  развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: 43.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ 43.02.10 ТУРИЗМ БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА

        Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы СПО, разработанной  в соответствии с ФГОС по сп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 240113 Химическая технология органических веществ, утвержденной ...

Рабочие программы по специальности 100401 ТУРИЗМ и 43.02.10 ТУРИЗМ

В данном разделе будут постепенно представлены программы по профессиональным модулям ПМ 01, ПМ 02,ПМ 03, ПМ 04 и ПМ 05,а также по дисциплине ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИНДУСТРИИ...

ПМ. 03 Предоставление туроператорских услуг Аннотация рабочей программы профессионального модуля 03 «Предоставление туроператорских услуг» для специальности 43.02.10. Туризм

ПМ. 03 Предоставление туроператорских услуг Аннотация рабочей программы профессионального модуля 03 «Предоставление туроператорских услуг» для специальности 43.02.10. Туризм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01.Монтаж приборов и электрических схем систем автоматики для профессии среднего профессионального образования «профессиональный цикл» основной профессиональной образовательной программы СПО подготовки кв

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) - является частью основной образовательной программы (далее - ПООП) в соответствии с федеральным государственным стандартом (далее - ФГОС) ...