Учебная программа ОП.03 Основы материаловедения по профессии "Портной"
рабочая программа на тему
Представлен учебный материал 2012 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа учебной дисциплины "Основы материаловедения" | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Автономное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №11»
г. Мариинский Посад, Чувашская Республика
Рассмотрена на заседании методической комиссии по профессии «Портной» (Протокол № _____ от «__» ____________ 2012 г.) | Утверждена приказом по учреждению образования № ____ от «____» _______________2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
Рассмотрена на заседании педагогического совета
(Протокол № _____ от «__» ____________ 2012 г.)
2012 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 262019.3 Портной.
Организация-разработчик: РГОУ НПО «ПУ №11» Минобразования Чувашии
Разработчики:
Мартьянова Н.Н., преподаватель АУ НПО «ПУ №11» Минобразования Чувашии
Васягина Л.А., преподаватель АУ НПО «ПУ №11» Минобразования Чувашии
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| |
| |
| |
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 262019.3 Портной.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 262019.3 Портной.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
- применять материалы при выполнении работ;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;
- общие сведения о строении материалов;
- общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 92 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 92 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 32 |
практические занятия | 0 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 20 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | 1. Общие сведения о предмете; его цели, задачи. Значение предмета для овладения профессией «Портной». Предприятия-производители тканей. | 2 | 1 |
2. Классификация швейных материалов. Ассортимент тканей и других материалов для изделий одежды и др. | 2 | ||
Раздел 1. Материалы для тканей | 20(14) | ||
Тема 1.1. Классификация текстильных волокон | 1. Волокна. Виды природных и синтетических волокнообразующих полимеров. Характеристика волокна. | 2 | 1 |
2. Текстильные волокна и нити. Классификация волокна. Производство нитей. | 2 | ||
Тема 1.2. Натуральные волокна | 1.Натуральные волокна растительного происхождения. Хлопок. Лен. Получение волокон. Химический состав волокон. Строение волокна. Свойства волокна. Применение волокна. | 2 | 2 |
2. Натуральные волокна животного происхождения. Шерсть. Шелк. Получение волокон. Химический состав волокон. Строение волокна. Свойства волокна. Применение волокна. | 2 | ||
Тема 1.3. Химические волокна | 1. Химические нити и волокна. Схема производства химических нитей и волокон. Свойства химических волокон. Применение нитей. | 5 | 2 |
2. Искусственные нити и волокна. Вискозные. Полинозные. Медно-аммиачные. Ацетатные. Триацетатные. Получение. Химический состав волокон. Строение искусственных волокон. Свойства искусственных нитей. Применение искусственных нитей. | 2 | ||
3. Синтетические нити и волокна. Полиамидные. Полиэфирные. Полиуретановые. Полиакрилонитрильные. Полипропиленовые. Поливинилхлоридные. Поливинилспиртовые. Получение. Химический состав волокон. Строение синтетических волокон. Свойства синтетических нитей. Применение синтетических нитей. | 2 | ||
4. Преимущества и недостатки синтетических волокон. Преимущества синтетических волокон. Недостатки синтетических волокон. | 2 | ||
| 2 | ||
Лабораторные работы: Изучение внешних особенностей и микроструктуры натуральных волокон. Изучение внешних особенностей и микроструктуры химических волокон. Изучение общих химических свойств волокон. | 4 | ||
Практические работы: | - | ||
Контрольная работа по теме «Волокнистые материалы» | 1 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Ассортимент поливинилспиртовых волокон. Указать их российские и зарубежные торговые марки. Ассортимент поливинилхлоридных волокон. Указать их российские и зарубежные торговые марки. Ассортимент полиамидных волокон. Указать их российские и зарубежные торговые марки. Ассортимент полиэфирных волокон. Указать их российские и зарубежные торговые марки. Ассортимент полиуретановых волокон. Указать их российские и зарубежные торговые марки. Указать положение в классификации волокна нитрон и дать названия аналогичных ему торговых марок различных стран. Указать особенности получения вискозных волокон и перечислить их российские и зарубежные торговые марки. Указать положение в классификации волокна капрон и дать названия аналогичных торговых марок различных стран Ассортимент ацетилцеллюлозных волокон. Указать их российские и зарубежные торговые марки. Указать положение в классификации волокна лавсан и дать названия торговых марок их аналогов зарубежного производства. | 6 | ||
Раздел 2. Ткани | 38(30) | ||
Тема 2.1. Технология ткани | 1. Прядение. Пряжа и процесс её прядения. Виды пряжи, особенности получения и строения. Классификация пряжи. Дефекты пряжи. | 6 | 2 |
2. Текстильные нити. Характеристики строения текстильных нитей. Классификация нитей. Виды нитей и их структура. | |||
3.Ткачество. Получение тканей на ткацком станке. Подготовительные операции в ткачестве. Устройство и принципы работы ткацкого станка. Ткацкие пороки и их влияния на качество одежды. | 2 | ||
4.Отделка текстильных материалов. Цели и задачи отделки текстильных материалов. Отделка хлопчатобумажных и льняных тканей. Краткая характеристика основных операций отделки. Отделка шерстяных тканей. | 2 | ||
5.Дефекты ткани от неправильной отделки. Влияние дефектов отделки ткани на качество одежды. Отделка шелковых тканей. Специальные виды отделки шелковых тканей (несминаемая, безусадочная, водоотталкивающая, огнестойкая и др.). | |||
6.Маркировка и упаковка ткани. Маркировка ткани. Способы упаковки ткани. | 2 | ||
7. Экскурсия. Ознакомление с технологическим процессом производства ткани на текстильном предприятии. | 2 | ||
Лабораторные работы: Изучение различных видов пряжи, определение свойств швейных ниток, шелка. Изучение дефектов тканей и их оценка при сортировке тканей и швейных изделий. | 2 | ||
Практические работы: | - | ||
Тема 2.2. Строение и свойства тканей | 1.Переплетения тканей. Простые переплетения. Сложные переплетения. Мелкоузорчатые и крупноузорчатые переплетения. | 3 | 1 |
2.Волокнистый состав тканей; лицо, изнанка, основа и уток ткани. | 2 | ||
3. Свойства тканей. Физико-механические. Гигиенические. Оптические. Технологические. | 2 | ||
Лабораторные работы: | 4 | 2 | |
Определение в ткани; лица изнанки, направления основы и утка. Определение вида переплетений нитей в готовых тканях. | |||
Практические работы: | - | ||
Тема 2.3. Сортность тканей | 1.Стандартизация ткани. Задачи стандартизации. Виды стандартов. Технические условия. | 1 | 1 |
2. Показатели качества ткани. Сорта тканей. Правила определения. | 2 | ||
Лабораторные работы: | - | ||
Практические работы: | - | ||
Тема 2.4. Ассортимент тканей | 1. Общие сведения об ассортименте тканей. | 5 | 1 |
2. Ассортимент хлопчатобумажных тканей. Виды. Назначение. Пошивочные свойства. | 2 | ||
3.Ассортимент льняных тканей. Виды. Назначение. Пошивочные свойства. | 2 | ||
4.Ассортимент шерстяных тканей. Виды. Назначение. Пошивочные свойства. | 2 | ||
5.Ассортимент шелковых тканей. Виды. Назначение. Пошивочные свойства. | 2 | ||
6. Отделочные ткани. Характеристика. Групп и виды. Пошивочные свойства. | 2 | ||
Лабораторные работы: | 8 | ||
Изучение ассортимента хлопчатобумажных тканей. | |||
Изучение ассортимента шерстяных тканей. | |||
Изучение ассортимента шелковых тканей. | |||
Изучение ассортимента льняных тканей. | |||
Практические работы: | |||
Контрольная работа по разделу «Ткани» | 1 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Способы прядения. Технологические операции прядения. Влияние свойств текстильных материалов на процессы изготовления и эксплуатацию швейных изделий. Свойства, учитываемые при определении целевого назначения материалов. Принципы построения стандартов. Роль стандартов в повышении качества выпускаемых текстильных материалов. Волокнистый состав и структура материалов ассортиментных групп. | 8 | ||
Раздел 3. Другие материалы для одежды | 31(25) | ||
Тема 3.1. Кожа одежная. Пленочные и дублирующие материалы | 1. Кожа. Виды. Натуральная кожа. Искусственная кожа. Способы получения кожи. Строение кожи. Пошивочные свойства кожи. Применение кожи. | 1 | 1 |
Лабораторные работы: Изучение ассортимента одежной кожи. | 2 | 2 | |
Практические работы: | |||
Тема 3.2. Нетканые материалы. | 1. Нетканые материалы для одежды. Применение нетканых материалов. Ассортимент нетканых материалов. Производство нетканых материалов. Свойства нетканых материалов. Качественные показатели нетканых материалов. | 1 | 1 |
Лабораторные работы: | 2 | 2 | |
Распознавание нетканых материалов по образцам. | |||
Практические работы: | |||
Тема 3.3. Трикотажные материалы. | 1. Трикотаж. Классификация трикотажа. Артикул и виды трикотажного полотна. Технологические характеристики трикотажа. Качественные показатели трикотажного материала. Применение трикотажного материала. | 1 | 1 |
Лабораторные работы: Распознавание трикотажа по образцам; определение структуры трикотажного полотна, вида переплетений и основных свойств. | 2 | 2 | |
Практические работы: | |||
Тема 3.4. Материалы для соединения деталей изделия одежды. | 1. Нитки швейные. Классификация. Номера. Крученая пряжа. Применение. | 1 | 1 |
2.Материалы клеевые. Виды клеевых материалов. Свойства клеевых материалов. Применение клеевых материалов. Требования к качеству клеевых материалов. | 2 | ||
Лабораторные работы: | 2 | ||
Распознавание видов и качества материалов, используемых для соединения деталей швейных изделий. | |||
Практические работы: | |||
Тема 3.5. Утепляющие материалы. | 1. Материалы для утепления одежды. Мех натуральный. Мех искусственный. Свойства меха. Показатели качества меха. Ассортимент меха. Назначение меха. Применение меха. | 1 | 1 |
Лабораторные работы: | 2 | 2 | |
Распознавание по образцам видов утепляющих материалов, определение их основных свойств, качества и назначения. | |||
Практические работы: | - | ||
Тема 3.6. Отделочные материалы и фурнитура. | 1. Отделочные материалы. Виды отделочных материалов. Свойства отделочных материалов. Качественные показатели. Применение в швейных изделиях. | 2 | 1 |
2. Фурнитура. Виды фурнитуры. Классификация фурнитуры. Характеристика фурнитуры. Назначение и применение в одежде. Показатели качества. | |||
Лабораторные работы: Распознавание по образцам видов отделочных материалов и фурнитуры, определение их основных свойств, качества и назначения. | 2 | 2 | |
Практические работы: | - | ||
2.Прокладочные материалы. Виды прокладочных материалов. Физико-механические и технологические свойства. Назначение прокладочных материалов. Требования к качеству. | 2 | 1 | |
Лабораторные работы: Распознавание по образцам видов подкладочных и прокладочных материалов, определение их основных свойств, качества и назначения. | 2 | ||
Практические работы: | - | ||
Тема 3.8. Уход за швейными материалами и изделиями. | 1. Чистка и хранение материалов и изделий. Способы чистки. Правила хранения. | 1 | 1 |
Лабораторные работы: | - | ||
Практические работы: | - | ||
Контрольная работа по разделу «Другие материалы для одежды» | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Различия натуральной и искусственной кожи. Определение видов и свойств нетканых материалов. Строение и основные свойства меха. Общие сведения о производстве трикотажа. Способы получения швейных ниток. Преимущества и недостатки клеевых материалов. Распознавание по образцам подкладочных и прокладочных материалов, определение их основных свойств, качества и назначения. Основные виды пятновыводителей. Способы удаления пятен с изделия. | 6 | ||
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 | ||
Всего: | 102 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения» и швейной мастерской.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- образцы тканей (хлопчатобумажных, льняных шерстяных, шелковых,);
- образцы кожи (натуральной, искусственной);
- образцы нетканых материалов;
- образцы трикотажных материалов;
- образцы швейных ниток и клея;
- образцы швейной фурнитуры и отделочных материалов;
- образцы утепляющих и дублирующих материалов;
- образцы волокнистых материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование мастерской:
по количеству обучающихся:
- рабочее место для ручных работ;
- ножницы;
- иголки для ручных работ;
- наперстки;
- сантиметровые ленты;
- линейки;
- лупы;
на мастерскую:
- гладильные доски;
- утюги;
- вытяжная и приточная вентиляция.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Баженов В.И. Материалы для швейных изделий: Учебник – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
- Крючкова Г,А. Технология и материалы швейного производства. – М.: ОИЦ «Академия», 2007 – 280 с.
- Сотникова Т.С. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2008.
Дополнительные источники:
- Пожидаев Н.Н., Симоненко Д.Ф., Савчук Н.Г. Материалы для одежды. М., 1975.
- Лазур К.Р. Методические рекомендации по выполнению лабораторно-практических работ по материаловедению швейного производства. –М.: НМЦ ПО, 1994.
Интернет-ресурсы:
- http://metalhandling.ru
- Народный костюм-http://www.narodko.ru/article/cloth/tka/poliamidnye_poliefirnye_i_drugie_volokna.htm
- Википедия- http://www.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
- http://dptf.drezna.ru/theory/articles/
- http://shveynyk.ru/books/shey_proizvodstvo/shey_proizvodstvo_408.html
- http://festival.1september.ru/articles/528150/
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
- подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ; | лабораторные работы практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- применять материалы при выполнении работ; | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
Знания: | |
- общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения; | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
- общие сведения о строении материалов; | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
- общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01. «Основы материаловедения» по профессии 270802.10 «Мастер отделочных строительных работ»
Данная программа разработанна для обучения осужденных , обучающихся по программе СПО по профессии 270802.10 "Ма...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 « Основы материаловедения» по профессии 19756 «Электрогазосварщик»
Разработанная мной программа создана на основе требования ФГОС и учитывает все требования пенитенциарной системы , прошла апробирование ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «Основы материаловедения» профессия 15393 «Обувщик по индивидуальному пошиву обуви»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП.02 «Основы материаловедения» профессия 15393 «Обувщик по индивидуальному пошиву обуви»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.04 Основы материаловедения по профессии начального профессионального образования 15.01.25 Станочник (металлообработка) (после 9 классов)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 15.01.25 Станочник (металлообработка)Рабочая прогр...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 05 «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»
ОП 05.«Основы материаловедения»1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины «Основы материаловедения»является частью образовательной программы профессиональ...
Методическая разработка. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ по профессии 54.01.17 Реставратор строительный
Методическая разработка содержит учебную программу по материаловедению для профессии "Реставратор строительный". Разработал программу учитель технологии Стеценко Геннадий Александрович....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АП.02. «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ» основной профессиональной образовательной адаптированной программы подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины предназначена для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью из числа выпускников специальных (коррекцион...