РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПМ.02 МДК02.02 «ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
рабочая программа на тему

Бабич Татьяна Васильевна

Рабочая программа  по ПМ.02  МДК02.02 "Психология и этика профессиональной деятельности" для специальности 43.02.01 "Организация обслуживания в общественном питании"

Скачать:


Предварительный просмотр:


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОГИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

                           

                                УТВЕРЖДАЮ

                                                                                      Директор ГБПОУ  МО

                                                               «Ногинский колледж»

________________Л.В. Кузина

«__»___________20______г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

ПМ.02  МДК02.02 «ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 для специальностей среднего профессионального образования

(для специальности  43.02.01  «Организация обслуживания в общественном питании»)

2016 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ПМ.02 МДК 02.02 «Психология и этика профессиональной деятельности» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) специальности СПО 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании», утвержденным   Приказом  Министерства образования и науки от 22.04.2014г. №383 и на основании примерной программы дисциплины «Документационное обеспечение управления»

Организация-разработчик: ГБПОУ МО «Ногинский колледж»

Разработчик:

Бабич Татьяна Васильевна, преподаватель спец. дисциплин

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рассмотрена и одобрена предметной

(цикловой) комиссией товароведно-

коммерческих и сервисных дисциплин

 

протокол №1  «30»  августа   2016 г.

председатель комиссии

___________О.Ю.Калита

           

              СОГЛАСОВАНО

    Зам. директора по УМР

     ________________ А.В. Артемова

       «_____»___________2016г.

Разработано  под руководством методиста

ГБПОУ МО «Ногинский колледж»

Прокофьевой О.А.____________________

Рецензенты:

Заместитель директора по учебной работе ГБПОУ МО «Ногинский колледж»

Красулина В.В.______________________

 

Содержание:

ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………….

     4

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…...

     6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………...

     17

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………………

  20


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

  1. Область применения рабочей программы

    Рабочая программа учебной дисциплины «Психология и этика профессиональной деятельности» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.01  «Организация обслуживания в общественном питании».

    Рабочая программа конкретизирует содержание тем (разделов) образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам учебной дисциплины и устанавливает последовательность изучения тем (разделов) учебной дисциплины с учетом междисциплинарных и внутридисциплинарных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей студентов.

     Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована на курсах дополнительного образования (в программах повышения квалификации или переподготовки) при подготовке руководителей малого бизнеса, для принятия управленческих решений.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Этика и психология  профессиональной деятельности» изучается в цикле ПМ.02, раздел МДК02.02, на IV курсе.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- применять рекомендации современной психологической науки по повышению эффективности межличностного и группового взаимодействия;

- осуществлять самодиагностику личностных свойств и качеств;

- соблюдать этические нормы поведения.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- психологические свойства личности, их роль в профессиональной деятельности;

- психологию труда и профессиональной деятельности;

- основные понятия психологии, психологических процессов и состояний, психологические свойства человека;

- психологию делового общения;

- этику и этикет профессиональной деятельности.

   В результате освоения дисциплины «Психология и этика профессиональной деятельности» осуществляется формирование общих компетенции (ОК 1-12) и профессиональных компетенции (ПК ).

ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК .2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК.3 Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК.4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК.6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководителем.

ОК.7 Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.

ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.

ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.

ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.

ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 12.Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.

ПК 1.1 Организовывать  обслуживание  потребителей в ресторанах

ПК 1.2 Организовывать обслуживание потребителей  в барах

ПК 1.3 Организовывать  обслуживание иностранных туристов

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

У.1. Выбирать оптимальный стиль взаимодействия в профессиональной деятельности с учетом психологических свойств личности человека;

У.2. Применять техники и приемы делового общения в профессиональной деятельности;

У.3. Предотвращать и регулировать конфликтные ситуации в профессиональной деятельности.

        

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

З.1. Основные понятия и определения в области психологии;

З.2. Методы исследования в психологии, их практическое применение в профессиональной деятельности;

З.3. Психологические свойства личности: понятие личности, темперамента и характера;

З.4. Психологию общения, функции и виды общения, особенности делового общения; правила публичного выступления;

З.5. Психологию коллектива и группы;

З.6. Виды, источники, причины возникновения конфликтов и способы разрешения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности;

З.7. Психологические особенности трудовой деятельности; принципы профессиональной этики.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося__118__часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __78__ часов;

самостоятельной работы обучающегося ___40___ часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

118

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

34

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

- Изучение материала темы по конспекту лекций, основной и дополнительной литературе

- Подготовить краткие сообщения на темы: «Ощущения», «Восприятие», «Мышление», «Речь», «Память», «Внимание», «Воображение», « Воля», « Эмоции и чувства».

- Подготовить краткие презентации на темы: «Темперамент: понятие, виды», «Характер: определение, типология, формирование».

- Изучение материала темы по конспекту лекций, основной и дополнительной литературе

- Подготовка реферата с использованием конспекта, дополнительной литературы, ресурсов Интернет по тематике: «Современные взгляды на место этики в профессиональном общении», «Этика общения с начальником, подчиненным, коллегами, клиентами», «Неформальные отношения между руководителем и подчиненным».

- Подготовить краткие презентации на темы: «Виды и типы конфликтов», «Этапы протекания конфликта», « Методы преодоления конфликта».

- Конспектирование материала на тему «Профессиональный стресс:

правила саморегуляции.»

- Составление схемы «Виды, структура, элементы деятельности»

- Изучение материала темы по основной и дополнительной литературе

- Подготовка кратких сообщений по книге Алана Пиза «Язык телодвижений»

- Составить план деловой беседы

- Составить деловое письмо по заданным реквизитам, используя этикетные речевые формы

- Подготовить краткие сообщения на темы «Особенности мужского и женского коммуникативного поведения»

- Подготовить презентации на тему: «История этикета»

-Сочинение на тему: «Личностное понимание этических категорий».

- Подготовить презентации на тему: « Нормы и правила современного этикета», «Национальный этикет»

- Подготовить презентацию на тему  «Деловая одежда (dress-code), обувь и аксессуары хорошего тона: для приемов, для работы (мужские и женские)».

-Подготовиться к зачёту

2

2

3

2

2

3

2

2

4

2

2

2

3

2

1

3

2

1

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины  «Этика и психология  профессиональной деятельности»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Психология и этика деловых отношений: предмет и задачи. Методы исследования в психологии

Содержание учебного материала

4

1,2

Цель, объект, предмет и структура учебной дисциплины «Психология и

этика деловых отношений».

Предмет, цели, задачи и структура дисциплины. Межпредметные связи.  Профессиональная значимость дисциплины.

Психология: понятие, предмет, цели, теоретические и прикладные задачи.

Основные отрасли психологии: общая психология, социальная психология, психология труда;

значение для профессиональной деятельности.

Современная психология: определение, задачи, место в системе наук о человеке. Методы исследования в психологии (наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, психологические

тесты, анкетирование, моделирование): задачи, функции, применение в профессиональной

деятельности.

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

2

2,3

Применение метода проективного тестирования «Несуществующее животное»

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

2

Изучение материала темы по конспекту лекций, основной и дополнительной литературе

Раздел 1. Психология профессиональной деятельности

30

Тема 1.1  

Психика человека. Психические познавательные процессы и состояния

Содержание учебного материала

Понятие психики. Биологическое и социальное в человеке, Сознание, как высшая форма развития психики, Бессознательное. Структура психики, основные формы психического. Функции психики.

Психические процессы и состояния: понятие, виды, общая характеристика, особенности.

Ощущения: понятие, виды, значение в жизни каждого человека, Измерение и изменение ощущений. Пороги ощущений. Адаптация.

Восприятие: понятие, виды, свойства, особенности. Особенности восприятия человеком лица

другого человека. Использование полученной информации о настроении, характере человека,

4

2

его отношении к другим лицам в процессе взаимодействия. Наблюдение и наблюдательность, их роль в профессиональной деятельности.

Понятие о представлениях, отличие от восприятия.

Мышление: понятие, виды, основные процессы и операции.

Речь: назначение, виды, функции.

Память: понятие, виды, процессы, индивидуальные особенности. Профессиональная память.

Внимание: понятие, виды, функции, развитие. Роль внимания в профессиональной деятельности.

Воображение: определение, виды. Воображение и органические процессы. Проявление воображения в профессиональной деятельности.

Воля: понятие, волевые качества, волевая регуляция поведения. Воспитание воли.

Эмоции и чувства: понятия, виды чувств, формы проявления эмоций. Эмоциональные состояния: настроение, аффект, фрустрация, стресс, дистресс, страх, боязнь; их характеристика.

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

2

2,3

Определение особенностей зрительных, тактильных, слуховых, осязательных ощущений.

Самооценка собственного эмоционального состояния и потребителей, управление эмоциями.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

2

Подготовить краткие сообщения на темы: «Ощущения», «Восприятие», «Мышление», «Речь», «Память», «Внимание», «Воображение», « Воля», « Эмоции и чувства».

Тема 1.2. Психологические свойства личности

Содержание учебного материала

6

2

Личность: понятие, структура, самопознание личности. Психологическая защита личности.

Понятие о способностях и задатках. Влияние способностей на результаты профессиональной

деятельности.

Темперамент: понятие, виды (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический).

Свойства темперамента: экстраверсия, интроверсия, нейтротизм, стабильность, реактивность,

активность, пластичность.

Характер: определение, типология, формирование. Оценочные уровни характера:

интеллектуальный, эмоциональный, нравственный. Темперамент и характер. Влияние характера на процесс и оценку результатов трудовой деятельности. Черты характера, способствующие и

препятствующие работе человека в сфере общественного питания

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

2

2,3

1.Определение темперамента и его свойств (опросник Русалова и др.).

2.Анализ производственных ситуаций, возникающих в коллективе и при обслуживании

посетителей в предприятиях общественного питания, связанных с проявлением характера и

темперамента.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

3

Подготовить краткие презентации на темы: «Темперамент: понятие, виды», «Характер: определение, типология, формирование».

Тема 1.3. Мотивационная сфера личности в профессиональной деятельности

Содержание учебного материала

4

2

Потребности и цели личности: понятие, структура. Осознанность и неосознанность мотивов и

потребностей личности. Иерархия потребностей. Мотивационная сфера личности: понятие. Оценка мотивационной сферы человека по широте, гибкости, иерархизированности, и ее развитие.

Мотивационные состояния: интерес, задачи, желания и намерения, ценности. Практическое

проявление мотивационной сферы человека в его профессиональной деятельности в

общественном питании.

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

2

2,3

Методика планирования целей на будущее

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

2

Изучение материала темы по конспекту лекций, основной и дополнительной литературе

Тема 1.4. Психология трудового коллектива

Содержание учебного материала

4

2

Коллектив как вид социальной организации. Группа и её организационная структура.

 Руководство и лидерство. Стили управления. Функции коллектива. Социально-психологические аспекты формирования коллектива. Понятие психологического климата коллектива. Понятие социальной адаптации в коллективе.

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

2

2,3

Игровой тренинг: упражнение «Вавилонская башня»: отработка умения действовать сплоченно. Тестовая работа «Три Я», «Стратегии взаимодействия», «Умеете ли вы влиять на других людей»

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

2

Подготовка реферата с использованием конспекта, дополнительной литературы, ресурсов Интернет по тематике: «Современные взгляды на место этики в профессиональном общении», «Этика общения с начальником, подчиненным, коллегами, клиентами», «Неформальные отношения между руководителем и подчиненным».

Тема 1.5. Производственный конфликт в коллективе

Содержание учебного материала

6

2

Понятие конфликта, конфликтного общения. Виды и типы конфликтов. Источник , причины конфликтов и стадии их протекания Структурные элементы конфликта. Типы социальных конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.   Конфликт как отсутствие согласия между двумя и более сторонами (отдельными людьми или группой людей). Невозможность удовлетворения требований сторон при отсутствии согласия между ними.

Составляющие конфликта: конфликтная ситуация, инцидент. Этапы протекания конфликта. Алгоритм анализа конфликтной ситуации. Эмоциональное реагирование в конфликтах.

Методы преодоления конфликта.

Лабораторные работы

-

Практическое занятие 

2

2,3

1.Исследование личности на выявление реакции на конфликтную ситуацию. Упражнение «Анализ конфликта»; тест на оценку уровня конфликтности личности, тест «Самооценка конфликтности», тест на оценку агрессивности в отношениях.

2.Деловая игра. «Конфликтные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности.

Психологический анализ, отработка приемов по выходу из конфликта».

3.Тест «Твоя конфликтность».

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

3

Подготовить краткие презентации на темы: «Виды и типы конфликтов», «Этапы протекания конфликта», « Методы преодоления конфликта».

Тема 1.6. Психология труда

Содержание учебного материала

4

2

Психология труда: понятие, предмет, задачи, методы (трудовая экспертиза; профессиональная

ориентация и консультация, профессиональные отбор и адаптация). Психология организации труда. Инженерно-психологические проблемы системы «работник общественного питания -

технологическое оборудование». Стадии трудового процесса в общественном питании.

Психология работоспособности и ее регуляция. Тяжесть и напряженность труда. Оптимизация

режимов труда и отдыха. Психофизиологические аспекты причин производственного

травматизма в общественном питании.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

2,3

Заполнение резюме при устройстве на работу.

Тест на профессиональное выгорание. адаптация методики К. Маслач по измерению «выгорания» – Maslach Burnout Inventory (MBI)

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

2

Конспектирование материала на тему «Профессиональный стресс:

правила саморегуляции.»

Тема 1.7. Психология профессиональной деятельности

Содержание учебного материала

2

2,3

Деятельность: понятие, виды, структура и элементы деятельности. Внутренние и внешние

компоненты деятельности.

Специфика трудовой деятельности в общественном питании. Материально-предметный и

коммуникативный аспекты. Психомоторика. Ритмичность. Автоматизация рабочего навыка.

Динамические стереотипы и работа. Статистическая работа.

Профессиография: понятие, содержание, назначение. Психологические требования к

производственному и обслуживающему персоналу. Психограмма, трудограмма

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

2

Составление схемы «Виды, структура, элементы деятельности»

Раздел 2. Профессиональное общение

28

Тема 2.1.

Понятие делового общения. Коммуникация.

Содержание учебного материала

6

2,3

Общение: понятие, структура процесса, виды. Функции общения: информационная

(коммуникативная), взаимодействие (интерактивная сторона), восприятие людьми друг друга

(перцептивная сторона).

Формы и этика общения: вежливость, приличие, корректность, тактичность и т.д. Барьеры общения: понимание, социально-культурные различия, отношения, национальные и др.

Особенности общения межличностного и группового, ролевого и доверительного. Выход за рамки ролевого общения при необходимости индивидуального подхода к посетителю. Социальная роль и ее сущность. Три возможных состояния ролевого "Я" по Э. Берну. Оценка выбора ролевого поведения в профессиональной деятельности. Ролевые ожидания.

Деловое общение: понятие, механизмы (идентификация, эмпатия, аттракция, инсайд,

стериотипизация, рефлексация, обратная связь). Восприятие и понимание информации в деловом общении. Установки и стереотипы восприятия. Специфические ошибки восприятия: эффект ореола, порядка, опережения, проекции, средней ошибки.

Формы опосредованного общения в предприятиях общественного питания (реклама, наглядная информация, меню, характеристики продукции, посуда, интерьер, одежда персонала, технический дизайн и т.д.).

Виды и уровни общения, формальное и неформальное общение. Модели и стили общения. Стили общения Коммуникативный стиль общения.

Понятие о вербальной и невербальной коммуникации.

Язык. Речь. Речевая деятельность. Речевые средства общения.

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

Деловая игра — «Воздушный шар» (даёт возможность посмотреть, как люди ведут себя в кризисной, экстремальной ситуации, какие вербальные и невербальные приёмы используют для

решения проблемы)

Тестирование на уровень общительности.

2

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

2

Изучение материала темы по основной и дополнительной литературе

Тема 2.2. Слушание в межличностном общении. Обратная связь в говорении и слушании

Содержание учебного материала

6

2,3

Говорение и слушание — навыки вербальной компетенции. Помехи слушания. Приёмы эффективного слушания. Техники установления обратной связи: расспрашивание, перефразирование (вербализация), отражение чувств, резюмирование. Барьеры в общении.

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

 

2

3

Определение видов слушания: направленное, критическое слушание; эмпатическое слушание; нерефлексивное слушание; активное рефлексивное слушание. Вопросы и ответы в межличностном общении

Практическое занятие

2

3

 Барьеры в общении

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

2

Изучение материала темы по основной и дополнительной литературе

Тема 2.3. Невербальные средства взаимодействия

Содержание учебного материала

4

2

   Понятие невербальной коммуникации.. Науки изучающие невербальные средства общения: кинесика, такесика, проксемика, паралингвистика и экстралингвистика.

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

2

3

Просмотр и обсуждение  фильма «Территория лжи»

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

2

Подготовка кратких сообщений по книге Алана Пиза «Язык телодвижений»

Тема 2.4. Формы и виды устных коммуникаций

Содержание учебного материала

4

2,3

Основные коммуникативные формы: монологическая, диалогическая, полилогическая. Деловая беседа: начало беседы, передача информации, аргументирование; опровержение доводов собеседника, принятие решений. Партнерская беседа: понятие, сущность, принципы, подготовка, выбор индивидуального стиля с учетом собственных психологических и эмоциональных возможностей.

Приемы ведения беседы: определение целей и желаемых результатов; позитивное отношение к

партнеру; принятие во внимание интересов партнера; выбор модели поведения; управление своими и чужими чувствами; поиск способов удовлетворения обоюдных интересов; убеждение не собственным давлением, а аргументами; принятие ответственности на себя за все происходящее; поиск не одной, а нескольких альтернатив; исключение субъективности в своих оценках и доводах и т.д.

Запрещенные приемы во время деловой беседы: перебивание речи партнера; негативная оценка личности партнера; подчеркивание разницы между собой и партнером; избежание

пространственной близости; непонимание или нежелание понять психическое состояние партнера и т.д.

Значение выбора модели поведения для установления взаимопонимания и взаимодействия с

посетителями и персоналом.

Коммуникативная компетентность: понятие, содержание, прогноз ситуаций. Правила профессионального поведения.

Лабораторные работы

-

Практическое занятие:

2

3

Тренинговая игра «Деловая беседа»

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

2

Составить план деловой беседы

Тема 2.5. Письменная коммуникация: свойства и функции

Содержание учебного материала

Характерные особенности эффективных письменных коммуникаций: тактичность, персональность, позитивность, энергичность и активность, цельность, связность, ясность, краткость, удобочитаемость.  Психологические аспекты служебной переписки.

4

2,3

Лабораторные работы

-

Практическое занятие: 

2

3

Отработка навыков эффективных письменных коммуникаций

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

2

Составить деловое письмо по заданным реквизитам, используя этикетные речевые формы

Тема 2.6.

Гендерный аспект общения

Содержание учебного материала

4

2

Понятие и содержание социокультурного пола личности, закономерности и этапы его формирования в течение жизни. Гендер как взаимоотношения между мужчинами и женщинами, которые не предполагают биологического контакта. Различия в общении мужчины и женщины. Гендер как совокупность социальных и культурных норм, выполняемые людьми в зависимости от их биологического пола. Характеристика гендерных различий и социализация. Причины конфликтов полов и пути их преодоления, формирование гендерной компетентности.

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

2

2,3

Деловая игра «Изучаем способы добиться расположения женщин и мужчин»

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

3

Подготовить краткие сообщения на темы «Особенности мужского и женского коммуникативного поведения»

Раздел 3. Профессиональная этика

16

Тема 3.1. Понятие профессиональной этики.

     Содержание учебного материала

6

2,3

Этика: понятие, история возникновения и развития, назначение. Мораль и нравственность. Категории этики. Добро и зло. Правда и ложь. Свобода и ответственность. Долг, совесть. (и др.)

Современная этика: нормы, правила, принципы.

Профессиональная этика: понятие, основные принципы (профессиональная честь и достоинство, порядочность, принципиальность, забота о потребителях и т.д.). Этика взаимоотношений в коллективе и с потребителями.

Происхождение и сущность профессиональной этики. Виды профессиональной этики, их особенности.

Функции и элементы профессиональной этики,  основные типы этикета.

Принцип научной правдивости этики. Принцип нравственной ответственности. Принцип гуманизма, оптимизма.

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

       2

        3

Разработка рекомендаций профессионального поведения персонала.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

2

1

1.Подготовить презентации на тему: «История этикета»

2.Сочинение на тему: «Личностное понимание этических категорий».

Тема 3.2. Нормы и правила современного этикета. Деловой этикет

Содержание учебного материала

4

2

Этикет: понятие, история возникновения и развития, структура, функции, виды.

Основные нормы и правила современного этикета: нравственные (предупредительная забота,

уважение, защита и др.), эстетические (красота, изящество форм поведения и т.д.).

Социальные, национальные, возрастные особенности этикета. Психологическое состояние людей при соблюдении этикета.

Профессиональный и речевой этикет: понятие, современные требования, задачи, значение.

Искусство общения и культура речи.

Деловой этикет: понятие, функции, правила, задачи, приемы. Национальные особенности делового этикета.

Деловые беседы, совещания: понятия, подготовка, требования этикета.

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

2

3

Тестирование. Тест «Тактичность».

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

3

Подготовить презентации на тему: « Нормы и правила современного этикета», «Национальный этикет»

Тема 3.3. Имидж делового человека

Содержание учебного материала

6

2,3

Повседневный этикет делового человека — культура общения, базирующаяся на четырёх основных правилах: вежливость, тактичность, естественность, достоинство. Внешний вид и поведение служащего. Культура телефонного общения. Деловая беседа. Визитные карточки в профессиональном общении. Деловой протокол. Поведение за столом. Интерьер рабочего помещения. Сувениры и подарки в деловой сфере. Профессиональная этика и создание собственного имиджа. Имиджелогия: понятие, составляющие имиджа. Биоэнергетика имиджа. Искусство самопрезентации: понятие и техника. Правила «говорения» и «слушания».

Имидж делового человека.

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

2

3

1)самодиагностика «Мой имидж»; 2)тренинг — «Мой имидж»: оценить составляющие собственного имиджа

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

2

1

Подготовить презентацию на тему  «Деловая одежда (dress-code), обувь и аксессуары хорошего тона: для приемов, для работы (мужские и женские)».

Подготовиться к зачёту

Всего: 78                       Практ.- 34                   Сам.-40

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Документационное обеспечение управления»

Оборудование учебного кабинета:

  • Посадочные места по количеству обучающихся (столы и стулья);
  • Рабочее место преподавателя;
  • Раздаточные карточки по разделам дисциплины;
  • Поурочные папки;
  • Тесты.

Технические средства обучения:

  • Компьютеры с лицензированным программным обеспечением;
  • Мультимедиапроектор с экраном;
  • Интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники (ОИ)

Таблица 2б

№п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ОИ1

Профессиональная этика и психология делового общения: учебное пособие

Кошевая И.П., Канке А.А.

М.: ИД «ФОРУМ»:ИНФРА-М, 2010. – 304 с.:ил. – (Профессиональное образование).

ОИ2

Психология и этика делового общения: Учебник для ввузов – 4-е изд., перераб. и доп.

Лавриненко В.А.

М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 386 с.

ОИ3

Этика и психология профессиональной деятельности: учебное пособие

Прохина В.Л., Черкалин Е.А.

Краснодар: «Северо-кавказский техникум «Знание», 2014. – 186 с.

ОИ4

Профессиональная этика и психология в общественном питании: Учебное пособие для специальных учебных заведений в общественном питании.

Усов В.В.

М.: Высшая школа, 1990.-202с.

ОИ5

Основы этики и психологии профессиональной деятельности: учебник для средних профессиональных учебных заведений.-3-е изд., стереотипное.

Шеламова Г.М.

М., «Академия»,2014.

ОИ6

Этикет деловых отношений: Учебное пособие для НПО.-5-е изд, стереотипное.

Шеламова Г.М.

М., «Академия»,2014.

ОИ7

Деловая культура и психология общения: Учебное пособие для среднего профессионального образования.

Шеламова Г.М.

М., «Академия»,2013.

ОИ8

Деловая культура взаимодействия

. Шеламова Г.М.

М., «Академия»,2013.

Дополнительные источники (ДИ)

Таблица 2 в

№п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ДИ1

У истоков этикета

Байбурин А.К., Топорков А.Л. 

Санкт-Петербург: Наука, 2010.

ДИ2

О деловой этике и этикете

Венедиктова В.И.

М.: Фонд «Правовая культура», 2011.

ДИ3

Этика и психология в профессиональной деятельности: методические рекомендации по проведению практических занятий

Кулябкина А.В.

Волгоград: Изд-во НОУ ВПО ВИБ, 2013. –

ДИ4

Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник-практикум.

-

М., 2010.

ДИ5

Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов.

Ковальчук А.С.

Ростов н/Д: «Феникс», 2014.

ДИ6

Психология торговли и профессиональная этика.

Лисенкова Л.Ф. 

М.: Экономика, 2011.

ДИ7

Деловая психология.

Морозов А.В.

С-ПБ: "Союз", 2012.

ДИ8

Деловое общение

Поваляева М.А.

Ростов-на-Дону»: «Феникс», 2014.

ДИ9

Психология профессиональной деятельности. 2-изд.

Самоукина Н.

СПб.: Питер, 2003.

ДИ10

Психология деловых отношений: Учебное пособие для среднего профессионального образования.

Столяренко Л.Д.

Ростов н/Д: «Феникс», 2013.

ДИ11

Язык телодвижений. : Пер. с англ.

Пиз А.

Н. Новгород: Ай-Кью, 1994.

ДИ12

Имиджелогия: Секреты личного обаяния.

Шепель В.М.

М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994. .

Интернет ресурсы (И-Р)

№п/п

Название сайта

И-Р1

http://delovoi-etiket.ru

И-Р2

www.psyarticles.ru

И-Р3

*/э.*з—тьоон6пеегг

И-Р4

http://bookz.ru/authors/denis-6ev4uk/deloproi_548.html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

 Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

         

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

 - пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

 - передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

 - принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме;

 - поддерживать деловую репутацию;

 - создавать и соблюдать имидж делового человека;

- организовывать рабочее место деловое общение подчиненных;

- тестовый контроль;

-экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий;

 - экспертная оценка выполнения практической работы;

- экспертиза выполнения самостоятельной работы;

Знания:        

знать/понимать:

- правила делового общения;

 - этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;

 - основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования, инструктирования и др.;

 - формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;

 - составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и;

 - правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения

- тестирование;

 -экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий;

 - экспертная оценка выполнения практической работы;

 - экспертиза выполнения самостоятельной работы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на контрольную работу по МДК 02. 02. «Психология и этика профессиональной деятельности» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану обучения специальности 100114 «организация обслуживания в организациях общественного пит

Задания на контрольную  работу по  МДК 02. 02. «Психология и этика профессиональной деятельности» для студентов СПО,  находящихся на обучении по индивидуальному плану об...

Рабочая программа ОГСЭ.05 Психология и этика профессиональной деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология и этика профессиональной деятельности специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 «Психология и этика профессиональной деятельности»

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 «Психология и этика  профессиональной деятельности» для специальности  19.02.10 «Технология продукции общественного питания» (базовый уро...

Календарно-тематическое планирование по дисциплине "Психология и этика профессиональной деятельности"

Календарно-тематическое планирование по дисциплине "Психология и этика профессиональной деятельности" для специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»...

Календарно-тематическое планирование по дисциплине "Психология и этика профессиональной деятельности"

Календарно-тематическое планирование по дисциплине "Психология и этика профессиональной деятельности" для специальности СПО 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»...