Развитие общих компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла по специальности "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"
статья на тему
Бурное развитие сферы обслуживания в последние десятилетия заставляет обращать особое внимание на ход и качество подготовки будущих специалистов торговли и предприятий сервиса, в том числе и в звене среднего профессионального образования. При детальном рассмотрении структуры профессиональной подготовки в данном направлении обозначается ряд проблем, способных препятствовать качественному формированию компетентных специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_obshchih_kompetentsiy.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие общих компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла специальности 38.02.05«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в учреждениях среднего профессионального образования.
Бурное развитие сферы обслуживания в последние десятилетия заставляет обращать особое внимание на ход и качество подготовки будущих специалистов торговли и предприятий сервиса, в том числе и в звене среднего профессионального образования. При детальном рассмотрении структуры профессиональной подготовки в данном направлении обозначается ряд проблем, способных препятствовать качественному формированию компетентных специалистов.
На данный момент Товаровед-эксперт (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Безусловная значимость перечисленных компетенций заставляет задуматься о более эффективных методах обучения студентов, которые бы позволили сформировать указанные выше умения и навыки в сравнительно небольшой срок обучения по данной специальности.
. Б.И. Додонов утверждает, что «полноценный интерес – это интерес, который при актуальном проявлении содержит 2 сегмента: удовлетворение от процесса деятельности и стремление к достижению значимой цели». Фактор значимости труда и заключается в формировании у обучающихся убежденности в том, что овладение профессией важно не только для общества, но является необходимым шагом к достижению значимой ему личной цели. Наличие у обучающихся твердой убежденности в правильности сделанного выбора – избрал ту профессию, которая нужна,- основа возникновения устойчивого интереса к профессии. В данной ситуации понимание сущности и социальной значимости своей профессии студенты могут приобрести лишь при условии максимальной приближенности учебного материала не только к их профессиональной специфике, но и к обычным, повседневным условиям их жизнедеятельности. Для формирования данной компетенции мы проводим предметные недели, мастер- классы по экспертизе товаров. Так же студенты выпускают ежемесячную газету, где размещаются результаты проведенных ими экспертиз товаров и интересные факты о товарах. На мой взгляд, создание такой газеты как раз способствует и формированию компетенций ОК 4 «Поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессионального и личностного развития» и ОК 5 «Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий».
При формировании общих компетенций ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. И ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации, целесообразно использовать игровые методы обучения, которые способствуют:
пробуждению у обучающихся интереса к дисциплине, будущей профессии;
эффективному усвоению учебного материала;
самостоятельному поиску путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор из предложенных вариантов правильного или нахождение собственного ответа и обоснование решения);
формированию умения организовывать собственную деятельность;
формированию собственного мнения;
установлению взаимодействия между студентами, умению работать в команде, проявлять терпимость к товарищам и к их точке зрения, уважать право каждого на свободу слова;
формированию жизненных и профессиональных навыков.
Например, при изучении профессионального модуля ПМ 03 «Управление структурным подразделением организации» учащиеся создавали бизнес план по организации предприятий в пищевой отрасли. Организовывался круглый стол, где каждая команда защищала свой проект. Таким образом происходило формирование ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. Решение, в игровой форме ситуаций по защите прав потребителей, так же способствуют формированию вышеуказанных компетенций. В практической профессиональной деятельности выпускникам придется сталкиваться с различными непредвиденными ситуациями. Конечно, готовых рецептов как поступать в той или иной производственной ситуации дать невозможно. Поэтому, решая различные проблемные ситуации еще на учебных занятиях, у обучающего гораздо больше шансов успешно решать их в своей будущей профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа МДК 0201 “Оценка качества и основы экспертизы” Специальность 380502 “Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров” Общие требования к структуре и правила оформления Методические указания
Курсовая работа является основным видом аттестационных испытаний студентов, в котором они демонстрируют уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, поз...
Контрольно – оценочные средства для проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ. 02 ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ специальность 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
КОС предназначены для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ. 02 ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ по специальности: 100801 Товароведение и экспертиза качеств...
КОС по квалификационному экзамену по ПМ 01Управление ассортиментом товаров и ПМ 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров, специальность" Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"
оценочные средства для проведения квалификационного экзамена по модулям...
Программа промежуточной аттестации ПМ 02Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК 02.01Экспертиза и оценка качества товаров, специальность 100801" Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров" (углубленный уровень
Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации...
Открытый интегрированный урок по дисциплинам: Технология производства потребительских товаров - Экологические основы природопользования для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Сегодня мы поговорим именно о проблеме загрязнения продуктов питания и наш урок необычный – он интегрированный (это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплина...
Комплект контрольно-оценочных средств экзамена (зачета) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДП.02 «Химия», специальности товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Комплект оценочных средств, сформирован для социально-экономического профиля профессионального образования и содержит материалы по оценке сформированности личностных, метапредметных и предметных резул...
Рабочая программа учебного модуля по дисциплине ПМ02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров по специальности СПО 38.05.02 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Рабочая программа учебного модуля по дисциплине ПМ02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров по специальности СПО 38.05.02 Товароведение и экспертиза качества потребительских тов...