«Синтез традиции и инновации – условие высокого качества профессионального образования»
материал по теме
«Синтез традиции и инновации – условие высокого качества профессионального образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchteniya.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«Усольский техникум сферы обслуживания»
Доклад
«Синтез традиции и инновации – условие высокого качества профессионального образования»
Мастер производственного обучения: Г.Н. Шинкарёва
Усолье – Сибирское, 2015
Цель современного обучения - гуманизация.
Суть, которой состоит в очеловечивании
знаний, важности и нужности их не только
для производства, но и для саморазвития
Доклад
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид) на уроках производственного обучения я применяю личностно-ориентированные технологии обучения, они позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям обучающихся, различному уровню сложности содержания обучения.
С первых уроков производственного обучения я способствую формированию доброжелательного отношения с учащимися и между учащимися. Превратить “пассивных” детей в “активных” можно, сформировав мотив к выполнению задания. Известно, что побудительная причина – основа любой деятельности. Нет мотива, нет деятельности – нет результата. Для создания мотивации необходимо использовать не надуманную, а реальную актуальность и привлекательность учебных заданий, повышение личной ответственности. При этом главное - увлеченность обучающегося собственной деятельностью. Важную роль в активизации обучающихся принадлежит популярным личностно-ориентированным технологиям обучения. Данные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям обучающихся, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим особенностям каждого учебного заведения.
К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А. Г. Ривина и его учеников.
«Работа в парах сменного состава» (малые группы) - по определенным правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. ( Пример)
Можно выделить следующие преимущества:
В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
В процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение и качественный рост профессионального образования.
Парную работу можно использовать в следующих видах:
Статистическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» – «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
Вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с мастером, проводит взаимообучение по схеме с остальными товарищами, в результате каждый усваивает две порции учебного содержания.
Еще Я. А. Каменский в «Великой дидактике» оценивал «обращенную мысль» как катализатор мышления. Он писал: «Если нужно – откажи себе в чем-нибудь и плати тому, кто будет тебя слушать»; «многое спрашивать, усваивать, учить других – тайны великой ценности».
Словесные методы позволяют при типичной затрате времени сообщить максимум информации, но для тех детей, которые легко воспринимают информацию на слух.
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, я использую инструктивно-репродуктивный метод производственного обучения – упражнения.
Упражнения являются основным методом производственного обучения не только потому, что им отводится большая часть всего времени предназначенного для обучения, но прежде всего потому, что их проведение подчинены в данном случае все основные методы. Так, например, беседа мастера в большинстве случаев посвящена или предстоящим упражнениям (работе) обучающихся, или уже давно проведенным.
Можно утверждать, что беседа в производственном обучении очень редко проводится в отрыве от предыдущей или последующей работы учащихся.
Таким образом, подчинение методов обучения в производственном обучении упражнениям означает фактически их подчинение к той работе учащихся, выполнению которых их обучают.
Итак , резюмируем изложенное: при производственном обучении применяют в целом те же методы – способы учебной работы, что и при теоретическом обучении (рассказ, беседа, упражнение и так далее). Учитывая все изложенное об относительной зависимости отдельных методов обучения от упражнений, как ведущего метода производственного обучения, следует подчеркнуть большое значение правильного сочетания всех методов в процессе инструктирования.
Существуют разновидности системы упражнений:
- Простая последовательность
- Метод полной последовательности
На уроках мы идем от простого к сложному, начиная с метода простой последовательности (работа с лоскутом). На данном этапе я в большей степени использую иллюстративный метод, форма реализации метода в основном являются образцы со схемами, картинки, рисунки.
Постепенно переходя к методу полной последовательности, использую инструкционные, инструкционно-технологические карты, карточки-задания, эталонные образцы, тесты трудовых навыков. Стимулом улучшения качества изделия является сознание учащихся того, что они изготавливают изделия в натуральную величину.
Необходимо отметить, что применение метода обучения в малых группах способствует собранности и эмоциональному подъему обучающихся, учит общаться друг с другом в процессе познавательной деятельности, активизирует их и в конечном счете повышает эффективность урока.
Исходя из опыта работы, я пришла к выводу, что не все обучающиеся могут работать в малых группах, т.к. по своему темпераменту они очень эмоциональны и любой контакт мешает, им сосредоточится и выполнять работу качественно. Поэтому такие дети выполняют работу индивидуально.
Для этого я использую метод проектов. Проектная деятельность предполагает, что обучающийся владея определённой суммой знаний, может показать практическое применение знаний и умений.
Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемы» - заканчиваться конкретным результатом, готовым к внедрению. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В зависимости от количества обучающихся они могут быть:
- индивидуальными (квалификационная практическая работа);
- парные (изготовление диванных подушек);
- групповые (изготовление панно и т.д.)
На уроках производственного обучения я использую межпредметные проекты, так как выполняя задания обучающие используют знания теоретического обучения разных дисциплин.
Анализируя работу обучающихся, я пришла к выводу, что не все дети могут выполнять одновременно какой-то один вид проектной деятельности. Чаще всего, учебные проекты учащихся имеют комплексный характер. (привести пример)
Работая над организацией проектной деятельности обучающихся в малых группах, я сделал следующие выводы:
- Метод проектов наиболее эффективен при обучении общетехническими и специальными дисциплинами (проектное задание предусматривается учебными программами по профессиональной подготовке)
- Образовательная технология на основе проектного метода затруднена из-за: сложности разработки проектных заданий, охватывающих всю учебную программу курса, т.к. не ко всем темам программы можно применить метод проектов. Например, темы: ручные работы, машинные работы, изготовление постельного, нательного белья – можно организовать проектную деятельность учащихся.
А по теме: изготовление женского детского легкого платья – выполнение проекта затруднено, т.к. отсутствие у многих учащихся необходимо уровня обще учебных умений и навыков (умение оформления).
Результаты выполненных проектов, должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены.
Метод проектов – хорошая альтернатива традиционным методам обучения. Но его нельзя считать панацеей и нельзя стремиться вытеснить за счет него другие способы организации учебной деятельности. Проектный метод предполагает совместную деятельность над проектом мастера и обучающегося. При этом на разных этапах работы соотношение долей деятельности педагога и обучающихся должны изменяться.
Целью моей работы уроке является формирование знаний, умений, навыков учащихся в освоении профессии. Для этого я использую различные методы и формы индивидуальной работы с обучающимися.
- Словесный (самый распространенный) – рассказ, объяснение, лекции, беседы.
- Наглядные – иллюстрации, плакаты, карты, схемы с использование информационных технологий.
- Практические – упражнения, творческие работы учащихся, работа с учебником, книгой.
Одним из способов повышения эффективности учебного процесса является применение наглядных средств обучения – рисунков, опорных конспектов, таблиц, телевидения, кино, использование информационных моделей.
Я считаю, что наглядные визуальные средства должны занимать при обучении доминирующее место, т.к. человек с помощью зрения воспринимает до 80% всей поступающей информации. В системе профессионального образования данное средство играет определяющую роль, т.к. обучающиеся имеют дело со схемами обработки изделия и поэтому склонны опираться на образное восприятие, визуальные материалы выступают как средство, способствующее пониманию и запоминанию материала, добавляя к речи зрительные образы. Главная и основная цель - сделать уроки нагляднее и интереснее, представить новую информацию, закрепить полученные знания, создавать проблемные ситуации, упростить объект изучения с помощью условных символов и значков.
Опираясь на вышеизложенное, я хочу сказать, что методика использования личностно – ориентированной технологии обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья позволяет решать следующие задачи:
- способствовать развитию логического мышления, памяти, пространственного воображения, уверенности в своих действиях при выполнении задания с помощью рисунка, схемы, карточек, инструкционных карт, тестов трудовых навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Качество профессионального образования
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, опти...
Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования
Статья предназначена для педагогов, которые выбирают тактику преподавания учебных дисциплин (предметов) с точки зрения современных требований к занятию (уроку). Применение активных методов обучения сп...
Курсовое проектирование как условие обеспечения качества профессионального обучения в техникуме
Цели выполнения КП:- систематизация и закрепление полученных знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;-углубление теоретических знаний в соответствии с заданной т...
"Комбинирование методов и приемов различных образовательных технологий с целью повышения качества профессионального образования в условиях реализации нового федерального образовательного стандарта второго поколения"
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в специалистах с раз...
Региональные чемпионаты WorldSkills и их роль в достижении высокого уровня качества профессионального образования
Региональные чемпионаты WorldSkills и их роль в достижении высокого уровнякачества профессионального образования В современное время в связи существенными изменениями в структуре и со...
Качество профессионального образования в условиях дистанционного режима обучения
В ГБПОУ ЯНАО СПО «ЯМК» активно разрабатывается и внедряется система менеджмента качества, которая проектируется в следующих направлениях:• качество преподавания (образовательного проц...