"Комбинирование методов и приемов различных образовательных технологий с целью повышения качества профессионального образования в условиях реализации нового федерального образовательного стандарта второго поколения"
статья на тему
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в специалистах с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система профессионального образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности, адаптировать их к новым условиям реализации. Каждый педагог должен самостоятельно сформировать из всего многообразия методов и приемов, которые предлагает современная методология свою собственную систему преподавания. Ведь каждый мастер производственного обучения имеет свои особенности как характера, так и опыта. Давно известно, что одни и те же приемы у разных педагогов имеют разный эффект. Отсюда и рождается актуальность индивидуального подбора комплекса образовательных технологий для каждого отдельного мастера.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
"Кореновский политехнический техникум"
Педагогические чтения-2016.
Доклад по теме
"Комбинирование методов и приемов
различных образовательных технологий
с целью повышения качества
профессионального образования
в условиях реализации
нового федерального образовательного
стандарта второго поколения"
Автор
мастер производственного обучения
Магомедисинов Магомедисин Рамазанович
Кореновск
2016год
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в специалистах с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система профессионального образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности, адаптировать их к новым условиям реализации. Каждый педагог должен самостоятельно сформировать из всего многообразия методов и приемов, которые предлагает современная методология свою собственную систему преподавания. Ведь каждый мастер производственного обучения имеет свои особенности как характера, так и опыта. Давно известно, что одни и те же приемы у разных педагогов имеют разный эффект. Отсюда и рождается актуальность индивидуального подбора комплекса образовательных технологий для каждого отдельного мастера.
В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества(общества информационного). Новые федеральные стандарты образования ориентированы в большей степени на современное информационное общество, которое ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед среднетехническим образованием, ориентированным на подготовку учащихся по профессии, задачу:
- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения и аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.
Развитие профессионального образования может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики выделяются педагогические технологии (образовательные технологии). Это обусловлено тем, что:
- в условиях существующей классно-урочной и практикоориентированной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежат каким бы то ни было серьёзным коррективам.
В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий. Поэтому среди приоритетных технологий я для себя определил следующие:
- игровые технологии;
- метод проектов;
- обучение в сотрудничестве;
- дифференцированный подход в обучении;
- информационные технологии.
Именно такая комбинация элементов технологий позволяет мне улучшить результативность всего образовательного профессионального обучения
Во-первых, обратимся к "Игровой технологии".
Игра является самым древним приёмом обучения. Игровые формы обучения - эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. Игра- творчество, игра- труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учащихся включаются в игру с огромным желанием.
Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим направлениям:
-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве средства игры;
-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Во-вторых, подключается метод проектов. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-производственной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми». Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Метод обучения в сотрудничестве основан на коллективном способе обучения. Обучение осуществляется путём общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого. При этом особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
-развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
-каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
-совершенствуются навыки логического мышления, последовательного выполнения поставленной задачи;
-актуализируются полученные опыт и знания;
-повышается ответственность за результат коллективной работы.
Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели профессионального образования.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности, в помощи её развития, проявления и обретения избирательности и устойчивости к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика. Существенно то, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.
Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны – во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области.
В настоящее время для реализации целей педагогических технологий широко используются информационные технологии – технологии с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся при обучении в сотрудничестве. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий. Информационные компьютерные технологии могут использоваться учителем и на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, в ходе устной работы, при обьяснении нового материала, при закреплении полученных знаний.
Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Мастер формулирует тему проекта с учётом индивидуальных интересов и возможностей ученика, поощряя его к творческому труду. В этом случае ученик имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения и демонстрации.
Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий.
Таким образом, современные педагогические технологии хорошо подобранные и продуманные могут создать из сочетания нескольких элементов различных технологий уникальную совершенно новую систему преподавания в области профессиональной подготовки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная программа основного общего образования. Физическая культура (Стандарты второго поколения )
Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования...
3.10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования (муниципального и регионального уровня – за межаттестационный период, федерального уровня –
3.10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования (муниципального и регионального уровн...
4.Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональ
1. Справка зав. мастерской...
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально
1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)2. Методические разработки3. Профессиональные достижения4. Повышенияуровняпрофессиональной компетентности...
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально
1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)2. Технологические карты3. Разработка урока...
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально
1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)2. Технологические карты3. Разработка урока4. Призентация...
3.15.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования (муниципального и регионального уровня – за межаттестационный период, федерального уровня –
Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования(муниципального и регионального уровня &nda...