Рабочая программа дисциплины Естествознание для социально-экономического профиля
рабочая программа по теме
Рабочая программа по дисциплине Естествознание для студентов СПО по специальности "Коммерция", социально-экономического профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_estestvoznanie_11kb.doc | 232.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г ОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной дисциплины:
«Естествознание»
Для специальности
38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»
Базовая подготовка
Москва
2015
Одобрена Предметной (цикловой) комиссией естественно-научных дисциплин Протокол № от «29» июня 2015г. Председатель предметной (цикловой) комиссии ______________/Белая Ю.И. (подпись) (ИОФ) | Разработана на основе требований: 1.ФГОС СОО по дисциплине «Естествознание» 2. ФГОС СПО по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) 2. Примерной программы учебной дисциплины «Естествознание» для проф. образовательных организаций Авторы: Рыков Е.А., Самойленко П.И., Габриелян О.С., Скворцов П.М. рекомендованной ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2015 (код, наименование профессии/специальности)
Заместитель директора по УМР _____________И.В. Бойцова |
| Руководитель структурного подразделения по ИМР ____________М. А. Аксиньева (подпись) (ФИО) |
Составители: Ковалева С.В., преподаватель, методист ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ
Рецензент:
_________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
1. Область применения программы
Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)».
. Программа соответствует примерной программе дисциплины «Естествознание», разработанной ФГАУ «ФИРО», утвержденной Министерством образования и науки РФ от 2015 года.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Естествознание» относится к общеобразовательному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение следующих
целей:
•• освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
•• овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
•• воспитание убежденности в возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
•• применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Требования к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета "Естествознание" должны отражать:
1) сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной;
2) владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
3) сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
4) сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;
5) владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
6) сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
В результате освоение дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями в соответствии с ФГОС СПО:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.
ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.
ОК 10. Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь.
ОК 11. Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.
Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов в соответствии с ФГОС СОО:
•• личностных:
−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;
−− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;
−− объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
−− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
−− готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;
−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;
метапредметных:
−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;
−− применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;
−− умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
предметных:
−− сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временны х масштабах Вселенной;
−− владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
−− сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
−− сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;
−− владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
−− сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, зависимость свойств вещества от структуры молекул, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы; приводить примеры зависимости свойств веществ от их строения; использовать способы очистки воды в повседневной жизни; использовать способы смягчения воды в повседневной жизни; проводить расчеты массовой доли растворенного вещества в растворах.; определять состав загрязнений атмосферы; определять водородный показатель среды раствора; определять минеральные вещества в продуктах питания.
- объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
- выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
- работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
- энергосбережения;
- безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
- профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
- осознанных личных действий по охране окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
- смысл понятий: естественно-научный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, состав воды, положение кислорода и водорода в Периодической системе элементов; понятие растворы, свойства растворов в зависимости от агрегатного состояния вещества; понятие массовой доли вещества; строение атмосферы; основные источники загрязнения атмосферы; понятие водородный показатель среды (рН); строение белковых молекул; роль углеводов и жиров, как основных источников энергии в организме человека; понятие пищевых добавок. состав организма человека, макро- и м микроэлементы; макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;
- вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;
При изучении дисциплины используется потенциал межпредметных связей с дисциплинами география, математика, информатика, экономика, отражение профильной составляющей в организации самостоятельной работы обучающихся.
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины: Профильное изучение дисциплины осуществляется: Путем отбора дидактических единиц программы по физике, химии, биологии, знание которых будет необходимо при освоении ОПОП ФГОС и в будущей профессиональной деятельности. Осуществлением межпредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС. Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов,
самостоятельной работы обучающегося 54 часов.
1.6. Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине.
В рамках профильной (профессиональной) направленности изучения дисциплины без изменения содержания программы внесены следующие коррективы в тематический план: Уменьшено количество часов на изучение раздела «Физика» на 16 ч. Уменьшено количество часов на изучение раздела «Биология» на 31 ч. Количество часов на изучение раздела «Химия» - на 24 часа. Т.К. сокращено количество часов у учебном плане.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 162 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лекции | 108 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: (в том числе: ) подготовка домашних заданий для закрепления знаний. | 54 40 |
работа с дополнительными источниками информации и интернет- ресурсами по подготовке электронных презентаций, рефератов, сообщений | 14 |
Итоговая аттестация в форме экзамена в 3 семестре. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Естествознание»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. ФИЗИКА | |||
Введение. | Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Естественно-научная картина мира и ее важнейшие составляющие. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Открытия в физике — основа прогресса в технике и технологии производства. Величины. Система мер и весов СИ. | 2 | 1,2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: составить таблицу «Система мер и весов. Производные и основные физ. единицы» | 1 | 1 | |
Тема 1. Механика | Кинематика. Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Относительность механического движения. Закон сложения скоростей. Графики движения. Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение. Свободное падение тел. Динамика. Масса и сила. Взаимодействие тел. Законы динамики. Силы в природе. Закон всемирного тяготения. Законы сохранения в механике. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Работа силы тяготения, силы упругости и силы трения. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения полной механической энергии. Демонстрации Относительность механического движения. Виды механического движения. Инертность тел. Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия. Невесомость. Реактивное движение, модель ракеты. Изменение энергии при совершении работы. | 12 | 1, 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов решение задач по теме, подготовка сообщений, дополнение материала лекции из интернета. Составление кроссвордов и творческий задач, работа с учебником, выполнение самостоятельных заданий. | 6 | 1,3 | |
Тема 2. Основы молекулярной физики и термодинамики | Молекулярная физика. Атомистическая теория строения вещества. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Массы и размеры молекул. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение. Идеальный газ. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Уравнение состояния идеального газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества. Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа и теплоотдача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Тепловые машины и их применение. Демонстрации Движение броуновских частиц. Диффузия. Явления поверхностного натяжения и смачивания. Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела. Изменение внутренней энергии тел при совершении работы. | 16 | 1,2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов решение задач по теме, подготовка сообщений, дополнение материала лекции из интернета. Составление кроссвордов и творческий задач, работа с учебником, выполнение самостоятельных заданий. | 8 | 2,3 | |
Тема 3. Основы электродинамики | Электростатика. Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электростатическое поле, его основные характеристики и связь между ними. Постоянный ток. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Магнитное поле. Магнитное поле и его основные характеристики. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукции. Демонстрации Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Нагревание проводников с током. Опыт Эрстеда. Взаимодействие проводников с током. Действие магнитного поля на проводник с током. Работа электродвигателя. Явление электромагнитной индукции. | 16 | 1,2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов решение задач по теме, подготовка сообщений, дополнение материала лекции из интернета. Составление кроссвордов и творческий задач, работа с учебником, выполнение самостоятельных заданий. Составление таблиц, например «Сравнение проводимости в различных средах», индивидуальная работа по карточкам «Определение характеристик электрического поля, оборудованного двумя точечными зарядами», подготовка к опросу, ответы на вопросы по теме «Магнитные свойства вещества». | 8 | 2,3 | |
Тема 4. Колебание и волны | Механические колебания и волны. Свободные колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Гармонические колебания. Механические волны и их виды. Звуковые волны. Ультразвуковые волны. Ультразвук и его использование в медицине и технике. Электромагнитные колебания и волны. Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Световые волны. Развитие представлений о природе света. Законы отражения и преломления света. Линзы. Формула тонкой линзы. Демонстрации Колебания математического и пружинного маятников. Работа электрогенератора. Излучение и прием электромагнитных волн. Радиосвязь. Разложение белого света в спектр. Интерференция и дифракция света. Отражение и преломление света. Оптические приборы. | 10 | 1,2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: решение задач по теме, подготовка сообщений, дополнение материала лекции из интернета. Составление кроссвордов и творческий задач, работа с учебником, выполнение самостоятельных заданий. | 5 | 2,3 | |
Тема 5. Элементы квантовой физики. | Квантовые свойства света. Равновесное тепловое излучение. Квантовая гипотеза Планка. Фотоэлектрический эффект. Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта. Фотон. Давление света. Дуализм свойств света. Физика атома. Модели строения атома. Опыт Резерфорда. Физика атомного ядра и элементарных частиц. Состав и строение атомного ядра. Радиоактивность. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Демонстрации Фотоэффект. Фотоэлемент. Излучение лазера. Линейчатые спектры различных веществ. Счетчик ионизирующих излучений. | 8 | 1,2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: решение задач по теме, подготовка сообщений, дополнение материала лекции из интернета. Составление кроссвордов и творческий задач, работа с учебником, выполнение самостоятельных заданий. | 4 | 2,3 | |
Тема 6 Вселенная и её эволюция | Строение и развитие Вселенной. Модель расширяющейся Вселенной. Происхождение Солнечной системы. Современная физическая картина мира. | 2 | 1,2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: решение задач по теме, подготовка сообщений, дополнение материала лекции из интернета. Составление кроссвордов и творческий задач, работа с учебником, выполнение самостоятельных заданий. | 1 | 2,3 | |
Раздел 2 ХИМИЯ | |||
Неорганическая химия | |||
Тема 7 Основные понятия и законы химии | Химическая картина мира как составная часть естественно-научной картины мира. Роль химии в жизни современного общества. Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере деятельности общества. Химическое содержание учебной дисциплины «Естествознание» при освоении специальностей СПО социально-экономического и гуманитарного профилей профессионального образования. Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества. Демонстрация Набор моделей атомов и молекул. Измерение вещества. Основные законы химии. Масса атомов и молекул. Атомная единица массы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Расчеты по химическим формулам. Закон сохранения массы вещества. | 2 | 1,2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: решение задач по теме, подготовка сообщений, дополнение материала лекции из интернета. Составление кроссвордов и творческий задач, работа с учебником, выполнение самостоятельных заданий. Заполнение таблицы простых и сложных веществ | 1 | 2,3 | |
Тема 8 Периодический закон и система хим. элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества. | Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева как графическое отображение Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Демонстрация Различные формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Демонстрация Образцы веществ и материалов с различными типами химической связи. | 4 | 1,2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Решение индивидуальных задач. Подготовка сообщений и примеров из доп. литературы. | 2 | 2,3 | |
Тема 9 Вода, растворы. | Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства воды. Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое. Демонстрация Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание. | 2 | 1,2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Работа с дополнительными источниками информации и интернет- ресурсами по подготовке электронных презентаций, рефератов, сообщений по теме: «Вода, растворы»: «Водные ресурсы Земли», «Последствия загрязнения воды» «Экология воды», «Виды загрязнения вод» «Использование способов очистки воды в быту и на производстве». «Механизм самоочистки воды в реках». «Круговорот воды» и т.д.. | 1 | 2,3 | |
Тема 10 Химические реакции. Классификация неорганических соединений и их своства. | Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Демонстрации Химические реакции с выделением теплоты. Обратимость химических реакций. | 6 | 1,2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа. Работа с дополнительными источниками информации и интернет- ресурсами по подготовке электронных презентаций, рефератов, сообщений по теме: «Химические процессы в атмосфере»: «Сохранение озонового слоя», « Экология атмосферы», «Кислотные дожди и среда обитания», «Озоновые дыры и парниковый эффект», «Смог и фотохимический туман» | 3 | 1,2 | |
Тема 11. Металлы и неметаллы. | Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. Демонстрации Взаимодействие металлов с неметаллами (цинка с серой, алюминия с йодом), растворами кислот и щелочей. Горение металлов (цинка, железа, магния) в кислороде. Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с медью. Восстановительные свойства металлов. Химические свойства соединений металлов. | 2 | 1,2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: решение задач по теме, подготовка сообщений, дополнение материала лекции из интернета. Составление кроссвордов и творческий задач, работа с учебником, выполнение самостоятельных заданий. | 1 | 2,3 | |
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ | |||
Тема 12 Основные понятия органической химии. Углеводы и их природные источники. | Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. Понятие изомерии. Виды изомерии: структурная (углеродного скелета, положения кратной связи или функциональной группы), пространственная. Многообразие органических соединений. Углеводороды. Предельные и непредельные углеводороды. Строение углеводородов, характерные химические свойства углеводородов. Представители углеводородов: метан, этилен, ацетилен, бензол. Применение углеводородов в органическом синтезе. Реакция полимеризации. Нефть, газ, каменный уголь — природные источники углеводородов. | 2 | 1,2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа. Работа с дополнительными источниками информации и интернет- ресурсами по подготовке электронных презентаций, рефератов, сообщений по теме: «Химия и организм человека»: «Вода в организме человека», «Ферменты. Их роль в организме», «Гормоны», «Витамины», «Химия и повседневная жизнь человека», «Домашняя аптечка» «Пищевые добавки». | 1 | 1,2 | |
Тема 13. Кислородосодержащие и азотосодержащие органические соединения. Полимеры. | Кислородсодержащие органические вещества. Спирты, карбоновые кислоты и сложные эфиры: их строение и характерные химические свойства. Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза. Азотсодержащие органические соединения. Амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков. Химические свойства белков. Генетическая связь между классами органических соединений. Демонстрации Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия, бром- ной водой. Реакция получения уксусно-этилового эфира. Качественная реакция на глицерин. Цветные реакции белков. | 4 | 1 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: решение задач по теме, подготовка сообщений, дополнение материала лекции из интернета. Составление кроссвордов и творческий задач, работа с учебником, выполнение самостоятельных заданий. | 2 | 2,3 | |
Тема 14. Химия и жизнь, химия и организм человека. Химия в быту. | Химия и организм человека. Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Углеводы — главный источник энергии организма. Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека. Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание. Химия в быту. Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. | 2 | 1,2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: решение задач по теме, подготовка сообщений, дополнение материала лекции из интернета. Составление кроссвордов и творческий задач, работа с учебником, выполнение самостоятельных заданий. | 1 | 2,3 | |
Раздел 3 БИОЛОГИЯ | |||
Тема 15 Наиболее общие представления о жизни. | Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования живой при- роды в биологии. Определение жизни (с привлечением материала из разделов физики и химии). Уровни организации жизни. Демонстрации Уровни организации жизни. Методы познания живой природы. | 2 | 1,2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов составить схему «Приспособленность живых организмов к среде обитания» | 1 | 1,2 | |
Тема 16. Клетка. | История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка —структурно-функциональная (элементарная) единица жизни. Строение клетки. Прокариоты и эукариоты — низшие и высшие клеточные организмы. Основные структурные компоненты клетки эукариот. Поверхностный аппарат. Схематичное описание жидкостно-мозаичной модели клеточных мембран. Цитоплазма — внутренняя среда клетки, органоиды (органеллы). Клеточное ядро. Функция ядра: хранение, воспроизведение и передача наследственной информации, регуляция химической активности клетки. Структура и функции хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Материальное единство окружающего мира и химический состав живых организмов. Биологическое значение химических элементов. Неорганические вещества в составе клетки. Роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организмов. Неорганические ионы. Углеводы и липиды в клетке. Структура и биологические функции белков. Аминокислоты — мономеры белков. Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ. Вирусы и бактериофаги. Неклеточное строение, жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни. Вирусы — возбудители инфекционных заболеваний; понятие об онковирусах. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции. Демонстрации Строение молекулы белка. Строение молекулы ДНК. Строение клетки. Строение клеток прокариот и эукариот. Строение вируса. | 4 | 1,2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: подготовка сообщений, дополнение материала лекции из интернета. Подготовка ответов на вопросы по теме «ДНК». «Теории возникновения жизни на Земле». написать сообщение на тему: «Хромосомные аномалии и их причины». Написать сообщение на тему: «Заболевания человека, связанные с воздействием различных факторов». | 2 | 2,3 | |
Тема 17. Организм. | Организм — единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем. Способность к самовоспроизведению — одна из основных особенностей живых организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Бесполое размножение. Половой процесс и половое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение. Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии. Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения. Общие представления о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Современные представления о гене и геноме. Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека. Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Демонстрации Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Деление клетки (митоз, мейоз). Способы бесполого размножения. Оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Мутации. Модификационная изменчивость. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Искусственный отбор. Исследования в области биотехнологии. | 6 | 1,2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: подготовка сообщений, дополнение материала лекции из интернета. Составление кроссвордов и творческий задач, работа с учебником | 3 | 1,2 | |
Тема 18. Вид. | Эволюционная теория и ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции в соответствии с синтетической теорией эволюции (СТЭ). Генетические закономерности эволюционного процесса. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс. Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи. Происхождение человеческих рас. Демонстрации Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции. Возникновение и многообразие приспособлений у организмов. Редкие и исчезающие виды. Движущие силы антропогенеза. Происхождение человека и человеческих рас. | 4 | 1,2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Подготовить сообщения по темам: «Влияние токсичных веществ на развитие и здоровье человека», «Влияние наркотических веществ (табака, алкоголя, наркотиков ) на здоровье человека. | 2 | 2,3 | |
Тема 19. Экосистема. | Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере. Экологические факторы, особенности их воздействия. Экологическая характеристика вида. Понятие об экологических системах. Цепи питания, трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема. Биоценоз и биотоп как компоненты биогеоценоза. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Основные направления воздействия человека на биосферу. Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агроценозов). Демонстрации Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Ярусность растительного сообщества. Круговорот углерода в биосфере. Заповедники и заказники России. | 2 | 1,2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: подготовка сообщений, дополнение материала лекции из интернета. | 1 | 1,2 | |
ИТОГО | 150 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета естественнонаучных дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя (стол, компьютер, интерактивная доска);
- наглядные пособия(таблицы, плакаты, схемы)
- электронные учебные пособия
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в ИНТЕРНЕТ, мультимедийный проектор,
УМК и КОС по дисциплине.
3.2. Информационное обеспечение обучения
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Основная
- Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика – 10 кл., учебник базового уровня. М.- 2010.
- Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика – 11 кл., учебник базового уровня. М.- 2010
- Кирик Л.А., Дик Ю.И. Физика 10 (Сборник заданий и самостоятельных работ), М.- 2010.
- Дмитриев В.Ф. Физика. Учебник для профессий и специальностей СПО. М., - «Академия», 2010 .
- Г.Е.Рудзидис, Ф.Г.Фельдман Химия. 10 кл. – М.:Просвещение 2014.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник для профессий и специальностей СПО. М.- 2010
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М., 2011.
- Петросова Р.А.,Голов В.П.,Сивоглазов В.И., Страут Е.К. Естествознание и основы экологии,учебник для среднего проф. Образования.М.: Дрофа 2011.
- Константинов В.М.,Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования.М.: Академия,2010.
Дополнительная
- Мякишев Г.Я. «Физика» Просвещение, 2014
- Перельман Я.И. Занимательная физика. Уфа, -2004.
- Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
- Кузьмина И.Д. Биология. Человек. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2010.
- Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. —М., 2014.
- Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Бородин П.М. и др. Биология (базовый уровень). 11 класс. —М., 2014.
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный компонент государственного стандарта общего обра-
зования. / Министерство образования РФ. – М., 2004.
Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике.
9–11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учре-
ждений. – М., 2001.
Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учеб-
ников В.А. Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении фи-
зики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное плани-
рование. – М., 2002.
Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для уча-
щихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое по-
собие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс /
О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. /
Интернет ресурсы
- Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
- Российский образовательный портал www.edu.ru
- Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
- Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru
- ИКТ Портал « интернет ресурсы» - ict.edu.ru
- Сайт дистанционной подготовки к ЕГЭ http://statgrad.mioo.ru/
- Открытые образовательные ресурсы http://www.educom.ru/ru/information/
- www. class-fizika. nard. ru («Класс!ная доска для любознательных»).
- www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).
- www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
- www. chemistry-chemists. com/ index. html (электронный журнал «Химики и химия»).
- www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
- www. hemi. wallst. ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»).
- www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
- www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
- www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
- www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).
- www. biology. asvu. ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
- www. window. edu. ru/ window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формируемые компетенции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения : |
1 | 2 | |
Знания и умения из раздела 1 «Физика» -виды механического движения в зависимости от формы траектории и скорости перемещения тела; понятие траектории, пути, перемещения; понятие массы, силы, законы Ньютона; понятие импульса тела, работы, мощности. законы сохранения импульса; механической энергии; свойства волн основные положения атомно-молекулярной теории; основные агрегатные состояния веществ; закон сохранения заряда; закон Джоуля-Ленца; понятие электромагнитные волны. строение атомов, состав атомного ядра; сущность радиоактивности; приводить примеры существования электромагнитного поля; обосновывать волновые и корпускулярные свойства света. -использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной деятельности для оценки влияния на организм человека электромагнитных волн | ОК 1-ОК12 | Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, контроля знаний |
Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, контроля знаний | ||
Умения и знания из раздела 2 «Химия» приводить примеры зависимости свойств веществ от их строения; использовать способы очистки воды в повседневной жизни; использовать способы смягчения воды в повседневной жизни; проводить расчеты массовой доли растворенного вещества в растворах.; определять состав загрязнений атмосферы; определять водородный показатель среды раствора; определять минеральные вещества в продуктах питания. состав воды, положение кислорода и водорода в Периодической системе элементов; понятие растворы, свойства растворов в зависимости от агрегатного состояния вещества; понятие массовой доли вещества; строение атмосферы; основные источники загрязнения атмосферы; понятие водородный показатель среды (рН); строение белковых молекул; роль углеводов и жиров, как основных источников энергии в организме человека; понятие пищевых добавок. состав организма человека, макро- и м микроэлементы; | Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, контроля знаний | |
Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, контроля знаний | ||
Знания и умения из раздела 3 «Биология» химический состав организма человека, макро- и м микроэлементы; строение белковых молекул; роль углеводов и жиров, как основных источников энергии в организме человека; понятие пищевых добавок; признаки классификации живых организмов; строение клетки; смысл понятия «дифференциация клеток»; роль ДНК как носителя наследственной информации; движущие силы эволюции; основные признаки живого; - смысл понятий: биогеоценоз, экосистема, биосфера, самоорганизация, энтропия; принципы рационального природопользования. понятие ткани; основные функции организма человека; понятие внутренней среды организма; факторы, влияющие на работу организма; строение и функции половых клеток; стадии развития плода. - объяснять работу систем организма; предупреждать различные заболевания организма; приводить примеры взаимосвязи компонентов экосистемы; приводить примеры воздействия экологических факторов на организм человека;- приводить примеры влияния человека на экосистемы. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, тестирования, опроса, написания рефератов, создания компьютерных презентаций | |
Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, контрольной работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Информатика" социально-экономический профиль 70 часов
Информатика:Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям социально – экономического профиля: Повар, кондитер; п...
Лабораторные работы к рабочей программе дисциплины "Естествознание"
В материале представлены лабораторные работы к рабочей программе учебной дисциплины "Естествознание" (по разделам "Физика" и "Химия с элементами экологии") по программе подготовки специалистов 38.02.0...
Технология разработки и использования в учебном процессе рабочей тетради по дисциплинам общегуманитарного и социально-экономического цикла
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы — тот помощник, который дает студенту ориентиры, позволяющие двигаться вперед. Она дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает последовательно усвои...
Рабочая программа дисциплины Физика для социально-экономического профиля
Рабочая программа учебной дисциплины Физика для студентов СПО по срециальности "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"...
Рабочая программа дисциплины Естествознание
Рабочая программа по дисциплине Естествознание для студентов СПО по специальности "Право и организация социального обеспечения...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРАВО. СПО (СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ)
Программа разработана на основе примерной программы образовательной учебной дисциплины Право для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным уч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ БД.05 ИСТОРИЯ Профессия среднего профессионального образования 43.01.02 Парикмахер (социально-экономический профиль)
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины БД.05 «История»предназначена для изучения дисциплины при реализации образовательной программы среднего общего образован...