Лабораторные работы к рабочей программе дисциплины "Естествознание"
учебно-методический материал на тему
В материале представлены лабораторные работы к рабочей программе учебной дисциплины "Естествознание" (по разделам "Физика" и "Химия с элементами экологии") по программе подготовки специалистов 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 143.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.11 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
по программе подготовки специалистов
38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»
Составитель: Кузнецова А. В.,
преподаватель 1к.к.
2015 г.
Пояснительная записка.
Лабораторные задания разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Естествознание».
Цель проведения лабораторных работ: формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы базового курса естествознания.
Задачи проведения лабораторных работ:
№ п/п | Формируемые результаты | Требования ФГОС | Базовые компетенции |
1. | Владение навыками учебно-исследовательской деятельности. | Метапредметные результаты | Аналитические |
2. | Владение навыками социальной деятельности | Метапредметные результаты | Социальные |
3. | Умение применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений | Предметные результаты | Аналитические |
4. | Владение понятийным аппаратом естественных наук | Предметные результаты | Регулятивные |
5. | Владение приёмами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований | Предметные результаты | Аналитические |
6. | Умение сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок. | Предметные результаты | Самосовершен-ствования |
Бланк-отчёт лабораторной работы содержит:
- Номер работы;
- Цель работы;
- Перечень используемого оборудования;
- Последовательность выполняемых действий;
- Рисунок или схему установки (если есть);
- Таблицы и/или схемы для записи значений;
- Расчётные формулы (если требуется).
- Вывод.
Критерии оценивания:
Демонстрация умений. | Оценка | |||||
Сборка установки (схемы) | Настройка устройств | Снятие показаний | Расчёт значений | Заполнение таблиц, построение графиков | Вывод по работе | |
+ | + | + | + | + | + | «5» |
+ | + | + | + | + | «4» | |
+ | + | + | «3» |
Перечень лабораторных работ.
№ работы | Название работы | Название раздела |
1. | Исследование зависимости силы трения от веса тела. | Физика. 1. Механика. |
2. | Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. | Физика. 1. Механика. |
3. | Исследование зависимости температуры остывания воды от времени. | Физика. 2. Тепловые явления. |
4. | Исследование зависимости силы тока от напряжения. | Физика. 3. Электромагнитные явления |
5. | Измерение длины световой волны. | Физика. 3. Электромагнитные явления |
6. | Определение коэффициента поверхностного натяжения воды | Химия с элементами экологии 5. Вода, растворы |
7. | Устранение жесткости воды | Химия с элементами экологии 5. Вода, растворы |
8. | Определение содержания крахмала в продуктах питания | Химия с элементами экологии 7. Химия и организм человека. |
Лабораторная работа № 1.
«Исследование зависимости силы трения от веса тела».
Цель: определить коэффициент трения с помощью графика зависимости силы трения от веса тела. Сделать вывод о соотношении коэффициента трения скольжения и коэффициента трения покоя.
Оборудование: брусок, динамометр, 3 груза весом по 1 Н, линейка.
Ход работы.
- С помощью динамометра измерьте вес бруска Р.
- Расположите брусок горизонтально на линейке. С помощью динамометра измерьте максимальную силу трения покоя Fтр0.
- Равномерно двигая, брусок по линейке измерьте силу трения скольжения Fтр.
- Разместите груз на бруске. Повторите измерения.
- Добавьте второй груз. Повторите измерения.
- Добавьте третий груз. Снова повторите измерения.
- Результаты занесите в таблицу:
Вес тела Р, Н | Сила трения покоя Fтр, Н | Сила трения скольжения Fтр, Н |
- Постройте графики зависимости силы трения от веса тела:
Fупр, Н
1,0
0,5
0 1,0 2,0 3,0 4,0 Р, Н
- По графику найдите средние значения веса тела, силы трения покоя и силы трения скольжения. Рассчитайте средние значения коэффициента трения покоя и коэффициента трения скольжения:
μср0 = Fср.тр0 ; μср = Fср.тр ;
Рср Рср
- Сделайте вывод.
Лабораторная работа № 2.
«Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника».
Цель: Измерить ускорение свободного падения с помощью маятника. Сделать вывод о совпадении полученного результата со справочным значением.
Оборудование: штатив, шарик на нити, динамометр, секундомер, линейка.
Ход работы.
- Подвесьте шарик на нити с помощью штатива.
- Толчком отклоните шарик от положения равновесия.
α
l
N
mg
- Измерьте время t, за которое маятник совершает не менее 20 колебаний (одно колебание – это отклонение в обе стороны от положения равновесия).
- Измерьте длину подвеса шарика l.
- Используя формулу периода колебаний математического маятника, рассчитайте ускорение свободного падения:
Т = 2.π. l ; Т = _t _ ; _t _ = 2.π. l ; _t2 = 4.π2. l
g n n g n2 g
g = 4. π2 . l. n2 ;
t2
(π2 можно принять равным 10).
- Результаты занесите в таблицу:
Длина подвеса l, м | Число колебаний n | Время колебаний t, с | Ускорение свободного падения g, м/с2 |
- Сделайте вывод.
Лабораторная работа № 3.
«Исследование зависимости температуры остывания воды от времени».
Цель: построить график зависимости температуры остывания воды от температуры. Сделать вывод о характере этой зависимости.
Оборудование: стакан с горячей водой, термометр, секундомер.
Ход работы.
- Опустите термометр в горячую воду, дождитесь окончание подъёма температуры.
- Измерьте температуру воды.
- Повторите измерения три раза, делая интервал между измерениями 2 – 3 минуты.
- Данные занесите в таблицу:
Время t, мин. | 0 | |||
Температура t, оС |
- Постройте график зависимости температуры воды от времени:
t,оС
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 t, мин.
- Сделайте вывод.
Лабораторная работа № 4.
«Исследование зависимости силы тока от напряжения».
Цель: Построить ВАХ металлического проводника, с помощью полученной зависимости определить сопротивление резистора, сделать вывод о характере ВАХ.
Оборудование: Батарея гальванических элементов, амперметр, вольтметр, реостат, резистор, соединительные провода.
Ход работы.
- Собрать цепь:
А
V
- Снять показания с амперметра и вольтметра, регулируя напряжение на резисторе с помощью реостата. Результаты занести в таблицу:
U, В | 0 |
|
|
|
I, А | 0 |
|
|
|
- По данным из таблицы построить ВАХ:
I, А
0,4
0,3
0,2
0,1
U, В
0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2 1,4 1,6 1,8
- По ВАХ определить средние значения тока Iср и напряжения Uср.
- Рассчитать сопротивление резистора, используя закон Ома:
Uср
R = .
Iср
- Сделать вывод.
Лабораторная работа № 5.
«Измерение длины световой волны».
Цель: измерить длины волн, соответствующих красному и фиолетовому концам спектра, с помощью дифракционной решётки. Сделать вывод о совпадении полученных результатов со справочными значениями.
Оборудование: источник света, дифракционная решётка, держатель с линейкой, экран с щелью и с линейкой.
Ход работы.
- Установите дифракционную решётку в держателе, расположите экран на расстоянии a от решётки.
- С помощью решётки получите изображения спектров на экране, для этого рассматривайте нить накаливания лампы через щель в экране.
1 max
b
φ а
0 max (щель)
дифракционная
решётка b
1 max
экран
- C помощью линейки на экране измерьте расстояние от щели до красного максимума первого порядка.
- Аналогичное измерение сделайте для фиолетового максимума первого порядка.
- Рассчитайте длины волн, соответствующие красному и фиолетовому концам спектра, с помощью уравнения дифракционной решётки: d . sin φ = k . λ, где d – период дифракционной решётки.
d = 1 мм = 0,01 мм = 1 . 10-2 мм = 1 . 10-5 м; k = 1; sin φ = tg φ = a (для малых углов).
100 b
λ = d.b
а
- Сравните полученные результаты со справочными значениями: λк = 7,6 . 10-7 м; λф = 4,.0 . 10-7 м.
- Результаты занесите в таблицу:
Цвет конца спектра | Расстояние от решётки до экрана а, м | Расстояние от щели до максимума 1-го порядка на экране b, м | Длина волны λ, м |
Красный | |||
Фиолетовый |
- Сделайте вывод.
Лабораторная работа № 6.
«Измерение коэффициента поверхностного натяжения».
Цель: Измерить коэффициент поверхностного натяжения воды. Сделать вывод о совпадении полученного значения со справочным значением.
Оборудование: пипетка с делениями, стакан с водой.
Ход работы.
- Наберите воду в пипетку.
- По капле выливайте воду из пипетки. Отсчитайте количество капель n, соответствующих определённому объёму воды V(например, 0,5 см3), вылившейся из пипетки.
- Рассчитайте коэффициент поверхностного натяжения:σ = F , где F = m . g; l = π .d
l
σ = m . g , где m = ρ .V σ = ρ .V. g
π .d n π .d . n
ρ = 1,0 г/см3 – плотность воды; g = 9,8 м/с2 – ускорение свободного падения; π = 3,14;
d = 2 мм – диаметр шейки капли, равный внутреннему сечению носика пипетки.
- Результаты занесите в таблицу:
Объём воды V, см3 | Количество капель n | Диаметр шейки капли d, мм | Коэффициент поверхностного натяжения σ, Н/м |
|
|
|
|
- Сравните полученное значение коэффициента поверхностного натяжения со справочным значением: σспр. = 0, 073 Н/м.
- Сделайте вывод.
Лабораторная работа № 7.
«Устранение жёсткости воды».
Цель: ознакомиться со способами устранения постоянной жёсткости воды. Сделать вывод о наиболее эффективном способе устранения жёсткости воды.
Оборудование: два стакана с водой, стакан с карбонатом натрия, стакан с жидким мылом, ложечка.
Ход работы.
- Добавьте в стакан с водой с помощью ложечки небольшое количество карбоната натрия и встряхните стакан. Опишите наблюдаемое явление.
- Продолжайте понемногу добавлять карбонат натрия. Объясните результат опыта. Результаты опыта запишите в таблицу.
- Добавьте в другой стакан с водой с помощью ложечки небольшое количество жидкого мыла. Встряхните стакан. Опишите наблюдаемое явление.
- Продолжайте добавлять жидкое мыло небольшими порциями и встряхивать стакан до появления устойчивой пены. Объясните результат опыта. Результаты опыта запишите в таблицу:
№ опыта | Наблюдаемые явления | Химические реакции |
1. | ||
2. |
- Сделайте вывод.
Лабораторная работа № 8.
«Определение содержания крахмала в продуктах питания».
Цель: определить содержание крахмала в различных продуктах питания. Сделать вывод о наличии крахмала в пищевых продуктах.
Оборудование: флакон со спиртовым 5 % раствором йода, пипетка, пищевые продукты.
Ход работы.
- Аккуратно откройте крышку флакона, наберите в пипетку небольшое количество йодного раствора.
- Нанесите на кусочек пищевого продукта (хлеб, картофель, сыр и т.д.) капельку раствора йода.
- Наблюдайте как меняется цвет продукта под действием йода.
- По изменению цвета продукта определите наличие в нём крахмала.
- Результаты наблюдения занесите в таблицу:
№ опыта | Название пищевого продукта | Цвет продукта под действием раствора йода | Наличие крахмала в продукте питания |
- Сделайте вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/08/picture-377500-1433750121.jpg)
Практические работы к рабочей программе по физике для специальности "Сварочное производство"
В материале представлен комплект практических работ к рабочей программе учебной дисциплины "Физика" для специальности "Сварочное производство" , изучаемой заочно...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-599857-1426066064.jpg)
Методическое пособие по выполнению лабораторной работы № 6 "Изучение работы программы по организации разделов жесткого диска - FDISK. Изучение работы программы логического форматирования жесткого диска - FORMAT" для МДК.02.02
Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-599857-1426066064.jpg)
Методическое пособие по выполнению лабораторной работы № 6 "Изучение работы программы по организации разделов жесткого диска - FDISK. Изучение работы программы логического форматирования жесткого диска - FORMAT" для МДК.02.02
Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...
"МУ по выполнению выпускной квалификационной работы"; "МУ по планированию и организации ЛПР по курсу "Кулинария"";"МУ по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся"; Рабочие программы учебной и производственной практик "Повар, кондитер"
Учебно-методические материалы по профессии "Повар, кондитер":- Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы;- Методические указания по планированию и организации самостоятельн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/04/picture-1122746-1551691170.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины Проведение лабораторных гематологических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика
Рабочая программа учебной дисциплины Проведение лабораторных гематологических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/05/picture-1215369-1580920397.png)
Методические указания по выполнению лабораторных работ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.07 Портной на базе среднего общего образования по МДК.03.01. Технология ремонта и обновления швейных изделий
Настоящие методические указания предназначены для изучения МДК.03.01. «Технология ремонта и обновления швейных изделий» и составлены в соответствии с требованиями Федерального государствен...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/25/picture-1257167-1593083619.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ профессионального модуля ПМ.04 Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика
Рабочие программы разработаны автором на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности "Лабораторная диагности...