Лабораторные работы к рабочей программе дисциплины "Естествознание"
учебно-методический материал на тему

Кузнецова Алина Валентиновна

В материале представлены лабораторные работы к рабочей программе учебной дисциплины "Естествознание" (по разделам "Физика" и "Химия с элементами экологии") по программе подготовки специалистов 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratornye_raboty_dlya_kommertsiya.docx143.92 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ К

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.11 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

по программе подготовки специалистов

38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»

Составитель: Кузнецова А. В.,

преподаватель 1к.к.

2015 г.


Пояснительная записка.

Лабораторные задания разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Естествознание».

Цель проведения лабораторных работ: формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы базового курса естествознания.

Задачи проведения лабораторных работ:

№ п/п

Формируемые результаты

Требования ФГОС

Базовые компетенции

1.

Владение навыками учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты

Аналитические

2.

Владение навыками социальной деятельности

Метапредметные результаты

Социальные

3.

Умение применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений

Предметные результаты

Аналитические

4.

Владение понятийным аппаратом естественных наук

Предметные результаты

Регулятивные

5.

Владение приёмами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований

Предметные результаты

Аналитические

6.

Умение сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок.

Предметные результаты

Самосовершен-ствования

Бланк-отчёт лабораторной работы содержит:

  1. Номер работы;
  2. Цель работы;
  3. Перечень используемого оборудования;
  4. Последовательность  выполняемых действий;
  5. Рисунок или схему установки (если есть);
  6. Таблицы и/или схемы для записи значений;
  7. Расчётные формулы (если требуется).
  8. Вывод.

Критерии оценивания:

Демонстрация умений.

 Оценка

Сборка установки

(схемы)

Настройка

устройств

Снятие

показаний

Расчёт

значений

Заполнение таблиц, построение

графиков

Вывод

по

работе

+

+

+

+

+

+

«5»

+

+

+

+

+

«4»

+

+

+

«3»

Перечень лабораторных работ.

№ работы

Название работы

Название раздела

1.

Исследование зависимости силы

трения от веса тела.

Физика. 1. Механика.

2.

Измерение ускорения свободного

падения с помощью математического

маятника.

Физика. 1. Механика.

3.

Исследование зависимости температуры остывания воды от времени.

Физика. 2. Тепловые явления.

4.

Исследование зависимости силы

тока от напряжения.

Физика.

3. Электромагнитные

явления

5.

Измерение длины световой волны.

Физика.

3. Электромагнитные

явления

6.

Определение коэффициента

поверхностного натяжения воды

Химия с элементами

экологии  5. Вода, растворы

7.

Устранение жесткости воды

Химия с элементами

экологии  5. Вода, растворы

8.

Определение содержания крахмала в

продуктах питания

Химия с элементами

экологии  7. Химия и организм человека.


Лабораторная работа № 1.

«Исследование зависимости силы трения от веса тела».

Цель: определить коэффициент трения с помощью графика зависимости силы трения  от веса тела. Сделать вывод о соотношении коэффициента трения скольжения и коэффициента трения покоя.

Оборудование: брусок, динамометр, 3 груза весом по 1 Н, линейка.

Ход работы.

  1. С помощью динамометра измерьте вес бруска Р.
  2. Расположите брусок горизонтально на линейке. С помощью динамометра измерьте максимальную силу трения покоя Fтр0.
  3. Равномерно двигая, брусок по линейке измерьте силу трения скольжения Fтр.
  4. Разместите груз на бруске. Повторите измерения.
  5. Добавьте второй груз. Повторите измерения.
  6. Добавьте третий груз. Снова повторите измерения.
  7. Результаты занесите в таблицу:

Вес тела Р, Н

Сила трения покоя Fтр, Н

Сила трения скольжения Fтр, Н

  1. Постройте графики зависимости силы трения от веса тела:

 

         Fупр, Н

 

1,0

 

0,5

     0              1,0               2,0           3,0             4,0               Р, Н

  1. По графику найдите средние значения веса тела, силы трения покоя и силы трения скольжения. Рассчитайте средние значения  коэффициента трения покоя и коэффициента трения скольжения:

                                                                           

                                    μср0 = Fср.тр0    ;              μср =  Fср.тр ;            

                                                 Рср                                   Рср

  1. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 2.

«Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника».

Цель: Измерить ускорение свободного падения с помощью маятника. Сделать вывод о совпадении  полученного результата со справочным значением.

Оборудование: штатив, шарик на нити, динамометр, секундомер, линейка.

Ход работы.

  1. Подвесьте шарик на нити с помощью штатива.

  1. Толчком отклоните шарик от положения равновесия.

                                                             

                                                             

                                                                 α          

                                                                            l

                                                                                  N

                                                                 

                                                                                       

                                                                                     

                                                                                    mg

  1. Измерьте время t, за которое маятник совершает не менее 20 колебаний (одно колебание – это отклонение в обе стороны от положения равновесия).

  1. Измерьте длину подвеса шарика l.

  1. Используя формулу периода колебаний математического маятника, рассчитайте  ускорение свободного падения:

Т = 2.π.            l       ;     Т = _t _  ;   _t _  =  2.π.           l       ;  _t2   =  4.π2. l          

                                    g                      n          n                         g           n2          g

                                                           

                                                               g =  4. π2 . l. n2         ;

                                                                             t2                                                

                                                                                                         

          (π2 можно принять равным 10).

  1. Результаты занесите в таблицу:

Длина подвеса l, м

Число колебаний n

Время колебаний t, с

Ускорение свободного падения g, м/с2

                                                               

  1. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 3.

«Исследование зависимости температуры остывания воды от времени».

Цель: построить график зависимости температуры остывания воды от температуры. Сделать вывод о характере этой зависимости.

Оборудование: стакан с горячей водой, термометр, секундомер.

Ход работы.

  1. Опустите термометр в горячую воду, дождитесь окончание подъёма температуры.
  2. Измерьте температуру воды.
  3. Повторите измерения три раза, делая интервал между измерениями 2 – 3 минуты.
  4. Данные занесите в таблицу:

Время

t, мин.

0

Температура

t, оС

  1. Постройте график зависимости температуры воды от времени:

     t,оС       

  0           1         2          3           4          5          6         7          8           9    t, мин.

  1. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 4.

«Исследование зависимости силы тока от напряжения».

Цель: Построить ВАХ металлического проводника, с помощью полученной зависимости определить сопротивление резистора, сделать вывод о характере ВАХ.

Оборудование: Батарея гальванических элементов, амперметр, вольтметр, реостат, резистор, соединительные провода.

Ход работы.

  1. Собрать цепь:            

                 

                                      А              

                                                                 V

  1. Снять показания  с амперметра и вольтметра, регулируя напряжение на резисторе с помощью реостата. Результаты занести в таблицу:

U, В

0

 

 

 

I, А

0

 

 

 

  1. По данным из таблицы построить ВАХ:

I, А            

0,4

0,3

0,2

0,1

                                                                                           U, В

    0       0,2    0,4   0,6    0,8     1,0    1,2    1,4    1,6    1,8

  1. По ВАХ определить средние значения тока  Iср и напряжения Uср.

  1. Рассчитать сопротивление резистора, используя закон Ома:

                                                         Uср  

                                              R =             .

                                                          Iср

  1. Сделать вывод.  

Лабораторная работа № 5.

«Измерение длины световой волны».

Цель: измерить длины волн, соответствующих красному и фиолетовому концам спектра, с помощью дифракционной решётки. Сделать вывод о совпадении полученных  результатов со справочными значениями.

Оборудование: источник света, дифракционная решётка, держатель с линейкой, экран с щелью и с линейкой.

Ход работы.

  1. Установите дифракционную решётку в держателе, расположите экран на расстоянии a от решётки.
  2. С помощью решётки получите изображения спектров на экране, для этого рассматривайте нить накаливания лампы через щель в экране.

                                                                                                                         1 max

                                                                                                                         b

                                                                φ                             а

                                                                                                                         0 max (щель)                              

                            дифракционная

                                         решётка                                                                                           b

                                                                                                                         1 max

                                                                                                                    экран

  1. C помощью линейки на экране измерьте расстояние от щели до красного максимума первого порядка.
  2. Аналогичное измерение сделайте для фиолетового максимума первого порядка.
  3. Рассчитайте длины волн, соответствующие красному и фиолетовому концам спектра, с помощью уравнения дифракционной решётки: d . sin φ = k . λ, где d – период дифракционной решётки.

d =  1      мм = 0,01 мм = 1 . 10-2 мм =  1 . 10-5 м; k = 1;  sin φ = tg φ = a   (для малых углов). 

    100                                                                                                        b

                                           

                                                                            λ =  d.b                   

                                                                            а                                    

  1. Сравните полученные результаты со справочными значениями:  λк = 7,6 . 10-7 м; λф = 4,.0 . 10-7 м.
  2.  Результаты занесите в таблицу:

Цвет конца спектра

Расстояние от решётки до экрана а, м

Расстояние от щели до максимума 1-го порядка на экране  b, м

Длина волны λ, м

Красный

Фиолетовый

     

  1. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 6.

«Измерение коэффициента поверхностного натяжения».

Цель: Измерить коэффициент поверхностного натяжения воды. Сделать вывод о совпадении полученного значения со справочным значением.

Оборудование: пипетка с делениями, стакан с водой.

Ход работы.

  1. Наберите воду в пипетку.

  1. По капле выливайте воду из пипетки. Отсчитайте количество капель n, соответствующих определённому объёму воды V(например, 0,5 см3), вылившейся из пипетки.

  1. Рассчитайте коэффициент поверхностного натяжения:σ = F  , где F = m . g; l = π .d    

                                                                                                                    l

                    σ = m . g  , где m = ρ .V              σ = ρ .V. g      

                           π .d                     n                        π .d . n                

ρ = 1,0 г/см3 – плотность  воды; g = 9,8 м/с2 – ускорение свободного падения; π = 3,14;

d = 2 мм – диаметр шейки капли, равный внутреннему сечению носика пипетки.

  1. Результаты занесите в таблицу:

Объём воды V, см3

Количество капель n

Диаметр шейки капли d, мм

Коэффициент поверхностного натяжения σ, Н/м

 

 

 

 

         

                                         

  1. Сравните полученное значение коэффициента поверхностного натяжения со справочным значением: σспр. = 0, 073 Н/м.

  1. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 7.

«Устранение жёсткости воды».

Цель: ознакомиться со способами устранения постоянной жёсткости воды. Сделать вывод о наиболее эффективном способе устранения жёсткости воды.

Оборудование: два стакана с водой, стакан с карбонатом натрия, стакан с жидким мылом, ложечка.

Ход работы.

  1. Добавьте в стакан с водой с помощью ложечки небольшое количество карбоната натрия и встряхните стакан. Опишите наблюдаемое явление.

  1. Продолжайте понемногу добавлять карбонат натрия. Объясните результат опыта. Результаты опыта запишите в таблицу.

  1. Добавьте в другой стакан с водой с помощью ложечки небольшое количество жидкого мыла. Встряхните стакан. Опишите наблюдаемое явление.

  1. Продолжайте добавлять жидкое мыло небольшими порциями и встряхивать стакан до появления устойчивой пены. Объясните результат опыта. Результаты опыта запишите в таблицу:

№ опыта

Наблюдаемые явления

Химические реакции

1.

2.

  1. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 8.

«Определение содержания крахмала в продуктах питания».

Цель: определить содержание крахмала в различных продуктах питания. Сделать вывод о наличии крахмала в пищевых продуктах.

Оборудование: флакон со спиртовым 5 % раствором йода, пипетка, пищевые продукты.

Ход работы.

  1. Аккуратно откройте крышку флакона, наберите в пипетку небольшое количество йодного раствора.
  2. Нанесите на кусочек пищевого продукта (хлеб, картофель, сыр и т.д.) капельку раствора йода.
  3. Наблюдайте как меняется цвет продукта под действием йода.
  4. По изменению цвета продукта определите наличие в нём крахмала.
  5. Результаты наблюдения занесите в таблицу:

№ опыта

Название пищевого продукта

Цвет продукта под действием раствора йода

Наличие крахмала в продукте питания

  1. Сделайте вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы к рабочей программе по физике для специальности "Сварочное производство"

В материале представлен комплект практических работ к рабочей программе учебной дисциплины "Физика" для специальности "Сварочное производство" , изучаемой заочно...

Методическое пособие по выполнению лабораторной работы № 6 "Изучение работы программы по организации разделов жесткого диска - FDISK. Изучение работы программы логического форматирования жесткого диска - FORMAT" для МДК.02.02

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...

Методическое пособие по выполнению лабораторной работы № 6 "Изучение работы программы по организации разделов жесткого диска - FDISK. Изучение работы программы логического форматирования жесткого диска - FORMAT" для МДК.02.02

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...

"МУ по выполнению выпускной квалификационной работы"; "МУ по планированию и организации ЛПР по курсу "Кулинария"";"МУ по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся"; Рабочие программы учебной и производственной практик "Повар, кондитер"

Учебно-методические материалы по профессии "Повар, кондитер":- Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы;- Методические указания по планированию и организации самостоятельн...

Рабочая программа учебной дисциплины Проведение лабораторных гематологических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика

Рабочая программа учебной дисциплины Проведение лабораторных гематологических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика...

Методические указания по выполнению лабораторных работ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.07 Портной на базе среднего общего образования по МДК.03.01. Технология ремонта и обновления швейных изделий

Настоящие методические указания предназначены для изучения МДК.03.01. «Технология ремонта и обновления швейных изделий» и составлены в соответствии с требованиями Федерального государствен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ профессионального модуля ПМ.04 Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика

Рабочие программы разработаны автором на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности "Лабораторная диагности...