РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Материаловедение» (2 курс СПО)
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО):
151034 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_materialoved_2011.doc | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Материаловедение»
(2 курс СПО)
2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО):
151034 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании
Организация-разработчик: ОГОУ СПО «Орловский технологический техникум»
Разработчики:
Иванова Татьяна Валерьевна – преподаватель спец. дисциплин
Рассмотрено и утверждено на заседании ПЦК
«____»____________20____г
Протокол №_______ от ______________________
Председатель _________________ Н. Н. Волкова
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Материаловедение» | 4 |
1.1. Область применения примерной программы | 4 |
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы | 4 |
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины | 4 |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины | 4 |
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы | 5 |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение» | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению | 11 |
3.2. Информационное обеспечение обучения | 11 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение
1.1. Область применения примерной программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 151034 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в обще профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
- определять виды конструкционных материалов;
- выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
- проводить исследования и испытания материалов;
- рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья;.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов;
- основы термообработки металлов и сплавов;
- способы защиты металлов от коррозии;
- классификацию и способы получения композиционных материалов;
- принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;
- строение и свойства металлов, методы их исследования;
- классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения;
- методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
практические работы | 12 |
контрольные работы | 3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 39 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Организация ремонта оборудования»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Строение и свойства металлов | 22 | ||
Тема 1.1. Общая характеристика металлов и сплавов | Классификация материалов, металлов и сплавов, их области применения | 2 | 1 |
Тема 1.2. Кристаллическое строение металлов | Основные типы кристаллических решеток | 1 | 1 |
Тема 1.3. Дефекты строения кристаллических тел. | Общие сведения. Точечные дефекты. Линейные дефекты. Поверхностные дефекты. | 1 | 1 |
Тема 1.4. Процесс кристаллизации. | Общая характеристика процесса. Строение слитка. | 1 | 1 |
Тема 1.5. Свойства металлов и сплавов | Свойства материалов: физические, химические, технологические и механические. Упругая и пластическая деформация. Хрупкое и вязкое разрушение. Наклеп и рекристаллизация. Технологические свойства металлов и сплавов. | 6 | 2 |
Тема 1.6. Методы исследований и испытаний материалов. | Исследование микроструктуры. | 10 | 1 |
Испытания механических свойств. Статические испытания. Динамические испытания. Испытания долговечности. Особенности испытаний механических свойств при низких температурах. Статические испытания на растяжение. Специальные методы испытаний. | 2 | ||
Неразрушающие методы контроля. | 1 | ||
Контрольная работа по разделу «Строение и свойства металлов» | 1 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу I; составление кроссвордов на закрепление терминологии. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Чем характеризуется кристаллическое строение металлов? Типы кристаллических решеток. Какое влияние на свойства металлов и сплавов оказывают дефекты кристаллического строения? Какое влияние оказывает рабочая среда на свойства материала? Какие механические свойства характеризуют прочность и пластичность материалов при растяжении? Как определяют характеристики прочности материала? | 11 | ||
Раздел II. Фазы и структура металлических сплавов. | 7 | ||
Тема 2.1. Характеристика основных фаз в сплавах. | Основные понятия. Механические смеси. Химические соединения. Твердые растворы. | 1 | 1 |
Тема 2.2. Структура сплавов. | Однофазные и многофазные материалы. | 5 | 1 |
Формы фазовых составляющих структуры стали. | 1 | ||
Диффузия и структура сплавов. | 1 | ||
Диаграмма состояния сплавов железа с углеродом. | 2 | ||
Тема 2.3. Термическая и химико-термическая обработка стали. | Основные виды термической обработки. Отжиг. Нормализация. Закалка. Отпуск. | 7 | 2 |
Химико-термическая обработка. Цементация стали. Азотирование стали. Хромирование стали. | 2 | ||
Контрольная работа по разделу II «Фазы и структура металлических сплавов. | 1 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу II, составление кроссвордов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Каковы способы упрочнения металлов и сплавов? Как компоненты могут взаимодействовать в сплаве? Как связаны между собой механические свойства и тип диаграммы состояния сплава? Как взаимодействуют между собой компоненты, образующие механическую смесь? | 4 | ||
Раздел III. Промышленные стали и сплавы. | 23 | ||
Тема 3.1. Легированные стали. | Влияние легирующих элементов на превращения и свойства стали. Карбиды в легированных сталях. | 3 | 2 |
Классификация легированных сталей. | 1 | ||
Маркировка сталей. | 2 | ||
Тема 3.2. Конструкционные стали. | Характеристика конструкционных сталей. | 10 | 1 |
Низколегированные строительные стали. Состав. Свойства. Маркировка. Область применения. | 2 | ||
Цементуемые и улучшаемые стали. Состав. Свойства. Область применения. | 2 | ||
Высокопрочные стали. Состав. Свойства. Область применения. | 2 | ||
Рессорно-пружинные стали. Химический состав. Свойства. Область применения. | 2 | ||
Подшипниковые стали. Свойства. Химический состав высокоуглеродистых, коррозионно-стойких и теплостойких подшипниковых сталей. Область применения. | 2 | ||
Износостойкие стали. Классификация и виды изнашивания. Высокомарганцовистые аустенитные стали. Судостроительные стали. Химический состав. Свойства. Область применения. | 2 | ||
Тема 3.3. Инструментальные стали и сплавы. | Стали и сплавы для режущего инструмента. Основные требования, предъявляемые к сталям. Углеродистые стали. Легорированные стали. Быстрорежущие стали. Металлокерамические твердые сплавы. | 8 | 2 |
Стали для измерительного инструмента. Штамповые стали. Химический состав. Область применения. | 1 | ||
Семинар: «Цветные металла и их сплавы, применяемые в пищевой промышленности» Тематика рассматриваемых вопросов Магний и его сплавы. Алюминий и его сплавы. Титан и его сплавы. Медь и ее сплавы. Бериллий и его сплавы. Антифрикционные сплавы, припои. Свойства и применение сплавов цветных металлов при низких температурах. | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу III; подготовка сообщений к семинару. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы С какой целью проводят легирование сталей? Какие элементы чаще всего используют для легирования сталей? Как маркируют легированные стали? В чем разница маркировки конструкционных и легированных сталей? Какие требования предъявляют к инструментальным сталям? Магний и его сплавы. Алюминий и его сплавы. Титан и его сплавы. Медь и ее сплавы. Бериллий и его сплавы. Антифрикционные сплавы, припои. Свойства и применение сплавов цветных металлов при низких температурах. | 12 | ||
Раздел IV. Коррозия и методы борьбы с ней. | 5 | ||
Тема 4.1. Коррозия и коррозионно-стойкие материалы. | Виды коррозии и их характеристика. Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Примеры коррозионных пар. | 5 | 1 |
Методы защиты от коррозии. Нанесение защитных покрытий и пленок. Изменение электрохимического потенциала защищаемого материала по отношению к среде на границе фаз. Модификация коррозионной среды. | 1 | ||
Семинар: «Коррозионно-стойкие стали и сплавы». Тематика рассматриваемых вопросов Коррозионно-стойкие стали. Коррозионно-стойкие сплавы цветных металлов. Жаростойкие стали. Критерии жаропрочности. Суперсплавы. Хладостойкие стали. Хладостойкость сталей климатического холода. Стали криогенной техники. | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу IV; подготовка сообщений к семинару. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Как оценивают коррозионную стойкость материалов? Какие стали относят к коррозионно-стойким? Основные способы борьбы с коррозией. Какие элементы способствуют повышению жаростойкости сталей? Какую структуру имеют аморфные сплавы? | 3 | ||
Раздел V. Композиционные материалы. | 6 | ||
Тема 5.1. Общая характеристика и классификация композиционных материалов. | Требования, предъявляемые к композитам. Классификация и свойства композитов. | 1 | |
Тема 5.2. Волокнистые композиты. | Классификация. Требования к композитам. Матрица. Армирующие волокна. | 3 | 1 |
Материалы армирующих компонентов и матриц. Стеклянные волокна. Органические волокна. Углеродистые волокна. Борные волокна. Волокна из карбида кремния. Металлические волокна и проволоки. Коротковолокнистая арматура. Материалы для изготовления матриц. | 2 | ||
Тема 5.3. Технология изготовления волокнистых композитов. | Методы прессования и намотки. Создание композитов с углеродной матрицей. | 1 | 2 |
Тема 5.4. Область применения композитов. | Достоинства, недостатки, область применения композитов. | 1 | 1 |
Контрольная работа по разделу V «Композиционные материалы» | 1 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу V; составление кроссвордов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Какими свойствами обладают компоненты композиционных материалов? Какое строение могут иметь композиционные материалы? Какими способами можно получить композиционные материалы? В каких областях промышленности могут применяться композиционные матреилы? | 3 | ||
Раздел VI. Обработка резанием | 12 | ||
Тема 6.1. Общие сведения о видах обработки резанием. | Виды обработки резанием. Фрезерование. Сверление. Строгание. Шлифование. Схемы обработки металлов резанием. | 1 | 1 |
Тема 6.2. Токарная и фрезерная обработка. | Токарная обработка. Схема токарного резца. Виды стружки. Фрезерная обработка. Типы фрез. | 1 | 1 |
Тема 6.3. Сверлильная и строгальная обработка. | Сверлильная обработка. Сверление. Зенкерование. Развертывание. Строгальная обработка. Схемы обработки на поперечно-строгальном, продольно-строгальном и долбежном станках. | 1 | 2 |
Тема 6.4. Шлифование. | Круглое шлифование. Плоское шлифование. Хонингование. Суперфиниширование. Полирование. | 1 | 2 |
Практические работы | 8 | ||
Определение сил, действующих при точении, и мощности. | |||
Расчет режима резания при точении аналитическим способом. | |||
Расчет режима резания при нарезании зубьев зубчатых колес. | |||
Расчет режима резания при шлифовании аналитическим способом. | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу V; составление кроссвордов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Почему при обработке резанием необходимо производить охлаждение и смазывание заготовки и инструмента? Какие виды работ можно производить на токарных станках? На каких станках можно получать и обрабатывать отверстия? Какие виды работ можно производить на фрезерных станках? С какой целью производят шлифование? | 6 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедения» и токарной и слесарной мастерских.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов.
Оборудование мастерской:
по количеству обучающихся:
- комплект рабочих инструментов;
- измерительный и разметочный инструмент;
- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;
на мастерскую:
- сверлильный станок;
- электроточила;
- рычажные и стуловые ножницы;
- вытяжная и приточная вентиляция.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
- Заплатин В. Н. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка). – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
- Козлов Ю. С. Материаловедение. – М.: «Высшая школа», 1983.
- Лахтин Ю. М. Металловедение и термическая обработка металлов. – М.: Машинстроение, 1990.
- Солнцев Ю. П. Материаловедение. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Хокинг М. Металлические и керамические покрытия: получение, свойства, применение. – М.: Мир, 2000.
- Электротехнические и конструкционные материалы/под ред. В. Н. Бородулина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 280 с.
Дополнительные источники:
- Горынин И. В. Титан в машиностроении. – М.: Машиностроение, 1990.
- Папиров П. И. Бериллий – конструкционный материал. – М.: Машиностроение, 1997.
- Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ «Академия», 2005.
- Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.
- Электронные ресурс «Материаловедение». Форма доступа - http://www.prosibir.ru/
- Электронные ресурс «Материаловедение». Форма доступа - http://www.naukaspb.ru/spravochniki/Demo%20Metall/2_11.htm
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, семинар |
определять виды конструкционных материалов | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации | практические занятия |
проводить исследования и испытания материалов | лабораторно-практическая работа |
рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья | практические работы |
Знания: | |
закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов основы их термообработки | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
основы термообработки металлов и сплавов | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
способы защиты металлов от коррозии | семинар, внеаудиторная самостоятельная работа |
классификация и способы получения композиционных материалов | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве | семинар, внеаудиторная самостоятельная работа |
строение и свойства металлов, методы их исследования | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
классификация материалов, металлов и сплавов, их области применения | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
методика расчета и назначения режимов резания для различных видов работ | практические работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по дисциплине «Материаловедение» для студентов 2 курса специальности 100116 «Парикмахерское искусство»
Тесты можно использовать для текущего контроля знаний...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД01. Введение в профессиональную деятельность (Обще профессиональная подготовка) профессия: 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
Учебная дисциплина Введение в профессию введена основной профессиональной образовательной программы по профессии НПО (СПО), 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-ко...
Рабочая программа дисциплины "Материаловедение" для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт а...
Рабочая программа дисциплины "Материаловедение"
Рабочая программа дисциплины "Материаловедение"...
Курс лекций по дисциплине Материаловедение (раздел 2) для обучающихся по специальности 23.02.07«Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
Курс лекций по дисциплине Материаловедние (Раздел 2 (основы материаловедения) для обучающихся по специальности 23.02.07«Техническое обслуживание и ремонт двиг...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 «ОБОРУДОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 «ОБОРУДОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ&r...