РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Метрология, стандартизация и сертификация» (2 курс СПО)
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО):
151034 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metrologiya_2_kurs_2013.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Метрология, стандартизация и сертификация»
(2 курс СПО)
2012 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО):
151034 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании
Организация-разработчик: БОУ СПО «Орловский технологический техникум»
Разработчики:
Иванова Татьяна Валерьевна – преподаватель спец. дисциплин
Рассмотрено и утверждено на заседании ПЦК
«____»____________20____г
Протокол №_____ от __________________
Председатель _______________ Т. В. Иванова
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Метрология, стандартизация и сертификация» | 4 |
1.1. Область применения рабочей программы | 4 |
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы | 4 |
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины | 4 |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы | 5 |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению | 12 |
3.2. Информационное обеспечение обучения | 12 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и сертификация
1.1. Область применения рабочей программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 151034 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
применять документацию систем качества;
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
документацию систем качества;
единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
основы повышения качества продукции.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 83 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 55 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 83 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 55 |
в том числе: | |
Лабораторно-практические работы | 6 |
практические работы | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 28 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация »
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Стандартизация. | 22 | ||
Тема 1.1. Основные понятия и определения в области стандартизации и управления качеством. | Стандартизация. Цель и требования стандартизации. Результаты стандартизации. Объект стандартизации. Область стандартизации. Нормативные документы в области стандартизации: рекомендательные (стандарт, предварительный стандарт, документ технических условий, свод правил) и обязательные (регламент). | 2 | 2 |
Тема 1.2. Основные методы стандартизации. | Типизация. Унификация. Агрегатирование. Классификация. Кодирование. Систематизация. | 2 | 2 |
Тема 1.3. Виды стандартов ИСО/МЭК. | Основополагающий стандарт. Стандарт на методы испытаний. Стандарт на продукцию. Стандарт на процесс, стандарт на услугу. Стандарт на совместимость. Положения. Методические положения. Описательное положение. Стандарт с открытыми значениями. Структура ИСО. | 1 | 2 |
Тема 1.4. Виды стандартов РФ. | Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р). Стандарты отраслей. Стандарты предприятий. Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р). Технические условия (ТУ). | 1 | 2 |
Тема 1.5. Уровни стандартизации. | Международная стандартизация. Региональная стандартизация. Национальная стандартизация. Внутрифирменная стандартизация. Государственная стандартизация. Отраслевая стандартизация. | 1 | 2 |
Тема 1.6. Государственная система стандартизации. | Основные положения государственной системы стандартизации ГСС. Органы и службы по стандартизации России. Технические комитеты по стандартизации. Основные функции технических комитетов. | 2 | 2 |
Тема 1.7. Знак соответствия государственным стандартам. | Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам. Процедура получения права маркирования продукции знаком соответствия государственным стандартам. | 2 | 2 |
Тема 1.8. Международная организация по стандартизации (ИСО). | Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная электротехническая комиссия (МЕК). Международные организации, участвующие в работе ИСО. | 2 | 2 |
Тема 1.9. Порядок разработки стандарта. | Организация разработки стандарта. Разработки проекта стандарта (1-ая редакция). Разработка окончательной редакции проекта и представление проекта для принятия. Принятие проекта и государственная регистрация стандарта. Издания стандарта. Обновление и пересмотр стандарта. | 1 | 2 |
Тема 1.10. Системы стандартов обеспечения качества продукции. | Области применения, состав, обозначение и содержание систем стандартов: ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП, ГСИ. | 1 | 2 |
Тема 1.11. Технические регламенты. | Цели принятия технических регламентов. Содержание и применение технических регламентов. Порядок разработки, принятие, изменение и отмена технического регламента. Особый порядок разработки и принятия технических регламентов. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов. | 1 | 2 |
Практические работы. | 6 | ||
Ознакомление с Федеральным законом Российской Федерации «О техническом регулировании». | 2 | ||
Работа со стандартами Государственной системы стандартизации. | 2 | ||
Методы стандартизации. | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу I; выполнение индивидуальных графических работ. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Особый порядок разработки и принятия технических регламентов. Категории стандартов. Задачи международного сотрудничества в области стандартизации. Международная организация по стандартизации (ИСО). Порядок разработки стандартов. Информационное обеспечение в области стандартизации в РФ. Общероссийские классификаторы. Научные основы разработки стандартов. Цели и задачи стандартизации. Роль стандартизации в организации производства, в обеспечении качества продукции и конкурентоспособности на мировом рынке. Законодательные и нормативные основы стандартизации. Основные положения системы стандартизации ГСС. ГСС и перспективы вступления России в ВТО. Виды стандартов. Системы и комплексы государственных стандартов. Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандартов. Стандарты предприятий. Нормативные документы в области стандартизации. | 11 | ||
Раздел 2. Метрология. | 18 | ||
Тема 2.1. Общие сведения о метрологии | Триада приоритетных составляющих метрологии. Задачи метрологии. Нормативно-правовая основа метрологического обеспечения точности. Международная система единиц. Единство измерений и единообразие средств измерений. Метрологическая служба. Основные термины и определения. Международные организации по метрологии. | 2 | |
Тема 2.2. Качество измерений и способы его достижения. | Физические величины. Классификация физических величин. Понятие о единице физической величины и измерении. Международная система единиц (система СИ). Эталоны единиц системы СИ. Передача размера единиц от эталона к рабочим эталонам и рабочим средствам измерения. Поверочные схемы. Стандартные образцы. | 2 | |
Тема 2.3. Средства, методы и погрешность измерения | Измерения. Виды измерений. Прямые, косвенные и совокупные измерения. Равноточные и неравноточные измерения. Однократные и многократные измерения. Погрешности измерений. Причины возникновения погрешностей. Случайные, систематические погрешности. Методы исключения систематических погрешностей. Грубые погрешности и способы их исключения. | 2 | |
Тема 2.4. Метрологическое обеспечение. | Понятие метрологического обеспечения. Метрологическая служба Российской Федерации. Организационные, научные и методические основы метрологического обеспечения. Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений. Государственные испытания средств измерений. Государственная система приборов. Международные метрологические организации. | 4 | |
Практические и лабораторно-практические работы | 8 | ||
Перевод национальных неметрических единиц измерения в единицы международной системы (СИ). | 2 | ||
Анализ средств измерений линейных размеров. | 2 | ||
Прямые измерения с многократными наблюдениями. | 2 | ||
Поверка штангенциркуля. | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу I; выполнение индивидуальных графических работ. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Государственная система обеспечения единства измерений. Обеспечение единства и достоверности измерений на примере типовых для отрасли физических величин. Погрешности измерений. Классификация. Методы оценки. Методы измерений. Особенности областей применения. Выбор методов и средств измерений. Общая методика. Метрологические характеристики средств измерений. Правовые основы обеспечения единства измерений. Функции метрологической службы предприятия. Поверка и калибровка средств измерений. Поверочные схемы. Локальные поверочные схемы. Контроль. Ошибки 1-го и 2-го рода при оценке качества контроля Методики выполнения измерений. Содержание, порядок аттестации. Методические, инструментальные и субъективные погрешности измерений. Случайные составляющие погрешности измерения, их оценка. Систематические составляющие погрешности измерения и способы их определения. Грубые погрешности и методика их оценки. | 9 | ||
Раздел 3. Сертификация. | 15 | ||
Тема 3.1. Основные цели и объекты сертификации. | Цели, задачи, принципы сертификации. Объекты и средства сертификации. Основные термины и определения. | 2 | |
Тема 3.2. Качество продукции и защита прав потребителей. | Критерии качества продукции. Правовое обеспечение управления качеством продукции. Регулирование качества продукции с учетом требований потребителей. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей". | 2 | |
Тема 3.3. Области применения сертификации. | Обязательная и добровольная сертификация. Виды продукции и услуг, подлежащие обязательной сертификации. Объекты добровольной сертификации. Нормативные документы, применяемые и устанавливающие правила добровольной и обязательной сертификации. | 3 | |
Тема 3.4. Правила и порядок проведения сертификации. | Правила построения системы сертификации. Схемы сертификации продукции. Основные этапы сертификации продукции. Основные правила проведения сертификации. Вид и содержание сертификата соответствия на продукцию. Применение знака соответствия. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией. | 2 | |
Тема 3.5.Аккредитация и взаимное признание сертификации. | Цели и задачи аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации. Структура систем аккредитации в России, Европе и их гармонизация. Деятельность органов по аккредитации. | 2 | |
Тема 3.6. Сертификация услуг. | Основные этапы сертификации услуг. Требования к содержанию сертификата соответствия на услуги. | ||
Практическая работа | 2 | ||
Ознакомление с правилами заполнения бланков сертификата. | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу I; выполнение индивидуальных графических работ. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Цели и задачи сертификации. Основные понятия и определения. Современные тенденции развития сертификации. Нормативно-правовое обеспечение работ в области сертификации. Обязательная и добровольная сертификация в РФ. Системы сертификации ГОСТ Р. Схемы сертификации в РФ. Декларация о соответствии. Модули оценки соответствия в странах ЕС. Правила и порядок проведения сертификации услуг. Вид и содержание сертификата соответствия на продукцию. Применение знака соответствия. Требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации. Цели и задачи аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации. Структура систем аккредитации в России и Европе и их гармонизация. Деятельность органов по аккредитации. Основные этапы сертификации услуг. Требования к содержанию сертификата соответствия на услуги. Основные этапы сертификации систем качества. | 8 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории «Метрологии, стандартизации и подтверждения качества»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- Линейка классная (L-60см);
- Штангенинструмент;
- Учебники
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Грибанов Д.Д. Основы сертификации. – М.: Изд-во МГТУ «МАМИ», 2009. – 195с.
- Исаев Л.К., Маклиский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. – М: ИПК Изд-во стандартов, 2011.
- Зайцев С.А. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении. – М.: Издательский центр « Академия», 2007. – 240 с.
- Кудряшов Л. С. Стандартизация, метрология, сертификация в пищевой промышленности. – М.: ДеЛи принт, 2010. – 303 с.
- Метрология, стандартизация и сертификация/[А. И. Аристов, Л. И. Карпов, В. М. Приходько, Т. М. Раковщик]. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 384 с.
- Метрология, стандартизация и сертификация в машинностроении: /[С.А. Зайцев, А.Н. Толстов, Д.Д. Грибанов, А.Д. Куранов]. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288с.
- Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация. М.: Высшая школа, 2012.
- Никифоров А.Д. Взаимозаменяемость, стандартизация и технически измерения. – М.: Высшая школа, 2010.
- Стандартизация и сертификация в сфере услуг: /[А. В. Раков, В. И. Королькова, Г. Н. Воробьева и др.]. – М.: Мастерство, 2012. – 208 с.
Дополнительные источники:
- Крылова Г.Д. Основы сертификации, стандартизации, метрологии. Учебник для Вузов. - М.: ЮНИТИ -ДАНА. 2000. - 711 с.
- Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации: Учебник для вузов.: 2-е изд.: испр. и доп. - М.: Юрайт. 2001,- 268 с.
- Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов / В.А.Шандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков и др.; под ред. проф. В.А. Шандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2000. - 487 с.
- Попов Ю.В. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебное пособие для студентов вузов / Воронеж. Гос. технол. акад. - Воронеж, 1999. - 168 с.
- Сергеев А.Г., Крохин В.Р. Метрология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Логос,. 2000. - 408 с.
- Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация; Учебное пособие для студентов вузов. Изд. 2-е перераб. и доп.- М.: Логос, 2001. - 264 с.
- Электронный ресурс: http://www.stroyinf.ru/certification.html.
- Электронный ресурс: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/metr/index.php.
- Электронный ресурс: http://www.xumuk.ru/ssm/.
- Электронный ресурс: http://fictionbook.ru/author/v_s_alekseev/metrologiya_standartizaciya_i_sertifikac/read_online.html?page=1.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов | Аудиторные занятия Анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности) |
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой | Аудиторные занятия Анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности) Внеаудиторная, самостоятельная работа |
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества; - | Аудиторные занятия Анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности) |
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ. | Аудиторные занятия Анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности) |
Знания: | |
основные понятия метрологии | Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа Оформление понятийного словаря Зачет в форме тестирования |
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность | Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа Составление схем и таблиц, выполнение рефератов Зачет в форме тестирования |
формы подтверждения качества | Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа Оформление понятийного словаря Зачет в форме тестирования |
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ | Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа Зачет в форме тестирования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО), в...
Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине "Метрология и стандартизация"
Методические указания к выполнению практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения дисциплины «Метрология и стандартизация»Приведены рекомендации по выполнению практич...
Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Метрология и стандартизация"
Контрольно-оеночные средства по дисциплине "Метрология и стандартизация" в СПО...
Рабочая программа по дисциплине «Стандартизация и сертификация»
Специальность: 031601 «Реклама»(базовый образовательный уровень)...
Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология и стандартизация"
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образов...
Рабочая программа дисциплины «Метрология и стандартизация»
Рабочая программа дисциплины «Метрология и стандартизация» разработана на основе Федерального образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 19.02.10 Технология про...
Рабочая программа дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация
Рабочая программа по учебной дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация" для специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) направление подготовки: Техническое обс...