ОП 06.Основы древесиноведения и лесного товароведения
рабочая программа
Рабочая программа ОП 06.Основы древесиноведения и лесного товароведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
up_drevesinovedeniya_60ch._vosstanovlen.docx | 304.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО).
_35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»
код наименование специальности (профессии)
Организация-разработчик: ГБПОУ РТ «ТАПТ»
Разработчики:
Ондар Оксана Андреевна - преподаватель спецдисциплин______________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 13 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 14 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06. ОСНОВЫ ДРЕВЕСИНОВЕДЕНИЯ И ЛЕСНОГО ТОВАРОВЕДЕНИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО, 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Основы древесиноведения и лесного товароведения и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.4. Проектировать и контролировать работы по уходу
ПК 3.1. Проектировать и осуществлять отвод лесных участков для проведения мероприятий по использованию лесов.
ПК 3.2. Планировать и контролировать работы по использованию лесов с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов и руководить ими.
1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
Уметь:
- Распознавать основные хвойные и лиственные породы по древесине
- Определять пороки древесины
- Использовать действующие стандарты при определении сортности лесоматериалов, маркировке, обмере и учете;
Знать:
- Строение древесины и коры
- Свойства и пороки древесины
- Квалификацию, стандартизацию и декларирование древесных материалов и лесной продукции
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 75 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 60час, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 15час;
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения программы профессиональной дисциплины является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Основы древесиноведения и лесного товароведения, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.4 | Проектировать и контролировать работы по уходу |
ПК 3.1. | Проектировать и осуществлять отвод лесных участков для проведения мероприятий по использованию лесов. |
ПК 3.2. | Планировать и контролировать работы по использованию лесов с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов и руководить ими. |
ПК 4.1 | Проводить таксацию срубленных, отдельно растущих деревьев и лесных насаждений. |
ПК 4.2. | Осуществлять таксацию древесной и не древесной продукции леса. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля «Проведение мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за лесом»
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная,часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ОП 06. Основы древесиноведения и лесного товароведения | 75 | 60 | 28 | 15 | - | - | |
Всего: | 60 | 15 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Основы древесиноведения | 60 | |||
Введение | Цели и задачи дисциплины | 2 | ||
Тема 1.1. Строение дерева и древесины | Содержание | 4 | 2 | |
1. | Строение дерева и древесины. | |||
2. | Макроскопическое и микроскопическое строение древесины хвойных и лиственных пород | |||
Практические занятия | 4 | 2 | ||
1. | Определение древесных пород по макроскопическим признакам. | |||
2. | Определение древесных пород по микроскопическим признакам | |||
Тема 1.2. Свойства древесины | Содержание | 6 | 2 | |
1. | Химические свойства древесины | |||
2. | Физические свойства древесины | |||
3. | Механические свойства древесины | |||
Практические занятия | 4 | 2 | ||
1. | Определение влажности древесины прямыми и косвенными методами. | |||
2. | Определение показателей макроструктуры, плотности и влажности древесины | |||
Тема 1.3. Пороки древесины | Содержание | 8 | 2 | |
1. | Сучки и трещины. Пороки формы ствола. | |||
2. | Пороки строения древесины. | |||
3 | Грибные повреждения. | |||
4. | Повреждения насекомыми. | |||
Практические занятия | 2 | 2 | ||
1. | Измерение пороков, повреждений и определение степени поражения ими древесины. | |||
Тема 1.4 Влияние различных факторов на физико-механические свойства древесины Раздел 2. Лесное товароведение | Содержание | 2 | 2 | |
1. | Влияние строения древесины на ее физико-механические свойства. Коэффициенты качества древесины. Влияние лесоводственных факторов на свойства древесины. | |||
Практические занятия | 2 | |||
1. | Анализ влияния влажности на физико-механические свойства древесины | |||
Тема 2.1. Лесное товароведение | Содержание | 4 | 2 | |
1. | Классификация и стандартизация лесных товаров | |||
2. | Пилопродукция | |||
Практические занятия | 6 | 2 | ||
Определение сортности круглых лесоматериалов хвойных и лиственных пород. Маркировка, обмер и учёт круглых лесоматериалов. | ||||
Определение стандартных размеров, объёма, качества пиломатериалов, приёмка пиломатериалов и заготовок, их маркировка | ||||
Определение стандартных размеров и качества, обмер, учёт и маркировка композиционных материалов. | ||||
Тема 2.2. Круглые лесоматериалы | Содержание | 2 | 2 | |
1. | Классификация лесных товаров по способу получения, степени обработки, принципам технологии, по отраслям промышленности и производства. Общие сведения о стандартизации. | |||
Практические занятия | 2 | |||
1. | Решение задач на определение размеров, объема и установления качества круглых лесоматериалов | |||
Тема 2.3. Пиленые лесоматериалы | Содержание | 2 | 2 | |
1. | Классификация пиломатериалов по породам, форме поперечного сечения, размерам, характеру и степени обработки, способу распиловки, положению в бревне, качеству, назначению | |||
Практические занятия | 2 | |||
1. | Определение стандартных размеров, объема и сорта пиломатериалов | |||
Тема 2.4. Строганые и лущеные материалы | Содержание | 2 | 2 | |
1. | Шпон строганый. Шпон лущеный. Требования ГОСТ к размерам, качеству, влажности, маркировке, упаковке, транспортированию и хранению. Правила приемки, обмера, учета согласно ГОСТ | |||
Практические занятия | 2 | |||
1. | Решение задач на определение номинальных размеров и сорта лущеного и строганого шпона | |||
Тема 2.5. Композиционные древесные материалы | Содержание | 2 | 2 | |
1. | Фанера общего назначения, ее получение, свойства, виды, применение. Специальные виды фанеры. Требования действующих ГОСТов. | |||
Тема 2.6. Материалы из отходов древесины, коры, хвои и корней | Содержание | 2 | 2 | |
1. | Использование отходов глубокой переработки древесины и биомассы для изготовления композиционных экологически чистых материалов. | |||
Тема 2.7. Материалы для изготовления мягкой мебели | Содержание | 2 | 2 | |
1. | Характеристики природных настилочных и набивочных материалов для производства мягкой мебели. | |||
Тема 2.8. Клеевые материалы | Содержание | 2 | 2 | |
1. | Общие сведения о клеях. Значение клеев в деревообрабатывающем производстве. Классификация клеев, применяемых для склеивания древесины и недревесных материалов. Клеи природного происхождения. | |||
Практические занятия | 2 | 2 | ||
1. | Ознакомление с внешним видом и физическими показателями клеевых материалов, синтетических смол для приготовления клеев. | |||
Самостоятельная работа | 15 | |||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Тематика рефератов и контрольных работ:
Практическая работа:
| ||||
Всего | 75 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов лесного хозяйства, технологии и механизации лесохозяйственных работ; лабораторий механизации лесохозяйственных работ, информационных технологий, учебно-тренировочного полигона, учебной лесосеки, учебной пилорамы.
Оборудование учебного кабинета лесного хозяйства:
- Натуральные образцы древесины различных древесных пород,
- пороков древесины,
- образцы древесных материалов,
- композиционных материалов древесного происхождения,
- клеевых материалов, отделочных и полимерных материалов,
- образцы целлюлозы, материалов и изделий,
- получаемых путем химической переработки древесины,
- определители пород древесины,
- справочники по древесине
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
Оборудование лаборатории механизации лесохозяйственных работ и рабочих мест лаборатории:
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект оборудования для отвода лесосек, для посева и посадки леса; для лесозаготовок (по количеству учащихся);
- макеты, модели, части агрегатов для изучения устройства машин для выполнения лесохозяйственных работ.
Оборудование лаборатории по информационным технологиям:
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- автоматизированное рабочие места обучающихся (по количеству обучающихся);
- сетевое периферийное оборудование;
- периферийное оборудование для ввода и вывода информации;
- мультимедийное оборудование.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрировано.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Антрохин В.Г. Лесоводство и дендрология. - М.:Академия, 2002.
- Лесная энтомология: учебное пособие / Е.Г. Мозолевская и др.- М.: Академия, 2010.
- Уголев Б.Н. Древесиноведение и лесное товароведение. - М.Академия, 2010.
- Лесоэксплуатация: учебное пособие/ Патякин В.В. и др.- М. Академия, 2007.
- Технология и механизация лесохозяйственных работ: учебник / под ред. Шаталова В.Г.- М.Академия, 2009.
- Воронцов А.И. Охрана и защита леса/ А.И.Воронцов, И.Г. Семенкова, Э.С. Соколова. - М.: Академия, 2004.
- Лесозаготовительные и трелёвочные машины: учебник / под ред. В.М. Котикова.- М.: Академия, 2004.
Дополнительные источники:
- Загреев В.В, Гусен Н.Н. Лесная таксация лесоустройство. - М.: Агропромиздат, 1991.
- Аношин Р.М. Практикум по дендрологии и лесоводству. - М.: Лесная промышленность, 1976.
- Михайличенко А.Л., Садовничин Ф.П. Материаловедение.- М.: Академия, 2004.
- Щетинкин Е.А. Тушение лесных пожаров. - М.: Агропромиздат, 1994.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Занятия теоретического цикла носят практико-ориентированный характер и проводятся в учебном кабинете лесного хозяйства, организации и технологии лесохозяйственных работ и в лаборатории механизации лесохозяйственных работ. Практические занятия и учебная практика проводится на учебно-тренировочном полигоне рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального модуля. Учебную практику рекомендуется проводить при делении группы на подгруппы, что способствует индивидуализации и повышения качества обучения. Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которая проводится в организациях, направление деятельности которых соответствуют профилю модуля. При изучении модуля с обучающимися проводятся консультации, которые могут проводиться как со всей группой и, так и индивидуально. Необходимо организовать самостоятельную работу обучающихся в лаборатории по информационным технологиям с использованием мультимедийных пособий для самостоятельного обучения и контроля знаний.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего или средне технического профессионального образования, соответствующего профилю преподаваемого курса.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: мастера производственного обучения, имеющие высшее или средне техническое образование по профилю, имеющие на 1-2 разряда по профессии выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.
Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях и курсы повышения квалификации по профилю и информационно-коммуникационным технологиям одного раза в 3 года
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.4 Проектировать и контролировать работы по уходу | - Определение древесных пород по макроскопическим признакам. | Экспертная оценка выполнения практической работы. |
- Определение влажности древесины прямыми и косвенными методами. | ||
- Правильность применения инструментов, инвентаря и приспособлений. | Экспертная оценка выполнения практической работы. | |
- Измерение пороков, повреждений и определение степени поражения ими древесины. | Экспертная оценка выполнения практической работы | |
- Правильность определения объёмов растущего и спиленного дерева, диаметра, высоты | Экспертная оценка выполнения практической работы. | |
- Определение стандартных размеров и качества, обмер, учёт и маркировка композиционных материалов. | Экспертная оценка выполнения практической работы. | |
ПК | Правильность определения вредителей и болезней леса. | Наблюдение за действиями на практике. Тестирование. |
Обоснованность выбора методов борьбы с вредителями и болезнями леса | ||
Обоснованность выбора материалов и средств для борьбы с вредителями и болезнями леса. Рациональность организации рабочего места при борьбе с вредителями и болезнями леса. | Экспертная оценка выполнения практической работы. Характеристика с производственной практики | |
Соблюдение техники безопасности при ведении работ по борьбе с вредителями и болезнями леса. | Наблюдение за действиями на практике. Тестирование | |
Соблюдение требований охраны окружающей среды при ведении работ по борьбе с вредителями и болезнями леса. | ||
ПК 2.3. Выполнять лесохозяйственные технологические операции | Соблюдение агротехники обработки почвы, ухода за лесными культурами, сеянцами, саженцами. | Наблюдение за действиями на практике. Тестирование |
Заготовка, сортировка и хранение посадочного материала соответственно требования стандартов. | Наблюдение за действиями на практике. Тестирование | |
Расчистка лесных площадей под посев и посадку лесных культур соответствует требованиям. | Экспертная оценка выполнения практической работы. Характеристика с производственной практики | |
Правильная комплектация посевных агрегатов и подготовка их к работе. | Экспертная оценка выполнения практической работы. Характеристика с производственной практики |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
| Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
| Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
| Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
| Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
| Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
| Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | - самостоятельный выбор учетно-военной специальности родственной полученной профессии - применение профессиональных знаний в ходе прохождения воинской службы | - социологический опрос; - анкетирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа МДК 0201 “Оценка качества и основы экспертизы” Специальность 380502 “Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров” Общие требования к структуре и правила оформления Методические указания
Курсовая работа является основным видом аттестационных испытаний студентов, в котором они демонстрируют уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, поз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05. Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц
Рабочая программа ОП.05. Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство 2015г....
Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц
Презентация к аудиторным занятиям студентов заочного отделения по дисциплине Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц, раздел 1 Основы лесной энтомологии...
Тестовые задания для контроля знаний обучающихся по теме "Основы древесиноведения", "Материалы на основе древесины"
Данные тестовые задания предназначены для контроля знаний обущающихся, после изучения тем "Основы древесиноведения" и "Материалы на основе древесины"....
Комплект контрольно-оценочных средств ОП.01 Основы коммерческой деятельности специальность Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА ОП 01 Основы коммерческой деятельности СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребит...
Методическая разработка открытого урока по теме «Определение представителей хищных зверей по семействам» ОП 05 «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц»
Данная методическая разработка предназначена как для проведения урока по ОП 05 «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц»...