РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05. Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц
рабочая программа на тему

Рабочая программа  ОП.05. Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц по специальности 35.02.01 Лесное и  лесопарковое хозяйство 2015г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.05.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ      

  СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                

   «МАРИЙСКИЙ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

     

ОП.05. Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц

специальность 35.02.01 Лесное и  лесопарковое хозяйство

2015 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Организация-разработчик: ГБОУ СПО РМЭ «МЛТ»

Рекомендована цикловой методической комиссией Лесное дело и ландшафтное строительство ГБОУ СПО РМЭ «МЛТ»

Протокол заседания цикловой методической комиссии

№ ___ от « ____» ________ 2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ

              стр.

  1. ПАСПОРТ        ПРОГРАММЫ        УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………….……………4
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………...…………………………..5
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ  ИСЦИПЛИНЫ………………10
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………...…………12

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.01  «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Программа учебной дисциплины может быть использована для очной и заочной форм обучения по специальности 35.02.01  «Лесное и лесопарковое хозяйство»

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла        

  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять виды болезней и вредителей растущего леса и заготовленной древесины;
  • определять виды повреждений древесных пород;
  • определять отряды птиц;
  • определять главнейшие отряды, семейства и виды лесных зверей;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основы теории образования очагов насекомых и прогнозирования их численности;
  • главнейшие виды вредителей и болезней леса;
  • диагностические признаки важнейших видов болезней растений, биологию и экологию их возбудителей;
  • основы лесной профилактики и методы борьбы с вредителями и болезнями;
  • особенности дереворазрушающих грибов и поражение ими древесины;
  • основные отряды птиц, их строение, годовой жизненный цикл;
  • главнейшие отряды, семейства, и виды лесных зверей

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 99 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов; самостоятельной работы обучающегося 33 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

99

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

66

в том числе:

практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Решение кроссворда «Насекомые»

33

6

Подготовка доклада «Короеды. Образ жизни короедов»

8

Подготовка доклада «Охрана, и расселение муравейников. Методы использования насекомых»

6

Заполнение таблицы «Характеристика болезней, вызываемых актиномицетами, бактериями,  микоплазменными организмами и вирусами».

8

   Выполнение письменной самостоятельной  работы по теме

«Биология лесных зверей и птиц»

5

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и

биологии лесных зверей и птиц

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Краткая история развития энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц. Значение для практики лесного и лесопаркового хозяйства, озеленения и охраны природы. Перспективы развития.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Решение кроссворда «Насекомые»

6

Раздел 1. Основы лесной энтомологии

24

Тема 1.1. Внешнее и

внутреннее строение насекомых

Содержание

4

1

Место насекомых в системе животного мира. Основные части тела насекомых и их строение. Органы пищеварения, кровообращения, дыхания, выделения и их работа. ЦНС, органы чувств и поведение насекомых.

2

2

2

Размножение насекомых. Органы чувств и поведение насекомых. Размножение насекомых, фазы развития и их характеристика: органы и способы размножения, плодовитость. Жизненный цикл насекомых. Полиморфизм, половой диморфизм. Понятие о генерации, диапаузе и фенологии насекомых

2

1

Практические занятия

2

1

Определение основных частей тела насекомого, типов личинок, куколок и коконов.

2

Тема 1.2. Экология  и систематика  насекомых

Содержание

2

1

Биологические ритмы у насекомых. Трофические группы насекомых и их роль в экосистемах. Взаимодействие насекомых с окружающей средой и ее факторами Систематика насекомых. Общие сведения. Характеристика отрядов насекомых с неполным превращением. Характеристика отрядов насекомых с полным превращением.

2

1

Тема 1.3. Основы теории образования очагов насекомых и прогнозирование их численности

Содержание

2

1

Фазы развития вспышек массового размножения. Фенограммы. Прогнозирование вспышек массового размножения. Очаги массового размножения и защита насаждений. Общие сведения о вредителях древесных растений, наносимых ими повреждениях и их последствиях.

     

 2

1

Практические занятия

2

1

Определение видов повреждений древесных пород

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка доклада «Короеды. Образ жизни короедов»

8

Тема 1.4.

Главнейшие виды вредителей леса

Содержание

2

1

Вредители плодов и семян. Общая характеристика группы. Характеристика главнейших групп и видов карпофагов. Вредители растений в питомниках и молодняках. Общая характеристика группы. Вредители корневых систем растений. Характеристика главнейших семейств и видов.

2

1

2

Вредители почек, листьев и хвои, побегов и стволиков молодых растений. Сосущие вредители растений. Грызущие вредители растений.  Хвое- и листогрызущие насекомые. Биологические особенности хвое- и листогрызущих насекомых. Вредители хвойных пород. Характеристика отдельных групп и видов листогрызущих насекомых.

2

1

3

Стволовые вредители. Общая характеристика группы. Характеристика главнейших семейств и видов.  Технические вредители древесины. Характеристика главнейших семейств и видов.

2

2

Практические занятия

2

1

Определение видов вредителей растущего леса и  заготовленной древесины

          2

Тема 1.5.

Трофические группы

и роль насекомых-ксилобионтов

в лесных биогеоценозах

Содержание

2

1

Трофические группы. Стадии разрушения коры и древесины.

2

1

Тема 1.6

Характеристика полезных насекомых

Содержание

2

            

1

Характеристика полезных насекомых. Опылители растений.

        2

        1

Раздел 2. Основы лесной фитопатологии

18

Тема 2.1. Основные сведения  о болезнях леса

  Содержание

2

1

Понятие о болезнях растений и их причины. Патогенез болезней растений и его основные этапы. Типы и виды заболеваний древесных пород и кустарников. Понятие об эпифитотиях. Иммунитет растений к инфекционным болезням. Понятие об иммунитете растений и категории иммунитета. Выносливость растения

2

1

1

Методы диагностики болезней древесных растений. Вирусоподобные болезни. Растительные микоплазмы. Фитопатогенные бактерии и актиномицеты. Лишайники. Цветковые растения-паразиты и эпифиты. Животные — возбудители болезней деревьев и кустарников

2

1

Тема 2.2.

Тема 2.2 Диагностические признаки важнейших видов болезней растений, биологию и эко их возбудителей.  

Содержание

1

Методы диагностики болезней древесных растений. Вирусоподобные болезни. Растительные микоплазмы. Фитопатогенные бактерии и актиномицеты. Лишайники. Цветковые растения-паразиты и эпифиты. Животные — возбудители болезней деревьев и кустарников

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка доклада «Охрана, и расселение муравейников. Методы использования насекомых»

6

Тема 2.3. Грибы как возбудители болезней древесных пород

Содержание

2

1

Место грибов в системе растительного мира. Строение клетки, вегетативного тела грибов, видоизменённая грибница. Цикл развития грибов. Распространения, питание и требования грибов к условиям окружающей среды. Систематика грибов.

2

1

Тема 2.4. Главнейшие

виды болезней леса

Содержание

6

1

Болезни плодов и семян древесных пород. Болезни всходов и сеянцев в раннем возрасте.  Болезни сеянцев и саженцев.

2

1

2

Некрозы коры хвойных и лиственных пород.  Микозы сосудов лиственных пород. Раковые болезни хвойных и лиственных пород.

2

2

3

Корневые гнили хвойных и лиственных пород. Гнили стволов растущего леса.  Гнили заготовленной древесины при хранении.  Гнили древесины в постройках и сооружениях.

2

2

Практические занятия

2

Определение видов болезней растущего леса и  заготовленной древесины

2

Тема 2.5. Особенности дереворазрушающих грибов и поражение ими древесины

Содержание

2

1

Поражение древесины деревоокрашивающими грибами. Разрушение древесины на складах, в постройках. Важнейшие домовые грибы, их биология, условия развития и распространения. Признаки поражения домовыми грибами и причиняемый ими вред.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнение таблицы «Характеристика болезней, вызываемых актиномицетами, бактериями,  микоплазменными организмами и вирусами».

8

Тема 2.6. Основы лесной профилактики и методы борьбы с вредителями и болезнями

Содержание

2

1

Методы борьбы. Основы лесной профилактики с лесными болезнями.

2

1

Раздел 3 Биология лесных зверей и птиц

20

Тема 3.1

Внешнее и внутреннее строение птиц

Содержание

2

1

Общая характеристика классов позвоночных, их место в системе животного мира, основы их классификации, внешнее и внутреннее строение.  Морфология, систематика и экология лесных птиц.

2

2

Практические занятия

4

1

Определение основных частей внешнего и внутреннего строения птиц

2

2

Определение биологических групп птиц

2

Тема 3.2

Основные отряды птиц, их строение, годовой жизненный цикл

Содержание

2

1

Обзор главнейших отрядов, семейств и видов птиц.  Их строение, годовой жизненный цикл.

2

2

Практические занятия

2

1

Определение отрядов птиц.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение письменной самостоятельной  работы по теме « Биология лесных зверей и птиц»

5

Тема 3.3

Внешнее и внутреннее строение зверей

Содержание

2

1

Морфология, систематика и экология лесных зверей.  Образ жизни и особенности

распространения зверей.  Основные следы и особенности жизнедеятельности зверей

2

2

Практические занятия

 4

1

Определение основных частей внешнего и внутреннего строения лесных зверей.

2

2

Определение экологических типов лесных зверей

2

Тема 3.4

Главнейшие отряды, семейства, и виды лесных зверей

Содержание

2

1

Обзор главнейших отрядов, семейств и видов лесных зверей. Полезные и вредные

звери.

2

2

Практические занятия

2

1

Определение главнейших отрядов, семейства и виды лесных зверей

2

Дифференцированный зачет

2

        Всего

99

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории охраны и защиты лесов

Оборудование лаборатории охраны и защиты лесов: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий, оформленные стенды насекомых и болезней древесных культур гербарные образцы насекомых и болезней древесных культур

Технические средства обучения: мультимедийный проектор; персональный компьютер; экран.

  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Законодательные и нормативные документы:

  1. Лесной кодекс Российской Федерации. М., 29.01.97г. № 22-ФЗ
  2. Действующая нормативная документация по защите леса.
  3. Лесной кодекс Российской Федерации. М., 29.01.97г. Статья 54 Защита лесов, Статья 55 Санитарная безопасность в лесах, Статья 56 Лесопатологический мониторинг.
  4. Федеральный закон № 99 от 15 июля 2000 г. Защита лесов от вредных организмов.

Ддополнительные источники:

  1. Воронцов А.И., Семенкова И.Г. Лесозащита, изд. 3-е, перераб. и дополн. М.: ВО Агропромиздат, 1992,- 326 с.
  2. Воронцов А.И. Лесная энтомология, М.: Высшая школа, 1995. -352 с.
  3. Воронцов А.И., Мозолевская Е.Г., Соколова Э.С. Технология защиты леса. М.: Экология, 1992. - 304 с. М.: ВО Агропромиздат, 1991. - 297 с.
  4. Маслов А.Д., Ведерников Н.М. Защита леса от вредителей и болезней. Справочник. М.: ВО Агропромиздат, 1988
  5. Мозолевская Е.Г., Белова И.К. Практикум по лесной энтомологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведения М.: Издат. цент «Академия», 2004. - 272 с.
  6. Мозолевская Е.Г., Белова И.К. Практикум по лесной энтомологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведения М.: Издат. цент «Академия», 2004. - 272 с
  7. Мозолевская Е.Г., Соколова Э.С, Воронцова Н.А. Практикум по лесозащите.
  8. Мозолевская Е.Г., Соколова Э.С., Воронцова Н.А. Практикум по лесозащите. М.: ВО Агропромиздат, 1991. - 297 с
  9. Попкова К.В. Общая фитопатология. М.: ВО Агропромиздат, 1989. - 298 с.
  10. Семенкова И.Г. Лесная фитопатология- М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2009. -225
  11. Семенкова И.Г. Фитопатология. - М.: Издательский центр» Академия», 2003.-480 с.
  12. Соколова Э.С., Галасьева Т.В. Инфекционные болезни древесных растений: учеб. Пособие. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2008. - 87 с.
  13. Тропин И.В., Ведерников Н.М., Крангауз Р.А. Справочнк по защите леса от вредителей и болезней. М.: Лесн. пром-сть, 1980. - 376 е.,
  14. Тузов В.К., Калиниченко Э.М. Рябинков В.А. Методы борьбы с болезнями и вредителями леса: учебное пособие. М. ВНИИЛМ, 2003. - 112 с.
  15. Черемисинов Н.А., Негруцкий С.Ф., Лешковцева И.И. Грибы и грибные болезни деревьев и кустарников. Изд-во Лесная промышленность М.: 1970. - 392 с.
  16. Ю.Воронцов А.И. Насекомые - разрушители древесины. М.: Лесная промышленность, 1981

Интернет ресурсы:

  1. http://www.ecosystema.ru/08nature/insects/morf/morfl6.htm - Лесная энтомология
  2. http://www.rosleshoz.gov.rU/terminology/r/68 - Федеральное агентство лесного образования
  3. http://www.biolokus.ru/services/lesopatolog.html - Лесопатология и лесозащита, услуги лесопатолога
  4. http://lesisad.ru/library/pravila.html - Санитарные правила в лесах РФ
  5. http://pages.marsu.ru/svl/ekolog/fauna.html - Фауна Марий Эл
  6. http://mphfr.ru/nashi-stati/srednesibirskiy-sverchok.html - Музей флоры и фауны

Периодические издания:

1. Федотова А. А., Ретунская С. В. Лесной журнал (1833—1851) // Биология в Санкт-Петербурге. 1703-2010.(по настоящее время Энциклопедический словарь. Ред-сост.: Э. И. Колчинский, А. А. Федотова. СПб.: Нестор-История, 2011.


4. КОНТРОЛЬ H ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь определять виды болезней и вредителей растущего леса и заготовленной древесины.

Индивидуальный контроль. Практическая работа «Определение видов болезней растущего леса и заготовленной древесины», «Определение видов вредителей растущего леса и заготовленной древесины», оценка.

Уметь определять виды повреждений древесных пород.

Индивидуальный контроль. Практическая работа «Определение видов повреждений древесных пород», оценка.

Уметь определять отряды птиц.

Индивидуальный контроль. Практическая работа «Определение отрядов птиц», оценка.

Уметь определять главнейшие отряды, семейства и виды лесных зверей.

Индивидуальный контроль. Практическая работа «Определение главнейшие отряды, семейства и виды лесных зверей», оценка.

Знать основы теории образования очагов насекомых и прогнозирования их численности.

Фронтальный опрос. Устный опрос, оценка.

Знать главнейшие виды вредителей и болезней леса.

Тестирование, Индивидуальный контроль оценка.

Знать диагностические признаки важнейших видов болезней растений, биологию и экологию их возбудителей.

Индивидуальный контроль. Тестирование, оценка.

Знать основы лесной профилактики и методы борьбы с вредителями и болезнями.

Устный опрос, Фронтальный опрос, оценка.

Знать особенности дереворазрушающих грибов и поражение ими древесины.

Индивидуальный контроль. Тестирование, оценка.

Знать основные отряды птиц, их строение, годовой жизненный цикл

Индивидуальный контроль. Тестирование, оценка

Знать главнейшие отряды, семейства, и виды лесных зверей.

Индивидуальный контроль. Тестирование, оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ

   Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 240113 Химическая технологи...

Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц

Презентация к аудиторным занятиям студентов заочного отделения по дисциплине Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц, раздел 1 Основы лесной энтомологии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» по ППССЗ специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» (Базовый уровень) II - IV курсы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.01 «Лесное и лес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Основы электротехники разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образован...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОП.09 Основы ЭкономикИ Организации по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электроо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 04. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Специальность 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОГСЭ. 04.  ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Специальность  35.02.01  Лесное и лесопарковое хозяйство...

Методическая разработка открытого урока по теме «Определение представителей хищных зверей по семействам» ОП 05 «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц»

       Данная методическая разработка предназначена как для проведения урока по ОП 05 «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц»...