Методическая разработка открытого урока по теме «Определение представителей хищных зверей по семействам» ОП 05 «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц»
методическая разработка
Данная методическая разработка предназначена как для проведения урока по ОП 05 «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц», по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство».
Методическая разработка составлена с учетом современных педагогических технологий и требований к педагогической разработке.
Отличительная черта: урок представляет собой практическое занятие по теме «Определение представителей хищных зверей по семействам», состоящий в обсуждении студентами сообщений, выполненных по результатам самостоятельного изучения. Урок даёт возможность для активизации самостоятельной деятельности студентов. Предлагаемая форма проведения урока позволяет формировать не только профессиональные, но и общие компетенции студентов по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otkrytogo_uroka4.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва
«Тувинский агропромышленный техникум»
Методическая разработка открытого урока
по теме «Определение представителей хищных зверей по семействам»
ОП 05 «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц»
Разработала:
Чамзырын Аялга Григорьевна преподаватель спец.дисциплин
Балгазын-2023 г.
Содержание
1. Пояснительная записка | 3 |
2. План урока | 6 |
3. Ход урока | 9 |
4. Заключение 5. Список использованных источников | 10 13 |
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена как для проведения урока по ОП 05 «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц», по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство».
Методическая разработка составлена с учетом современных педагогических технологий и требований к педагогической разработке.
Отличительная черта: урок представляет собой практическое занятие по теме «Определение представителей хищных зверей по семействам», состоящий в обсуждении студентами сообщений, выполненных по результатам самостоятельного изучения. Урок даёт возможность для активизации самостоятельной деятельности студентов. Предлагаемая форма проведения урока позволяет формировать не только профессиональные, но и общие компетенции студентов по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство».
Данная методическая разработка может являться объектом обмена опытом.
В настоящее время объём знаний в любой области науки настолько быстро изменяется, что не может служить долговременным критерием образованности. Если основным показателем результативности обучения до недавнего времени являлось усвоение студентами определенного, четко очерченного круга знании, то в данное время особое значение приобретает и определенный уровень развития студента, его мышление и умение самостоятельно учиться. Поэтому главной задачей в настоящее время является развитие творческой активности студентов, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Решение этой задачи становится возможным, благодаря совершенствованию методов обучения и форм организации учебных занятий.
Урок-практика - это более углубленное самостоятельное изучение темы, овладение научно-теоретической и исследовательской методологией.
Непременное требование к уроку-практике - активное участие каждого студента. На уроке предполагается более высокая степень конкретизации учебного материала, чем это имеет место на лекции. Практическое занятие характеризуется, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением студентами программного материала и обсуждением на уроке результатов их познавательной деятельности. На них студенты учатся самостоятельно находить информацию, и заполнять таблицу и сравнивать свои выводы.
Образовательное значение занятии состоит в том, что в процессе подготовки к ним студенты приобретают навыки самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой, учатся обобщать, отделять существенные моменты материала от второстепенных. Практическое занятие способствуют выявлению наклонностей и способностей студентов, развитию у них интереса к научным и техническим знаниям, способствуют развитию познавательных и исследовательских умений студентов. Они играют существенную роль в приобщении студентов к чтению научно-популярной литературы, побуждает их выйти за рамки учебной программы.
Особенности имеет и руководство преподавателя учебной деятельностью студента на занятии: оно сводится к разъяснению цели и плана занятия, выдаче заданий, проведению консультаций.
Практическое занятие - коллективная работа группы, опирающаяся на работу индивидуальную, то есть каждого обучающегося.
Проведение практического урока предусматривает планирование этапов, в которых отражается учебная деятельность преподавателя и студентов.
1-й этап. Подготовительная работа. Студентам было сообщено о предстоящем уроке и предложены вопросы для рассмотрения. Преподаватель сообщил цель и задачи урока. По каждому вопросу был предложен список основной литературы и дополнительной литературы, были определены сроки проведения занятия.
В период подготовки практического занятия преподаватель консультирует студентов, помогая обучающимся уложиться в отведенное время (15-20 минут), помогает отобрать необходимый материал.
2-й этап. Проведение практического занятия. Практическое занятие проводится со всем составом студентов. Занятие начинается вступительным словом преподавателя, в котором он напоминает задачу, порядок его проведения, рекомендует, на что необходимо обратить особое внимание, дает другие советы. Далее обсуждаются вопросы занятия в форме дискуссии, развернутой беседы, сообщений.
В процессе занятии преподаватель дополняет сообщения студентов и отвечает на их вопросы. Внешне вмешательство преподавателя не слишком активное, он не должен подавлять студентов своими знаниями.
3-й этап. Подведение итогов. В заключительном слове преподаватель отмечает положительные стороны обучающихся, анализирует работу, указывает на недостатки и пути их преодоления.
Каждый студент оценивает своё выполненное задание. Преподаватель оценивает работу группы в целом. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Автор-разработчик | Чамзырын Аялга Григорьевна | ||||||||
Специальность/профессия | 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» | ||||||||
Учебный цикл | Профессиональный | ||||||||
УД/МДК | ОП 05. «Основы лесной энтомологии и фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц» | ||||||||
Дата и место проведения учебного занятия | Кабинет№1 | ||||||||
Наименование и № темы | Определение представителей хищных зверей по семействам | ||||||||
Междисциплинарные связи | Орнитология, ботаника | ||||||||
Цели учебного занятия | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | ||||||
Обобщить и закрепить знания и определить видовой состав хищных зверей по семействам | Развивать логическое мышление, учить обучающихся добывать знания из интернет ресурсов. | Воспитывать интерес к своей профессии, стремление к творчеству и активности. Формировать ценностное отношение к знаниям | |||||||
Формируемые компетенции | Общие компетенции | Профессиональные компетенции | |||||||
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | ПК 1.5 | Осуществлять мероприятия по защите семян и посадочного материала от вредителей и болезней. | ||||||
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | ПК 2.3 | Проводить лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг. | ||||||
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | ПК 2.4 | Проводить работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия в лесных насаждениях и руководить ими. | ||||||
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологи в профессиональной деятельности | ||||||||
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | ||||||||
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | ||||||||
Требования к результатам освоения УД/МДК | Умения для освоения | Знания для усвоения | |||||||
У 1 | Определять главнейшие отряды, семейства и виды лесных зверей | З 1 | Главнейшие отряды, семейства, и виды лесных зверей | ||||||
Уровень освоения | – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) | ||||||||
Тип учебного занятия | -Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний, умений и способов деятельности. | ||||||||
Вид занятия |
| ||||||||
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, исследовательский. | ||||||||
Применяемая технология | Исследовательский метод обучения, информационно - коммуникационной технологии, обучение в сотрудничестве | ||||||||
Форма организации учебного занятия |
| ||||||||
Ресурсы учебного занятия | Материально- технические | Литература | Учебно - методическое обеспечение | Электронно - информационные | |||||
Ноутбук, интерактивная доска, проектор. | Методическая разработка, дидактический материал в электронном виде. | Презентация наглядный материал, цифровые образовательные ресурсы | Свободном доступе в интернет | ||||||
Формы и методы контроля, оценки результата изучения темы учебного занятия | Совместное оценивание результата | ||||||||
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы | Изучить фауну, совокупность видов животных по вашим кожуунам. Посмотреть материал в интернет ресурсах, и в библиотеке. |
Этапы и хронология учебного занятия
Этапы | Время | Содержание | Методические указания | |
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | |||
Организационный момент | 2 мин | -приветствует обучающихся; - осуществляет проверку готовности обучающихся к занятию; - отмечает отсутствующих; | -Подготовиться к занятию | |
Актуализация опорных знаний | 6 мин | - Проводит связь с ранее изученным материалом. - Ситуационная задача с показом фотографий, вопросов. - Решение ситуационной задачи | - Внимательно слушают и смотрят материал -Отвечают на вопросы преподавателя - Решают ситуационную задачу. | |
Мотивация. Целевая установка. | 4 мин | - Показ видеоматериала исследовательский центр «Амурский тигр» -знакомятся с темой занятия; Определение представителей хищных зверей по семействам -проводит позитивный настрой на достижение цели урока. | - Смотрят видеоматериал - Находят в тексте понятие, информацию. | |
Организационная работа
| 4 мин | - Определение темы - Определение цели и задачи урока - Обсуждение и поиск способов решения; - Выбор объекта и предмета исследования; - Поиск и анализ информаций; - Выбор материальных - технических ресурсов | - Внимательно слушают и осваивают тему урока; - Знакомятся с целью и задачей - Убеждаются актуальностью данной темы - Слушают и запоминают план работы; - Усваивают всю наглядную информацию; - Выбирают интернет ресурсы. | |
Самостоятельная работа | 18мин | - Работу выполняют согласно инструкцией; Задание. Обзор литературы - Внешние признаки - Место обитания - Питание -Фото. | - Проводят парное исследование; -конструируют новый способ действия; - работают с источниками информации; - Заполняют обобщающую таблицу; | |
Подведение итогов | 4 мин | Преподаватель вместе с обучающимися подводит итог занятия, уровня достижения цели, оценивает работу обучающихся на занятии. Делают вывод | Формулируют конечный результат своей работы на занятии. - Делают вывод. | |
Рефлексия | 4 мин | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии. Проводит с помощью примеров и презентации. | Высказывают свое мнение. | |
Домашнее задание | 2 мин | Изучить фауну, совокупность видов животных по вашим кожуунам. Посмотреть материал в интернет ресурсах, и в библиотеке. | - Слушают и записывают домашнее задание. |
Ход урока
1. Организационная часть
Отмечаются присутствующие и отсутствующие на занятии.
2. Актуализация знаний
Преподаватель, я вам дала домашнее задание повторить пройденный материал. Проверим, как вы подготовились к уроку. Преподаватель показывает на экране фотографию ситуационную задачу.
3. Мотивация. Целевая установка.
Преподаватель при помощи видеоролика задает вопросы, тем самым подходит к теме занятия вместе со студентами, знакомит их с темой занятия; предлагает обучающимся определить цель занятия; проводит позитивный настрой на достижение цели урока.
4. Организационная работа - практическое занятие.
Преподаватель: тема сегодняшнего занятия «Определение представителей хищных зверей по семействам»
Сегодня мы проводим урок в виде практического занятия. Цель нашего занятия: Определить, выявить видовой состав хищных зверей и парнокопытных отрядов по определённым семействам.
Преподаватель зачитывает тему, доводит информацию, составляет план работы.
5. Самостоятельная работа.
Студенты проводят парное исследование, работают с источниками информации, заполняют обобщающую таблицу, делают вывод.
Преподаватель оценивает выполненное задание
6. Подведение итогов урока
Преподаватель предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи группы в целом.
Студенты определяют степень своего продвижения к поставленной цели делают вывод. Преподаватель сообщает отметки, полученные за занятие.
7. Рефлексия
Преподаватель предлагает провести анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности с помощью примеров и презентации.
Студенты отмечают успешные ответы, интересные вопросы участников группы.
8. Домашнее задание.
Преподаватель сообщает домашнее задание, дает инструктаж по его выполнению.
Студенты задают возникшие вопросы по выполнению домашнего задания.
Заключение
Применение практических занятий на уроках специальных дисциплин позволяет обеспечить:
- рост качества теоретических знаний и практических умений студентов;
- сформированность у студентов умений самостоятельного поиска необходимой информации;
- ориентацию студентов на творчество и самостоятельность;
- подготовленность будущих специалистов.
Практическая работа способствуют развитию познавательных и исследовательских умений студентов. Они играют существенную роль в приобщении студентов к чтению научно-популярной литературы, побуждает их выйти за рамки учебной программы.
Список используемой литературы
- Воронцов А. И. Биологические основы защита леса. М., “Высшая школа”, 1960.
- Гусев В. И., Римский-Корсаков М. Н. и др. Лесная энтомология. М., Гослесбумиздат, 1935; изд. 2, 1938; изд. 3, 1949; изд. 4, 1961
- Канчавели Т. И., Супатошвили Ш. М. Лесная энтомология. Тбилиси, “Ганатлеба”, 1968 (на груз. яз.).
- Линдеман К. Э. Общие основы энтомологии. СПб., 1902.
- Воронцов А. И., Мозолевская Е. Г. Практикум по лесной энтомологии. М., «Высшая школа», 1973.
- Кожанчиков И. В. Методы исследования экологии насекомых. М., “Высшая школа”, 1961 (имеется большой список литературы по экологии).
- Интернет-ресурсы.
- https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-razlichie-mezhdu-hischnimi-i-travoyadnimi-zhivotnimi-3633103.html
- https://xstud.org/3633/lesovodstvo/otryad_hischnye_carnivora
- https://урок.рф/library/zveri_vstrechayushiesya_v_okrestnostyah_184017.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока на тему: "Основы геометрии"
Урок проводился в виде игры "Путешествия в увлекательный мир геометрии"...
Учебно-методическая разработка открытого урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики»
Учебно-методическая разработка открытого урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики» Разработка включает в себя пояснител...
Учебно-методическая разработка открытого урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики»
Учебно-методическая разработка открытого урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики» Разработка включает в себя пояснител...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05. Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц
Рабочая программа ОП.05. Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство 2015г....
Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц
Презентация к аудиторным занятиям студентов заочного отделения по дисциплине Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц, раздел 1 Основы лесной энтомологии...
Методическая разработка открытого урока на тему: «Яйцо, как ценный пищевой продукт. Способы определения доброкачественности яиц».
Данная разработка урока подготовлена для проведения открытого урока по ПМ 02.01 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, тестаМДК 02.01 Технологическое назнач...
Методические разработки для урока по теме "Определение параметров шероховатости поверхности"
Методические разработки и 24 варианта индивидуальных заданий...