Использование интерактивных технологий на занятиях
статья
Использование интерактивных технологий на занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_interaktivnyh_tehnologiy_na_zanyatiyah.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных технологий на занятиях
Дерзайте,
И не бойтесь ничего нового,
Не бойтесь экспериментировать,
«ибо дорогу осилит идущий»!!!
Одной из важнейших задач, стоящих перед средним профессиональным образованием является качество подготовки специалистов. Студент колледжа в образовательном процессе должен не только получать теоретические знания по предметам, но и овладевать умениями и навыками применения этих знаний на практике.
Формирование общих и профессиональных компетенций, творческое овладение знаниями, умениями, развитие мыслительных способностей учащихся - всё это невозможно без создания в учебной деятельности проблемных ситуаций, без организации активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению. Метод анализа ситуации является одним из методов интерактивных технологий, в частности кейс - технологии.
Кейс – это история из реальной жизни, рассказанная с определённой обучающей целью.
Кейс характеризуется наличием актуальной реальной проблемы, необходимостью выбора и представление того, кого жизнь поставила решить эту проблему. Для поддержания устойчивого интереса к предмету, для достижения высоких результатов в приобретении знаний, я использую на своих занятиях кейс – технологию.
Переход на использование данной технологии при обучении по специальности «Кинология» позволяет студентам осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой не только отражает какую – либо практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, необходимый при разрешении данной проблемы.
Метод ситуационного анализа- самый распространенный метод кейс технологии, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Например, студенту предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на занятии, так и заранее (в виде домашнего задания). Преподаватель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники кейсов по предметам могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы, научная информация, жизненный опыт как преподавателя так и студентов.
Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ: акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием; преодолевается «сухость» и не эмоциональность в изучении сложных вопросов; студенты получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью; у ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
Применяемый на занятиях случай выбирается согласно следующим требованиям:
- Случай должен быть приближенным к жизни и действительности и оформленным таким образом, чтобы позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом.
- Случай должен предоставить возможность интерпретации с точки зрения участников.
- Случай должен содержать проблемы и конфликты.
- Случай должен быть обозреваемым и решаемым в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей учащихся.
- Случай должен допускать различные варианты решения.
Преподавателю при разработке кейса необходимо учесть специфику предмета, в рамках которого планируется работа с кейсом, а также особенности учащихся, при работе с которыми он будет использоваться.
Метод кейс- технологий был мной использован и на практическом занятии «Оказание первой доврачебной помощи».
Занятие было проведено со студентами группы К131, обучающимися по специальности «Кинология».
На первом этапе занятия все обучающиеся были разбиты на три группы (в соответствии с уровнем знаний теоретического материала). Первая группа - практики. Их задача- выполнение непосредственно кейс - заданий. Вторая группа - эксперты. Их задача - анализировать и корректировать действия практиков. И третья группа – теоретики. Они могли выступить с собственным мнением, добавлять и исправлять экспертов и практиков.
На втором этапе занятия каждой паре практиков для решения была предложена конкретная реальная ситуация по теме занятия. Так как тема занятия «Оказание первой доврачебной помощи», то время на обдумывание ответа было ограничено минимально - 5 минут (в реальности счет идет на минуты). Ребята действовали быстро и оперативно. Конечно, волновались. Конечно, допускали ошибки. Но тут на помощь приходили эксперты. Да и теоретики не сидели без комментариев.
Третий этап - экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии, которая является естественным завершением работы и содержит в себе высокий развивающий потенциал.
Важно рассчитать время занятия так, чтобы его хватило на межгрупповую дискуссию, иначе подводя итоги, преподаватель будет навязывать свою точку зрения на решение проблемы.
Роль преподавателя на этом этапе очень важна: он обобщает сказанное, логически разделяя между собой разные блоки дискуссии; подводит ее итог. В конце обсуждения преподаватель высказывает свою точку зрения, не настаивая на том, что она единственно правильная, тем самым подчеркивая, что он и обучающиеся партнеры при решении данной проблемы. На этом же этапе происходит оценивание работы обучающихся.
Занятие прошло «как по нотам». Хочется отметить, что для проведения занятия использовались не манекены, а живые собаки, что во много раз увеличило обучающую функцию занятия.
В заключении надо отметить, что ни один метод обучения не является универсальным. Обучение с помощью метода кейсов имеет многочисленные преимущества и содержит недостатки. Поэтому его применение в учебном процессе должно быть весьма избирательным с точки зрения места и времени. Только оптимальное сочетание различных методов может принести максимальный обучающий эффект.
Однако, не смотря на все сложности и на титанический труд, который предстоит преподавателю, результаты стоят потраченных сил и времени. Ведь главная радость для него – это его успешный студент, в котором воплощаются все его идеи и стремления. И чем более успешными и развитыми будут студенты, тем большее удовлетворение от своей работы получает преподаватель.
- Давиденко В. Чем "кейс" отличается от чемоданчика?/«Обучение за рубежом» №7, 2000.
- Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых//Новые знания. – 2001, №2.
- Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.
- . Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/Под ред. д.с.н., профессора Сурмина Ю.П.- Киев: Центр инноваций и развития,2002.- 286с.
- Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ с использованием интерактивной доски к автотренажеру FORVARD V10-324А(Р) 3D ИНСТРУКТОР 2.0. «Проезд регулируемых перекрестков».
Занятие с использованием Комплекса интерактивной автошколы (программа «Безопасность дорожного движения», 3 год обучения, раздел II «Средства безопасности дорожного движения», тема 2 «Проезд перекрестк...
Мастер-класс по применению интерактивных форм обучения на примере использования интерактивных мототренажеров "Мото-2".
В качестве примера использования современных компьютерных технологий в сфере образования я хочу представить вашему вниманию на базе учебного кабинета интерактивного учебного центре «Автог...
Эффективность использования интерактивных методов обучения на практических занятиях по дисциплине ОП.04 Основы геодезии.
При выполнении практических занятий студенты работают в малых группах ( звеньях по 4-5 человек).Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам во...
Доклад на тему: "Использование интерактивных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности на уроках технологии обработки текстильных изделий и практических занятиях.
quot;Мастерство не может развиваться без освоения системы средств, методов и приемов обучения - основы технологии учебно-воспитательной работы." ...
Методическая разработка открытого занятия с использованием интерактивного плаката на тему "Программное обеспечение ПК"
Тема: Программное обеспечение ПКВид занятия: лекция информационнаяЦель занятия:Раскрыть обучающимся сущность, назначение и классификацию программного обеспечения компьютера.Методическая цель: продемон...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ТЕХНИКУМЕ
Интерактивное обучение - это, прежде всего, активное диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Однако, в современном образовательном процессе преобладает пассивная форма обуч...
"Использование интерактивного метода обучения для развития интеллектуальных и творческих способностей студентов на занятиях по английскому языку"
При формировании ППССЗ образовательная организация должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм про...