Доклад на тему: "Использование интерактивных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности на уроках технологии обработки текстильных изделий и практических занятиях.
статья
"Мастерство не может развиваться без освоения системы средств, методов и приемов обучения - основы технологии учебно-воспитательной работы."
Ю. П. Азаров
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФКП образовательное учреждение № 100
Доклад на тему:
Использование интерактивных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности на уроках технологии обработки текстильных изделий и практических занятиях
Выполнила: Чернявская Татьяна Борисовна,
Мастер производственного обучения
с. Малая Локня
2017г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр. | |
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. | 4 |
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ……………………... | 7 |
1.1. Понятие о методах обучения…………………………………………... | 7 |
1.2. Основные группы методов обучения………………………………….. | 7 |
1.3. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся……... | 10 |
1.4. Сравнительные возможности методов обучения…………………….. 1.5 Выбор методов обучения……………………………………………… | 11 12 |
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ…………............................................................................... | 16 |
2.1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности………………………………………………………………... | 16 |
2.1.1. Словесные методы обучения…………………………………….. | 16 |
2.1.2. Наглядные методы обучения…………………………………….. | 22 |
2.1.3. Практические методы обучения…………………………………. | 25 |
2.1.4. Индуктивные и дедуктивные методы обучения………………... | 31 |
2.1.5. Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения….. | 33 |
2.1.6. Методы самостоятельной работы……………………………….. | 37 |
2.2. Методы стимулирования учебной деятельности учащихся в процессе обучения…………………………………………………………. | 38 |
2.2.1. Методы формирования познавательного интереса…………….. | 38 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…. | |
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
«Мастерство не может развиваться без освоения системы средств, методов и приемов обучения – основы технологии учебно-воспитательной работы»
Ю. П. Азаров
Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.
Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующее - мотивационной функции любого метода обучения. Опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулирующих познавательную активность, одновременно содействуя обогащению учащихся учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.
Но деятельность не может протекать успешно, если при этом в комплексе не используются методы активизации познавательной деятельности такие как: стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки. Особенность методов обучения заключается, прежде всего, в формировании знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.
Предлагаемая комбинация методов обучения является относительно целостной, т.к. учитывает все структурные основные элементы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся (ее организацию, стимулирование и контроль). В ней целостно представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие осмысление и практическое применение. Предлагаемый подход сочетания методов не исключает возможности дополнения его новыми частными методами, возникающими в ходе совершенствования процесса обучения в современной школе и специальных образовательных учреждениях.
В работе предлагается обобщенная классификация методов обучения, построенная в логике основных компонентов деятельности, ее организации, стимулирования, контроля и анализа результатов, проведен анализ дидактических возможностей различных методов в соответствующих педагогических ситуациях, раскрыта методика выбора их оптимальных сочетаний.
Объект: процесс обучения технологии обработки текстильных изделий в профессиональном образовательном учреждении на уроках учебной практики.
Предмет: методика активизации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении технологии обработки текстильных изделий и на уроках учебной практики.
Гипотеза: если проблемно - поисковый метод обучения используется в комплексе с методами стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки то значительно активизируется учебно-познавательная деятельность учащихся.
В работе необходимо решить задачи:
- Провести психолого-педагогический анализ литературы по методам обучения и рассмотреть классификации методов обучения по различным основаниям.
- Создать методику применения различных методов обучения.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
- Понятие о методах обучения
Метод (от греческого слова metodos - буквально путь к чему- либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без сопутствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала [20, с. 177].
- Основные группы методов обучения
При целостном подходе необходимо выделить 3 большие группы методов обучения:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности [20, с. 178].
В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующее влияние педагога ведут к развитию внутреннего стимулирования учения у школьников. Контролирующее действие преподавателей сочетаются с самоконтролем учащихся.
Каждая из основных групп методов в свою очередь может быть подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы. Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо включить методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и другие); методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрации, демонстрация и другие); методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестетического ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и другие).
Выделение словесных, наглядных и практических методов нельзя считать обоснованным только во внешнем плане с точки зрения источников информации. Оно имеет определенное основание и во внутреннем плане через характеристику форм мышления.
Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию осмысления учебной информации и логического ее усвоения. Поэтому необходимо выделить подгруппы методов организации индуктивный и дедуктивный, а также репродуктивной и проблемно поисковой деятельности учащихся.
Восприятие, осмысление и применение знаний может протекать под непосредственным руководством преподавателя, а также в ходе самостоятельной работы обучаемых. Отсюда возможно выделение методов самостоятельной работы, имея в виду, что другие методы обучения реализуются под руководством преподавателя. Каждая последующая подгруппа методов проявляется во всех предыдущих, и поэтому теперь говорят об обязательном применении методов в определенных сочетаниях с доминированием одного из видов их в данной ситуации [20, с. 179].
Итак, мы показали возможные подгруппы методов, которые входят в первую группу, обеспечивающую организацию и осуществление учебно-познавательной деятельности в учебном процессе. Схематически методы первой группы можно представить следующим образом:
Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности.
- Словесные методы, наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной информации);
- Индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект);
- Репродуктивные и проблемно поисковые методы (аспект мышления);
- Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, исходя из наличия двух больших групп мотивов, можно подразделить на методы стимулирования и мотивации интереса к учению и методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении:
- Методы стимулирования и мотивации интереса к учению;
- Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения можно подразделить на составляющие их подгруппы, исходя из основных источников, получения обратной связи во время учебного процесса - устных, письменных, лабораторно-практических:
- Методы устного контроля и самоконтроля;
- Методы письменного контроля и самоконтроля;
- Методы лабораторно - практического контроля и самоконтроля.
- Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся
Для того чтобы сформулировать активизацию учебной деятельности учащихся, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.
Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующее - мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы преподавателей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, они стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению студентов учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.
Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее). Однако имеются некоторые специальные приемы. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. С этой целью преподаватели подбирают специальные приемы, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны. В этом случае студенты значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом [20, с. 196-198].
Но деятельность не может протекать успешно, если при этом не используются методы стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки. Особенность методов обучения заключается, прежде всего, в формировании знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.
- Сравнительные возможности методов обучения
Опираясь на общие принципы обучения, преподаватель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответствующие методы обучения, то есть знать их сравнительные возможности, (см. Приложение 1)
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
- Соответствие методов принципам обучения;
- Соответствие целям и задачам обучения;
- Соответствие содержанию данной темы;
- Соответствие учебным возможностям студентов: возрастным
(физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям коллектива, группы; - Соответствие имеющимся условиями и отведенному времени для
обучения; - Соответствие возможностям самих преподавателей (опыт, теоретическая и практическая подготовленность, личностные качества учителя и прочее) [20, с. 204].
1.5 Выбор методов обучения
Процесс обучения часто проектируется и организуется так, что связь теории с практикой лишь провозглашается, то есть знания оторваны от реальной трудовой деятельности. В этом его «слабость», приобретаемые знания оказываются "мертвыми" и оживают только тогда, когда учащийся вернется в свою практику и начнет (если начнет) адаптировать их к своей профессиональной деятельности. Если связь не удается, тогда обучение в училище или колледже остается зря потраченным временем.
От того, какие методы и формы мы выбираем, наши подопечные будут либо обучающимися, либо учащимися.
Второе направление предпочтительнее, и педагоги должны стать поклонниками активных методов и форм организации учебного процесса, которые нацелены на интеграцию учебной и практической деятельности учащихся, создание психолого-педагогических условий развития творческой индивидуальности будущих рабочих и специалистов.
Приступая к выбору методов обучения, педагог должен помнить - только то усваивается человеком, что проходит через его собственную активную деятельность.
Метод обучения (от грёч. metodos -буквально путь к чему-либо) - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, во втором - о методах учения. Поскольку мы ведем речь главным образом о совместной деятельности педагога и учащихся, то будем говорить именно о методах обучения.
Всё множество методов обучения ученые разделили на типы по разным основаниям, имеется множество типологий (классификаций). Но, желая сохранить практическую направленность, не будем вдаваться в сложности теоретической систематизации. Познакомимся с простой и инструментальной типологией. В основе такого деления методов лежит степень активности обучаемого и характер его деятельности. В связи с этим методы обучения делят на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные (методы проблемного обучения).
Объяснительно-иллюстративные методы основаны на том, что педагог сообщает специально отобранную информацию, организует ее восприятие учащимися, показывает, как эти знания применяются на практике. При этом педагогу нужно помнить о том, что, выбирая данные методы он может рассчитывать на формирование у обучаемых лишь первичных представлений об изучаемом объекте или процессе (но не умений или навыков). В этом случае обычно говорят, что знания освоены только на уровне осознанного восприятия и запоминания (1-й уровень). В деятельности педагогов эти методы проявляются обычно через рассказ, лекцию, сопровождаемую различными демонстрациями.
Репродуктивные методы. Само название говорит о сущности этих методов. Педагог отбирает (создает сам) систему задач, заданий, упражнений на воспроизведение действий, уже известных и осознанных учащимися, а учащиеся, выполняя эти задания, отрабатывают их воспроизведение. Неоднократное повторение приводит к формированию знаний 2-го уровня.
Когда целесообразно использовать репродуктивные методы? Если нужно научить обучаемых воспроизводить действия по образцу. Репродуктивные методы в профессиональном обучении чаще всего воплощаются на лабораторных и практических занятиях. Результат использования этих методов приводит к формированию у обучаемых типовых умений и навыков.
Многие педагоги часто отдают предпочтение указанным методам потому, что они экономичны, требуют менее напряженной предварительной подготовки.
Третью группу методов составляют методы проблемного обучения. Они ориентированы на формирование умений решать не типовые, а творческие задачи, на формирование оперативного мышления (3-ий уровень). По сравнению с предыдущими они имеют неоспоримые преимущества. Во-первых, создание проблемных ситуаций формирует исходную учебную мотивацию. Во-вторых, усвоение материала происходит в ходе активной деятельности самого учащегося по решению проблемных задач, как "открытие", совершаемое обучаемым через самостоятельный поиск. В-третьих, сама деятельность организуется с максимальным (через систему подсказок) использованием имеющихся у обучаемых знаний.
Именно с проблемным обучением связывается возможность формирования технического мышления, конструкторско-технических навыков, возможностей рационализаторства и др. будущего рабочего или специалиста. Обычно к группе проблемных или проблемно-поисковых методов относят метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский.
Наряду с методами проблемного обучения сегодня в профессиональном образовании получают распространение так называемые игровые методы (деловые, учебные, ролевые, оргдеятельностные и др.) и коммуникативные (дискуссия, "мозговой штурм" и др.).
Каким же методам должен отдать предпочтение преподаватель? Главным критерием является цель, которую он ставит перед собой, как это было описано ранее. Если он предполагает сформировать знания 1-го уровня, то он вполне может подобрать информационно-иллюстративные методы.
Нацеленность педагога на формирование у обучаемых устойчивых типовых умений и навыков приводит к необходимости выбрать репродуктивные методы. Если же он стоит перед необходимостью формирования умений решать творческие задания и задачи, находить пути выхода из проблемных ситуаций, то он должен будет выбрать продуктивные методы, ориентированные на организацию активной деятельности самих обучаемых по типу "открытия".
К важным критериям отбора методов относятся также особенности обучаемых, в данном случае - особенности подросткового возраста; специфика содержания учебного материала; особенности условий, в которых они обучаются. Особенность и специфика урока производственного обучения требует принципиально иного подхода к классификации методов обучения, хотя исходные положения классификации методов теоретического обучения могут быть использованы применительно к обучению трудовым действиям. Однако подобная классификация является недостаточной, так как на уроке производственного обучения есть комплексные виды учебной деятельности, с позиции профессии сложные и не поддающиеся указанным классификациям.
Остановимся на описании тех методов (из каждой указанной выше группы методов), которые пользуются наибольшей популярностью в силу их простоты и экономичности по времени, либо отличаются новизной и еще не освоены педагогами, а потому требуют хотя бы краткого описания.[49c.24-26]
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Словесные методы обучения
Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учащимися проблему и указать пути их решения. С помощью слова преподаватель может вызвать в сознании студентов яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества, значимость и практическое применение получаемых знаний и умений для будущей профессии. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
К словесным методам обучения относят рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а учащиеся посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его усваивают.
Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах профессионального обучения.
Возможно несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, занимательностью и эмоциональностью изложения, позволяющими вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа сообщаются задачи деятельности студентов на занятиях.
Во время рассказа изложения преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, с приведением иллюстраций и убедительных примеров.
Рассказ-заключение обычно проводится в конце урока. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задание для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.
В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного.
Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание плана, выбор наиболее рациональной последовательности раскрытия темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание эмоционального тонуса изложения.
Лекция. Монологический способ изложения материала. Используется, как правило, в высших и специальных учебных заведениях и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия студентами учебного в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.
Лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам или крупным разделам.
Применение лекции как метода обучения в условиях современного образовательного учреждения позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения учебно-познавательных проблемных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.
Условиями эффективного проведения лекции является четкое продумывание и сообщение плана лекции, логически стройное и последовательное изложение одного за другим всех пунктов плана с резюме и выводами после каждого из них и логическими связями при переходе к следующему разделу. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснить термины, подобрать примеры и иллюстрации, использовать разнообразные средства наглядности. Лекцию читают в таком темпе, чтобы слушатели могли сделать необходимые записи. Преподавателю поэтому надо четко выделять то, что следует записать, однозначно повторять при необходимости, чтобы облегчить записи.
Преимущества этого метода заключаются в том, что за короткий временной интервал можно раскрыть максимальный объем информации. Именно это часто и привлекает внимание педагогов к лекциям. Однако хороший педагог стремится прибегнуть к лекции не там, где можно, а там где нужно, т.е. руководствуется целями учебного занятия, условиями в которых она проходит и особенностями своих студентов.
Недостатки лекции: в ней, как правило, представляется одна точка зрения; коммуникация осуществляется только в одну сторону, мера активности учащихся незначительна (исключение составляют хорошо продуманные лекции-беседы или проблемные лекции). Содержание, методика изложения материала сильно зависят от личности лектора. В профессиональном образовании лекции имеют свои особенности, к которым относятся использование большого количества научных, технических, производственных примеров из жизни базовых предприятий и отрасли в целом.
Ниже представлены типы лекций, которые наиболее предпочтительны в профессиональном образовании:
- Вводная лекция. В ней преподаватель, как правило, задает общую схему учебного предмета, ориентировку в нем, решает мотивационные цели.
- Обобщающая лекция. Само название характеризует ее цели. Успех ее часто определяется умением педагога организовать рефлексию учащихся относительно освоенного материала.
- Текущая лекция (не совсем адекватное название). Используется, когда необходимо изложить ту или иную информацию.
- Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия. Главная цель такой лекции включить обучаемых в активную самостоятельную деятельность.
- Бинарная (парная лекция). Читается двумя преподавателями. Каждый из них играет определенную роль. Например, основной докладчик и критик, эксперт или проблематизатор и пр. Критика и проблематизация может происходить как за счет формы, так и за счет содержания.
• Лекция-консультация проводится по предварительно сформулированным
вопросам обучаемых.
- Лекция пресс - конференция сходна по типу с предыдущей, т.к. содержание оформляется под запрос слушателей, но проводится нескольким преподавателями.
- Лекция - провокация (или лекция с запланированными ошибками) формирует у обучаемых умение внимательно слушать, оперативно ориентироваться в информации, анализировать и оценивать ее. Можно использоваться как метод "живой ситуации".
Лекция - диалог, содержание подается через серию вопросов, на которые учащиеся должны отвечать по ходу лекции. К этому типу относятся лекции с применением техники обратной связи, программированные лекции - консультации. Важным моментом в подготовке лекции является составление плана последовательности этапов изложения.[49 c.24-26] К средствам активизации деятельности обучаемых на лекции следует отнести:
- проблемные ситуации или проблемные вопросы;
- аудио- и видеофрагменты, введенные малыми порциями. Например, для иллюстрации или проблематизация какого-либо факта, тезиса, приема;
включение содокладчиков (заранее подготовленных учащихся),
которые включаются в лекцию со своими небольшими фрагментами и др.[49 c. 29]
Беседа. Беседа - диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа».
В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.
Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова «эврика» - нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, приводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.
Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всей группы (фронтальная беседа).
Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с группой студентов в целом, так и с отдельными учащимися.
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются преподавателем всей группе, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль студента. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».
В целом, метод беседы имеет следующие преимущества: активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы: требует много времени, необходим запас знаний.
Объяснение. Объяснение - словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных дисциплин, решении познавательных заданий и практических задач; при раскрытии коренных причин и следствий в изучаемой науке и общественной жизни.
Использование метода объяснения требует точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использования сравнения, сопоставления и аналогии; привлечение ярких примеров; безукоризненной логики изложения.
Дискуссия. Дискуссия, как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения [20, с. 181-183].
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». В процессе преподавания технологии обработки текстильных изделий и на уроках учебной практики словесные методы используются редко, т.к. преобладание практических занятий над теоретическим материалом делают их малоэффективными.
- Наглядные методы обучения
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при котором усвоение учебного материала находиться в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, схем, зарисовок на доске, рисунков, дидактических материалов и натуральных образцов.
Метод демонстраций связан с демонстрацией практических работ, инструментов, опытов, оборудования, кинофильмов, диафильмов и др.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные или демонстрационные является условным; оно не исключает возможности отнесение отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных (например, показ дидактических материалов, слайдов). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (проекторов, компьютеров, интерактивных досок, применение технологического оборудования) расширяет возможности наглядных методов обучения.[9,76]
Количество наглядных пособий, используемых одновременно, следует ограничивать, иначе неизбежно снизится качество восприятия каждого из них. Метод демонстрации состоит в том, что мастер показывает, а учащиеся наблюдают предметы, явления и процессы в натуре или в условном изображении, это способствует не только лучшему восприятию усвоению и закреплению нового материала, но и формированию прочных навыков и умений.
При использовании наглядных пособий мастер соблюдает следующие требования, повышающие эффективность показа: учащихся предварительно информируют о том, что они будут наблюдать и с какой целью; демонстрируемое наглядное пособие должно быть хорошо видно всем учащимся; в восприятии наглядного пособия должно участвовать, возможно большее количество органов чувств (зрения слуха осязания, а в необходимых случаях вкуса и обоняния); при демонстрации оборудование и модели необходимо показывать в действии.
Демонстрация трудовых приемов и способов выполнения работ помогает научить правильному выполнению трудовых приемов, составляющих основу производственной деятельности рабочих данной профессии.
Показ трудовых приемов является особо важным методом инструктажа; демонстрация их должна носить обучающий характер. Известно, что учащиеся мало запоминают при наблюдении новой для них работы, выполняемой в обычном темпе.
В процессе показа мастер сообщает учащимся о том, что он намерен показать; объясняет каждое свое движение и действие; подчеркивает его назначение; сопровождает показ демонстрацией соответствующих плакатов и других наглядных пособий.
Большинство показываемых приемов вначале должно выполняться мастером в замедленном темпе. Это помогает учащимся разобраться, из каких трудовых движений состоит прием, уловить способы их выполнения. Этой же цели служит расчленение трудового процесса при помощи пауз на отдельные приемы или этапы его выполнения. Чтобы показать детали приема, иногда важно остановиться не только на каком-либо законченном этапе, но и на отдельных моментах. Это дает возможность учащимся разобрать и осмыслить демонстрируемый процесс [35, с. 88].
Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что «диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики» [2, с. 102].
Существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. А дать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочно, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а так же уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.
Использование наглядных методов обучения на уроках технологии сужается минимальным использованием словесных методов обучения.
- Практические методы обучения.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Практические методы включают упражнения по выполнению трудовых приемов, трудовых операций, комплексных работ, по развитию самостоятельности выполнения заданий, упражнения на тренажерах, лабораторно-практические работы, упражнения по управлению технологическим процессом.
Упражнения — это преднамеренные многократные повторения определенных действий с целью формирования и закрепления навыков и умений. Чтобы производственные упражнения были успешными, они должны отвечать ряду требований, основными из которых являются:
сознательное и целенаправленное выполнение упражнений учащимися;
методически обоснованная систематичность и последовательность, частота и продолжительность упражнений;
постепенное нарастание степени самостоятельности в работе учащихся при посильности задания.
Сознательность и целенаправленность — это первое и важнейшее требование при выполнении упражнений. Учащиеся должны ясно представлять, для чего нужно данное упражнение и активно стремиться к достижению поставленной цели. Знание научно-технических основ изучаемых процессов труда, способов их выполнения, возможных ошибок в работе позволяет учащимся быстро совершенствоваться в изучаемых действиях.
Сознательность и целенаправленность имеют особенно большое значение на первых порах формирования навыков. Чтобы учащиеся не теряли уверенности в результатах упражнений, мастер должен предупредить о предстоящих трудностях и способах их преодоления. Для успеха упражнений надо направлять усилия учащихся, поддерживать их стремление добиться требуемых результатов.
Систематичность упражнений основывается на двух требованиях:
1) каждый новый навык должен включаться в систему ранее усвоенных знаний, навыков и умений;
2) в процессе упражнений навыки надо непрерывно совершенствовать, последовательно повышать требование к точности и скорости выполнения изучаемых действий.
Постепенно следует усложнять условия проведения упражнений.[35 с.93]
Если при выполнении действий учащийся про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает преподавателю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия студентов.
Особенности применения упражнений.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, плакатов, стендов и т. д.
Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.
К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно — трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.
Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда правил: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений - сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем - на воспроизведение - на применение ранее усвоенного - на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации - на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно - поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.
Лабораторно-практические работы.
Лабораторно-практические работы как метод обучения предполагают овладение учащимися навыками и умениями, необходимыми для трудовой деятельности по данной профессии и включающими элементы исследования, анализа и др. Им отводится важная роль в установлении связей между теоретическим и производственным обучением, в усвоении на основе самостоятельного наблюдения и анализа различных связей и закономерностей технологического процесса. [35 c.100]
Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане. Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями. Учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами учебного заведения.
Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами - тренажерами и репетиторами [20, с. 154- 162].
Адекватными поставленным целям практического обучения являются методы активного обучения, при помощи которых достигается овладение профессиональными умениями, развиваются способности и профессиональная культура учащихся.
Исследовательский и эвристический методы сближают познавательную деятельность учащихся с методами научного познания, дают возможность провести учащихся через все основные этапы исследования. Постановка проблемы, познавательной задачи, а затем организация самостоятельной поисковой деятельности увлекает учащихся на уроке производственного обучения. Эвристический метод - это создание условий позволяющих на каждом этапе обучения делать «открытия», выводящие учащихся на новый уровень усвоения. Исследовательский метод - это сознательное усвоение знаний, развитие творческих способностей и интереса к учению.
Метод контрольных вопросов - выделяет индивидуальную и групповую цель, реализацию новизны в виде монолога, диалога, дискуссии. Возможная область использования - индивидуальное и коллективное творчество, обучение учащихся всех специальностей.
Метод ключевых понятий - относится к области конструирования одежды, моделирования прически, создания образа. Он включает рождение конструкторской мысли.
Метод технического творчества - используется при обучении по следующим специальностям: портной, закройщик, парикмахер, пекарь, кондитер. Учащиеся выявляют новые комбинации самих объектов, их свойств, получая в отдельных случаях новое оригинальное и полезное техническое решение. Возможная область применения - тренировка воображения, при индивидуальной и коллективной деятельности.
Метод анализа затрат результатов - относится к области проектирования, состоит из нескольких этапов определения направления, способа и оценки результата, поиска оптимального варианта, оформления работы, доказательства преимущества нового решения. Способствует расширению эрудиции и самостоятельности.
Метод поиска новых технических решений - один из сложнейших методов, включающий постановку задачи, поиск вариантов решения и качественный их анализ.
Метод проектирования - включает проектирование объектов любого назначения и вида. Включает разделы, способствующие решению технических проблем и задач на творческом уровне, особо актуален при подготовке учащихся к выполнению творческих дипломных работ.
Метод тренинга - отработка практических умений и навыков, действий, различных видов деятельности в неоднократно повторяющихся вариантах.
Указанные методы обучения предъявляют особые требования к повышению профессиональной компетенции мастера производственного обучения.
Поэтому развитие практического обучения, форм и методов организации познавательной деятельности учащихся, должно постоянно наполняться спектром инновационных подходов и приемов.
На выбор методов обучения влияет и система работы самого мастера производственного обучения, его индивидуальные способности. Один мастер, например, хорошо владеет техническими средствами обучения, другой отлично рисует на доске, третий - мастерски ведет беседу, четвертому больше удается демонстрационный показ. Потому каждый охотно применяет именно те методы, которые ему больше всего удаются, с помощью которых он получает наилучшие результаты в обучении.
Итак, для практического обучения наиболее актуальными являются следующие методы:
- Наглядно-демонстрационные (показ приемов пособий, иллюстраций, образцов, видеоматериала).
- Наблюдения учащихся (объектов, явлений, действий).
- Практические (упражнения, практическая работа).
- Активные методы (деловая игра, решение производственных задач, эвристические беседы).
К системе преподавания, сформированной у мастера производственного обучения, нужно относиться бережно. Однако это не означает, что мастер может ограничиться небольшой группой методов, пренебрегая всеми остальными. Известно, что деятельность любого педагога наполнена спектром инновационных форм и приемов. Но не каждая такая практика образует педагогические технологии, тем более инновационного типа.
Работа мастера производственного обучения над введением новых приёмов и методов в традиционный урок делает процесс преподавания творческим, труд по-настоящему интересным, дает тот эмоциональный подъём, который живо чувствует и воспринимает аудитория. Кроме того, разнообразие методов поддерживает интерес учащихся к теме урока, а значит и к профессии.
Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Главным недостатком данной классификации считается то, что она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее, именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей - практиков, ученых – методистов и применяется на уроках технологии.
- Индуктивные и дедуктивные методы обучения
Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов - способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных или дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы - от частного к общему или от общего к частному.
Индуктивный метод. Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы при изучении технических устройств и выполнении практических заданий. Индуктивным методом решаются многие математические и физические задачи, особенно когда учитель считает необходимым самостоятельно подвести учащихся к усвоению некоторой более обобщенной формулы.
Слабость индуктивных методов обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.
Дедуктивный метод. Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений [3, с. 85-87].
При использовании индуктивного и дедуктивного методов обучения применяются ранее описанные словесные, наглядные и практические методы, а также репродуктивные и проблемно - поисковые методы, но при этом содержание учебного материала раскрывается определенным логическим образом - индуктивно или дедуктивно. Поэтому можно говорить об индуктивно или дедуктивно построенной беседе, о проблемно и дедуктивно построенном рассказе и т. д. Здесь мы еще раз убеждаемся в том, что «метод обучения» - понятие многоаспектное. В системе методов обучения сочетаются несколько условно выделяемых в классификации методов. И то, что мы говорим о применении индуктивного или дедуктивного метода в преподавании технологии обработки текстильных изделий определяется ведущей дидактической задачей, поставленной педагогом на данном этапе обучения. Если, например, педагог решил сконцентрировать внимание на развитии дедуктивного мышления обобщенного характера, то он использует дедуктивный метод, сочетая его с проблемно поисковым, реализуемым посредством специально построенной беседы
- Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения
Репродуктивные методы. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой преподавателем или другим источником учебной информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются я как бы материальной основой этих методов.
При репродуктивном построении рассказа учитель в готовом виде формулирует факты, доказательства, определения понятий, акцентирует внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно.
Аналогичным образом строится лекция, в которой излагаются слушателям определенные научные сведения, делаются соответствующие записи на доске, фиксируемые слушателями в виде кратких конспектов.
Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что преподаватель в ходе нее опирается на уже известные ученикам факты, на ранее полученные знания и не ставит задачи обсуждения каких-то гипотез, предположений.
Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в ходе их ученики применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания. При этом в ходе практической работы учащиеся не осуществляют самостоятельного приращения знаний. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу.
Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным или принципиально новым для того, чтобы ученики могли осуществить самостоятельный поиск знаний.
На основе репродуктивных методов чаще всего осуществляется программированное обучение [11, с. 67-70].
В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышления студентов, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учащихся навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто зубрежке. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать и такие качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Все это не позволяет их активно применять на уроках технологии, а требует применять наряду с ними еще и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность студентов.
Проблемно-поисковые методы обучения. Проблемно-поисковые методы обучения применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно поисковых методов обучения педагог использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Учащиеся, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.
Изложение учебного материала методом проблемного рассказа и проблемно построенной лекции предполагает, что преподаватель по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим.
Одним из методов проблемного обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседа. В ходе ее учитель ставит перед учащимися ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предположения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Если в ходе эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов новой темы, то во время проблемно поисковой беседы учащиеся разрешают целую серию проблемных ситуаций.
Наглядные пособия при проблемно поисковых методах обучения применяются уже не только в целях активизации запоминания, и для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на уроках.
Ценным видом проблемных практических работ являются исследовательские лабораторные работы, в ходе которых учащиеся, например, самостоятельно выясняют состав и свойства образцов тканей, выбор способов обработки тех или иных узлов изделия и другие. Такие лабораторные работы проводятся до изучения теории и ставят учащихся перед необходимостью сделать некоторые учебные открытия.
К слабым сторонам поисковых методов не позволяющих сделать их единственным видом обучения в образовательном учреждении, по сравнению с репродуктивными, следует отнести: значительно большие расходы времени на изучение учебного материала, недостаточную эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков, особенно трудового характера, где показ и подражание имеют большое значение; слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип опоры на прежний опыт, при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение педагога, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства студентов.
Проблемно-поисковые методы применяются преимущественно с целью развития навыков учебно-познавательной творческой деятельностью, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективно применяются эти методы в тех случаях, когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий, законов и теорий в соответствующей области науки, а не на сообщение фактической информации, выработку лабораторно-экспериментальных умений и навыков трудовой деятельности; когда содержание учебного материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное, на базе которого студенты могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых знаний, то есть проблемные ситуации находятся в зоне ближайшего развития познавательных возможностей студентов. Применение проблемно поисковых методов на уроках технологии обработки текстильных изделий и практических занятиях наиболее эффективно для активизации деятельности по разрешению проблемных ситуаций, учебно-познавательной деятельности учащихся.
Игровые методы Игровые методы (деловые игры), наиболее адекватны целям и условиям обучения рабочих и специалистов в системе профессионального образования.
По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игру как метод обучения передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современных образовательных учреждениях, делающих ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в качестве самостоятельных методов для освоения темы и даже раздела учебного предмета, в качестве учебного занятия или его части.
Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован и выделен в явном виде.
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей и коммуникативных умений. Иногда Вы можете услышать о различных модификациях деловых игр: имитационных, операционных, ролевых и др.
В имитационных играх имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или подразделения, например, кондитерского цеха, бригады сварщиков и др. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (утренняя планерка, беседа бригадира с рабочими) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха и др.). Сценарий этого вида игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначение имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры помогают отрабатывать конкретные специфические операции, например, методики газосварки, разбора конфликтной ситуации в бригаде и пр. Исполнение ролей в этих играх позволяет отрабатывать тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр разрабатывается модель ситуации, между учащимися распределяются роли с обязательным содержанием.
При разработке деловых игр преподавателю необходим энтузиазм, творческий запал и знание методики проектирования, которая так же включает три этапа: подготовки, проведения, анализа и обобщения результатов игры.
- Методы самостоятельной работы
Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя выделяются на основе оценки меры самостоятельности учащихся в выполнении учебной деятельности, а также степени управления этой деятельностью со стороны преподавателя.
Когда учащийся выполняет свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе применяется метод самостоятельной работы. Когда методы применяются при активном управлении действиями учащихся со стороны преподавателя, классифицируется как методы учебной работы под руководством педагога. Самостоятельная работа выполняется как по заданию преподавателя при посредственном управлении ею, так и по собственной инициативе студента, без указаний и инструктажа преподавателя.
Самостоятельная работа учащихся осуществляется при выполнении самых разнообразных видов учебной деятельности: работа с учебным пособием по специальной дисциплине, справочной и другой литературой.
Некоторые уроки по доступным темам вообще рационально проводить в виде самостоятельной работы студентов с учебником.
Путем использования разнообразных видов самостоятельной работы у учащихся необходимо выработать: некоторые самые общие приемы ее рациональной организации, умение рационально планировать эту работу, четко ставить систему задач предстоящей работы, вычленять среди них главные, умело избирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач, умелый и оперативный самоконтроль за выполнением задания, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, умение анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлений причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе [9, с. 75-79].
На уроках технологии по специальным дисциплинам достаточно часто используются методы самостоятельной работы и применяются в сочетании с проблемно поисковыми методами.
- Методы стимулирования учебной деятельности студентов в процессе обучения
- Методы формирования познавательного интереса
Формирование познавательного интереса является ведущим мотивом учебной деятельности. Проблема, которая часто встает перед коллективом педагогов - это разработка собственной системы развития мотивации учения, развития познавательного интереса как глубинного мотива учения, а для функциональных служб училища - создание эффективной системы отслеживания мотивации образовательной деятельности.
Существует богатый арсенал форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Условно можно выделить четыре блока основных методов мотивации в зависимости от их влияния на различные сферы личности учащихся.
Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений.
Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи преподавателя. В этом еще раз проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от методов ее стимулирования.
Основные методы стимулирования деятельности учеников:
Методы | Форма выражения |
1.Эмоциональные | Поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью. |
2.Познавательные | Опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод). |
3.Волевые | Предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности. |
4.Социальные | Развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование |
Успешное формирование познавательного интереса к учению тесно связано как с эффективным использованием различных методов стимулирования деятельности учащихся, так и с уровнем усвоения способов деятельности, сформированное различных учебных умений, навыков.
Реализация мотивов и целей учебной деятельности осуществляется в процессе учебных действий. Цель и содержание урока должны определяться тем составом учебно-продуктивных действий, которыми владеют учащиеся, степенью их сформированности и освоенности. Занимаясь формированием познавательного интереса, необходимо помнить о том, что бывают различные уровни познавательного интереса:
I уровень - проявление ситуативного интереса к учебе, к предмету (иногда на уроке бывает интересно, нравится преподаватель, нравится получать хорошие отметки).
II уровень - учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).
III уровень - интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке).
IV уровень - повышенный познавательный интерес (легко дается предмет; с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует преподаватель).
Положительные показатели I и II уровня сформированного познавательного интереса важны, скорее всего, на начальном этапе обучения. На этапе усвоения знаний и умений важны другие параметры - III уровень и особенно IV уровень. Учащиеся получают удовольствие от решения задач, проявляют интерес к обобщениям и законам. Им интересно не только знания, но и способы их добывания, они испытывают интерес к самообразовательной деятельности. Положительная мотивация здесь устойчивая, и она заложена в сам процесс учения. Задача профессионального образования обеспечить достаточный уровень сформированности познавательного интереса к выбранной профессии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Аристова Л.П. Активность учения школьника.- М., 1986.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1985. - Выготский Л.С. Собрание сочинений.: В.6 - М., 1983.-Т.1.
- Возрастная и педагогическая психология.: Хрестоматия. Дубровина
И.В., Прихожан A.M. - М.: Академия, 1998. - Венгер Л.А. Психология. - М.: Просвещение, 1988.
- Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 1999.
- Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2001.
- Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. - М.:Просвещение, 1987.
- Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся
при изучении физики. - М.: Просвещение, 1986. - Конышева Н.М. Методика трудового обучения. - М.: Академия, 1999. 11. Кругликов Г.И.
- Как обучать технологии., ж. «Школа и производство»., 1998, №6, с. 53-57.
- Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения., ж. «Вопросы психологии»., 1985, №5, с. 41-44.
- Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. -М.: Просвещение, 1985.
- Лында А.С. Методика трудового обучения. -М.: Просвещение, 1985.
- Маслакова З.С. Дидактические игры, проводимые на уроках труда., ж. «Начальная школа., 1989, №1, с. 50-51.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура познавательной
активности., ж. Вопросы психологии»., 1986, №4, с .5-16. - Маркова А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1985.
- Огерчук Л.Ю. Технология в начальной школе., ж. «Школа и производство»., 1998, №2, с. 10-13.
- Организация познавательной деятельности учащихся. Ред. В.Д Семенов. – Свердловск, 1985.
- Петровский А.В. Психология. – М.: Академия, 2000.
- Пидкасистый П.И. Педагогика. Учеб. пособ. – М., 2001.
- Платонов К.К. Место активности в общей структуре личности и ее особенности. – Курск,1968.
- Подласый И.П. Педагогика. – М., 2002.
- Прокопьева З.И. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда. – М.: Просвещение, 1986.
- Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. – М.: Центр «Педагогический поиск»., 2001, с. 160-162.
- Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1998.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения.: В 3т. – т. 2, М., 1980.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1986.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988.
- Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.
- Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1988.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1988.
- Древелов Х. Домашние задания.: Пер. с нем. Кабановой Н.С. – М.: просвещение, 1989.
- Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально технического образования – Высшая школа, 1977.
- Бусыгина ТА., Цыганов К.Г. Как научиться хорошо учиться. Учебно-методическое пособиеЛ Самара: Издательство СГПУ, 2008 г., 209 с.
- Глазунов А.Т. Управление профшколой на образовательном рынке. - М.: Изд.центр НОУ ИСОМ, 2004 г. - 42 с.
- Жуков Г.Н. Основы педагогических знаний мастера производственного обучения. Учебное пособие.- М.: Изд. отдел НОУ, ИСОМ.- 2005 г., 248 с.
- Звягинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. Уч. пособие,-М.: изд. центр «Академия», 2001. - 192 с.
- Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Учебное пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2005 г. - 288 с.
- Освоение новых педагогических технологий в профессиональном образовании. Под научн. редакцией О.Б. Читаевой. - М.: НП АПО, 2007г. - 220 с.
- Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения / Уч. пособие стер. - М.: Изд.центр «Академия», 2007. - 158 с.
- Ротобольская Л.А. Актуальные проблемы теории и методики производственного обучения. Учебное пособие, Челябинский ИРГЮ, 1999 г. 78 с.
- Сергеева Т.А., Уварова Н.М. Проектирование учебного занятия. Методические рекомендации - М.: Изд.центр «Академия», 2000. - 84 с.
- Смирнов И.П., Хварцкия А.Х. Технология педагогического общения в профессиональной школе. Методическое пособие /- М.: Издательский дом
: Ореол- Лайн, 2000 г. - 75 с.
- Михайлова Н.Н. Комплексный подход к применению педагогических технологий. Учебно-практическое пособие: М., Изд. Центр АПО, 2001 г. 132
- Михайлова Н.Н. Проектирование образовательных технологий в профессиональном колледже. Монография. / М.: НИИРПО, 2007 г., - 246с.
- Михайлова Н.Н. управление процессом внедрения эффективных педтехнологий в системе профессионального образования. Монография. / М.: ИРПО,2001 г. 168 с.
- Травкина Н.Н. Развитие форм и методов практического обучения в УНПО. Автореферат на соискание уч. ст. к.п.н., М.:, Изд.центр ИРПО, 2005 г.- 27 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов и подготовки к практическим занятиям МДК 02.01. Технология обработки текстильных изделий 29.01.08 Оператор швейного оборудования
Настоящие указания составлены для студентов профессии 262019.04 (29.01.08) Оператор швейного оборудования и содержат информацию о требованиях, предъявляемых к выполнению практических работ...
Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Главной задачей современной системы образования является создание условий для формирования личности ученика, который способен к дальнейшему самосовершенствованию, самообразованию, взаимодействию и сот...
Программа производственной практики междисциплинарного курса МДК.01.01. Технология обработки текстильных изделий профессия: 19601 «Швея» срок обучения 2,5 месяца
Программа производственной практики междисциплинарного курса МДК.01.01. Технология обработки текстильных изделий профессия: 19601 «Швея» срок обучения 2,5 месяца...
Программа учебной практики междисциплинарного курса МДК.01.01. Технология обработки текстильных изделий Профессия: 19601 «Швея» срок обучения 2,5 месяца
Программа учебной практики междисциплинарного курса МДК.01.01. Технология обработки текстильных изделий Профессия: 19601 «Швея» срок обучения 2,5 месяца...
Календарно-тематический план по учебной дисциплине Технология обработки текстильных изделий по профессии 19601 Швея Срок обучения 2,5 месяца
Календарно-тематический план по учебной дисциплине Технология обработки текстильных изделий по профессии 19601 Швея...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
В статье рассмотрены основные принципы применения интерактивных технологий обучения в преподавании клинических дисциплин как способа активизации познавательной деятельности обучающихся и основа развит...
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПО МДК 02.01 ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ по профессии 29.01.08 Оператор швейного оборудования
План - конспект урока теоретического обучения по МДК 02.01 Технология обработки текстильных изделий /авт. - сост. Д. М. Рева; ГБПОУ «Курганский техникум сервиса и технологий». - Курган, 20...