Ботаника
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины «Ботаника» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство (базовой подготовки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
учебная дисциплина "Ботаника" | 47.49 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БОТАНИКА
2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Ботаника» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство (базовой подготовки).
Организация-разработчик: ГБПОУ РК « Петрозаводский лесотехнический техникум»
Разработчик: преподаватель ГБПОУ РК « Петрозаводский лесотехнический техникум» Гордеева М.П.
Рассмотрена на заседании Методического совета техникума, рекомендована к использованию в учебном процессе.
Протокол № от
Председатель Методического совета ______________________Н.А. Овчинникова
Принята на заседании Педагогического совета техникума
Протокол № от
© ГБПОУ РК «Петрозаводский лесотехнический техникум»
© Гордеева Майя Павловна , преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| |
| |
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Ботаника
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство (базовой подготовки) направления 35.00.00 СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО область образования СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
13376 – лесовод: 17531 – рабочий зеленого хозяйства;
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общепрофессиональная дисциплина
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять основные виды споровых и травянистых растений;
- распознавать основные типы различных органов растений и их частей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные вегетативные и генеративные органы растений;
- способы размножения, процессы жизнедеятельности растений, их зависимость от условий окружающей среды;
- главнейших представителей травянистых растений, их роль в формировании напочвенного покрова;
- растения–индикаторы лесорастительных условий, лекарственные растения;
- редкие и исчезающие виды региона и мероприятия по их охране.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 132 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 88 часов;
самостоятельной работы обучающегося 44 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 132 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 88 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 12 |
практические занятия | 26 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: Составление кроссвордов, конспектирование, самостоятельное изучение отдельных тем | 44 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Ботаника»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Морфология растений 24 час | Тема 1.1. Введение. Ботаника – наука о растениях. Общие положения морфологии растений | 2 | 1 |
Тема 1.2. Основные вегетативные органы растений | 2 | 1 | |
Общий обзор вегетативных органов | 2 | ||
Практическая работа№1: Изучение строения и функций стебля. Побег. Почки. | 2 | 2 | |
Практическая работа№2: Изучение строения и функций корня. Зоны корня. Типы корневых систем | 2 | ||
Практическая работа№3: Изучение строения и функций листа. Типы жилкования. Формы листовой пластинки. Простые и сложные листья. | 2 | ||
Самостоятельная работа №1« Метаморфозы стебля, корня, листа» | 4 | ||
Тема 1.3.Размножение растений, его типы и сущность. Способы вегетативного размножения. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа №2« Значение вегетативного размножения в природе и хозяйственной деятельности человека» | 2 | ||
Тема 1.4 Генеративные органы растения. Общий обзор | 2 | 1 2 | |
Цветок, строение, функции. Соцветия. Плоды Семена.. | 2 | ||
Практическая работа№4: Изучение строение, функции цветка. Соцветия и их виды. | 2 | ||
Практическая работа№5: Изучение строения, классификации плодов. | 2 | ||
Практическая работа№6: Изучение строения семян и всходов. | 2 | ||
Самостоятельная работа №3 « Распространение плодов и семян» | 2 | ||
Раздел 2 Анатомия растений 22 час | Тема 2.1 Общие положения анатомии растений. Растительная клетка . | 2 | 1 |
Самостоятельная работа №4«Строение растительной клетки. Митоз, мейоз» | 2 | ||
Тема 2.2. Растительные ткани Общие понятия и классификация тканей | 2 | ||
Строение и функции растительных тканей. | 2 | ||
Лабораторная работа№1: Изучение анатомического строения растительных тканей. | 2 | 2 | |
Тема 2.3. Анатомия вегетативных органов растений. Анатомическое строение стебля . Анатомическое строение корня, листа. | 2 2 | ||
Лабораторная работа№2: Изучение анатомического строения стеблей однодольных и двудольных травянистых растений. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа №3 : Изучение анатомического строения стебля хвойных | 2 | ||
Лабораторная работа №4: Изучение анатомического строения стебля лиственных деревьев. | 2 | ||
Лабораторная работа №5: Изучение анатомического строения первичного и вторичного корня. | 2 | ||
Лабораторная работа №6: Изучение анатомического строения плоского листа и хвои. | 2 | ||
Раздел 3. Физиология растений 14ч. | Тема 3.1 Общие положения физиологии растений. Тема 3.2 Основы физиологии растительной клетки. | 2 | 1 |
Тема 3.3 Водный режим растения. Устойчивость растений к неблагоприятным условиям среды Содержание. | 2 | 1 | |
Тема 3.4 Процессы ассимиляции и диссимиляции в растениях. Реакция фотосинтеза, ее условия. Природа и роль хлорофилла в фотосинтезе. Влияние внешних и внутренних факторов на фотосинтез. | 2 | 1
| |
Дыхание и его значение. Брожение. | 2 | ||
Тема 3.5 Почвенное питание Усвоение зольных элементов и азота растениями из почвы. Понятие потребности и требовательности в почвенном питании | 2 | 1. | |
Тема 3.6 Рост и развитие растений Условия, влияющие на рост и развитие растений. | 2 | 1.2 1 | |
Понятие о росте и развитии растений. | 2 | ||
Раздел 4 Систематика растений 28 | |||
Тема 4.1 Общие положения систематики растений Тема 4.2 Царство Дробянки. Подцарство Бактерии | 2 | 1 3 3 | |
Тема 4.3 Царство Грибы Тема 4.4 Царство Растения. Низшие растения Водоросли. Отдел лишайники. | 2 | ||
Тема 4.5 Царство Растения. Высшие споровые растения Отделы Моховидные. | 2 | ||
Характеристика папоротниковидных, плауновидных, хвощевидных. | 2 | ||
Практическая работа№7: Изучение отдела Моховидных. | 2 | ||
Самостоятельная работа №5«Значение грибов. Отдел зелёные водоросли, их строение, размножение, роль» | 6 | ||
Самостоятельная работа №6 « Отдел хвощевидные» | 6 | ||
Тема 4.6 Царство Растения. Высшие семенные растения. Характеристика высших семенных растений. Голосеменные. | 2 | ||
Отдел Покрытосеменные, особенности строения, развития, размножения. | 2 | ||
Эволюция покрытосеменных. | 2 | ||
Практическая работа: Изучение отдела Голосеменных | 2 | 1, 2 3 3 3 3 3 3 3 | |
Практическая работа: Изучение классов Двудольные и Однодольные, их характеристика | 2 | ||
Практическая работа: Изучение системы покрытосеменных. Характеристика главных семейств покрытосеменных. | 2 | ||
Практическая работа: Знакомство с растительным покровом разных типов леса. | 2 | ||
Практическая работа: Ознакомление с принципами построения определителя и методикой определения цветковых растений. Представители растений ,встречающиеся в напочвенном покрове лесов Карелии. | 2 | ||
Практическая работа: Знакомство с редкими и исчезающими растениями Карелии. | 2 | ||
Самостоятельная работа № 7«Систематика покрытосеменных» | 6 | ||
Самостоятельная работа №8 « История развития растительного мира на Земле» | 6 | ||
Самостоятельная работа №9 «Лекарственные растения Карелии» | 6 | ||
Самостоятельная работа №10 « Физиология и систематика растений» | 4 | ||
Итого | 88 |
Самостоятельная работа | 44 | |
ИТОГО: | 132 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории и кабинета Ботаники.
Оборудование учебного кабинета - лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся из расчета на 30 чел.
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект учебно-наглядных пособий: таблицы, гербарии растений, коллекции плодов и семян для проведения лабораторно-практических работ,
- учебные диски,
- комнатные растения.
Технические средства обучения:
- компьютер,
- мультимедиапроектор,
- графопроектор,
- микроскопы и микропрепараты,
- посуда, предметные и покровные стекла, пинцеты, препаровальные иглы
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Родионова А.С. и др., Ботаника, Москва, АСАДЕМА, 20014 г.
Дополнительные источники:
Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Ботаника т.2, Москва, Оникс, 2007г.
Сергиевская Е.Б.Систематика высших растений, Санкт-Петербург, 2002г.
Власов Н.П. Практикум по лесным травам, Москва, Лесная промышленность, 1978г.
Дорохина Л.Н. и Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике, Москва, Просвещение, 1980г.
Раменская М.Л Определитель высших растений Карелии, Петрозаводск, 1960г.
Электронные ресурсы:
- http://www.plantarium.ru/
- http://elementy.ru/biology
- http://www.licey43.ru/biblio/biolog/fotosin.htm
- http://www.megabook.ru
- http://www.aquaplants.ru/2007/12/05/priznaki_nedostatka_mineralnykh_veshhestv_u_rastenijj.html
- http://zhurnal.lib.ru/o/oleg_w_m/cdocumentsandsettingsolegmoidokumentychtotakoefitobiologijartf.shtml
- http://growplants.ru/Obschaya-informatsciya/multiply.html
- http://www.ecosystema.ru/07referats/geogr_rast.htm
- http://www.krugosvet.ru/enc/Earth_sciences/geografiya/PUSTINI.html
- http://www.rastitelnyj.ru/tundra3.htm
- http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R0pLlxt:l!nut:
- http://geography.kz/slovar/les/
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/129106/
- http://www.botsad.ru/world5.htm
- http://www.stranymira.com/na/1169-severnaja-amerika-prirodnye-zony.html
- http://forest-russia.narod.ru/leszona.htm
- http://geobotany.narod.ru/theory5.htm
- http://biogeografiya.ucoz.ru/index/0-5
- http://www.botanika.ru/
_________________________________________
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: -определять основные виды споровых и травянистых растений, -распознавать основные типы различных органов растений и их х частей знания: -основные вегетативные и генеративные органы растений, -способы размножения, процессы жизнедеятельности растений, их зависимость от условий окружающей среды, -главнейших представителей травянистых растений, их роль в формировании напочвенного покрова, -растения-индикаторы лесорастительных условий, лекарственные растения, -редкие и исчезающие виды региона и мероприятия по их охране. | 1.Устный опрос 2.Оценка за тестирование 3. Оценка при решении задач по темам 4. Оценка выполнения практических и лабораторных работ 5. Оценка за экзамен 6. Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (презентации, доклады, тесты, рефераты), |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь по ботанике
В данной разработке представлены задания для внеаудиторной работы студентов по ботанике....
Праздник «Посвящение в юные натуралисты» по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная ботаника», I год обучения
Сценарий праздника " Посвящение в юные натуралисты" предназначен для руководителей детских объединений естественно-научной направленности в учреждениях дополнительного образования, а также для учителе...
Итоговое тестирование по дисциплине "Ботаника с основами физиологии растений"
Материал представляет собой тестовые задания в 2 вариантах для итоговой проверки уровня знаний студентов 2 курса специальностей СПО: "Агрономия" и "Садово-парковое и ландшафтное строительство"....
Календарно-тематический план по дисциплине "Ботаника с основами физиологии растений"
Календарно-тематический план по дисциплине "Ботаника с основами физиологии растений" рассчитан на 108 аудиторных часов и предназначен для специальностей "Агрономия" и "Садово-парковое строительство" С...
Презентация по учебной дисциплине Ботаника с основами физиологии растений "Что такое болото? Распространение болот на Земном шаре"
Данный материал представляет собой мультимедийную презентацию по теме "Что такое болото. Распространение болот на Земном шаре". Содержит информацию о том, что такое болото, какие бывают типы болот, че...
Методическая разработка занятия по дисциплине "Ботаника с основами физиологии растений" по теме "Корневые системы. Видоизменения корня"
Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Корневые системы. Видоизменения корня" и предназначен для специальностей "Агрономия" и "Садово-парковое и ландшафтное строит...
Программа промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта по дисциплине «Ботаника»
Промежуточная аттестация по дисциплине "Ботаника", проводится в форме дифференцированного зачета и обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью студента....