Основы садово-паркового искусства
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы садово-паркового искусства разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство (базовая подготовка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
учебная дисциплина "Основы садово-паркового искусства" | 56.95 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы садово-паркового искусства
2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы садово-паркового искусства разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство (базовая подготовка).
Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Петрозаводский лесотехнический техникум»
Разработчики: Гордеева М.П. преподаватель ГБПОУ РК ПЛТТ
Рассмотрена на заседании Методического совета техникума, рекомендована к использованию в учебном процессе.
Протокол № от
Председатель Методического совета ______________________Н.А. Овчинникова
Принята на заседании Педагогического совета техникума
Протокол № от года
© ГБПОУ РК "Петрозаводский лесотехнический техникум"
@ Гордеева М.П. преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 12 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» (базовая подготовка).
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки), профессиональной подготовке по рабочим профессиям в области садово-паркового и ландшафтного строительства.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять стилевые особенности садово-паркового ландшафта;
- формировать пейзаж ландшафта в соответствии со стилевыми особенностями.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- историю садово-паркового искусства;
- основные стилевые направления в садово-парковом искусстве;
- элементы и компоненты садово-паркового искусства;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 144 ч, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 94 ч:
- теоретических занятий – 52 ч;
- практических занятий – 42 ч;
самостоятельной работы обучающегося - 50 ч.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 144 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 94 |
в том числе: | |
практические занятия: | 42 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 50 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Раздел 1. История развития садово-паркового искусства от древнего мира до первой половины 18 в. ( регулярное стилевое направление) | |||||||
Тема 1.1. Введение. Садово-парковое искусство древнего мира и античности | Содержание учебного материала | 6 | |||||
1. | Садово-парковое искусство и его связь со смежными дисциплинами. Задачи садово-паркового искусства. Роль садово-паркового искусства в зеленом строительстве. | 2 | 2 | ||||
2. | Этапы садово-паркового искусства (древний, допромышленный, промышленный). Сады древнего Египта, ассортимент растений, особенности планировки. Сады Двуречья, ассортимент растений, особенности планировки, сады Семирамиды. | 2 | 2 | ||||
3 | Садово-парковое искусство античной Греции, основные периоды, типы сформировавшихся садов, особенности планировки и ассортимент растений. Садово-парковое искусство древнего Рима, основные периоды, типы сформировавшихся садов, особенности планировки и ассортимент растений. Древние культовые урочища Руси. | 2 | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом лекций. Подготовка обзора планировочных особенностей планов садов Древнего мира в виде презентации, рефератов. | 4 | 3 | |||||
Тема 1.2 Средне-вековые европейские сады. Сады эпохи Возрожде-ния. | Содержание учебного материала | 8 | |||||
1. | Эпоха Средневековья, общая характеристика эпохи, периоды. Типы садов эпохи Средневековья, особенности планировки, ассортимент растений, сад-лабиринт. Сады арабов в Испании. Альгамбре. Генералиф. | 2 | 2 | ||||
2. | Эпоха Возрождения, общая характеристика эпохи, периоды. Сады итальянских вилл эпохи Ренессанса. Рельеф, вода, особенности планировки и скульптура, используемые в садах итальянских вилл. Вилла Капрарола. Вилла Ланте. Вилла д Эсте. | 2 | |||||
Практические занятия №1 | |||||||
1. | Подготовка обзора планировочных особенностей садов Средневековья в виде презентации. | 2 | 3 | ||||
Практические занятия №2 | |||||||
2 | Подготовка обзора планировочных особенностей садов эпохи Возрождения в виде презентации. | 2 | 3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом лекций. Составление тестовых заданий по темам «Средневековые сады. Сады эпохи Возрождения». | 3 | 3 | |||||
Тема 1.3 Садово-парковое искусство стиля барокко и классицизма Европейские сады стиля барокко. | Содержание учебного материала | 6 | |||||
1. | Французское садово-парковое искусство 17 века, отличительные черты. Причины возникновения стиля барокко. Основоположники и создатели парков в стиле барокко. Отличительные черты стиля барокко на примере французских и немецких садов Версаля, Во-ле-Виконт, Херренхаузена. | 2 | 2 | ||||
Практические занятия№3 | |||||||
1 | Подготовка обзора планировочных особенностей: резиденция Во-ле-Виконт, Версаль. Сделать презентацию. | 2 | 3 | ||||
2 | Подготовка обзора планировочных особенностей: резиденция Во-ле-Виконт, Версаль. Сделать презентацию. | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка доклада к семинару по теме «Знаменитые французские сады». | 4 | 3 | |||||
Тема 1.4. Регулярные сады России | Содержание учебного материала | 16 | |||||
1 | Сады в древнерусском городе. Монастырские сады. Государевы и боярские сады. Аптекарские огороды. Верховые сады. Первые подмосковные сады. Образцовая усадьба Алексея Михайловича. | 2 | |||||
2 | Принцип регулярности. Особенности русского регулярного паркостроения. Первые регулярные сады (на Яузе в Москве, Летний сад). | 2 | 2 | ||||
3. | Приморские «парадизы»: Петергоф, Ораниенбаум, Стрельна, малые усадьбы на берегах Финского залива в Прибалтике. | 2 | |||||
4 | Становление отечественной школы при Петре I. Эволюция регулярного паркостроения в Петербурге и его окрестностях. Регулярные сады Царского села и Ораниенбаума, городские сады Петербурга. | 2 | |||||
5 | Послепетровские ансамбли в Москве и провинциях. Кусково, Архангельское. | 2 | |||||
Практические занятия№4 | |||||||
1 | Подготовка обзора планировочных особенностей регулярных садов города Пушкина и Финского залива (Царское село, Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум). | 2 | 3 | ||||
Практические занятия№5 | |||||||
2 | Подготовка обзора планировочных особенностей регулярных садов Москвы (Кусково, Архангельское). | 2 | 3 | ||||
Практические занятия№6 | |||||||
3 | Подготовка обзора планировочных особенностей садов и парков Северо-Западного региона, Республики Карелия. | 2 | 3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом лекций. Подготовка обзора планировочных особенностей планов садов и парков Северо-Западного региона в виде презентации Подготовка планировочных особенностей садов России 18 века в виде презентации или доклада. | 8 | 3 | |||||
Раздел 2. | История развития садово-паркового искусства второй половины 18 в. (пейзажное стилевое направление) | ||||||
Тема 2.1 Садово-парковое искусство Китая и Японии. | Содержание учебного материала | 6 | |||||
1. | Парки Китая. Северное и южное направления в искусстве садов на примере парков Ихеюань и садов Лю в Сучжоу | 2 | 2 | ||||
2. | Парки Японии. Символизм в отображении садов, типологические черты японских садов | 2 | |||||
Практические занятия№7 | |||||||
1. | Подготовка обзора планировочных особенностей садов Китая и Японии. | 2 | 3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом лекций. Подготовка обзора планировочных особенностей планов японских и китайских садов в виде презентации | 4 | 3 | |||||
Тема 2.2 Пейзажные парки Европы | Содержание учебного материала | 10 | |||||
1. | Смена стилевого направления. Причины, способствующие перемене стиля. Основные этапы становления нового стиля. Романтизм в отражении пейзажей. Теоретики ландшафтного искусства | 2 | 2 | ||||
2. | Парки Англии и Германии. Отличительные стилевые особенности английских и немецких парков. Парки Англии. Парк Стоу. Парк Чизвик. Пейзажные парки Германии. Мюскау. Вертлиц. | 2 | |||||
3 | Пейзажные парки Франции. Эрминонвиль. Пейзажный парк Польши, Лазенки. Пейзажный парк Болгарии, Врана. | 2 | |||||
Практические занятия№8 | |||||||
1 | Подготовка обзора планировочных особенностей планов: парки Англии, парки Франции и Германии. | 2 | 3 | ||||
Практические занятия№9 | |||||||
2 | Подготовка обзора планировочных особенностей: парки Польши и Болгарии | 2 | 3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом лекций. Подготовка тестовых заданий по теме «Пейзажные парки Европы» | 3 | ||||||
Тема 2.3. Пейзажные парки России. Современные стили устройства садов | Содержание учебного материала | 18 | |||||
1. | Особенности пейзажного паркостроения в России второй половины XVIII века. Ранний классицизм. | 2 | |||||
2. | Особенности пейзажного паркостроения в России первой половиныXIX века. Романтизм. | 2 | 3 | ||||
3. | Особенности паркостроения в России второй половиныXIX – начала XX в. | 2 | |||||
4. | Садово-парковое искусство СССР. Марсово поле, Центральный парк культуры и отдыха им. А. М. Горького в Москве. Приморский парк Победы им. С. М. Кирова, Мемориальный комплекс в Берлине, Южно-Приморский парк им. В. И. Ленина. | 2 | |||||
5. | Формирование и утверждение империализма, озеленение городов. Беттерси-парк в Лондоне, Сефтон-парк в Ливерпуле, Бют-Шомон в Париже, Центральный парк в Нью-Йорке, Вашингтон-парк в Чикаго, Хумбольт-парк в Чикаго, лесопарк в Амстердаме. Характерные черты стиля модерн, эклектики и хай-тека. | 2 | |||||
Практические занятия№10 | |||||||
1 | Подготовка обзора планировочных особенностей русских пейзажных парков. | 2 | |||||
Практические занятия№11 | |||||||
2. | Подготовка обзора планировочных особенностей ландшафтного искусства конца 19 и начала 20 веков. | 2 | |||||
Практические занятия№12 | |||||||
3 | Подготовка обзора планировочных особенностей планов современных парков за рубежом. | 2 | |||||
Практические занятия№12 | |||||||
4 | Подготовка обзора планировочных особенностей планов современных парков за рубежом. | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом лекций. Подготовка презентации, реферата по теме «Пейзажные парки России». | 12 | 3 | |||||
Раздел 3 | Элементы и компоненты формирования пейзажа | ||||||
Тема 3.1. Основные принципы формирования пейзажа | Содержание учебного материала | 24 | |||||
1. | Морфологические части (единицы) ландшафта. Антропогенный ландшафт. Связь с компонентами и морфологией ландшафта. Связь с классификацией ландшафтов. | 2 | |||||
2. | Рельеф, парки на равнинном рельефе, на склонах. Парки на холмах, парки в горной долине, овражной территории. | 2 | 2 | ||||
3. | Режим питающего поверхностного стока, форма водоемов, проектирование островов. Реки и ручьи, водопады, каскады, фонтаны | 2 | |||||
4. | Аллеи. Группы из деревьев и кустарников, классификация. Возраст древесно-кустарниковых групп. | 2 | |||||
5. | Цветочные и декоративные травянистые растения, подбор ассортимента | 2 | |||||
Практические занятия№13 | |||||||
1. | Подготовка обзора планировочных особенностей планов парков на разных типах рельефа. | 2 | 3 | ||||
Практические занятия№14 | |||||||
2. | Подготовка обзора озеленения водных пространств. | 2 | |||||
Практические занятия№15 | |||||||
3. | Подготовка обзора по теме «Соотношение типов пространственных структур на примере боскетов, партеров и куртин». | 2 | |||||
Практические занятия№16 | |||||||
4. | Выполнение эскиза композиции по теме «Соотношение типов пространственных структур на примере боскетов, партеров и куртин». | 2 | |||||
Практические занятия№17 | |||||||
5. | Подготовка обзора по теме «Использование растительных элементов на примере древесно-кустарниковой группы» | 2 | |||||
Практические занятия№18 | |||||||
6. | Выполнение эскиза композиции по теме «Использование растительных элементов на примере древесно-кустарниковой группы» | 2 | |||||
Практические занятия№19 | |||||||
7. | Выполнение эскиза композиции по теме « Использование средств ландшафтной композиции на примере фрагмента сада» | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом лекций. Выполнение эскиза фрагмента сада | 12 | 3 | |||||
Всего: | 144 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Основы садово-паркового искусства
Оборудование учебного кабинета:
- 25 посадочных мест,
- рабочее место преподавателя,
- учебно-методический комплекс по дисциплине;
- учебные стенды;
- плакаты;
- канцелярские и чертежные принадлежности
Технические средства обучения:
- компьютер с интернет-доступом;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- сканер;
- принтер;
- электронные носители для записи и хранения информации (флэш-диск (1гб), Диск CD-RW(700 мб))
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Сокольская О. Б. История садово-паркового искусства / О.Б. Сокольская - Издательство: ИНФРА-М, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, 2016 г.- 349 с.
Дополнительные источники:
- Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей / В.В. Дормидонтова - М., Академия, 2014. – 208 с.
- Евсеева З.Т. Парки. Самые красивые и знаменитые сады / З.Т. Евсеева – М.: Аванта +, 2015. – 183 с.
- Клукерт Э. Садово-парковое искусство Европы от античности до наших дней / Э. Клукерт Пер. с нем. М.: Арт-Родник, 2008. - 496 с.
- Ожегова Е.С. Ландшафтная архитектура. История стилей. / Е.С. Ожегова - М.:Оникс, 2015. – 624 с
Интернет-ресурсы:
- Геодезическая информационная система: htt:www.geobook.ru.
- Официальный сайт научно-технической библиотеки СГГА. – Режим доступа: http://lib.ssga.ru/. – загл. с экрана.
- Электронно-библиотечная система научно-издательского центра «ИНФРА-М». – Режим доступа: http://znanium.com/. – загл. с экрана.
- Электронно-библиотечная система издательства «Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com/. – загл. с экрана.
- Научная электронная библиотека. – Режим доступа: http://elibrary.ru/. – загл. с экрана
- http://www.lesoustroistvo.ru
- http://www.rosleshoz.gov.ru
- http:// www.consultant.ru.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать:
| Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, практических занятий. Оценка за тестирование. Оценка за экзамен. Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, практических занятий. Оценка за тестирование. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 - 100 | 5 | отлично |
80 - 89 | 4 | хорошо |
70 -79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменатором определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное пособие по ПМ.02 Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству МДК 02.01. «Цветоводство и декоративное древоводство» для специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Учебное пособие по ПМ.02 Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству МДК 02.01. «Цветоводство и декоративное древоводство» для специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное ст...
Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине ЕН 03 Экологические основы природопользования основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии СПО 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Комплект контрольно-оценочных средств разработан по дисциплинеобщего естественнонаучного учебного цикла Экологические основы природопользования на основе Стандарта и рабочей программы, предназна...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии» для специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии» разработана соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе ра...
Календарно-тематический план "Основы философии" специальность 35.02.12 "Садово-парковое и ландшафтное строительство"
Календарно-тематический план "Основы философии" специальность 35.02.12 "Садово-парковое и ландшафтное строительство"...
Практическое занятие по дисциплине "Основы менеджмента" "Проведение делового совещания по заданной теме" для специальности 35.02.12 "Садово-парковое и ландшафтное строительство"
Практическое занятие по дисциплине "Основы менеджмента" "Проведение делового совещания по заданной теме" для специальности 35.02.12 "Садово-парковое и ландшафтное строительств...
Рабочая программа по дисциплине "Основы менеджмента" для специальности 35.02.12 "Садово-парковое и ландшафтное строительство"
Рабочая программа по дисциплине "Основы менеджмента" для специальности 35.02.12 "Садово-парковое и ландшафтное строительство"...
Стили садово-паркового искусства
Все водоемы, даже искусственного происхождения, должны носить ярко выраженный природный характер: неровная береговая линия, естественное обрамление (галька, песок, околоводные растения).Пейзажный стил...