методическая разработка занятия по ветеринарии "Сибирская язва"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«ЮРЬЕВЕЦКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 1
По дисциплине МДК.02.01. Методики диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных
Раздел 5. Методики диагностики и лечения инфекционных болезней.
Для 1 группы 3 курса, специальности 36.02.01
Ветеринария
Дата 23 января 2020г.
Тема 5.1. Основы методик диагностики и терапии инфекционных болезней
Урок № 1: Сибирская язва
Цель занятия:
1) Образовательная: Развитие способности чувствовать, понимать, анализировать важность проблемы и на основе этого принимать правильное решение;
2) Развивающая: развивать у студента интерес к выбранной профессии, стремление бороться с заразными болезнями, общими для человека и животных.
3) Воспитательная: воспитывать у студента этические подходы обращения с больным животным.
Вид: урок.
Тип: изучение нового материала.
Методы обучения:
1. словесные – беседа;
2. наглядные – записи на доске (название возбудителя, имена учёных);
3. практические – просмотр и обсуждение презентации.
Средства обучения
- учебник Кузьмин В.А., Святковский А.В. Эпизоотология с микробиологией. С- Петербург-Москва- Краснодар, «Лань», 2017
- компьютер, мультимедийная аппаратура, классная доска,
- презентация
Структура занятия
1. Организационный момент (постановка познавательных задач или создание проблемной ситуации) (4 мин)
Преподаватель: здоровается, отмечает отсутствующих, знакомит студентов с видом, типом, темой и целями занятия, задает наводящие вопросы
Студенты: приветствуют, слушают, отвечают на вопросы, определяют тему урока, делают записи в тетради
2. Мотивация (постановка учебной проблемы или проблемной задачи ) (3 мин)
В произведении А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» есть такие строки:
«А где мой товарищ?» - промолвил Олег,-
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? Все так же легок его бег?
Все тот же он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
Проблемный вопрос: Что случилось с конем Олега?
3. Сообщение и усвоение новых знаний (или поиск способов решения проблемной задачи) (45 мин.)
Сообщение нового материала с помощью презентации.
Преподаватель: объясняет материал с помощью презентации, задает наводящие вопросы
Студенты: записывают план лекции, делают записи в тетради, отвечают на вопросы, самостоятельно формулируют вывод.
План
1.История вопроса (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд 1,2)
2.Определение заболевания (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд 3)
3.Возбудитель. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд 4,5)
4.Эпизоотологические данные (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд 6-9)
5.Патогенез (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд 10)
6.Клиническая картина (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд 11-13)
7.Паталогические изменения (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд 14)
8.Диагноз (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд 15)
9.Лечение (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд 16)
10.Иммунитет (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд 17)
11.Профилактика и меры борьбы (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд 18-19)
12. Вывод. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд 20)
История вопроса
Впервые о болезни, похожей на сибирскую язву, сообщалось около 600 лет до нашей эры.
Подробное описание клинической картины сибирской язвы было сделано французским врачом Мораном в 1766 году. В царской России болезнь преимущественно была распространена в Сибири. Заболевание получило название «сибирская язва», которое ему дал врач С. С. Андреевский. В 1788 году он описал в сочинении «О сибирской язве» крупную эпидемию этой инфекции в западносибирских губерниях, а в опыте самозаражения установил идентичность сибирской язвы животных и человека, и доказал возможность её передачи от животных к людям.
Бактерия bacillus anthracis впервые в чистом виде была выделена в 1876 г. немецким микробиологом Робертом Кохом. В 1881 г. французский микробиолог и химик Луи Пастер создал прививку против сибирской язвы для животных.
В XX веке споры сибирской язвы также начали использоваться в качестве биологического оружия.
Вспышки сибирской язвы регистрируются в России и по сегодняшний день. В Российской Федерации за 9 месяцев 2013 года зарегистрировано среди населения 2 случая сибирской язвы (2016-2; 2019-1).
Сибирская язва (Anthrax)—острая инфекционная болезнь, характеризующаяся тяжелой интоксикацией организма, лихорадкой, септицемией, возникновением отеков и карбункулов, поражением кишечника, реже — легких. Болеют все виды сельскохозяйственных и многие виды диких животных, а также человек.
Распространенность. Современный ареал ее охватывает все континенты. Распространена широко и встречается в большинстве стран мира. В прошлом сибирская язва протекала в виде опустошительных эпизоотии. В настоящее время проявляется отдельными случаями, спорадически, но животные, как правило, болеют очень тяжело и часто погибают.
Возбудитель — Bacillus anthracis — неподвижная грамположительная спорообразующая аэробная палочка размером 5—8X1 —1,5 мкм. В мазках бациллы располагаются одиночно, попарно или цепочками. Свободные концы палочек закруглены, а концы, обращенные друг к другу в цепочках, обрублены.
Возбудитель сибирской язвы существует в трех формах: капсульной (в организме больного животного или на специальных питательных средах), вегетативной бескапсульной (на обычных питательных средах), споровой (во внешней среде и при длительном культивировании на питательных средах). Споры для этого микроба служат средством сохранения вида. Они образуются при свободном доступе кислорода и температуре 15—42 °С. К факторам вирулентности возбудителя относят капсулу, агрессины, а также токсин.
Микроб растет при 35—37° на обычных питательных средах: в МПБ — образуются хлопья на дне пробирки; на МПА — характерные колонии R-формы, края которых (под микроскопом) напоминают локоны. На средах с пенициллином сибиреязвенные бациллы приобретают форму шаров. Это свойство называют «феномен жемчужного ожерелья» и используют для диагностических целей.
Вегетативные формы Bacillus anthracis погибают при 550С в течение 40 мин, при кипячении — мгновенно; прямой солнечный свет убивает их за несколько часов; в желудочном соке животных они погибают через 30 мин. Споры возбудителя очень устойчивы во внешней среде и могут сохраняться годами. Они погибают при кипячении лишь через 45—60 мин, в автоклаве при 120°С — через 10 мин. Устойчивы они и к дезинфектантам. 1%-ный раствор формалина или 10%-ный раствор едкого натра убивает споры только через 2 ч. Эффективен 10%-ный раствор хлорной извести, убивающий споры в течение нескольких минут. Для дезинфекции используют также 10 %-ный однохлористый йод, 7%-ный раствор перекиси водорода, 2%-ный раствор глютарового альдегида и др.
Эпизоотологические данные. Наиболее восприимчивы к сибирской язве овцы, крупный рогатый скот, лошади, олени, верблюды, буйволы, менее восприимчивы — свиньи. Поражаются также дикие животные. Собаки и кошки малочувствительны и заболевают только при заражении большими дозами. Из лабораторных животных наиболее чувствительны к заражению белые мыши, морские свинки, кролики.
Источники возбудителя инфекции — больные животные, из организма которых возбудитель выделяется с калом, мочой, слюной. Факторами передачи возбудителя служат объекты внешней среды, обсемененные бациллой. Особенно опасны трупы животных, павших от сибирской язвы, а также кожи, шерсть, щетина, кости, рога этих животных. Совершенно недопустимо вскрытие сибиреязвенных трупов. В невскрытых трупах бациллы сибирской язвы погибают в течение 3 суток, а вскрытие трупа дает свободный доступ кислорода к органам и тканям, в которых содержится громадное количество бацилл. Последние под действием кислорода и тепла образуют споры и длительно сохраняются в почве и на окружающих предметах. Неубранный (необезвреженный) сибиреязвенный труп могут растащить плотоядные животные и хищные птицы, маловосприимчивые к этой болезни.
Сибирской язве свойственна стационарность — неоднократное повторение вспышек болезни в ранее неблагополучных местностях (пунктах). Связано это, прежде всего, с длительным сохранением спор возбудителя во внешней среде. Чаще всего заболевание животных происходит в результате пастьбы на территориях, где ранее находились скотомогильники, в особенности при производстве земляных работ на этих участках; как следствие ветровой и водной эрозии почвы.
Возбудитель попадает в организм животного с кормами и водой. Заражению способствуют повреждения слизистых оболочек ротовой полости и глотки, а также снижение резистентности организма в результате голодания, перегревания, переохлаждения. Редко в современных условиях наблюдают трансмиссивный и респираторный пути заражения. Большую опасность представляют корма животного происхождения и удобрения, приготовленные из недостаточно обеззараженных трупов животных, а также необеззараженные сточные воды мясокомбинатов, кожевенных заводов.
Случаи сибирской язвы чаще возникают в весенне-летне-осенний сезон, что связано с пастбищным содержанием, когда животные теснее соприкасаются с почвой и подвергаются нападению кровососущих насекомых. В зимний период действие этих факторов исключено, и сибирская язва возникает только за счет использования ранее инфицированных кормов.
Патогенез. Возбудитель сибирской язвы проникает в организм животного через поврежденные слизистые оболочки и попадает в лимфатическую систему, подавляя местные защитные механизмы. Бациллы быстро размножаются и заносятся током лимфы в лимфатические узлы. Проникая затем в кровь, бациллы захватываются фагоцитами и попадают в различные органы, где фиксируются элементами лимфоидно-макрофагальной системы. Особенно интенсивное накопление бацилл происходит в селезенке, затем они снова поступают в кровь, вызывая септицемию, интоксикацию организма. Все это сопровождается снижением содержания кислорода в крови, нарушением кислотно-щелочного равновесия, потерей способности крови к свертыванию.
Размножаясь в организме, Вас. anthracis образует капсулу, которая препятствует фагоцитозу бацилл и способствует их фиксации к клеткам, а также выделяет токсин, который разрушает фагоциты и вызывает отек тканей в местах размножения возбудителя. Возбудитель сибирской язвы продуцирует также протеазы. Они вызывают распад клеточных белков.
Клиническая картина. Инкубационный период 1—3 дня. Принято различать две основные формы болезни — септицемическую и карбункулезную. Кроме того, в зависимости от локализации процесс может протекать с преимущественным поражением кожи, кишечника, легких и глотки. Местные патологические процессы развиваются, как правило, на фоне септицемии и встречаются в различных сочетаниях. Различают молниеносное (сверхострое), острое, подострое, хроническое и абортивное течение.
При молниеносном течении, которое регистрируют у овец, коз, лошадей, крупного рогатого скота, отмечают возбуждение, повышение температуры тела, учащение пульса и дыхания, синюшность видимых слизистых оболочек. Животное внезапно падает и в судорогах погибает. Длительность болезни — от нескольких минут до нескольких часов.
Острое течение (характерно для крупного рогатого скота и лошадей) проявляется повышением температуры до 42°С, угнетением, отказом от корма, прекращением или резким сокращением лактации у коров, дрожью, нарушением сердечной деятельности, синюшностью видимых слизистых оболочек, на конъюнктиве появляются точечные кровоизлияния. У овец, крупного рогатого скота и лошадей описаны отеки в области глотки и гортани. У крупного рогатого скота отмечают признаки тимпании, у лошадей — колики. У беременных возможны аборты. Длительность течения болезни 2—3 суток.
Подострое течение характеризуется теми же клиническими признаками и отличается лишь длительностью болезни — до 6—8 дней.
Хроническое течение проявляется прогрессирующим исхуданием, инфильтратами под нижней челюстью и поражением подчелюстных и заглоточных лимфатических узлов. Болезнь длится 2—3 мес. Редко встречается абортивное течение с невысоким подъемом температуры тела, которое заканчивается выздоровлением.
Возникновение сибиреязвенных карбункулов отмечают при остром и подостром течении на месте первичного внедрения возбудителя или вторично в других участках тела. Вначале появляется отек кожи и подкожной клетчатки, резко очерченный, твердый, болезненный. Затем он приобретает вид диффузной, тестообразной, холодной и безболезненной припухлости, центр которой некротизируется и изъязвляется. Поражение кишечника сопровождается высокой температурой и характеризуется коликами, запором, сменяющимся поносом. Легкие в естественных условиях у животных поражаются редко.
В отличие от других видов животных у свиней сибирская язва протекает в виде ангины. Воспаление в области глотки сопровождается опуханием шеи, глотание и дыхание затрудняются, появляются кашель, сопение. Нередко у свиней болезнь протекает без выраженных признаков и диагностируется лишь при послеубойном осмотре.
Патологоанатомические изменения. Вскрытие трупов животных, подозрительных по заболеванию сибирской язвой, а тем более павших от этой болезни, категорически воспрещается. Однако в практике бывают случаи ошибочного вскрытия трупов, если болезнь протекала с недостаточно выраженными клиническими признаками. Ветеринарный специалист должен хорошо знать патологоанатомические изменения при сибирской язве, чтобы вовремя прекратить вскрытие и принять меры к недопущению рассеивания возбудителя инфекции. При осмотре трупа обращают внимание на следующие признаки: труп вздут, окоченение отсутствует или слабо выражено, из естественных отверстий — кровянистое истечение, на коже — тестоватые припухлости. Кровь темная, несвернувшаяся. В подкожной клетчатке — инфильтрация и кровоизлияния. Инфильтраты отмечают под легочной и реберной плеврой. В полостях тела — значительное количество мутной красноватой жидкости. Лимфатические узлы увеличены, пронизаны кровоизлияниями.
Характерный признак сибирской язвы — резкое увеличение селезенки, консистенция ее дряблая, пульпа на разрезе стекает в виде дегтеобразной массы. Кровоизлияния в почках, в мышце сердца. Легкие отечны, кровенаполнены. Слизистая оболочка тонкого отдела кишечника набухшая, ярко-красного цвета, с кровоизлияниями. У свиней студенисто-геморрагические инфильтраты в области гортани, трахеи, на языке, поражение миндалин и регионарных лимфоузлов.
При молниеносном течении у павших животных выраженные патологические изменения могут отсутствовать. Устанавливают лишь кровенаполнение сосудов мозговых оболочек, кровоизлияния.
Диагноз на сибирскую язву представляет определенную трудность — клинические признаки не всегда характерны, вскрытие противопоказано, методы прижизненной диагностики (серологические и аллергические методы) находятся в стадии разработки. Поэтому диагноз базируется на эпизоотологических и клинических данных, а также на результатах бактериологических исследований.
Поражение животных любого вида и возраста, характерная сезонность, приуроченность к ранее неблагополучным территориям, внезапность заболевания, как правило, острое или подострое течение, лихорадка, наличие карбункулов, тяжелое общее состояние, гибель в короткий срок, данные осмотра трупа (вздутие, отсутствие трупного окоченения, кровянистое истечение из естественных отверстий) — все это дает основание подозревать сибирскую язву. Этот же комплекс признаков дает основание заподозрить и у вынужденно прирезанного животного. Лабораторное исследование подтверждает диагноз. В лабораторию направляют кровь из уха или отрезают ухо с той стороны, на которой лежал труп. Взятие и пересылку материала осуществляют с соблюдением всех мер предосторожности.
В лаборатории проводят микроскопию мазков из патологического материала, посев на питательные среды, заражение лабораторных животных, постановку реакции кольцепреципитации по Асколи. Последний метод применяют при исследовании кожевенного сырья, а также несвежего, загнившего патологического материала.
Использование бактериофага, метод люминесцирующих антител, «феномен жемчужного ожерелья» дополняют комплекс лабораторных исследований.
Дифференцировать сибирскую язву необходимо от пастереллеза, эмфизематозного карбункула, злокачественного отека, брадзота, энтеротоксемии и пироплазмидозов.
Лечение. Применяют гипериммунную противосибиреязвенную сыворотку, гамма-глобулин, антибиотики (пенициллин, стрептомицин, левомицетин, биомицин) или их сочетания в соответствующих дозах. При карбункулезной форме проводят также местное противовоспалительное лечение.
Иммунитет. В результате переболевания сибирской язвой у животных возникает стойкий и длительный иммунитет. Л. Пастер (1881) и Л.С. Ценковский (1883) приготовили вакцины из ослабленных штаммов возбудителя. Однако эти ослабленные микробы образовывали капсулу, и в связи с этим вакцины обладали значительной реактогенностью. В дальнейшем были созданы эффективные живые вакцины из наследственно измененных бескапсульных штаммов (Н.Н. Гинсбург, 1942). Иммунитет вырабатывается в ответ на воздействие сибиреязвенного токсина, в состав которого входят протективный (иммуногенный), отечный и летальный факторы. Для пассивной иммунизации применяют гипериммунную сыворотку, а также выделенный из нее гамма-глобулин.
Профилактика и меры борьбы. Профилактические мероприятия состоят в выявлении, учете и обеззараживании мест захоронения сибиреязвенных трупов, поголовной ежегодной вакцинации животных в ранее неблагополучных и угрожаемых по сибирской язве пунктах.
При возникновении сибирской язвы в хозяйствах проводят осмотр животных, термометрию, больных и подозрительных по заболеванию изолируют и подвергают лечению, проводят вакцинацию всех остальных животных. Трупы немедленно сжигают (закапывать сибиреязвенные трупы или сбрасывать их в ямы Беккари запрещается), проводят тщательную уборку и дезинфекцию помещений и территорий.
На хозяйство, населённые пункты накладывают карантин, который снимают через 15 дней после последнего случая падежа или выздоровления животного (при отсутствии реакции на прививки) и проведения всех заключительных мероприятий.
Вывод: заболевание сибирская язва – это острая инфекционная болезнь, вызванная возбудителем Bacillus anthracis, инкубационный период 1-3 дня, болеют все виды сельскохозяйственных и многие виды диких животных, а также человек. Трупы животных немедленно сжигаются. Профилактические мероприятия состоят в выявлении, учете и обеззараживании мест захоронения сибиреязвенных трупов, поголовной ежегодной вакцинации животных, проводится тщательная уборка и дезинфекция помещений и территорий. При лечении применяется гипериммунную противосибиреязвенную сыворотка, гамма-глобулин, антибиотики.
4. Закрепление знаний (20 мин.)
Преподаватель предлагает ответить на вопросы:
- Какой микроорганизм является возбудителем сибирской язвы?
- В каких форах протекает сибирская язва?
- На чем основывается диагностика сибирской язвы?
- Какой по длительности иммунитет приобретается в результате вакцинирования против сибирской язвы?
- Что должен сделать врач при подозрении на сибирскую язву во время вскрытия?
- Какие этические требования должны соблюдаться ветеринарным специалистом во время лечения животного?
Студенты: отвечают на вопросы
Преподаватель: предлагает составить синквейн
Студенты: составляют синквейн сообща на доске.
Сибирская язва
Существительное - зооантропоноз
Прилагательное – спородическая, опасная
Глаголы - профилактировать, лечить, сжигать
Предложение - Нельзя допускать захоронения сибиреязвенных трупов.
Суть явления: смерть человека
5. Разъяснение содержания и способов выполнения домашнего задания (5 мин)
Преподаватель: комментирует тему, указывает материал в учебнике
Студент: записывает задание в тетрадь
Кузьмин В.А., Святковский А.В. Эпизоотология с микробиологией. С- Петербург-Москва- Краснодар, «Лань», 2017-с.125-128
Задание: составить текст для инсерта из 15 предложений.
6.Рефлексия (8 мин.)
Преподаватель: выдает карточку с вопросами по самоанализу.
Студенты: проводят самоанализ
Рефлексия | |
Вопросы | Ответы |
1.На сколько эта тема для вас новая? (%) | |
2. Что нового вы узнали? | |
3.Нужны ли знания по данной теме для деятельности ветеринарного специалиста? | «очень», «не очень», «совсем не значима» |
4. Какие из полученных знаний вы возьмете для жизни? |
7. Подведение итогов (систематизация и обобщение изученного материала. Оценка деятельности студентов) (5мин)
Преподаватель: сообщает о выполнении целей и задач занятия, выставляет оценки.
Студенты: слушают, задают вопросы, со звонком уходят.
Преподаватель____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по физической культуре на тему: «Типовое занятие по аэробике силовой направленности»
Представлена разработка по проведению занятия по физкультуре по теме проведения занятия по аэробике....
Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Тема занятия «Формы (источники) права»
Формирование новых знаний по основным правовым понятиям и категориям, характеристика основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и и...
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Методическая разработка занятия "Использование образных упражнений на занятии младшей группы детского хореографического коллектива".
Данная разработка занятия поможет студентам формировать умения и навыки хореографической работы с младшими школьниками....
Методическая разработка занятия "Опыт разработки открытого урока на примере спецдисциплины"
Данная методическая разработка урока по дисциплине "Основы материаловедения"Общепрофессиональный цикл подготовки по профессии программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)...
Методическая разработка занятия учебной практики по ПМ.06 "Приготовление холодных блюд и закусок" Итоговое занятие - дифференцированный зачёт
Мною предложен итоговое учебное занятие (дифференцированный зачёт) производственного обучения по ПМ 06: «Приготовление холодных блюд и закусок». Учебное занятие предполагает дальнейш...
Методическая разработка занятия по физической культуре, Тема: "Использование инновационных технологий (оздоровительные системы) на занятиях физической культуры. Гимнастика с элементами фитнес – технологий"
В методической разработке описывается выполнение физических упражненний для оздоровления различных систем организма....