Рабочая программа учебной дисциплины "Основы агрономии" для специальности 35.02.07 "Механизация сельского хозяйства"
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» базовой подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.06_osnovy_agronomii.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ ИМ.К.А.ТИМИРЯЗЕВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ АГРОНОМИИ»
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальности
35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
2020
- СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 12 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы агрономии
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» базовой подготовки.
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ.
Дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные типы почв зоны и их использование;
- сорняки и меры борьбы с ними;
- севообороты и их значение;
- традиционные и современные агротехнологии (системы обработки почвы; зональные системы земледелия; технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур; приемы и методы растениеводство).
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 16 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы агрономии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||
1 | Значение знаний основ агрономии при подготовке техника-механика. Задачи, содержание и связь с другими дисциплинами учебного плана. | ||||
Тема 1. Почва, ее происхождение, состав и свойства | Содержание учебного материала | 1 | 2 | ||
1 | Понятие о почве как природном образовании и основном средстве сельскохозяйственного производства. Состав и значение гумуса в почвообразовательном процессе. Гранулометрический состав почвы и его влияние на агрономические свойства и плодородие. Структура почвы и ее значение. Основные свойства почвы и приемы их улучшения. Основные типы почвы, их сельскохозяйственное использование. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
Составить конспект: Понятие о земельном кадастре. Бонитировка почв. Экономическая и экологическая оценка земель. | |||||
Практическое занятие | 2 | ||||
Определять основные типы почв зоны по монолитам и образцам, плотности, физико-механическому составу. | |||||
Тема 2. Оптимизация условий жизни растений и воспроизводство плодородия почвы | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
1 | Факторы жизни растений. Требования культурных растений к основным факторам жизни. Законы земледелия. Понятие о воспроизводстве плодородия и окультуренности почвы. Простое и расширенное воспроизводство почвенного плодородия. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
Подготовить сообщения: Использование основных законов в практике сельскохозяйственного производства для повышения урожайности и воспроизводства плодородия почвы. Учение о плодородии почвы как научная основа земледелия. | |||||
Тема 3. Сорняки, вредители и болезни сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
1 | Понятие о сорняках. Виды сорняков. Вред, причиняемый сорняками. Классификация и биологические особенности сорняков. Влияние засоренности посевов на производительность работы машин. Агротехнические, биологические и химические меры борьбы с сорняками. Гербициды и их применение. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
Написать конспект: Понятие о вредителях и болезнях растений. Меры борьбы с ними. | |||||
Тема 4. Севообороты | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Понятие о севообороте. Причины чередования культур в севообороте. Классификация севооборотов и принципы их построения. Роль севооборота в воспроизводстве плодородия почвы и защиты ее от эрозии. Характеристика предшественников. Агротехническая и экономическая оценка севооборотов. | ||||
Практическое занятие | 2 | ||||
Составление схем севооборотов и построение ротационных таблиц. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
Написать конспект: Пары, их классификация и значение. Севообороты в различных организационно-правовых формах хозяйствования. | |||||
Тема 5. Обработка почвы | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Задачи обработки почвы. Технологические операции при обработке почвы. Приемы основной и поверхностной обработки почвы. Специальные приемы обработки почвы. | ||||
Практическое занятие | 2 | ||||
Составление системы обработки почвы под озимые и яровые культуры. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
Написать конспект: Новые направления в ресурсосберегающей технологии обработки почвы, минимизация обработки почвы. | |||||
Тема 6. Удобрения и их применение | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
1 | Роль удобрений в повышении плодородия почв. Классификация удобрений. Минеральные удобрения, их свойства, применение и хранение. Органические удобрения, их хранение, сроки и способы внесения. Понятие о системе удобрений в севообороте. Нормы и дозы внесения удобрений. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
Написание конспекта: Использование в сельскохозяйственном производстве картограмм и агрохимических карт. | |||||
Тема 7. Зональные системы земледелия | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||
1 | Понятие о системе земледелия Особенности зональной системы земледелия. Звенья зональной системы земледелия. | ||||
Тема 8. Мелиорация земель и защита почв от эрозии | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||
1 | Виды мелиорации. Агромелиоративные приемы обработки земель и их окультуривание. Эрозия почвы и причины ее возникновения. Противоэрозийные приемы обработки почвы в зоне расположения учебного заведения. | ||||
Тема 9. Технология возделывания основных сельскохозяйственных культур зоны | Содержание учебного материала | 6 | 2 | ||
1 | Понятие о сорте. Сортовые и посевные качества семян. Подготовка семян к посеву. Сроки и способы посева семян. Агротехнологические требования к качеству посева. Озимые и яровые зерновые культуры. Морфологические признаки и биологические особенности зерновых культур. Технология возделывания основных зерновых культур зоны. Зерновые бобовые культуры. Роль зернобобовых культур в увеличении производства зерна, решении проблемы кормового белка и повышении плодородия почвы. Морфологические признаки и биологические особенности зернобобовых культур. Технология возделывания основных зернобобовых культур зоны. Экономическая эффективность возделывания зернобобовых культур. | ||||
2 | Корнеплоды, их значение как пищевых и кормовых культур. Виды корнеплодов, их морфологические признаки, биологические особенности и кормовая ценность. Современная технология возделывания и уборки сахарной свеклы. Экономическая эффективность возделывания корнеплодов. Клубнеплоды, их значение как продовольственных, технических и кормовых культур. Технология возделывания картофеля. Экономическая эффективность возделывания клубнеплодов. Прядильные и масличные культуры. Особенности их возделывания с учетом климатической зоны. | 2 | |||
3 | Кормовые травы. Однолетние бобовые и злаковые травы, их кормовое и агротехническое значение. Технология возделывания кормовых трав на сено, сенаж, травяную муку. Способы уборки, сушки и хранения. Многолетние бобовые и злаковые травы, их значение для производства высококачественного белкового корма. Морфологические признаки и биологические особенности многолетних трав. Морфологические признаки и биологические особенности многолетних трав. Технология возделывания многолетних трав в полевых севооборотах. Способы уборки, сушки и хранения сена. Овощные культуры. Значение, морфологические признаки и биологические особенности. Овощные культуры. Значение, морфологические признаки и биологические особенности. | 2 | |||
Практические занятия | 4 | ||||
1 | Составление агротехнической части технологической карты возделывания озимых и яровых зерновых культур. | ||||
2 | Составление агротехнической части технологической карты возделывания зернобобовых и пропашных культур. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||||
Написать конспект: Применение уборочно-транспортных комплексов на уборке сельскохозяйственных культур. Подсолнечник. Достижения селекции в получении панцирных, заразихоустойчивых и высокомасличных сортов. | |||||
Дифференцированный зачет | 2 | ||||
Всего: | 48 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Агрономия»;
- образцы типов почвы, удобрений, сельскохозяйственных культур;
- учебно-методические материалы, инструкционные карты, комплекты контрольных вопросов, заданий.
Технические средства обучения:
Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
- Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Основы агрономии. Под редакцией члена корреспондента РАСХН, профессора Н.Н.Третьякова. Москва. Издательский центр «Академия» 2015.
- Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А., Туликов А.Н. и др. Агрономия: учебное пособие, - М.: Академия, 2015.
Дополнительные источники:
- Г.Г. Гатаулина., М.Г. Объедков «Практикум по растениеводству», - М.: «Колос», 2000
- Лыков А.М., Коротков А.А., Баздырев Г.Н., Сафонов А.Ф. Земледелие с почвоведением. – М.: Колос, 2000.
- Коренев С.В., Федотов В.А., Попов А.Ф., Шавченко В.Е. Растениеводство. – М.: Колос, 2003.
- Гатаулина Г.Г. Технология производства продукции растениеводства.- М.: Колос, 2005.
Периодические издания
- АПК: Экономика, управление. Теоретический и научно-практический журнал. Москва. Министерство сельского хозяйства РФ.
- Экономика сельского хозяйства России. Научно-производственный ежемесячный журнал. Москва. Министерство сельского хозяйства РФ.
- Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Москва. Ежемесячный и научно-практический журнал.
- Современная сельхозтехника и оборудование. Москва. Издательский дом «Независимая аграрная пресса».
Интернет ресурсы
- ru.wikipedia.orq/wiki/Агрономия
- www.aqronomiya/ru/
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей. | наблюдение и оценка выполнения работ на практических занятиях |
Знания: | |
основные типы почв зоны и их использование; сорняки и меры борьбы с ними; севообороты и их значение; | устный (письменный) опрос, тестирование |
традиционные и современные агротехнологии (системы обработки почвы; зональные системы земледелия; технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур; приемы и методы растениеводства). | устный (письменный) опрос, тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины Педагогика специальность 050720 Физическая культура
Программа учебной дисциплины «Педагогика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям: 050141 Физическая культура в части освоения...
Рабочая программа учебной дисциплины Информатика, специальность 190701 Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информатика, специальность 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта) (на железнодорожном транспорте)....
Рабочая программа учебной дисциплины для специальности 080118 «Страховое дело (по отраслям)» среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080118 «Страховое дело (по отраслям)», входящей в состав...
Рабочая программа по обществознанию по специальности сервис домашнего и коммунального хозяйства
рабочая программа по обществознанию...
Рабочая программа учебной дисциплины для специальности СПО Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) "Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности СПО Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Максимальная нагрузка обучающихся -...
ЕН.01. Математика Рабочая программа учебной дисциплины по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01 «Математика» разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»...
Рабочая программа "Основы предпринимательской деятельности" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Рабочая программа "Основы предпринимательской деятельности" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»...