Рабочая программа учебной дисциплины "Основы агрономии"
рабочая программа

Запорожцев Владимир Михайлович
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.07  Механизация сельского хозяйства.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 28._osnovy_agronomii.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное                                                  профессиональное образовательное  учреждения
«Ровеньский  политехнический техникум»

Рабочая программа

учебной дисциплины

ОП.06 Основы агрономии

по специальности

35.02.07  Механизация сельского хозяйства.

2018 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности 35.02.07  Механизация сельского хозяйства.

                                                 

РАССМОТРЕНО:

на заседании МК

протокол  № __ от ___________

Председатель Запорожцев В.М.

____________

УТВЕРЖДАЮ:

зам. директора по УМР

           Коломыц  Л.Н. ___________

Разработчик:
преподаватель  ОГАПОУ
 «Ровеньский  политехнический техникум»

Запорожцев В.М.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. 1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. 2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы агрономии

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.07  Механизация сельского хозяйства.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина является общепрофессиональной и входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур  с учетом их биологических особенностей.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные культурные растения;

- их происхождение и одомашнивание;

- возможности хозяйственного использования культурных растений;

- традиционные и современные агротехнологии (системы обработки почвы; зональные системы земледелия; технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур; приемы и методы растениеводства).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  57 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часа;

самостоятельной работы обучающегося14 часов.


2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

57

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

38

в том числе:

         практические занятия

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

14

консультации

5

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета   2

        

  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы агрономии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение

Значение основ агрономии.  Задачи, содержание и связь с другими дисциплинами учебного плана.

1

1

Тема 1. Почва, ее происхождение, состав и свойства

Содержание учебного материала

2

1

Понятие о почве как природном образовании и основном средстве сельскохозяйственного производства.

Гранулометрический состав почвы и его влияние на агрономические свойства и плодородие. Состав и значение гумуса в почвообразовательном процессе

2

2

 

Структура почвы и ее значение. Основные физические, физико-механические, водные, воздушные и тепловые свойства почвы и приемы

их улучшения.  

Основные типы почвы, их сельскохозяйственное использование. Понятие о земельном кадастре. Бонитировка почв. Экономическая и экологическая оценка земель

2

 

Практические занятия

2

2,3

Почва, её происхождение, состав и свойства.

Самостоятельная работа

1

Подготовить презентацию: основные типы почв.

Тема 2. Сорняки, вредители и болезни сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними

 

Содержание учебного материала

3

1

2

Понятие о сорняках. Виды сорняков. Вред, причиняемый сорняками.  

Классификация и биологические особенности сорняков. Влияние

засоренности посевов на производительность работы машин.

Агротехнические, биологические и химические меры борьбы с

сорняками. Гербициды и их применение

Вредители и болезни сельскохозяйственных культур. Меры борьбы с ними. Химические средства для защиты растений от вредителей и болезней, нормы расхода ядохимикатов, хранение ядохимикатов. Требования безопасности при работе с ядохимикатами

2

Практические занятия

2

2,3

Сорняки, вредители и болезни и меры борьбы с ними.

Самостоятельная работа

1

Составить конспект «Понятие о вредителях и болезнях растений. Меры борьбы с ними»

Тема 3. Обработка почвы

Содержание учебного материала

3

1

2

3

4

5

Задачи обработки почвы. Технологические операции при обработке

почвы.

 Приемы основной и поверхностной обработки почвы.

Специальные  приемы обработки почвы.

Обработка почвы плоскорезами. Комплектование плоскорезов с трактором. Выбор оптимального способа  движения.  Правила поворота агрегата. Обработка участка сложной конфигурации.

Преимущества комбинированных машин. Особенности обработки почвы под посев основных с/х культур.

2

Практическое занятие

2

2,3

Обработка почвы.

Самостоятельная работа

2

Составить конспект «Новые направления в ресурсосберегающей технологии обработки почвы, минимизация обработки почвы»

Тема 4. Удобрения и их применение

Содержание учебного материала

3

1

2

3

Классификация удобрений. Роль удобрений в повышении плодородия  

почв.

 Минеральные удобрения, их свойства, применение и хранение.

Хранение, сроки и способы внесения жидких компонентов удобрений.

Органические удобрения, их хранение сроки и способы внесения.

Понятие о системе удобрений в севообороте. Нормы и дозы внесения    

удобрений

2

Практические занятия

2

2,3

Удобрения и их применение.

Самостоятельная работа.

2

2

2,3

Составить схему использования в сельскохозяйственном производстве картограмм и агрохимических карт

Тема 5. Севообороты

Содержание учебного материала

2

Понятие о севообороте. Причины чередования культур в севообороте.

Классификация севооборотов и принципы их построения. Роль  

севооборота в воспроизводстве плодородия почвы и защиты ее от

эрозии. Характеристика предшественников. Агротехническая и

экономическая оценка севооборотов

Практические занятия

2

Севообороты.

Самостоятельная работа.

1

Подготовить сообщения:

Пары, их классификация и значение.

Севообороты в  различных  организационно-правовых формах хозяйствования.

Тема 6. Зональные системы земледелия

Содержание учебного материала.

2

1

Понятие о системе земледелия. Особенности зональной  системы

земледелия Звенья зональной системы земледелия. Виды мелиорации. Агромелиоративные приемы обработки земель и их

окультуривание.

Эрозия почвы и причины ее возникновения.

2

Самостоятельная работа.

1

Подготовить сообщения:

Виды мелиорации

Тема 7. Технология возделывания основных сельскохозяйственных культур зоны

Содержание учебного материала

6

1

Понятие о сорте, сортовые и посевные качества семян.

Подготовка семян к посеву. Сроки и способы посева семян.

Агротехнологические требования  к качеству сева.

Озимые и яровые зерновые культуры. Морфологические признаки и биологические  особенности   зерновых культур. Технология возделывания основных зерновых культур .

2

2

Зерновые бобовые культуры. Роль зернобобовых культур  в увеличении производства зерна, решении проблемы кормового белка и повышении плодородия почвы. Морфологические признаки и биологические особенности зернобобовых культур. Технология возделывания основных зернобобовых культур зоны. Экономическая эффективность возделывания  зернобобовых культур

2

3

Корнеплоды, их значение как пищевых и кормовых культур. Виды корнеплодов, их морфологические признаки, биологические особенности и кормовая ценность. Современная технология возделывания  и уборки сахарной свеклы. Экономическая эффективность возделывания корнеплодов

2

4

Клубнеплоды, их значение как продовольственных, технических и кормовых культур. Технология возделывания картофеля.

Экономическая эффективность возделывания клубнеплодов

2

5

Прядильные и масличные культуры. Особенности их возделывания с учетом климатической зоны

Кормовые травы. Однолетние бобовые и злаковые травы, их кормовое и агротехническое значение. Технология возделывания кормовых трав на  сено, сенаж, травяную муку. Способы уборки, сушки и хранения.

2

6

Многолетние бобовые и злаковые травы, их значение для производства высококачественного белкового корма. Морфологические признаки и биологические особенности многолетних трав. Технология возделывания многолетних трав в полевых севооборотах. Способы уборки, сушки и хранения сена

2

Практическое занятие

4

3

1

Технология возделывания основных сельскохозяйственных культур.

2

Технология возделывания основных сельскохозяйственных культур.

Самостоятельная работа

6

Составить конспект «Применение уборочно-транспортных комплексов на уборке сельскохозяйственных культур»

Подготовить реферат о достижениях селекции в получении панцирных, заразно-устойчивых и высокомасличных сортов

Подготовить реферат:  «Овощные культуры. Значение, морфологические признаки и биологические особенности. Особенности возделывания овощных культур в открытом и закрытом грунтах»

Дифференцированный  зачет

Всего

38

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы агрономии».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Агрономия»;
  • образцы  удобрений, сельскохозяйственных культур.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор,
  • слайды, видеофильмы.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

  • учебные фильмы по дисциплине;
  • методические указания для самостоятельного изучения тем;
  • методические рекомендации для выполнения практических заданий;
  • программированные задания по разделам.

  1. Информационное обеспечение обучения:

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А.,. Туликов А.М и др.  Агрономия: учебное пособие.  – М.: ОИЦ «Академия», 2013. - Серия: среднее профессиональное образование.
  2. Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А.,. Туликов А.М и др. Основы агрономии: Учебник.  – М.: ОИЦ «Академия», 2014. – Серия: Начальное профессиональное образование.

Дополнительные источники:

  1. Гатаулина Г.Г., Объедков М.Г. Практикум по растениеводству. – М.:    

      Колос, 2000 г.

  1. Коренев С.В.; Федотов В.А.; Попов А.Ф., Шавченко В.Е.  

      Растениеводство. –  М.: Колос, 1999 г.

  1. Лыков А.М.; Коротков А.А.; Баздырев Г.Н.; Сафонов А.Ф. Земледелие с

      почвоведением. –  М.: Колос, 2000 г.

Интернет-ресурсы:

http://www.moeobrazjvanie.ru/specialities_246.html

http://window.edu/ru/window

http://www.bookarchive.ru/categoru/tekhnicheskaja_literatura/

http://www/openet.edu.ru/

http://www.edu.ru/

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки  результатов обучения

Умения:

Определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей

 наблюдение и оценка выполнения работ на практических занятиях

Знания:

Основные культурные растения

устный опрос, тестирование

Их происхождение и одомашнивание

тестирование, письменная работа

Возможности хозяйственного использования культурных растений

тестирование, ситуационные задачи

Традиционные и современные агротехнологии (системы обработки почвы, зональные системы земледелия, технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур, приемы и методы растениеводства)

письменный опрос, тестирование, ситуационные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для специальности 110401 "Агрономия"

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Математика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессиональног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Основы агрономии для профессиональной подготовки по профессии 18103 Садовник

Рабочая  программа учебной дисциплины  – является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС  для профессиональной подготовки по профессии...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества для специальности 35.02.05 Агрономия (заочная форма обучения)

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества для специальности 35.02.05 Агрономия (заочная форма обучения)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 14 Технология возделывания лекарственных растений для специальности СПО 35.02.05 Агрономия (базовая подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.14 Технология возделывания лекарственных растений разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта по специальности СПО 35.02.0...

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» по специальности СПО 35.02.05 «Агрономия» СПО

Рабочая  программа  учебной дисциплины «Информатика» по специальности СПО 35.02.05  «Агрономия»  СПО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 БИОЛОГИЯ общеобразовательного цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: 35.02.05 Агрономия

Рабочая программа учебной дисциплины Биология разработана в соответствии с требованиямифедерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования,федерал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...