РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 БИОЛОГИЯ общеобразовательного цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: 35.02.05 Агрономия
рабочая программа

Железникова Вера Михайловна

Рабочая программа учебной дисциплины Биология разработана в соответствии с требованиями

федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования,

федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 35.02.05  Агрономия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_oud.11_biologiya-11-a.doc278 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «БОГАТОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ»

Утверждаю:

Директор ГБПОУ «Богатовское профессиональное училище»

_________________/А.В.Чугунов/

                   

         «30» августа 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.11 БИОЛОГИЯ

общеобразовательного цикла

программы подготовки специалистов среднего звена по специальности:

35.02.05  Агрономия

с. Богатое, 2019 г.

ОДОБРЕНА

Методической комиссией

общеобразовательных дисциплин

Протокол №1 от «30» августа 2019 г.

Руководитель МК  

___________ / Железникова В.М. /

        (подпись)             (Ф.И.О.)        

 

Протокол № от «___» ______ 20     г.

Руководитель МК  

____________ / _____________ /

          (подпись)                 (Ф.И.О.)

Протокол № от «___» ______ 20     г.

Руководитель МК  

____________ / ____________ /

          (подпись)                (Ф.И.О.)

Автор

___________ /Железникова В.М./

 (подпись)                    (Ф.И.О.)

 «30» августа 2019 г.

Эксперт

_________ /_______________/

    (подпись)                    (Ф.И.О.)

___________________________

(ученая степень или звание, должность, наименование организации, научное звание)

Дата актуализации

Результаты актуализации

Подпись

разработчика

Рабочая программа учебной дисциплины Биология разработана в соответствии с требованиями

федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования,

федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 35.02.05  Агрономия,

рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259),

примерной программы учебной дисциплины Биология для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от «21» июля  2015г., регистрационный номер рецензии № 372 от «23» июля 2015г. ФГАУ «ФИРО».


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………

5

1.1. Область применения программы учебной дисциплины ………...

5

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы …………………….

5

1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……...

6

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины.

9

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ …………………………………………………….

9

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ………….

9

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ………

10

2.3. Содержание профильной составляющей ………………………….

16

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………

18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………

19

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

1.1. Область применения программы учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины Биология

является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО –программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) специальности среднего профессионального образования:

35.02.05  Агрономия        

естественнонаучного профиля профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ

Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с естественнонаучным профилем профессионального образования.

Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования естественные науки по выбору из обязательных предметных областей.

Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый.

Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса Биологии на ступени основного общего образования.

В то же время учебная дисциплина Биология для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.

Рабочая программа учебной дисциплины Биология имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинами химия, естествознание, экология, и профессиональными дисциплинами основы агрономии, ботаника.

Изучение учебной дисциплины Биология завершается итоговой аттестацией в форме дифференцированного зачёта в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.

1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

личностные результаты:

  • сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки;
  • представления о целостной естественнонаучной картине мира;
  • понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
  • способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
  • способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
  • готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
  • готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
  • обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
  • способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании);
  • правил поведения в природной среде;
  • готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметные результаты: 

  • осознание социальной значимости своей специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
  • повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений;
  • выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
  • сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
  • способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
  • определять живые объекты в природе;
  • проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
  • находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
  • способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
  • способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметные результаты:

  • сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира;
  • понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

  • владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции;
  • уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
  • владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем:
  • описанием, измерением, проведением наблюдений;
  • выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
  • сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
  • сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Освоение содержания учебной дисциплины Биология обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.

Виды универсальных учебных действий

(в соответствии с ФГОС СОО)

Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО)

Личностные

(обеспечивают ценностносмысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях)

OKI. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес,

ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность,

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Регулятивные:

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка

(обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности)

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество,

ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Познавательные

(обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией)

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития,

ОК5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности,

ОК9. Ориентироваться в условиях частой

смены технологий в профессиональной деятельности.

смены технологий в профессиональной деятельности.

Коммуникативные

(обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми)

ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями,

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 175 часов, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 117 часов;

- самостоятельная работа обучающегося 58 часов.

В том числе часов вариативной части учебных циклов ППССЗ: не предусмотрено.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

60

     контрольные работы

3

     Индивидуальный проект

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

в том числе:

подготовка презентаций

подготовка рефератов

15

43

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта  

2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины   Биология

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объём

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

1

1

Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей.

1

Тема 1.

Учение о клетке

Содержание учебного материала

17

1

Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Химическая организация клетки.

Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Прокариотические и эукариотические клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Пластический и энергетический обмен.

6

Лабораторные работы

-

Практические работы: №1 «Наблюдение клеток растений под микроскопом», №2 «Приготовление микропрепаратов клеток растений», №3 «Сравнение строения клеток растений и животных», №4 «Повторение и обобщение знаний по теме «Учение о клетке», №5 «Составление кроссворда по теме», №6 «Оформление словаря основных понятий темы»  

11

Контрольные работы

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Рефераты: cамостоятельная работа №1 «Клеточная теория строения организмов», cамостоятельная работа №2 «Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме», cамостоятельная работа №6

 «Нарушения при недостатке и избытке витаминов»

6

Тема 2

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Содержание учебного материала

15

2

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение.

Мейоз. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека  

10

Лабораторные работы

-

Практические работы: №7 «Решение задач по теме «Размножение организмов», №8 «Выявление и описание признаков сходства зародышей», №9 «Оформление словаря основных понятий темы»

5

Контрольные работы

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

подготовка презентаций: cамостоятельная работа №8«Мейоз», cамостоятельная работа №11«Вред алкоголя»  

Рефераты: cамостоятельная работа №12«Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка»

8

Тема 3.

Основы генетики и селекции

Содержание учебного материала

23

2

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель-основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание.

Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная или ненаследственная, изменчивость.

Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций. Генетика – теоретическая основа селекции.

Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.

11

Лабораторные работы

-

Практические работы: №10 «Составление простейших схем моногибридного скрещивания», №11 «Решение генетических задач», №12 «Анализ фенотипической изменчивости», №13 «Выявление мутагенов в окружающей среде», №14 «Составление кроссворда по теме», №15 «Оформление словаря основных понятий темы»

11

Контрольная работа №1 по теме «Основы генетики и селекции»

1

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

подготовка презентаций: cамостоятельная работа №15«Наследственные болезни», cамостоятельная работа №19«Современная селекция культурных растений»

Рефераты: cамостоятельная работа №16«Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении», cамостоятельная работа №17

 «Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение», cамостоятельная работа №18«Драматические страницы в истории развития генетики»

12

Тема 4.

Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение

Содержание учебного материала

25

1

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни.

Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. История развития эволюционных идей.

Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор.

Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция.

11

Лабораторные работы

-

Практические работы: №16 «Этапы развития растительного и животного мира», №17 «Выявление изменчивости у особей одного вида»,  №18 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию», №19 «Приспособление организмов к средам обитания», №20 «Анализ гипотез происхождения жизни», №21 «Составление кроссворда по теме», №22 «Оформление словаря основных понятий темы»

13

Контрольная работа №2 по теме «Движущие силы эволюции»

1

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Рефераты: cамостоятельная работа №22«Современные представления зарождении жизни», cамостоятельная работа №23«Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения», cамостоятельная работа №25«Система природы» К. Линнея и ее значение для развития биологии», cамостоятельная работа №27«История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина», cамостоятельная работа №28

 «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции»

10

Тема 5.

Происхождение человека

Содержание учебного материала

9

1

Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. Родство и единство происхождения человеческих рас

4

Лабораторные работы

-

Практические работы: №23 «Анализ различных гипотез о происхождении человека», №24 «Выявление родоначальников человека», №25 «Оформление словаря основных понятий темы»

5

Контрольные работы

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Рефераты: cамостоятельная работа №31«Современный этап развития человечества», cамостоятельная работа №32«Опасность расизма»

4

Тема 6.

Основы экологии

Содержание учебного материала

23

1

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем.

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Причины устойчивости и смены экосистем

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Правила поведения людей в окружающей природной среде.

9

Лабораторные работы

-

Практические работы: №26 «Описание антропогенных изменений в ландшафтах своей местности», №27 «Описание естественных природных систем №28 «Описание искусственной экосистемы», №29«Решение экологических задач», №30  «Анализ воздействия на среду в области своей будущей профессии», №31 «Составление кроссворда по теме», №32 «Оформление словаря основных понятий темы»  

13

Контрольная работа №3 по теме «Основы экологии»

1

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

подготовка презентаций: cамостоятельная работа №39 «Глобальные экологические проблемы и пути их решения»

Рефераты: cамостоятельная работа №33«Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества», cамостоятельная работа №34«Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов, cамостоятельная работа №35

 «Биоценозы (экосистемы)», cамостоятельная работа №36«Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах», cамостоятельная работа №37«Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей», cамостоятельная работа №38«Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости»

18

Тема 7.

Бионика

Содержание учебного материала

4

1

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.

Рассмотрение бионикой особенностей морфофизиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем.

1

Лабораторные работы

-

Практические работы: №33 «Анализ применения знаний бионики»

2

Контрольные работы

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

-

Дифференцированный зачёт

1

ВСЕГО

175 ч

  1. 2.3. Содержание профильной составляющей 

Для специальности 35.02.05  Агрономия

  1. профильной составляющей являются следующие дидактические единицы:

Тема 1.

Учение о клетке

Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов. Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощью микропрепаратов. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК. Ознакомление с клеточной теорией строения организмов.

Тема 2

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки. Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных.

Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства

их эволюционного родства.

Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека

Тема 3.

Основы генетики и селекции

Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира.

Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой.

Выявление мутагенов в окружающей среде, и косвенная оценка возможного их влияния на организм. Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов

Тема 4.

Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной работы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно- воздушной, почвенной). Оценивание роли эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира. Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами.

Тема 5.

Происхождение человека

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство. Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения.

Тема 6.

Основы экологии

Изучение экологических факторов и их влияния на организмы. Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами. Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом.

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Ознакомление с учением В. И. Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме.

Умение определять воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии.

Ознакомление с глобальными экологическими проблемами и умение определять пути их решения.

Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводного аквариума). Решение экологических задач.

Тема 7.

Бионика

Ознакомление с примерами использования

в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Программа учебной дисциплины реализуется в учебном кабинете химии и биологии.

Оборудование учебного кабинета:        

- многофункциональный комплекс преподавателя;

- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов   выдающихся ученых, динамические пособия, иллюстрирующие биологические процессы, модели, муляжи и микропрепараты биологических объектов и др.);

- информационно-коммуникативные средства;

- экранно-звуковые пособия;

- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

- библиотечный фонд.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- телевизор; DVD- плеер;

- обучающие видеофильмы.

3.2. Информационное обеспечение

  1. Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых
  2. учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
  3. Основные источники

В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева «Биология. Для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей, М., Академия, 2017

  1. Дополнительные источники

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционнами законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. -№ 4. -Ст. 445.

Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013

№ 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480.

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в  сфере  подготовки  рабочих  кадров  и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №  06-259  «Рекомендации  по  организации  получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности  среднего  профессионального  образования».

 Лукаткин А. С., Ручин А. Б., Силаева Т. Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.

  1.  Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2014.
  2. Перечень Интернет-ресурсов

1. www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»)

2. www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

3. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

4. www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные умения, направленные на приобретение общих компетенций.

Результаты обучения (предметные)

на уровне учебных действий

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в
  • окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать;
  • Анализ выполненных самостоятельных и практических работ;
  • Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;
  • Анализ работы студента с учебником, ресурсами сети Интернет;
  • Тестирование;
  • Анализ контрольных работ

Знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

   

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Активные и интерактивные формы и методы обучения

Формируемые универсальные учебные действия

Мейоз

1

Урок- презентация

Использование ИКТ

Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ

1

Урок- презентация

Использование ИКТ

Наследственные болезни

1

Урок- презентация

Использование ИКТ

Современная селекция культурных растений

1

Корзина идей

Анализ своей работы, корректировка своих ЗУН

Глобальные экологические проблемы и пути их решения

2

Защита проектов

Использование ИКТ

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В

РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения

№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;

БЫЛО

С СТАЛО ТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения

№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;

БЫЛО

СТАЛО СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения

№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;

БЫЛО

СТАЛО СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка

Разработчик:  Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза:  Слюзина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки

Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01. Математика «Математического и общего естественно-научного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство базовый уровень (заочная форма обуче

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей программы подготовки специалистов среднего звена ГОБУ СПО ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова» в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.01 Ле...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 13. Менеджмент подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 13.  Менеджмент специалистов среднего звена по специальности    08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондициониров...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...