Рабочая программа " Основы электротехники."
рабочая программа
Данный материал межет быть использован при подготовке по профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.rabochaya_programma_osnovy_elektrotehniki.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Ровеньский политехнический техникум»
Рабочая программа
учебной дисциплины
«Основы электротехники»
по профессии
35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
2018
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 35.01.13 «Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства».
РАССМОТРЕНО:
на заседании МК
протокол № __ от ___________
Председатель:
Запорожцев В.М.___________
УТВЕРЖДАЮ:
зам. директора по УМР
Коломыц Л.Н.__________
Разработчик:
Верховод Н.В., преподаватель спецдисциплин
ОГАПОУ «Ровеньский политехнический техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| |
| |
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.4. Составлять отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке рабочих по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
- рассчитывать параметры электрических схем;
- собирать электрические схемы;
- пользоваться электроизмерительными приборами приспособлениями;
- проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- электротехническую терминологию;
- основные законы электротехники;
- типы электрических схем;
- правила графического изображения элементов электрических схем;
- методы расчета электрических схем;
- основные элементы электрических сетей;
- принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;
- схемы электроснабжения;
- основные правила эксплуатации электрооборудования;
- способы экономии электроэнергии;
- основные электротехнические материалы;
- правила сращивания ,спайки и изоляции проводов;
- принципы работы типовых электронных устройств;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 11 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 17 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 11 |
в том числе: | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники »
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Электротехника | 1 | |||
Введение | История развития электротехники. Роль электрической энергии в жизни современного общества. Значение и место курса «Электротехника» в подготовке специалистов для сельскохозяйственного транспорта | 1 | 1 | |
Тема 1.1. Электрическое поле. Электрические цепи постоянного тока. | 8 | |||
Понятие о формах материи: вещество и поле. Элементарные частицы и их электромагнитное поле. Электрический заряд. Электромагнитное поле как особая форма материи, его составляющие. Электрическое поле. Физические процессы в электрических цепях постоянного тока. Закон Кулона. Основные характеристики электрического поля: напряженность, электрический потенциал, электрическое напряжение. Проводники в электрическом поле. Электрический ток в различных средах. Элементы электрических цепей и их классификация. Электродвижущая сила (ЭДС), мощность и коэффициент полезного действия источника электрической энергии. Преобразование электрической энергии в другие виды энергии. Закон Джоуля – Ленца. Режимы работы электрических цепей. Цели и задачи расчета электрических цепей. Законы Кирхгофа. | 4 | 2 | ||
Практические занятия 1. Классификация электроустановок. Номинальное напряжение(U), мощность (Р), сила тока (I). 2. Схемы электрических соединений. Виды электрических схем. 3. Моделирование электростатических полей 4. Расчет простых электрических цепей. | 4 | |||
Тема 1.2. Электротехнические материалы | Классификация электротехнических материалов. Проводниковые и электроизоляционные материалы, свойства и виды. | 2 | 1 | |
Практические занятия 1.Измерение электрического сопротивления и определение удельного электрического сопротивления проводников 2.Определение диэлектрической проницаемости и тангенса угла диэлектрических потерь изоляционных материалов | 2 | |||
8 | ||||
Тема 1.3. Электромагнитные устройства и электрические машины | Явление переменного тока. Получение синусоидальной ЭДС. Принцип действия генератора переменного тока. Нагрузка в цепи переменного тока Электромагнитные устройства постоянного тока: подъемные электромагниты, контакторы, реле, герконы. Электромагнитные устройства переменного тока: дроссели, контакторы, магнитные пускатели, реле. Их принцип действия, характеристики и области применения. Классификация электрических машин. Электрические машины постоянного и переменного тока. Виды электрического привода. Защита, блокировка, сигнализация в электрических приводах. Схемы управления электродвигателями. | 4 | 2 | |
Практические занятия 1.Вычисление характеристик переменного тока. 2. Расчет и сборка маломощных трансформаторов. Проверка трансформаторов. 3. Монтаж и обслуживание электропривода. 4. Соединение обмоток статора эл.двигателей переменного тока «звездой», «треугольник». 5. Схемы соединения эл.двигателей постоянного тока. | 4 | |||
Самостоятельная работа по разделу 1: выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу, изучение приборов и заполнение тематических учебных карт – своеобразной ориентировочной основы действий по выбору, подготовке и проведению различных видов УФЭ (учебного физического эксперимента); изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Программа ELECTRONICS WORKBENCH (версия 10), возможности ее применения для выполнения виртуальных лабораторных работ по электротехнике и электронике. | 5 | |||
Раздел 2 Основы электроники и электрические измерения | 5 | |||
Тема 2.1. Элементная база современных электронных устройств | Общие сведения об электронике. Детали электронной аппаратуры: резисторы, конденсаторы, катушки индуктивности. Полупроводниковые приборы: диоды, транзисторы. Источники вторичного электропитания. Основы цифровой электроники. Логические операции и способы их аппаратной реализации. Сведения об интегральных логических схемах. | 2 | ||
Практические занятия Проверка резисторов, конденсаторов и катушек индуктивности Проверка полупроводниковых диодов Проверка транзисторов Исследование работы полупроводникового выпрямителя | 3 | |||
6 | ||||
Тема 2.2. Электрические измерения и приборы | Техника электрических измерений. Устройство электроизмерительных приборов. Измерения электрических и неэлектрических величин. Методы измерений: прямые и косвенные. Понятие о мостовых и компенсационных методах измерений электрических и неэлектрических величин. Цифровые электронные измерительные приборы: классификация, структурные схемы. Характеристики цифровых приборов: вольтметров, мультиметров, частотомеров, фазометров и т.д. и осциллографа. | 2 | 2 | |
Практические занятия Проверка амперметра и вольтметра методом сравнения Проверка ваттметра Проверка счетчика электрической энергии Сборка и градуирование омметра Измерение электрических цепей авометром | 4 | |||
Самостоятельная работа по разделу 2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Электротехническое предприятие. Планирование и организация производства. | 6 | |||
Дифференцированный зачет | 48 | |||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Электротехники», лаборатории электротехники и электромонтажной мастерской.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя (SDDL-ETBL840M)
- комплект учебно-наглядных пособий, кодотранспоранты
- типовые комплекты учебного оборудования «Электротехника» (www.labstend.ru.)
- стенд для изучения правил ТБ (SA-2688)
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, интерактивная доска, электронная информационная база «Лектор».
Оборудование мастерской:
- технологическая оснастка;
- наборы инструментов;
- заготовки
Для проведения лабораторных работ необходима специализированная лаборатория, оборудованная стендами типа ЭВ4 и измерительной аппаратурой, обеспечивающими проведение всех предусмотренных в программе лабораторных работ.
Для моделирования и исследования электрических схем и устройств при проведении лабораторного практикума, выполнении индивидуальных заданий на практических занятиях, а также текущего и рубежного контроля уровня усвоения знаний необходим специализированный компьютерный класс на 12 – 15 рабочих мест, на базе процессоров Pentium и программ Electronics Workbench, PSpice или LabView и WEWB” (Электронная скамья).
Моделирование и исследование электрических цепей и устройств с установкой параметров реальных устройств, используемых в лабораторном практикуме, а также с установкой параметров, приводящих к аварийным режимам, недопустимым в реальном эксперименте. Рекомендуется проводить в компьютерном классе.
Практические занятия рекомендуется проводить в компьютерном классе (на 12 ...15 рабочих мест) с выдачей индивидуальных заданий после изучения решения типовой задачи. Настоятельно рекомендуется на практических занятиях осуществлять деление группы на подгруппы не более 15 человек, так чтобы за компьютером работал только один обучающийся. Работа бригадой в два человека допускается лишь временно и в качестве исключения.
Проведение контроля подготовленности обучающихся к выполнению лабораторных и практических занятий, рубежного и промежуточного контроля уровня усвоения знаний по разделам дисциплины, а также предварительного итогового контроля уровня усвоения знаний за семестр рекомендуется проводить в компьютерном классе с использованием сертифицированных тестов и автоматизированной обработки результатов тестирования (АОС-КТ)
Преподавание электроники должно опираться на современную элементную базу, аналоговые и цифровые устройства, интегральные микросхемы и микропроцессорную технику.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Бутырин П.А. «Электротехника», Академия, 2015
2.Синдеев Ю.Г.«Электротехника с основами электроники»: М, «Феникс»,2016, Серия: Начальное профессиональное образование.
3.Катаенко Ю.К. «Электротехника»: М, «Академ-центр»,2014.
4.Гальперин М.Ф. «Электротехника и электроника», М, Форум,2012.
5.Ярочкина Г.В.,Володарская А.А. «Рабочая тетрадь по электротехнике для НПО», М, ИРПО, «Академия»,2008.
6.Прошин В.М. «Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по электротехнике», М, ИРПО, «Академия»,2006.
7.Новиков П.Н. «Задачник по электротехнике», М, «Академия»,2006, Серия: Начальное профессиональное образование.
Дополнительные источники:
- Касаткин А.С., Немцов М.В. «Электротехника», М, «Академия»,2012.
- Пряшников В.А. «Электротехника в примерах и задачах»(+СД),
С-Пб, «Корона»,2015.
3. Лоторейчук Е.А. «Теоретические основы электротехники»,М, «Форум-инфра м», 2015.
4. Данилов И.А., Иванов П.М. «Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники», М, «Академия»,2007.
5. Музин Ю.М. «Виртуальная электротехника», С-Пб, «Питер»,2002.
6. Дубина А.Г., Орлова С.С. « MS Excel в электротехнике и электронике», С-Пб, «БХВ-Петербург»,2006.
INTERNET-РЕСУРСЫ.
- http://ktf.krk.ru/courses/foet/
(Сайт содержит информацию по разделу «Электроника»)
- http://www.college.ru/enportal/physics/content/chapter4/section/paragraph8/the
ory.html
(Сайт содержит информацию по теме «Электрические цепи постоянного тока»)
- http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm
(Сайт содержит электронный учебник по курсу «Общая Электротехника»)
- http://ftemk.mpei.ac.ru/elpro/
(Сайт содержит электронный справочник по направлению "Электротехника, электромеханика и электротехнологии").
- http://www.toe.stf.mrsu.ru/demoversia/book/index.htm
(Сайт содержит электронный учебник по курсу «Электроника и схемотехника»).
- http://www.eltray.com. (Мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз»).
- http://www.edu.ru.
- http://www.experiment.edu.ru.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы | практические занятия, лабораторные работы |
рассчитывать параметры электрических схем | практические занятия, домашние работы |
пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями | практические занятия, лабораторные работы |
собирать электрические схемы | практические занятия, |
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество работ | практические занятия, лабораторные работы |
Знания: | |
основные законы электротехники, электротехническую терминологию | практические занятия, контрольная работа, домашняя работа |
типы электрических схем и правила их выполнения | практические занятия, лабораторные работы |
методы расчета электрических цепей | практические занятия, контрольная работа, домашняя работа |
основные электротехнические материалы, применяемые при ремонте, эксплуатации и техническом обслуживании | практические занятия, лабораторные работы индивидуальные практические задания |
устройство, принцип действия и основные характеристики электрических машин, аппаратуры управления и защиты | практические занятия, контрольная работа, домашняя работа |
виды электротехнических работ и технологию их выполнения | практические занятия, лабораторные работы индивидуальные практические задания |
схемы электроснабжения, основные правила эксплуатации электрооборудования | практические занятия, лабораторные работы индивидуальные практические задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по электротехнике для СПО
Рабочая программа для радиотехнических специальностей для СПО...
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтер ОПС
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтер ОПС...
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтажник электрических сетей и электрооборудования
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтажник электрических сетей и электрооборудования...
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности сварщик
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности сварщик...
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности МОСР
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности МОСР...
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности МОР
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности МОР...
Рабочая программа "Основы электротехники"
Рабочая программа разработана для детей с ОВЗ. по профессии "Штукатур"....