МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине Основы экономики, менеджмента и маркетинга
учебно-методический материал

Черненко Юлия Витальевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине Основы экономики, менеджмента и  маркетинга

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_pz_oemim_veterinariya.docx71.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

 «Курганинский аграрно-технологический техникум»

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ,МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине Основы экономики, менеджмента и  маркетинга

По специальности 36.02.01. Ветеринария

Разработчик:

Преподаватель экономических

дисциплин ГАПОУ КК «КАТТ»

Черненко Ю.В.

г.Курганинск, п. Красное поле


Рассмотрено и одобрено  на заседании УМО «Общеобразовательных дисциплин по общим гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам»

Председатель ________________/Д.Г. Орехова

Протокол №__от «__» ______________20__г.

Утверждена решением педсовета

Протокол №__от «__» ______________20__г.

Автор: Черненко Ю.В., преподаватель экономических дисциплин ГАПОУ КК «КАТТ»

Рецензенты:

Шепель Алла Владимировна,

заместитель директора по НМР

ГАПОУ КК    «КАТТ», кандидат педагогических наук


СОДЕРЖАНИЕ

Практическое занятие № 1 Произвести расчет технико-экономических показателей деятельности предприятия.        4

Практическое занятие № 2 Определение себестоимости продукции на предприятии.        6

Практическое занятие № 3. Определение макроэкономических показателей        10

Практическое занятие № 4 Оценка конкурентоспособности товара.        12

Практическое занятие № 5 Исследование продукта        14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        16


Практическое занятие № 1 Произвести расчет технико-экономических показателей деятельности предприятия.

Цель работы:

  1. Рассчитать показатели характеризующие уровень производительности труда.
  2. Произвести анализ производительности труда на различных предприятиях.
  3. Рассчитать баланс рабочего времени одного среднесписочного работника.

Производительность труда - количество выпускаемой продукции одним рабочим в единицу времени.

Выполнение работы:

Задание №1

Определить величину, предусмотренную в плане роста выработки, если главное управление по строительству установило задание по росту объема производительности строительно - монтажных работ и численности рабочих. Объект СМР организация выполнила своими (млн.руб.), план - 131,5; факт - 115,4. Численность рабочих ( средняя) (тыс. чел.), план - 12,8. Факт - 12,3.

Задание №2

Рассчитать показатели производительности труда и произвести анализ производительности труда для предприятия А и Б, если:

1. Объем товарной продукции (тонн) составляет для предприятия Qa=30,4;Qb=25,6.

2. Среднесписочная численность работников (чел.) для предприятия

НА-62; Нб=65.

3. Количество отработанного времени (чел./час.) на предприятии ТА = 312; ТБ=280.

Задание №3

Определить фактическую трудоемкость в бригаде монтажников, если численность бригады 11 человек. За 1 месяц ( 21 рабочий день) бригада смонтировала 602м3сборного железобетона.

Задание №4

Определить плановую численность продавцов в магазине «Альф» на основании

следующих данных:

В магазине 15 рабочих мест. Магазин работает с 9.00 до 20.00 часов -5 дней в неделю с

перерывом на обед 1 час, в субботу с 10.00 до 17.00 без перерыва на обед, в воскресенье

выходной.

Время, отводимое на подготовительно-заключительные операции занимает 15 минут в

день. В году 365 дней, из них 104 дня выходных, 9 - праздничных, 20 - отпускных, 9 -

пропуски по уважительным причинам.

Контрольные вопросы:

Дайте определение понятию «норма выработки».

Чем отличаются «норма управляемости» от «нормы обслуживания»?


Практическое занятие № 2 Определение себестоимости продукции на предприятии.

Цель. Усвоить методику определения себестоимости единицы продукции  растениеводства и животноводства на сельскохозяйственных предприятиях.

Задание 1.

Используя данные годового отчета, определите состав и структуру затрат на производство озимой пшеницы в хозяйстве. При этом необходимо обратить внимание на статьи затрат, занимающие наибольший и наименьший удельный вес в общем составе затрат.

Таблица 1. Состав и структура затрат на производство озимой пшеницы

Статьи затрат

Сумма, тыс. руб.

Структура затрат, (%) .

1 .Оплата труда с начислениями

2.Семена и посадочный материал

3.Удобрения

4.Содержание основных средств

5,Средства защиты растений

6. Работы и услуги

7.Организация производства  и управления

8.Прочие затраты

Всего затрат

100

Задание 2.

 Исчислите плановую себестоимость 1ц полноценного зерна, 1ц зерноотходов и 1ц соломы в хозяйстве, если:

Посевная площадь озимой пшеницы по плану составляет 700 га, Плановая урожайность зерна с I га - 23ц. урожайность соломы планируется в соотношении 1:0,7 к урожайности зерна.Мертвые отходы и усушка составляют 7%.

Содержащие зерноотходов в весе после доработки составляют 12%.

По данным лабораторного анализа содержащие полноценного зерна в зерноотходах - 38%. Плановые затраты на возделывание озимой пшеницы за год следующие (тыс. руб.)

  1. Оплата труда с начислениями        253,4
  2. Семена и посадочный материал        233,8
  3. Удобрения         280                                                            
  4. Содержание основных средств        140
  5. Средства защиты растений        182
  6. Работы и услуги         1178,5                                                                   Организация производства и управления        135,8
  7. Прочие прямые затраты        159,6
  8.  Всего затрат:

Методические указания по выполнению задания 2.

Чтобы   спланировать   себестоимость   единицы   продукции    зерновых    культур необходимо:

  1. исходя из норматива затрат, принятого в данном хозяйстве, спланировать затраты на побочную продукцию;
  2. определить плановые затраты на зерно и зерноотходы;
  3. определить зерно в первоначально оприходованной массе, то есть валовой сбор;
  4. спланировать зерно в физической массе после доработки (очистки и сушки);
  5. спланировать вес зерноотходов в весе после доработки;
  6. определить вес полноценного зерна;
  7. рассчитать количество полноценного зерна в зерноотходах;
  8. определить вес всего полноценного зерна;
  9. спланировать валовой сбор соломы;
  10. исчислить себестоимость 1 ц полноценного зерна, 1 ц зерноотходов и I ц побочной продукции (соломы)

Задание 3.

 Используя данные бизнес-плана, определите состав и структуру затрат на производство молока в хозяйстве.

Состав и структура затрат на производство молока        

Статьи затрат

Сумма, тыс.руб.

Структура затрат, (%).

1. Оплата труда с начислениями

2. Корма

3. Содержание основных средств

4. Средства защиты животных

5. Работы и услуги

6. Организация производства и

управления

7. Прочие затраты

Всего затрат

100

Задание 4. 

Исчислите плановую себестоимость 1ц молока, 1 головы приплода и 1 тонны побочной продукции в хозяйстве, если:

Среднегодовое поголовье коров и нетелей в хозяйстве по плану - 600 голов. Плановый выход делового приплода на 100 коров и нетелей - 90 голов. Плановая продуктивность одной коровы в год - 2300 кг молока. Норма выхода побочной продукции (навоза) от одной коровы в год - 7 тонн. Затраты на содержание молочного стада за год планируются следующие (тыс. руб.):

  1. Оплата труда с начислениями – 919,6
  2. Корма - 1950
  3. Содержание основных средств – 529,5
  4. Средства защиты животных – 19,6
  5. Работы и услуги – 442,1
  6. Организация производства и управления – 102,4
  7. Всего затрат:

Методические указания по выполнению задания 4

Чтобы спланировать себестоимость 1ц молока и одной головы приплода необходимо:

  1. Спланировать общий выход побочной продукции в тоннах;
  2. Исходя из норматива, принятого в данном хозяйстве, определить затраты на побочную продукцию;
  3. Из всех затрат исключить стоимость побочной продукции  и определить затраты на молоко и приплод;
  4. Затраты распределяются следующим образом: 90%-на молоко, 10%-на приплод;
  1. Спланировать валовой надой молока в ц;
  2. Спланировать выход телят;
  3. Определить плановую себестоимость 1ц молока, одной головы приплода и 1 тонны побочной продукции (навоза).

Контрольные вопросы

1. Дайте определение себестоимости.

2.Назовите затраты, включаемые в себестоимость продукции   животноводства.

3 .Опишите методику планирования себестоимости  1ц молока и   1   головы приплода.

4.Что понимается под структурой затрат?

5.Назовите затраты, включаемые в себестоимость продукции растениеводства.  

6.Назовите факторы, влияющие на уровень себестоимости.

7. Опишите методику планирования себестоимости 1ц зерновых культур.

Практическое занятие № 3. Определение макроэкономических показателей

Цель:  усвоение макроэкономических показателей, освоение методик их расчета.

Задание 1

Предложены следующие условия:

ВНП = 10000 д. ед.

Потребительские расходы составили 7800 ден. ед.

Государственные расходы равны 450 ден. ед..

Чистый экспорт равнялся 150 ден.ед..

Рассчитайте:

  1. Величину инвестиций.
  2. Объем импорта, при условии, что объем экспорта составляет 350 д.ед.
  3. ЧНП, при условии, что амортизационные отчисления равны 480 ден. ед.

Задание 2

Страна А имеет такие макроэкономические показатели (млрд. евро). Рассчитайте ВВП по доходам.

  1. зарплата- 156;
  2. доход от индивидуального бизнеса - 48;
  3. амортизация - 26;
  4. валовая корпоративная прибыль - 96;
  5. непрямые налоги-37;
  6. субсидии-12.

Предлагаются следующие данные по экономике страны.

Показатели (млрд. ден. ед.) сумма

Трансфертные платежи

4,0

Валовые внутренние инвестиции

16,2

Косвенные налоги

7,0

Подоходный налог

2,6

Чистый экспорт

1,1

Нераспределенная прибыль корпораций

2,8

Амортизация

7,9

Личные потребительские расходы

77,2

Налоги на прибыль корпораций

1,4

Взносы на социальное страхование

0,2

Государственные закупки товаров и услуг

8,5

Задание:

  1. Рассчитайте показатель ВНП.
  2. Найдите чистый национальный продукт (ЧНП).
  3. Рассчитайте величину национального дохода
  4. Чему равен личный доход и располагаемый личный доход?

Практическое занятие № 4 Оценка конкурентоспособности товара.

Цель «Привитие практических навыков определения конкурентоспособности продукции».

Задание: Оценить конкурентоспособность трех моделей автомобилей, относящихся к среднему классу. В примере рассматриваются реальные автомобили, во избежание  претензий со стороны производителя дадим условные обозначения: ЛА1, ЛА2, Ла3.

Для оценки показателей конкурентоспособности использованы технические характеристики этих автомобилей, опубликовавшиеся на Интернет – сайтах.

Таблица 1 - Абсолютные показатели

Требования

Весовой коэфф.

«Идеальная модель»

ЛА 1

ЛА 2

ЛА 3

Технические требования

Надежность(пробег до ремонта), км.

10

15000

3000

10000

10000

Мощность, л.с.

8

120

67,5

102

130

Экономичность (л/120 км. в см. цикле)

9

6,5

8

6,8

9

Динамика:

Разгон до 100км/час,с

7

10

12,5

10,5

11,80

Тормозной путь

(от 90 кмчас до 0),м

7

35

38

35

36

Дизайн(в баллах)

7

1

0,6

0,8

0,8

Комфортность(в баллах)

8

1

0,6

0,8

0,8

Экологичность

9

1

0,5

0,8

0,8

Клиренс,мм

8

180

150

170

170

Эргономичность(в баллах)

7

1

0,6

0,8

0,9

Опции:

Кондиционер

2

1

0

1

0

Гидроусилитель руля

2

1

0

1

1

Электростеклоподъемники

1

1

0,5

1

0,5

Центральный замок

1

1

1

1

1

Электропривод сидений

1

1

0

0

0

Регулировка руля

2

1

1

1

1

Регулировка сидений по высоте

1

1

0

0

0

Иммобилайзер

1

1

1

1

1

Подушки безопасности (от 1-6)

2

1

0

0,2

0,4

АБС

    2

    1

    0

   1

   0

Бортовой компьютер

    1

    1

    0

   0

   0

Аудиосистема

    2

    1

    0

   1

   0

Общий показатель качества

    99

Технико-экономические показатели

Средняя периодичность ТО,км

20000

20000

20000

20000

Средняя продолжительность ТО,н/ч

3

3

3

3

Средняя продолжительность рем., н/ч

2

2,5

2,5

2,5

Средняя стоимость н/ч,руб

600

600

750

800

Цена, руб

450000

225000

342000

515000

Срок службы, лет

10

10

10

10

Средний годовой пробег

20000

20000

20000

20000

Практическое занятие № 5 Исследование продукта

Цель. Усвоить методику определения жизненного цикла товара и задач маркетинга

          Жизненный цикл товара (ЖЦТ) представляет собой последовательность фаз жизни товара на рынке: внедрение, развитие (рост) рынка, зрелость и насыщение, спад и уход с рынка. ЖЦТ можно представить графически в виде кривой ЖЦТ

Объем

продаж,

руб

     

                     

                         

             Внед-          Рост          Зрелость и        Спад

             рение                            насыщение

Рис. 1. Традиционная кривая жизненного цикла товара

        Для определения стратегических альтернатив при поиске способов освоения целевых рынков используется матрица «товар-рынок», предложенная И.Ансоффом:

Существующие рынки

Новые рынки

Существующие товары

Проникновение на рынок:

-интенсификация сбыта;

-поиск новых покупателей

-вытеснение конкурентов;

-развитие сферы потребления товаров.

Развитие рынка:

-новые рынки;

-новые регионы сбыта;

- международные рынки;

создание новых областей использования товаров.

Новые товары

Развитие товара:

-разработка новых товаров собственными силами;

-развитие контрактов;

-лицензии;

обмен продуктами.

Диверсификация:

-горизонтальная;

-вертикальная;

-концентрическая.

Контрольные вопросы

  1. Раскройте содержание товара и товарной политики в маркетинге с позиции удовлетворения потребностей потребителя.
  2. В чем сущность ассортиментной политики предприятия?
  3. Каковы основные характеристики ассортимента?
  4. Раскройте сущность понятия «жизненный цикл товара». Каковы основные этапы жизненные цикла?
  5. Какие элементы входят в фирменный стиль товара, организации?
  6. Какова роль и назначение упаковки?
  7. Что такое «новый товар» в маркетинге?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Попов Н.А. «Экономика отраслей АПК» Курс лекций. - М.: ИКС «ЭКМОС»,2002-368с.

2.   Позняков В.А., Казаков С.В.Экономика отрасли): учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, 2010 - 309с. – (высшее образование)  - электронная версия

3. Вискова И.А. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика предприятия» / И.А. Вискова, Т.Ю.Соколова. –Оренбург: Издательский центр ОГАУ,2010. -27 с.

4. Грибов В.Д.Экономика организации (предприятия): учебное пособие / В.Д. Грибов ,В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. – 4-е изд.,стер. – М.:КНОРУС,2011.- 408с.-(Среднее профессиональное образование)

5.В.П. Грузинов, Вд. Грибов Экономика предприятия. Учебник . М. Финансы и статистика, 2002 - элек-тронная версия

6.Малыш Н.М.,Волкова Т.Н., Смирнова Т.В., Суховольская Н.В.,Экономика сельского хозяйства: Прак-тикум / -СПб.:Изд. «Лань», 2004.-224с.

7. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия): учебн. / под ред. И.В Сергеева. - 3-е изд., перераб. и доп. –М.:ПРОСПЕКТ,2010.-560 с.

7.МинаковИ.А., Сабетова Л.А. и др. «Экономика сельскохозяйственного предприятия» М.: КолоС, 2003 Минаков И.А. Смирнов Г.Е. «Экономика сельского хозяйства» Учебник Издадельство М «Колос», 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.12 Технология эстетических услуг

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.12 Технология эстетических услуг...

Методические указания для проведения практических занятий по дисциплине Основы менеджмента

Методические указания содержат тему, наименование и цель практический работы, основные теоретические положения, перечень вопросов для допуска к практическому занятию, задания и рекомендации по их выпо...

Методические указания по проведению практических занятий ОП. 08 Основы автоматики и элементы систем автоматического управления специальности 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электро-оборудования промышленных и гражданских зданий»

Методические указанияпо проведению практических занятийОП. 08 Основы автоматики и элементы системавтоматического управленияспециальности  08.02.09  «Монтаж, наладка и эксплуатация элек...

Методические указания для проведения практических занятий по дисциплине Экологические основы природопользования

Методические указания  содержат основные теоретические положения, контрольные вопросы, практические задания и рекомендации по их выполнению для проведения практических занятий по  дисциплине...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга".

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"....