Методические указания для проведения практических занятий по дисциплине Основы менеджмента
методическая разработка
Методические указания содержат тему, наименование и цель практический работы, основные теоретические положения, перечень вопросов для допуска к практическому занятию, задания и рекомендации по их выполнению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._ukaz._po_prakt._zanyat_menedzh._35.02.12.docx | 621.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Г.Ф. МОРОЗОВА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по дисциплине Основы менеджмента
«Профессиональный цикл»
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство
c. Слобода
2019г.
Одобрено МО профессионального цикла УГ спец. 35.00.00. Сельское, лесное и рыбное хозяйство Протокол №___от_______ 20___г Председатель МО __________________Г.В. Рыцкова |
Согласовано
Методист
____________ Е.В. Хрулева «___» ________ 20___ г.
Разработчики:
Преподаватель ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова» С.В. Матузова
Методические указания разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню подготовки студентов специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство, рабочей программы дисциплины «Основы менеджмента».
Содержание
Введение 4
Общие указания по технике безопасности при выполнении практических работ 5
Практическое занятие №1Построение и анализ организационных структур 6
управления предприятием. Определение их преимуществ и недостатков
Практическое занятие №2Выбор управленческих решений предложенных 17 производственных ситуаций
Практическое занятие №3Определение типа темперамента личности, его 23
характеристика.
Составление личного баланса успехов и неудач. Ситуационный анализ в личной и профессиональной сфере.Изучение методики выявления лидера в коллективе.
Практическое занятие №4Самоменеджмент. Планирование работы менеджера. 29 Составление образа идеального руководителя.
Используемая литература34
Приложения 35
Введение
Методические указания к выполнению практических заданий по дисциплине «Основы менеджмента» разработаны в помощь студентам для самостоятельного выполнения ими практических работ и подготовки к занятиям, предусмотренным рабочей программой.
Содержание практических заданий по дисциплине «Основы менеджмента» охватывает следующие профессиональные умения, которые в дальнейшем закрепляются в процессе изучения модулей и совершенствуются в процессе производственных практик:
- применять современные технологии управления организацией;
- оформлять основные документы по регистрации организаций;
- вести документооборот организации.
Содержание практических заданий ориентирует на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительствои овладению профессиональными и общими компетенциями.
Методические указания содержат рекомендации по проведению занятий для преподавателей, методические рекомендации для студентов по выполнению практических заданий. К каждой теме в соответствии срабочей программой по дисциплине приведены практические работы, включающие разнообразные формы заданий, синструкциями по их выполнению.
Предлагаемые задания хотя и одинаковые для всех обучающихся, но вызывают у каждого чувство личной ответственности, так как деятельность каждого проверяется и оценивается в ходе обсуждения, дискуссии и рефлексии.
Проверка знаний обучающихся позволяет осуществлять обратную связь между обучающимися и преподавателями, даёт конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки недочеты в знаниях обучающихся.
Самостоятельное нахождение правильного решения, тренировка по вопросам и заданиям способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой.
Общие указания по технике безопасности при выполнении практических работ
Практические занятия проходят в учебном кабинете. Со студентами проводится инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности.
На каждом практическом занятии перед студентами ставятся цели, задачи, указывается время выполнения каждого задания. При выполнении практических работ студенты обязаны соблюдать Правила поведения. График проведения практических работ определяется календарным планированием, утвержденным директором колледжа.
Общие требования техники безопасности
- Соблюдение инструкции по ТБ обязательно для всех обучающихся занимающихся в кабинете.
- Студенты допускаются к работе только после прохождения вводного противопожарного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте.
- Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.
- Не загромождать проходы сумками и портфелями.
- Не включать электроосвещение, средства ТСО и электроприборы.
- Не открывать форточки и окна.
- Не передвигать учебное оборудование.
- Не трогать руками электрические розетки.
- Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления.
- Травмоопасность в кабинете:
- при включении электроосвещения
- Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться
и не травмировать своих товарищей.
- Выполнять только работу предусмотренную заданием преподавателя.
Требования безопасности перед началом занятий
1. Не открывать самостоятельно ключом дверь в кабинет.
2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
3. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности.
4. Не менять рабочее место без разрешения преподавателя.
5. Дежурным обучающимся протереть доску чистой, влажной тканью.
6. Входить в рабочие помещения только с разрешения учителя.
8. Получите у преподавателя калькуляторы.
Требования безопасности во время занятий
1. Внимательно слушайте объяснения, указания и инструктаж преподавателя.
2. Соблюдайте порядок и дисциплину во время урока.
3. Приступайте к работе с разрешения преподавателя.
4. Аккуратно ведите записи.
5.Выполняйте только работу, определённую учебным заданием.
6. Неукоснительно выполняйте все указания преподавателя.
7. Поддерживайте чистоту и порядок на рабочем месте.
8.Не делайте резких движений, не трогайте посторонние предметы.
9. Соблюдайте указанный преподавателем ритм работы.
10. Не оставлять без присмотра включенные в сеть счетные машинки.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию
преподавателя в организованном порядке, без паники.
2. В случае травматизма обратитесь к преподавателя за помощью.
3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите преподавателю.
Требования безопасности по окончании занятий
1. Приведите своё рабочее место в порядок.
2. Покидайте рабочее место с разрешения преподавателя.
3. О всех недостатках, отмеченных во время занятий, сообщите преподавателю.
4. Уходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.
Студенты, допустившие невыполнение или нарушение Инструкции по ТБ, привлекаются к ответственности в соответствии с Положением о поощрениях и взысканиях для обучаемых.
Практическое занятие №1
Тема: Организация в системе управления
Наименование работы:Построение и анализ организационных структур управления предприятием. Определение их преимуществ и недостатков.
Цель: обобщение,систематизация, углубление и конкретизация теоретических знаний о признаках и видах организационных объединений, элементах внешней и внутренней среды;формирование практических навыков и умений выстраивать организационные структуры управления и определять их преимущества и недостатки;отработка навыков выделения структурных подразделенийи взаимосвязей; составления штатного расписания и должностной инструкции работников; находить и использовать необходимую экономическую информацию; способствовать формированию профессиональных и общих компетенций
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: учебные пособия, плакат, дидактический материал, мультимедийное оборудование
Основные теоретические положения
Организация как процесс выступает в виде функции управления, а организация как объединение людей для достижения целей может быть названа и предприятием, и фирмой, и учреждением и т. п. Мы видим, что этот термин имеет широкий круг значений.
Известны три составляющие организации: люди, цели, управление.
Главная цель выражается в миссии организации. Она объясняет суть деятельности, специфику бизнеса и путь развития – все то, что отличает данную организацию от остальных. Для реализации миссии и выполнения целей необходимо сформировать упорядоченные связи между элементами системы, т.е. создать определенную структуру. Организационная структура отражает внутреннее строение организации, сложившееся в ней разделение труда, связи и взаимодействия подразделений. Она закрепляет задачи, функции, права и обязанности за каждым структурным подразделением.
Организационные структуры управления на многих предприятиях построены в соответствии с общепринятыми принципами управления, сформулированными еще в начале XX в.:
- иерархичность уровней управления, когда каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
- соответствие полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
- разделение процесса труда на отдельные функции и специализация работников по выполняемым функциям;
- формализация и стандартизация деятельности, обеспечивающие однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность решения различных задач;
- обезличенность выполнения работниками своих функций;
- квалификационный отбор, в соответствии с которым наем и увольнение с работы производятся в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры, концепция которой была сформулирована немецким социологом М. Вебером. Наиболее распространенным типом такой организации является линейно-функциональная структура, в которой реализованы указанные выше принципы. Она встречается почти во всех современных организациях на том или ином уровне организационной структуры.
Организационная структура - это схема, состоящая из подразделений и отдельных должностных лиц компании, расположенных по уровням значимости и ответственности, содержащая взаимосвязи между ними и порядок подчиненности.
Грамотно построенная организационная структура дает возможность оптимизировать численность персонала и количество подразделений, упростить взаимодействие подразделений, равномерно распределять нагрузку на персонал, избежать дублирования функций, устранить двойное и тройное подчинение, разграничить сферу деятельности руководителей, определить их полномочия и зону ответственности, повысить производительность труда. Организационная структура является основой построения эффективной системы управления.
Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации.
Упрощенно организационная структура управления представляется как ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед компанией и ее подразделениями целями и распределением между ними функций.
Важнейшими принципами формирования организационной структуры предприятия являются:
- принцип целевой совместимости и сосредоточения, который заключается в создании целенаправленной системы управления, ориентированной на решение общей задачи - организации производства той продукции, в которой в данное время нуждается потребитель;
- принцип непрерывности и надежности, который означает создание таких условий производства, при которых достигается стабильность и непрерывность заданного режима производственного процесса;
- принцип планомерности, пропорциональности и динамизма, который нацеливает систему управления на решение не только текущих, но и долговременных задач развития предприятия с помощью долгосрочного, текущего и оперативного планирования;
- демократический принцип распределения функций управления, основанный на методах и правилах общественного разделения труда, согласно которым за каждым функциональным подразделением предприятия закрепляется определенная часть управленческой работы. При этом обязательно соблюдение следующих требований: подготовка управленческого решения и ответственность за его реализацию возлагается на ту службу, которая лучше всего осведомлена о состоянии дел на соответствующем объекте и больше всего заинтересована в реализации и высокой эффективности принятого решения;
- принцип научной обоснованности управления, исходящий из того, что средства и методы управления должны быть научно обоснованы и выверены на практике. Его соблюдение возможно только на основе непрерывного сбора, переработки и анализа различной информации, с использованием новейшей техники и математических методов;
- принцип эффективности управления, предполагающий рациональное и эффективное использование ресурсов производства, выпуск конкурентоспособной продукции;
- принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов, который определяется общественным характером производства;
- принцип контроля и проверки исполнения принятых решений, предполагающий разработку конкретных мероприятий по вскрытию недостатков, мешающих выполнению производственных заданий.
Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав, обязанностей и ответственности руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков.
Линейная организационная структура
Одна из простейших организационных структур управления (Рис.1). Характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения любого уровня стоит руководитель-единоначальник, который осуществляет все функции управления и единоличное руководство подчиненными ему работниками.
При этом каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления.в этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов.
Рисунок 1. Линейная организационная структура управления
Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется всего рода иерархия руководителей данной организации. Действует принцип единоначалия, суть которого в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.
Данная структура отличается простотой управления и контроля; единством и четкостью распорядительства; выраженной ответственностью; согласованностью действий исполнителей и простыми коммуникациями; оперативностью в принятии решений и личной ответственностью руководителя. Однако это предъявляет высокие требования к профессионализму, личным и деловым качествам руководителя; ярко выраженный авторитарный стиль руководства; концентрация власти у руководителя; отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений; малая гибкость и затруднительные связи между исполнителями.
Функциональная (линейно-функциональная) организационная структура
Выполнение отдельных функций возлагается на специалистов(Рис.2). Каждый исполнитель специализируется на выполнении отдельных видов деятельности. Исполнители находятся в двойном подчинении. Так, рабочий одновременно обязан выполнять указания своего непосредственного начальника и функционального специалиста. При этом специалисты, отвечающие за осуществление конкретных функций должны быть высококомпетентными. Потребность в специалистах широкого профиля снижается. Линейные менеджеры освобождены от решения специальных вопросов.
Рисунок 2. Функциональная организационная структура управления
Но при данной структуре управления тяжело поддерживать постоянные взаимосвязи между различными функциональными службами; процедура принятия решений довольно длительная и затруднено горизонтальное согласование. Эта структура с трудом реагирует на изменения. А функциональные руководители больше всего заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений(Рис.3).
Рисунок 3. Линейно- функциональная организационная структура управления
Штабная (линейно – штабная) организационная структура
Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Специалисты образуют при линейном руководстве штаб, который готовит для них данные в целях наиболее компетентного решения специальных вопросов.В этом случае функциональные органы находятся в подчинении линейного руководителя. Их распоряжения отдаются подразделениям только после согласования впоследним(Рис.4). Линейный менеджер освобожден от глубокого анализа проблем с возможностью привлечения консультантов и экспертов. Подготовка решений более глубокая, чем при линейной структуре. Однако недостаточно четко распределена ответственность и отсутствуют взаимосвязи между производственными отделениями. Присутствует тенденция к чрезмерной централизации управления.
Рисунок 4. Штабная (линейно – штабная) организационная структура
управления
Дивизионная структура управления
В связи срезким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения стали возникать дивизионные структуры. Основная фигура – менеджер, руководящий подразделением. В его подчинении ряд помощников, которые выполняют функцию координации отдельных функциональных служб. Благодаря такому сочетанию обеспечивается успешный компромисс между вертикальными и горизонтальными отношениями внутри подразделения или организации в целом. Подразделения выделяются на основании одного критерия - производство определенного вида товара, работа с определенным типом потребителя и т.д. Руководители функциональных служб зависят от менеджера, руководящего подразделением и отчитываются перед ним. Эта структура обеспечивает управление многопрофильными предприятиямис общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями; обладает большой гибкостью, адаптивностью и высокими конкурентными качествами; работает на повышение качества продукции благодаря самостоятельности подразделений и характеризуется тесной связью с производством. Ответственность менеджеров четко разграничена(Рис.5).
Однако отмечена сложность в координации деятельности и осуществления единой политики в связи с разобщенностью персонала; высокая потребность в руководящих кадрах. Руководитель вынужден планировать процесс производства от начала до конца.
Рисунок 5.Дивизионная структура управления
Основные связи - вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки - волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений и т.д.
Большое количество «этажей» управления и дублирование функций на них и как следствие - очень высокие затраты на содержание управленческой структурыПроблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав, обязанностей и ответственности руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков.
Главным свойством структур, известных в практике управления как гибкие, адаптивные или органические, является присущая им способность сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям, органически вписываться в систему управления. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в рамках крупных предприятий. Как правило, они формируются на временной основе, т. е. на период реализации проекта, программы, решения проблемы или достижения поставленных целей.
Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур. При внедрении этих структур необходимо одновременно изменять и взаимоотношения между подразделениями предприятия. Если же сохранять систему планирования, контроля, распределения ресурсов, стиль руководства, методы мотивации персонала, не поддерживать стремление работников к саморазвитию, результаты внедрения таких структур могут быть отрицательными.
Проектная структура управления
Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов. Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т.д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе). По форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной (кросс-функциональной) структуре, так и дивизионной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а на срок выполнения проекта (Рис. 6).
Рисунок 6. Проектная структура управления
Преимущества структуры - высокая гибкость;сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.
Недостатки структуры управления по проектам - очень высокие требования квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта;дробление ресурсов между проектами;сложность взаимодействия большого числа проектов в компании;усложнение процесса развития организации как единого целого.
Матричная (программно - целевая) структура управления
Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируют проекты, для постоянной деятельности - целевые программы (Рис.7).
При использовании этой программыотмечена лучшая ориентация на цели и спрос; гибко и эффективно используется персонал; улучшается контроль; снижаются расходы и эффективно используются ресурсы. Работники вырабатывают профессиональные навыки, принятия решений, управленческой культуры. Создается единый центр принятия решений.
.
Рисунок 7. Матричная (программно - целевая) структура управления
Однако двойное подчинение способствует к трудности установления четкой ответственности за работу. Поэтому предъявляются высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения. Часто возникают конфликтные ситуации между руководителями подразделений и проектов или программ.
Домашнее задание:
1.Драчева Е.Л. Менеджмент: учебник для студентов учреждений СПО / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 15 изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 304с.
- Зиновьева И.С. Менеджмент: учебное пособие, - Воронеж, 2006, - 71 с.
- Максименко Г.Б. «Менеджмент»,М.: издат.-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008
4.Сухов В.Д. Основы менеджмента: учеб.пособие для нач. проф. образования – 3-е изд., стер. – М: издательский центр «Академия»,2008. – 192с.
Перечень вопросов для допуска к практическому занятию:
- Дайте определение организации в соответствии с Гражданским кодексом.
- Какие свойства характерны для организации как системы?
- Каковы три составляющие организации?
- Назовите основные признаки организации.
- Какие организации относятся к коммерческим? К некоммерческим?
6.Каковы общие характеристики организаций?
7. В чем отличие формальных организаций от неформальных?
8. Объясните сущность понятия «среда организации».
9.Что относится к факторам внешней среды?
10. Дайте характеристику внутренней среды организации.
Практические задания и рекомендации по их выполнению
Выполнение заданий необходимо начинать с изучения теоретического материала, руководствуясь вышеуказанной литературой. Перед выполнением работы необходимо актуализировать основные положения и понятия, приведенные в методических указаниях.
Ход работы:
1. Изучите типы организационных структур управления и заполните таблицу о преимуществах и недостатках организационных структур управления.
Тип организационной структуры управления | Преимущества | Недостатки |
Линейная структура | ||
Функциональная (линейно-функциональная) структура | ||
Штабная (линейно -штабная) структура | ||
Дивизионная структура управления | ||
Проектная структура управления | ||
Матричная (программно - целевая) структура управления |
2.Постройте организационную структуру управления предприятием ландшафтного строительства.
Примерный состав органов управления для составления схемы организационной структуры управления предприятием:
1) отдел главного технолога; 2) административно-хозяйственный отдел; 3) отдел главного механика; 4) отдел кадров; 5)юрисконсульты; 6) зам. директора по экономическим вопросам; 7) отдел главного архитектора; 8) зам. директора по общим
вопросам; 9) гл. инженер; 10) финансовый отдел; 11) отдел труда и заработной платы;
12) отдел материально-технического снабжения; 13) зам. директора по производству; 14) гл. бухгалтер; 15) технический архив; 16) производственный отдел; 17) директор;
18) планово-экономический отдел; 19) зам. директора по кадрам; 20) отдел главного энергетика; 21) отдел сбыта; 22) отдел технического обучения; 23) отделтехнического контроля; 24) зам. директора по коммерческим вопросам и сбыту; 25) канцелярия; 26) зам. директора по материально-техническому обеспечению; 27) производственные цеха; 28) служба безопасности.
3.Выделите структурные подразделения, установите для них управленческие функции и взаимосвязи, составьте штатное расписание работников аппарата управления.
Образец штатного расписания приведен в Приложении 1.
- Составьте должностную инструкцию (образец в Приложении 2) специалиста по садово-парковому строительству или другого работника на ваш выбор, входящего в штатное расписание.
Основой для разработки должностных инструкций служат должностные квалификационные характеристики, приведенные в "Квалификационном справочнике должностей служащих", и соответствующие положения о подразделениях предприятия.
Разрабатывая должностные инструкции, важно соблюдать единый подход к их построению, формулировке содержания разделов, последовательности изложения текста. Инструкции должны содержать перечень всех обязанностей и полномочий работника в кратких и четких формулировках с однозначным толкованием, учитывать меняющиеся условия деятельности организации. Инструкцию разрабатывает руководитель структурного подразделения, он же и подписывает. Должностные инструкции утверждаются руководителем организации или его заместителем, курирующим работу кадровой службы. Во многих организациях принято согласовывать должностные инструкции с юридической службой. Должностная инструкция доводится до сведенияработника под расписку.
В унифицированной форме должностной инструкции, согласно ГСДОУ, отражена структура текста этого документа, включающая следующие разделы:
1. Общие положения.
2. Функции.
3. Должностные обязанности.
4. Права.
5. Ответственность.
Раздел «Общие положения» дол жен содержать: основные сведения о должности; наименование подразделения, в котором работает сот рудник, занимающий данную должность; его непосредственную подчиненность; порядок приема на работу и порядок увольнения; порядок замещения сотрудника при его отсутствии; перечень законодательных, нормативных и методических материалов, которыми сотрудник должен руководствоваться в своей деятельности; квалификационные требования к претенденту на данную должность, т.е. требования к уровню образования и стажу работы.
В разделе «Функции» определяются основные направления деятельности работника, тот участок работы, за который он несет ответственность.
В разделе «Должностные обязанности» перечисляются конкретные задачи, возложенные на специалиста, указывается форма его участия в управленческом процессе - руководит, утверждает, обеспечивает, подготавливает, рассматривает, исполняет, контролирует, согласовывает, представляет, курирует и т.д.
В разделе «Права» описываются полномочия работника, необходимые для выполнения предписанных ему действий. Здесь указываются такие права работника, как право принятия решений, получения ин формации, необходимой для работы, право визирования документов и участия в их подготовке и обсуждении и т.п. Работник должен быть наделен правом требовать от других сотрудников организации своевременного и качественного исполнения определенных действий.
Контрольные вопросы
1.Для чего необходимо формировать упорядоченные связи между элементами системы на предприятии?
2.Что отражает организационная структура управления предприятием?
3.В соответствии с какими принципами управления, сформулированными еще в начале XX в. построены организационные структуры управления?
4. Какая организационная структура называется иерархической?
5. Какая структура является наиболее распространенным типом иерархической структуры?
6. Какая структура является самой простейшей из структур?
7. Какова особенность функциональной (линейно-функциональной) организационной структуры?
8. В какой структуре управления существует штаб для подготовки решений?
9. Какая структура обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч?
10. Как называются структуры, способные легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям, органически вписываться в систему управления?
11. Назовите примеры адаптивных структур.
12.Что является основным принципом построения проектной структуры?
13. Дайте характеристику матричной (программно - целевой) структуры управления.
14.В приведенном ниже перечне подразделений определите, какие из них должны находиться в подчинении: а) у заместителя директора по экономическим вопросам; б) у заместителя директора по общим вопросам; в) технического директора.
Подразделения: отдел техники безопасности, административно-хозяйственный отдел, планово-экономический отдел, канцелярия, отдел труда и заработной платы, финансовый отдел, отдел главного конструктора, отдел стандартизации, отдел комплектации, отдел главного технолога, группа экономического анализа, отдел главного механика.
Практическое занятие №2
Тема: Основы теории принятия управленческих решений
Наименование работы:Выбор управленческих решений предложенных производственных ситуаций.
Цель: систематизация, углубление и конкретизация теоретических знаний оэтапах и технологии принятия управленческих решений; формирование практических навыков и умений принимать деловые решения в процессе управления организацией, находить и использовать необходимую экономическую информацию; способствовать формированию профессиональных и общих компетенций
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: учебные пособия,плакат, дидактический материал, мультимедийное оборудование
Основные теоретические положения
Самая важная из управленческих функций – принятие управленческих решений. Ответственность за принятые решения лежитна руководителе организации или коллегиальном органе, которыйпринимает решения.
Решение – выбор наилучшей альтернативы из числа возможных. Эффективное принятие решений – одно из важных условий эффективного существования и развития организации.
Управленческие решения могут приниматься на основе интуицииили научного подхода. Интуитивный способ основан наэмоциональном восприятии и оценке ситуации и предполагает наличиеу менеджера профессиональных знаний и значительногопрактического опыта — именно эти факторы обеспечивают взвешенностьи рациональность принимаемых решений. Научный подход,являющийся фундаментальной основой менеджмента, рассматриваетпринятие управленческого решения как целостный
процесс, содержание которого позволяет всесторонне изучить возникшуюпроблему, проанализировать возможные варианты ее решенияи выбрать наиболее эффективный из них. Научный подходобеспечивает принятие рациональных, а при соблюдении определенныхусловий — и оптимальных решений.
Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям:
• целевая направленность: решения должны быть направленына достижение определенных инновационных целей;
• иерархическая субординация: решения менеджера должнысоответствовать делегированным ему полномочиям;
• обоснованность: решения должны иметь объективное обоснованиерациональности;
• адресность: решения должны быть ориентированы в пространствеи во времени, т.е. направлены на конкретного исполнителяи ограничены по времени;
• обеспеченность: решения должны предусматривать необходимыересурсы и устанавливать источники их получения;
• директивность: решения должны быть обязательными дляисполнения и носить плановый характер.
Как правило, принятию управленческого решения предшествует тщательная его подготовка, которая включает и анализ управленческой ситуации, и прогнозирование тенденций ее развития, и многое другое.
Оценка ситуации предусматривает сопоставление фактическогосостояния деятельности с состоянием, требуемым или предусмотренным соответствующим планом. Наличие расхожденийозначает появление угрозы возникновения проблемы, требующей
управленческого решения.Формулирование проблемы для управленческого решения должносодержать характеристику ситуации, описание ее масштабов(пространственных и временных), указание причин и определениеуровня решения. Рациональное решение базируется на объективном и глубоком анализе проблемы и учитывает определенные требования.Проблема – это сложный вопрос, задача, требующая уяснения, изучения, оценки и разрешения.
Формирование альтернативцелесообразно начинать с установления граничных областей поиска возможных решений, т.е. критериев оценки. Критерии оценки альтернатив могут задаваться качественными (имидж, устойчивость предприятия, демонстрация потенциала и пр.) или количественными (затраты, научно-технический уровень, конкурентоспособность и пр.) параметрами. Чаще всего критерии оценки альтернатив решений формулируются в видепараметров экономической эффективности.
В теории и практике менеджмента используется много разнообразных методов формирования управленческих решений,основанных на моделировании производственных процессов,их прогнозировании, построении дерева целей, морфологическоманализе ситуации и пр.
Применение методов должно быть направлено на формирование возможно большего количества допустимых вариантов решения проблемы. Решениепринимается на основе сравнительной оценки допустимых вариантови выбора наилучшего из них с точки зрения установленныхкритериев.
После того как решение принято, должен быть разработан детальный план его реализации,включающий количество необходимых ресурсов, срок реализации, исполнителей, которым поручена реализация различных этапов принятого управленческого решения.
Заключительный этап принятия решения — организацияконтроля за его реализацией и оценка фактических итогов выполненияпредусмотренных решением мероприятий (Рис.8)
Рисунок 8. Процесс принятия решений
В процессе принятия и реализации управленческих решений от более высокого звена кболее низкому в управленческой иерархии передаются приказы, распоряжения, инструкции,планы, запрашивается информация о состоянии дел на местах.
В обратном направлении передается информация о состоянии дел, о выполнении приказов, распоряжений, планов, запрашиваются управленческие решения при возникновении проблем, решение которых не входит в компетенцию более низкого управленческого звена. К более высокому управленческому звену могут поступать предложения по решению возникшихпроблем, по корректировке плановых заданий и т.д.
От качества управленческих коммуникаций во многом зависит успешная реализацияуправленческих решений.
Технологическая последовательность процесса управления, в которой реализуются основные функции управления, образует основной управленческий цикл (Рис. 9).
Рисунок9. Основной управленческий цикл
В каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности. Тем не менее существует общая технология процесса принятия решений.
Она проходит 3 стадии, изображенные на рисунке 10:
- подготовка решения (анализ ситуации, поиск, сбор, обработка информации, выявление и формулирование проблемы)
- принятие решения (разработка и оценка альтернативных решений, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора рационального решения; выбор и принятие наилучшего решения)
- реализация решения (конкретизация решения и доведение его до исполнителей, контроль за ходом его выполнения, коррективы и оценка результата)
Постановка проблемы
Выявление факторов и условий
Разработка вариантов решения
Оценка эффективности возможных вариантов решения
Выбор оптимального варианта и принятие решения
Выполнение принятого решения
Контроль за исполнением
Оценка результатов
Рисунок10. Этапы принятия решения
Домашнее задание:
1. Драчева Е.Л. Менеджмент: учебник для студентов учреждений СПО / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 15 изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 304с.
- Зиновьева И.С. Менеджмент: учебное пособие, - Воронеж, 2006, - 71 с.
- Максименко Г.Б. «Менеджмент»,М.: издат.-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008
Перечень вопросов для допуска к практическому занятию:
- Что представляет собой решение?
- Какие требования предъявляются к управленческим решениям?
- Что играет важную роль в принятии решений руководителем?
- Какие наиболее типичные производственные ситуации при выполнении хозяйственной деятельности в лесном секторе?
- Какое решение можно назвать оптимальным?
- Что представляет собой метод «мозговой атаки»?
- Какое решение мы называем наиболее точным?
- Какое решение требует абсолютно новый подход к решению наиболее сложной проблемы?
- Перечистите решения, которые касаются непосредственно вас и которые приняли за последнее время.
Практические задания и рекомендации по их выполнению
Выполнение заданий необходимо начинать с изучения теоретического материала, руководствуясь вышеуказанной литературой. Перед выполнением работы необходимо актуализировать основные положения и понятия, приведенные в методических указаниях.
Ход работы:
1.Предлагается в порядке тренинга определить правильную последовательность решения проблемы, ориентируясь на этапы приведенные в таблице.
Наименование этапов | Ранг |
Разработка вариантов решения проблем | |
Выбор решения | |
Постановка задачи исполнителям | |
Организация выполнения решения | |
Выбор критерия оценки варианта решения | |
Формулирование проблемы | |
Контроль за выполнением решения | |
Документальное оформление задач | |
Оформление решения | |
Определение потребности и цели |
После заполнения таблицы обсудить последовательность решения проблем с группой.
- Фирма по озеленению в силу небольшого количества ее сотрудников может быть отнесена к малым предприятиям. Одно из основных направлений ее деятельности — организация садово-парковых работ. В последние несколько лет отмечается сокращение общего количества заказов садово-парковых работ в связи с чем сокращаются доход от реализации услуг фирмы и объем получаемой прибыли.
Произвести более глубокое изучение сложившейся ситуации, исследовать причины проблемы и разработать систему мер, способствующих ее улучшению, используя таблицу 1.
Таблица 1
Принятие рационального решения
Почувство- вать, что у Васесть проблема | Сформу- лировать иуточнить ее | Определить ваши цели и критерии | Выработать возможные альтернативы устранения проблемы | Оценить эти альтернативы по системе установленных критериев | Выбрать наилучшую альтернативу |
3. Для улучшения конкурентных позиций на рынке топ-менеджмент
фирмы рассматривает три возможных управленческих решения:
1) снижение цены;
2) увеличение расходов на рекламу;
3) расширение ассортимента.
Определите положительные и отрицательные стороны каждого решения.
4.В связи с открытием станции метро в районе магазина топ-менеджментупредстоит принять решение, как следует развивать свойбизнес в ближайшие три года. Менеджеры рассматривают тривозможности изменения мощности магазина:
1) перемещение на новое место, ближе к метро;
2) расширение имеющегося магазина;
3) сохранение выжидательной тактики.
Как поступите вы на их месте, обоснуйте свое решение. Какие цели вы преследуете?Постройте дерево решений для рассматриваемой задачи или разработайте пути принятия решений, используя таблицу 1.
- Проработайте Тест «Решительны ли вы?» Он поможет вам найти ответы на вопросы: является ли решительность сильной стороной вашего характера? Скоропалительны ли ваши решения? Сделайте выводы. Что следует изменить в вашем характере?
Контрольные вопросы
- Что такое решение?
- Какова последовательность анализа проблемы и выбора решения?
- Какие экономические показатели говорят об эффективности менеджмента? Объясните свой выбор.
Варианты:
- Количество управленческого персонала
- Оборот предприятия
- Удельный вес управленческого персонала в общей численности организации
- Производительность труда на основных технологических операциях
- Уровень затрат на управление в расчете на единицу объема реализации
- Себестоимость выпускаемой продукции
4.Предположим, вы получили предложение из конструкторского бюро о возможности освоения производства нового вида продукции. Что вы сделаете в первую очередь, чтобы определить целесообразность этого решения?
Варианты:
- Распоряжусь провести на моемпредприятии анализ производительности
труда и использования производственноймощности
- Проанализирую поведение моихпотребителей и конкурентов
- Сопоставлю длительность жизненногоцикла и возможные сроки подготовки
производства этого изделия
- Срочно попрошу рекомендацийи гарантий инвестиций в моем банке
5. Вы - менеджер по персоналу. В вашу фирму пришла молодаяспособная женщина, желающая стать торговым агентом.Уровень ее квалификации значительно выше, чем у претендентов-мужчин на эту должность. Но прием ее на работу неизбежновызовет отрицательную реакцию со стороны ряда ваших торговыхагентов, среди которых женщин нет, а также может раздосадоватьнекоторых важных клиентов фирмы.
Возьмете ли вы эту женщину на работу? Почему?
6. Вы - менеджер туристской фирмы. К вам пришла женщина,желающая отдохнуть в Греции. У вас же есть горящий тур наМертвое море в Израиль. У женщины явные проблемы с давлением,одышка. Вы знаете, что гипертоникам на Мертвом море
ехать противопоказано.Как вы поступите?
Практическое занятие №3
Тема: Психология менеджмента
Наименование работы:Определение типа темперамента личности, его характеристика.
Составление личного баланса успехов и неудач. Ситуационный анализ в личной и профессиональной сфере.Изучение методики выявления лидера в коллективе.
Цель: обобщение,систематизация, углубление и конкретизация теоретических знаний о структуре личности, ее свойствах, видах темпераментов; формирование практических навыков и умений строить взаимоотношения, учитывая структуру, свойства личности, особенности темперамента;управлять персоналом, используя психологические методы; организовывать деятельность коллектива, создавая здоровый психологический микроклимат; находить и использовать необходимую экономическую информацию; способствовать формированию профессиональных и общих компетенций
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: учебные пособия, плакат, дидактический материал, мультимедийное оборудование
Основные теоретические положения
Способности — это совокупность таких психических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них. Способности проявляются, функционируют и развиваются только в деятельности.
В зависимости от сложности, многообразности и общественной значимости деятельности различают три уровня развития способностей.
Одаренность— благоприятное сочетание способностей обеих групп, позволяющих человеку успешно заниматься несколькими видами деятельности.
Талант — совокупность способностей, которые позволяютполучать продукт деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
Гениальность— высшая степень одаренности, позволяющая человеку достичь общественно значимых, имеющих революционное значение результатов.
Характер — это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведенияличности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, ксамому себе.
Среди индивидуальных особенностей личности, которыеярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту.Под темпераментом следует пониматьприродные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.
Менеджеру с сангвиническим темпераментом присущи такие положительные качества, как целеустремленность и настойчивость, большая подвижность и легкая приспособляемость кновой обстановке, умение четко и уверенно действовать в сложных условиях, гибкость ума и сосредоточенность внимания,высокая продуктивность при динамической работе, оптимизм исклонность к юмору, общительность и коллективизм, стремление к лидерству, умение быстро найти контакт с подчиненнымии завоевать авторитет, постоянное стремление к духовному обогащению и самовоспитанию.
У недостаточно воспитанного менеджера-сангвиника могутпроявиться такие отрицательные качества, как формальное отношение к своим обязанностям при потере интереса к работе,упрямство и раздражительность в ответ на критику, неосмотрительность и беспечность.
Менеджеру с холерическим темпераментом присущи быстрота реакции, подвижность и энергичность в служебной деятельности, постоянное стремление быть впереди всех, умелоеруководство подчиненными. В сложных условиях он действуетсмело, самоотверженно, любит рисковать и преодолевать опасность. В общественной работе проявляет большую активность,критичность, инициативность, самостоятельность. Холерик весьма общителен, легко устанавливает эмоциональные связи, настойчнво стремится к лидерству, чрезвычайно чувствителен кобщественному мнению и оценкам подчиненных.
У недостаточно культурного менеджера-холерика можно наблюдать такие отрицательные качества, как неуравновешенность, вспыльчивостьи несдержанность, грубость и бестактность, самонадеянность изазнайство. Он часто стремится к особому положению в коллективе, легко меняет друзей, открыто высмеивает недостатки слабых, бывает злопамятен, мстителен, раздражителен, придирчив и предъвзят. Настроение неустойчиво,чувства меняются резко и неожиданно. Холерик может бытьисточником конфликтов и напряжений в коллективе.
Менеджера смеланхолическим темпераментом отличают добросовестность, усердие,аккуратность при выполнении привычных обязанностей, старание. Ему свойственныисполнительность, повышенное чувство ответственности, принципиальность, справедливость, отзывчивость, деликатное отношение к подчиненным, критичность и самокритичность, ровное настроение и скромность. Он тактичен,с подчиненными поддерживает деловые взаимоотношения, редко спорит, в конфликтах участия не принимает, внимателен к просьбам и предложениям подчиненных, спокойно воспринимает похвалу, тщательно анализирует свою деятельность.Егоиногда называют добрым и хорошим товарищем, душой коллектива.
Среди типичных недостатков в деятельности и общении такого служащего можно наблюдать быструю утомляемость, нерешительность и осторожность, неуверенность действий в сложной обстановке, заторможенность реакций и пассивность в учебе,замкнутость и необщительность,малую инициативность и подверженность чужому влиянию,пессимизм и упрямство.
Менеджеру с флегматическим темпераментом свойственны надежность в службе и работе, уверенность и самообладание, упорство и настойчивость, терпение, авторитетность средиподчиненных, желание оказать им любую помощь, постоянствов дружбе с одним или двумя коллегами. В сложных условияхон действует бесстрашно, не страшится эмоциональных перегрузок, в конфликты не вступает, стремится до конца выполнить намеченное.
Недостатки менеджера-флегматика: с трудом овладевает новыми знаниями и навыками, не умеет быстро реагировать наприказы и распоряжения, не стремится избавиться от плохихпривычек и стереотипов мышления, на критические замечанияреагирует спокойно, пассивен в общественной работе, с предубеждением относится к отдельным подчиненным, бывает ленив и инертен. Он не способен одновременно решать несколькозадач, быстро переключаться с одного задания на другое,
В основе руководства людьми находится влияние, т. е. психологическое (эмоциональноеили рассудочное) воздействие, которое оказывается на них с целью измененияповедения.
Потенциальная или реальная возможность влияния на окружающихназывается властью.Власть реализуется в управлении как совокупность полномочий, компетентностии лидерства.С помощью власти распределяются и перераспределяются ресурсы, а действиячленов организации направляются на достижение общей цели. Она выступает какмощное средство координации их деятельности, экономящее издержки,связанные с их осуществлением.
По направленностивласть может быть позитивной, созидающей, и негативной,дающей возможность манипулировать людьми, что-то разрушать, чему-либо препятствовать.
Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть — это власть должности.Она обусловлена ролью последней в структуре управления, совокупностьюпринадлежащих ей прав (полномочий) и не связана с личностными качествами занимающегоее субъекта.Реальная власть зависит также от степени признания ее обладателя окружающими,т. е. от его места не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений.Она измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данномулицу подчиняться, либо степенью его независимости от окружающих.
Лидер также является руководителем, но характер его действийиной, чем у обычного менеджера-администратора.В противоположность этому лидеры выполняют функции, ожидаемыеколлективом. В отличие от администратора, они не командуют, не контролируютокружающих, а ставят цели и ведут за собой,поддерживают, вселяют уверенность,вдохновляют, помогают найти место в жизни, выход из сложных ситуаций. Те же,кто следует за ним, делают это не по обязанности, а из доверия и являются поотношению к лидеру не подчиненными, а последователями. Лидер не утверждается приказом, а психологически признается окружающимикак единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей,взять на себя большую ответственность, чем предусмотрено должностью. К лидерудобровольно, но не всегда осознанно присоединяется большинство группы. Чемвыше его авторитет, тем выше эффективность деятельности последней.
Стиль руководства — это качественная характеристика деятельности руководителя,способов его воздействия на исполнителей.
Таблица 2
Сравнительная таблица основных стилей руководства
Объект сравнения | Стили руководства | ||
Авторитарный | Демократический | Либеральный | |
Способ принятия решений | Единоличный, руководителем | Руководителем совместно с подчиненными | Индивидами или группой при участии руководителя или без него |
Способ воздействия на подчиненных | Приказ | Предложение | Просьба,уговоры/ угрозы |
Ответственность | На руководителе | В соответствии с полномочиями | На исполнителях |
Инициатива исполнителей | Допускается | Поощряется и используется | Преобладает |
Предпочтительные сотрудники | Исполнительные, покорные | Квалифицированные | Инициативные, творческие |
Отношение руководителя к контактам | Соблюдает дистанцию | Активно поддерживает | Инициативы не проявляет |
Отношение к подчиненным | Жесткое, требовательное | Доброжелательное, требовательное | Мягкое, нетребовательное |
Требования к дисциплине | Формальные, жесткие | Разумные | Неопределенные |
Способы стимулирования | Административные | Экономические | Моральные/ силовые |
Атмосфера | Напряженная | Свободная | Свободная/ произвол |
Дисциплина | Слепая | Высокая | Сознательная/ низкая |
Интерес к работе | Низкий | Высокий | Высокий/никакого |
Особенности процесса труда | Высокая интенсивность | Высокое качество | Творчество/ безразличие |
Домашнее задание:
1. Драчева Е.Л. Менеджмент: учебник для студентов учреждений СПО / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 15 изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 304с.
- Зиновьева И.С. Менеджмент: учебное пособие, - Воронеж, 2006, - 71 с.
- Максименко Г.Б. «Менеджмент»,М.: издат.-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008
Перечень вопросов для допуска к практическому занятию:
- Какова роль психологических методов управления в менеджменте?
- Назовите важнейшие свойства личности.
- Что такое статус личности?
- Что собой представляют способности?
- Каковы уровня развития способностей различают?
- Что собой представляет характер человека?
- Перечислите типы темпераментов личности.
- Какую группу людей можно назвать трудовым коллективом?
- Какие этапы в своем развитии проходит трудовой коллектив?
- В чем разница в понятиях руководитель и лидер?
- Какими качествами должен обладать лидер?
- Что представляет собой стиль руководства?
- Какие известны стили руководства?
Практические задания и рекомендации по их выполнению
Выполнение заданий необходимо начинать с изучения теоретического материала, руководствуясь вышеуказанной литературой. Перед выполнением работы необходимо актуализировать основные положения и понятия, приведенные в методических указаниях.
Ход работы:
1.Изучите типы темперамента, используя таблицу 2. Определите тип своего темперамента. Заполните таблицу. Определите недостатки и преимущества своего типа темперамента и используйте их для собственного развития.
Задача менеджера состоит в том, чтобы, учитывая особенности темперамента работников, поручать им такую работу, так строить с ними взаимоотношения, чтобы раскрылись их лучшие черты, в максимальной степени использовался их потенциал.Изучите стр. 245- 246 учебного пособия по«Менеджменту» Максименко Г.Б. и заполните таблицу.
Типы темперамента | Положительные качества | Отрицательные качества | Поведение руководителя по отношению к подчиненным |
Холерик | |||
Сангвиник | |||
Флегматик | |||
Меланхолик |
2. Изучите теорию жизненных сценариев психолога Э. Берна. Дайте характеристику соответствующим им работникам.
Изучение и использование менеджерами результатов исследования психологов дает возможность более правильного их взаимодействия с работниками,облегчает учет
особенностей наиболее характерных свойств личности подчиненных.
Изучите стр. 248- 249 учебного пособия по«Менеджменту» Максименко Г.Б. и заполните таблицу.
Жизненные сценарии по Э. Берну | Характеристика работника |
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
3. Изучите стили управления (стр. 199- 208 учебного пособия по«Менеджменту» Максименко Г.Б. и стр. 52-53учебного пособия Зиновьевой И.С. «Менеджмент») и заполните таблицу. Укажите достоинства и недостатки стилей руководства и качества менеджера, которые формируют представление о его стиле управления. Представьте в виде управленческой «Решетки менеджмента» взаимоотношения руководства и подчиненных.
Стили руководства | Достоинства | Недостатки | Качества менеджера |
Авторитарный | |||
Демократический | |||
Либеральный |
4. Проведите социологическое исследование по выявлению лидеров в коллективе (группе).
А) Составьте список членов коллектива и каждому присвойте определенный номер. Размножьте и раздайте список.
Б) На листе со списком каждый напишет по три вопроса и даст на них ответ.
- К кому бы вы обратились по учебному вопросу? (например – ответ 5 8)
- Кого бы вы выбрали руководителем (старостой) группы?
- Кто вам симпатичен как личность?
В) Сделайте анализ по каждому вопросу в отдельности и выявите лидеров.
Контрольные вопросы
- Дать определение понятия "лидерство" в коллективеи его роли.
- Объяснить, как следует учитывать наличие в коллективе неформальных лидеров.
- Проанализируйте набор лидерских качеств известных исторических деятелей.
- Выскажите свое мнение по вопросу о том, где вероятнее появление лидера:
в маленькой организации или в большой.
- Обсудите в учебной группе список качеств, необходимых современному
руководителю, и предложите собственную версию.
6. Покажите принципиальное различие между авторитарным, демократическим
и либеральным стилями руководства.
7. Обоснуйте, какой из перечисленных стилей руководства в большей мере
подходит для следующих организаций:
• совет директоров акционерного общества;
• конструкторское бюро;
• банк;
• транспортное предприятие;
• рекламное агентство.
5. Выскажите свое мнение по вопросу о том, какие стили руководства должны
применяться в учебном заведении:
• со стороны директораи учебной части;
• со стороны преподавателей.
Практическое занятие №4
Тема: Управление трудовыми процессами. Культура управленческого труда
Наименование работы:Самоменеджмент. Планирование работы менеджера.Составление образа идеального руководителя.
Цель: обобщение,систематизация, углубление и конкретизация теоретических знаний о личных, профессиональных и деловых качествах менеджера; самоменеджменте и культуре управленческого труда;формирование практических навыков и умений определять основные качества менеджера, составляющие имиджа менеджера и выстраивать собственный имидж; умений составлять план работы и проекта рабочего места менеджера; способствовать формированию профессиональных и общих компетенций
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: учебные пособия,дидактический материал, мультимедийное оборудование
Основные теоретические положения
Менеджер, его личные качества сильно влияют на процессуправления и его эффективность, которая обеспечивается прежде всего соединением воедино пяти факторов производства: капитала, информации, материалов, людей и организации, самымглавным из которых является человек. В связи с этим необходима разработка общей модели современного менеджера.
Современный менеджер во всем мире воспринимается какэффективный, инновационный руководитель (лидер + власть+ стиль работы + карьера). Менеджер должен иметь широкийкругозор и системное нестандартное мышление по вопросамвнутренней взаимосвязи, факторов корпорации и взаимодействияпоследних с внешней средой. Он должен иметь высокие общечеловеческие качества и психологические способности, обладатьспособностями идти на разумный и взвешенный риск, уметьосуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и осуществлять бизнес-план. Уметь осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие организации с учетом потребностей и занятие в нем новых инновационных ниш.
Руководитель должен иметь:
— широкое общее представление о положении дел за пределами своего подразделения, осознание изменений вовнешней среде и возможностях их использования;
— чуткость к ситуациям внутри и вне фирмы;
— творческий подход и умение мотивировать действия, решения свои и персонала;
— желание и способность сотрудничать:
—понимание результатов, умение планировать и выполнятьпланы;
— способность идти на риск;
— способность принимать решения;
— готовность дать оценку полученным результатам и определить программу развития фирмы и ее персонала.
В повседневной работе руководитель должен постоянно (ане случайно) получать результаты, иметь личный план работы,четко планировать деятельность подчиненных, делегировать имнеобходимые права и ответственность, обеспечивать четкуюоценку деятельности подчиненных, обеспечить деятельностьподразделения независимо от себя (например, подготовив заместителя), гордиться собою и подчиненными, желать сотрудничать, разрешать конфликты и т.д.
Менеджеру необходимоиметь:
— жажду знаний, профессионализм, новаторство и творческий подход к работе;
— упорство, уверенность в себе и преданность делу;
— нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи;
— психологические способности влиять на людей;
— коммуникабельность и чувство успеха;
— эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость;
—открытость, гибкость и легкую приспособляемость к происходящим изменениям;
— ситуационное лидерство и энергию личности в корпоративных структурах;
— внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации;
— энергичность и жизнестойкость;
— склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению;
— ответственность за деятельность и за принятые решения;
— потребность работать в коллективе и с коллективом.
Самоменеджмент руководителяпредполагает последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в личной повседневной практике для того, чтобыоптимально и со смыслом использовать свое время. Это организация руководителем своей собственной деятельности.
Для самоменеджмента фундаментальноезначение имеет осознание того, куда мы хотим прийти и кудамы попасть не хотим, а также не попасть туда, куда нас хотятпривести другие. Если у руководителя существует осознаннаяцель, то туда же направлены и все неосознанные силы руководителя, т.е. цели служит концентрация сил на важных направлениях. ≪Случайные успехи хороши, но редки. Запланированные успехи лучше, поскольку они управляемы и случаютсячаще≫.
Для того чтобы добиться успеха, необходимо правильно выбрать цели, добиться ясности цели. Дляэтого могут использоваться различные технологии. Необходимо ответить для себя на следующие вопросы:
Каких целей вы хотите достичь?
Согласуются ли они между собой?
Существуют ли так называемая высшая цель и определенные промежуточные цели на пути к главной?
Знаете ли вы, что вы сами можете сделать для этого (сильные стороны) и над чем вам еще надо работать (слабые стороны)?
Путем анализа своихспособностей мы определяем, что вообще мы можем совершить,т.е. каким личным потенциалом для достижения своих целейрасполагаем. Речь идет о дальнейшем развитии этого потенциала. С другой стороны, мы должны ясно представлять себе своислабости, чтобы избегать действий, которые могут способствовать проявлению подобных ≪качеств≫, или принять меры к избавлению от ЭТИХ недостатков. ≪Знать свои слабости — значит,укреплять свои сильные стороны≫.
В основе культуры управленческого труда лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером.
Основные элементы культуры управленческого труда:
— личная культура менеджера;
— культура содержания рабочею места;
— рациональное распределение рабочего времени;
— культура в работе с письмами клиентов и других лиц;
— культура проведения массовых мероприятий;
— организационная культура;
— культура приема посетителей;
— культура речи.
Имидж – впечатление, которое производит человек на окружающих, его стиль мышления, поведения, обращения с людьми, его внешность, одежда, манеры.
Имидж – форма жизнепроявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются сильнодействующие личностно-деловые качества, также он выступает как людское признание, оценочное отношение.
Мастерство преподносить себя можно при желании развить.
Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и «звучит».
Менеджеру необходимо иметь свой, но непременно цивилизованный стиль поведения, благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.
Домашнее задание:
1.Драчева Е.Л. Менеджмент: учебник для студентов учреждений СПО / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 15 изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 304с.
- Максименко Г.Б. «Менеджмент»,М.: издат.-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008
3.Зиновьева И.С. Менеджмент: учебное пособие, - Воронеж, 2006, - 71 с.
Перечень вопросов для допуска к практическому занятию:
- Что собой представляют менеджеры низшего, среднего и высшего звена?
- В чем заключается профессионализм менеджера?
- Какие требования предъявляются к менеджеру?
- Где содержится перечень требований к специалисту, претендующему на занятие конкретно должности?
- Что представляет собой имидж менеджера?
- Что такое самоменеджемент?
- По каким причинам руководителю может не хватать времени?
Практические задания и рекомендации по их выполнению
Выполнение заданий необходимо начинать с изучения теоретического материала, руководствуясь вышеуказанной литературой. Перед выполнением работы необходимо актуализировать основные положения и понятия, приведенные в методических указаниях.
Ход работы:
1.Изучите, какими деловыми, личными ипрофессиональными качествами должен обладать менеджер(стр. 43-46, 250-265 учебного пособия по«Менеджменту» Максименко Г.Б.) и заполните таблицу.
Личностные качества | Профессиональные качества | Деловые качества |
2. Каковы на ваш взгляд составляющие имиджа менеджера? Изучите стр. 327-332учебного пособия по«Менеджменту»Максименко Г.Б и назовите их.
ПользуясьТаблицей2 оцените фактический и запланируйте желаемый свой имидж. Что вы собираетесь делать для его создания?
Таблица 2
Имидж на уровне окружения | Какую одежду Вы носите? |
Каким транспортом пользуетесь? | |
Какие люди находятся рядом с Вами? | |
Где Вы живете? | |
Как (где) отдыхаете? | |
Имидж на уровне поведения | Чем Вы занимаетесь? |
Какое у Вас хобби? | |
Как Вы держитесь на публике? | |
Как Вы ведете себя при общении с людьми? | |
Имидж на уровне возможностей и способностей | Какие у Вас есть способности? |
Каковы Ваши возможности (организационные, финансовые) ? | |
Какими ресурсами Вы располагаете (материальными, финансовыми, информационными, трудовыми)? | |
Имидж на уровне убеждений, ценностей | Что Вы считаете для себя ценным? |
Во что Вы верите? | |
Какие убеждения у Вас есть? | |
Имидж на уровне идентичности | Кем Вы себя считаете? (Я…..) |
Имидж на уровне идеала | К чему Вы стремитесь? |
Кем бы Вы хотели быть? | |
Чем в идеале хотели бы заниматься? |
3. Составьте рамочный план работы на учебный день. Разделить время по степени значимости (метод АВС).
4. Составьте проект рабочего места менеджера любого уровня управления и оснастите его необходимыми средствами оргтехники.
Производительность управленческого труда находится в прямой зависимости от состояния рабочих мест и условий, в которых трудится менеджер.
Рациональная организация рабочего места менеджера обеспечивает создание максимальных удобств и благоприятных условий труда, повышает содержательность работы. В настоящее время предложено множество типовых проектов организации рабочих мест для различных категорий административно-управленческого персонала.
Изучите стр. 60-62учебного пособия Зиновьевой И.С. «Менеджмент» и составьте проект рабочего места менеджера любого уровня управления.
Контрольные вопросы
- Какие основные элементы культуры управленческого труда известны?
- Что необходимо, чтобы добиться успеха?
- Назовите составляющие имиджа.
- Для чего необходим личный план работы менеджеру?
- Какова общая модель современного менеджера?
- Какие из качеств наиболее важны для человека, чтобы стать менеджером?
- личные
- деловые
- профессиональные
7. Назовите качества менеджера.
8.Как Вы поступите в следующей ситуации?
Вы – начальник отдела крупного предприятия, у Вас в подчинении находится 50 служащих. Некоторые Ваши подчиненные постоянно обращаются к Вам за советом или рекомендациями по вопросам, которые должны решать самостоятельно, и тем самым отвлекают Вас от неотложных и более важных дел. Есть ли в сложившейся ситуации Ваша вина как руководителя?
9. Как Вы поступите в следующей ситуации?
Вы – руководитель крупной организации. В первую очередь Вы всегда выполняете неотложные дела. Вы пытаетесь самостоятельно решать все важные вопросы и тем самым тратите большую часть своего рабочего времени, но часть дел так и остается «лежать на столе». Как исправить сложившуюся ситуацию?
10.Как Вы поступите в следующей ситуации?
Вы заняты выполнением важного и срочного дела. В это время Вам звонят по телефону и просят консультацию по вопросу, который находится в компетенции Вашего заместителя. Ваши действия?
11. Как Вы справитесь с данной ситуацией?
В конце рабочей недели у Вас сложилась ситуация, когда возникло много задач, которые требуют Вашего внимания и сил.
12.Как Вы поступите в следующей ситуации?
Вы чувствуете, что намеченные на день дела Вы не успеваете сделать вовремя. Помимо того, что уже выполнено, еще нужно провести совещание с руководителями подразделений, заказать билеты на самолет для предстоящей командировки, сделать заказ на поставку товаров и встретиться с рабочими по поводу внедрения в производство новой технологии:
а) постараетесь быстро все сделать сами?
б) перепоручите некоторые дела секретарю или помощнику?
в) перенесете несделанное на другие дни?
Выбранное решение обоснуйте.
Список рекомендуемой литературы
Основные источники:
1. Гапоненко А.Л. Менеджмент: учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт,2019. -398с.
2.Драчева Е.Л. Менеджмент: учебник для студентов учреждений СПО – 3 изд.– М.: Академия, 2019. – 304с.
3. Матузова С.В. Основы менеджмента: учебное пособие .- Слобода: ХЛК,2019, 82с.
Дополнительные источники:
- Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник.- Москва: Проспект, 2015. – 320 с.
- Менеджмент/ А.М. Руденко и др.; под. Ред. А.М. Руденко. – Ростов н/Д:Феникс, 2015. – 215 с.
- Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 6 –е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 556 с.
Приложение 1
Наименование организации УТВЕРЖДАЮ
Данные об организации штат в количестве ___единиц
с месячным фондом заработной платы
_____________ руб.
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ Директор
00.00.0000 №_____________ ______________ Ф.И.О.
«__»___________г.
аппарата управления
Наименование структурного подразделения | Профессия (должность) | Количество штатных единиц | Оклад (тарифная ставка), руб. | Надбавка, руб. | Месячный фонд заработной платы, руб. | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Руководители структурных подразделений
_________________ ________________ ______________________
должность подпись расшифровка подписи
_________________ ________________ ______________________
должность подпись расшифровка подписи
Главный бухгалтер ________________ ______________________
подпись расшифровка подписи
Приложение 2
Должностная инструкция автомеханика
Общие положения
1.1. Автомеханик относится к категории специалистов.
1.2. Автомеханик назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора .
1.3. Автомеханик непосредственно подчиняется финансовому директору.
1.4. На время отсутствия автомеханика его права и обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке.
1.5. На должность автомеханика назначается лицо, имеющее среднее специальное образование, высшее техническое образование.
1.6.Автомехани должен знать:
— требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ (услуг), к рациональной организации труда на рабочем месте;
— правила техобслуживания и ремонта автомобилей;
— устройство автомобиля;
— основы управления автомобилем;
— назначение и правила применения используемого оборудования;
— расходные материалы, применяемые в ходе ремонта;
— правила пользования средствами индивидуальной защиты;
— виды брака и способы его предупреждения и устранения;
— производственную сигнализацию;
— правила по охране труда;
— правила производственной санитарии и противопожарной безопасности.
1.7. Автомеханик руководствуется в своей деятельности:
— Уставом организации, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.
Должностные обязанности автомеханика
Автомеханик выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Ремонтирует системы:
— ABS (система антиблокировки тормозов);
— SRS («подушки» безопасности);
— EDS (система управления пробуксовкой колес);
— SUPER SELECT (многорежимная трансмиссия).
2.2. Промывает форсунки инжекторных двигателей.
2.3. Ремонтирует КПП (коробка переключения передач).
2.4. Ремонтирует топливную аппаратуру (дизель, бензин).
2.5. Ремонтирует ходовую часть.
2.6. Ремонтирует ДВС (двигатель внутреннего сгорания).
2.7. Регулирует развал-схождение.
2.8. Занимается шиномонтажем и балансировкой.
2.9. Устанавливает защиту картера.
2.10. Заносит все выполненные операции в рабочий лист.
2.11. Проводит ТО автомобилей (техническое обслуживание).
Права автомеханика
Автомеханик имеет право:
3.1. Обращаться к руководству предприятия с требованиями оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.2. Обращаться к руководству предприятия с предложениями по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы.
3.3. Обращаться к руководству предприятия с требованиями создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.4. На получение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
3.5. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.6. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.7. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
3.8. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.9. На повышение своей профессиональной квалификации.
Ответственность автомеханика
4.1. Невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения работы.
4.3. Причинение материального ущерба в пределах, которые определены гражданским и трудовым законодательством РФ.
4.4. Совершение в процессе осуществления своей деятельности правонарушений в пределах, которые определены уголовным, административным и гражданским законодательством РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине Химические основы экологии
Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине Химические основы экологии...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению практических занятий по учебной дисциплине ОП.03. МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению практических занятий по учебной дисциплине ОП.03. МЕНЕДЖМЕНТ для специальности Прикладная информатика...
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.12 Технология эстетических услуг
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.12 Технология эстетических услуг...
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы философии для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы философии для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине Основы экономики, менеджмента и маркетинга
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙпо дисциплине Основы экономики, менеджмента и маркетинга...