Духовно - нравственное воспитание в современном образовательном процессе на уроках физики.
статья на тему
Создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности обучающихся – основная цель духовно – нравственного процесса в колледже. Концепция духовно – нравственного воспитания гласит, что необходимо стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознает ответственность за государство, воспитанный в традициях РФ.
Каждая дисциплина предназначена учить тем или иным знаниям. Задача преподавателя – воспитывать отношение к науке и раскрыть внутренний мир обучающихся, заложить основы нравственных отношений.
Д.И.Менделеев сказал: «Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего».
Физика – наука о природе, а человек существенная ее часть, потому и физика может многое о человеке сказать.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающихся следующих результатов: личностных, метапредметных, предметных.
Формировать у обучающихся чувство гордости и уважения на уроках физики можно знакомством их с жизнью и достижениями ученых, внесший вклад в развитие российской и мировой науки. Преподаватель физики постоянно на уроках использует исторический материал, привлекая обучающихся.Знакомство с историей физики позволяет оживить и углубить преподавание самой физики, используя красочные факты, представить основные законы в их развитии. При изучении некоторых тем представлены в последовательной форме эволюция основных физических воззрений, описаны процессы формирования основных понятий и концепций физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duh_nravstennoe_vospitanie.docx | 15.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно- нравственное воспитание в современном
образовательном процессе на уроках физики.
Журавлева Лидия Васильевна
Преподаватель физики ГБПОУ МО «Коломенский аграрный колледж»
Создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности обучающихся – основная цель духовно – нравственного процесса в колледже. Концепция духовно – нравственного воспитания гласит, что необходимо стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознает ответственность за государство, воспитанный в традициях РФ.
Каждая дисциплина предназначена учить тем или иным знаниям. Задача преподавателя – воспитывать отношение к науке и раскрыть внутренний мир обучающихся, заложить основы нравственных отношений.
Д.И.Менделеев сказал: «Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего».
Физика – наука о природе, а человек существенная ее часть, потому и физика может многое о человеке сказать.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающихся следующих результатов: личностных, метапредметных, предметных.
Формировать у обучающихся чувство гордости и уважения на уроках физики можно знакомством их с жизнью и достижениями ученых, внесший вклад в развитие российской и мировой науки. Преподаватель физики постоянно на уроках использует исторический материал, привлекая обучающихся.Знакомство с историей физики позволяет оживить и углубить преподавание самой физики, используя красочные факты, представить основные законы в их развитии. При изучении некоторых тем представлены в последовательной форме эволюция основных физических воззрений, описаны процессы формирования основных понятий и концепций физики.
Биография ученых – физиков показывает их качества: преданность Отчизне, стремление развивать науку своей Родины, поднять престиж на более высокий уровень. Знакомство с успехами страны в области физики и техники позволяет формировать у обучающихся чувство гордости за свою Родину. Если говорить о значении работ К.Э Циолковского для космонавтики, необходимо отметить, что труды ученого в области ракетной техники занимают важное место среди достижений мировой техники.
Говоря о ракетостроении, на первый план выходит жизнь академика С.П.Королева. Девизом главного конструктора С.П.Королева было: работать и работать в интересах Родины, в интересах человечества.
Изучая тему «Основы молекулярно – кинетической теории нужно рассказать о М.В.Ломоносове. Полезно напомнить его заслуги перед Родиной. М.В.Ломоносов благодаря таланту, трудолюбию, целеустремленности, силе творческого духа смог подняться до уровня величайших представителей науки. Он своим примером убедил, « что может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов российская земля рождать».
П.Л.Капица – лауреат Нобелевской премии, гордость отечественной науки. Ученый обладал незаурядным научным талантом, удивительным чувством нового, много уделял внимания проблемам экологии. Одной из них он считал сохранение озера Байкал.
При изучении темы ядерных реакций обращаемся к биографии И.В.Курчатова –крупнейшего ученого, организатора советской атомной науки и техники. Важно отметить деятельность этого ученого, направленную на использование ядерной энергии в мирных целях. И.В.Курчатов писал: « Я счастлив, что родился в России и посвятил свою жизнь атомной науке великой страны».
В целях патриотического воспитания существенно остановиться на открытиях П.Н.Лебедева. Он совершил поистине научный подвиг, осуществляя опыты по измерению светового давления. П.Н.Лебедев получает приглашение в Институт Нобеля в Стокгольме, но ученый отказывается отэтого предложения и остается на Родине.Как истинный патриот он не мог покинуть свое Отечество.
На уроках физики нельзя не говорить об изобретении А.С.Попова. Рассматривая вопрос изобретения радиосвязи, преподаватель знакомит обучающихся на исторических заслугах А.С.Попова перед Родиной и всем человечеством. Преподаватель рассказывает о том , что этот физик воплотил лучшие черты передовых ученых России, твердо веривших в науку.
А.С.Попов способствовал научно – техническому прогрессу,, использовал научные достижения доя решения прикладных задач. Изобретение радио для Родины было для него наградой.
Изучая открытия в физике , обучающиеся знакомятся с такими учеными как: П.Н.Яблочков, А.Н.Лодыгин, А.Д Сахаров( лауреат премии мира), А.Г.Столетов, и другие.
Важно отметить на уроках и о знаменитых физиках – лауреатах нобелевских премиях: П.А.Черенков И.Е.Тамм, Н.Г.Басов, И.М.Франк, Л.Д.Ландау, П.Л.Капица, А.М.Прохоров, Ж.И.Алферов, В.Л.Гинзбург, А.А.Абрикосов.
Изучая физику, необходимо рассказать о самоотверженном творческом труде ученых –физиков в годы ВОВ. Это примеры нравственности и гражданственности. Многие с оружием в руках отстаивали независимость нашей страны. В действующей армии были Г.И.Флеров и К.А. Петраж. Это они открыли самопроизвольное деление ядер урана.. А.М.Прохоров три года воевал, а после двух тяжелых ранений вернулся в Физический институт АН СССР. Академик А.Ф.Иоффе возглавлял работу по улучшению танковой брони, А.П.Александров работал по вопросу спасения кораблей от магнитных мин. Очень много других наших ученых трудились на благо Родины. Их самоотверженный труд в годы ВОВ можно считать настоящим гражданским подвигом.
Именно на таких примерах мы должны воспитывать подрастающее поколение.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание студентов в учебном процессе
В основу материалв легли примеры духовно-нравственного воспитания в нашем колледже...
Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»
Статья написана к научно-практической конференции «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского...
Использование современных образовательных технологий на уроках физики.
Журавлева Лидия ВасильевнаПреподаватель физикиГБПОУ МО «Коломенский аграрный колледж» Важнейшие ориентиры современной педагогической науки и образовательной политики, цели образования...
Доклад Применение современных образовательных технологий на уроках физики
Доклад Применение современных образовательных технологий на уроках физики...
Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профессионального воспитания молодежи в условиях социального партнерства в системе СПО» Пути совершенствования духовно - нравственных ценностей у современной молодежи
Содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин дает возможность преодолеть узкопрофессиональное мышление, формирует духовно богатую личность, обладающую высокими нравственными и гражданск...
Современные образовательные технологии на уроках физики
07.03.2022г.Современные образовательные технологии на уроках физики...
Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»
Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...