Современные образовательные технологии на уроках физики
статья
07.03.2022г.
Современные образовательные технологии на уроках физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_na_urokah_fiziki.docx | 42.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии на уроках физики
Новые требования к изучению дисциплин естественно- научного цикла пришли с новым 21-м веком и в Российское образование. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения преподавателя и студента .
Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения занятий и т. п. Успех во многом зависит от умения преподавателя донести нужную информацию обучающимся. Однако нужного результата можно не достичь, если не учитывать индивидуальные особенности студентов.
Дисциплина физика давно отнесена к категории самых сложных. Перед преподавателем ставиться задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики и при таком малом количестве отведенных часов.
Среди множества современных педагогических технологий принцип активности студента в процессе обучения был и остается одним из основных.
Использование современных образовательных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, добиться хороших результатов. Среди них :
- Проблемное обучение
- Информационно-коммуникационные технологии
- Научно-исследовательская и проектная деятельность
- Интерактивное обучение
В течение ряда лет на своих уроках я использую элементы проблемного обучения.
Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что если есть задача, значит обучающийся ищет способ ее решения. Проблемные задания могут быть разной степени сложности, но стремление разобраться и устранить их – главный мотиватор.
Традиционное обучение, как правило, обеспечивает студентов системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности.
Проблемное обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность, формирует познавательный интерес.
Никто и никогда не отменял в педагогике практическую направленность в обучении и воспитании.
Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на занятиях условия для творческой мыслительной работы студентов. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала.
Расширить свою воспитательно-образовательную деятельность, можно применяя в учебной и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационные технологии.
Компьютерные технологии на уроках физики предполагают:
- использование мультимедиа-технологий при изучении учебного материала;
- интенсивное использование компьютеров как инструмента повседневной учебной работы студентов и преподавателей;
- изменение содержания обучения физики;
- реализация межпредметных связей физики с другими учебными дисциплинами;
- обучения студентов методом коллективного решения проблем;
- поиск и обработка информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет".
Компьютерные средства обучения способны «откликаться» на действия студента и преподавателя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Совершенно уникальные возможности для взаимообратной связи , интерактивному общению предоставляет Всемирная компьютерная сеть – INTERNET.
Информационные технологии повышают информативность занятий и способствуют эффективности обучения. Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.
Наличие в учебном заведении компьютеров и подключения к сети Интернет позволяют организовать дистанционное обучение студентов, не имеющих возможности посещать по различным причинам очные занятия. В наше время это стало очень актуально ..
Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность обучающихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине такие уроки особенно эффективны, так как получение знаний происходит в процессе самостоятельной творческой работы.
Для проведения тематического и итогового контроля знаний студентов мною составлены и используются на занятиях тематические компьютерные тесты.
К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе занятия, что позволяет сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению его информацией. Презентация дает возможность проявить творчество и индивидуальность. Обучающиеся и сами охотно составляют презентации и используют их в своих ответах на уроке.
В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний обучающихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему с точки зрения различных наук.
Одной из форм моей работы является формирование у студентов исследовательской компетенции. Обучающиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем посредством физики. Изучая проблемы с разных сторон, у них усиливается стремление к получению теоретических знаний не только в области физики, но и экологии, медицины и др. наук.
Эта работа трудная и кропотливая, но в то же время очень интересная. Вместе с обучающимися мы выбираем тему исследования, я помогаю анализировать полученную информацию, а затем обобщить, выделить главное и исключить второстепенное.
Почти каждый год мы проводим урок-конференцию «Радиация и жизнь».Целью проведения конференции не только раскрытие творческого потенциала студентов, ведение научно-исследовательской работы, но и ответственность за жизнь на Земле.
На протяжении нескольких лет мои ученики принимают участие в городских, краевых и
Мы не должны забывать о самой страшной техногенной трагедии, произошедшей 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции.
200 тысяч человек со всего Советского Союза участвовали в ликвидации последствий этой аварии , за что и были названы ликвидаторами.
Молодые ребята , пожарные , 18-20 лет , стоя над разрушенным реактором , гасили пламя разбушевавшегося атома , получая при этом дозы облучения не совместимые с жизнью.
Среди них были уроженцы Мордовии-1, 5тыс. человек, многих уже давно нет в живых.
Следует упомянуть и проектную деятельность обучающихся –как новую технологию обучения. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения , как процесса запоминания, к самостоятельной познавательной деятельности; от неопределённости и размытости перспектив «дружбы» с физикой к серьёзной мотивации деятельности в области физики или инженерных наук.
Проект – самостоятельная творческая работа студента, начиная от идеи до материального воплощения.
В реализации проектов заинтересованы все: студент занят работой и развитием своего творческого потенциала (применением знаний в новых ситуациях) с перспективой получить несколько оценок и благополучную аттестацию по физике (одного из сложных предметов), преподаватель заинтересован в повышении знаний и интеллекта обучающихся, их занятости творчеством.
Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне реальности , межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную и познавательную деятельность студентов.
Используемая литература:
- «Обучение деятельности на уроках физики» Е.А. Румбешта, ж. «Физика в школе» №7. 2013
- «Экспериментальные задания» В.Ф. Шилов. Ученические мини-проекты).
- Intel Обучение для будущего, Москва , 2014.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
- Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа – № 4, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии на уроках истории и во внеурочной деятельности
Преподователь делится опытом модернизации традиционного обучения и использования современных образовательных приемов и технологий....
статья по теме: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы"
Новый подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования....
Доклад на тему:"Современные образовательные технологии на уроках физической культуры"
Данный доклад служит методической помощью для преподавателей физической культуры....
Духовно - нравственное воспитание в современном образовательном процессе на уроках физики.
Создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности обучающихся – основная цель духовно – нравственного процесса в колледже. Концепция духовно – нравственного в...
Использование современных образовательных технологий на уроках физики.
Журавлева Лидия ВасильевнаПреподаватель физикиГБПОУ МО «Коломенский аграрный колледж» Важнейшие ориентиры современной педагогической науки и образовательной политики, цели образования...
Доклад Применение современных образовательных технологий на уроках физики
Доклад Применение современных образовательных технологий на уроках физики...
Современная педагогическая технология на уроках физики
p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; }a:link { } Учить проектировать - значит закладывать в учащегося способность прогнозировать события, ставить цели, формировать этапы, достигать эти ...