Духовно-нравственное воспитание студентов в учебном процессе
статья на тему

Пагина Светлана Викторовна

В основу материалв легли примеры духовно-нравственного воспитания в нашем колледже

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание студентов в учебном процессе

С.В. Пагина

Белгородский механико-технологический колледж

Сегодня образование не может оставаться в «замкнутом пространстве», когда профессиональное образование живет само по себе, а духовно-нравственное воспитание студентов само по себе, возникают большие проблемы их стыковки.

Некоторые педагоги решили сузить все функции учебных заведений, направив свои усилия на передачу знаний ученику, и выдвинули идею ненадобности процесса воспитания. Такая педагогическая практика привела к ухудшению личностных качеств и черт поведения наших детей. О таком возможном исходе дела еще в начале 20-го века предупреждал русский философ и ученый И.А. Ильин. В своих трудах по педагогике Иван Александрович высказывает следующую мысль: “Образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его…”

И.А. Ильин отмечает, что искусство воспитания детей - одно из благороднейших искусств. Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нем духовность.

Сложный период, ныне переживаемый российским народом, нашел существенное отражение во всех сферах нашего общества, появляясь в сложных и противоречивых процессах человеческой деятельности, переход экономики России к рыночным отношениям, развитие демократических принципов в неокрепшем правовом государстве, развитие широких связей с многими странами Запада, влияние западных стран на духовно-нравственное  воспитание подрастающего поколения на ряду с положительными изменениями, привнесли в нашу жизнь  массу негативных последствий, которые в конечном итоге сводятся к общему снижению уровня духовной жизни наших граждан, и прежде всего молодого поколения. 

 Многие свойства личности на начальном этапе, несомненно, формируются в семье. Духовно пробудить ребенка – первостепенная  задача, не только преподавателя, но и родителей.  Вот как об этом пишет И.А. Ильин: “…из духа семьи и рода, из духовного приятия своих родителей и предков родится и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства”, поэтому в   работе я стараюсь постоянно поддерживать связь с родителями. Параллельно с учебным процессом, происходит процесс изучения личности ребенка, взаимоотношения  между учениками в колледже, взаимоотношение ученик – преподаватель. Необходимо выявить склонности, интересы, потребности подростков. Нередко поведение детей в общеобразавательной школе  отличается от поведения в колледже. Ученик попадает в атмосферу « обучение-производство», в условия наиболее приближенные к условиям взрослой жизни, он приобщается к знаниям о жизни,  что в свою очередь влияет на личность подростка. С одной стороны перед нами - ученик-подросток, с другой – подросток - «будущий специалист». Обучение по специальности «Парикмахерское искусство» дает возможность ученикам общаться с людьми различных поколений и различного социального положения в обществе. Студент, развивая свои профессиональные навыки, формирует свою  линию поведения, ценностные ориентиры в процессе совместной деятельности с людьми в ходе общения с ними. В нашем колледже создается система отношения между людьми, которые порождают определенные отношения данной личности к другим людям, труду, обществу, самой себе, то есть ребенок формируется как личность в процессе совместной деятельности с людьми. Вот почему очень важно уметь организовать разнообразную деятельность детей, которая имеет существенное решающее значение для его развития и воспитания.

Производственная практика, проводимая в лучших салонах города, развивает у учеников способность культурного общения с клиентами, позволяет им приобщается к знаниям о жизни. Для них опыт специалистов старшего поколения становится фундаментом собственного опыта.  Специфика нашего профессионального обучения дает возможность контакта  с клиентами более зрелого возраста,  а нередко и с участниками Великой Отечественной войны, инвалидами, детьми- инвалидами.

 Подчеркиваю: воспитать – значит организовать деятельность детей. В процессе  работы я использую все виды внеурочной деятельности, такие как познавательная, ценностно-ориентированная, общественная, эстетическая, что представляет подростку - студенту духовно расти и доставляет ему удовлетворение. Воспитательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей.

В колледже  стали традиционными  такие мероприятия, как проведение «Недели специальности», «Акция милосердия». Доминирующей составляющей моей воспитательной работы является художественно - эстетическая деятельность. Чем объясняется этот выбор?

Никто не сомневается, что творение человека – это самая сложная и универсальная, самая благородная профессия. Это высшее напряжение всех духовных сил человека, это мудрость, это искусство.

Этим обусловлено включение в программу обучения разделов «профессиональная культура общения», «профессиональный этикет», «психология человека». Они способствуют формированию психологической и нравственной готовности студента жить в мире общения и культуры, то есть у него формируется умение воспринимать парикмахерское искусство и культуру общения в гармонии.

Парикмахерское искусство способно втянуть ребенка в мир красоты. Студенты активно участвуют в конкурсах парикмахерского искусства, что способствует их этическому развитию. В течение учебного года проводятся экскурсии в лучшие салоны-парикмахерские города, развивая у подростков художественно – этический вкус.

Усвоение социальных ценностей моими воспитанниками осуществляется путем проведения бесед по социально-нравственной тематике, например “Зачем нужно в нашем обществе милосердие?»

  Проблемы, возникающие в учебном процессе, плотно переплетены с проблемами отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта.

Все дело в том, что воспитание не дает ощутимого результата, минуя  самоадаптацию ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь. Поэтому для результата ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения. В нашем конкретном случае примером может служить прохождение производственной практики в салонах различных уровней. В одном случае для студент, проходящего практику в элитном салоне, примером является  наглядная агитация высокого уровня обслуживания и профессионального этикета, а в другом салоне  он  сталкивается с потребительским, нетактичным поведением обслуживающего персонала, что соответственно оставляет негативный отпечаток в сознании ученика. Учебно-производственный процесс дает возможность студенту встать на путь самостоятельного опытного присвоения принятых и выработанных им самим ценностей.

В настоящее время перед нами стоит основная задача воспитания: вобрать в себя внешнюю и внутреннюю красоту, гармоничное соответствие нравственного и эстетического в характере  совершенного человека, в котором внутренний мир и внешний облик гармонически уравновешены,   красота которого нам доставляет духовную радость, удовольствие, рождает оптимизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по классному руководству на тему: Мировоззренческие и духовно-нравственные основы воспитания во взаимосвязи с прикладной этикой

Обращение к названной теме  обусловлено рядом причин:необходимостью преподавания педагогики, в том числе и проблемы духовно-нравственного воспитания с различных мировоззренческих пози...

Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»

Статья написана к научно-практической конференции  «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского...

Становление и развитие духовно-нравственных потенциалов у студентов

В работе отражены основные  приемы и методы для формирования  духовно-нравственных  потенциалов у студентов СПО...

Современные здоровьесберегающие технологии как основа формирования познавательных способностей и психической адаптированности студентов к учебному процессу.

Основной идеей концепции формирования здорового образа жизни в стиле образования является развитие физического и психического здоровья подрастающего поколения, что станет важным компонентом философско...

О структурировании самостоятельной работы студентов в учебном процессе колледжа

Аннотация: в статье рассматриваются предложения автора по нормированию самостоятельной работы студентов колледжа по сложности и временным затратам....

Развитие духовно-нравственных ценностей у студентов колледжа

Проблемы духовно-нравственного воспитания в  рамках СПО, вопросы морали, принципы духовно-нравственного воспитания – являются самыми актуальными на сегодняшний день. Актуальность проблемы с...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...