РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 09. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА
рабочая программа на тему
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Омской области "Павлоградский техникум
сельскохозяйственных и перерабатывающих технологий"
СОГЛАСОВАНО: Генеральный директор ЗАО «Яснополянское» ____________________ М.В. Ковальчук "___"___________20___г.
| УТВЕРЖДАЮ: Директор БПОУ ПТСиПТ ______________ Л.В. Терещенко "___"___________20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 09. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ
КАЧЕСТВА
Павлоградка 201_
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена (далее – ФГОС СПО ППССЗ) по специальности
35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Организация-разработчик: бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области "Павлоградский техникум сельскохозяйственных и перерабатывающих технологий" далее (БПОУ ПТСиПТ)
Разработчики:
- Т.Н. Сагнаев – преподаватель первой квалификационной категории
БПОУ ПТСиПТ
- А.В. Денищенко - преподаватель первой квалификационной
категории БПОУ ПТСиПТ
- Л.И. Богомолова - заместитель директора БПОУ ПТСиПТ
- Н.А. Шагин – старший мастер БПОУ ПТСиПТ
- О.Н. Завгородний – генеральный директор ЗАО «Милоградовское»
Рассмотрена и утверждена
на заседании методической комиссии специального цикла №1
(Протокол № _____от________20___г)
Председатель методической комиссии: ___________Т.Н. Сагнаев
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1.ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3.условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 10 |
4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и подтверждение качества
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 110809 Механизация сельского хозяйства, входящей в состав укрупненной группы специальностей 110000 Сельское и рыбное хозяйство по направлению подготовки 110800 Агроинженерия.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
- приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия метрологии;
- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
- формы подтверждения качества;
- основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: |
|
лабораторные работы | 12 |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
в том числе: |
|
внеаудиторная самостоятельная работа | 30 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2
| 3 | 4 | ||
| 90/60/30 | ||||
3/2/1 | |||||
Введение | Краткий исторический обзор развития метрологии, стандартизации и сертификации. Правовые основы, цели, задачи и объекты. | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа Стандарты на детали | 1 |
| |||
Раздел 1. Метрология |
| 36/24/12 |
| ||
Тема 1.1 Основные положения в области метрологии | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
1 | Метрология: основные понятия и определения. Задачи метрологии. Нормативно – правовая основа метрологического обеспечения точности. Международная система единиц. Единство измерений. Метрологическая служба. Основные термины и определения. Международные организации по метрологии. | ||||
Тема 1.2 Концевые меры длины. Гладкие калибры. Щупы.
| Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
1 | Плоскопараллельные концевые меры длины (ПКМД): понятие, назначение. Правила составления блока мер требуемого размера. Классификация гладких калибров и их назначение. Щупы и их назначение. | ||||
Тема 1.3 Универсальные и специальные средства измерения.
| Содержание учебного материала | 2
| 2
2
2
2 | ||
1 | Простейшие средства измерения. Штангенинструменты: штангенциркуль, штангенглубиномерштангенрейсмус. Нониусы, их назначение и устройство. | ||||
Тема 1.4 Точность, пределы измерения, проверка настройки микрометрического инструмента | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Микрометрические инструменты: микрометр, микрометрический глубиномер, микрометрический нутромер. |
| |||
Тема 1.5 Допуск и его связь с погрешностью | Содержание учебного материала | 2 | |||
1
| Выбор средств измерения линейных величин. Гарантированный инструмента. Допустимая погрешность измерений. Выбор средств измерения по погрешности. |
| |||
Тема 1.6 Плоскопараллельные концевые меры длины. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Измерительные головки приборов для относительных измерений (индикаторы, микрокаторы, миниметры, оптиметры). Угломеры. |
| |||
| Лабораторные работы | 12 | 3 | ||
Измерение параметров деталей машин с помощью штангенинструментов (штангенциркуль). | 2 | ||||
Измерение параметров штангенрейсмасом (штангензубомером) и специальных измерительных средств | 2 | ||||
Измерение параметров микрометрическим инструментом ценой деления 0,01 мм | 2 | ||||
Регулировка клапанов газораспределительного механизма с использованием щупа. | 2 | ||||
Измерение числа оборотов при сборке машин | 2 | ||||
Использование плоскопараллельных концевых мер длины (плиток) | 2 | ||||
Самостоятельная работа по разделу 1 Современные измерительные инструменты, применяемые в машиностроении (конспект и рефераты) | 12 | ||||
Раздел 2. Стандартизация |
| 51/34/17 | |||
Тема 2.1 Основные понятия в области стандартизации | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Стандартизация, стандарт. Стандартизация и ее разновидности. Цели и задачи стандартизации. Комплексная и опережающая стандартизация. Международная организации по стандартизации (ИСО). Внедрение международных стандартов в отечественную нормативную документацию. Принципы стандартизации. Основные методы стандартизации. |
| 2 | ||
Самостоятельная работа Подготовить сообщение о порядке утверждения и внедрения стандартов. | 1 |
| |||
Тема 2.2. Организация работ по стандартизации | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Органы и службы стандартизации в Российской Федерации и их функции. Осуществление государственного контроля и надзора. Информационное обеспечение в области Цели, принципы создания, структура стандартов. Понятие об экономической эффективности стандартизации. |
| |||
| Самостоятельная работа Подготовить сообщение об экономической эффективности. | 1 | |||
Тема 2.3. Общие принципы взаимозаменяемости
| Содержание учебного материала | 2 | 2
| ||
1 | Взаимозаменяемость. Виды взаимозаменяемости: полная и неполная, геометрическая и функциональная, внешняя и внутренняя. Основные принципы взаимозаменяемости и ее связь с эксплуатационными требованиями, технологией производства. Роль взаимозаменяемости в рациональном производстве и ее эффективность. Причины появления погрешностей геометрических параметров элементов деталей. Точность в технике. Термины: точность, погрешность. |
| |||
Тема 2.4. Основные понятия и определения по допускам и посадкам
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Классификация соединений по форме сопрягаемых поверхностей, по характеру контакта, по степени подвижности. Основные определения: номинальный, действительный и предельный размеры; отклонения размера: действительное, предельное (верхнее или нижнее), среднее. Допуск размера. Определение посадки. Связь предельных зазоров и натягов с допусками на обработку. Понятие о зазоре и натяге. Предельные зазоры и натяги. Допуск посадки (зазора и натяга). Графическое изображение полей допусков. Расстановка размеров с отклонениями на чертежах. |
| |||
Практическое занятие | 4 |
| |||
Решение примеров и задач на определение предельных размеров, отклонений, зазоров и натягов. | 2 | ||||
Определение допуска размера и посадки. Графическое изображение полей допусков деталей соединения. | 2 | ||||
Тема 2.5. Точность формы деталей. Шероховатость поверхностей
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Поверхности (профили) прилегающие и реальные. Отклонения и допуски формы и расположение поверхностей: терминология, виды, условные детали. Параметры шероховатости. Условные обозначения шероховатости и простановка их на чертежах. Понятие о волнистости поверхностей. Влияние отклонений геометрических параметров на эксплуатационные показатели машин. Точность обработки, основные причины возникновение погрешностей. | ||||
Самостоятельная работа по теме 2.3 – 2.5 Выполнить эскиз сборочного узла, в котором были бы резьбовые, шпоночные, шлицевые соединения, подшипниковые соединения. Выполнить деталировку узла и назначить способ обработки, обозначить на поверхностях деталей шероховатость, отклонения и допуски расположения поверхностей. | 5 |
| |||
Тема 2.6. Система допусков и посадок для гладких цилиндрических соединений. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Общие сведения о системе допусков и посадок гладких цилиндрических соединений. Посадки в системе вала, графическое изображение. | ||||
Тема 2.7. Выбор посадок и назначение допусков гладких цилиндрических соединений
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Расчетные предельные зазоры (натяги) - основа выбора и назначения посадок. Выбор посадок соединений с зазором по расчетным зазорам с использованием таблиц допусков и основных отклонений. Обоснование выбора системы отверстия или системы вала. Расчет и выбор посадок с гарантированным натягом. Преимущества и недостатки системы отверстия. Применение посадок с зазором. Изменение зазора в соединениях в процессе их эксплуатации. Выбор и назначение посадок по аналогии. Область применения посадок в сельскохозяйственном машиностроении и автомобилестроение. Выбор и назначение переходных посадок. | ||||
Практическое занятие | 4 | 3 | |||
Определение предельных отклонений и выбор посадок по предельным зазорам или натягам. | 2 | ||||
Решение задач по выбору посадок расчетным путем. | 2 | ||||
Самостоятельная работа по теме 2.6; 2.7; Проанализировать зависимость срока службы соединения от начального зазора. Приработка (стендовая обкатка) как способ увеличения зазора сопряжений. Уточнение расчетных предельных зазоров при выборе посадки для соединений, подвергающихся стендовой обкатке. | 4 | ||||
Тема 2.8. Система допусков и посадок подшипников качения.
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Классы точности подшипников. Зазоры в подшипниках (начальные, монтажные, рабочие). Виды нагружения колец (циркуляционное, местное и колебательное). Степень подвижности колец подшипников в зависимости от характера их нагружения. Особенности системы допусков и посадок для подшипников. Выбор и назначение посадок для циркуляционного и местнонагруженного колец подшипников. Требования к точности формы шероховатости поверхностей деталей, сопрягаемых с подшипниками качения. | ||||
Самостоятельная работа Провести расчет интенсивности нагрузки на посадочные поверхности, выбрать поля допусков для посадочных поверхностей и обозначить их на сборочном чертеже | 1 |
| |||
Тема 2.9. Допуски и посадки угловых размеров | Содержание учебного материала | 2 |
2 | ||
1 | Зависимые и независимые углы. Степени точности угловых размеров. Допуски угловых размеров. Способы выражения и обозначения допусков углов | ||||
Тема 2.10. Допуски и посадки резьбовых, шпоночных и шлицевых соединений
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Квалификация резьб и их применение. Крепежые резьбы и их основные параметры. Допуски, основные отклонения, степени точности, классы точности. Обозначение требований к точности резьб на рабочих и сборочных чертежах. Применение шлицевых соединений. Понятие о центрировании. Допуски и посадки. Обозначение посадок шлицевых соединений на чертеже. Применение шпоночных соединений. Основные параметры призматических и сегментных шпонок. Допуски шпоночных соединений и их обозначение на чертежах. | ||||
Практическое занятие | 2
| 3
2 | |||
На эскизе сборочного обозначить посадки. | |||||
Самостоятельная работа по теме 2.9; 2.10; Составить из элементов обозначения посадок резьбовых, шпоночных, шлицевых соединений и обозначить их на сборочном чертеже.
| 3
| ||||
Раздел 3. Подтверждение качества | Содержание учебного материала | 2 | |||
Тема 3.1. Сертификация продукции и услуг. Системное управление качеством | 1.
2.
3. | Система показателей качества продукции. Оценка и методы оценки качества продукции. Контроль и методы контроля качества. Цели сертификации. Обязательная сертификация. Продукция (услуги), подлежащая (подлежащие) обязательной сертификации. Нормативные документы по сертификации. Система сертификации. Добровольная сертификация. Единая система государственного управления качество продукции. Основные понятия и определения в области качества продукции. Классификация и номенклатура показателей качества. |
| ||
Самостоятельная работа по разделу 3 | 2 | ||||
Изучить вопрос международного сотрудничества в области стандартизации, метрологии и качеством продукции, ознакомиться с содержанием стандартов СТ ИСО |
| ||||
Дифференцированный зачёт по разделам 1 - 3 | 2 | ||||
90/60/30
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Метрология, стандартизация и подтверждения качества»
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- измерительный инструмент;
- изношенные детали ДВС;
- учебно-методические материалы: инструкционные карты, комплекты контрольных вопросов, заданий
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Радченко Л. А. Основы метрологии, стандартизации и сертификации в общественном питании. – М.: «Феникс», 2014.
- . Кошевая И. П, Канке А. А.. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Инфра-М, 2014.
- Иванов И.А., Урушев С.В. Основы метрологии, стандартизации, взаимозаменяемости и сертификации: Учебное пособие. – М.: ГОУ УМЦ ЖДТ, 2007.
4.Кузнецов В.А., Ялунини Г.В. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Инфра-М, 2015.
- Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2015.
- Основы стандартизации, метрологии и сертификации / И.М. Лифиц. – М.: «Юрайт», 2000.
- Антонюк Е.М., Антонюк П.Е., Бишард Е.Г. и др. Сборник задач по метрологии и измерительной технике: Учеб.пособие – СПб, 2015.
8.Дубовой Н. Д., Портнов Е. М. Основы метрологии, стандартизации и сертификации. – М.: Инфра-М, 2015.
Дополнительные источники:
- Дудников А.А.. Основы стандартизации, допуски посадки и технические измерения. – М: ВО Агпромиздат», 2015.
- Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. – М: Машиностроение, 2015.
- Козловский Н. С., Виноградов А. Н. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения. – М.: Машиностроение, 2014.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: |
|
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов | наблюдение и оценка выполнения практических занятий |
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой | наблюдение и оценка выполнения практических занятий |
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества | наблюдение и оценка выполнения практических занятий |
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ | наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ |
Знания: |
|
основные понятия метрологии; | устный опрос, письменная проверка |
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность; | решение задач, устный опрос |
формы подтверждения качества; | устный опрос, письменная проверка |
основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов; | устный опрос |
терминологии и единиц измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ | устный опрос, письменная проверка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
для специальностей11.02.01 «Радиоаппаратостроение»11.02.02 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 09 «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
РП...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества для специальности 35.02.05 Агрономия (заочная форма обучения)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества для специальности 35.02.05 Агрономия (заочная форма обучения)...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 "Метрология, стандартизация и сертификация"
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и учебного плана по специа...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 "Метрология, стандартизация и подтверждение качества"
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и учебного плана по специа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09. Метрология, стандартизация и подтверждение качества
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по ППССЗ 35.02.16. Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и о...